III. Изучение нового материала

«Капитанская дочка» - Сон Петра Гринева. Исследовать одну из ведущих проблем роман «Капитанская дочка» - любовь. «Суеверия, предсказания…». На каком году Петруша Гринев выучился грамоте? А. С. Пушкин «Капитанская дочка». «Встречают по одежке…». А отправился служить (куда)… «Какая жизнь, такие и песни». Цели и задачи урока.

«Жизнь Пушкина» - В ноябре 1830 года Александр Сергеевич Пушкин покинул Болдино. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлётом пушкинского гения. Весной 1829 года Александр Сергеевич сделал предложение. Пушкин читает своё стихотворение на торжественном экзамене в Лицее. Многие произведения Пушкина экранизированы.

«Стихотворение Зимнее утро» - Исследование № 4. ТЫ ПЕЧАЛЬНАЯ сидела. Вчера. Какая комната? Составитель: Н.А. Плетнева, учитель русского языка и литературы. 3. 5. 7. Есть призыв разделить радость. Научное предположение, определяющее направление исследований. - Красочное прилагательное. 6. Форма глагола «запрячь». Вся комната янтарным блеском озарена...

«Пушкин Зимнее утро» - «Зимнее утро» читает М.Козаков. Веселым треском Трещит затопленная печь. «Зимнее утро» А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Зимнее утро. «Есть всегда что-то особенное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. И. Грабарь Февральская лазурь. Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837.

«Пушкин Повести Белкина» - Белкин умирает в 30 лет. Отношение к ведению хозяйства. Устно: Проанализировать финал повести. Что обозначает понятие «маленький» человек? «Написал я прозою 5 повестей...». Домашнее задание: Почти ровесники. 1830год. А. Ванециана. Рис. Белкин вёл жизнь умеренную, избегал излишеств.

«Лирика Пушкина» - Выполнила: ученица 10 Б класса Зеленова Галина. 29 января 1815 года. Минуту!.. вспыхнули! пылают - лёгкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Весна 1819 года. Свершилось! Дом Олениных. О провиденье! 6 сентября 1823года. На Пушкина значительное впечатление произвело уже первое мимолётное знакомство.

Всего в теме 29 презентаций

Машталлер Р.Х.

«И ВОТ ТЕПЕРЬ МЫ ЭТУ ТАЙНУ РАЗГАДЫВАЕМ...»

(«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина: жанрово-родовая специфика) Урок-анализ в девятом кла ссе

Тема: А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»: жанрово-родовая специфика.

Закрепить знания о своеобразии драмы как литературного рода, ее сценической предназначенности;

Регина Хуззиятовна Машталлер - учитель высшей категории башкирского лицея-интерната № 3 г. Стерли-тамака.

Раскрыть философский смысл маленькой трагедии;

Совершенствовать у учащихся навыки работы с текстом.

Ход урока.

1. Слово учителя:

В центре нашего внимания одна из самых сложных пьес русской классической драматургии - трагедия «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина (из цикла «Маленькие трагедии»).

Класс условно поделен на группы (отделы): исторический, научный, художественный. Представители всех названных отделов получили соответствующие их профилю задания, и на определенных этапах урока включаются в работу.

Цель нашей работы - раскрыть специфику трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», понять ее философский смысл, ответить на вопрос: «Почему судьба богато одаренной личности становится в этом мире трагической?

Общее название циклу было дано издателями. Сам Пушкин называл их «Драматические сцены», «Опыты драматических изучений». Написаны эти сцены во время знаменитой болдин-ской осени 1830 года. Какие творческие задачи решал он, создавая эти гениальные «опыты»? Ему было важно увидеть возможности драмы в постижении глубины человеческих характеров, страстей. Возможности прямого разговора с чи-тателем-зрителем о сложных философских проблемах.

В любом случае название, ставшее традиционным, - «Маленькие трагедии» - соотносится только с их объемом. В каждой из них - всего несколько страниц, две-три сцены...

2. Слово научному отделу:

Какое из слов в названии цикла ключевое?

Трагедия.

Дайте толкование данному жанру, в чем его отличие от комедии?

Трагедия - вид драмы, в основе которой лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, чаще всего оканчивающийся гибелью героя.

Удалось ли вам определить размер стиха, которым написаны все пьесы?

Это белый стих (лишенный рифмы, но наделенный внутренней ритмичностью), т.е. автор подчеркивает тем самым значительность избранной темы (одной из вечных тем).

В чем особенность анализа драматического произведения?

Действие сконцентрировано до предела и выражено только через диалог.

По замыслу Пушкина, каждая из «маленьких трагедий» - это художественное исследование сильной человеческой страсти. Исследователь творчества поэта С. Бонди писал: «Основная тема. всех маленьких трагедий - анализ человеческой души, человеческих страстей,

аффектов.»1. Запишите в тетради, а кто-то из вас найдет толкование слова по словарю.

Пушкину, думается, были важны не сами аффекты - скупость, зависть, сладострастие, а тот психологический «ключ», при помощи которого раскрывается тайна души человеческой. Тайна же, по Пушкину, заключается в том, что человек и сам не подозревает, какой вулкан страстей дремлет до поры до времени на дне его души. Уже в «Цыганах» он предупреждал своего «беспечного» героя, имея в виду скрытые от него самого в глубине души страсти: «Давно ль, надолго ль усмирели? Они проснутся, пого-ди!»2.

Главный герой маленьких трагедий - тот же обиженный человек, впервые появившийся в «Цыганах». Герои маленьких трагедий - барон Филипп, Альбер, Сальери, Гуан, Вальсингам -люди незаурядные, но. обиженные. Этот внутренний разлад в душах героев отражен и в названиях пьес. Так, например, в названии трагедии «Скупой рыцарь» обратите внимание на необычность сочетания слов: скупой рыцарь (что стоит за словом рыцарь? - истинные добродетели, в которых нет места скупости: скупость и рыцарство несовместимы).

В чем необычность названия «Каменный гость»?

Гость, т.е. посетитель, приглашенное лицо, которое ни в одном из значений не может быть каменным.

- «Пир во время чумы». Пир - торжество веселья, чума - торжество смерти.

Какой прием лежит в основе названий?

Оксюморон.

Трагедия «Моцарт и Сальери» по первоначальному замыслу называлась «Зависть». В 1824 году в европейской прессе появились сообщения о том, что находившийся при смерти итальянский композитор Сальери признался в отравлении Моцарта, умершего в 1791 году.

Почему «Маленькие трагедии» объединены в один цикл? Они имеют много общего. Жанр -трагедия; конфликт заключен уже в названии; в основе трагедии - художественное исследование сильной человеческой страсти, тайн человеческой души. Причем, главным является не событие, а его авторская психологическая, философская интерпретация.

3. Сообщения о жизни и творческой судьбе Моцарта и Сальери, подготовленные историческим отделом (на экране фотографии композиторов; учащиеся делают записи в тетрадях под негромкое музыкальное сопровождение из произведений Моцарта).

1 Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. - М., 2006.

2 Пушкин А. С. Стихотворения Поэмы. - М.,1998. С. 129.

Легенда об отравлении В. А. Моцарта была положена в основу маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Почему именно они стали героями трагедии Пушкина? Почему Пушкин не взял героев вымышленных, а обратился к историческим личностям, сохранив их имена?

Давая героям имена реальных людей, Пушкин сразу вызывал у читателей нужные ассоциации: отпадала необходимость объяснять, что персонажи - личности творческие и один из них

Гений. Представьте себе, если бы этот персонаж был просто некий музыкант, наделенный вымышленным именем, - смогли бы вы сразу поверить в его особый дар, талант, вызывающий страстную зависть другого известного музыканта?

В самом деле, практически каждый из нас, услышавший сегодня имя Антонио Сальери, немедленно представляет себе злодея, в прямом и переносном смысле отравившего жизнь великого Моцарта. Серьезные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений. Однако, как и любая легенда, этот миф жив и неискореним, во многом благодаря маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», где все события предстают перед читателем в категоричной и безапелляционной форме. Но не ввести в заблуждение своих читателей, пользуясь подобным их доверием, и не оклеветать реальное историческое лицо стремился Пушкин. Совсем иную цель ставил перед собой поэт, работая над маленькой трагедией «Моцарт и Сальери». Его интересовала философская проблема соотношения и совместимости «гения и злодейства».

Какова композиция трагедии?

В трагедии две сцены, между героями происходит две встречи.

Такая «зеркальность композиции подчеркивает полярность Моцарта и Сальери. Конфликт между ними - это в первую очередь столкновение противоположных, несовместимых принципов отношения к искусству.

Что заставило пойти Сальери на столь страшный шаг? Почему Сальери отравил Моцарта?

Из-за зависти.

Давайте попробуем разобраться в истоках зарождения зависти. Некоторые исследователи считают, что возникновению зависти предшест-

вовала обида. Герой прямо признается: «... Обиду чувствую глубоко.» На что мог быть обижен Сальери?

Итак, обида порождает гордыню (подобных примеров в русской литературе множество), которой герои, как щитом, надеются защититься от обидевшего их окружающего мира. Гордыня обрекает человека на одиночество и изоляцию. Там и зреют грандиозные проекты мести «страшному» миру. Там рождается жажда «власти великой», к которой ведут разные пути -деньги (власть над миром), слава (власть над душами), страсть (власть над телами).

ЖАЖДА СЛАВЫ - ОБИДА - ГОРДЫНЯ -ЗАВИСТЬ - МЕСТЬ?

4. Обратимся к тексту.

Выразительное чтение начальных строк.

Трагедия начинается с монолога Сальери. По мнению ученых, этот монолог не что иное, как история болезни героя, рассказанная им самим. Безоговорочно верить Сальери нельзя, исповедь героя только кажется исповедью. Это попытка оправдать самого себя, и автор внимательно следит за всеми оговорками своего героя, чтобы указать нам на подлинные истоки его трагедии.

Перед нами проходят этапы жизни Сальери.

Родился я с любовию к искусству;

Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался - слезы Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. Труден первый шаг И скучен первый путь. Преодолел Я ранние невзгоды.

В чем истоки трагедии героя? (в ранних невзгодах).

Где ищет защиту от них? (в церкви, там впервые ощутил свою сопричастность к мировой гармонии).

Очень часто причину трагедии Сальери видят в том, что он стал творцом вопреки «генетической доминанте, не предполагающей в нем гения». Докажите эту мысль текстом.

Поначалу Сальери является двойником самого автора. Сальери «родился с любовию к искусству». И Пушкин скажет о себе: «Я лирных звуков наслажденья / Младенцем чувствовать умел.» И автор, и герой равно обладали способностью переживать «восторг. вдохновенья». Обоих жизнь встретила «ранними невзгодами», и оба «обиду чувствовали глубоко». Но в дальнейшем их пути расходятся.

Для Пушкина смыслом жизни становится творчество. Он признает над собою одну лишь власть - власть «Божественного глагола». За три года до создания «Моцарта и Сальери» в стихотворении «Поэт» он создает образ художника, близкого и самому себе, и Моцарту, и антагонисту Сальери. Внешне поэт ничем не выделяется из толпы и более того - «меж детей ничтожных мира / Быть может, всех ничтожней он».

Но в силу таинственных непостижимых причин, в процессе вдохновения стихия его души преображается в гармонию:

Тоскует он в забавах мира.

Людской чурается молвы,

К ногам народного кумира Не клонит гордой головы.

Что говорит Сальери о своем творчестве? Проследим историю пути Сальери к познанию музыки, к овладению великим искусством.

Сальери-подросток - легко ли было отвергнуть праздные забавы?

Как вы думаете, оправдано ли такое самоограничение? Отказ от радостей жизни, от чувств?

Это медленное восхождение к вершинам мастерства. Наделенный любовью к музыке, тонко чувствующий гармонию и способный к искреннему наслаждению ею, он посвятил свою жизнь изучению тайн музыки.

Овладение техникой обязательно для композитора, но какое сравнение приводит Сальери, чтобы доказать, что он в совершенстве постиг все логические законы построения музыки? «Звуки умертвив, музыку я разьял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию.»

Что же для Сальери есть творчество? Гармония, поверяемая алгеброй. Создание музыкального произведения на основе мастерского владения техническими приемами. Упорным трудом добившись славы, он с презрением относится к непосвященным, возносится над ними.

Как Сальери отреагировал на «ранние невзгоды»?

Чем глубже была обида, тем выше становились его притязания: «Я стал творить, но в тишине, но в тайне.»

О чем помышляет герой, творя в тишине, в тайне? Найдите в первом монологе Сальери, что движет им, какое желание?

Жажда славы: «Я стал творить, но в тишине, но в тайне, / Не смея помышлять еще о славе.Слава мне улыбнулась». Слава - вот кумир Сальери.

Почему он стремится к ней, что дает человеку слава?

Он надеется, что именно слава принесет ему власть, одну из самых захватывающих -власть над человеческой душой.

Слава становится целью Сальери, а его музыкальная одаренность средством достижения этой славы, в то время как для Пушкина творчество не может быть средством. Он пишет Жуковскому: «Ты спрашиваешь, какая цель у «Цыганов»? Вот на! Цель поэзии - поэзия.» (20 апреля 1825 г.).3

Это объясняет трагедию Сальери.

Как соотносит понятия «ремесло» и «искусство» Сальери в первом монологе?

- «Ремесло поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник».

Но что значит «сделался ремесленник»?

Научный отдел:

Обратимся к статье толкового словаря. На экране: «Ремесленник происходит от слова ремесло (стар. Рукомесло - рукодельное мастерство, ручной труд) и означает человека, который профессионально занимается каким-то ремеслом. Владеть ремеслом - хорошо знать свое дело. В переносном смысле тот, кто не умеет работать творчески. Человек, не вкладывающий в свое дело творческой инициативы, действующий по сложившемуся шаблону. Но не будем уподобляться тем критикам, которые считают, что, называя Сальери ремесленником, Пушкин показывает его малоодаренным музыкантом, завидующим гению. «Ремесло поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник.» Это цена, которая заплачена за известность.

Сопоставьте значения слов ТАЛАНТ и ГЕНИЙ.

На экране:

Талант - особый природный дар, ярко выраженные способности человека к чему-то.

Гений - 1. высший творческий дар, самобытный дар.

2. человек, обладающий этим даром, концентрирующий в себе высшие качества чего-либо.

Сальери в трагедии - одаренный музыкант, а его реальный прототип Антонио Сальери -учитель Бетховена, Листа, Шуберта. Путь Сальери мог стать и путем Пушкина, который не раз признавался, что «в юности» «похвалы его трогали». Но в дальнейшем поэт преодолевает это желание славы и избирает свободу. Сальери же свой талант бросает как раз «к ногам народного кумира».

На экране:

3 Иезуитоеа Р.В. Пушкин и «Дневник» В.А. Жуковского. -М., 1978. С. 152.

Глюк Кристоф Валлибальд (1714-1787) -известный композитор, живший в Париже и Вене, создатель нового стиля в опере.

«Ифигения в Авлиде» - опера Глюка.

Пуччини Никола (1728-1800) - итальянский композитор, последние годы жил и работал в Париже, где его оперы пользовались успехом («пленили» слух парижан).

Уві сру яареіє - «О вы, кому известно» (ит.)

Ария Керубино из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», на сюжет Бомарше.

Бомарше Пьер Огюстен (1732-1799) -французский драматург, автор комедий «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», на сюжеты которых были написаны известные оперы.

Алигьери - Данте Алигьери (1265-1321), итальянский поэт, автор «Божественной комедии».

Гайден - Гайдн Франц Иозеф (1732-1809), австрийский композитор.

Жрецы - служители божества (у язычников); здесь: люди, поклоняющиеся музыке, служащие ей как божеству.

Фигляр (устар.) - шут, фокусник.

Херувим (мифолог.) - ангел, житель рая.

Яедиіт - реквием - музыкальное произведение траурного характера, исполняется во время отпевания в церкви умершего человека.

Почему же чувство зависти в нем рождается именно к Моцарту? Ведь рядом с Сальери на вершине музыкальной славы Глюк, Гайдн, Пуччини.

В каких словах персонажа звучит объяснение?

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?..

Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой праздным»? Легкость, глубина, смелость, стройность творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного труда, а праздностью, дарованной свыше. Тот, кто наделен гением, но недостаточно серьезно относится к музыке, для Сальери - отступник, опасный еретик. Вот почему он так болезненно завидует Моцарту. Он завидует Моцарту, потому что великий дар достался человеку, который этого не заслуживает. Его беспечность, праздность, легкость отношения к своему гениальному дару, по мнению Сальери, оскорбляют величие музыки. Сальери не обычный завистник, как Барон из предыдущей трагедии не был обычным скупцом. Оба они относятся к предмету своей страсти - один к золоту, другой к музыке - с на-

стоящим религиозным трепетом. Музыка для Сальери стала критерием истины, в его картине мира она оказалась выше Бога. И если Бог доверил гениальный дар недостойному музыканту, «гуляке праздному», значит, Он нарушил бессмертные законы правды (вспомните начало трагедии). И тот, кто вдохновенно и бескорыстно служит своей богине, музыке, обязан поправить Бога, стать богоборцем, восстановить нарушенный миропорядок. То есть спасти вдохновенную музыку Моцарта от него самого! Недостойный Моцарт умрет, его великая музыка останется, и уж ей-то Сальери завидовать не будет.

Итак, первый монолог Сальери есть завязка трагедии, но он же является кульминацией терзаний Сальери, которые уже давно мучат его душу.

Монолог заканчивается восклицанием Сальери: О, Моцарт, Моцарт!

Как вы думаете, с каким чувством произносит Сальери имя Моцарта? Как это отражает эмоциональное состояние героя?

(Комментирование ремарки).

Что стоит за вопросом Сальери: «Давно

ль?» (Моцарт мог услышать размышления

Сальери).

Какое чувство звучит в этом вопросе? Какой ремаркой можно было бы обозначить вопрос? (с опасением, осторожно.), а какой ремаркой - позу, жест, как это помогло бы читателю? (Инсценировка).

5. Эпизод со слепым скрипачом.

Как Сальери слушает слепого скрипача? Что его вывело из себя?

Моцарт хохочет: скрипач играет из «Моцарта», а Сальери не смешно. Здесь нет зависти, ему не смешно, когда «Фигляр (шут, фокусник) презренный» играет в трактире божественную музыку Моцарта, потому что Сальери относится к музыке как к высокому нетленному искусству, не для всех доступному.

В то время как Моцарт говорит: «привел я скрипача, чтоб угостить тебя его искусством». Моцарт легко раздвигает границы избранных жрецов музыки.

Данный эпизод предполагает большие возможности для анализа. Попробуем задать себе вопросы:

Как давно не виделись до нынешней встречи Моцарт и Сальери?

Герои успеют много раз упомянуть о своей близости, об искренней дружбе. Докажите примерами из текста.

Об этом говорит все: и разговор «на ты», и возможность нежданной шутки, и потребность показать новую работу (« Я шел к тебе, нес кое-

что тебе я показать. хотелось твое мне слышать мненье»), и называние «другом» («Нет, мой друг Сальери!»; «С красоткой, или с другом

Хоть с тобой.», «друг Моцарт»), и прямые признания («Когда же мне не до тебя?..»), и все венчающий высокий тост: «За твое здоровье, друг, за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери.».

Не правда ли, много свидетельств? Может быть, даже чересчур. И, пожалуй, особенно активно настаивает на дружбе Моцарт. Нуждается ли в этом прочное, ничем не омраченное чувство? Может быть, Моцарт говорит о том, что было или что должно быть, но нет в настоящую минуту?

Три недели назад Моцарту был заказан «Реквием», - а черный человек все не идет за готовой вещью. Какое впечатление произвел этот заказ на Моцарта?

А между тем ближайший друг, Сальери, узнает о нем только сегодня: «А! Ты сочиняешь Реквием? Давно ли?»

Почему же Моцарт до сих пор ничего не говорил Сальери о Реквиеме? Ведь даже «безделицу», написанную на ту же тему, что и «Реквием» («виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое.»), эту «безделицу» Моцарт несет к Сальери незамедлительно; и она поражает того «глубиной и стройностью». В этой непоследовательности есть какой-то скрытый смысл, если рассматривать поступки Моцарта, оглядываясь на постепенно приоткрывающийся последний период его жизни. Моцарт мучится подозрениями и пытается их отогнать. Но в этом эпизоде присутствует еще другой подтекст: исследователи не раз обращали внимание на пушкинскую заметку «О Сальери». «В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист - все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».

Таким образом, исполнение слепым скрипачом арии именно из этой оперы придает шутке весьма определенную окраску. Оба героя вряд ли забыли об этом случае.

Как смягчает грубость Сальери Моцарт?

Сальери прогоняет старика, а Моцарт не

забывает заплатить. «Постой же: вот тебе, пей за мое здоровье». Музыка на заказ - это и средство существования семьи. Отправляясь в трактир, Моцарт предупреждает о том жену, чтоб не ждала: не беспокоилась, а может быть, и не тратилась излишне на обед.

Для Моцарта, как и для Пушкина, высокое искусство - это не только божественный дар, наслаждение, но это еще и средство существования в той «низкой» жизни, где тоже есть счастье, семья, друзья. Чтобы не быть голословной, зачитаю фрагмент из писем Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем.»4

Сам Моцарт, «избранник, счастливец

праздный», хорошо знал, что такое нужда низкой жизни. Для Сальери неприемлемо такое отношение к искусству, искусство и обыденная жизнь - несовместимы. Для Моцарта - это две стороны его жизни. Способность творить Божественную музыку и способность дружить, любить, быть внимательным, веселым, тревожным. Сальери знает только одну страсть - искусство. Вспомним последний дар возлюбленной Изоры - яд. Хороша любовь, если возлюбленная дарит яд, хороша дружба, если в чаше яд!

Сальери разделяет жизнь человека и жизнь композитора. И если Моцарт-композитор вызывает в нем восторг и зависть, то Моцарт-человек

Ненависть. Самое гениальное в Моцарте соединение человеческого и божественного дара.

6. Каково настроение Моцарта во второй сцене?

Сальери: Что ты сегодня пасмурен?..

Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? Моцарт: Мой Реквием меня тревожит.

Что значит «мой Реквием»? Какие два смысла можно прочесть в этой фразе?

Мой «Реквием» - произведение Моцарта. Мой реквием - реквием для Моцарта, о Моцарте.

Послушаем несколько музыкальных фрагментов из произведений Моцарта, подтверждающих, что его музыка жизнеутверждающая, чаще легкая, жизнерадостная.

Почему он принимает заказ написать реквием? Возможно, Моцарт надеялся заработать, так как у него всегда были финансовые трудности. Но это был бы слишком простой ответ.

Какое впечатление произвел на Моцарта этот заказ, и как отозвалась эта работа на душевном состоянии Моцарта?

Его мучают предчувствия:

Мне день и ночь покоя не даёт Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам - третей Сидит.

4 ПушкинА.С. Письмо Плетнёву П.А. Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 14. - М.,Л., 1959. С. 89.

Каким мы видим Моцарта в этой сцене? Перед нами другой человек, далеко не праздный гуляка, легкий человек.

Ниже он назовет свой труд «безделицей». Значит ли это, что он неуважительно относится к своему труду?

Как оценивает музыку Сальери? Почему очень важно видеть его лицо в тот момент, когда он слушает музыку? (плачет).

В чем его убеждает музыка? (в гениальности композитора).

Давайте и мы в этом убедимся (прослушивание «Реквиема»).

Сопоставьте речь двух героев: отбор лексики, построение фразы. Как они говорят о творчестве? («Восторг, вдохновенье» - «безделица», «Две, три фразы»). Как это характеризует каждого из них? Речь Сальери скупа и строга. Слово же Моцарта веселое, вольное, более свободное в выражении.

7. Перед нами второй монолог Сальери.

Какое решение принял Сальери? Почему ему важно доказать самому себе: «Я избран, чтоб его остановить»? Этот монолог - оправдание замысла убийства.

Прокомментируйте, обратившись к тексту, главное доказательство Сальери: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя».

Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять, как он исчезнет;

Наследника нам не оставит он.

Встреча с Моцартом стала роковой для Сальери не только в силу исключительной одаренности Моцарта, но и по причине ложности понимания божественного дара им самим. Поначалу он тешит себя надеждой, что он в состоянии этот дар вернуть:

Как жажда смерти мучила меня,

Что умирать? я мнил: быть может, жизнь Мне принесет незапные дары;

Быть может, посетит меня восторг И творческая ночь, и вдохновенье.

Но. тщетно. И тогда Сальери охватывает ярость от бессилия. Бессилия мертвого перед живым. Все, что Сальери ставит в вину Моцарту, имеет отношение к нему самому: это он оказался «недостоин сам себя», это он оказался «врагом» самому себе, это его нужно остановить. Моцарт - живой упрек всей жизни Сальери, отрицание всех его расчетов. Но, не желая признать истину, Сальери ищет очередную уловку: он избран, чтоб остановить Моцарта. Но остановить Моцарта можно, лишь убив его.

Убийству мешает Бог. Как? Своей заповедью: «Не убий!» Вот тогда-то и рождается бунт против Бога: «Все говорят: нет правды на земле, Но правды нет и выше».

Почти все исследователи считают, что трагедия начинается с богоборческого бунта. На самом деле «осьмнадцать лет» «обида» разрушала душу героя, пока не разрушила ее окончательно. Убийство - кульминация трагедии. «И больно, и приятно, как будто тяжкий совершил я долг.»

Как вы считаете, предугадал ли черный замысел Сальери Моцарт?

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам - третей Сидит.

Разгадав, он пытается «остановить», спасти Сальери, спасти его душу. Но глухота завистника поразительна: он слышит только голос своей зависти.

Моцарт делает вторую попытку остановить Сальери: «Ах, правда ли Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?»

Третья попытка - знаменитая фраза о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные».

Попытка удержать Сальери от рокового шага не удалась. И Моцарт выпивает бокал с ядом, смело идя навстречу своей судьбе.

Любопытно, что поэт Соколов «угадывает»

Сальери думал: он не знает.

А Моцарт видел. Моцарт знал,

Какая слабость наполняет неукоснительный бокал.

Он отвернулся.

Пусть насыплет.

Кто главный герой трагедии?

Сальери.

А почему в названии Моцарт на первом месте?

Известный русский писатель Федор Михайлович Достоевский в своей знаменитой речи о А.С. Пушкине сказал: «Пушкин умер в полном расцвете своих сил и, бесспорно, унес с собою в гроб великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.»

5 Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк (Произнесено 8 июня на заседании Общества любителей российской словесности) // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 10 т. Т 10. - М., 1958. С. 459.

«Гений и злодейство» две вещи несовместные? (По трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери») План урока Александр Сергеевич Пушкин Художник В.А.Тропинин 1. Из истории создания «Маленьких трагедий» 2. Тема трагедии «Моцарт и Сальери» 3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери 4. Анализ образов 5. Идейное содержание трагедии «Моцарт и Сальери» Из истории создания «Маленьких трагедий» В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А.Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий». (Лекция учителя) Маленькие трагедии «Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость» «Пир во время чумы» В «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкин показал всепоглощающие душу человека страсти и пороки. Какие? В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки: гордость, презирающая всех; жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном; зависть, доводящая до злодеяния; чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям; гнев, вызывающий страшные разрушительные действия. В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие - все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «Пир во время чумы» - философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти. Какова же тема трагедии «Моцарт и Сальери»? Художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери Вольфганг Амадей Моцарт Антонио Сальери (Сообщения учеников) Анализ образов Моцарт (задания для 1 группы) Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку? Что свидетельствует о славе Моцарта? Как Сальери отзывается о Моцарте - человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства? Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство? (Анализ образов) Анализ образов Сальери (задания для 2 группы) Как Сальери относится к жизни и к миропорядку? Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе? Как Сальери оценивает свою славу? (Анализ образов) Анализ образов Сальери (задания для 3 группы) Почему Сальери завидует Моцарту? Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы? Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит? (Анализ образов) А.Борисов. Иллюстрация к трагедии «Моцарт и Сальери» М.А.Врубель. Иллюстрация к трагедии «Моцарт и Сальери. Яд. Итоговое тестирование по теме урока (Тест) ПРОВЕРЬ СЕБЯ I вариант 1. Б 2. Б 3. А 4. Б II вариант 1. В 2. А 3. Б 4. В «Гений и злодейство две вещи несовместные» Словарь Реквием - траурное вокальное или вокальноинструментальное музыкальное произведение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

“ Гений и злодейство ” – две вещи несовместные? (по трагедии А.С. Пушкина “ Моцарт и Сальери ”).

Бессильный враг – наш лучший друг, Завистливый друг – злейший из наших врагов. Чаадаев. Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение. Чаадаев. Самое существенное - путь. Гегель.

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

1830 год. Первая болдинская осень.

Из истории создания «Маленьких трагедий» В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А.Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Трагедия – драматический жанр, в основе которого лежит конфликт – столкновение, противоборство различных сил. Конфликт сопровождается страданием, часто смертью. В финале трагедии или погибают герои, или рушатся важные жизненные ценности.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие - все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «Пир во время чумы» - философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

Кристоф Виллибальд Глюк Австрийский композитор классической эпохи, осуществивший во второй половине XVIII века реформу итальянской оперы и французской лирической трагедии. Никколо Пиччинни (Piccinni) (16.1.1728, Бари, - 7.5.1800, Пасси, близ Парижа) - итальянский композитор.

Микеланджело Буонарроти итальянский скульптор, живописец, поэт эпохи Возрождения Пьер-Огюстен Карон де Бомарше 1732 - 1799, знаменитый французский драматург и публицист.

Вольфганг Амадей Моцарт 1756 -1791 Антонио Сальери 1750 - 1825

Моцарт (задания для 1 группы) Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку? Что свидетельствует о славе Моцарта? Как Сальери отзывается о Моцарте - человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства? Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство? Сальери (задания для 2 группы) Как Сальери относится к жизни и к миропорядку? Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе? Как Сальери оценивает свою славу? Почему Сальери завидует Моцарту? Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы? Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

Сцена со слепым музыкантом

о себе о Моцарте Ремесленник Завистник Жрец Служитель искусства Не гений Безумец Гуляка праздный (за глаза) Бог (в лицо) Некий херувим (один из высших ангелов) Враг Новый Гайден Сальери

о себе о Сальери … гений, как ты да я. …Моцарта и Сальери, Двух сыновей гармонии. …Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Моцарт

жрец ремесленник Служитель искусства Завистник гений Я избран, чтобы его остановить Не гений Сальери

Избранный. Единого прекрасного жрец Гений Некий херувим Безумец. Гуляка праздный Бог Моцарт

Гений и злодейство – две вещи несовместные?


Предмет: русская литература класс6 7 уроки: 19-20

Тема:А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Нравственная идея трагедии.

РР: Анализ драматургических произведений

Цели:

    создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения;

    развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;

    формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, просмотр слайдов по теме урока.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа,просмотр слайдов), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).

Материалы к уроку: текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», , рабочие карты урока ( ), карточки с заданиями для работы в группах ( ), тесты для контроля знаний по теме урока ( ).

Ход урока

I. Орг.момент

(звуковой фрагмент)

II. Тема и цель урока

    сообщение темы урока;

    проблемный вопрос;

    постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

III. Объяснение нового материала

1. Из истории создания «Маленьких трагедий»

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» – такие названия хотел дать своим пьесам А.С. Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

    гордость, презирающая всех;

    жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;

    зависть, доводящая до злодеяния;

    чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;

    гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

2. Тема трагедии «Моцарт и Сальери»

Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.)

Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.

(сообщения учеников)

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.

«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.

Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент)

С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.

Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)

4. Герои трагедии

    (РАБОТА В ГРУППАХ)

МОЦАРТ – КОМПОЗИТОР, ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИЗВЕСТНОСТЬЮ И СЛАВОЙ. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Сальери

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,

тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:

Ба! право? может быть...
Но божество мое проголодалось.

Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений»:

Сальери

Что ты мне принес?

Моцарт

Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила.

И в голову пришли мне две-три мысли.

Сегодня их я набросал. Хотелось

Твое мне слышать мненье...

Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое. Истинный художник, он творит не ради личной выгоды, «презренной пользы», а ради самого искусства. Истинный художник отдает себя искусству, не требуя взамен славы – такова точка зрения Моцарта. Его музыка популярна, об этом свидетельствует ее исполнение слепым скрипачом из трактира, он не может видеть нот и запомнил и ее, и другие произведения композитора на слух. В трактире скрипач исполнял арию Керубино из оперы «Женитьба Фигаро», а у Сальери – арию из оперы «Дон-Жуан». Неточное исполнение смешит Моцарта, он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд.

Моцарта тревожит мрачное предчувствие, его черный человек – олицетворение смерти. Свою тревогу он не связывает с Сальери, которого считает своим другом и гениальным композитором. И это вполне понятно: Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:

Моцарт

Он же гений.
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?

«Заметьте: Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения, но и сам называет себя гением, вместе с тем называя гением и Сальери. В этом видны удивительное добродушие и беспечность: для Моцарта слово "гений" нипочем; скажите ему, что он гений, он преважно согласится с этим; начните доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно. В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия. Нельзя сказать, чтобы все гении были таковы; но такие особенно невыносимы для талантов вроде Сальери», – писал В.Г. Белинский в одиннадцатой статье «О творчестве Пушкина».

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью. Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:

Сальери

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался

Одной музыке. <...>
Ремесло

Поставил я подножием искусству...

В его музыке «гармония» поверялась «алгеброй», умерщвленная музыка препарировалась, как труп. Иными словами, она создавалась на основе владения техническими приемами. Сальери не понимал, что подлинное художественное произведение невозможно сконструировать чисто технически, оно всегда плод вдохновения, даруемого свыше. Он стал последователем Глюка и упорным трудом наконец добился признания и славы, потому считает служение искусству своим подвигом и с презрением относится к непосвященным, возносится над ними, считая ремесленниками.

Почему в душе Сальери, как он сам говорит об этом, рождается непримиримая зависть к Моцарту? Сальери понял, что Моцарт наделен Божьим даром, и не может принять того, что этот дар дан обыкновенному человеку, «гуляке праздному», а не ему, неустанному труженику. Он завидует гениальности друга. Некоторые исследователи полагают, что в его словах, сравнивающих завистника со змеей, отражается понимание зависти как бесовского наваждения, ибо змея – одна из ипостасей сатаны. Так соединяются непримиримые конфликты Сальери с миропорядком и с Моцартом. Сальери берет на себя право исправить, как ему кажется, несправедливость неба.

Он осознает, что музыка Моцарта бессмертна и, пытаясь найти оправдание своему злодеянию, все больше и больше раскрывает злобную сущность как человек и посредственность как композитор. Он говорит о своей «глухой» славе, о том, что принадлежит к «чадам праха». Он много лет носит яд, бывший «даром любви», и отправляет его в «чашу дружбы».

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные.

IV. Итоги урока.

    ответ на проблемный вопрос (индивидуально)

Моцарт был убежден в этой вечной, непреходящей истине, он – гений. Совершивший убийство Сальери – злодей. Так раскрывается идейный смысл трагедии А.С. Пушкина.

    заполнение рабочей карты

V. Домашнее задание

1. Каким образом можно бороться с таким чувством как зависть? (напишите свои рецепты)

2 . О твет на вопрос «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)

Список использованной литературы и материалов:

    А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

    Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, 1999

    Калганова Т.А. – Изучение трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Материалы к уроку. X класс// Уроки литературы, 2005. - № 6. – С.7