Как улучшить звучание электрогитары? Звучание электрогитар из разных сортов дерева и с разными датчиками.

Источник: udaloff.com
Евгений Удалов

Несколько слов про электромагнитные датчики для электрогитар:

Если говорить о ровной частотной характеристике датчиков, то теоретически, идеальный электромагнитный датчик - это датчик с одним витком. КПД такого датчика будет мизерным и исключает возможность его использования. Практическое применение нашли датчики, которые имеют 4000-6000 витков на 1 секцию ("хамбакер") и 6000-8000 ("синглы" с "алнико"- магнитами). Частотная характеристика в этом случае далека от линейной из-за большого количества витков. "Горбы" в частотной характеристике, их величина и расположение в пределах частотного диапозона зависят от количества витков, типа магнитопровода, массы магнита и материала, из которого он изготовлен.

Так исторически сложилось, что в процессе популяризации электрогитары датчики стали инструментом для формирования определенного тембра электрогитары, и для разных типов гитар используются датчики с разной частотной характеристикой.

"Stratocaster" vs "Les Paul":

С теченнием времени появился определённый классический стандарт и требования к гитарам. К примеру, типичный "Stratocaster" звучит иначе, чем "Les Paul". Звук имеет отличия не только из-за тембра звукоснимателей, которые на "Stratocaster" звучат более ярко. На звучание "Les Paul" оказывает влияние более короткая, чем у "Stratocaster", мензура. При использовании одинаковой толщины струн ноты, взятые на гитаре с короткой мензурой, будут звучать дольше, так как натяжение струн будет меньше, чем у "Stratocaster", и их колебания будут более длительными по времени.

Плотность тембру "Les Paul" придаёт корпус из махогони, а также вклеенный гриф. Расположение "бридж"- датчика у LP более близкое к подставке, чем у гитар со стандартной мензурой - а чем ближе датчик у подставке, тем больше "верхней середины" в звуке. Для конструкции гитары "Les Paul" это решение совсем не случайно. Ведь если учесть величину мензуры, звук бы был слишком "гундосый" и менее читаемый при стандартном расположении бриджевого датчика. Как дополнение к этому мы имеем более значительную разницу в звучании "нек" и "бридж"- звукоснимателей.

Активные или пассивные датчики - минусы и плюсы:

Такого недостатка лишены активные датчики (на примере датчиков фирмы EMG). Количество витков в активных датчиках меньше в 2-3 раза, поэтому сигнал более слабый, но частотная характеристика не имеет высоких "горбов" и более линейна, чем "пассив". Чтобы компенсировать низкий уровень выходного сигнала с катушек, используется небольшой предварительный усилитель, встроенный в датчик. Происходит дополнительное усиление сигнала и гитарный шнур уже не оказывает такого влияния на звук. Недостатком таких датчиков является дополнительный шум от микросхем предварительного усилителя. Впрочем, он столь незначителен, что не каждый это заметит, даже если использовать "HI-GAIN Distortion". "EMG 81" шумит немного больше, чем "EMG 85", но зато уровень фона "актива" ниже, чем у пассивных датчиков.

Далеко не все музыканты любят использовать активные датчики - их специфическая частотная характеристика вызывает совершенно другие ощущения, нежели при игре с "пассивом". "Актив" имеет более читаемый и "стерильный" звук. Рекомендуется если Вы хотите добиться хорошей читаемости. Будут также полезны, если у Вас гитарная обработка даёт эффект "запирания" на низких частотах.

На гитарных форумах сейчас модно критиковать активные датчики и говорить о том, что с ними звук лишен динамики, но это не так. Достаточно открыть звуковые файлы активных и пассивных датчиков, прилагающийся к статье, в любом аудио-редакторе и сравнить размах волны и момент атаки. У пассивных датчиков один из резонансных "горбов" находится в районе 80-200гц, поэтому может возникать субъективное ощущение, что струны с оплеткой звучат громче и гуще, чем с "активом". Видимо, с этим фактором и связаны обвинения в слабой атаке, но в любом случае "актив" или "пассив" - дело вкуса, а о вкусах спорить не принято.

Породы дерева:

Утверждать, что все гитары, сделанные, скажем, из дерева "икс", будут звучать одинаково - это глупость. Разные породы дерева имеют всего лишь общие определенные тенденции в плане звука, но не более того. Даже рисунок структуры волокон в кусках одного распиленного дерева разный, равно как вес каждого из них - плотность дерева имеет отличия от основания корня к середине ствола. И несмотря на внешнее сходство, 100%-ной повторяемости со всеми ньюансами нет ни у кого - даже при конвеерной сборке гитар из одной и той же породы древесины звуковая окраска варьируется от гитары к гитаре. Возможно, именно этот факт порождает такое большое количество противоречивых слухов и утверждений, но на мой взгляд, этим гитары и интересны. Дерево для гитары должно сушиться только в естественных условиях. Скоростная сушка не лучшим образом влияет на волокна древесины.

Лаковое покрытие тоже имеет немаловажное значение. Если слой лака будет слишком толстым и структура лака жесткая, то пропадет открытость низких частот. "Сустейн" (длительность звука) гитары зависит от материала корпуса, его выдержки, типа крепления гитарного грифа, длины мензуры, конструкции подставки, материалов, из которых она сделана и покрытия гитары. Важен именно момент контакта струны с деревом для передачи энергии колебаний струн корпусу. Энергия струн не должна тонуть в корпусе гитары, словно в воде, в идеале эта энергия должна возвращаться обратно к струнам и работать как одно единое целое.

Условия записи звуковых примеров:

Перегруженный звук - "Т-324" ("GAIN" 2 часа), Усилитель - "Regent30-Mod" , гитарный динамик - "Сelestion Greenback", 1 микрофон "Shure SM 57", микшер, звуковая карта компьютера.

Корпус Stratocaster 1 сделан из ольхи. Гриф из клёна. Гитара имеет яркий звук атаки, не совсем ровный и предсказуемый момент затухания струн на разных ладах. Но тембр при этом все же достаточно мягкий. С использованием "мини-хамбакера" в Stratocaster 1 довольно плотно и с хорошей читаемостью звучат ритмические рисунки и полные аккорды с эффектом distortion. Гитара имеет необычное отличие в звуке от большинства других: нота соль плавно переходит во флажолет во всех доступных октавах независимо от того, подключена она к усилителю или нет. Секрет этого явления скорее всего кроется в заказном Floyd Rose.

Он покрыт настоящим золотом, материал пружин и станины имееет отличия от стандартых Floyd Rose. Станина жесткая - закалка была произведена по специальной технологии, все детали сделаны более тщательно для обеспечения лучшей передачи энергии струн корпусу. По этой причине сустейн этой гитары не совсем характерен для гитар типа "Stratocaster".

STRATOCASTER 2

Гриф - клён (цельный)

Датчики: bridge - Dimarzio Fast Track2, middle - Dimarzio FS-1, neck - Dimarzio DP404

Струны - Fender Stainless Bullets 9-42

Корпус Stratocaster 2 сделан из ясеня. Фактура этого дерева более плотная и корпус гитары тяжелее ольхи. Момент атаки ещё более яркий, чем с ольхой, затухание струн имеет более уверенный характер. Ритмические русунки, сыгранные на 6-4 струнах, звучат более агресивно по атаке, чем с ольхой. В звуковом примере звук несколько тоньше, чем у гитары из ольхи из-за более тонких струн. Звук этой гитары мягким назвать нельзя, он больше подходит под классическую трактовку "Stratocaster".

*****************************************************************************

STRATOCASTER 3

Корпус - ясень (склейка из 3 кусков)

Гриф - клён (цельный)

Датчики: bridge - Schaller Golden 50(alnico), middle - Dimarzio FS-1, neck - Dimarzio DP404, пьезо - fishman powerbridge

Корпус Stratocaster 3 сделан из ясеня, только более плотного, чем Stratocaster 2. Звучание гитары похоже на Stratocaster 2, но отличается моментом атаки и затухания. Подобное звучание можно сравнить с немецким языком на слух - "сказал - как отрезал". Подобные характеристики идеально подходят для игры коротких отрывистых аккордов и быстрых пассажей, арпеджио и острых блюзовых соло. Тембр инструмента яркий, не лишенный плотного низа и с хорошим сустейном, но звучание не мягкое, высокие обертона подчёркнуты.

*****************************************************************************

LES PAUL 1

Корпус - махагони(склейка из 2 кусков), топ - карельская берёза

Вклеенный Гриф - клён с накладкой из черного дерева(ebony)

Датчики: bridge - EMG 81, neck - EMG 85

Струны - Fender Stainless Bullets 10-46

Корпус Les Paul 1 и сделан из махогони (Гондурас), гриф из клена."Топ" - карельская берёза. Это не стандартный для "топа" гитар LP материал. Он схож по плотности с клёном, но больше подчёркивает резонанс гитары. С активными датчиками он звучит не совсем как классический LP, но в неподключенном виде он звучит громче чем обычные гитары и имеет то, что принято называть звуком LP. Гитара имеет отличный сустейн и очень певучий звук со сглаженным моментом атаки, и без лишних биений. Датчик "EMG 85" в "нек"-позиции звучит очень чисто и широко с эффектом Distortion, читаемость отдельных нот выше, чем с любым пассивным датчиком. "EMG 81" в "бридже" - спорный вопрос, тембр получается с ним без привычной нижней середины, присущей классическими датчиками для LP. Подходит далеко не для любых музыкальных задач.

*****************************************************************************

LES PAUL 2

Корпус - махагони (склейка из 2 кусков), топ - клён

Вклеенный Гриф - махагони с накладкой из черного дерева (ebony)

Струны - DR 10-46

*****************************************************************************

SV model

Корпус - липа (цельный кусок), топ - ясень

Гриф - клён с накладкой из палисандра (rosewood)

Датчики: bridge - seymour duncan SH-4 jb model, neck - seymour duncan SH-2 jazz model

Струны - GHS 10-46

Гитара SV по заказу Сергея Власова выполнена по мотивам гитар "Ibanez", но изготовлена по другой технологии. Это своего рода эксперемент с сочетанием разных пород дерева. Корпус сделан из липы, но имеет топ из ясеня. Данная идея по теоретическим расчётам заказчика должна была дать больше высоких с сохранением звуковых качеств липы. На практике получилась гитара, у которой больше доминируют звуковые качества липы. Топ из ясеня скорее прибавил основательность звуку и "сустейн".

*****************************************************************************

Корпус - махагони гондурас (2 куска по бокам и центральная часть с грифом)

Гриф - махагони с накладкой из палисандра

Датчики: bridge - Dimarzio Evolution, neck - seymour duncan SH-2 jazz model

Струны - DR 10-46

Гитара Х1 сделана по мотивам гитар "Maverick" полностью из махогони (Гондурас), накладка из палисандра. Инструмент имеет плотное и ровное по динамике звучание, момент атаки сглажен. Возникает ощущение компрессии на каждой сыгранной ноте, за счёт чего легко выигрываются сложные пассажи, которые с другими гитарами требуют определенной тренировки и работы над громкостью каждой ноты. Тембр гитары имеет резонансный, сочный преукрас на "верхней середине", это слышно даже в неподключенном виде.

*****************************************************************************

Корпус Telecaster сделан из ольхи. Гитара звучит открыто и ярко, но "середины" в звуке меньше, чем в Stratocaster 1, корпус которого тоже сделан из ольхи, но гриф без палисандровой накладки. Датчики "Fender Vintage Noiseless Tele Pickup" имеют, на мой взляд, слишком сильные магниты, их магнитное поле влияет на характер затухания струн. Частотная характеристика датчиков имеет очень острые подъёмы на "верхней середине", поэтому звучание не столь плотное по тембру в сравнении с другими звукоснимателями. Впрочем, этим классический Telecaster и должен отличаться от других гитар.

*****************************************************************************

LES PAUL 3

Корпус - африканский махогони (цельный кусок), топ -клён

Вклеенный Гриф - махагони (гондурас) с накладкой из черного дерева(ebony)

Датчики: bridge - seymour duncan SH-4 jb model, neck - seymour duncan SH-2 jazz model

Струны - DR 10-46

Les Paul gold top одна из немногих гитар в тесте, корпус которой сделан из африканского махагони. Структура волокон этого дерева более плотная чем махагони гондурас. Вес у этой породы дерева тоже выше, и для компенсации этого недостатока внутри корпуса сделана дополнительная фрезировка по центру до склейки с топом. Звучание имеет отличия от LP из махагони гондурас- более сочная нижняя середина, а так же момент атаки несколько отличается от других LP.

*****************************************************************************

LES PAUL 4

Корпус - махагони гондурас (цельный кусок), топ - карельская берёза

Вклеенный Гриф - махагони (гондурас) с накладкой из черного дерева (ebony)

Датчики:bridge - EMG 81, neck - EMG 85

Струны - DR 10-46

Les Paul 4 сделан аналогично Les Paul 1 за исключением метериала грифа. Звучание 2х гитар похоже, но LP с кленовым грифом звучит немного ярче. Расположение датчика у подставки сдвинуто ближе к грифу на 6мм от стандартной для этих гитар позиции. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть нижнюю середину, так как в Les Paul при стандартной позиции bridge датчика звук с EMG 81 получается несколько тонким. В данном случае это элемент небольшой коррекции звучания, с учётом используемого заказчиком гитарного оборудования.

*****************************************************************************

Чтобы правильно ответить на этот вопрос необходимо ответить на следующие вопросы: что оказывает влияние на звучание электрогитары и кто или что является причиной неудовлетворительного звучания инструмента в том или ином случае.

Давайте сначала попробуем разобраться с тем, когда возникает желание улучшить звучание электрогитары. В общем случае неудовлетворенность звучания электрогитары проявляется при сравнении звучания собственной электрогитары с некоторым эталонным звучанием, которое чаще всего ассоциируется со звучанием инструмента своего любимого гитариста. Действительно, если человек никогда не слышал звучания другой электрогитары, то он не может сказать, что звучание его электрогитары лучше или хуже. Он может сказать, что звучание электрогитары ему нравится больше или меньше по сравнению с известными ему звуками, например, если он знает, как звучит фортепиано и скрипка, то он может сказать, что звучание электрогитары ему нравится больше или меньше звучания этих музыкальных инструментов.

Итак, сравнивая звучание своей электрогитары со звучанием электрогитары своего любимого исполнителя, многие приходят к выводу, что нужно что-то менять и покупать, чтобы получить более похожее на эталон звучание. Для этого некоторые начинающие гитаристы стараются приобрести электрогитару и оборудование, аналогичное тому, какое используют их любимые исполнители. Но через некоторое время после покупки этих дорогостоящих товаров возникает вопрос, а где звук-то и почему электрогитара не звучит, как у моего любимого гитариста? Давайте посмотрим, какие моменты оказывают влияние на звучание электрогитары:

  • исполнитель
  • электрогитара
  • звуковоспроизводящая система
  • акустика и звуковое сопровождение

Как правило, эти составляющие вносят разный вклад в итоговое звучание, поэтому основная задача заключается в том, чтобы правильно выявить и устранить наиболее проблемный момент.

Исполнитель

Начинающие гитаристы часто полагают, что звучание электрогитары обуславливается исключительно параметрами самого инструмента и звуковоспроизводящей системы, поэтому стремятся приобрести более дорогую электрогитару, более дорогие педали эффектов, процессоры, комбики. Однако во многих случаях причиной неудовлетворительного звучания электрогитары является сам исполнитель, а точнее – его слабые навыки звукоизвлечения. Убедиться в этом очень просто – предложите сначала исполнителю сыграть фразу на своей электрогитаре, а потом на профессиональном дорогом инструменте того же типа. У исполнителя со слабым навыком звукоизвлечения звучание электрогитары за 9000 руб. и за 50000 руб. не будет иметь принципиальных отличий, поэтому доработка электрогитары в этом случае не позволит качественно улучшить ее звучание. То же самое можно сказать и о звуковоспроизводящей системе. Купив более профессиональный комбик, педаль или процессор эффектов, звучание электрогитары изменится, но эти изменения улучшат качество физики звука, но не качество всего звучания.

Говоря о звукоизвлечении мы имеем ввиду технику игры на ней: постановка и движения рук, способ удерживания медиатора пальцами правой руки, глушение струн руками, характер взаимодействия медиатора со струнами (угол касания медиатором струн, глубина опускания медиатора относительно поверхности струн), положение точки соприкосновения медиатора и струн и др. Понятно, что начинающему гитаристу просто невозможно уследить за всем этим, поэтому здесь идет речь о контроле при игре на инструменте. Что значит хорошее звукоизвлечение? Есть некоторые общие правила, которые позволяют при контроле со стороны преподавателя получить навыки грамотного звукоизвлечения, хотя каждый преподаватель-гитарист привносит нечто свое в процесс обучения, что в дальнейшем позволяет сравнить качество обучения у того или иного преподавателя. Кстати, если Вам не нравится звучание электрогитары, то, прежде чем продавать ее, попросите поиграть на ней преподавателя (продавца-музыканта в магазине, знакомого музыканта). Полагаю, что во многих случаях Вы услышите настоящее звучание своей электрогитары и вопрос о покупке новой электрогитары, датчиков и другого оборудования отпадет сам по себе, поскольку проблема заключалась не в них, а в том, что у Вас еще не развит навык хорошего звукоизвлечения.

Электрогитара

Если говорить в общем, то на звучание электрогитары оказывают влияние: "дерево", "металл" и "электроника", а также насколько качественно все это реализовано в электрогитаре. Здесь под "деревом" понимается материал, из которого сделан корпус и гриф, под "металлом" – струны и конструктивные элементы (механика бриджа и колков, порожки и др.), электроника – звукосниматели и тембр-блок.

Вопрос о доработке электрогитары (смены звукоснимателей, струн с точки зрения улучшения качества звучания) можно ставить в том случае, если Вас не устраивает то, как она звучит при игре на ней грамотного музыканта на хорошей аппаратуре. Вообще говоря, хороший гитарист благодаря звукоизвлечению может выдать звук и на очень посредственном инструменте, но не редки ситуации, когда проблема заключается именно в электрогитаре или в неправильном выборе электрогитары. Т.е. гитаристу нравится теплое блюзовое звучание, а он играет на электрогитаре для игры в панк и тяжелых стилях или ему хочется "яркого чистого звука", а он играет на "хамбакерах" и др.

Что можно сделать для улучшения звучания электрогитары? Смену "дерева" мы не рассматриваем, поскольку практичнее выбрать другую электрогитару. Поэтому остаются струны и электроника. Новые струны могут существенно улучшить звучание на некоторое время, поэтому это первое, что можно сделать без больших затрат. Замена звукоснимателей и электроники (с пассивной на активную) не всегда позволяет добиться качественных улучшений, если гитара исходно не звучит. Сначала надо понять, возможно ли принципиально улучшить звучание электрогитары? Проблема многих недорогих моделей электрогитар – тусклое и неразборчивое звучание (отсутствуют верхи, нечитаемая середина и низы). Раньше электрогитары даже подразделялись на ритм-гитары и соло-гитары. Причем у первых кроме середины ничего не звучало в принципе. Чтобы выяснить потенциал электрогитары отключите от нее шнур и сравните ее звучание с другими электрогитарами также в отключенном состоянии. Если звук еле слышен даже на новых струнах, то, скорее всего, тут мало что можно сделать, поскольку "дерево не работает на звук". Если в отключенном состоянии звук достаточно звонкий, то подключите электрогитару напрямую (без педалей и процессоров) к хорошей звуковоспроизводящей системе и послушайте ее чистый звук при нейтральном положении регуляторов тембра на системе и гитаре. После этого попробуйте с помощью переключателей звукоснимателей и регуляторов тембра получить самое яркое звучание на высоких частотах. На ряде электрогитар яркий верх просто невозможно получить, несмотря на обилие ручек тембра и большого числа позиций переключателя звукоснимателей. Если нет высоких частот на чистом звуке, то их не будет и в обработанном звуке. Если же и на чистом звуке все достаточно неплохо, то, скорее всего, улучшение звучания электрогитары связано с желанием изменить качество физики звучания или его характер. В этом случае смена звукоснимателей и (или) приобретение более качественных элементов звуковоспроизводящей линии может ощутимо изменить звучание инструмента.

Звуковоспроизводящая система

Под звуковоспроизводящей системой здесь мы будем понимать все, что подключается после электрогитары: от педалей эффектов до акустической системы.

Давайте условно примем, что звукоизвлечение и сама гитара нас устраивают. Но при этом хочется улучшить звучание. Поскольку электрогитара выдает не акустический звук, а электрический сигнал, то звуковоспроизводящая система может существенно повлиять на результирующий звук, т.е. мы можем улучшить качество звучания и изменить характер и окраску звучания.

Качество звучания

Поскольку сигнал от электрогитары может проходить через различные обработки и эффекты, то нужно определиться с тем, где необходимо произвести улучшение звучания - в чистом или в обработанном звуке. В большинстве случаев неудовлетворение вызывает перегруженный звук, когда говорят, что он: песочит, недостаточно насыщенно и плотно звучит, быстро затухает, прерывается, слабая середина, басы бубнят, верхов нет, что-то постоянно фонит, свистит и т.д., т.е. проблема заключается в низком качестве обработки звука. Как известно, общая тенденция такова: чем качественнее звук, тем дороже устройство. При этом есть некоторый средний уровень цен на товар, ниже которого вероятность покупки качественного товара очень мала. Предположим, что средняя рыночная цена на педаль эффекта в регионе составляет порядка 2500 руб. Возникает вопрос, а может ли педаль за 700 руб. качественно перегрузить сигнал? Нет. А педаль за 1500 руб.? Скорее всего - нет. Нетрудно посчитать, что грамотно составленная доска из 5-ти педалей будет стоить порядка 14-15 тыс. руб., и, скорее всего, она будет "звучать" намного лучше, чем устройство "все в одном" за 5-7 тыс. руб. Поэтому для улучшения качества звучания необходимо использовать устройства, стоимостью выше средней, при которой обеспечивается некоторое приемлемое качество звука.

Характер звучания

В настоящее время существует два вида обработки звука c принципиально отличающимся результатом: аналоговый и цифровой. Преимущество аналогового звучания – насыщенность, плотность и передача нюансов. Преимущество цифровой обработки – мягкость, функциональность и низкая цена.

Если Вам нравится ярко выраженное, жесткое и характерное звучание электрогитары, то, скорее всего, мягкое и сглаженное цифровое звучание процессора Вам не понравится. В это случае лучше подключить электрогитару к хорошему комбику. Если же Вам больше нравятся синтезированные звуки, то здесь вполне может подойти гитарный процессор или педаль эффекта, подключенные в линию.

Бывают ситуации, когда начинающему гитаристу трудно понять, а какое звучание ему нравится. В этом случае покупка гитарного моделирующего процессора будет практичнее покупки комбика или педали эффекта, поскольку с помощью первого можно будет понять основу различного звучания. Конечно, "перегруженная цифра" звучит существенно мягче и менее интересно по сравнению с аналоговым перегрузом, но что касается эффектов на чистом звуке, то уже сейчас гитарные процессоры среднего ценового диапазона могут дать фору аналоговым устройствам.

Акустика и звуковое сопровождение

Чтобы прочувствовать звучание электрогитары через комбик,на последнем нужно выставлять большой уровень громкости, что в домашних условиях невозможно, поэтому здесь речь будет идти о психологическом восприятии звука.

Выше мы указали, что звучание электрогитары в линию несколько мягче по сравнению со звучанием в комбик. Однако многие гитаристы играют дома через комбик и не считают звучание резким. Им нравится выделенное, резкое, плотное, "мужественное" звучание электрогитары. Но другим гитаристам нравится более мягкое звучание электрогитары в общем миксе, когда акцент ставится не на звучании электрогитары как таковом, а на ее звучании в сопровождении других инструментов. Если в качестве сопровождения используется аккомпанемент синтезатора, то "живое" звучание электрогитары через комбик будет выпадать из сглаженного цифрового звучания сопровождения. В этом случае подключение электрогитары в линию и использование гитарного процессора эффектов позволит получить более согласованное с аккомпанементом звучание электрогитары.

Теперь Вы видите, что на звучание электрогитары оказывают влияние многие факторы. И не всегда покупка более дорогих принадлежностей и оборудования может его ощутимо улучшить.

Выясните, какое звучание вам нравится. Слушайте других гитаристов, и выберите подходящее звучание. Сложно добиться нужного звука, если вы не знаете, как он звучит.

Внимательно слушайте нынешнее звучание своей гитары. Обращайте внимание на качество извлекаемого звука и то, как вы на него можете повлиять. Послушайте свою гитару в разных положениях переключателя звукоснимателей, покрутите ручку регулировки тембра.

Поэкспериментируйте с прикосновениями к струнам. Попробуйте поменять манеру звукоизвлечения. Обращайте внимание на то, как меняется звучание в зависимости от атаки. Ваше гитарное вибрато станет вашей личной подписью, годы практики улучшат звучание. Звук гитары зависит от места игры. Игра ближе к бриджу делает звук более резким, и, наоборот, игра ближе к грифу смягчает звук.

Поменяйте струны. Новый набор струн может радикально поменять звучание любой гитары. Другой размер струн также резко изменит звучание. Попробуйте разные наборы струн, чтобы узнать какой калибр струн нравится вам, и какой звучит лучше всех.

Поменяйте звукосниматели. Дешевые звукосниматели часто встают непреодолимым препятствием на пути к отличному звучанию. Синглы, хамбакер, датчики P90 и Telecaster, все эти звукосниматели имеют различное звучание, и требуют различной манеры игры. Если вы оставите обычные предустановленные датчики, скорее всего звук будет сильно страдать.

Куда поступает сигнал с гитары? Непосредственно в усилитель? Если вы используете эффекты, убедитесь, что они качественные, чтобы не было помех и наводок. Дешевое редко бывает качественным. Даже если у вас нет денег на ламповый Marshall, вы можете попробовать использовать iRig. Избегайте дешевых полупроводниковых усилителей, типа Line6 Spiders или Marshall MG. Пожалуй, это лучшее, что вы можете сделать для отличного звучания. Гитара за 5000 рублей будет хорошо звучать через отличный усилитель. Но дешевый усилитель уничтожит звучание даже гитары стоимостью 50000 рублей.

Если вы до сих пор не удовлетворены звучанием гитары, возможно дело в корпусе. Цельнокорпусные гитары звучат совсем не так, как полнокорпусные или полукорпусные. Новая гитара может иметь именно то звучание, о котором вы мечтали.

Техника игры. Хорошая техника определенно способствует общему звучанию, возможно вы даже научитесь играть как Джо Сатриани, или хотя бы осилите давно разучиваемое сложное соло. Если вам нравится чья-то игра, изучение их техники сильно поможет. Например, если вы хотите звук, как у RHCP, вам необходимо изучить роковую и фанковую технику игры, вроде глушения струн левой рукой, уделите внимание технике мизинца при игре аккордами. Это также поможет лучше сочинять песни, так как вы не будете ограничены техникой игры.

1. Изначально правильное звучание

Прежде, чем приступить к обработке материала, убедитесь, что исходник правильно записан, правильно сыгран и имеет правильный тон (тембр). Как говорит продюсер Joey Sturgis, «если она (гитара) не звучит классно с самого начала, то, вероятно, у неё неправильный тон… Суть всего заключена в тембре и исполнителе; и если эти две вещи находятся в гармонии друг с другом, то всё, что остаётся сделать – это добавить свои дополнительные пять процентов».

2. Инверсии

Безошибочный способ добавить мяса в результирующее звучание – это продублировать партию, пользуясь при игре разной аппликатурой. Попробуйте сыграть одну и ту же последовательность аккордов двумя разными способами: первый раз так, как изначально задумано, а второй раз – с обращениями (например, вместо баррэ сыграть открытый аккорд).


Romesh Dodangoda
: «Одна из важнейших предпосылок для широкого гитарного звука – это то, как Вы играете на инструменте. Иногда я пробую различные обращения аккордов, поскольку некоторые из них сами по себе звучат более весомо и жирно. Это реально важный шаг, предваряющий поиски нужного звучания, поскольку только это уже может заставить гитару играть мощнее и тяжелее. Используя разные обращения в левом и правом каналах, можно добавить ещё больше ширины в общее звучание. Дело в том, слушатель воспринимает эти тонкие различия, и они заставляют его ощущать гитарную партию более широкой, чем есть на самом деле».


3. Удержание интереса

Эмоциональный контраст – это мощнейший инструмент в руках художника. К примеру, в триллерах тишина обычно предваряет «нервные» эпизоды, а в музыке динамические контрасты могут использоваться для того, чтобы создать ощущение громкости и мощи. Joey Sturgis: «Смотрите на свою песню как на фильм или рассказ, где постоянно должны происходить какие-то события. Здесь не должно быть одного гигантского взрыва от начала до конца, поскольку в этом случае песня станет одним большим скучным кирпичом. Есть много инструментов для создания разнообразия – эквализация, автоматизация и комбинирование различных тембров».


Romesh Dodangoda
: «Если, к примеру, в запеве навалена куча гитар, то когда начинает играть припев, эти гитары уже не покажутся такими широкими. Проанализируйте аранжировку и определите места, где бы Вы хотели, чтобы была ширина. Так Вы сможете создать правильное впечатление именно в тех местах, где это особенно нужно».

4. Струны

Andy Sneap : «Считаю, что можно слишком увлечься толщиной струн. Если понижать строй в drop C, то я бы не использовал ничего толще калибра 0.052. А в случае обычной настройки - 0.046. В былые времена, я всегда выбирал 0.011 - 0.056, но, поскольку в их звучании есть некая тусклость, то считаю, что яркость более тонких струн может быть предпочтительней».

Joey Sturgis : «Чем толще струны, тем лучше они держат строй. Впрочем, мы довольно часто меняем струны. Всё зависит от ситуации. Например, музыкант хочет сыграть каким-то особенным образом – например, исполнить определённые ноты со специфическим бендом – и, в этом случае, мы берём инструмент с более тонкими струнами. Или, например, если в рифе есть вибрато или какие-то подобные вещи. А потом мы опять возвращаемся к большой мясной гитаре, которая хорошо держит настройку».


5. Использование пониженных строёв

Как известно, пониженный строй даёт гитаре более жирное, мясное звучание. Даже если Ваша песня сделана в обычной тональности, запросто можно добавить к ней побольше мяса, если записать некоторые треки в пониженном строе. Попробуйте перестроить гитару в Eb или drop D, только не забудьте транспонировать партию, чтобы ноты играли корректно и в нужной тональности.

6. Выбор динамиков

Andy Sneap: «Я давно заметил, что для пониженных строёв более важен выбор динамиков, чем усилителей как таковых. К примеру, Celestion Greenbacks и Vintage 30 лучше работают с пониженным строем, поскольку имеют более акцентированную середину. Чем ниже партия, тем больше усилий требуется для того, чтобы добиться хорошей читаемости каждой ноты. А поскольку многие риффы исполняются на одной струне, то задача ещё больше осложняется. В обычном строе всё как нельзя лучше сидит на своём месте, и бас в том числе. Но, когда Вы понижаете строй, то получаете проблему: гитара попадает туда, где должен быть бас, и вообще, весь спектр съезжает вниз. Но, если в кабинете стоят эти динамики, то за счёт естественного подъёма середины Вы разгребаете эту кучу и улучшаете читаемость партии».

7. Создавайте мощь руками, а не усилителем

Andy Sneap : «Теперь есть усилители с хай-гейновой сатурацией, где можно сразу накрутить мощный жёсткий звук. Однако, вся эта энергия и напор должны рождаться в руках музыканта, а не в усилителе. Если играть с минимально возможным гейном, то звучание будет наиболее прозрачным и читаемым.

8. Используйте щадящие уровни громкости

Alain Johannes: «Думаю, что для записи не нужны огромные и громкие усилители. Далеко не все микрофоны могут нормально передать такие уровни. Лучше использовать хорошие модели более скромных размеров, громкость которых не разрывает перепонки. Возьмите, к примеру, хороший джазовый альбом, и Вы услышите, какое чудесное и большое звучание у барабанов. Но это всего лишь играет маленькая установка, подзвученная одним или двумя ламповыми микрофонами и немного скомпрессированная. Но, зато эти микрофоны захватили полный частотный диапазон и ничего не разрушено избыточной громкостью.

Что происходит, когда ушам слишком громко? Они глохнут. Вот поэтому мне и нравятся маленькие усилители. В случае, если приходится пользоваться большими аппаратами, я стараюсь устанавливать на них достаточно умеренную громкость. Тогда, открывается широкий доступ к большому диапазону самых разных микрофонов (например, ленточным), благодаря которым можно добавить глубину, богатство и фактуру, недоступную динамическим моделям.

9. Запись дабл-треков

Дабл-треки – это один из самых известных и простых способов добавить объём и вес в любую гитарную запись. Принцип до безобразия прост: нужно просто два раза записать одну и ту же партию. Главное условие – обе партии должны играть синхронно друг другу. Если пренебречь этим аспектом, то пострадает фактура риффа, возникнет суета в стереопространстве и вместо ожидаемого объёма и веса получится обычная каша.

10. Запись акустического звучания струн

При желании, Вы можете добавить к электрическому звуку перкуссионный эффект, аналогичный тому, что мы слышим в звучании акустической гитары. Для этого нужен конденсаторный микрофон (поскольку струны электрогитары сами по себе звучат очень тихо), расположенный на расстоянии достаточном, чтобы не задевать рукой. Конечно, нужно учитывать, что он может подхватить и лишние звуки. Например, дыхание, сопение, топот или урчание в животе.


11. Два трека хорошо – четыре трека плохо?

Итак, если дабл-трек создаёт более широкое и жирное звучание, то квадро-трек, наверное, даст ещё более массивный звук? Не всегда. При правильном подходе, они могут добавить динамику в аранжировку, заставляя инструменты звучать очень широко. В противном случае, вместо ширины и веса Вы получите грязную стену перегруженных гитар. Узнаем, что по этому поводу говорят профессионалы:

Romesh Dodangoda: «Если позволяет аранжировка, то я запишу квадро-треки. Для одной пары треков будет один усилитель, а для второй – совершенно другой. А иногда, и другая гитара. Это добавляет в гитарную партию новые частоты и гармоники, и создаёт сверхширокий фактурный звук. Однако, квадро-треки далеко не всегда работают так, как надо. Если, к примеру, аранжировка перегружена, то лучше остановиться на дабл-треке. В некоторых случаях, две гитары играют мощнее и шире, чем четыре (по этому поводу, хочется отослать к статье из цикла Секреты микс-инженеров «Майк Фрейзер. AC/DC: Black Ice» ).


Andy Sneap
: «Возможно, в запевах будет два трека, но когда дело дойдёт до припевов, то будет уже четыре дорожки, чтобы создать ощущение некоего подъёма. Также можно поискать другие обращения аккордов, чтобы звучание стало пообъёмней. Если сразу начинать с четырёх треков, можно быстро закончить потерей читаемости исполнения. Фактически, я предпочитаю работать с двумя треками, нежели с четырьмя. Я хочу слышать атаку в нотах. Многие люди думают, что чем больше – тем лучше, но, на мой взгляд, это может привести к хорусоподобному звучанию из-за расхождений в настройке гитар и смазанности исполнения из-за ритмических отклонений во время игры.

Tom Dalgety : «Вместо того, чтобы складывать тембр из множества треков, я сразу стараюсь сделать индивидуальный звук настолько большим, насколько только возможно. Я часто меняю микрофоны и методики записи. Для подзвучивания кабинетов мне нравятся конденсаторные или ленточные микрофоны, хотя, в некоторых случаях Shure SM57 затыкает их за пояс. Впрочем, кабинет я записываю обычно только одним микрофоном. Но, если это необходимо, могу установить и записать намного больше. Считаю, что лучше потратить некоторое время и создать два или три реально крутых тембра, чем потом сидеть и пытаться что-то слепить из пятнадцати кусочков».

Joey Sturgis : «Считаю, что есть значительные заблуждения по поводу того, как сделать большую гитару. Люди думают, что для большого звука нужно много гитарных треков. Я же рекомендую совершенно противоположную вещь: я думаю, что чем меньше гитар, тем мощнее и объемней получается звук. Если есть только по одной гитаре в правом и левом каналах, то Вы можете навалять им мощи по максимуму. А если треков уже по два, то нужно идти на компромисс, что-то убавлять, чтобы их было как следует слышно. Намного проще настроить один реально забойный мясной тембр и просто играть с ним».

12. Используйте разное оборудование и инструменты

Помните, что мы недавно говорили о маленьких изменениях в настройках аппаратуры и о том, какое большое влияние они могут оказать на итоговое звучание? Изменяя конфигурацию своего оборудования между записями треков, Вы легко можете получить широкую гамму самых разных тембров. Пробуйте разные гитары, звукосниматели, усилители и микрофоны. Это добавит интерес и разнообразие, удерживая внимание слушателя.

Tom Dalgety : «Записывая дубли, можно изменять входной уровень (гейн) на усилителях или педалях. Так Вы получаете разные гармоники для разных треков».

Romesh Dodangoda : «Мне нравится использовать разные усилители для правого и левого каналов. К примеру, слева ритм-гитара будет играть через Marshall, а справа – через Blackstar. Я считаю, что лучше не менять гитару, чтобы интонация и настройка были близки в обоих каналах. Однако, два разных усилителя – это хороший способ добавить немного ширины. К тому же, так получается более интересный звук…»

Andy Sneap : «…Gary Holt (группа Exodus) играл все партии ритм-гитары. Однако, правый и левый каналы были записаны с немного различающимся звучанием. Это помогает добавить немного ширины в микс. Одинаковый звук в обоих каналах заставляет песню звучать скучно и по-дилетантски».

13. Не копируйте

Подавляйте искушение просто скопировать один и тот же файл на множество слоёв. Ничего хорошего из этого выйдет, поскольку везде будет одинаковый спектр. В некоторых случаях, это может привести к эффекту противофазы, что никак не поспособствует полноте и мощности звучания.

14. Используйте дилэй на соло

Romesh Dodangoda : «В случае с соло-гитарой, дилэй реально может расширить её чуть ли не за края динамиков. Для начала, в левом канале попробуйте установить 1/4, а в правом – 1/8. Разное время задержки создаст иллюзию, что гитара стала более широкой. Я часто использую её для создания интересных ритмических эффектов в стерео. …Звучание дилэя может сильно зависеть от того, в какое место цепи он включён, поэтому, экспериментируйте и ищите лучшее».


15. Запись двух усилителей одновременно

Если у Вас есть два разных усилителя, то можно попробовать записать их одновременно – фактически, будто это одно устройство. Для этого, нужно разделить гитарный сигнал (например, воспользоваться сплиттером) и подать его на усилители. В идеале, они должны быть изолированы друг от друга. Конечно, эта методика не даёт такой же тип расширения, как настоящий дабл-трек, но, тем не менее, предоставляет Вам более объёмную гамму полезных тембров.

Alain Johannes : «Мне нравится одновременно записывать и несколько микрофонов, и несколько усилителей. Обычно, я не ставлю микрофон более чем на один динамик, но зато у меня практически всегда будет микрофон комнаты – ленточный или какой другой – чтобы дать всему немного глубины. Я могу поставить микрофон позади кабинета с открытой задней стенкой, чтобы получить ощущение движения воздуха. И мне нравится посылать сигнал сразу на два усилителя, установив в одном из них маленькую задержку, давая звуку чуть больше объёма и ширины».

16. Экспериментируйте со своим оборудованием

Стоит сказать, что многие именитые музыканты используют при записи альбомов, в том числе, и дешёвую полулюбительскую аппаратуру. Благодаря ей, можно увеличить тональную палитру, добавить агрессии и решить некоторые проблемы, связанные с читаемостью отдельных партий.

Alain Johannes : «Если есть гитарная дорожка, которую реально хочется выдвинуть вперёд, то почему не записать её сразу через несколько усилителей? Вы берёте дополнительный маленький усилитель для домашних занятий (например, Pignose) с его жестяным «бззз бззз» и записываете вместе с большим аппаратом. Теперь, подмешав это «бззз бззз» к основному треку, Вы будете уверены, что он будет заметен в любой куче инструментов».


17. Не стесняйтесь использовать эмуляторы!

Виртуальные гитарные усилители уже достигли такого совершенства, что далеко не все люди уже могут отличить их звучание от настоящей вещи. К примеру, Joey Sturgis реально предпочитает использовать ампсимуляторы для создания тяжёлых тембров. «Я очень интенсивно использую ампсимуляторы для таких вещей. Есть некоторые клиенты, которые приходят и требуют реальные усилители, и тогда я говорю им: «А не хотите ли сделать слепой тест»? И, почти в 99% случаев, люди выбирают ампсимулятор».

18. Добавляйте живой воздух…

Если Вы работаете сугубо в виртуальной среде, и Вам кажется, что гитары звучат слишком уж стерильно, то попробуйте выйти из «коробки» и добавить в свой проект реальный микрофонный трек. Даже если вывести сигнал на какой-нибудь дешёвенький усилитель и записать его обратно через микрофон, это поможет оживить звучание и создаст дополнительную фактуру в миксе. [Фактически, речь идёт о реампинге – BVV ].

19. …Или создавайте свой собственный

Joey Sturgis : «Если требуется добавить больше воздуха (яркости) в звук, можно воспользоваться иксайтером или каким-нибудь сатуратором. Вы также можете скопировать трек и обработать копию HP-фильтром с частотой выше 10 кГц. Останется, фактически, только некое шипение. Это и будет «воздух». Затем, подмешивайте его обратно, пока не услышите желаемого эффекта».


20. Записывайте чистые треки

В некоторых случаях, пачки искажённых треков могут потерять атаку и читаемость отдельных нот. Особенно, это характерно для партий, сыгранных на открытых струнах. И как это решить? Пишите параллельные чистые партии и подмешивайте к основным! Так Вы сохраните читаемость и не повредите «мясо».

21. Работайте со спикосимуляторами

Многие гитарные усилители имеют прямой выход сигнала, так сказать, минуя кабинет. Звучит это не самым лучшим образом, однако, такие треки могут быть очень полезными при дальнейшем микшировании. Их можно обработать спикосимуляторами и получить широчайшую гамму самых разных тембров.

22. Правильно выбирайте расположение микрофона

Микрофон и его размещение имеют огромное влияние на тембр и характер звучания гитарного усилителя. Фактически, здесь нужно принять два основных решения: напротив какой части динамика будет расположен микрофон, и на каком расстоянии. Расположив его по центру, получите более яркий звук. Сместив к краю – более тёмный. Изменяя расстояние, получите то ли иное количество окружения.

23. Вдумчиво подходите к размещению элементов в миксе

Alain Johannes : «…Я думаю, что микширование и аранжировка связаны между собой. К примеру, есть 10 вещей, которые борются за одно звуковое пространство… и нужно принять такие решения, чтобы у каждого трека было своё собственное естественное пространство. И, тогда, микширование уже не будет таким трудным – нужно просто поместить партии в свои части спектра. Что будет впереди? А что сзади? А что вообще позади всего? Мне нравятся многослойные звуки. Ты можешь локализовать звуки слева направо, ты можешь заставить их играть прямо перед слушателем, можешь отдалить их. Здесь есть много чего, с чем можно поиграть».


24. Избегайте наращивания низких частот

Распространённая проблема при записи и микшировании тяжёлых гитар – это наращивание низких частот. Зачастую, спектры баса и гитары перекрываются, низкие частоты сталкиваются друг с другом, создавая в миксе неразборчивое гудящее звучание. Если это возникло, пробуйте срезать с гитар частоты ниже 120 Гц.

25. Используйте автоматизацию

Кроме всех остальных достоинств, плагины позволяют нам изменять свои параметры в процессе воспроизведения песни. Эти изменения можно записать в DAW и затем использовать для развития аранжировки.

Joey Sturgis : «Здесь есть масса очень полезных инструментов. Вы можете автоматизировать буквально каждый параметр ампсимулятора, но многие люди просто не делают этого».

26. Сохраняйте средние частоты

Andy Sneap : «Не дурачьте себя, вырезая середину, и думая, что так получится самый лучший звук. …Нужно контролировать тембр своими руками. Если сможешь сыграть и получить хороший звук через JCM800 без Tube Screamer или какого-то эквалайзера перед ним, то у тебя руки из правильного места».

Кто есть кто

Romesh Dodangoda владеет студией Longwave Studios в городе Кардифф. В последнее десятилетие он стал востребованным продюсером и микс-инженером на британской рок-сцене. Он работал с такими группами, как Twin Atlantic, Bullet For My Valentine, Funeral For A Friend, Sylosis и многими другими.

Tom Dalgety является продюсером и микс-инженером, его услугами пользовались такие известные коллективы, как Band Of Skulls, Opeth, Turbowolf, The Macabees, Royal Blood.

Joey Sturgis начал заниматься записью рок-групп в 2004 году, и с тех пор он помогает ковать саунд современного металкора. Он работал с такими группами, как Asking Alexandria, Miss May I, Emmure, Blessthefall и многими другими. Кроме того, у него есть собственная компания по разработке плагинов - Joey Sturgis Tones.

Andy Sneap начинал с такими титанами, как Arch Enemy, Megadeth, Exodus и Machine Head. Теперь он один из самых известных в мире метал-продюсеров. Энди владеет студией Backstage Studios в Йоркшире и сотрудничает с компанией Toontrack.

Alain Johannes работал как микс-инженер и продюсер с такими исполнителями, как Chris Cornell, Arctic Monkeys, Jimmy Eat World, Hilary Duff, Kelly Clarkson и многими другими. Кроме того, он работал туровым звукорежиссёром с огромным количеством разных групп и исполнителей, включая Queens Of The Stone Age и Them Crooked Vultures.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Кевин Чёко. Ozzy Osbourne: Scream

Andy Sneap

Fredrik Nordström

Колин Ричардсон: гуру продюсирования тяжёлого метала

Лайам О’Мюллэйн. Запись тяжёлого металла

Майк Сеньор: Запись гитарных усилителей

Несколько слов про электромагнитные датчики для электрогитар

Если говорить о ровной частотной характеристике датчиков, то теоретически, идеальный электромагнитный датчик — это датчик с одним витком. КПД такого датчика будет мизерным и исключает возможность его использования. Практическое применение нашли датчики, которые имеют 4000-6000 витков на 1 секцию («хамбакер») и 6000-8000 («синглы» с «алнико»- магнитами). Частотная характеристика в этом случае далека от линейной из-за большого количества витков. «Горбы» в частотной характеристике, их величина и расположение в пределах частотного диапозона зависят от количества витков, типа магнитопровода, массы магнита и материала, из которого он изготовлен.

Так исторически сложилось, что в процессе популяризации электрогитары датчики стали инструментом для формирования определенного тембра электрогитары, и для разных типов гитар используются датчики с разной частотной характеристикой.

«Stratocaster» vs «Les Paul»

С теченнием времени появился определённый классический стандарт и требования к гитарам. К примеру, типичный «Stratocaster» звучит иначе, чем «Les Paul». Звук имеет отличия не только из-за тембра звукоснимателей, которые на «Stratocaster» звучат более ярко. На звучание «Les Paul» оказывает влияние более короткая, чем у «Stratocaster», мензура. При использовании одинаковой толщины струн ноты, взятые на гитаре с короткой мензурой, будут звучать дольше, так как натяжение струн будет меньше, чем у «Stratocaster», и их колебания будут более длительными по времени.

  • Les Paul 1, датчик NECK 0:15
  • Stratocaster 1, датчик NECK 0:08

Плотность тембру «Les Paul» придаёт корпус из махогони, а также вклеенный гриф. Расположение «бридж»- датчика у LP более близкое к подставке, чем у гитар со стандартной мензурой — а чем ближе датчик у подставке, тем больше «верхней середины» в звуке. Для конструкции гитары «Les Paul» это решение совсем не случайно. Ведь если учесть величину мензуры, звук бы был слишком «гундосый» и менее читаемый при стандартном расположении бриджевого датчика. Как дополнение к этому мы имеем более значительную разницу в звучании «нек» и «бридж»- звукоснимателей.

Активные или пассивные датчики — минусы и плюсы

Такого недостатка лишены активные датчики (на примере датчиков фирмы EMG). Количество витков в активных датчиках меньше в 2-3 раза, поэтому сигнал более слабый, но частотная характеристика не имеет высоких «горбов» и более линейна, чем «пассив». Чтобы компенсировать низкий уровень выходного сигнала с катушек, используется небольшой предварительный усилитель, встроенный в датчик. Происходит дополнительное усиление сигнала и гитарный шнур уже не оказывает такого влияния на звук. Недостатком таких датчиков является дополнительный шум от микросхем предварительного усилителя. Впрочем, он столь незначителен, что не каждый это заметит, даже если использовать «HI-GAIN Distortion». «EMG 81» шумит немного больше, чем «EMG 85», но зато уровень фона «актива» ниже, чем у пассивных датчиков.

Далеко не все музыканты любят использовать активные датчики — их специфическая частотная характеристика вызывает совершенно другие ощущения, нежели при игре с «пассивом». «Актив» имеет более читаемый и «стерильный» звук. Рекомендуется если Вы хотите добиться хорошей читаемости. Будут также полезны, если у Вас гитарная обработка даёт эффект «запирания» на низких частотах.

  • Les Paul 1, EMG 85 NECK 0:04

На гитарных форумах сейчас модно критиковать активные датчики и говорить о том, что с ними звук лишен динамики, но это не так. Достаточно открыть звуковые файлы активных и пассивных датчиков, прилагающийся к статье, в любом аудио-редакторе и сравнить размах волны и момент атаки. У пассивных датчиков один из резонансных «горбов» находится в районе 80-200гц, поэтому может возникать субъективное ощущение, что струны с оплеткой звучат громче и гуще, чем с «активом». Видимо, с этим фактором и связаны обвинения в слабой атаке, но в любом случае «актив» или «пассив» — дело вкуса, а о вкусах спорить не принято.

Породы дерева

Утверждать, что все гитары, сделанные, скажем, из дерева «икс», будут звучать одинаково — это глупость. Разные породы дерева имеют всего лишь общие определенные тенденции в плане звука, но не более того. Даже рисунок структуры волокон в кусках одного распиленного дерева разный, равно как вес каждого из них — плотность дерева имеет отличия от основания корня к середине ствола. И несмотря на внешнее сходство, 100%-ной повторяемости со всеми ньюансами нет ни у кого — даже при конвеерной сборке гитар из одной и той же породы древесины звуковая окраска варьируется от гитары к гитаре. Возможно, именно этот факт порождает такое большое количество противоречивых слухов и утверждений, но на мой взгляд, этим гитары и интересны. Дерево для гитары должно сушиться только в естественных условиях. Скоростная сушка не лучшим образом влияет на волокна древесины.

Лаковое покрытие тоже имеет немаловажное значение. Если слой лака будет слишком толстым и структура лака жесткая, то пропадет открытость низких частот. «Сустейн» (длительность звука) гитары зависит от материала корпуса, его выдержки, типа крепления гитарного грифа, длины мензуры, конструкции подставки, материалов, из которых она сделана и покрытия гитары. Важен именно момент контакта струны с деревом для передачи энергии колебаний струн корпусу. Энергия струн не должна тонуть в корпусе гитары, словно в воде, в идеале эта энергия должна возвращаться обратно к струнам и работать как одно единое целое.

Условия записи звуковых примеров

Перегруженный звук — («GAIN» 2 часа), Усилитель — , гитарный динамик — «Сelestion Greenback», 1 микрофон «Shure SM 57», микшер, звуковая карта компьютера.

Примеры: Датчик «Bridge» и — необработанный звук с микрофона записан в левый канал, легкий «ревер» с «дилеем» правый канал, если это мешает адекватному восприятию звука, следует сдвинуть баланс при прослушивании влево. Таким образом, мы услышим сигнал без малейшего намёка на обработку.

Акустический звук — Усилитель — , гитарный динамик — «Celestion Greenback», 1 микрофон «Shure SM 57», сигнал с динамика — левый канал, сигнал с предварительного усилителя — правый канал(линия), микшер, звуковая карта компьютера.

STRATOCASTER 1

  • Корпус — ольха(склейка из 2 кусков)
  • Гриф — клён (цельный)
  • Датчики: bridge — Dimarzio Fast Track2, middle — udaloff alnico single-coil, neck — udaloff alnico humbucker

Корпус Stratocaster 1 сделан из ольхи. Гриф из клёна. Гитара имеет яркий звук атаки, не совсем ровный и предсказуемый момент затухания струн на разных ладах. Но тембр при этом все же достаточно мягкий. С использованием «мини-хамбакера» в Stratocaster 1 довольно плотно и с хорошей читаемостью звучат ритмические рисунки и полные аккорды с эффектом distortion. Гитара имеет необычное отличие в звуке от большинства других: нота соль плавно переходит во флажолет во всех доступных октавах независимо от того, подключена она к усилителю или нет. Секрет этого явления скорее всего кроется в заказном Floyd Rose. Он покрыт настоящим золотом, материал пружин и станины имееет отличия от стандартых Floyd Rose. Станина жесткая — закалка была произведена по специальной технологии, все детали сделаны более тщательно для обеспечения лучшей передачи энергии струн корпусу. По этой причине сустейн этой гитары не совсем характерен для гитар типа «Stratocaster». Гитара изготовлена в 1997 году.

  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06
  • Пример, датчик Bridge 0:12

STRATOCASTER 2

  • Корпус — ясень(склейка из 3 кусков)
  • Гриф — клён (цельный)
  • Датчики: bridge — Dimarzio Fast Track2, middle — Dimarzio FS-1, neck — Dimarzio DP404
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06

Корпус Stratocaster 2 сделан из ясеня. Фактура этого дерева более плотная и корпус гитары тяжелее ольхи. Момент атаки ещё более яркий, чем с ольхой, затухание струн имеет более уверенный характер. Ритмические русунки, сыгранные на 6-4 струнах, звучат более агресивно по атаке, чем с ольхой. В звуковом примере звук несколько тоньше, чем у гитары из ольхи из-за более тонких струн. Звук этой гитары мягким назвать нельзя, он больше подходит под классическую трактовку «Stratocaster».

STRATOCASTER 3

  • Корпус — ясень(склейка из 3 кусков), Гриф — клён (цельный)
  • Датчики: bridge — Schaller Golden 50(alnico), middle — Dimarzio FS-1, neck — Dimarzio DP404, пьезо — fishman powerbridge
  • Струны — Fender Stainless Bullets 10-46
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:05
  • Акустический звук, датчик NECK 0:05
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06
  • Пьезо Датчик Fishman PowerBridge 0:03
  • Пьезо Датчик Fishman PowerBridge 0:05

Корпус Stratocaster 3 сделан из ясеня, только более плотного, чем Stratocaster 2. Звучание гитары похоже на Stratocaster 2, но отличается моментом атаки и затухания. Подобное звучание можно сравнить с немецким языком на слух — «сказал — как отрезал». Подобные характеристики идеально подходят для игры коротких отрывистых аккордов и быстрых пассажей, арпеджио и острых блюзовых соло. Тембр инструмента яркий, не лишенный плотного низа и с хорошим сустейном, но звучание не мягкое, высокие обертона подчёркнуты.

LES PAUL 1

  • Корпус — махагони(склейка из 2 кусков), топ — карельская берёза
  • Вклеенный Гриф — клён с накладкой из черного дерева(ebony)
  • Струны — Fender Stainless Bullets 10-46
  • Акустический звук, датчик NECK 0:05
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:05
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06

Корпус Les Paul 1 и сделан из махогони (Гондурас), гриф из клена.»Топ» — карельская берёза. Это не стандартный для «топа» гитар LP материал. Он схож по плотности с клёном, но больше подчёркивает резонанс гитары. С активными датчиками он звучит не совсем как классический LP, но в неподключенном виде он звучит громче чем обычные гитары и имеет то, что принято называть звуком LP. Гитара имеет отличный сустейн и очень певучий звук со сглаженным моментом атаки, и без лишних биений. Датчик «EMG 85» в «нек»-позиции звучит очень чисто и широко с эффектом Distortion, читаемость отдельных нот выше, чем с любым пассивным датчиком. «EMG 81» в «бридже» — спорный вопрос, тембр получается с ним без привычной нижней середины, присущей классическими датчиками для LP. Подходит далеко не для любых музыкальных задач.

LES PAUL 2

  • Корпус — махагони(склейка из 2 кусков), топ — клён
  • Струны — DR 10-46

Корпус и гриф Les Paul 2 сделан из махогони (Гондурас) , «топ» из клена. Данная гитара звучит как классический LP в сочетании с комлектом пасивных звукоснимателей. Кленовый топ в отличии от карельской берёзы даёт более ровный тембр. В неподключенном виде звук похож на Les Paul 1, но звучит немого тише.

SV model

  • Корпус — липа(цельный кусок), топ — ясень
  • Гриф — клён с накладкой из палисандра(rosewood)
  • Датчики: bridge — seymour duncan SH-4 jb model, neck — seymour duncan SH-2 jazz model
  • Струны — GHS 10-46
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:05
  • Акустический звук, датчик NECK 0:05
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06
  • Датчик NECK, паралельное соединение катушек 0:05

Гитара SV по заказу Сергея Власова выполнена по мотивам гитар «Ibanez», но изготовлена по другой технологии. Это своего рода эксперемент с сочетанием разных пород дерева. Корпус сделан из липы, но имеет топ из ясеня. Данная идея по теоретическим расчётам заказчика должна была дать больше высоких с сохранением звуковых качеств липы. На практике получилась гитара, у которой больше доминируют звуковые качества липы. Топ из ясеня скорее прибавил основательность звуку и «сустейн».

X1

  • Корпус — махагони гондурас(2 куска по бокам и центральная часть с грифом)
  • Гриф — махагони с накладкой из палисандра
  • Датчики: bridge — Dimarzio Evolution, neck — seymour duncan SH-2 jazz model
  • Струны — DR 10-46
  • Акустический звук, датчик NECK 0:05
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:05
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:05

Гитара Х1 сделана по мотивам гитар «Maverick» полностью из махогони (Гондурас), накладка из палисандра. Инструмент имеет плотное и ровное по динамике звучание, момент атаки сглажен. Возникает ощущение компрессии на каждой сыгранной ноте, за счёт чего легко выигрываются сложные пассажи, которые с другими гитарами требуют определенной тренировки и работы над громкостью каждой ноты. Тембр гитары имеет резонансный, сочный преукрас на «верхней середине», это слышно даже в неподключенном виде.

Telecaster

  • Корпус — ольха(склейка из 3 кусков),
  • Гриф — клён с накладкой из палисандра
  • Датчики: Fender® Vintage Noiseless Tele Pickup Set
  • Струны — Fender Stainless Bullets 9-42
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:04
  • Акустический звук, датчик NECK 0:05
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06

Корпус Telecaster сделан из ольхи. Гитара звучит открыто и ярко, но «середины» в звуке меньше, чем в Stratocaster 1, корпус которого тоже сделан из ольхи, но гриф без палисандровой накладки. Датчики «Fender Vintage Noiseless Tele Pickup» имеют, на мой взляд, слишком сильные магниты, их магнитное поле влияет на характер затухания струн. Частотная характеристика датчиков имеет очень острые подъёмы на «верхней середине», поэтому звучание не столь плотное по тембру в сравнении с другими звукоснимателями. Впрочем, этим классический Telecaster и должен отличаться от других гитар.

LES PAUL 3

  • Корпус — африканский махогони (цельный кусок), топ -клён
  • Датчики: bridge — seymour duncan SH-4 jb model, neck — seymour duncan SH-2 jazz model
  • Струны — DR 10-46
  • Акустический звук, датчик NECK 0:04
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:04
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:05

Les Paul gold top одна из немногих гитар в тесте, корпус которой сделан из африканского махагони. Структура волокон этого дерева более плотная чем махагони гондурас. Вес у этой породы дерева тоже выше, и для компенсации этого недостатока внутри корпуса сделана дополнительная фрезировка по центру до склейки с топом. Звучание имеет отличия от LP из махагони гондурас- более сочная нижняя середина, а так же момент атаки несколько отличается от других LP.

LES PAUL 4

  • Вклеенный Гриф — махагони(гондурас) с накладкой из черного дерева(ebony)
  • Датчики: bridge — EMG 81, neck — EMG 85
  • Струны — DR 10-46
  • Акустический звук, датчик NECK 0:04
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:04
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06

Les Paul 4 сделан аналогично Les Paul 1 за исключением метериала грифа. Звучание 2х гитар похоже, но LP с кленовым грифом звучит немного ярче. Расположение датчика у подставки сдвинуто ближе к грифу на 6мм от стандартной для этих гитар позиции. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть нижнюю середину, так как в Les Paul при стандартной позиции bridge датчика звук с EMG 81 получается несколько тонким. В данном случае это элемент небольшой коррекции звучания, с учётом используемого заказчиком гитарного оборудования.

LES PAUL 5

  • Корпус — африканский махагони (цельный кусок), топ — карельская берёза
  • Вклеенный Гриф — клён с накладкой из палисандра
  • Датчики: bridge — seymour duncan SH 1 (classic 59), neck — seymour duncan SH-2 jazz model
  • Струны — DR 10-46
  • Акустический звук, датчик NECK 0:04
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:04
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:05
  • Датчик NECK, паралельное соединение катушек 0:04

Les Paul 5 имеет накладку из палисандра и более яркий и насыщенный рисунок топа из карельской берёзы. В неподключенном виде гитара даёт сочный резонанс на середине, но и низ свойственный LP она тоже имеет. Гитары с накладками на грифе из палисандра как правило звучат более ярко, чем гитары с накладками на грифе из черного дерева. Бриджевый датчик не самая удачная конфигурация из теста всех гитар. Этот датчик был выбран заказчиком случайно, после ознакомления с короткими ревю на англоязычных сайтах. На деле этот датчик имеет острый горб на 6 кгц, слабый выход и обрезанный низ, он очень похож по тембру на сингл. Такой тонкий и слабый сигнал с датчика плохо сочетается с сочным звуком дерева данного LP. С эффектом Distortion это становится особенно заметно. Если вы стремитесь получить звук как у некоторых героев 70х годов прошлого века, то возможно именно этот датчик Вам и подойдет(Vintage Tone).

LES PAUL 6

  • Корпус — махагони гондурас (цельный кусок), топ — карельская берёза
  • Вклеенный Гриф — махагони с накладкой из черного дерева(ebony)
  • Датчики: bridge — Dimarzio Super Distortion, neck — Dimarzio PAF Classic neck
  • Струны — DR 10-46
  • Акустический звук, датчик NECK 0:04
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:04
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:05
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06

Les Paul 6 в неподключенном виде звучит похоже на Les Paul 1, не середина менее яркая. В данном случае любопытно сравнить именно этот LP с другими, так как этом LP установлены датчики Dimarzio и на семплах слышна их характерная окраска. C Dimarzio Super Distortion в бридже есть эффект компрессии(2 семпл-Датчик Bridge и distortion T324) , что даёт ощущения легкости в игре. Dimarzio PAF Classic звучит с эффектом Distorton более сочно, чем SH-2 Jazz model от Seymour Duncan.

TD model

  • Корпус — махагони гондурас, топ — карельская берёза
  • Гриф сквозной — махогони с накладкой из черного дерева(ebony)
  • Датчики: bridge — seymour duncan SH-4 jb model, neck — seymour duncan SH-2 jazz model
  • Струны — Fender Stainless Bullets 10-46
  • Акустический звук, датчик NECK 0:04
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:04
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:05

Гитара имеет хороший сустейн, плотный и ровный звук на всех ладах, чем напонимает LP. Стандартная как у всех стратоподобных гитар мензура даёт возможность высекать яркие исскуственные флажолеты, а особенности метериалов из которых изготовлена гитара, позволяют иметь при этом упругий низ. Для человека играющего долгое время на стратокастере — удобство игры на 5+ . Очень легко выигрываются быстрые арпеджио 32 нотами, а так же легато и стакато. Одна из самых легких и удобных в игре гитар, которые я держал в руках.

SG

  • Корпус — махагони гондурас (склейка из 2 кусков)
  • Вклеенный Гриф — махагони гондурас с накладкой из черного дерева (ebony)
  • Датчики: bridge — EMG 81, neck — EMG 85
  • Струны — D’Addario 10-46
  • Акустический звук, датчик NECK 0:05
  • Акустический звук, датчик BRIDGE 0:04
  • Датчик Bridge и distortion T324 0:06

Корпус SG заметно тоньше корпуса LP, а при одинаковом с LP расположении датчиков низ получается более плотный. Отсутствие кленовго топа и более тонкий корпус вносит в звучание свои коррективы. Даже достаточно острый по тембру датчик EMG 81 звучит с SG плотнее, чем c LP.