Кукольное искусство. Театры кукол Юго-Восточной Азии

Теа́тр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультпликационное и анимационное киноискусство,кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и обозначаются объёмными, полу объёмными и плоскими куклами Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. Среди театров кукол различают три основных типа:1).Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.3. Театр кукол срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Есть общие особенности кукольных театров, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием. Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова

Чешское кукольное искусство имеет давнюю традицию, оно по достоинству оценено ЮНЕСКО и внесено в Список нематериального культурного наследия. С резными деревянными куклами и марионетками вы столкнетесь практически в каждом магазине сувениров. А знаете ли вы, что и сегодня можно посетить современное кукольное театральное представление? Чешская Республика имеет девять профессиональных кукольных театров, около ста независимых трупп и около трехсот любительских групп.

Чешские марионетки в прошлом

Чешское кукольное искусство является важным культурным и социальным феноменом, массовое расширение которого наблюдалось в XIX веке. Однако в разных регионах сегодняшней Чешской Республики оно начало распространяться около столетия назад.

Кукольники, кочующие от города к городу, играли на чешском языке и таким образом помогали повышать уровень родного языка среди обычных людей. Постепенно возникла традиция кукловодческих семей, в которых искусство театра кукол наследовалась как родовое ремесло. Кукольники своими руками изготавливали марионетки, за основу которых брались скульптуры . Кукольник сам приводил все марионетки в движение и говорил за них. Таким образом возник уникальный стиль, в котором неуклюжие движения кукол на нитях компенсировались стилизованным озвучиванием. Типичным комическим персонажем чешских кукольников является шут Кашпарек (Kašpárek), черт, король и принцесса. Представления в театре кукол в прошлом отражали народные традиции, сегодня кукольный театр посвящен в частности детской аудитории.

Чешская традиция театра кукол в настоящее время проявляется в двух направлениях - народное или любительское и профессиональное кукловождение , представляемое в театрах и независимых сценах. Кукольное искусство во второй половине XX века воплотилось в коротких телевизионных сказках для детей , которые принадлежат сегодня к числу наиболее популярных среди юных зрителей.

Познакомьтесь с куклами

Посетите один из музеев кукол или придите посмотреть кукольное театральное представление.

Представления чаще всего на чешском языке без перевода предназначены в основном для детей. Кукольные театры вы найдете, например, в или в в , где даже построено отдельное здание театра, в котором играют только кукольные спектакли .

В в Хрудиме в вы увидите как исторические, так и современные чешские и зарубежные куклы, а также вы можете попробовать выступить в роли кукловода в игровой комнате музея. На выставке представлены марионетки кочевых кукольников и кукольных варьете, семейные кукольные театры и декорации чешских художников. В зарубежной части выставки экспонируются теневые куклы из Индонезии, несколько кукол из Индии, Японии, Китая или Бирмы, а также вьетнамская водная марионетка.

В мир кукол вы можете окунуться в городе Прахатице ( . Первая часть выставки музея посвящена истории чешских марионеток от старейших кукловодов, семейных и любительских театров до профессиональной сцены. Помимо традиционных кукол черта и шута вы встретитесь с куклами, изготовленными в соответствии с эскизами ведущих чешских художников. Коллекции принадлежат m) в Праге.

Традиции кукольного ремесла в Чехии поддерживает ряд фестивалей. Фестиваль «Кукловодческая Хрудим» (Loutkářská Chrudim) существует с 1951 года и является старейшим в своем роде в Европе. Другой пример - Международный фестиваль кукольных искусств в Праге или Международный фестиваль Spectaculo Interesse в Остраве.

Кукольное искусство — искусство особого рода
Театр кукол имеет свою индивидуальную неповторимость. Арсенал его выразительных средств во многом отличается от арсенала средств театра драматического. Кукла не способна раскрыть многостороннюю психологическую структуру образа человека. Но значительно лучше, чем живой актер, кукла может показать наиболее яркие, характерные черты человека в их общем проявлении. Сергей Образцов писал о театре кукол следующее: «Театр кукол нужен людям как ничем не заменимый вид зрелищного искусства. Ни один актер не может изобразить человека вообще, потому что он сам уже человек. Это может сделать кукла. Именно потому, что она не человек».
Нередко под понятием «кукольный театр» объединяют явления, мало похожие друг на друга, связанные лишь относительно близкими признаками. В президиуме международного союза кукольников в Праге хранится географическая карта мира, на которой сотнями кружочков помечены страны и города, где имеются маленькие и большие, стационарные и передвижные, государственные и частные театры кукол. Театры, работающие для детей, и театры, посвящающие свое искусство взрослым; театры, ставящие большие спектакли, и коллективы, дающие эстрадные представления. Столь разнообразные явления называют сегодня кукольным театром. Спектакли, где играют куклы самой различной структуры и техники управления — марионетки на нитях, перчаточные, тростевые и механические куклы; куклы размером с человеческую ладонь и величиною в два- три роста человека. Театр, где куклы натуралистически копируют человека, и театр, где люди предельно условно изображают различные предметы, или театр «голой» человеческой руки. В одних случаях спектакли театра кукол похожи на представления драматического, оперного или балетного театра, в других — бесконечно далеки от всех известных видов театрального искусства. 
Это может быть спектакль, где важнейшим компонентом является слово, и бессловесный спектакль-пантомима. Это — старые, традиционные, веками отстоявшиеся по форме и характеру представления и новое искусство, иной раз совершенно необычное...
Историю кукольного театра, даже краткую, написать довольно сложно. Слишком много информации с одной стороны и слишком мало документов и записей — с другой.
Рядом с человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом божества, олицетворял ли он тайну природы или просто изображал человека. А сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку, было у многих народов с древнейших времен мира. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример — управляющий и управляемый. Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.
Зародился кукольный театр, так же как и драматический, из религиозных языческих празднеств и мистерий. Постепенно из
мистерии он превратился в народное развлечение. Так что это народное искусство. Кукольный театр позднее других искусств обрел свой дом, свои мастерские и профессиональных актеров-кукловодов, своих исследователей.
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки).
Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Исполнение роли бога человек взять на себя не мог. Кукол приводили в движение руками.
В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал.
Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх.
Кроме того, в каждом доме — ив Древней Греции, и в античном Риме — обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола.
На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании — в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. С помощью стержней, продетых в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять — так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы — и получился театр.
Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне: румынский «Вифлеем», польская «шопка», украинский «вертеп», белорусская «батлейка».

В куклы играют только дети? Как бы не так! О своем удивительном творчестве, которое стало главным делом жизни, нашему порталу рассказал удивительный мастер-кукольник, работы которого можно найти по всему миру, и просто человек, влюбленный в свое дело, Лиза Бабенко. Предоставим слово самому мастеру.

Рассказывать про себя всегда немного странно. Очень сложно не скатиться в суровый официоз вроде - родилась там-то, училась тому-то, достигла того-то или не достигла.. Но с другой стороны, все начинается с каких-то вещей, с какого-то момента в жизни. Мое нынешнее занятие пошло родом из детства - чему тут удивляться, я мастер-кукольник. Конечно, в детстве я и играла и лепила, но в детстве мы вообще получаем радость и удовольствие от простых вещей: прогулки, рисования, игры.

Сложности начинаются, когда мы становимся взрослыми, а детстве все очень просто, ты предпочитаешь заниматься тем, чем хочется, ведь дети не будут тратить время на дурацкие и неинтересные занятия. И это такая потрясающая честность, которую сложно допускать в более взрослом возрасте. Поэтому многие творческие люди, как мне кажется, стараются поймать и вернуть этот чистый кайф из детства, отыскать глубоко в себе ту самую честность. По крайней мере, у меня это так. Потому, если меня кто-то спросит, зачем я вообще занимаюсь куклами, то, прежде всего, я отвечу, что мне это доставляет удовольствие.

Мне больше всего нравится именно лепить. С нуля. Руками. Чувствовать материал, смотреть, как рождается лицо, тело. Стругать, налепливать новые кусочки... И только потом уже будет все остальное - материальное вознаграждение за труд, талант, умение, время.

Я понимаю, что даже если бы не было Интернета и моих кукол некому было бы показывать, я бы все равно лепила. Ну и еще бы рисовала. Впрочем, в кукольном деле и это пригождается - роспись лиц требует твердой руки и умения обращаться с цветом и красками, пастелью.

Начав профессионально заниматься куклами, мне пришлось освоить несколько профессий. То есть я не просто скульптор или человек, который умеет лепить человеческую и не только фигуру и лица. Я еще и визажист, и постижер. И обувных дел мастер. Туфли я леплю. Тоже с удовольствием, это отдельный дзен для меня. Увы и ах, единственное, чему я не научилась, это шитье. Одежду я могу слепить. Запросто! Но работать с тканью - это отдельная тема. Потому я обращаюсь за помощью к мастерам, которым это хорошо удается и они помогают мне в работе надо образом и воплощают задумки.





Помимо прочего, мне бы не хотелось, чтобы мое занятие определяли как «кукольное ремесло». Мне все же хотелось бы, чтобы к моим куклам относились как к скульптурам, но подвижным. Я не люблю упрощения, но люблю высокую детализацию и миниатюру. Потому, в свое время, выбрала небольшой формат для своих работ, но и отказалась от обобщения, большой стилизации. Мне нравится лепить кукло-людей - эти объемы, детали, изгибы. Это так красиво. Как можно что-то упускать или упрощать?

Я действительно считаю, что человеческое тело прекрасно. Красота, на мой взгляд, может быть разной и часто это нужно разглядеть и суметь показать другим.

Начинала я, конечно, с воплощения своих представлений о красоте и лепила фигуры, которые, на тот момент, казались мне наиболее привлекательными. Так появились на свет несколько кукольных серий - Belle Petite (чье производство, правда, уже закрыто), Top Model и Femme Fatale. Бель петит - ладная молодая женщина - невысокая, с округлыми линиями, что-то среднее между подростком и взрослой, сформировавшейся леди.




Коллекция кукол Бель петит

Топ модель - мое представление о том, как должна выглядеть идеальная модель - высокая, тонкокостная, изящная, с небольшой грудью, длинными, красивой формы, ногами, с тонкой талией, острыми ключицами и выпирающими тазовыми косточками, узкими запястьями и щиколотками.



Коллекция кукол Топ модель

Фам фаталь - шикарная взрослая дама с красивой формой груди, покатыми плечами, осиной талией и крутыми бедрами. Она вся такая плавная и волнующая - воплощение роковой женщины в моем представлении. Кстати, у последний больше поклонников среди коллекционеров мужчин.


Коллекция кукол Фам фаталь

В планах у меня воплощение и других женских типажей, возможно. Не таких однозначных, но, надеюсь, мне хватит терпения и интереса довести до ума все задумки.

Красоту мужского тела я смогла оценить не сразу. Все же, я девушка, женское мне ближе, роднее. В конце концов - подошла к зеркалу, посмотрела, что и как. У мужчин все другое, это как учить иностранный язык. Сейчас в работе сразу 2 мужских тела и уже в планах 3-е.






Многие считают, что куклы - это чудачество. Я могу понять такое мнение, все же это не предмет первой необходимости. Не еда, не одежда, скорее это то, что питает наши эмоциональные потребности, ту же жажду доступного прекрасного - протяни руку, и оно с тобой.


Я отношу своих кукол к искусству, но контактному. Которое можно взять в руки, рассмотреть, погнуть, потрогать, переодеть даже сменить эмоцию. Процесс игры ведь тоже творческое действо. Играя, ты являешься со-творцом. И это тоже доставляет удовольствие. А кому-то нравится просто созерцать. Красивая кукла ведь тоже украшение, и не только дома, но и мыслей.

Именно поэтому я как-то сразу увлеклась работой именно с шарнирными куклами. Я почти не делала статику. Ну, разве что, несколько статуэток - воплотила героев из своих историй про девочку-ведьмочку. Пожалуй, они единственные, у кого не было шарнирных сочленений. На их примере я училась лепить. Знакомилась с материалом, подбирала инструменты.

А потом сразу же занялась шарнирной куклой. Я уже так много раз повторяла это слово, но так и не пояснила его. Основная особенность шарнирных кукол в том, что они могут менять позы, благодаря наличию шарнирных сочленений, практически повторять радиус движений человека. Но тут нужно оговориться - это во многом зависит от таланта художника и того, хороший ли он инженер - сумел ли разработать хорошие шарниры, позволяющие кукле принимать красивые и естественные позы. А также это во многом зависит от задач - нужна ли кукле сверхподвижность или можно обойтись простыми, традиционными решениями изготовления шарниров. У меня, к примеру, есть несколько ноу-хау - шарнирных решений, которыми я горжусь, когда сам шарнир практически не видно, но кукла при этом может сидеть на корточках.

В целом, все мои куклы можно разделить на 2 основные категории - базовые и фулстеные. При заказе базовых кукол покупатели выбирают сами макияж, цвет волос, тип тела, лицо, жесты кистей рук и тип стопы - под каблук, пуанты или просто плоские. То есть, формируют куклу по своему вкусу.

С фулсетными все немного по-другому. Это коллекционные куклы со своей историей. В этом случае, история рождается сама или во время работы над куклой, обрастает деталями. У этой куклы уже есть характер, образ. Она является законченным арт-объектом, у нее есть наряд, состоящий из большого количества деталей, соответствующая образу прическа, туфли, сертификат. Такие куклы единственные в своем роде. Теоретически, их тоже можно раздеть, но не думаю, что поднимется рука.. Тем не менее, даже с ними можно играть, при желании, только очень осторожно и бережно.

Вот, к примеру, последняя моя коллекция: Мистическая семья. Каждому героя я пишу по кусочку романа, как бы посвящаю главу, рассказываю его историю. Несмотря на это, все герои взаимодействуют между собой в той или иной степени, потому на выставке было важно расположить их в определенном порядке, демонстрируя, кто кем кому является. Граф располагался в кресле и держал за руку жену. Стоявшая рядом с ним графиня приобнимала их дочь Аннабель, что сидела рядом на высоком пуфе.. Чуть поотдаль стояли, обнявшись, 2 сестры, Инсомния и Амнезия, самые важные люди друг для друга. Все они словно собрались для парадного семейного портрета, позируют то ли фотографу, то ли художнику.



По контрасту с мистическими истории кукольного семейства, сейчас я работаю скорее над детским проектом: леплю шарнирного пупса со вставными глазами. Тем не менее, малышка будет вполне в моем стиле, однако более радостной и позитивной по настроению.





Как видите, куклы - это целый мир, открытый не только детям, но и взрослым, и способный привнести в нашу повседневную жизнь красоту, фантазию и вдохновение.