Интегрировнный урок-размышление "разговор о добром". Интегрировнный урок-размышление "разговор о добром" Честь истинная и ложная вывод

Честь истинная и ложная

О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами.
Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью.
А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева.
В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», - призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.

427 слов

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с фактами биографии ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва и его книгой “Письма о добром и прекрасном”;
  • сопоставить жизненные взгляды выдающегося учёного современности со своими взглядами;
  • получить позитивный эмоциональный опыт от общения с наследием великого публициста;
  • определить своё отношение к нравственным ценностям;
  • оценить экологию собственной души;
  • получить навык подбора аргументов к части С ЕГЭ по русскому языку;
  • подготовиться к написанию эссе ЕГЭ по обществознанию.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя русского языка.

Душа человека… У одних она с горошину, а у других – всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом – жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Ежегодно на нашей планете отмечают три особых календарных праздника:

Эти дни – напоминание о проблемах охраны природы, ведь защищать природу надо не от каких-то мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

Сегодня мы и поговорим о том, значит жить по человечески, а поможет нам в этом книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.

II. Слово учителя истории.

Он знакомит учеников с личностью Д.С. Лихачёва.

На экране слайды:

  • Дмитрий Сергеевич Лихачёв;
  • Вехи жизненного пути;
  • Наследие Лихачёва (обложка книги о “Письма о добром и прекрасном”;
  • Признание (награды);
  • Личность и власть.

Учитель комментирует каждый слайд и рассказывает о трёх аспектах противостояния академика Лихачёва с властью: конфликт профессиональный, нравственный и конфликт классового происхождения.

III. Учитель русского языка.

Но в силу своей интеллигентности и порядочности Дмитрий Сергеевич не озлобился и продолжил работу философа, просветителя, публициста. Книга “Письма о добром и прекрасном” написана им в 1985 году.

Вспомните, что называется публицистикой? Каковы её задачи?

Ученик отвечает: – Это род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Основная задача публицистического стиля – воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-либо, внушение определённых идей, взглядов, побуждение к определённым поступкам, действиям.

– Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

На экране слайд с жанрами: очерки, статьи, репортажи, интервью, письма.

– Книга Лихачёва состоит из сорока шести писем, адресованных юному читателю.

– Что такое письмо?

На экране слайд: Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо(из словаря С.И. Ожегова).

У нас четыре рабочие группы. У каждой своё письмо. Подумаем о том, что же хотел сообщить читателю Дмитрий Сергеевич?

– Я как учитель, готовящий вас к ЕГЭ по русскому языку, прошу определить проблему, поднятую автором в письме, дать ответ, какова позиция автора. Согласие или несогласие аргументируйте, приводя примеры из литературы или истории.

– А я как учитель обществознания прошу по каждому из писем сформулировать правило нравственности, которое станет и вашим жизненным кредо. Запишите его на доску после обсуждения.

IV. Размышляя над письмами…

Итак, мысли вслух по поводу прочитанного.

Письмо десятое: ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

1-ая группа: – Десятое письмо в книге Лихачёва “Письма о добром и прекрасном” озаглавлено “Честь истинная и ложная”, что и указывает на проблему, поднятую автором. Истинная честь исходит из глубин души, она не даёт человеку успокоиться, будто “грызёт” его изнутри. Синоним такой чести – совесть, которая не может быть ложной, потому что она находится в подсознании и совершенно не подвластна человеку. На истинный путь выводит именно совесть. Ложная же честь – это “честь мундира”, заставляющая говорить и делать то, чего ждёт от тебя общество, даже тогда, когда это противоречит твоим собственным убеждениям. Например, в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах переступить не может. Родион не предусмотрел угрызений совести, он забыл, что тот, кто

пролил кровь, обрёк себя на страшные муки. Совершив преступление, он говорит: “Не старуху я убил, а себя!” В романе. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” простой народ помогает раненым, борется за свободу родной земли. Тот же Тихон Щербатый идёт на войну не по каким-то там политическим мотивам (потому что “так надо”), а потому, что чувствует внутреннюю потребность, необходимость. Это и есть, на мой взгляд, проявление чести истинной. Ложная честь остаётся тяжёлым грузом, опустошает душу, тогда как истинная честь не даёт человеку успокоиться, требует совершать поступки, достойные уважения. Я думаю, людям необходимо помнить, что совесть – мерило чистоты помыслов и действий.

Члены группы дополняют сказанное своими аргументами и выводами.

– Молодости свойственно стремиться к осмыслению этих вечных истин, чтобы найти своё место в обществе, определить свою нравственную позицию. Обращаясь к классической литературе, анализируешь поведение героев с точки зрения их жизненного кредо, расцениваешь их поступки, отношение к людям и событиям через призму чести и бесчестия. По-моему, достойным примером чести истинной служит поведение князя Андрея Болконского. Это рыцарь без страха и упрёка, решивший служить Родине без остатка, быть вместе с простым народом до конца (сцена смертельного ранения). Грустно, что удел человека чести – страдать. Он передовой воин, он победитель, и он же жертва!

– Дуэль Ленского и Онегина. Что это: защита чести истинной или “чести мундира”?

Разговор по содержанию письма №10 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

На экране слайд с текстом письма.

Письмо двадцать пятое: ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ

2-ая группа: – Душевная необходимость поступать по велению совести, творить добро и есть самое ценное в человеке, то есть то, что и заставляет его жить по-человечески – такова, на мой взгляд, позиция автора в письме “По велению совести”. Воспитать в себе интуитивное проявление совести может каждый. Стоит только захотеть. Жить, действительно, станет легче и интереснее, а верные решения станут приходить в ваше сознание, не давая успокоиться и закиснуть. Человек ведь не задумывается над тем, что и как он делает, чтобы дышать, ходить, видеть. Так и пути добра должны находиться без усилий и мук.

– Ярким примером действий людей по велению совести могут служить подвиги героев Великой Отечественной войны. Николай Гастелло – лётчик, в бою направил свой самолет на вражескую колонну, ценой собственной жизни не позволил врагу победить. Александр Матросов погиб, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота, открыв сослуживцам путь к нужной высоте. Эти люди действовали интуитивно, по велению совести.

– Честь и совесть не позволили героям повести “А зори здесь тихие…” не выполнить задание. Отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Васков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Мы благодарны людям, кто защищал честь страны, поступал по велению совести на полях сражений и выжил.

– Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут и что наконец-таки их оценят. На них будут равняться, их станут прославлять. Но честь и совесть необходимы человеку не для славы и почестей. В обыденной жизни тоже важно вести себя достойно, то есть жить по-человечески. Приходит на ум строки из “Капитанской дочки” Пушкина, наказ отца Петру Гринёву: “Береги честь смолоду!” Видимо, это самое главное пожелание для человека.

– А я думаю, что жить по велению совести надо начинать с раннего детства, поэтому приведу в качестве аргумента повесть Аркадия Гайдара “Тимур и его команда”. Ведь именно в детстве закладываются основы нравственной чистоты.

Разговор по содержанию письма №25 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Твори добро, не видя в том заслуги.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо тридцатое: НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

На экране слайд с текстом письма.

3-я группа:

– “…В народе самое главное – его идеалы”,– так заканчивает своё тридцатое письмо Д.С.Лихачёв. Основой этого текста является рассуждение автора о нравственных вершинах народа и отношении к ним. Учёный утверждает, что в решении этого вопроса следует опираться на лучшее, великое, высоконравственное. В этом письме автор призывает к благожелательному отношению к любому народу, даже самому малочисленному. О народе следует судить по тому лучшему, что в нём есть. Старые сказки созданы простым народом, но уже в них заложена идея о том, что добро всегда побеждает зло. А что помогало русскому народу выстоять в суровых исторических испытаниях: в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной? В романе “Война и мир” Лев Толстой говорит о роли личности в истории и приходит к выводу, что успех дела решает не воля одного человека, а дух, нравственный взлёт народа, основанный на патриотизме. Защитники Отечества, люди военные и гражданские, совершая большие и малые подвиги, поднимались до нравственных вершин: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, Платон Каратаев, Наташа Ростова… Этот текст заставил меня задуматься о том, что и я частичка большого и великого народа. Чтобы мой самолёт не упал, я должна стремиться к нравственным вершинам, должна быть достойна своего народа.

– Каждый человек должен сделать выбор между нравственностью и безнравственностью, между внешним благополучием при внутреннем убожестве и богатством натуры при скромном существовании. Можно предположить, что в жизни каждого человека наступит такой период, когда ему приходится решать проблему выбора: как жить дальше. Думаю, жизнь Матрёны из повести Солженицына “Матрёнин двор” – хорошее тому подтверждение. Всё людям и ничего для себя.

– Идеал – представление о совершенстве, высшая цель и образец, которые определяют способ мышления и деятельности человека. Нравственный идеал – представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец поведения. В книгах В.М.Шукшина ярко звучит тема смысла жизни. Герой рассказа “Чудик” стремится постичь движения собственной души. Он видит у прилавка магазина пятидесятирублёвую бумажку: поднять или пройти мимо, тайком присвоить или объявить о находке? Чудачество его в том, что он выбирает второй путь, то есть поступает, как меньшинство бы поступило. А в результате-то оказалось, что он не нагнулся поднять собственные деньги. “Подошёл к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… И не вошёл. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать”. Поступок показывает, что живёт герой по-человечески, чист душой и помыслами.

– Учитель русского языка зачитывает отрывок из повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, рисующий эпизод кирпичной кладки: в нечеловеческих условиях сталинского лагеря нравственно чистый человек сохраняет в себе умение получать радость и удовольствие от дел рук своих.

Разговор по содержанию письма №30 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо сорок пятое: КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ

4 –ая группа: – В сороковом письме автор спрашивает нас, что можно противопоставить таким человеческим порокам, как месть, злоба ссоры и распри? И сам отвечает на него: решение всему – культура. Лихачёв был убеждён в этом полностью, и доказательством могут служить его дела. Например, он помогал спасти природу Волжского заповедника, предотвратил открытие песчаного карьера, не дал разрушить библиотеку в Мышкине, основал Фонд культуры, журнал “Наше наследие”, 20 лет возглавлял издание серии книг “Литературные памятники”. Благодаря его усилиям, были сохранены и отреставрированы десятки памятников национальной культуры. В письме автор делится с читателем эмоциями по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Говорит об объединяющей силе культуры.

– В рассказе Л.Н. Толстого “Люцерн” изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.

– Я согласна с автором: между землянами гораздо больше общего, чем различного. Из исторической лингвистики известно, что когда-то существовал единый для всех язык – праиндоевропейский язык-основа. Таким образом, доказано, что языки, существующие на земле, – родственники. Все мы говорим на одном языке, поэтому не можем не понимать друг друга.

Разговор по содержанию письма №45 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Пока существует культура, существует народ!

V. Заключительная часть урока – размышления.

– Вот и подошёл к концу наш разговор о “добром”. Я как учитель русского языка и литературы удовлетворена и думаю, что проблем с поиском аргументов по поводу нравственности и чистоты души не возникнет на экзамене.

– Учитель истории демонстрирует слайд с нравственным кодексом, созданным Лихачёвым и предлагает сравнить его пункты с теми, что родились у групп в ходе урока. Класс убеждается в совпадении своих выводов по обсуждаемому вопросу с выводами Д.С. Лихачёва..

Бог каждого человека – его совесть.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны.
Пока существует культура, существует народ!

Учитель русского языка заканчивает урок словами из 46-го письма книги “Письма о добром”. В это время класс видит на экране без звукового сопровождения отрывок из фильма о Лихачёве:

– Писем могло быть и больше, но пора подвести итоги. Мы шли сегодня, поднимаясь по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений. Итак, что же самое главное в жизни? Главное у каждого своё собственное, неповторимое, но оно есть. И каким бы оно ни было индивидуальным, должно быть добрым и значительным. В жизни ценне всего доброта, и доброта умная, целенаправленная. Счастья достигает лишь тот, кто стремится сделать счастливым других и способен на время забыть о своих интересах, о себе. Это “неразменный рубль”. Сегодня мы учились следовать путями доброты. На мой взгляд, это очень и очень важно. Поверьте мне!

Учитель истории завершает урок исполнением под гитару песни “Спешите жить!”

"Честь, порядочность, совесть - это качества, которыми дорожить нужно, так же как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек - не человек".

Лихачев Д. С.

Человечество вот уже более двух с половиной тысячелетий ожидает с надеждой "идеального общества", в котором основой были бы нравственные ценности, такие как: свобода, честь и достоинство, совесть, долг и ответственность, добро и справедливость. Мыслители всех времен трудились, чтобы претворить эту идею в жизнь, но, к сожалению, тема нравственного совершенствования человека и сегодня остается незавершенной. Актуальна, по-прежнему, проблема чести и достоинства личности в современном мире.

Думаю, вряд ли найдутся в этом вопросе оппоненты. Современны ли взгляды Лихачева? Найти ответ на этот вопрос - вот цель моей работы.

Честь, порядочность и совесть - нравственный стержень, без которого человеку не жить. Вообще честь, порядочность и совесть, я добавлю и благородство, рассматриваются как единое целое, без которых, как сказал и сам Лихачев, человек - не человек. Вот как поется в одной из песен Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно святое наше воинство.

Честь, порядочность, достоинство и совесть даются человеку от рождения предками и прививаются родителями. Честь это как куриное яйцо: разбив один раз, больше ничем не склеишь. Это сугубо личное нравственное качество, которое должно быть в душе у каждого. Порядочный человек всегда держит свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. А совесть - "когтистый зверь, скребущий сердце", она является естественным духовным даром человеческой природы. Каждый человек в этом мире, на мой взгляд, должен иметь свои определённые нравственные нормы.

Человеком чести, порядочности и совести, в высшем понимании этих слов, был Дмитрий Сергеевич Лихачев, который внес большой вклад в развитие данных понятий.

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился, прожил большую часть своей жизни и окончил свои дни в Санкт-Петербурге. Родился он 28 ноября 1906 года. Учился Д.С. Лихачев сначала в гимназии Человеколюбивого Общества, затем в Гимназии и реальном училище К.И. Мая, заканчивал среднее образование в Советской трудовой школе им. Л. Лентовской. С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском государственном университете на факультете общественных наук, на этнолого-лингвистическом отделении. Здесь он проникся особой любовью к родной истории и культуре и начал исследовать древнерусскую литературу.

Сразу по окончании университета Дмитрий Лихачев по ложному доносу и обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован и в 1928-1932 гг. провел в заключении: сначала полгода в тюрьме, затем два года в Соловецком лагере особого назначения, и, наконец, на каторжной стройке Беломоро-Балтийского канала. Этот период академик Д.С. Лихачев впоследствии называл "самым важным временем в своей жизни", потому что пройдя через страшные испытания тюрем и лагерей, он научился жертвенной любви к людям и всегдашнему следованию по пути Добра.

В 1941 г. он становится старшим научным сотрудником Института русской литературы. В том же году он защищает кандидатскую диссертацию на тему "Новгородские летописные своды XII века". Находясь в блокаде в Ленинграде, он пишет и издает книгу "Оборона древнерусских городов" (1942). В июне 1942 г. ученый вместе с семьей эвакуируется в Казань.

В 1945 победном году Д.С. Лихачев пишет и издает книгу "Национальное самосознание Древней Руси". В следующем году получает медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В середине века в серии "Литературные памятники" в сопровождении его научных статей и комментариев выходят две замечательнейшие книги: "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве".

В 1970 был избран действительным членом Академии наук СССР. Между тем Д.С. Лихачев он стал иностранным членом и членом-корреспондентом целого ряда стран, а также почетным доктором университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо, Эдинбурга и Цюриха.

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классикой филологической науки.

Ученый имел множество наград, как отечественных, так и зарубежных. Среди них высшие награды СССР -- сталинская премия, звание Героя Социалистического труда и золотая медаль "Серп и молот", Большая Золотая Медаль им. М.В. Ломоносова, орден "За заслуги перед Отечеством" II степени, орден Апостола Андрея Первозванного "За веру и верность Отечеству" за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.

Кончина Дмитрия Сергеевича Лихачева последовала 30 сентября 1999 года. 28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого ученого. 2006 год президентом Российской Федерации В.В. Путиным был объявлен Годом Лихачева.

В одном из выступлений он отмечал: "Стала исчезать у нас совестливость. Говорю об этом, обязан говорить, потому что мне в своей жизни множество раз не по личным делам, а по таким, которые имеют огромное значение для сохранения нашей культуры, приходилось сталкиваться с людьми, у которых чувство совестливости отсутствовало".

Известен такой парадокс: больше всего совесть мучает человека совестливого, а не бессовестного. Наверное, это происходит потому, что бессовестный свою совесть уже заглушил, заставил молчать, давно перестал к ней прислушиваться. "Совесть подсказывает. Честь действует. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере человек очищается. Совесть "грызет". Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко)". То, что совесть не "грызет" - вот одна из проблем нашей страны, да и всего мира. Она отчасти способствует этому чувству вседозволенности, безнаказанности, ведь худшее наказание - это неспокойная совесть. Совесть - это неотъемлемая черта порядочного человека. Честь -- это достоинство нравственно живущего человека. Порядочность - это все, что объединяет совесть и честь воедино.

Отсутствие совестливости у людей, наносит обществу ущерб материальный, но более духовный. Дмитрий Сергеевич Лихачев - это пример выдающегося мужества и стойкости, ведь ему удалось, повторюсь, на протяжении всей своей непростой жизни сохранить порядочность, совесть и честь, несмотря ни на что.

Хочется верить, что такие понятия, как совесть, порядочность и честь, не будут забыты. Что спокойствие совести в гармонии с незапятнанной честью станет высшей ценностью порядочности нашего времени.

Что такое честь? Это показатель, по которому общество оценивает моральное достоинство человека, это наш внутренний судья и ограничитель, связанный с оценкой и восприятием таких качеств, как благородство, целомудрие, нравственность, доблесть, честность, совестливость и многое другое. Объективно говоря, в мире грехов и соблазнов являться человеком чести сложно - гораздо легче им казаться, изображать из себя такового, и этот факт подводит нас к рассуждению о том, что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая?

В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и тех, чья деятельность насквозь пропитана лицемерием и фальшью. Мнимая честь - это прерогатива слабых и пустых личностей, не умеющих или не желающих жить собственной жизнью, а лишь выдающих себя за совершенно других личностей. Причем зачастую у таких людей ярко выражен полный диссонанс мыслей и действий. Главным показателем мнимой чести является недобросовестность, тогда как в случае с истинной честью совесть стоит на первом месте. У тех, кто лишь притворяется честным человеком, напрочь отсутствует самоуважение, а люди честные, наоборот, в первую очередь руководствуются лишь собственным мироощущением и мировосприятием, честностью и справедливость по отношению к самим себе и к окружающим.

Хорошим примером человека чести является Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мы знакомимся с его деятельность еще в том возрасте, когда у человека априори не полностью сформирован характер - однако, уже будучи совсем юным, Петр с абсолютно добрыми намерениями благодарит путника за помощь, отдав ему свой тулуп. С течением повести мы все больше убеждаемся в добросовестности этого героя: он сражается за честь своей возлюбленной на дуэли с Швабриным, прекрасно осознавая риск для собственной жизни, однако тут же прощает негодяя, оклеветавшего Марию, поняв, что никакое физическое наказание не сможет проучить подлеца и внушить ему уважение к людям, а, значит, никакое подобное наказание не имеет смысла. И даже собственная жизнь для Петра не входит ни в какое соперничество с чувством собственного достоинства, и потому, когда Пугачев дает герою выбор: умереть или перейти на сторону врага - Гринев без сомнения выбирает смерть. Да, возможно, чувство собственного достоинства в перемешку с юношесткою страстностью и необдуманностью в действиях часто играли с Гриневым злую шутку - но со временем, когда эмоции немного утихли, а Петр стал понимать логику своих действий и суждений, его уважение к себе и к людям только усилилось, а чувство справедливости обострилось и заиграло новыми красками. Петр является примером истинной чести, тогда как Швабрин, человек низкий, алчный и глупый, выступает в повести полной его противоположностью.

Сколько бы человек не притворялся тем, кем он не является, рано или поздно общество узнает всю подлую сущность его и обвинит этого человека в бесчестии и безнравственности. К типу людей с мнимой честью относится Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Он время от времени стыдился того, что он армеец, считал этот чин недостойным, и «волочась» за княжной Мэри, всячески унижал себя, пресмыкался перед нею, разбрасываясь наигранными высокопарными выражениями. Герой даже в какой-то момент стал скрывать хромоту, которая, быть может, все это время была лишь частью его образа. Он изображал себя серьезным мужчиной, и, казалось бы, с достоинством и честью относился к своим чувствам, однако в один миг, при одном отказе в чувствах княжна превратилась из «ангела» в «кокетку», любовь испарились, а на её место пришли низкие сплетни и слухи. Грушницкий, будучи типичным представителем «водяного общества», планировал долгое время изображать из себя «героя романа», но вся суть его очень быстро вылезла наружу, и он, позже, связавшись с такими же недостойными личностями, как он, показал полное отсутствие в себе чести и достоинства, решив обманом выиграть на дуэли, за что и поплатился жизнью.

Жить легче или жить правильнее - это тот выбор, который каждый человек делает сам для себя на протяжении всей жизни. Что есть мнимая честь и что есть истинная - понять несложно, каждый из нас является скульптором своей судьбы, однако в любых обстоятельствах стоит помнить цитату А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять».

Честь. Что это такое? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Непросто ответить на эти вопросы. Я думаю, что честь – это чувство собственного достоинства, умение прожить жизнь по совести, не запятнать себя бесчестными поступками, побеждать в себе такие чувства, как зависть, ненависть, жадность, чтобы в конце жизни, подводя итоги, мог сказать, что прожил жизнь честно. Чтобы разобраться в том, что такое истинная и ложная честь, обратимся к примерам из художественной литературы.

Вспомним роман Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения Пётр Гринёв живёт по законам чести, умеет вступиться за честь других людей. Вот он вызывает на дуэль Швабрина, который оскорбительно отозвался о Маше Мироновой, капитанской дочке. Гринёв не только любит Машу, но и уважает в ней человека, видит, что она девушка скромная, достойная, и готов защищать её от людей, посягающих на её честь. Даже когда Гринёва арестовали как пособника Пугачёва, он никому не говорит о причинах, по которым из Оренбурга без разрешения своих командиров отправился в Белогорскую крепость, занятую пугачёвцами, потому что не хочет, чтобы на суде звучало имя капитанской дочки.

Даже перед лицом смерти Гринёв не посрамил своей человеческой и воинской чести. Когда крепость захватил Пугачёв, молодой офицер не стал присягать самозванцу и, если бы не Савельич, был бы повешен.

«Береги честь смолоду» — таков эпиграф к роману Пушкина. И главный герой выполняет эту заповедь на протяжении всех событий, описанных в произведении. И читатель уверен, что и дальнейшую свою жизнь Гринёв проживёт достойно. Вот что такое честь истинная.

Для того чтобы разобраться, что такое ложная честь, обратимся снова к Пушкину, к его роману «Евгений Онегин». Перелистаем мысленно страницы, рассказывающие о дуэли Онегина и Ленского. Ленский оскорблён поведением Онегина, который на именинах Татьяны оказывает внимание невесте молодого поэта Ольге, танцует с ней, что-то нашёптывает ей. Легкомысленная девушка забывает о своём женихе. Онегин и Ленский – приятели. Онегин старше, умнее, опытнее. Он понимает ничтожность их ссоры, но не отказывается от дуэли. Мне кажется, это и есть ложная честь. Онегин боится за свою репутацию, тем более, что в дело вмешался старый дуэлянт Зарецкий, которого самого трудно назвать человеком чести. Теперь слухи об отказе от дуэли или примирении с Ленским разнесутся по всей округе. Онегина посчитают трусом, в обществе будут говорить о нём как о человеке, который не защитил свою честь. И бедный Ленский убит приятелем на дуэли. Ложная честь сыграла свою роль. Онегин не смог ей противостоять, хотя по-своему любил Ленского и понимал ничтожность их ссоры.

О многом заставляет задуматься художественная литература. В том числе и о том, как прожить жизнь, не путая понятий истинной и ложной чести.