Борьба и победа в произведениях современных композиторов. Исследовательская работа на тему"образы борьбы и победы в искусстве"

Класс: 5

Задачи урока:

  • Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.
  • Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие

У.: Какова тема раздела прошлой четверти?
Д.: Музыка и изобразительное искусство.
У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У.: Большое значение имеет исполнение музыки. Не только работа создателя, но и исполнителя. Давайте вспомним музыку Джорджа Гершвина «Хлопай в такт».

Исполнение песни Дж. Гершвина «Хлопай в такт».

У.: В каком стиле написано произведение, которое мы исполняли?
Д.: Джаз.
У.: А как вы думаете, у нас получилось правильно его понять, распознать, и, главное, исполнить? Аргументируйте, почему?
Д.: Мне кажется, что у нас все получилось, потому что мы были эмоциональны, и нам даже захотелось пританцовывать!
У.: Пожалуй, я с вами соглашусь. Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

  • Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?
  • Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее:
– Кто это здесь, что за герой?
– Кто это здесь, кто ты такой?
Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

– Настало время продолжить и закончить наше повествование к симфонии №5. Мы слушаем 2 и 4 части симфонии и продолжаем своё сочинение.

Слушание 2 и 4 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена (фрагменты)

Слушание (выборочно) детских сочинений. Их оценка. Если необходимо, дискуссия по поводу содержания работ.

У.: Молодцы, ребята, вы пришли к общему мнению – ведь в ваших работах я увидела настоящего Героя, который борется, сражается и старается победить в схватке с чем-то или кем-то.
Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

Обсуждение

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
  • Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?
  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
  • Что вам понравилось сегодня на уроке?
  • Что из выполненного получилось хорошо?
  • Что нужно было бы доделать?
  • Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюлячинского района Тюлячинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

1 квалификационной категории

Хабирова Светлана Петровна

Тема II полугодия : «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока : «Образы борьбы и победы в искусстве»

Тип урока : урок сообщения и усвоения новых знаний

Цель : Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Планируемые результаты обучения:

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека.

Предметные: Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена. совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений. показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Метапредметные: Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, формировать мыслительную деятельность учащихся.

Личностные: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях, быть ориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Технологии : деятельностного подхода,проблемного обучения (поисковый метод), развивающего обучения (вовлечение обучаемых в различные виды деятельности), критического мышления.

Методы и приемы : интерактивные (работа в группе), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Музыкальный материал:

Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

Бетховен. Симфония № 5, 3 часть

Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

Я. Дубравин. Мы в доме одном живем.

Визуальный ряд:

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Лисипп «Геракл, борющийся со львом»

Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»

П. Корин «Александр Невский»

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Комплексно – методическое обеспечение: синтезатор, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока:

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь из

души человеческой»

(Людвиг ван Бетховен)

1.Орг момент. Музыкальное приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним, ребята над какой темой мы с вами работаем с начала 2 полугодия? (музыка и изо)

Правильно, на протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о родстве изобразительного искусства с музыкой. Какие выразительные средства объединяют эти искусства? (темп, ритм, динамика, жанр, строение…)

Чтобы перейти к теме нашего урока, сначала я прочитаю вам стихотворение В. Урина, а вы попробуйте определить о ком говорится в нем?

Стих В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепая затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

(Ответы детей.)

Да, здесь говорится о людях решительных, отважных, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо». Одним словом, о героях, готовых бороться и побеждать.

Итак, тема нашего урока «Образы борьбы и победы в искусстве» (презентация)

Я хочу сейчас пригласить вас в музей, где представлены работы авторов. живших в разное время, но их объединяет общая тема борьбы. В роли искусствоведов будут ваши одноклассники.

На экране

1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.

2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

3.Микеланджело «Восставший раб» .

Статуя является вершиной скульптурного творчества Микеланджело, олицетворяет героическую борьбу человека за свое освобождение. Мы видим прекрасного и сильного юношу, пытающегося разорвать путы. Скульптура передает предельное напряжение сил, отчаянный порыв к свободе.

4.Следующее произведение- картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский».

Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

Учитель:

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.

В нашем музее представлен необычный портрет великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене.

Проблемный вопрос : Почему среди прочих изображений здесь представлена фигура композитора?

Сегодня мы будем слушать музыку Бетховена и определим каков его герой.

Слушание фрагмента III части Симфонии №5 Бетховена.

(Работа в парах) Задание. Ответьте на вопросы:

1.Кто или что представляет из себя главный герой симфонии?

2.Каким вы его представляете?

3.Что с ним происходит в этой части симфонии?

(В герое борются два человека – слабый и сильный, с одной стороны-тревога, сомнение, жалобные интонации, у виолончелей и контрабасов в низком регистре, с другой – повелительная, резкая, призыв к действию, маршевые интонации, у труб и деревянных духовых).

Музыку этой симфонии композитор определил как тему своей судьбы. А о главном мотиве, открывающим симфонию №5 сам Бетховен сказал «Так судьба стучится в дверь». (Показ интонации Бетховена).

Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

Необычна и судьба самого композитора.

Учитель: Что вы знаете о судьбе Бетховена?

Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Действительно, в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению, «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

Борьбе со всеми несправедливостями мира посвятил свою 5-ю симфонию Бетховен. Главный замысел его музыки: «через борьбу – к победе, через тернии – к звездам».

Об этом и рассказывает нам Пятая симфония. Но прежде, как вы понимаете симфонию? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс… С чем симфонию можно соотнести, например, в литературе?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У: Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

Какая должна быть музыка, рисующая образ судьбы? Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Предположения учащихся

Реальный вариант

Характер

Грозная. мрачная, сильная. страшная

Интонации

маршевые

Медные духовые, струнные

Динамика

Форте, фортиссимо. Нарастание динамики

Портрет человека

Мужественный, борющийся,сопротивляющийся

Кто побеждает

У: Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа этой музыки.

Слушание IV части симфонии. (Дирижирование в характере музыки)

У: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д : Победу, праздник, ликование, гордость, величие. мелодия победного, песенно – маршевого характера, фанфары медных духовых инструментов.

Подведение итогов.

У: Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?

(образ преодоления, победы, торжества)

Удалось ли Бетховену воплотить замысел симфонии (: «через борьбу – к

победе, через тернии – к звездам»)?

У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в ней люди?

Д .: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

И конечно, нам всем в жизни необходимы любовь и поддержка, тепло и забота близких людей, друзей, все то, о чем поется в песне «Мы в доме одном живем», которую мы с вами сейчас и исполним.

Исполнение песни «Мы в доме одном живем»

Рефлексия.

Что у вас вызвало затруднение на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что нового вы узнали на уроке??

Какую музыку хотели бы услышать (исполнить) еще раз?

Домашнее задание : нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на уроке.

Ученица 6в класса МБОУ "СОШ№5" г.Канаш Ч.Р. Володина Валерия

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. В этой работе можно поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет художественного и музыкального образования

Кафедра теории, истории, методики музыки

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ШКОЛЬНИКА»

Выполнила работу ученица 5в класса

МБОУ «СОШ№5» г.Канаш Ч.Р.

Володина Валерия

Руководитель: учитель музыки

Демина Н.Е.

2015г.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Я не случайно выбрала тему доклада «Образы борьбы и победы в искусстве». Мне было интересно узнать о героях Отечества, поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Русские композиторы, художники, поэты очень часто обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

На эти вопросы я и постараюсь ответить.

С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Я предлагаю сегодня вспомнить музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках музыки, посвященных теме защитников Родины.

Итак, и в музыке, и в живописи, и в литературе есть много примеров воплощения образа героизма, победы, но разными средствами, ведь каждое искусство говорит своим языком. Главным персонажем былин, картин и музыкальных сочинений является защитник земли русский-богатырь. Кто такие богатыри?

Богатыри - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Эти образы были воспеты в произведениях литературы.

Кто же обращался к этому образу в музыкальном и изобразительном искусствах? Конечно, каждый русский человек знаком с картиной В.Васнецова «Богатыри», которую художник писал почти 20 лет.

А в музыке к образу богатырской удали обратился русский композитор А.П. Бородин в своей симфонии № 2. После того, как композитор показал свой шедевр друзьям, композиторам «Могучей кучки», музыкальный критик В. Стасов тут же назвал ее «львицей». М.Мусоргский представил в симфонии славянский героический образ,

но Стасов, подумав, предложил Бородину название «Богатырской симфонии», композитор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда. Давайте послушаем несколько строк этой героической музыки. (слушание). Что же изобразил композитор в музыке симфонии? В первой теме я представила сбор, игры, сражения богатырей, а во второй – слышна безмерная их любовь к родной земле.

Не только русские композиторы обращались в своем творчестве к героическим образам. «Симфония №3» немецкого композитора Л.В. Бетховена рождалась в самое тяжелое время жизни композитора, связанного с потерей слуха. Он нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии, которую, по словам его учеников, он первоначально посвятил Наполеону, но узнав о том, что тот провозгласил себя императором, «разорвал титульный лист с посвящением сверху донизу и швырнул на пол». В дальнейшем эта симфония получила название «Героическая». Симфония пронизана мощ-ной динамикой образов борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти, пробуждающихся сил. Их движение завершается ликующим победным торжеством. (Слушание симфонии №3)

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?

Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества. В арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество русского человека.

(Слушание Арии Сусанина)

Примером образов борьбы в музыке является так же опера А.Бородина «Князь Игорь», в основе сюжета которой лежит замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Опера писалась в течение 18 лет, но так и не была завершена. После смерти Бородина, его друзья, композиторы А.Глазунов и Н.А. Римский – Корсаков дописали и инструментовали большую ее часть. Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Эпический склад оперы проявляется в героических музыкальных образах, в неторопливом, как в былинах, течении действия. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей. В его Арии «Ни сна, ни отдыха» - мы видим многогранный портрет героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбе родины, и страстная жажда свободы. (слушание Арии Игоря).

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского говорят о том, что в песнях военных лет люди черпали душевные силы. Воевал весь наш народ, воевала и песня.

Какие же песни были написаны на войне или о войне?

Это, конечно, известная каждому русскому человеку песня -гимн, в которой слышится призыв к борьбе профессора Б.А.Александрова «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой». Песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы до стен рейхстага в Германии.

«Эх, дороги». Песня – воспоминание о пройденных дорогах войны.

Песня «В землянке» - первая лирическая песня в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. В годы войны песню исполняли Л.Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Это песня о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность.

Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.

В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков. Я сейчас попрошу всех встать и почтить минутой молчания память тех, кто погиб в годы ВОВ. (минута молчания).

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах… - никто не остается равнодушным. Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Это песня «День Победы», Давида Тухманова и В. Харитонова, которую ветераны войны считают своей фронтовой. Я предлагаю исполнить песню всем вместе. (Исполняем).

Спасибо за внимание!

«Список использованных источников информации».

  1. Сайт «Бельканто. Классическая музыка, опера и балет».

http://www.belcanto.ru/igor.html

  1. Программа «Музыка. 5-7 классы» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Статья « КОГДА ГОВОРЯТ ПУШКИ, МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ».

«…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. Памятник Бетховену в Вене. () Людвиг ван Бетховен






Тридцатилетний Бетховен «...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность». Р.Ролан


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.


Симфония 5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1801 год…Частичная потеря слуха…1801 год…Частичная потеря слуха… Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва…Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва… «…Я схвачу судьбу за глотку!»«…Я схвачу судьбу за глотку!»


"Ни одного дня без строчки..." "Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."




Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская - богиня победы






Почему так популярна Симфония 5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?Почему так популярна Симфония 5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?


Что может связывать искусства разных исторических периодов?Что может связывать искусства разных исторических периодов? Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии 5 Бетховена?Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии 5 Бетховена?


Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее» «…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила. Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне. Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах. К завтраку мы уже в полном параде…»«…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила. Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне. Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах. К завтраку мы уже в полном параде…»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образы борьбы и победы в искусстве Людвиг ван Бетховен Симфония №5 Урок музыки в 5 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Автор: Изотова Светлана Владимировна, учитель музыки ГБОУ СОШ №303 Санкт-Петербурга Образы борьбы и победы в искусстве. Людвиг ван Бетховен Симфония №5

2 слайд

Описание слайда:

Посвящение Бетховену Где брал он эти сумрачные звуки Сквозь плотную завесу глухоты? Соединенье нежности и муки Ложащееся в нотные листы. Касаясь верных клавиш лапой львиной И встряхивая гривою густой, Играл не слыша ноты ни единой, Глухою ночью в комнате пустой. Текли часы и оплывали свечи Шло мужество наперекор судьбе. А он всю совесть муки человечьей Рассказывал лишь самому себе. И убеждал себя и верил властно, Что и для тех, кто в мире одинок, Есть некий свет, рожденный не напрасно, А музыка- бессмертия залог. Большого сада шорохи и скрипы Вели свой разговор сквозь полусон. И слушали в окне раскрытом липы Все то, чего не слышал он. Луна над городом встает все выше, И глух не он, а этот мир вокруг, Который вещей музыки не слышит, Рожденной в счастье и в горниле мук. Всеволод Рождественский

3 слайд

Описание слайда:

Людвиг ван Бетховен 1770-1827 В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины и открыла перспективы развития симфонизма в 19 веке. Стиль Бетховена - ГЕРОИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ - монументальный плакатный, лозунговый. Вывел симфонию из салонного исполнения на ораторский уровень, с большим революционным пафосом. Современник событий Великой Французской буржуазной революции конца 18 века, провозгласившей СВОБОДУ, БРАТСТВО И РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ, он запечатлел в музыке, что творцом этих преобразований является народ, простой человек. Ведущий жанр творчества Бетховена – СИМФОНИЯ. «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности»

4 слайд

Описание слайда:

Симфония Сонатно-симфонический цикл Часть1 Сонатнаяформа Экспозиция Allegro ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (Г.П),СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (С.П.), ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (П.П.), ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (З.П.) Разработка Развитиеразличныхтемэкспозиции Реприза ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (Г.П),СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (С.П.), ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (П.П.), ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (З.П.) Часть 2 Andante(Adagio) Трехчастная форма (А- В- А) Часть 3 Menuetto(Scherzo) Трехчастная форма (А- В- А) Часть4 Allegro Сонатная форма.

5 слайд

Описание слайда:

Симфония №5 . 1804-1808 «От мрака к свету, через борьбу к победе» «Так судьба стучится в дверь» Главная партия I часть – сонатное аллегро Тембр Ритм Интонация Побочная партия

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

III часть – СКЕРЦО Интонация ФОРМА Ритм Тембр Темп III и IV части исполняются без перерыва

8 слайд