Джузеппе гарибальди внешняя политика. Джузеппе Гарибальди краткая биография

Джузеппе Гарибальди (1807-1882) – знаменитый национальный герой Италии, один из главных деятелей её объединения в XIX веке. Сын моряка, Гарибальди родился в Ницце (ныне – Франция) и в раннем возрасте сам был моряком. Он принимал участие в заговоре Мадзини 1834 г. и после его провала бежал во Францию. Приговоренный в Италии к смерти, Джузеппе Гарибальди в течение многих лет вел скитальческий образ жизни, был одно время на службе у тунисского бея, затем на службе южноамериканских республик Рио-Гранде-ду-Суль и Монтевидео. Сначала он являлся комендантом каперных судов (т. е. таких, которые в военное время занимаются узаконенным одной из сторон конфликта пиратством в её пользу). Затем Гарибальди стал главнокомандующим флота республики Монтевидео и начальником итальянского отряда. В Южной Америке он сошелся с одной бразильянкой, по имени Анита, но не мог жениться на ней, так как она была уже замужем.

Гарибальди в революции 1848 г.

Получив известие о начале в Европе революции 1848 и национального движения в Италии, Джузеппе Гарибальди в апреле 1848 отплыл из Америки в Европу и высадился в Ницце в то время, когда первый, счастливый, период войны с австрийцами на Севере Италии был окончен. Гарибальди хотел вступить на службу к сардинскому королю Карлу Альберту , но его предложение было отвергнуто. Однако миланский комитет защиты поручил ему собрать отряд добровольцев. Когда окончился срок перемирия между Карлом Альбертом и австрийским маршалом Радецким , Гарибальди неоднократно оказывал энергичное сопротивление австрийцам, но в конце концов должен был уступить их численному превосходству и отступить в Швейцарию. Выказанная им в этих столкновениях храбрость доставила ему большую популярность среди итальянцев. Гарибальди предложили вести защиту восставшей Сицилии против короля неаполитанского Фердинанда II .

Джузеппе Гарибальди. Фото ок. 1861 г.

В конце 1848 Джузеппе Гарибальди вступил на службу временного правительства в Риме . Избранный в римский парламент, Гарибальди внес предложение об упразднении папской власти и провозглашении города республикой и вслед затем вернулся к своему легиону, разместившемуся в Риети. Победами, одержанными над осадившими Рим французами, итальянцы обязаны главным образом Гарибальди. Он нанес французам сильное поражение при их первом наступлении и защитой позиции при Порта-Сан-Панкрацио (2 мая) принудил генерала Удино к формальной осаде города. Он отличился также успешными нападениями на неаполитанцев при Палестрине и Веллетри. Когда же французы, благодаря своему численному превосходству, взяли Рим, Гарибальди увел свое войско в Тоскану. Здесь его преследовали австрийцы, и ему с трудом удалось пробраться в Пьемонт. При этом умерла верная Анита, сопровождавшая его в опасном бегстве. По окончании революционных событий сардинское правительство вынудило Гарибальди выселиться из Италии.

Гарибальди и объединение Италии

Гарибальди жил некоторое время в Танжере, но в 1850 отправился в Нью-Йорк, где был вынужден работать на мыловаренном заводе, а затем – в Южную Америку, где сделался капитаном корабля и плавал по Тихому океану. В 1854 Гарибальди снова вернулся в Сардинию, купил часть скалистого острова Капреры, переселился туда со своей семьей и занялся сельским хозяйством.

Поход Гарибальди на Рим 1862

Однако независимость пока сохраняла Папская область, хотя она и была после событий 1860 г. сильно урезана в размерах. Неприкосновенность папских владений гарантировало французское правительство Наполеона III, но итальянские патриоты мечтали довершить полное воссоединение родины. В конце июня 1862 Джузеппе Гарибальди отправился в Палермо, поднял все население против Наполеона и папской власти и призвал жителей к походу на Рим . Хотя итальянское правительство было решительно против него, Гарибальди вскоре собрал 3-4 тысячи добровольцев и в августе высадился на материке, в Калабрии. Войска правительства выступили против него. В битве при Аспромонте Джузеппе Гарибальди был тяжело ранен в ногу, взят в плен, отвезен на остров Пальмерию и заключен в форт Вариньяно. 5 октября он и его товарищи получили амнистию. Вследствие тяжелой раны, полученной при Аспромонте, Гарибальди пришлось перенести крайне трудную операцию, от которой он оправился очень нескоро.

Гарибальди в австро-прусско-итальянской войне 1866

Когда разразилась австро-прусско-итальянская война 1866 , Гарибальди тотчас предложил свои услуги Виктору Эммануилу и получил команду над войском добровольцев, в котором вначале насчитывалось 15 тысяч человек, но потом это число увеличилось более чем вдвое. Гарибальди вёл военные действия против австрийцев в Южном Тироле, но в июле 1866 был разбит при озере Гарда и в сентябре сложил с себя командование, вернувшись на Капреру.

Поход Гарибальди на Рим 1867

Военные события, однако, оживили планы присоединения к Италии остатков Папской области. Хотя из-за сентябрьской конвенции между Францией и Италией 1864 г. Виктор Эммануил ничего не мог предпринять против Рима, Гарибальди составил проект идти на Рим самостоятельно. Правительство узнало об этом. Джузеппе Гарибальди был арестован (сентябрь 1867) и отвезен на Капреру. Но приверженцы его продолжали начатое им дело. Наконец, и самому ему удалось со страшной опасностью бежать с Капреры и ночью в маленькой лодке пробраться между итальянскими крейсерами. Через Флоренцию Гарибальди достиг Папской Области. Битвами при Монтеротондо Гарибальди удалось достигнуть некоторых благоприятных результатов. Но Наполеон III послал папе на помощь генерала Фальи, и Гарибальди, не захотевший сложить оружия, был разбит при Ментане , 3 ноября 1867, соединенными силами французских и папских войск. На другой день войска Гарибальди отступили на итальянскую территорию и сложили оружие. На пути во Флоренцию Гарибальди был арестован и снова заключен в Вариньяно, откуда, впрочем, вскоре был освобожден и получил позволение вернуться на Капреру.

Здесь он написал направленные против церкви романы: «Клелия, или Правительство священников» и «Доброволец Кантони». Романы Джузеппе Гарибальди направлены против папства и католического клира. Он сам выступает в них поочерёдно безбожником и верующим, аристократом и плебеем; то объявляет себя горячим поборником учения Христа и проповедует всеобщий мир и всепрощение, то выражает желание, чтобы весь земной шар был предан огню и мечу.

Гарибальди во франко-прусской войне

Провозглашение третьей республики во Франции (1870) так сильно воспламенило Гарибальди, что он вместе с сыновьями своими, Менотти и Риччотти, поспешил в Тур к вдохновителю нового французского правительства Гамбетте , который поручил ему начальство над войсками добровольцев на юго-восточном театре франко-прусской войны . Но Гарибальди, ослабленный годами и раной, не смог ни остановить прусскую армию Мантейфеля, ни подать помощь французам Бурбаки. Прусская бригада удержала его в Дижоне. Действия Гарибальди во франко-прусской войне многие сочли откровенно бездарными. Когда знаменитого итальянского патриота избрали депутатом французского национального собрания, заседавшего в Бордо, ему был там оказан настолько оскорбительный приём, что Гарибальди поспешил сложить с себя депутатские полномочия.

Последние годы жизни Гарибальди

В последующие годы Джузеппе Гарибальди был депутатом от Рима в итальянском парламенте и много хлопотал о регулировании Тибра и об улучшении почвы так называемого Agro Romano. В 1874 г. итальянский парламент проголосовал за предоставление Гарибальди пенсии в миллион лир, которую он сначала отклонил, ссылаясь на финансовое расстройство родины, но в 1876 г., под влиянием семьи принял.

В последние годы жизни (а, возможно, и раньше) Гарибальди сблизился с масонами . В октябре 1876 он получил пожизненный титул «великого мастера Державного святилища Египта». К 1881 Джузеппе Гарибальди стал «великим иерофантом» сразу двух крупных масонских организаций: Восточного устава Мемфиса и Египетского устава Мицраима. Чтобы упрочить своё руководство обеими «уставами», он решил слить их в один, но это не вполне ему удалось.

Гарибальди умер на Капрере в июне 1882 г. и был с большой торжественностью похоронен там же.

Личность и семья Гарибальди

Гарибальди был среднего роста, крепкого сложения, с выразительными чертами лица. Он обычно носил знаменитую красную рубашку и круглую, черную поярковую шляпу. Страстная любовь к национальному делу, энергия и мужество в исполнении задуманного предприятия, идеализм стремлений, большая личная храбрость – вот те блестящие личные качества, которые обычно приписываются Джузеппе Гарибальди его почитателями. Однако нельзя не отметить, что как вождь Гарибальди имел успех преимущественно в беспорядочных, анархичных революционных схватках. В случаях же сражений с организованными военными силами соседних государств, он не проявлял никаких выдающихся талантов и, как правило, терпел поражения. Устоявшееся представление о «народности» и «демократизме» Гарибальди сильно колеблет его связь с масонством – организацией, которая, как известно, избрала своей тактикой тайные, закулисные, не основанные ни на каком массовом одобрении действия узкого круга влиятельных лиц. «Элитарные» мотивы и восхваление политического насилия часто проскальзывают и в литературных произведениях Гарибальди, большинство из которых не имеет ни малейшего художественного значения.

Памятник Гарибальди в Ницце

От Аниты Гарибальди имел двух сыновей: Менотти и Риччотти (оба потом стали депутатами итальянской палаты от крайней левой), и дочь Терезиту (вышла замуж за генерала Канцио). В 1860 Гарибальди женился на миланской графине Раймонди, которая самым постыдным образом обманула его. Он расстался с ней в день свадьбы, не признал её ребенка и добился, хотя только 17 лет спустя, чтобы брак его был признан недействительным. Потом Гарибальди женился на бывшей кормилице своей внучки, имея от неё уже двух детей. Его вдове и каждому из его пятерых детей правительство назначило пенсию в 10,000 лир.

После смерти напечатаны были его автобиографические заметки и переписка: «Epistolario di Giuseppe Garibaldi».

Памятники Джузеппе Гарибальди находятся почти во всех, даже небольших, городах Италии. Два грандиозных памятника, на коне, воздвигнуты Гарибальди на Яникульском холме в Риме и в Милане.

Девятнадцатый век дал человечеству множество блистательных имён. Писатели и мыслители, военные и мореплаватели, биологи и художники сформировали его славу. Но даже на общем фоне Джузеппе Гарибальди занимает не последнее место.

Ранняя жизнь Джузеппе Гарибальди

Интересный факт, касающийся Джузеппе Гарибальди: хотя наиболее известная часть его жизни связана с Италией, родился будущий политик во Франции, в Ницце. Он сначала был моряком, и вся его деятельность была связана с морем. В 1832 году двадцатипятилетний Гарибальди становится капитаном грузового корабля. Когда в следующем году он оказался уже командующим военным судном, жизнь делает резкий поворот.

Подробный документальный фильм о Джузеппе Гарибальди:

Политика Джузеппе Гарибальди

Причина его – знакомство с Мадзини. Под влиянием последнего Гарибальди круто меняет направление своей деятельности. Отныне и до конца дней он становится участником национально-освободительного движения за образование независимого и единого итальянского государства. В результате неудачного выступления в Пьемонте, пришлось эмигрировать, так как на родине австрийские оккупационные власти вынесли ему смертный приговор. Служба в тунисской армии, каперство (узаконенное пиратство в военных целях), командование уругвайским флотом.

Но и за границей Гарибальди содействует национально-освободительным войнам, теперь уже в Южной Америке. В 1848 году он возвращается в Италию, организует оборону Римской республики, после поражения которой вновь следует высылка за границу. Только через шесть лет пьемонтское правительство разрешает возвращение. В 1859 году Гарибальди уже – командир добровольного отряда в войне с Австрией. На следующий год под его руководством знаменитая «тысяча» республиканцев освободила весь юг Италии.

Вершина успехов Джузеппе Гарибальди

С 1862 по 1867 годы Гарибальди опять воюет. То против Австрии, то против ватиканских войск, удерживавших Рим. Его лебединой песней на поле боя оказалось участие во франко-прусской войне. Далее какое-то время Гарибальди был итальянским парламентарием, но вскоре политика наскучила ему. Основным содержанием парламентских инициатив было регулирование водостока Тибра и агрономические работы в окрестностях Рима.

Память о Гарибальди сохраняется далеко за пределами Италии. Так, в Таганроге ему установлен памятник, в Москве существует улица Гарибальди, в его честь назван один из видов рыб. Итальянский флот имеет в своём составе авианосец «Джузеппе Гарибальди» 1981 – 1985 годов постройки. Ранее имелись три других корабля с тем же именем – фрегат (названный ещё прижизненно, в 1861 году), броненосный крейсер и лёгкий крейсер .

Проблема объединения Италии в наследии

Джузеппе Гарибальди: национальный аспект

Москва 2010

Содержание
    -- Введение -- Обзор источника
      -- История создания -- Надежность
    -- Обзор литературы -- Исторический обзор политического положения в Италии
      -- Италия с начала XIX века -- Ранние годы Джузеппе Гарибальди -- Джузеппе Гарибальди и Италия с середины XIX века -- Рисорджименто
    -- Проблема объединения Италии: национальный аспект
      -- Национализм и патриотизм
        -- Общеизвестные понятия -- Национализм в понятиях Гарибальди
      -- Гарибальди и нация -- Национальный вопрос и проблема объединения Италии -- Пожелания "молодым итальянцам"
    -- Заключение -- Источник -- Литература -- Приложение
Мы преданы миру, праву, справедливости. И все же нам приходится в заключении вспомнить слова одного южноамериканского генерала: "La Guerra es la verdadera vida del hombre!"
    -- Введение
История борьбы героя итальянского народа Джузеппе Гарибальди за объединение Италии и по сей день является достаточно известной. На эту тему было написано много научно-исследовательских и публицистических работ, затрагивающих различные, не только исторические, но и политические, социальные и пр. аспекты. В данной работе была поставлена следующая цель: используя источник, описать национальный аспект проблемы объединения Италии в видении Гарибальди. Перед исследователем, соответственно, стояли следующие задачи: определить, какие мысли автора можно отнести к национализму или патриотизму, как различаются эти понятия; что именно Гарибальди пишет о нации, как он ее понимает; как связан национальный вопрос с проблемой объединения Италии, по мнению Гарибальди; какие пожелания "молодым поколениям итальянцев" он оставляет как наследие. Дополнительно в работе дан исторический обзор политического положения в Италии с начала XIX века и биография Джузеппе Гарибальди, рассмотренная в контексте участия в этих событиях. Также дается общая справка об эволюции движения "Рисорджименто", которое оказало огромное влияние на взгляды Гарибальди.
    -- Обзор источника .
      -- История создания .
В работе были использована книга "Мемуары" Джузеппе Гарибальди, для ответа на поставленные вопросы. Отношение к этим мемуарам у разных исследователей может быть неоднозначное: от того, "чтобы познать истинного Гарибальди, лучший способ - чтение его "Мемуаров" до "из-за множества вариантов воспоминаний, а также исправлений, вносившихся разными людьми и в разные годы, в них остаются некоторые неточности и несоответствия". Над своими "Мемуарами" Гарибальди работал с 1849г и до своей смерти. Еще при жизни он отдал часть своих записей американцу Т. Дуайту, Александру Дюма-отцу, немецкой писательнице Э. фон Шварц, итальянскому генералу Ф. Каррано. В 1888 г. был издан окончательный вариант мемуаров, исправленный другом Гарибальди А. Лемми и его старшим сыном Менотти. Без редакционных исправлений полностью воспоминания были опубликованы в Италии в 1907 г., а затем перепечатаны в национальном издании в 1932 г. Полное академическое издание на русском языке под редакцией С.Д. Сказкина, с комментариями В.Е. Невлера вышло в серии "Литературные памятники" в 1966 г. Это издание было использовано в данной работе. Помимо "Мемуаров" в разные годы Гарибальди оставил множество писем и прокламаций, при использовании которых можно создать некое субъективное представление о социально-политических взглядах автора, но в определенный период времени (дата публикации). Однако данная задача не ставится в данной работе.
      -- Надежность .
Источник представляет собой автобиографию, поэтому должен рассматриваться именно с этих позиций. А именно, различать индивидуальност ь и биографи ю, позиции автора , писателя , главного героя и читателя . Феномен автобиографии/биографии в настоящее время активно изучается, однако существует заметное различие взглядов на это явление среди исследователей. Любой творческий порыв, реализуемый на бумаге можно систематизировать, выделив в нем ряд черт. Между двумя конечными точками - писатель-читатель, располагается ряд обстоятельств, определить которые можно в процессе анализа текста или исторического окружения, в котором находятся автор и его читатель. Получив правильные ответы на вопросы: с какой целью был написан текст, что послужило мотивом для создания, чего хотел добиться автор, какому читателю текст предназначался, какие поступки должен совершить читатель после прочтения - исследователь получит целостное представление о произведении. Перед исследователем с самого начала становится немаловажный вопрос - определить автора и жанр литературного произведения - биография или автобиография? С одной стороны, автобиография - это не только реконструкция автором своего прошлого, но одновременно и его интерпретация, обусловленная, в конечном счете, задачей самопознания. С другой стороны, основной предмет критики - определения "реальный человек" и описание "своего собственного бытия". Поэтому тщательное изучение литературного текста рождает новые вопросы - в чем различие между "автором", "писателем", "пишущим", "рассказчиком" и "главным героем"? Возможно ли воспринимать цель написания данной книги как попытку Гарибальди возвеличить самого себя и навечно заклеймить своих противников? Ответы на такие вопросы чрезвычайно важны для ответа на поставленный вопрос, каким был национальный аспект проблемы объединения Италии в видении Гарибальди, и какие пожелания на эту тему он оставлял в наследие, завершая свой труд над "Мемуарами".
    -- Обзор литературы .
О Гарибальди написано тысячи книг, брошюр, очерков, статей, как в нашей стране, так и за рубежом. Эти произведения затрагивают все аспекты его жизненного пути и деятельность, рассматриваются различные мысли Гарибальди, касательно многих политических, социальных и культурных направлений развития итальянского общества в целом. Проблема объединения Италии, ее переосмысление и оценка деятельности самого Гарибальди являются наиболее важными темами исследований. Практически невозможно даже кратко охарактеризовать огромную зарубежную историографию почти на всех европейских языках. Поэтому для работы над данной темой были выбраны следующие вспомогательные монографии, касающиеся не только обзора биографии Гарибальди, но и вопросов, связанных с понятиями "национальный". Из современной литературы нужно отметить статью Муромцев ой Гарибальди : современный взгляд . В своей статье автор приводит достаточно объемный раздел историографии, касающейся различных направлений исследования деятельности Гарибальди, его биографию, рассуждает о политических идеалах и состоянии итальянского общества того периода, а так же изучает дополнительные источники - письма и прокламации. Большая глава посвящена наследию Гарибальди и развитию итальянского национализма - ирредентизма, который потом в XX веке был трансформирован Муссолини в новое направление - итальянский фашизм, который считал его наследием Гарибальди и всячески популяризировал своего героя. Использование для написания данной работы главы "Итальянская философия в эпоху Рисорджименто. Итальянская философия эпохи Рисорджименто. Общие черты" из произведения Дж. Реале, Д. Антисери. "Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней" позволило проследить развитие философской мысли в Италии , в которой подробно излагаются взгляды идеологов и философов того времени на современность и будущее Италии. Труды этих мыслителей, несомненно, оказали огромное влияние на идеологическую составляющую национального движения Рисорджименто, поэтому важно было понять, кто именно повлиял на взгляды Гарибальди в этот период. Проблем ы определения и формулировки поняти я "национализм" подробно рассматриваются в труде американского историка Г. Кона "Национализм: его смысл и история". Автор рассматривает развитие самого понятия в контексте исторического времени, выявляя его истоки, причины пробуждения, связь с традицией и революционными движениями. Национализму во время Рисорджименто посвящена практически целая глава с подробным описанием исторических событий, философских воззрений и практического использование национальной идеи как объединяющей силы для борьбы за будущее Италии. В дополнение к фундаментальному труду Г. Кона была использована еще одна работа - Д.Оруэлла "Заметки о национализме", в которой автор тоже насматривает понятие "национализм", определяет формы и виды этой новой философии, приводит примеры не только крайне-националистической личности, но и факты проявления этого явления в мировом масштабе. Оруэлл пытается также классифицировать национализм и дать подробные описания каждому подклассу. Выделяет и описывает "патриотизм", как положительное явление, которое не имеет ничего общего с национализмом и не должно с ним смешиваться.
    -- Исторический обзор политического положения в Италии .
      -- Итали я с начала XIX века .
К 1789г, времени свершения Великой Французской революции, Италия была разделена на девять государств. Во время наполеоновских войн вся территория страны была занята французскими войсками. До 1814г карта Италии многократно изменялась, например, Наполеон создал на севере итальянское королевство под управлением своего пасынка Богарне, на юге - Неополитанское королевство во главе с генералом Мюратом, а почти всю остальную территорию присоединил к французской империи. Согласно решениям Венского конгресса 1815г, вся Италия была поделена на восемь государств и опять оказалась в раздробленном состоянии. На севере Ломбардия и бывшая Венецианская республика были соединены в Ломбардо-Венецианскую область под управлением Австрии, на северо-западе - Сардинское королевство (Пьемонт) с королем Карлом Альбертом из Савойской династии на престоле; в центральной Италии выделились герцогства Парма, Модена, Тоскана и Лукка с австрийскими ставленниками, а так же - Папское государство. На юге располагалось королевство обеих Сицилий (Неаполитанское королевство и остров Сицилия), где господствовала испанская ветвь династии Бурбонов. Тайное общество карбонариев ("угольщиков") возникло в 1808г на юге и ставило своей целью борьбу за независимость Италии ее объединение. Это движение активизировалось в 1820-1821гг, когда карбонарии возглавили революционное движение в королевстве Обеих Сицилий и в Пьемонте так, что восстали военные гарнизоны, монархи были вынуждены провозгласить конституции, однако вскоре революции были подавлены с помощью австрийских войск. В 1831г восстания охватили герцогства Парму, Модену, в которых были учреждены революционные правительства, и Папское государство, но так же были подавлены австрийцами. В этом же году одним из карбонариев, журналистом с юридическим образованием, Джузеппе Мадзини в Марселе создается общество "Молодая Италия", идеи которого в последующем будут играть немаловажную роль в революционном движении. В середине 40-х годов в Италии начался новый подъем революционного движения. В этих условиях правители некоторых государств начали проводить реформы. Папа Пий IX, занявший священный престол в 1846г тоже провозгласил некоторые уступки, но подобные либеральные шаги были истолкованы политическими течениями, как желание государей тоже выступить за освобождение и объединение Италии. Подобные заявления привлекли внимание низших слоев общества, и по стране прошла волна демонстраций и стихийных выступлений городской бедноты и мелкой буржуазии.
      -- Ранние годы Джузеппе Гарибальди .
Джузеппе Мария Гарибальди родился 4 июля 1807г в Ницце. Он получил начальное образование у священников (итальянский и английский языки, каллиграфия, математика, римская история) и в 15 лет выбрал профессию своего отца, став моряком. В 1833 г он встречает своего сверстника Джузеппе Мадзини (1805-1872 гг ) и вступ ает в тайное революционное общество "Молодая Италия" . В этом же году по пути в Константинополь, он знакомится с изгнанными из Парижа социалистами-утопистами, последователями Сен-Симона , и увлекается их идеями . Полностью разделяя революционную позицию Мадзини и его сторонников, Гарибальди принял участие в заговоре в Савойе (начало 1834г), который провалился, и Гарибальди заочно был приговорен к смертной казни, потому что вынужден был скрываться сначала во Франции, а потом иммигрировать в Южную Америку. В 1837-47гг он принимал активное участие в национально-освободительных войнах в Латинской Америке (Рио-Грандской республики за независимость, Уругвая с Аргентиной) , во время которых получил немалый опыт ведения боевых действий. В основном, Гарибальди занимался пиратством на кораблях правительств, которым служил, командовал небольшими флотами или сухопутными войсками. В 1847г Пий IX объявляет всеобщую амнистию для политических заключенным, позволившую многим эмигрантам вернуться на родину, а в Турине граф Кавур , сторонник либеральных идей, начинает издавать газету "Рисорджименто" ("Воссоединение"), что тоже явилось сигналом для возрождения патриотических сил в стране. В Южной Америке боевые действия переходят в фазу дипломатических переговоров, поэтому услуги профессиональных военных становятся невостребованными, поэтому Гарибальди, отказавшись от земельных пожалований, вместе со своими боевыми товарищами собирает средства на обратную дорогу домой и возвращается в Италию, где начинает предлагать свои услуги правительствам различных земель.
      -- Джузеппе Гарибальди и Италия с середины XIX века.
Надежды Гарибальди по возвращении в Италию (1848г) принять активное участие в боевых действиях не оправдались - итальянцы терпели поражения от австрийской армии, подъем национально-освободительного движения начал спадать. Первые инициативы Гарибальди по созданию войска волонтеров были отвергнуты сардинским королем, а защитники Милана обратились к нему слишком поздно, однако, Гарибальди удалось собрать вооруженное формирование и вторгнуться на швейцарскую территорию, где он потерпел поражение, но его имя стало очень популярным в Италии. Особенно, когда его небольшое войско продолжило свои странствия по землям Италии, и, претерпевая многочисленные решения, достигло Рима, где в 1849г Гарибальди поддержал временное правительство, был избран в парламент. В начале того же года избранный президентом Франции Луи-Наполеон организовал интервенцию против итальянской революции, и военная эскадра под командованием генерала Удино подошла в конце апреля к стенам Рима. Гарибальди и его войску удавалось противостоять французам до начала июля, но потом он покинул Рим, направившись на север, в ходе кровопролитных боев за восемь месяцев достиг Пьемонта, где распустил остатки своего войска. Таким образом, революция в Италии 1848-1849гг потерпела поражение. Последующие годы Гарибальди живет в Тунисе, потом в Нью-Йорке, плавает по Тихому океану, и в 1854г возвращается в Италию, где селится на острове Капрера и занимается сельским хозяйством. До 1859г его полководческие таланты остаются невостребованными. Во время второго изгнания Гарибальди в Сардинском королевстве произошли значительные события - трон занял новый монарх - Виктор-Эммануил, во главе правительства встал крупный государственный деятель Камилло Кавур. Сардиния приняла участие в Крымской войне 1854-1855гг и получила совещательный голос на Парижском конгрессе. В 1858г при личной встрече Кавура с Наполеоном III было достигнуто соглашение, по которому Франция обязывалась содействовать присоединению к Пьемонту ломбардо-венецианских провинций до Адриатического моря, под условием уступки Франции Савойи и Ниццы, что сильно обострило отношения с Австрией. В условиях неизбежной войны Камилло Кавур обращается к Гарибальди с просьбой организовать корпус волонтеров и вступить в боевые действия против австрийской армии под командованием генерала Урбана. Заключение Виллафранкского мира возмутило Гарибальди, который не сильно разбирался в политике, он был вынужден, под давлением короля, распустить свое войско. Однако в герцогствах Тоскана, Модена. Парма и Романье были образованы временные правительства, высказавшиеся за присоединение этих земель к Сардинскому королевству. Переход родного города Ниццы под власть французов, побудил Гарибальди произнести гневную речь против Камилло Кавура на слушании в парламенте, отказаться от звания депутата и генерала сардинской армии. В конце 1859г нарастает волна революционных выступлений, а 4 апреля 1860г начинается восстание в Палермо. Республиканская партия Мадзини обращается к Гарибальди с предложением возглавить экспедицию в Сицилию, чтобы захватить остров. А после - переправившись на материк и все Неаполитанское королевство. 5 мая 1860г Гарибальди захватил два парохода в гавани Генуи, погрузил на них свое войско с волонтерами (знаменитая "Тысяча") и отправился к берегам Сицилии под лозунгом "Италия и Виктор-Эммануил". После ряда побед (6 сентября захвачена столица - Неаполь), Гарибальди принял звание диктатора Обеих Сицилии, объявил о введении революционно-демократической диктатуры и правил в течении двух месяцев от имени сардинского короля. Ему удалось начать ряд реформ - отменить некоторые налоги, организовать школы и приюты, издать декрет о раздаче государственных земель крестьянам. Король Сардинии, Виктор-Эммануил, во главе армии, через Папское государство, вступает в Неаполитанское королевство и публикует воззвание "К народам Южной Италии", в котором призывает к примирению с монархией и объявляет конец революционному противостоянию. В таких условиях, Гарибальди был вынужден сложить с себя диктаторские полномочия, распустить волонтеров и уехать домой, отказавшись от всех наград. В 1862г Гарибальди опять собирает волонтеров в Палермо и призывает к походу на Рим. Этот шаг не получил поддержки со стороны Сардинии, которая в это время вела переговоры с Францией и навстречу "мятежникам" были выдвинуты правительственные войска. Однако уже в 1886г Гарибальди назначается главнокомандующим над волонтерами в войне с Австрией. Его войско было разбито, но в результате этой войны Венеция была присоединена к Италии. В следующем году, не оставивший попыток "пойти на Рим", Гарибальди убегает из-под ареста и во главе волонтеров сражается с папскими войсками. 3 ноября 1887г в битве при Метане, войско Гарибальди терпит сокрушительное поражение от объединенных французских и папских войск. Летом 1870г в Риме происходят народные волнения, французские войска выводятся из столицы в связи с началом франко-прусской войны, Гарибальди посылает свой повстанческий отряд добровольцев, который одновременно с армией Виктора-Эммануила входит в город. В 1871г Рим провозглашен столицей Италией, и этим завершилось создание итальянского национального государства.
      -- Рисорджименто .
Рисорджименто или Возрождение, это название национального движения, которое охватило образованные слои итальянского общества под общей идеей освобождения от иноземного влияния и последующего объединения итальянцев под единым управлением. В середине XIX века оно стимулировалось экспансионистскими амбициями правительства Сардинии, которое соединяло национальную идею с антиавстрийскими или антифранцузскими настроениями. Различают разнообразные идеологические предпосылки Рисорджименто: от просвещенческих, и либеральных идей, романтически-националистических, республиканских, социалистических или антиклерикальных, до светских или церковных. Немалую роль играла и национальная идея. Она была своеобразна, потому что в ней слились различные концепции: идеалистическая - Мадзини, религиозная - Джоберти, рационалистическая - Каттанео и реалистическая - Дурандо. Все они легли в основу представления о юридической раздробленности Италии как о явлении сугубо временном, в то время как в реальности настоящее итальянское государство - национальное. По утверждению одного из идеологов Рисоджименто Камилло Кавура: "Италию мы создали, теперь надо создавать итальянца". На начальном этапе движение ограничивалось распространением национальных идей и точечными неудачными восстаниями в отдельных государствах (Неаполитанское королевство, 1820; Пьемонт, 1821, Парма, 1831, Генуя, 1833). Потом в 1848-1849гг произошли так называемые "Пять дней Милана" и первая война с Австрией за независимость, завершившаяся неудачно, однако сыгравшая важную роль в развитии и распространении патриотических настроений. В 1859-1860гг происходит новый подъем Рисорджименто, в результате которого происходит объединение Сардинского королевства с Ломбардией, Тосканой, Романьей, Пармой и Моденой, путем не только военных действий, но и всенародного голосования. Высадка Гарибальди в Сицилии дала возможность объединить Сардинию с Королевством обеих Сицилий. 17 марта 1861г было провозглашено Итальянское королевство, но окончательная цель еще не была достигнута, пока в ходе двух походов Гарибальди на Рим (1862г и 1867г) и итальянские войска не вступили в Рим. И, хотя с 1871г Рим стал столицей объединенной Италии, националистические идеи Рисорджименто продолжали развиваться.
    -- Проблема объединения Италии: национальный аспект.
      -- Национализм и патриотизм .
        -- Общеизвестные понятия.
Что такое национализм? По мнению одного из крупных исследователей этого явления Ганса Кона : "национализм - это состояние ума, убежденного, что высшей ценностью личности должно быть национальное государство". Так же он пишет, что это - идея, что у каждой нации должно быть свое собственное государство, охватывающее всю нацию, возникла после того, как в течение многих веков политическим идеалом была мировая империя, включающая различные народы и этнические группы на основе общей цивилизации и имеющая своей целью обеспечение всеобщего мира. Вследствие исторических событий эта модель трансформировалась в "национальное государство", которое идеально и является единственно законной формой политической организации, а нация - источник культурной творческой энергии и экономического благосостояния". Однако пути достижения нового государственного устройства рассматривались весьма реалистично, и отлично от утверждений религии и морали. Н. Макиавелли, например, писал, что в вопросе, касающемся благосостояния страны, не следует обсуждать проблемы справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, прославления или унижения. Подобная идея развивалась со временем, пока по-новому не зазвучала в высказываниях лидеров Французской революции: Жан Поль Марат декларировал, что Франция, которой угрожает возврат к деспотизму королей, должна утвердить деспотизм свободы, и лишь диктатура добродетельных людей, посвятивших себя без остатка интересам всей нации и выражающих подлинную общую волю, может спасти отечество. При этом любая оппозиция такому руководству трактовалась как измена нации. Предлагалось все принести в жертву отчизне, вся нация должна быть мобилизована, война должна стать национальной во всех ее аспектах. "Когда отечество в опасности, -- объявил Дантон 2 сентября 1792 г., - никто не может отказаться служить ему, или он будет объявлен бесчестным предателем. Подлежит смертной казни каждый гражданин, отказавшийся стать в строй, и кто прямо или косвенно противодействует мерам общественной безопасности". Современник Г.Кона - писатель Джорж Оруэлл несколько по-иному рассматривает понятие "национализм", отграничивая его от "патриотизма". Под "национализмом" он понимает не только желание разделить людей на плохих и хороших, но и " привычку человека отождествлять самого себя с одной-единственной нацией или какой-либо другой группой и ставить ее выше добра и зла, не признавая за собой никакого иного долга, кроме служения ее интересам " . Под "патриотизмом" же Д.Оруэлл понима ет приверженность человека к определенному месту и определенному образу жизни, которые он считает лучшими в мире, но при этом не имеет желания навязать их силой другим людям. При этом - п атриотизм, по самой природе своей, имеет оборонительный характер , как в военном, так и в культурном отношении , а н ационализм же, напротив, неотделим от стремления к власти. " Каждый националист неизменно стремится достичь все большей власти и большего престижа, но не для себя, а для нации или иной группы, в которой он решил растворить собственную индивидуальность " . Далее в своей статье Д. Оруэлл приводит яркие признаки типичного "националиста", как утверждение превосходства страны не только в военной мощи, но и в искусстве, литературе, кухне; считает важным правильное развешивание флагов, сравнивает размер газетных заголовков. На основании вышеприведенных примеров можно утверждать, что понятие "национализм", хотя и существует, но приобретает различные смысловые оттенки по мере исторического развития общества , с каждым значимым событием развиваясь в "крайность", описанную Д. Оруэллом. 5.1.2. Национализм в понятиях Гарибальди . Необходимо проанализировать, с каких позиций можно трактовать понятия "национализм" или "патриотизм", которые дает в своем произведении Гарибальди, в какой форме проявляются эти два явления. В предисловии к своим мемуарам, Гарибальди пишет следующее: "Я всегда стремился к добру - для себя и себе подобных; если же мне случалось совершить нечто дурное, то это было сделано, конечно, ненамеренно. Я ненавижу тиранию и ложь и глубоко убежден, что в них главный источник всех зол и испорченности рода человеческого. Поэтому я являюсь приверженцем республиканского устройства, достойного честных людей, устройства естественного, отвечающего желаниям большинства и поэтому не нуждающегося в том, чтобы его навязывали с помощью насилия или обмана". В тоже время, Гарибальди проводит свою основную мысль, что оставаясь республиканцем, он все более убеждается "в необходимости временной справедливой диктатуры для тех народов, которые подобно народам Франции. Испании и Италии, стали жертвами самого пагубного политиканства". Таким образом, приводимая Гарибальди антитеза следующая: отрицается тирания (власть элитного меньшинства) и поддерживается республиканское устройство государства (выборная власть большинства), но с возможностью диктатуры, которая будет осуществляться неким справедливым человеком или группой честных граждан. Часто употребляя термин "республиканский", Гарибальди, однако, проводит его смысловое различие со словом "национальный"". Когда он говорит о республиканской армии и о пороке, которым она страдает ("бойцы не желают оставаться постоянно в строю, если в скором времени не ожидается боев.), то в описании идеального воина-гражданина пишет следующее: "принадлежащий к свободной нации, становится под знамена, когда его к этому призывают, когда родине грозит могущественный неприятель. Такой воин встает на защиту страны и своей семьи и остается в национальной армии до тех пор, пока не минует опасность и его не отпустят военачальники". Таким образом, в понятие "национальный" Гарибальди вкладывает эмоциональную составляющую - чувство долга перед родиной, которую нужно защищать от "неприятеля". Поэтому можно сделать вывод, что автор описывает "патриотизм", который применяет как отличительную черту представителя "свободной нации". Однако последующие идеи Гарибальди, которые не относятся к защите родины от иноземных захватчиков, являются типичными для последователя революционного национализма Мадзини. "Секрет возбуждения масс, -- писал он, -- находится в руках тех, кто проявит готовность воевать и завоевывать, став во главе масс". Также лидер "Молодой Италии" призывал молодежь и народ пожертвовать всем во имя создания объединенной, сильной, централизованной нации. Столкнувшись с инертностью и малодушием народа, Гарибальди сам неоднократно пишет, что видит в этом причину влияния духовенства: "Неужели свобода ("свобода для всех) и для этих пиявок, шакалов, убийц - духовенства? Ведь оно - худшее порождение зла, зачумленная сорная трава человечества, ведь от него еще несет запахом сожженного человеческого мяса. Опора тронов, она властвует там, где распространена тирания, подчиняя себе голодные толпы рабов". Поэтому, разрушив до основания всю систему старого мира: засилье тиранов и священников, провозгласив свободы, как это сделала Французская революция, можно создать еще более великий Рим -- Рим народа. В 1858г Мадзини писал, о том, что ныне над Италией "встает заря новой миссии, еще более величественной, чем миссии прошлого, ибо итальянский народ в свободной и объединенной стране будет более великим и могучим, чем цезари и папы". Таким образом, возводя в идеал "патриотизм", Гарибальди является приверженцем идеи "национализма", признающего метод революционной борьбы для достижения цели (новая, свободная, объединенная Италия).
      -- Гарибальди и нация .
Что же именно представляют собой тот самый "народ" или "нация", ради блага которого так стараются блистательные умы XIX века? По мнению Г.Кона, Мадзини, следовал традициям Руссо и Гердера, верил в добродетель народов, тогда как правительства и государства представлялись ему воплощением разврата. Поэтому народ является воплощением нации, и народы, освободившиеся от деспотизма правителей, создадут мирный европейский союз. Молодые националисты-демократы, такие как Мицкевич, Мадзини и Мишле, также сознавали, что, помимо активного участия революционно настроенных лидеров, пробуждение наций требует активного участия народа. Но они видели будущее Европы вбратском единении соседних наций и международном мире, совершенно не учитывая, что столкновение "исторических" прав народов, побужденных идеями национализма, высвободит энергию для ненависти и новых войн, которая будет разрушительной. Более того - тенденция романтическая героизации насильственных действий привела в дальнейшем к идее, что бунт и насилие как одни из высших моральных ценностей могут быть поставлены на службу нации, а национальное самопожертвование воспринималось как мученичество святых. Рассуждая о том, какие именно идеи высказывались Гарибальди относительно понятий "нация" и "народ", на борьбу ради блага которого была потрачена его жизнь, можно следующие замечания. Он решительно осуждает не только монархов, но и "некоторых республиканских президентов", которые считают, что "нации существуют в этом мире для того, чтобы удовлетворять жажду сладострастия, богатства и власти". В своих "Мемуарах" Гарибальди достаточно ярко выделяет несколько групп "народа", особенно, когда описывает военные действия в Южной Америке. Во-первых, это народная масса (свободная или нет, запуганная священниками, невежественная, гордая и пр.) которую он характеризует множеством эпитетов. Во-вторых, есть одни люди, которые поддерживают республиканскую систему, а другие - деспотизм. Сам он всегда "служил народному делу и служил искренне, повсюду сражаясь против деспотизма. Будучи по своим убеждениям приверженцем республиканской системы, я отвергал вследствие этого противоположную систему. Люди вызывали у меня скорее сожаление, чем ненависть, ибо я осознавал причины зла, т.е. эгоизм нашей несчастной природы". Однако, в этой республиканской системе есть место насилию сильного над слабым: например, описывая жестокое разграбление селения Имириу, которое "восстало против республики", Гарибальди соглашается, что "при республиканском правительстве обязанность беспрекословно подчиняться - отвратительная необходимость". ; "наша флотилия пополнилась новыми судами: одни из них (самые первые) были взяты в аренду, другие отчуждены у врагов республики, третьи - захвачены у противника... - при этом, "противник" тот же представитель народа, но сражающийся на стороне имперских войск, а "враг республики" - житель города, у которого на данный момент было снаряженное судно и предубеждение против очередного рвущегося к власти генерала. Таким образом, Гарибальди говорит о возможности и готовности поддержать и выполнить некие насильственные действия, ради "благородной" цели, что также транслирует будущим поколениям. Одним из описательных высказываний Гарибальди о народе, до которого еще не дошли идеи национально-патриотические идеи, можно назвать его замечание о лигурийских моряках, мощью которых он восхищается: "Внушил ли им кто-нибудь, что нужно быть патриотами, итальянцами, борцами за человеческое достоинство? Сказал ли кто-нибудь нам, юношам, что у нас есть родина, Италия, за свободу и возрождение которой нужно бороться? Это сделали, может быть, священники, наши единственные учителя? Нет, мы росли как торговцы, будучи убеждены, что золото - это единственная награда, единственная цель в жизни". После того, как Гарибальди уже собрал добровольческие отряды в Италии и начал сражаться с австрийской армией, он приходит к неутешительному для себя выводу из практики: "здесь я впервые узнал на опыте, что деревенское население мало сочувствует национальному делу", и опять же объясняет этот неприятный для него факт влиянием духовенства или тем, что крестьянам предоставляется возможность заняться грабежом при отсутствии твердой власти. После некоторых побед, в герцогствах, где уже побывала армия Гарибальди, началась реакция, там "вооружали крестьянство, которое при подстрекательстве священников, шпионов и чужеземных наемников готово было в любое время обрушиться на демократические порядки". Гарибальди говорит о своих добровольцах, как о культурных людях и горожанах, среди которых "всегда отсутствовал крестьянский элемент". "Наши сограждане не должны обольщать себя надеждами относительно деревенского населения" - пишет автор, видя причину во власти священников, которые, как и крестьяне "будут неизменно склоняться к предательству дела нации", внушая крестьянам, что "не Италия их родина, а небо". Таким образом, по мнению Гарибальди, простой народ представляется ему собранием торговцев и грабителей, враждебным к "горсти итальянских добровольцев", и ему еще не внушены истинные ценности, а соответственно, этот народ еще не чувствует силы, которые объединяют его в нацию. Основную силу, воплощающую национальные идеи, составляют горожане и представители "выдающихся семей".
      -- Национальный вопрос и проблема объединения Италии .
Со времен распада Римской империи Италия уже не представляла собой единое целое территориально, но нельзя утверждать, что также исчезло единение различных народностей, которые считали себя принадлежащими к общему понятию - граждан Рима. В XIX веке Италия продолжала представлять из себя несколько государств с разным управлением с глубокими различиями в традициях и социальных структурах Юга и Севера. Поэтому объединить эти земли можно было только на идее некоей общности, и в этом вопросе большую роль сыграла национальная идея: все жители полуострова и соседних островов - итальянцы, с великой культурой и историей, общим прошлым, которые страдают под гнетом правителей-деспотов и Римской католической Церкви. Процесс объединения мог происходить следующими путями: установление независимых республик и федерации (Карло Каттанео (1801-1869гг)), национальное централизованное государство со столицей в Риме (Альфьери Витторио (1749-1803гг), Джузеппе Мадзини), конфедерации с сильной центральной властью папы (Винченцо Джоберти (1801-1852гг)), объединение под властью Сардинского королевства с либеральной монархией (Чезаре Бальбо (1789-1853гг) и Кавур). Практически все эти пути требовали насильственного вмешательства одного государства во внутренние дела другого, пусть даже с провозглашаемой "благородной" целью. Рассмотрим то, что пишет Гарибальди о причинах разрозненности Италии и методах ее объединения. Главную причину всех несчастий автор "Мемуаров" видит в деспотических правительствах и неограниченной власти Папы, которые не ценят свой народ и героизм отдельных его представителей: "нет на земле угла, где бы не белели кости достойных итальянцев! Италия же не помнит о них". Чем же занимаются такие правительства? Покупкой островов, чтобы устроить на них исправительные тюрьмы, вымаливают милость сильных мира сего, чтобы восстановить свои силы, чтобы "опоясаться чужим мечом", заигрывают с гидрой папства, преклоняя колени, чтобы та продолжала держать народ в состоянии невежества и отупения. Основное деяние папства, которое Гарибальди называет преступным, состоит в том, что оно всегда стремилось удержать Италию в состоянии территориальной и духовной разобщенности (к этим словам есть приписка, что он всегда придерживался подобных мыслей, записанных в 1849г, и повторенных сейчас, в 1871г). Гарибальди также подвергает критике эмоциональную составляющую состояния общества и его правителей: его победоносная армия и единомышленники все время встречали препятствия там, где "у власти стояли сторонники компромиссов, политики золотой середины, которые придерживались либерализма больше из страха перед народом, чем из внутреннего побуждения и стремления к прогрессу". Он считает, что "Италия могла бы полностью освободиться, не будь равнодушия одних и коварства других, попирающих национальный героизм". Какие именно меры для объединения Италии нужно предпринять, какую форму борьбы следует выбрать для достижения величайшей цели, к которой стремились все националисты и патриоты? Гарибальди пишет, что с ранних лет, он горячо любил свою страну и страдал из-за того, что она находится в состоянии рабства, также он жаждал быть посвященным в тайну ее возрождения. Поэтому повсюду искал книги и сочинения, в которых шла речь о борьбе за свободу Италии, и старался найти людей, посвятивших себя этой борьбе. Так он воспринял идеи Мадзини и его "Молодой Италии", поддержал революционные устремления и посвятил свою жизнь борьбе за эти идеи, явившись одним из наиболее деятельных лидеров. Началом его деятельности стало образование Итальянского легиона в Бразилии, которое Гарибальди считает "выражением благородного порыва, преддверием первого призыва к оружию", что диктовалось стремлением защитить от вторжения неприятеля. Он всегда восхищался итальянским солдатом, когда его, не скованного разлагающим влиянием священников и трусливых правителей, вдохновляет прекрасная и возвышенная цель. По возвращения на родину после ссылки Гарибальди и его друзья выбирают новый метод ведения войны за освобождение: "поднять восстание". Рассматривались и другие варианты: "я решил организовать партизанскую войну, если не представятся другие возможности". Такая война или "освободительная война" могла быть первым толчком к освобождению страны, у которой не было регулярного войска. За оружие взялась бы вся нация, которая твердо и неуклонно стремилась к освобождению". Начавшаяся война с австрийцами была для него благом, потому что, по мнению Гарибальди, всколыхнула всю Италию, которая, как один человек, откликнулась на призыв к оружию и послала своих гордых сынов на священную войну". Еще одним из подходящих методов ведения борьбы, отрицающий смертную казнь Гарибальди, считает убийство правителей: "античная история не изображает Гармодиев, Пелопидов, Брутов, освободивших родину от тиранов, в непривлекательном виде, в котором современные угнетатели народов хотят представить тех, кто добрался до ребер герцога Пармы, неаполитанского Бурбона и других". Все эти пути начала процесса освобождения Италии, Гарибальди не мыслит без активного и действующего начала: "для того, чтобы добиться согласия между итальянцами, необходима хорошая палка" После завоевания Сицилии, например, он принял диктатуру без возражений, потому что при затруднительных обстоятельствах всегда считал ее "якорем спасения". Новая модель итальянского государства представляется Гарибальди в соответствии со взглядами Мадзини: для него Рим - это вся Италия, и он представляет себе Италию не иначе, как "в виде единого целого или союза, объединяющего ее разрозненные части. Рим - это символ единой Италии, в какой бы форме не хотели видеть ее". Таким образом, проблема объединения Италии видится Гарибальди не только в ее правителях, папстве и иностранном присутствии, но и в самих итальянцах, среди которых, хотя и зреет идея национального освобождения и единства, но ее реализация становится невозможной из-за разобщенности народа, вследствие отсутствия внутреннего порыва и революционного стремления к прогрессу. Гарибальди готов быть первым и организовать тот самый толчок, который всколыхнет итальянскую нацию и поднимет на борьбу за объединение.
      -- Пожелания "молодым итальянцам" .
Изложив историю своей жизни и борьбы в "Мемуарах", Гарибальди, без сомнения, хотел оставить свои мысли и завещание будущим поколениям молодых итальянцев, которые продолжат его дело. "Я горячо желаю, чтобы этот рассказ запал в душу наших молодых итальянцев, которым надо полагать, предстоит еще, к несчастью, помериться силами с нашими спесивыми соседями". Помимо описательной части, которая подробно информирует о ходе сражений, приводятся сведения о славных подвигах с перечислением имен многих достойных борцов за национальное единство, которые были боевыми товарищами автора, потерявшими свои молодые жизни, защищая национальную идею и республиканский строй правления. "Мои соотечественники! - обращается к будущим поколениям Гарибальди. - В тот день, когда вы будете объединены (к несчастью это произойдет не очень скоро) и станете столь же нетребовательными, как эти сыны Континенте - иноземец не осмелится более попирать вашу землю, осквернять ваши брачные ложа! В этот день Италия займет место среди первых наций мира! Необходимо претерпевать все опасности и лишения, которые сопутствуют длительной и напряженной борьбе, "и так должны поступать все нации, которые предпочитают любые жертвы, лишения, тяготы и опасности унижению покориться чужеземцам". Он дает следующее наставление: "Пусть наши молодые итальянцы усвоят жизненный урок, которому мы должны следовать, если в самом деле хотим добиться освобождения нашей родины. Независимость и свободу можно завоевать только преодолевая трудности, только благодаря смелости и самопожертвованию, - это фатально, но это так. Сражаться следует также во имя чести, как велит совесть, свободными от всякой корысти, как когда-то он с своими товарищами, переплывшие океан "свободные от всякой корысти, готовые пожертвовать ради родины, даже нашими политическими убеждениями". Все начинается с воспитания: необходимо освободиться от наставников из духовенства, которые предпочитают "делать из молодых людей скорей монахов и законников, чем достойных граждан, обученных полезному и мужественному делу и способных служить своей обездоленной стране". Потом следует освободиться от "равнодушия одних и коварства других, попирающих национальный героизм", и никогда не терять надежду на полное освобождение родины, несмотря на черные дела предателей, постоянно готовых торговать ею, и на чванливых соседей, привыкших уже сколько раз заключать с ними сделки. Эти пороки Гарибальди, например, считает причиной того, что во время войны в Бразилии, они лишились блистательной компании, которая могла привести к падению империи и утверждению республики на всем американском континенте. Испорченность людской натуры (сколько гнусных предателей самых разных мастей вскармливает наша прекрасная и глубоко несчастная родина!) тоже может стать причиной неудач по объединению Италии в будущем, хотя народ, в который верит Гарибальди, в целом, "способен ли наш народ проявить упорство и самоотверженность". Особое внимание автор мемуаров уделяет именно раздорам и внутренним неурядицам, вызванным честолюбием и эгоизмом немногих, добивавшихся власти. Поэтому "совершенное согласие между различными сословиями итальянского города - вот условие, вот источник свободы и независимости родины, если это согласие становится повсеместным, а его отсутствие причиной наших несчастий и унижения". Много наставлений дает Гарибальди и относительно иностранного вмешательства в дела нового государства, которого следует всячески избегать. Так он пишет, что "любая страна на земле только выиграет без иностранного вмешательства", потому что Италии оно принесло множество несчастий. Борьба с духовенством - это еще один аспект внимания для молодых итальянцев. Гарибальди именно в нем видит основу всякого деспотизма, всякого порока, всякого несчастья. Священник - это олицетворение лжи, но от лжеца недалеко до вора, от вора до убийцы, и я мог бы найти у духовенства и другие подобные качества". Рим, восставший из "мерзкой грязи" продолжает оставаться идеалом для Гарибальди: "О отец, о великий основатель и покровитель наций!". А выборы в органы политической власти, когда народ свободно выражает свою волю, считает главным действием, когда, проявив здравый смысл, можно выбрать "мужей, могущих оказать честь человечеству любой части земного шара, мужей, стойкость которых не уступала доблести сенаторов древности". Таким образом, новым поколениям итальянцев нужно изжить в себе многие человеческие пороки и прийти к согласию, стойко переносить все тяготы и лишения, быть способными на самопожертвование. Среди основных мер предлагается изменить систему воспитания, полностью прекратить влияние духовенства, с которым тоже нужно бороться, как с ворами и убийцами, а так же - исключить любое иностранное вмешательство. Великий Рим, таким как он представляется по историческим источникам древности, под выборным управлением достойных мужей, является для Гарибальди идеальным центром объединенного государства, в котором, однако, может не быть народовластия, а в некоторые моменты может вводиться деспотическое управление.
    -- Заключение .
В данной работе были рассмотрены следующие особенности творчества Гарибальди: мысли автора о национализме и патриотизме, о нации, о значении национального вопроса в проблеме объединения Италии, напутствие автора новым поколениям итальянцев, чтобы ответить на вопрос, каким виделся автору национальный аспект проблемы объединения Италии. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В озводя в идеал "патриотизм", Гарибальди является приверженцем идеи "национализма", признающего метод революционной борьбы для достижения цели (новая, свободная, объединенная Италия). Основная составляющая любой нации - простой народ, представляется ему собранием торговцев и грабителей, враждебным к "горсти итальянских добровольцев", и ему еще не внушены истинные ценности, а соответственно, этот народ еще не чувствует силы, которые объединяют его в нацию. Основную силу, воплощающую национальные идеи, составляют горожане и представители "выдающихся семей". Проблема объединения Италии видится Гарибальди не только в ее правителях, папстве и иностранном присутствии, но и в самих итальянцах, среди которых, хотя и зреет идея национального освобождения и единства, но ее реализация становится невозможной из-за разобщенности народа, вследствие отсутствия внутреннего порыва и революционного стремления к прогрессу. Гарибальди готов быть первым и организовать тот самый толчок, который всколыхнет итальянскую нацию и поднимет на борьбу за объединение. Объединенная страна со столицей в Риме является достижимым идеалом будущего, если новые поколения итальянцев изживут в себе многие человеческие пороки и придут к согласию, стойко перенеся все тяготы и лишения, сопутствующие борьбе. Предлагается изменить систему воспитания, уничтожить духовенство, исключить любое иностранное вмешательство.
    -- Источник.
1. Гарибальди Дж. Мемуары. Издательство "Наука", М. 1966, с. 468.
    -- Литература.
    -- Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди -- Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Проблемы Восточной Европы. N 41-42. Вашингтон. 1994 сс. 88-169. -- Д.Оруэлл "Заметки о национализме"., 1991 -- Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997.с. 776 -- "История Субъективности: Средневековая Европа. Сост. Ю.П. Зарецкий (Приложение к журналу Средние века) М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009, 565 с.
    -- Приложение.
"Война - истинная жизнь мужчины!" Дж. Гарибальди "Мемуары". Предисловие Стефано Канцио к книге "Мемуаров" Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди : современный взгляд // Новая и новейшая история. - 2002. - N 1. - С. 152-172 "История субъективности: средневековая Европа".с. 15 Там же, с.21 Объединение Италии в оценке русских современников. Сборник документов и материалов, М.. 1961.; Цомакион Л.И. Дж. Гарибальди. Его жизнь и роль в объединении Италии. СПб.. 1892; Русова С.Ф. Биография Дж. Гарибальди, освободителя Италии. Ростов-на-Дону. 1903: Степняк (Кравчинский) С.М. Джузеппе Гарибальди. Биографический очерк. СПб., 1906 (переиздание: Пг.. 1919); Невлер В.Е. Джузеппе Гарибальди - герой итальянского народа. М., 1937; Кирова К.Э. Социально-политические взгляды Гарибальди. - Из истории общественных движений и международных отношений. М., 1957, с. 455-474 Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди : современный взгляд // Новая и новейшая история. - 2002. - N 1. - С. 152-172 Italia irredenta - "неискупленная, неосвобожденная Италия" Реале Дж., Антисери Д. "Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней", 1997 Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Д.Оруэлл "Заметки о национализме"., 1991 название связано с тем, что в обществе карбонариев наряду с другими обрядами существовал ритуал сожжения древесного угля, символизировавший духовное очищение членов общества. Политическая программа карбонариев включала борьбу за конституционные преобразования. Важнейшим пунктом этой программы было требование национальной независимости, а также единства Италии. Чёткой программы объединения страны у карбонариев не имелось. Одни из них намеревались захватить власть путём военного переворота, а другие видели основное препятствие к объединению страны в австрийском владычестве и предлагали сосредоточить усилия на борьбе с ним. Организации карбонариев (со своими специфическими целями) существовали также во Франции, Швейцарии и на Балканах. Главной целью организации было освобождение Италии от иноземного ига и создание Итальянской республики. Подпольные отделения "Молодой Италии" были не велики (20-30 или 200-300 человек). Однако в Милане число членов "Молодой Италии" в мае 1833г превышало 3 тыс. человек. В типографии, которая укрывалась в заброшенных каменоломнях близ Марселя Дж. Мадзини издавал журнал "Молодая Италия", который тайно переправлял в Италию. Практическая деятельность "Молодой Италии" свелась к организации заговоров, которые, как считал Дж. Мадзини должны стать толчком к общеитальянской революции. После неудачной попытки в 1833--1834гг поднять восстание в Пьемонте и Савойе "Молодая Италия" была разгромлена. Лишь в одном Пьемонте было казнено 12 человек. Ещё 14 человек, в том числе и Дж. Мадзини, были приговорены к смерти заочно. Имело шансы на успех поднятое "Молодой Италией" в 1837г восстание на Сицилии, но оно было подавлено. 94 участника восстания были повешены. Восстания и заговоры, в которых участвовали члены "Молодой Италии", не встречая поддержки народных масс, неизменно заканчивались неудачей, несмотря на героизм их участников. В марте 1848г "Молодая Италия" была реорганизована и прекратила существование под эти именем. течение социального утопизма, основанное графом Анри де Сен-Симоном. Догматизация учения привела к тому, что достаточно быстро сенсимонисты фактически создали узкую религиозную секту. Бразилия находил а сь под властью португальской династии. Изгнанный из Лиссабона Наполеоном Бонапартом в 1808г, король Жуан VI прибыл со своим двором в Рио. В 1821г он возвращается в Португалию, но в Бразилии остается его сын Педро I , который дал стране Конституцию, хотя и весьма консервативную, в 1824г. В 1831г после серии правительственных кризисов Педро I унаследовал отцовский лиссабонский престол и отбыл на историческую родину, оставив Бразилию в наследство пятилетнему сыну. После этого несколько десятилетий в разных концах страны бушевали восстания, иногда под антимонархическими лозунгами. Так, в 1837г республику провозгласила Баия, а на юге, в Риу-Гранди-ду-Сул, республика де-факто существовала 1835-1845гг. Когда Педру II достиг совершеннолетия, вокруг него сплотились представители землевладельческой элиты, вскоре все самопровозглашенные республики исчезли с карты Бразилии. Камилло Бензо ди Кавур (1810-1861гг (18100810)) -- граф, итальянский государственный деятель, премьер-министр Сардинского королевства, сыгравший исключительную роль в объединении Италии под скипетром сардинского монарха. Первый премьер-министр Италии (1861). освободительное движение итальянского народа против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии. заключен 11 июля 1859г, когда после поражения при Сольферино, нанесенного австрийцам Наполеоном III, Австрия увидела себя не в состоянии бороться с соединенными силами Франции и Пьемонта. Согласно условиям этого мира Франц-Иосиф уступил Ломбардию по p екам П о и Минчио Франции, а затем Наполеон III передал ее королю сардинскому Виктору-Эммануилу в обмен за Ниццу и Савойю, отошедшие к Франции. Ганс Кон (Hans Kohn) 1891-1971, философ и историк. Родился в Праге. Во время Первой мировой войны провел пять лет военнопленным в России, потом жил в Париже и Лондоне, работал и писал для сионистских организаций. В 1925 эмигрировал сначала в Палестину, потом в 1934 в США. Там преподавал новую историю в Смитсоновском Университете в Массачусетсе. С 1948 до 1961 преподавал в Сити-Колледж, Нью-Йорк. Писал книги о национализме, панславянизме и иудаизме. Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Глава I Там же. Н. Макиавелли "Государь" последняя глава Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Глава II Джордж Оруэлл (Эрик Артур Блэр 1903-1950) -- английский писатель и публицист. Д.Оруэлл "Заметки о национализме". Д.Оруэлл "Заметки о национализме". Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 11 Там же. Стр. 11 Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 66 Там же. Стр. 66 Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Глава IV Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 12 Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Глава IV Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 146 Там же. Стр. 65 Там же.Стр. 56 Там же. Стр. 111 Там же. Стр. 17 Там же. Стр. 159 Там же. Стр. 164 Там же. Стр. 172 Там же. Стр. 191 Там же.Стр. 226 Там же. Стр. 78 Там же.Стр. 78 Там же. Стр. 19 Там же. Стр. 151 Там же. Стр. 280 Там же. Стр. 20 Там же. Стр. 101 Там же. Стр. 107 Там же. Стр. 148 Там же.Стр. 154 Там же. Стр. 152 Там же. Стр. 158 Там же. Стр. 149 Там же. Стр. 168 Там же. Стр. 251 Там же. Стр. 262 Там же. Стр. 19 Там же.Стр. 142 Когда правительство было вынуждено, погрузив на повозки архивы, последовать в сельскую местность за республиканской армией, разделяя с воинами все тяготы и опасности сражений Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 71 Там же. Стр. 37 Там же. Стр. 117 Там же. Стр. 166 Там же. Стр. 14 Там же. Стр. 280 Там же. Стр. 135 Там же.Стр. 51 Там же. Стр. 97 Там же. Стр. 95 Там же. Стр. 169 Там же. Стр. 110 Там же. Стр. 11 Там же. Стр. 90 Там же. Стр. 173

В августе 1862 года в сражении под Аспромонте был ранен и взят в плен национальный герой Италии Джузеппе Гарибальди.
Этого человека служители церкви ненавидели лютой ненавистью. Гарибальди всю жизнь боролся с властью папского престола, с духовенством, от которого, по его словам, все еще несло запахом сожженного человеческого мяса.
Зато Гарибальди горячо любил народ своей родины; им восхищались передовые люди всех стран. Нет ничего удивительного, что известие о его ране вызвало шум по всей Европе.
Опасаясь общественного возмущения, которое не заставило себя долго ждать, король приказал освободить Гарибальди для лечения. Его привезли в душный и сырой городок Специю.
Целых два месяца представители медицины не могли установить наверняка, содержит ли рана Гарибальди пулю или ее там нет.
Итальянец Порта, профессор хирургии, автор сорока семи известных работ, безуспешно исследовал рану пальцем, причиняя пациенту нестерпимую боль.
Крупный французский хирург Нелатон, тоже автор известных трудов, изобретатель кровоостанавливающего жгута, вводил в нее специально созданный для этого случая зонд с фарфоровой пуговкой, но и он не мог сказать ничего определенного.
Из Англии прибыл доктор Патридж, профессор Королевской академии. Присутствие пули в ране он отрицал.
В один день с Патриджем в Специю приехал русский хирург Николай Иванович Пирогов. Его не вызывали он приехал сам. Вернее, не сам, а по просьбе молодых русских медиков, проходивших специальный курс обучения в немецком городе Гейдельберге, где Пирогов был при них в роли наставника. Пошумев и поговорив на своей сходке, они обратились к Пирогову с коллективной просьбой самому осмотреть Гарибальди. Даже деньги на поездку собрали всем миром.
От денег Пирогов отказался, но поехать поехал.
Вначале рану Гарибальди он осмотрел сам и общим состоянием раненого остался доволен, хотя всех неприятно поражала болезненная худоба его ног.
Второй раз хирург подошел к постели больного вместе с доктором Патриджем.
Вы будете зондировать рану? спросил Пирогова его английский коллега.
Нет, мне достаточно одного наружного осмотра. Я считаю пуля в кости. Мой совет не торопиться с ее извлечением. Надобно подождать, пока пуля не сделается подвижною в своем костном ложе, и тогда можно будет достать ее без особого труда. Следует только зорко следить за состоянием самой раны и окружающих ее частей. А сейчас я готов написать об этом бюллетень, ответил Пирогов, быстро исписывая листок бумаги и ставя свою подпись.
Патридж задумался. То, что говорил этот известный русский хирург, звучало убедительно. Но одна фраза в заключении: Опираясь только на наружное исследование... Уж очень она категорична.
Усмехнувшись едва заметно он понял причину замешательства профессора Королевской академии, Пирогов изменил написанное. Насколько можно судить по наружному исследованию... смягчил он текст.
Бюллетень подписали двое: Пирогов, Патридж. 31 октября 1862 года.
Французский хирург Нелатон советовал расширить рану, чтобы извлечь пулю тотчас же. К счастью, лечащий врач прислушался к наставлению Пирогова и Патриджа и спустя двадцать шесть дней без труда вытащил согнутую подковой пулю. Если бы не Пирогов, был бы Гарибальди без ноги.
(С) везде.
От себя добавлю, что к тому времени Пирогов уже был непререкаемым международным авторитетом в анатомии человека. Иначе его ссылка на "результаты наружного исследования" никого бы не убедила.

Гарибальди Джузеппе итальянский полководец (рожд. 4 июля 1807 г. – смерть 2 июня 1882 г.) итальянский полководец, революционер, командовал самым победоносным войском в новой истории Италии, смог добиться объединения своей страны. Мастер по ведению партизанской войны, он более сорока лет вел боевые действия в Италии и Южной Америке и стал самым популярным революционным лидером своей эпохи. Англичане прославляли его как «героя двух миров».

Происхождение. Участие в революционном движении

Джузеппе родился в 1807 году в Ницце, в семье моряка Доменико Гарибальди, капитана и владельца небольшого торгового судна. Кроме торговли рыбой капитан Доменико занимался водными перевозками грузов между портами Италии. Его мать звали донна Роза Раймонди Гарибальди. Она была образованная женщина и желала видеть сына студентом духовной семинарии.


В 15 лет он под руководством отца начал морскую службу. 1832 год — он сам становится капитаном собственного торгового корабля, но истинным его призванием было участие в революционном движении, известном как «Молодая Италия», которое в те времена возглавлял Джузеппе Мадзини в Пьемонте (Сардинском королевстве). В то время Италия была раздроблена на ряд небольших государств, оккупированных или управляемых иноземными державами. 1834 год — Гарибальди прибыл в Геную, для поддержания готовящегося восстания. Восстание осуществить не удалось, Гарибальди заочно приговорили к смертной казни. Ему удалось бежать в Южную Америку.

В Южной Америке

Однако и на новой родине Гарибальди не собирался оставлять своего революционного энтузиазма. С 1836 по 1843 гг. он был капитаном капера в республике Рио-Гранде, которая вела борьбу против Бразилии. Потом он защищал Уругвай от Аргентины. Тогда он был полевым командиром и совершенствовал свое тактическое искусство, которое пригодится ему в дальнейшем. Гарибальди отбирал на службу выходцев из Италии, таких как он сам, которых можно было быстро собрать для военной операции с тем, чтобы после они могли раствориться среди гражданского населения. Хотя

Гарибальди как правило противостояли превосходящие силы противника, он овладел искусством ведения партизанской войны, быстрых ударов, молниеносных рейдов, уклоняясь при этом от решающих сражений. Тогда же Гарибальди ввел известную «форму» для своих воинов - простые красные рубахи, которые стали символом его армии в Южной Америке, а позже и в Италии.

Итальянская революция

После 12-ти летнего нахождения в Южной Америке Гарибальди узнает об оживлении революционного движения на родине, известного под именем «Рисорджименто» («Возрождение»), и возвращается в Италию, создав отряд «краснорубашечных» из 3 000 добровольцев. После непродолжительной малоуспешной войны с австрийскими оккупантами в Северной Италии и южной Швейцарии Гарибальди в 1849 году повел своих добровольцев на Рим, чтобы оказать помощь своему другу Мадзини в защите города от французов, пытавшихся восстановить власть папы.

Почти три месяца Гарибальди оборонял Рим от, в значительной мере превосходящих его сил, французских войск, но, в конце концов, вынужден был прекратить сопротивление. 3 июля Гарибальди с 5 000 своих людей ушел из Рима, а французское войско вошло в город. Условия прекращения огня давали гарантию свободного выхода Гарибальди и его людей из Рима, однако за его пределами на них напали австрийцы, французы и неаполитанцы; большая часть повстанцев была убита или оказалась в плену.

Сам Джузеппе Гарибальди смог спастись. Он уехал в США. Какое-то время он работал в Нью-Йорке на свечном заводе, потом отплыл в Перу и вновь стал капитаном торгового корабля. 1854 год — он возвращается в Италию, обосновался на острове Капрера, неподалеку от Сардинии, и становится капитаном первого итальянского парохода.

После революции

1859 год — началась война с Австрией, и Гарибальди вновь собрал добровольцев-краснорубашечников. После кратковременных боев с австрийцами в Альпах он посадил свое войско из 1000 человек на 2 судна и отплыл с ними на юг, для поддержания сицилийского восстания против неаполитанского короля Франциска II.

1860 год, май — «краснорубашечники» освободили Сицилию, а потом перенесли военные действия на материк. 1861 год, февраль — Джузеппе со своими добровольцами взял Неаполь и освободил всю южную Италию. Вся Италия славила Гарибальди как великого героя, а он передал завоеванные земли под власть короля Виктора Эммануила I, который 18 февраля 1861 года провозгласил все эти земли Итальянским королевством.

Джузеппе Гарибальди стал героем не только для своих соотечественников. В июле того же года американский президент Линкольн предложил ему взять на себя командование федеральной армией, сражавшейся с армией вновь созданной Конфедерации. Джузеппе отказался: ему не нравилось, что Линкольн еще не отменил рабства, а также то, что ему не предложили должность главнокомандующего. 1864 год, апрель — во время приезда Гарибальди в Лондон, большая толпа народа приветствовала его как «героя двух миров».

Походы на Рим

Прославляемый за границей, революционер не был доволен тем, как обстоят дела у него на родине. Рим оставался под властью папы, а Гарибальди мечтал об объединенной Италии. В 1862 и 1866 гг. Джузеппе командовал военными силами, ведущими наступления на папские владения, но два раза потерпел поражение от более сильного противника и оказался в плену. Оба раза благодаря национальной и всемирной известности Гарибальди враги отпускали его домой, на Капреру.

1870 год — Гарибальди с двумя сыновьями воевал на стороне Франции в войне с Пруссией, так что он не участвовал во взятии Рима итальянскими войсками в октябре того же года.

Последние годы

1874 год — своими сторонниками он был избран в Итальянский парламент, и был депутатом на протяжении 2-х лет, пока не отошел от общественной жизни. В последние годы жизни он выражал симпатии к социализму, выступая за права рабочих и за равноправие женщин. Он также был противником смертной казни.

В последнее время (а, может быть, и раньше) Джузеппе Гарибальди сблизился с масонами. 1876 год, октябрь — он получил пожизненный титул «великого мастера Державного святилища Египта». 1881 год — Гарибальди стал «великим иерофантом» сразу двух крупных масонских организаций: Восточного устава Мемфиса и Египетского устава Мицраима. Дабы упрочить свое руководство обеими «уставами», он решил слить их в один, однако это ему не вполне удалось.

Гарибальди умер на Капрере 2 июня 1882 года и был с большой торжественностью похоронен там же.

Личная жизнь. Интересные факты

В наши дни фото итальянского революционера можно увидеть в каждом учебнике истории, его биографию изучили чуть ли не досконально, его уважают и почитают в Италии и в других странах мира. Казалось бы, он вкусил славы за свою жизнь, прожил ее ярко, интересно. Однако не все знают, что были в ней и довольно сложные и даже непредсказуемые моменты.

Речь сейчас идет не о гонениях и многочисленных боях, которыми изобилует его биография, а о простой повседневной жизни… Судьбой было уготовлено ему немало испытаний.

Так, первая жена, Анна Рибейра де Силва, родившая ему детей, скончалась от малярии, пока Гарибальди путешествовал, принимая участие в бесконечных освободительных боях. Для него это оказалось очень серьезным ударом.

С течением времени национальный герой Италии решил жениться во второй раз. Его избранницей стала молодая миланская графиня Раймонди, которую, впрочем, он бросил практически у алтаря. Семейного счастья не получилось в этом случае из-за ребенка, которого революционер отказался признавать своим. Тем не менее, официально состоявшийся брак тяготил Джузеппе в течении еще 19-ти лет, пока не был расторгнут.

Памятник Джузеппе Гарибальди в Ницце

Практически сразу после развода национальный герой женился в третий раз. У его избранницы не было ни высоких чинов, ни громкого имени, она была простой кормилицей маленькой внучки Гарибальди.

Несмотря на такой богатый семейный опыт и наличие пятерых детей, скончался итальянский активист в совершенном одиночестве, оставленный родными и близкими…

Гарибальди зарекомендовал себя не только как талантливый дипломат, военачальник и революционер, но успел проявить себя и на литературном поприще, написав целую серию мемуаров, благодаря которым многогранная личность итальянского революционера стала столь ясна и понятна современному человечеству.

Заслуги

Честность и целеустремленность Гарибальди производили впечатление как на его сторонников, так и на его недругов. Еще в Южной Америке он показал себя искусным мастером партизанской войны, и его мастерство еще возросло во время военных действий в Италии. Но отсутствие систематической военной подготовки сказывалось в том, что Гарибальди трудней было вести обычные боевые действия против регулярных войск, и в таких случаях он часто терпел поражения.

Еще большее значение, чем чисто военные заслуги Гарибальди, имели его дух патриотизма и бескомпромиссная борьба за освобождение своей страны. Его и в наше время прославляют как великого патриота, освободителя и объединителя Италии. Его беззаветная преданность своему народу завоевала ему непреходящую славу в его собственной стране и сделала его имя символом для будущих революционеров в независимости от их взглядов.