Характеристика русской мировой литературы 19 века. Общая характеристика русской литературы

XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789-1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.

XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796-1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815-1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).

Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811-1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как "битва при Питерлоо"; движение чартистов в 1830-1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).

Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии "железом и кровью". Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.

Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.

В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм . Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.

ХIX век — век сложения мировой литературы , когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.

Литература

  1. Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.
  2. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.
  3. Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
  4. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.
  5. Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.

Читайте также другие темы главы "Литература XIX века".

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

Изучить понятие «русская классическая литература»;

Выявить основные литературные направления 19 века;

Познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

Развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

Развивать умение сравнивать литературные направления;

Расширять кругозор учащихся (эпоха - литература -история);

Воспитательные:

Воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II .Постановка целей урока.

ХIХ столетие — «золотой век» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока.

III .Словарная работа.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический —

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик —

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

Реализация домашнего задания.

Сообщение учащихся о важнейших исторических событиях в Европе и России XIXвека, заполнение 2 колонки таблицы.

Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Период

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I полови-на ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литера-туры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II поло-вина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые те-мы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

I V . Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Это нам предстоит выяснить, прочитав статьи учебника (стр. 112, 214).

Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Основания для сопоставления

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

V .Итог урока

Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI . Домашнее задание

Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы ХIХ века, подтвердив свои мысли примерами, или сообщение о русской лирике начала ХIХ века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.

Индивидуальное задание

Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).

Использованная литература:

  1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе: кн. для учителя / Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. — М.: Просвещение, 2009.
  2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина, - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Миронова Ю.С. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах /Ю.С. Миронова. - СПб.: Тригон, 2007

Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!

А.Блок

Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное.

Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды.

Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком а. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский.

Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.

Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от а к у.

Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы а. Высшим достижением этого времени стало творчество А. С. Пушкина, истинного создателя русской литературы.

Путь, намеченный Пушкиным, продолжили М.Ю.Лермонтов и Н. В. Гоголь, ставшие основателями нового литературного направления - критического а.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и

Драматургия XIX века в русской критике и публицистике.

Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с

Классическими произведениями.

2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю

Красоту и совершенство - обязательное условие образованности...

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.

ХОД УРОКА

Русская литература... всегда была совестью народа.

Ее место в общественной жизни страны всегда было

Почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и

Стремилась к справедливому переустройству жизни.

Д. С. Лихачев. Великое наследие.

I. Общая характеристика русской литературы XIX века

  1. Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.

Вопросы для обсуждения:

1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?

2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу «совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?

3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.

4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?

В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.

  • Сообщение учителя о главных событиях (таблица)
  • Выступление уч-ся с докладами:
  1. «Золотой век» русской литературы XIX века
  2. Направления русской литературы XIX века
  3. Журналы о русской литературе XIX века
  4. Представители русской литературы XIX века.

Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература... близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».

З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.

Период

Важнейшие исторические

события в Европе и России

Общая хар-ка развития

русской лит-ры XIX в

Динамика основных

литературных жанров

I половина

XIX в.

(1795-

первая

полови-

на 1850-х г.

II поло-

вина

XIX в.

(1852-

1895 г.)

Открытие Царскосельского лицея (1811).Отечествен-

наявойна1812 г. Революци-

оные и национально-освобо

дительные движения в Европе.

Возникновение тайных дека

Бристских организаций в Ро

ссии(1821-1822). Восста-

ние декабристов (1825) и

его поражение.

Реакционная политика Ни-колая I. Гонения на свободо

мыслиевРоссии.

Кризис крепостничества,

общественная реакция.

Усиление демократических

тенденций.

Революции в Европе

(1848-1849), их подавление

Поражение России в Крымской войне.

Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического

движения и крестьянских

волнений. Кризис самодер-

жавия.

Отмена крепостного права.

Начало буржуазных преоб-

разований.

Демократические идеи

народничества.

Активизация тайных тер-

рористических организа-

ций.

Убийство Александра II.

Усиление реакционной

политики царизма.

Теория «малыхдел». Рост

пролетариата.

Пропаганда идей марксиз-

ма

Освоение европейского куль-

турного наследия.

Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма.

Зарождение и расцвет романтиз

ма.

Литературные общества и круж

ки, издание журналов и альмана

хов. Принцип историзма, выдви

нутый Карамзиным.

Романтические устремления и верность идеям декабристов в

творчестве Пушкина, Лермонто

ва.Зарождение реализма и его сосуществование рядом сро-

мантизмом. Вытеснение

поэзии прозой. Переход к реали

зму и социальной сатире.

Развитие темы «маленького че-

ловека». Противостояние лите-

ратуры «гоголевской школы»

и поэтов-лириков романтическо

го плана

Усиление цензуры и репрессии

Прогрессивных писателей

(Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно

гнета после смерти Николая I.

Развитие драматургии реалисти

ческого романа. Новые темы,

проблемы и герои.

Ведущая роль журналов «Со-

временник» и «Отечественные

записки». Появление

плеяды поэтов-народников.

Открытие памятника Пушкину

В Москве. Запрет на передовые

журналы и возрастание

роли развлекательной журна-

листики. Поэзия «чистого ис-

кусства». Обличение обще-

ственных порядков и

социального неравенства.

Рост сказочно-легендарных и

фантастических сюжетов

1.Путешествие,сентименталь-

ный роман, элегия, послания, идиллия.

2.«Модернизированные»

декабристами ода, трагедия,

«высокая комедия», патриоти-

ческая поэма, баллада, истории-

ческий роман.

3.Историческая,романтическая

тическая, бытовая повесть.

Литературно-критическая

статья, физиологический

очерк, социальная повесть,

поэма.Пейзажная, любовно-эс-

тетическая и философская

лирика

1.Активизация жанров

литературной критики и

журналистики. Демократичес-

кая повесть, социально-психоло

гический роман, очерк, рассказ,

повесть, сказ.

2.Лирические жанры в

творчестве поэтов-романтиков,

социальные мотивы в револю-

ционно-демократической

поэзии

II. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике

Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5-8 классах.

З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1836);

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);

И. С. Тургенев. «Записки охотника» (1852);

Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (1862);

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);

А. П. Чехов. «Хамелеон» (1884).

Итоговый вопрос:

- Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?

  1. Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.

Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):

1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика

  1. «Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  2. Русская журналистика первой половины XIX века

III. Понятие о романтизме и реализме

З: Выясним главные отличия романтизма и реализма . В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.

З: Возьмём, например, для сравнения « Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и « Мцыри» М.Ю.Лермонтова , найдя в них черты и романтизма и реализма.

Вопросы для сопоставительного анализа:

1. Какие события изображены в произведениях?

2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к

Событиям и проблемам?

3. Как эти произведения связаны с русской историей?

4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними

Общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?

5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана

Прозой, а «Мцыри» - стихами? Прокомментируйте свое мнение.

З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века

Основания для сопоставления

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве

Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма

второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его

сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной»

жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос

в изображении действительности.

События и герои

Изображение исключительных,

необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей

Язык

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним.

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится

освоение связей человека с его близким окружением, «микро-

средой», усиливается критический пафос изображения действительности

IV. Итог урока

Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

V. Домашнее задание

Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,

или

сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.

Индивидуальное задание :

Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).