Кто такой соломон и что он сделал. Кто такой на самом деле царь Соломон

Соломон — это легендарный библейский царь, третий правитель объединенного Израильского царства в 965-928 годах до нашей эры.

Отцом Соломона был царь Давид, который назначил его своим преемником. Однако Соломон был не единственным ребенком в семье, у него еще был брат Адония, который тоже претендовал на престол. Когда он узнал, что отец назначил своим преемником Соломона, он устроил заговор против брата. Заговор был раскрыт. Давид не стал наказывать Адонию, он просто взял с него клятву, что тот не будет мешать Соломону править. А Соломон, в свою очередь, поклялся, что не причинит Адонию вреда, если тот не будет претендовать на престол. По истечении некоторого времени Давид умер, а царем стал Соломон.

Однажды Адония пришел к Вирсавии, матери Соломона. Он попросил ее о помощи, чтобы она поспособствовала его женитьбе на Ависаге Сунамитянке, которая была одной из наложниц покойного царя. Вирсавия без злого умысла передала эту просьбу Соломону. Он увидел угрозу для себя в этой просьбе, ведь по обычаю весь гарем покойного царя должен переходить к наследнику. Соломон расценил просьбу Адония как первый шаг к попытке занять престол. Он приказал убить Адония.


У власти Соломон находился целых 40 лет. Удивительно, но за все это время он не вел ни одной большой войны. Он славился как хороший администратор, дипломат, строитель и торговец. При нем государство стало сильным, причем как в экономическом отношении, так и в военном, оно стало пользоваться большим авторитетом во всем мире. Именно Соломон великолепно отстроил Иерусалим и сделал его настоящей столицей. Храм, который был им воздвигнут, стал единственным центром и символом еврейской религии. Ко всему прочему, Соломон старался развить в Израиле ремесла и морскую торговлю. Для этой цели он привозил специалистов из Финикии.

Древние семиты убеждены, что одной из черт дьявола являются козлиные копыта. Соломон боялся, что под видом красивой женщины в его гостье скрывается дьявол. Он решил проверить, так ли это? Соломон построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил царице савской пройти через этот зал. Другими словами, Соломон создал иллюзию настоящего бассейна. Царица савская переступила порог павильона и сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, — приподняла платье. Это было всего на мгновение. Однако Соломону хватило и этого мгновения, за которое он успел увидеть вполне человеческие ноги царицы, которые были покрыты густыми волосами. Соломон не промолчал, он громко воскликнул, что не ожидал у красивой женщины такого недостатка.

Согласно археологическим находкам, смело можно утверждать, что израильские женщины того времени заботились о своей внешности. Были найдены дорогие чаши для косметики, которые сделаны из алебастра и слоновой кости, пузырьки разной формы, пинцеты, зеркала и шпильки для волос. Они пользовались духами, румянами, кремами, мирру, хной, бальзамовым маслом, порошком из кипарисовой коры, красной краской для ногтей и голубой для век.

В XX веке археологами был обнаружен город Мегиддо, через который проходил торговый путь из Азии в Египет. Именно там удалось раскрыть тайну Соломона: из каких источников он черпал свои богатства. Среди руин города были найдены конюшни на 450 лошадей. Их расположение и размеры лишний раз служат подтверждением тому, что Мегиддо являлся основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом.

Царь Соломон, держащий в руках изображение Храма. Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в.


Слава о мудрости Соломона, его богатстве и роскоши его двора разошлась по всему свету. Послы из разных стран прибывали в столицу Израиля, чтобы заключить договоры о дружбе и торговые соглашения. Однажды разошелся слух, что в Иерусалим прибывает караван царицы савской из Аравии. Предполагают, что она не просто прибыла в гости к Соломону. Дело в том, что торговый путь, по которому жители савского царства вывозили свои товары в Египет, Сирию и Финикию, проходил вдоль Красного моря и пересекал территории Израиля. Царице нужна была добрая воля Соломона, чтобы караваны благополучно продвигались вперед.

Единственное сокровище, которое сохранилось из всего богатства Соломона — это гранат Соломона размером 43 мм. В Израиле он считается символом благоденствия и достатка. Храм, который был возведен Соломоном, не сохранился, о нем напоминает лишь осколок Второго Храма, который был возведен на месте первого — Иерусалимская Стена Плача.

Конечно же, народная фантазия придала этому визиту весьма романтический оттенок. Якобы Соломон был поражен красотой царицы, которая вскоре родила ему сына.

Несмотря на то, что в памяти людей сохранились только светлые стороны правления Соломона, темных было немало. Он был достаточно расточительным, поэтому неудивительно, что не раз влезал в долги. В стране была принята чудовищная система рабского труда, что не могло способствовать глубоким социальным сдвигам. С каждым годом пропасть между богачами и беднотой, которая не имела прав, становилась все больше. Роковой ошибкой Соломона было то, что он разделил свою страну на двенадцать налоговых округов, которые обязаны были поставлять определенное количество сельскохозяйственных продуктов для нужд царского двора и армии. Причем в списке округов отсутствовала территория Иуды, получается, что она была освобождена от налогов. Конечно же, это обстоятельство не могло не озлобить жителей других территорий, что повлекло за собой мятежи. Все это и многое другое вело к гибели Израиля. После смерти царя страна распалось на два слабых государства, в которых постоянно возникали междоусобные войны.


Имя: Соломон (Solomon)

Дата рождения: в 1011 году до н. э

Дата смерти: в 928 году до н. э

Возраст: 62 года

Место рождения: Иерусалим

Место смерти: Иерусалим

Деятельность: Царь Израильского царства

Семейное положение: был женат

Царь Соломон - биография

Имя Соломон, Шломо, то есть «мирный», под которым сын вошел в историю, было дано ему матерью. Другим его именем, которое ему при рождении дал пророк Нафан, было Иедидиа - «любимец Бога».

Людей, которые не вполне заслуженно прослыли великими мудрецами, в истории немало. Но только Соломон, царь Израиля, хотя и совершил множество грехов, умудрился стать еще и святым сразу трех религий.

Соломону сказочно везло. Начать с того, что от подавляющего большинства его современников не осталось даже имен, а о его жизни и делах мы знаем едва ли не всё. Ведь повествующие о нем книги Царств вошли в состав Священного Писания. хотя ничего особенно святого в них нет. Вот что, например, рассказывается там о событиях, предшествовавших рождению маленького принца Соломона в семье царя Давида:

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею».

Чтобы отделаться от мужа красавицы, царь Давид велел отослать его в военный поход и дал инструкцию; «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер». Когда Урин погиб, царь смог жениться на Вирсавии, и в положенный срок у них родился сын.

Вероломный поступок царя скрыть не удалось, и в Иерусалиме разразился скандал. Пророк Нафан открыто проклял дом Давидов, обрекая его на братоубийственные раздоры. Кроме того, он предсказал, что рожденный Вирсавией младенец умрет. Так и случилось. Давид после этого покаялся перед Господом, и Нафан объявил, что он прощен. Скоро прекрасная Вирсавия родила второго сына, названного Соломон, или Шломо, - от слова «шалом», то есть мир.

Имя это было выбрано не случайно: мир был главным, о чем мечтал тогда царь, измотанный борьбой с воинственным народом филистимлян и прочими врагами, внешними и внутренними. К моменту рождения царевича, в середине 900-х годов до нашей эры, царство, которое называли то Израильским, то Иудейским, занимало меньше половины территории нынешнего Израиля. За каждый клочок земли приходилось сражаться, нередко истребляя всех его жителей. К примеру, завоевав страну аммонитян, Давид «положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи».

Ко времени появления на свет Соломона у сорокалетнего царя Давида от разных жен было уже два десятка отпрысков. Естественно, они без восторга восприняли еще одного наследника, да и друг к другу относились далеко не по-братски. Вскоре после рождения Соломона его старший брат Амнон изнасиловал родную сестру Фамарь, отец простил его. но другой брат, Авессалом. вступился за честь сестры и приказал своим слугам зарезать Амнона. После этого царевич бежал в соседнюю страну, но через три года Давид простил его и даже объявил официальным наследником.

Но Авессалом не хотел ждать - он давно считал себя достойным трона, ибо был самым сильным и красивым юношей в Израиле. Библия пишет, что его роскошные волосы, когда он раз в год состригал их, весили двести сиклей - 2,4 кг Очаровав или подкупив щедрыми дарами многих израильтян, он в один прекрасный день объявил себя царем. Давид, не желая воевать с сыном, отправился со своей гвардией за Иордан, но Авессалом решил избавиться от отца раз и навсегда. Он со своими сторонниками догнал Давида в Ефремовом лесу, и отцу пришлось начать сражение. Его закаленные бойцы быстро обратили неопытных воинов Авессалома в бегство. Сам царевич, убегая, запутался волосами в ветвях дерева и был пронзен стрелами.

На этом тревоги царя не кончились - теперь на трон стал претендовать следующий по старшинству сын, Адония. Кроме того, в Израиле, северной половине царства, поднял восстание некий Савей, а с запада опять напали филистимляне. Давид снова одолел всех врагов, но ему было уже под семьдесят, и его железное здоровье - в юности он одним броском камня сразил великана Голиафа - сильно ослабло. Ночами он никак не мог согреться, и старейшины нашли для него красивую девицу по имени Ависага. чтобы она согревала царя ночью. - но он, поясняет Библия, «не познал ее».

Похоже, со здоровьем у Давида было совсем неважно. Осознав это, его приближенные разделились на две группировки: главнокомандующий Иоав и первосвященник Авиафар хотели посадить на трон Адонию, а пророк Нафан и Вирсавия, которая до сих пор владела сердцем царя, поддерживали Соломона. Адония, уверенный в победе, уже назначил свою коронацию, но Вирсавия проникла в покои царя и напомнила тому данное ей обещание: «Не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «Сын твой Соломон будет царем после меня»? Почему же воцарился Адония?» И Давид назначил своим преемником 18-летнего Соломона.

Адония, узнав о том, что все его интриги, чтобы стать царем, были напрасны, побежал, опасаясь расправы, в храм и ухватился за рога жертвенника, сделанного в виде бычьей головы, - это означало, что он просит защиты у Бога. Его простили, но скоро Давид умер, и Адония опять попытался пробраться к власти. Тут терпение Соломона кончилось, и он велел верному генералу Ванею убить Адонию. Заодно был убит Иоав, хотя он тоже пытался найти убежище у жертвенника. А вот первосвященника Авиафара Соломон пощадил, сказав ему: «Ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя».

«И сел Соломон на престоле Давида, отца своего», - лаконично пишет Библия. Во время коронации новый первосвященник Садок помазал священным миром лоб царя, одетого в льняное платье, расшитое золотом, и алый плащ. Левиты в это время пели псалом: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Как водится, народу раздавали хлеб и мясо жарившихся тут же барашков. Когда торжества кончились, пришла пора заняться делом.

Было создано правительство в составе Ваней, министра финансов Адонирама, министра двора Ахисара и министра полиции Азарии. С ними царь и начал проводить свои преобразования, о которых мы, как ни странно, почти ничего не знаем. Библия - не учебник истории, и ее составителей прежде всего интересовали нравоучительные рассказы и чудеса. Первого в жизни Соломона хватало, а второе в изобилии приписали ему легенды.

Первое чудо случилось уже в начале правления - как было принято, Соломон отправился в святилище в Гаваоне и заночевал там, и Бог, явившись ему во сне, спросил: «Что дать тебе?» Царь попросил для себя мудрости, и Всевышнему это так понравилось, что он дал Соломону не только мудрость, но также богатство и славу: «Так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе».

Свою мудрость царь доказал, женившись на дочери египетского фараона: это прекратило многолетнюю вражду иудеев и Египта, зародившуюся во времена Моисея. Царевна родила Соломону дочерей, получивших египетские имена Басемат и Тафат. Правда, первой женой царя стала все-таки не она, а Ависага, согревавшая его отца, - должно быть, молодые люди сблизились еще при жизни Давида.

Библия говорит: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян». В отличие от Давида, царь практически не вел войн, но при этом сумел расширить территорию Израиля от Нила до Евфрата.

Чаще всего это делалось путем браков: он женился на дочерях соседних царьков, после смерти которых - иногда ловко подстроенной, - прибирал их владения к рукам. Поскольку тогдашние «цари» были всего лишь старейшинами кочевых племен или крохотных городков, и в одной Палестине их было человек триста, гарем Соломона непрерывно разрастался. По утверждению Библии, у него было семьсот жен и триста наложниц.

Мудрость царя проявилась и в том. что он решил сплотить свой народ общим делом - а именно строительством нового грандиозного храма, куда предполагалось поместить ковчег Завета (арон ха-брит) - величайшую святыню, внутри которой хранились скрижали, полученные Моисеем от самого Господа. Давид перенес ковчег из Гаваона в Иерусалим и хотел построить для него достойное вместилище, но не успел. Теперь Соломон заключил договор с царем финикийского Тира Хирамом, в стране которого росли знаменитые на весь Ближний Восток ливанские кедры.

В обмен на кедровую древесину он обязался каждый год давать Хираму большое количество масла, мяса и зерна. В Тир были посланы 30 тысяч человек, которые заготавливали древесину; еще 150 тысяч жителей Израиля добывали в горах камни и переправляли их в Иерусалим. Возводить храм заставили практически всех здоровых мужчин. Стройка длилась 7 лет, и с ней связана знаменитая легенда о главном каменщике, которого звали то ли Хирам, как царя, то ли Адонирам, как Соломонова министра. Он отказался раскрыть секреты своего ремесла и за это был убит. Наследники Хирама якобы основали дня защиты тайн братство «вольных каменщиков» (франкмасонов), сделав его эмблемами циркуль, угольник и отвесные инструменты мастера и в то же время орудия его убийства.

Достроенный храм представлял собой громадное здание, в котором, по мнению богословов, могли поместиться до 50 тысяч молящихся, В центре храма располагалась «святая святых» (Давир), где на каменном пьедестале установили ковчег, охраняемый позолоченными статуями херувимов - не ангелочков, а крылатых быков высотой пять метров. Храм был разрушен в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II, но перед этим ковчег таинственнно исчез.

Любители тайн ищут его до сих пор, как и другой ковчег, Ноев. Новый храм был построен после возвращения евреев из вавилонского плена, но тоже был разрушен, на этот раз римлянами. От него сегодня осталась одна стена - знаменитая Стена Плача, а из всех сокровищ Соломона, перечисленных в Библии, сохранился лишь золотой гранат, который царь подарил первосвященнику Садоку.

Израиль при Соломоне богател благодаря земледелию и торговле. Годовой доход царя составлял 666 талантов -почти 23 тонны золота. Царский двор каждый день потреблял «тридцать коров (кор = 220 литров) муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки, десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц». «Серебро во дни Соломоновы считалось ни за что», -утверждает Библия.

При раскопках в Иерусалиме найдено много чашечек для косметики, зеркал, шпилек дпя волос, кувшинов для импортных благовоний - это доказывает, что придворные дамы зорко следили за модой. В пограничном городе Мегиддо археологи нашли громадные конюшни - похоже, Соломон организовал поставку лошадей из Азии в Египет, где в них остро нуждалась армия фараона. Царь наладил добычу и переплавку меди, а также построил большой флот, который каждые три года плавал в страну Офир, привозя оттуда золото и деревесину ценных пород.

Ученые до сих пор спорят, где находился этот Офир и какое отношение к нему имеет знаменитая царица Савская (Шеба), прибывшая к Соломону «с весьма большим богатством», желая «испытать царя загадками». Древнее царство Саба находилось в Йемене, в Эфиопии царицу считают своей землячкой, но Библия намекает, что она прибыла именно из Офира. Царица явилась испытать мудрость Соломона и пришла в такое восхищение, что вручила ему все привезенные с собой богатства.

Библейский рассказ на этом кончается, но легенды гласят, что прекрасная Шеба, или Билкис, - так она зовется в Коране - полюбила царя, и они не поженились только потому, что ноги царицы - или даже вся она - были густо покрыты волосами. Это не помешало, однако, царице родить Соломону сына Менелика, который будто бы основал династию эфиопских негусов,. В одной из церквей Эфиопии, по слухам, до сих пор хранится ковчег Завета, который царица увезла с собой, - может, поэтому он и исчез из Иерусалима?

Войн и других славных деяний, помимо строительства Храма, Библия за Соломоном не числит - возможно, это и было главным свидетельством его мудрости. Зато царь занимался интенсивным литературным творчеством: «И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах. .. и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах». Последние слова.
неверно понятые, породили позже веру в то, что Соломон понимал язык зверей и птиц.

Сохранилось множество преданий - иудейских, христианских, мусульманских - о мудрых деяних Соломона. Самое знаменитое гласит, что, когда две женщины поспорили из-за ребенка - каждая уверяла, что она его мать, - царь велел рассечь мальша пополам и дать каждой по половине. Та, что в ужасе закричала: «Отдайте ей, только не убивайте!» - и была признана родной матерью. Не менее известна история о кольце с надписью: «Все проходит», которое подарил Соломону один мудрец. Он сказал: «В тяжелую минуту посмотри на это кольцо, и ты утешишься».

Царь так и поступал, но однажды. взглянув на кольцо, он только больше рассердился и сорвал его с пальца, чтобы швырнуть в пруд. Тогда на внутренней стороне кольца он прочел надпись: «И это пройдет». Иногда эту историю продолжают: состарившись, царь горевал, сознавая, что кольцо говорит правду, и вдруг заметил еле заметную надпись на его ребре. которая гласила: «Ничто не проходит».

Немало таких историй содержится в библейских книгах Притчи Соломона и Премудрость Соломона, автором которых считают царя, хотя, скорее всего, это продукт коллективного творчества. Вряд ли принадлежит ему и другая книга -знаменитый Екклесиаст («Говорящий в собрании»). Горькие раздумья о тщете всего сущего могли, конечно, принадлежать состарившемуся царю, но ученые нашли в книге персидские и арамейские слова, доказывающие, что она написана несколькими веками позже.

Соломону приписывают и «Песнь песней» («Шир ха-ширим») - великую книгу о любви, которая в благочестивом толковании трактуется как любовь к Богу. Но так ли это? «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Шлаадской... Как лента алая губы твои, и уста твои любезны: как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими... Два сосца твои - как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями».

Да, Соломон мог написать такое одной из своих возлюбленных, но обращать подобную возвышенную эротику к Всевышнему вряд ли решился бы. К тому же половина «Песни песней» написана от лица девушки - скорее всего, это сборник старинных свадебных песен, мудро включенных в Библию и благодаря этому сохранившихся на благо всех влюбленных.

Уже в Средние века Соломону приписали множество других сочинений - большей частью оккультных и магических. Астрологи и алхимики, чтобы не быть обвиненными в ереси, объявили царя, признанного святым, своим покровителем. Он якобы имел чудесный трон, охраняемый золотыми животными, ковер-самолет и перстень с выгравированным на нем тайным именем Бога -с его помощью можно было повелевать ангелами и демонами. Пятиконечную звезду, или пентаграмму, прозвали «печатью Соломона» - по преданию, он становился в ее центр, когда вызывал духов.

Один из экспериментов кончился печально: демон Асмодей забросил царя в пустыню. откуда тот сумел выбраться лишь через три года, пока нечистый, принявший его облик, правил вместо него. В исламских преданиях Соломон (Сулейман ибн-Дауд) более удачлив: он повелевает целой армией джиннов, а непослушных, таких как любимый советскими детьми джинн Хоттабыч из книги Лазаря Лагина. сажает в кувшины.

На деле могущество Соломона было не столь велико. Доходы царя с некоторых пор не покрывали расходов. Задолжав тирскому правителю Хираму громадную сумму, он был вынужден отдать ему 20 городов. Задавленное податями население роптало - особенно израильтяне, которые были многочисленнее жителей Иудеи, но гораздо беднее. Их земляк Иеровоам, занимавший видный пост в царской администрации, поднял мятеж, а потом бежал в Египет, где его радупшо принял фараон Сусаким. Другой угрозой был разбойник Разон, который захватил Дамаск и стал там царем, постоянно нападая на северные израильские земли.

Не меньше хлопот Соломону доставляли многочисленные жены. И дело было не в том, что они, как это нередко случалось в царских гаремах, интриговали. продвигая в наследники своих детей. Соломон был не так плодовит, как его отец: мы знаем только одного его сына -Ровоама. сына Наамы Аммонитянки. Это решало проблему наследования, но возникла другая проблема, о которой пишет Библия: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему...

И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской... Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам». Похоже, царь решил, что служение родным божествам отвлечет его благоверных от интриг, но для служителей храма это был не аргумент.

Они донесли до Соломона вердикт разгневанного Бога: «За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе. Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему». Царь печалился, но решил не огорчать обольстительных чужестранок - они были его последним утешением в старости, полной огорчений и недугов. Старость в те времена наступала рано - Соломон скончался, когда ему было только 62 года. Согласно еще одной легенде, он велел не хоронить его до тех пор, пока черви не начнут точить его посох, сделанный из сикоморы. Когда это случилось, его признали мертвым и похоронили в богатой гробнице на горе Сион рядом с Давидом.

После смерти царя вернувшийся Иеровоам поднял в Израиле восстание. Законный наследник Ровоам сохранил власть только над Иудеей с Иерусалимом. Израильское царство разделилось надвое, и обе части погрузились в хаос дворцовых переворотов, мятежей и иностранных нашествий. На этом фоне правление Соломона казалось особенно мирным и счастливым - потому-то царя и стали считать непревзойденным мудрецом.

Сам он вряд ли бы согласился с таким определением и, глядя на неутешительные итоги своего правления, вполне мог бы произнести печальные слова, вложенные в его уста автором книги Екклесиаста: «Предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это -томление духа: потому что во многой мудрости много печали: и кто умножает познания, умножает скорбь».

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.


Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).

Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

В Аггаде царю Соломону приписываются также имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий.

За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом. Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками». В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см. Соломонова династия).

Считается, что Соломон покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона.

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон умер в 928 году до н. э. в возрасте 62 лет. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя. Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Согласно Корану Сулейман (Сулейман) был сыном пророка Дауда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Неслучайно многие мусульманские монархи носили его имя.

Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему». В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

В оккультных учениях (магия, алхимия, каббала и др.) пентаклем с названием «Звезда Соломона» считается 12-и конечная звезда. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ, благодаря чему, как полагалось, пентакль помогал в интеллектуальной работе и усиливал таланты.

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).

Соломон . Означенное слово означает мирный . Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р. X. (). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия – возлюбленный Богом (). О детстве и юности сына Вирсавии свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, – заветам, осуществление которых, несомненно, требовало большого ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости израильской и что ум его, кроме того, был глубоко напоен мудростью, сходящей свыше .

Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета (), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние. Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно, он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве – сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол. В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя израильтян. Все это было исполнено в точности. И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон. Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адонией и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранить чистоту сердца и справедливость как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этой целью Адония, Ависага, последняя наложица в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов – событие хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (, Пс. ХLIV). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах (). До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюдато пришел Соломон во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжений. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: проси что дать тебе? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного – сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И благоугодно было Господу, замечает священный дееписатель, что Соломон просил этого. Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. Соломон возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих ().

Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования Соломона, изложенные в III кн. Царств (III-XI), и в II кн. Пар. (IX), за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во I) – мудрости Соломона, II) – его богатства, III) – его царствования и личного его характера.

I. Мудрость Соломона . Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, – т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора, происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость (). Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии , что Соломон, уже в начале своего царствования, сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он (), на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных. Различные его познания в различных делах поистине были изумительны. И была мудрость Соломона, замечает свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей (IV, 30, 31). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (ст. 32). Его познания были очень разнообразны. По словам свящ. дееписателя, и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах (). Кроме сих громадных ученых знаний и указанных выше письменных произведений, Соломон составил еще следующие книги: Песнь песней, Притчей и Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению Св. Духа. Слава о его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко, далеко, даже до границ Аравии, передавались о Соломоне различные удивительные рассказы. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона (IV, 34). Услышав о мудрости и славе Соломона, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, чтобы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей (X, 1–3). И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, ты превосходишь молву, какую я слышала ().

II. Богатство Соломона . Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности – земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были поистине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и, может быть, также с Индией. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой – в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. Падут пред ним жители пустынь, восклицает псалмопевец , и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары (Пс. LХХI, 9–10). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником при умножении богатства служила слава о его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения – именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, немало увеличивали его личные богатства. Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморам. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течение многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большой свитой евнухов и других слуг, конечно, требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами.

Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил на устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным из них, конечно, было храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. ). Он построил также великолепный дворец для себя – дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (), и вне стен града Иудина – дворец для дочери фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили, по-видимому, всякое вероятие.

III. Царствование Соломона . И жили Иуда и Израиль , замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12 областей, не соответствовавших, впрочем, 12 коленам Израилевым, и над каждой из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось как бы золотым веком еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большей частью язычниц из окрестных народов – моавитян, аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода идумейского. Во время покорения идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет, здесь благосклонно принят был фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей и, повелевши Иеровоаму взять из них 10, сказал ему: Так говорит Господь, Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранял повеления Мои, а отниму царство от рук сына его; тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов . Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом; но Соломон, узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и там оставался до кончины Соломона (). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли, конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (). Книга Екклезиаста , писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12, 13).

В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости , но при всем высоком поучительном ее содержании она принадлежит позднейшему времени и ее нет на еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с и каждой душой верующей. В Притчах , или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самым животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искуство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода – все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукой практической и не замедлила сделать значительные успехи. Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые, к сожалению, не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно Иисусом Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. ХП, 42).

Соломон (др.-евр. שְׁלֹמֹה‎, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان‎‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).

Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

В Аггаде царю Соломону приписываются также имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий.

За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом. Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками». В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см. Соломонова династия).

Считается, что Соломон покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона.

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон умер в 928 году до н. э. в возрасте 62 лет. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя. Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Согласно Корану Сулейман (Сулейман) был сыном пророка Дауда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Неслучайно многие мусульманские монархи носили его имя.

Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему». В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

В оккультных учениях (магия, алхимия, каббала и др.) пентаклем с названием «Звезда Соломона» считается 12-и конечная звезда. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ, благодаря чему, как полагалось, пентакль помогал в интеллектуальной работе и усиливал таланты.

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу. использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).