Легенда про деревню на белорусском языке. Выставка «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд»

Замок в Лиде (Гродненская обл.). Фото Сергея Плыткевича, www.planetabelarus.by

Наши белорусские приведения живут во дворцах и руинах древних замков, подземными коридорами ходят друг к другу в гости, тоскуют, развлекаются и подшучивают над любопытными туристами. Где живет призрак Боны Сфорца и кого не любит Черная Дама Коссовского дворца, о чем беспокоится привидение Яна Кишки и куда исчезают духи убийц Кейстута - обо всем этом знает автор Радио «Свабода» Яна Шидловская.


Несвижский дворец.

1. Геранёнский замок и дворец в Несвиже: Черная Панна

В надежде на встречу с привидениями путешественники чаще всего отправляются в Несвиж, где во дворце появляется Черная Панна. История этого трагического романа началась в Геранёнском замке, после того как умер его владелец Станислав Гаштольд и оставил молодую вдову. Вскоре в замок, чтобы урегулировать вопросы наследства, приехал Жигимонт (Сигизмунд) II Август. Планировавшийся кратким визит растянулся на несколько недель. Сложно не влюбиться в молодую вдову, если она - Барбара Радзивилл - одна из самых красивых женщин края.

Жигимонт Август стал частым гостем Геранёнского замка, однако спустя некоторое время Барбара переехала в Вильну. Влюбленные тайно обвенчались, а еще через некоторое время Барбара стала одной из самых красивых королев Европы. Но вскоре после коронации она начала угасать, почти все время проводила в постели. В ее преждевременной смерти подозревают королеву Бону Сфорца. Кстати, явных доказательств ее причастности к смерти Барбары впоследствии так и не нашли.

Призрак Барбары Радзивилл появился после спиритического сеанса, который безутешный король устроил, чтобы еще раз увидеть любимую. Вопреки наставлениям, Жигимонт Август не удержался и бросился к призраку Барбары. И с тех пор ее душа в облике Черной Панны бродит по Несвижскому дворцу. Королевой Польши Барбара Радзивилл была недолго, зато после смерти навсегда осталась королевой любви.

Черную Панну иногда замечают и на руинах Геранёнского замка, где Барбара провела немало счастливых дней с возлюбленным.


2. Кревский замок: духи убийц Кейстута и княжна с собачкой

Четыре валуна-оберега вокруг Крева не сумели предотвратить появления в окрестностях привидений и нечистой силы. Прежде всего, посетителям Кревского замка советую тщательно прислушаться. Наградой станет множество таинственных звуков: лязг цепей, стук молота по наковальне, топот, чихания, тихий кашель, отзвуки пения прачки. Есть вероятность, что дождавшись темноты, вы увидите Кревских призраков. Это либо мужские тени - духи тех, кто убил Кейстута по заданию Ягайло, либо фигура женщины, которая неторопливо движется по стенам замка и коварно сбрасывает вниз камни. За ней следует преданная собачка.

Местные жители зовут женщину княжной - говорят, была она чересчур гордой и, согласно легенде, стала причиной поединка двух молодых князей. На предложение победителя стать его женой девушка дала отрицательный ответ, чем навлекла на себя княжеский гнев. В стену ее замуровали вместе с собачкой, призрак которой по сей день сопровождает хозяйку во время ночных прогулок.

Нет сомнения, что призракам Кревского замка известен и тайный ход, который будто бы вел в Вильну и который скрывает еще больше мрачных тайн.


3. Коссовский дворец: Черная Дама, призрак съеденной львом служанки и дикая охота короля Стаха

Своя Черная Дама бродит по овеянному легендами Коссовскому дворцу. Говорят, что это очень деликатное и безобидное привидение, которое изредка может припугнуть тех, чье поведение в стенах дворца покажется ему наглым или грубым.

Вероятно, за призраком Черной Дамы стоит графиня Ядвига Пусловская. Она была женой Вандолина Пусловского, вложившего в Коссовский дворец свое состояние, знания и вкус, так что о дворце говорили как об одном из выдающихся в крае. Супруга соответствовала неординарной личности своего мужа, время от времени давая толчки его неутомимой энергии. К примеру, летом, когда ей вздумалось покататься в санях, граф Пусловский в подражание Каролю Радзивиллу устроил захватывающие катания по соли. Бесспорно, пара Пусловских жила в атмосфере роскоши. Однако перемена в дворцовой жизни наступила с приходом нового хозяина.

Следующий из рода Пусловских был человеком склонным к азартным играм, много кому задолжал и, наконец, был вынужден продать дворец. Видимо, такого поступка графиня Пусловская простить не могла. Черная Дама зарекомендовала себя как самый пристойный белорусский призрак, всегда остоющийся на страже высокой морали. Поэтому на экскурсию или отдых в Коссовский дворец стоит отправляться исключительно со светлыми намерениями и мыслями. Говорят, что Черная Дама иногда пользуется подземным ходом, будто бы ведущим к Ружанскому дворцу.

Наряду с Черной Дамой в Коссовском дворце известен еще один призрак - молодой девушки, которая прислуживала хозяевам. Ее красота приглянулась одному из гостивших в Косово магнатов. Однако на объятия состоятельного гостя скромная служанка не отвечала взаимностью. Оскорбленный магнат разработал план мести: поздно вечером очередной раз позвал ее к себе в комнату и, снова услышав отказ, выгнал в коридор. А там уже бродил знаменитый коссовский лев, которого хозяева держали взаперти, однако на ночь выпускали в качестве сторожа, чтобы никто из гостей не позарился на господское богатство. С тех пор девушку больше не видели, и все усилия найти ее были напрасными. Призрак служанки являлся, когда во дворец снова приезжал состоятельный гость. Со временем привидение служанки стало подшучивать и над остальными гостями и даже их пугать.

Самые мрачные приведения в окрестностях Коссовского дворца появляются в туманной дымке тихой лунной ночи. Издалека доносятся приближающиеся стук копыт и ржание коней. Это мчит охота короля Стаха, который до сей поры мстит потомкам здешнего магната Романа. Последний нарушил законы чести, убил молодого Стаха и его сподвижников во время охоты на болотную рысь, а коней с привязанными на них телами убитых погнал в трясину. Говорят, что события легенды, описанной Владимиром Короткевичем в его знаменитом романе, произошли в окрестностях Коссовского дворца, и мрачные всадники дикой охоты поныне пугают здесь приезжих.


4. Смолянский замок, или Белый Ковель: призрак Боны Сфорцы

Королева Бона Сфорца была известна как женщина образованная, дальновидная и властная. Она содействовала развитию культуры и просвещения на белорусских землях, стремилась усилить политическую власть за счет расширения земельных владений. Немало земель Бона Сфорца получила в подарок от мужа Жигимонта (Сигизмунда) I Старого. В 1539 году королева становится владелицей Смолян. Четыре года местечко принадлежало королеве Боне, после чего перешло к состоятельному роду Сангушек, которые возведут в Смолянах замок, также известный как Белый Ковель.

Ни краткий срок пребывания Боны Сфорцы в качестве владелицы Смолян, ни тот факт, что Смолянский замок построен позже, чем здесь могла бывать королева, не могли помешать возникновению связанных с ее именем легенд. Умерла Бона в Италии, однако местные жители убеждены, что призрак королевы бродит в Смолянах. Является он преимущественно осенней порою, когда от реки Дерновка поднимается густой туман. Уцелевшая башня замка освещается мягким светом, откуда-то из-под земли доносится музыка, и тогда в оконных проемах возникает одетое в белое приведение Боны Сфорцы. А когда осеннюю тишину нарушает конное ржание, это, вероятно, означает, что королева по одному из подземных ходов направилась на своей тройке к Спасо-Преображенской церкви, по сей день действующей в Смолянах.


5. Гольшанский замок: Черный монах и Белая Панна

Репутация самого зловещего и угрюмого закрепилась за Гольшанским замком. Населяющие его приведения не отличаются вежливостью и добрыми намерениями. Крики, вопли и стоны нарушают тишину вокруг замка, а в его окрестностях происходят вещи, не поддающиеся объяснению.

По ночам на руинах Гольшанского замка возникает призрак Черного монаха. За его темным обличьем скрывается душа молодого парня, который был дерзок настолько, что рассчитывая на взаимность княжны Анны Гольшанской, назначил ей свидание. Разъяренный отец отдает приказ, и юноша погибает, будучи замурованным в одну из стен замка. С тех пор его призрак бродит по окрестностям, и местные жители называют его Черным монахом.

Другой призрак, известный на всю страну, обитает в Гольшанском монастыре францисканцев, построенном по приказу Сапегов. Белой Панной, которая наводит лютый страх, прежде всего на мужчин, стала молодая жена одного из строителей, которые возводили монастырский комплекс. Искренне влюбленная в своего мужа, она ежедневно одной из первых приносила на стройку горячий обед. Так произошло и в злосчастный день, когда работники решили задобрить черные силы, чтобы наконец-то достроить ту монастырскую стену, что, как заколдованная, постоянно обрушивалась. Принеся в жертву красавицу, они сняли проклятие, стену возвели и строители закончили работу вовремя.

А Белая Панна ежедневно обходит свои владения. Однажды в одной из келий монастыря францисканцев искал вдохновения художник Алесь Пушкин. По его словам, во время пребывания его посетил призрак Белой Панны.

Говорят, иногда призрак покидает монастырский комплекс и направляется в сторону замка.


6. Лидский замок: призраки воинов

Призраки воинов, конечно же, местом своего обитания выбрали сооруженный великим князем Гедимином для обороны от крестоносцев Лидский замок.

События легенды, давшей жизнь Лидскому призраку, происходили в декабре 1392 года. Морозы помогли крестоносцам - по скованному льдом бороту врагам удалось максимально приблизиться к неприступным стенам. В Лидском замке в то время находился князь Дмитрий Корибут. Имея подготовленную дружину, достаточное количество оружия и припасов, князь, тем не менее, принимает решение покинуть замок. Наступила ночь. Воспользовавшись подземным ходом, князь с большей частью дружины направляется в сторону Новогрудка. В замке Дмитрий Корибут оставляет нескольких воинов. Они мужественно исполнили волю хозяина и встретили неминуемую смерть, защищая замок. И вот уже семь столетий воины не уходят со своего поста, продолжая держать оборону, ненароком они пугая современных посетителей Лидского замка.

Призраки лидских воинов неоднократно становились темой споров ученых и историков, а один из призраков даже попал на снимок местного фотографа. Любители мистических историй вносят Лидский замок в wish-лист своих путешествий.


7. Мирский замок: Белая Пани и призрак Радзивилла

Отдав приказав выкопать пруд под стенами Мирского замка, один из его владельцев Николай Святополк-Мирский вряд ли догадывался, какие последствия, прежде всего для его семьи, будет иметь этот поступок. Искусственное озеро возникло на месте цветущего яблоневого сада. Но вскоре в пруду начинают гибнуть люди - исполнялось проклятие, мол, чисто утопленников должно соответствовать количеству спиленных деревьев. Говорят, к этому причастны берегини, которые и поныне живут на дне озера.

В числе жертв оказалась и молодая дочь хозяина Соня. Местечковцы убеждены, что именно ее призрак в белом одеянии время от времени бродит в окрестностях замка. Призрак Белой Пани видели и в парке, и в галереях, и в покоях Мирского замка. Иногда привидение спускается в подземелье и древними ходами направляется в сторону Несвижа, на встречу с еще одной неприкаянной душой.

А в Мирском замке обитает еще и призрак Радзивилла. Его темный силуэт видели не раз, и некоторым людям такая встреча стоила жизни. Говорят, это один из представителей могущественного рода опекает свои сокровища, якобы упрятанные в подземельях замка. Их найдет тот, кто осмелится заговорить с мрачным призраком. Не исключено, что за ним стоит фигура Доминика, который последним из Радзивиллов владел Мирским замком.


8. Любчанский замок: призрак магната Яна Кишки и возвращение змея

Своим появлением призрак магната Яна Кишки частично обязан волонтерам-реставраторам, которые работали над восстановлением Любчанского замка. Призрак будто бы внимательно и придирчиво следит за работами и может зло пошутить над тем, кто пренебрежительно или неосторожно упомянет Яна Кишку в разговоре.

Ян Кишка включил Любчу в состав своих земельных владений в 1547 году. Распространяя идеи арианства, он открывает в местечке молельный дом, школу и типографию. Позже начинает возведение каменного замка. При Яне Кишке Любча получила Магдебургское право и собственный герб. Неудивительно, что Кишка до сих пор опекает свои бывшие владения. Говорят, что со временем в Любчу вернется и призрак могучего змея-дракона, который в давние времена защищал замок и погиб во время осады.


9. Быховский замок: призраки юноши и девушки

Строить Быховский замок в качестве своей резиденции начал Ян Кароль Ходкевич. Говорят, не обошлось на строительстве без черной магии, будто бы тогда и появились таинственные призраки, которые поныне живут в руинах некогда величественного замка.

Строители, работавшие на закладке фундаментов, жаловались-удивлялись, что работа не идет: инструмент не слушается, камни падают из рук, земля осыпается, все, построенное за день, ночью исчезает. Решили строители черные силы задобрить и на общем совете постановили: первого встреченного по дороге из Быхова принести в жертву. Повстречался им парень, за которым шла девушка. Схватили обоих, и в подготовленную на замчище яму бросили. Пошла работа у строителей, замок благодаря жертве стал неприступным, а призраки безвременно погибших юноши с девушкой до сих пор появляются в Быхове.


10. Усадьба в Лошицком парке: Пани Ядвига

Жена последнего владельца Лошицкой усадьбы была особой романтичной, мечтательной и весьма привлекательной. Моложе пана Любанского на 17 лет, Ядвига не раз оказывалась в эпицентре любовной интриги. Одна из них имела трагический финал, когда не молодой уже муж убедился в неверности жены-красотки, увидев ее в объятиях другого мужчины. Вечером пара начала ссориться, после чего Ядвига побежала в парк искать утешения. С ночной прогулки она уже не вернулась - мертвое тело Ядвиги нашли на рассвете.

Даже в качестве привидения пани Ядвига не изменила романтическим привычкам: ее призрак является в Лошицком парке весной, когда цветут деревья и на лоно природы выбираются влюбленные пары.

9 февраля в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей открылась выставка «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Скажу сразу, что выставка очень необычная.
Согласитесь, многие из нас с детства помнят некоторые слова-обзывалки, о происхождении которых даже не задумывались.
Мне, например, с самого раннего детства знакомо слово "жэвжик". Так нас часто называл папа, когда мы ставили дом вверх дном или весело визжали. Так и говорил: "Угомонитесь, жэвжики малые!"
Оказывается, Жэвжик - это символ белорусских рек. Вы знали об этом?
Вот и я только пару дней назад узнала.

Мы не знаем свою мифологию, легенды своей земли, свои мифы. А ведь это тот самый пласт народной культуры, легенд, мифов, сказов и сказаний, который стоит у истоков жизни.

Мы же знаем "Легенды и мифы древней Греции", той же Скандинавии, ту же Калевалу, а свое не знаем и думаем, что у нас ничего подобного не было и быть не могло.
Оказывается, самых разных славянских мифов и легенд у нас тоже много и нам тоже есть чем гордиться.
На открытие выставки приехал Павел Орлов, идейный вдохновитель, работающий в сфере IT-технологий. Он рассказал, что они с группой энтузиастов восстанавливают старинную усадьбу Обуховичей в деревне Великая Липа, что в 4-х км в сторону от маршрута Мир-Несвиж, которую планируют сделать своеобразным музеем и "поселить" туда славянских сказочных героев, которые и не такие сказочные, как нам кажется.

Усадьба рода Обуховичей находится в Несвижском районе, в нескольких километрах от дороги Мир — Несвиж. После присоединения западной части Беларуси к СССР последние Обуховичи покинули территорию Беларуси и переехали в Польшу или Литву. Род Обуховичей играл значимую роль в период, когда ВКЛ было в составе Речи Посполитой.
Наиболее известным представителем рода является Филипп Казимир Обухович. Он был послом шляхты мозырского повета, участвовал в избрании короля Яна II Казимира. С 1653 года он был воеводой витебского и смоленского повета. Филипп Казимир Обухович возглавлял оборону Смоленска в 1654 году, но после долгой осады, вследствие измены наемного немецкого войска, сдал город русским после четырехмесячной осады. Филиппа Казимира обвинили в измене и дали возможность оправдать свою честь в бою. Он участвовал в осаде Варшавы, оккупированной шведами. Командуя полком в составе войск Сапеги, дошел с боями до Бреста, где заболел и умер. Обуховича реабилитировали в 1658 году.

Петр Цалко, директор филиала Ветковского музея, очень интересно рассказал о наших мифических персонажах.

Жэвжик и Лозовик.

Я уже сказала, что он опекун и символ белорусских рек. Но ведь еще интересно, как он выглядел?
На выставке можно это увидеть. Коль символ рек, то он в лодке. А если учесть, что мифологические герои выполнены в полный рост, то это худой дедок, небольшого роста, с рыжей бородой, длинной шеей, худыми длинными руками и ногами. Жевжик очень сильный, энергичный и понятно, что скрытный.

Живет на самой глубине реки. Днем плавает под водой, наблюдает за течением. Ночью Жевжик подымается на поверхность воды и плавает на лодке держа в руках пику с двумя острыми зубцами, которой разгонят перед собой волны. Люди Жевжика не могут увидеть, т.к. он плавает в невидимой накидке. Если Жевжик видит, что человек и лодка тонут, то он одним движение пики подымает и спасает их. Если нужно для спасения, то Жевжик может остановить бурю и ветер. Жевжику подчиняются все другие водяные мифологические существа - Водяной, Лозовик и другие.

Лозовик
Это опекун и символ белорусских болот. Он похож на старого маленького карлика с одним глазом, длинной бородой и пугой (кнутом) в руке. Живет Лозовик в маленьком домике без окон. Если к дому Лозовика подходит человек, он удаляется от него на недоступное растояние.
Лозовик любит ходить по болотам, в это время его один глаз горит как огонь. Рядом с Лозовиком живут маленькие шумные чертята - Лозники, которые организуют коллективно разные пакости.

Так Лозники могут заманить в густую лозу или топкое болото. Но они позабавятся и сами помогают бедолагам выбраться подсовывая куст лозы.
Маленькие Лозники часто погибают от ударов молний.
Лозовик и Лозники очень боятся осушения болот и вырубки лозы, где проходит вся их жизнь. Если это происходит, Лозовик и Лозники погибают вместе или пропадают бесследно.
Хочется верить, что с осушением болот в Беларуси они все же не исчезли полностью.

Ёуник.
У меня в одной из социалок, когда увидели фото Ёуника, сразу же спросили кто это?
Когда я ответила на вопрос, то обвинили в том, что в славянской мифологии не было такого персонажа и я сама его придумала. Вот дословный комментарий: "Никогда не слышала о таком мифическом персонаже, тем более, в славянской мифологии. Это плод вашей фантазии. Не задуривайте людям мозги, придумывая всякую нечисть, выдавая ее действительность"

Скажу сразу. Я ничего не придумывала и не выдумывала. Этот мифологический персонаж придуман давно и не мной. Этот загадочный персонаж встречается только в белорусской мифологии. А как он выглядит и где обитает, я сама узнала на выставке во дворце Румянцевых и Паскевичей.
Ёуник - символ трудолюбия, порядка, рациональности, практичности, хозяйственности. Хозяин такой...
Его название произошло от слова ёвня , где он живет.
Ёвня - это постройка, которая раньше была в каждом дворе, где сушили снопы перед молотьбой, чтобы снопы хорошо молотились, а сухое зерно хорошо хранилось. Часто из практичности ёвня была пристроена к бане, а так как баню часто топили и топили "по-черному", что ёвник был закопчен, перепачкан сажей. Похож он на большой бесформенный ком из отрубей с маленькими короткими ногами.


Он не показывался на глаза людям, хотя оказывал им важную помощь, поддерживал огонь в печи, создавал когда нужно сквозняк, чтобы снопы сохли равномерно.
Ёуник практически никогда не выходил из ёуни, только за редким исключением, чтобы выкашлять сажу и посмотреть как работники обмолачивают снопы.
Дружил с Лазником. (Лазня - баня). А мы уже говорили, что ёуня часто размещалась рядом с баней, а нередко снопы сушили и прямо в бане.
Ёуник помогал только хозяевам и если в ёуню заходили чужие люди, то он мог их пугать, что бы не завидовали чужому добру и не сглазили будущий урожай. Ёуник не горел в огне. Если же плохие хозяева разгневали Ёуника, то он и сам может спалить и снопы и саму ёуню.
Ёвник скрытный, но милый. Добрый, но с сильным характером.

Злыдень.

Живут они в домах и на подворьях. Похожи на маленьких горбатых то ли собак, то ли котов. Если Злыдни появляются в доме, то живут где-нибудь в неприметных местах: под печкой, в углу под топчаном, в других укромных местах. Когда хозяева уходят из дома, Злыдни начинают пакостить. Наиболее распространенные пакости Злыдней: насыпать песок в кашу и муку, заглядывать в каждую кастрюлю и раскидывать их, бить посуду, наливать воду в масло. Они могут появится в любом доме, но чаще всего там, где хозяева стараются всеми способами разбогатеть. Злыдни причиняю ущерб хозяйству, тем самым уменьшаю богатство таких хозяев. Носят они. Одеты они в большие боты и шапки-ушанки.

Домовик и Домовуха.

Домовиков мы знаем с детства. Во многих семьях есть свои рассказы о свлих домовиках, есть определенные традиции, а многие даже переезжая с места на место перевозят в специальной коробке и своих домовиков.
Домовики - славянские символы порядка и добрабыта с доме.

Домовик - добрый мифологический домашний дух. У каждого Домовика есть Домовуха. Они как люди всегда живут парами. По преданиям они похожи на маленьких человечков, но никогда не показываются людям на глаза. Говорят, что они похожи на хозяев дома.

Домовики как и люди едят, пьют, радуются и огорчаются, рождаются и умирают. Поэтому старые люди говорят, что со стола нельзя все убирать и обязательно надо оставлять кусочек хлеба, накрытый салфеткой. Домовики имеют свой характер и могут наказывать крикливых и неаккуратных хозяев дома, они не любят домашние скандалы, пытаются всячески отвлечь хлзяев от неприятных дел спрятав вещи. Мы с вами сами не раз сталкивались с чудесами, когда вещь ищешь-ищешь, все внимательно пересмотришь, а через какое-то время эта самая вещь лежит на видном месте.
Когда строят новый дом, чтобы задобрить Домовиков, под углы насыпают жито.

Дедка
Дедка - белорусский символ богатства и достатка. Судя по-всему, наш Дедка с нашей земли ушел и возвращаться пока не собирается, ибо та нищета, которую мы сегодня имеем, говорит о том, что мы осиротели.
Дедка - мифологический герой, который дарит богатства. У Дедки красные огненные глаза и красная борода. Дедка ходит одетый как бедняк с сумкой на плече. Если Дедку встречает несчастный или бедняк, то перед тем как заметить Дедку человек засыпает. Пока человек спит Дедка обеспечивает его нужным количеством денег. Если Дедку встречает богатый, но несчастный человек, то Дедка показываем ему во сне что нужно сделать, чтобы стать счастливым.

Действующим лицом во снах людей является сам Дедка, которого люди узнают по красным огненным глазам и такой же красной бороде. Белорусы считают Дедку хранителем богатств - он появляется там, где закопан клад. Люди не видят самого Дедку, но видят красные глаза в виде огней. Кто знает и заметил такие огни, смело идут на них. На огонек нужно кинуть шляпу или пук волос, тогда клад окажется у самой поверхности земли. Если кинуть боты или лапти, то клад опустится так глубоко в землю, что придется всю жизнь его откапывать.
Если вы, дорогие читатели, встретите Дедку, то передайте ему, чтобы возвращался на белорусскую землю. Он наш персонаж и работы у него тут на три жизни уже собралось.

Шатан
Шатаны - символы безделья, гультайства, черствости и назойливости. Эти мифические существа наиболее адаптированы к нашей реальности и не являются такими уж мифическими. К ним можно смело отнести всех наших алкашей, которые днями шатаются по дворам в поисках выпить. Мне кажется, что их у нас столько, что даже прятаться смысла нет.

Вот смотрите, характеристика полностью соответствует. Шатаны надоедливые и приставучие существа, которые сами ничего не делают. Шатаны шатаются туда-сюда целыми днями отвлекая других от работы. Сами Шатаны мрачные, характеры у них скверные. На помощь даже своим браться не приходят, т.к. не терпят в том числе друг друга. Их даже налог на тунеядство не пугает.

Современные реальные Шатаны отличаются от мифических тем, что в свободное время не плетут лапти и не делают себе трости. Это мифические хоть что-то делали, чтобы существовать, плели лапти и делали трости, которые быстро стирались и ломались от постоянно бесполезного шатания.
Шатаны сегодня, как и раньше, часто гибнут от шалостей и нападений злых духов и существ, которые преследуют их без апахмелу. Чаще всего шалят и губят их "белочки".
Мрачные, характеры скверные. С самого утра могут прицепиться к человеку и склонять его к такому же бессмысленному шатанию.

Житень


Житень - опекун и символ белорусских полей, земледелия, хозяйства. Житень способствует росту и созреванию зерновых культур, овощей и фруктов.
Это мифологическое существо, напоминающее худого старика невысокого роста с взъерошенными волосами. У этого мифологического героя три глаза - два спереди, один сзади. Он ходит по полям, наблюдает за всем, смотрит чтобы урожай хорошо созрел и аккуратно был собран. Если Житень находит много оставленных колосков небережливыми хозяевами, он собирает их в снопы и переносит на поля более бережливых, а значит более бедных людей. На следующий год на поле нерадивых хозяев будет плохой урожай, а вот бережливые люди могут ожидать хороший урожай.
Тоже самое происходит и на полях с овощами, и в садах.

Житень может подойти к нерадивым хозяевам и погрозить им пальцем, сказав что в следующем году у них будет плохой урожай. Он предупреждает и дает возможность быстро исправиться. Его можно встретить в виде бедняка с сумкой. Житень так же предупреждает людей о том, что год будет голодным необходимо сделать запас зерна.

Житень часто незаметно ходит по полям во время сева, пристально смотрит за тем, чтобы люди аккуратно сеяли зерно, хорошо прикрывали его, если видит непорядок, то сам втаптывает зерна, чтобы ни одно не пропало и быстрее набралось земными соками.

Так что, зря мы думаем, что в старые времена люди жили грустно и скучно. Вовсе нет.
Наши предки жили весело и никогда, как мы видим, не были одинокими. Везде кто-то жил, кто-то был, кто-то оберегал и защищал дома, хозяйство, урожаи и окружающую среду. В печи - огневик, под снопом - евник, на сеновале - пунник. Все мы знаем и о водяных, и о болотных багниках, а в лесу живут лешие и лесовики. И чтобы как-то нашим предкам выжить среди всей этой братии надо было с ними как-то дружить.
Я и сегодня знаю старых людей, которые никогда не идут в лес с пустыми руками, а обязательно несут гостинцы лесовичку. Это и хлеб, и конфетки, и яблочки. Оставляют все это на пенечке.
А лесовик в долгу не остается, указывает в какой стороне ягодки и грибочки искать.

Почему белорусские оборотни были добрыми, что такое мана и почему нельзя передавать вещи через порог? Про это и многое другое корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал кандидат социологических наук, сотрудник НАН Беларуси, мифолог Геннадий Коршунов.

По словам ученого, мифы зародились вместе с появлением первых людей и стали для них способом образного восприятия и объяснения бытия. Из-за того что себя человек знал лучше, чем всё вокруг, он сопоставлял окружающий мир с самим собой - своим телом, мыслями, страстями - и таким образом познавал его.

- Человек знал, что он живет, ест, спит и в конце концов умирает. И один из вопросов, на который мы до сих пор не знаем ответа, это вопрос: «А что будет потом, после смерти?» Вот в этот зазор между сущим и возможным и помещались мифологические существа.

- Если говорить обобщенно, мифологические персонажи были двух типов, - продолжает Г. Коршунов. - Фантасмагорические - с их помощью человек передавал ощущение страха и фиксировал опасность, что было необходимо для выживания. Не случайно огромный пласт мифологии посвящен всевозможным ужасам и монстрам, в том числе детским пугалам и страшилкам. Они служили для человека (и прежде всего для ребенка) отличным ориентиром, чего делать нельзя и куда ходить не стоит. Второй тип персонажей - посмертные существа. Древние верили, что после смерти тела на земле остается что-то еще. В европейской традиции мы называем это душой, в полинезийской - маной, у древних египтян вообще было 6 видов души. Когда человек рождается, он получает запас жизненной силы, рассчитанный на некий длительный период. Если по каким-то причинам человек умирает раньше, не выполнив то, что ему предначертано, часть жизненной силы остается в этом мире и превращается… например, в лешего, болотника, упыря, призрака и т.д.

Белорус всегда жил в наполовину мифологическом мире

Белорусский фольклор, считает мифолог, сохранился в первозданном, аутентичном виде только благодаря потрясающей для Средневековья веротерпимости белорусов. Здесь язычество очень странным образом переплеталось с христианством. Последнее в Европе действующее языческое капище было уничтожено именно в Беларуси! Прошла тысяча лет со времен Крещения Руси, а в центре Минска, напротив нынешнего Лицея БГУ, еще в начале ХХ века лежал камень Дед, напротив горел огонь, там был жрец, туда приходили люди и приносили жертвы - хлеб, яблоки, ткань. Последний языческий священнослужитель был репрессирован только в 1937 году.

Архаичность белорусской мифологии общеизвестна в научных кругах, и поэтому, когда речь идет о наиболее древних поверьях, отечественные и зарубежные исследователи отправляются в экспедиции к нам, в первую очередь на Полесье.

- С одной стороны, наша мифология немного проигрывает в яркости образов. Нет у нас таких пугающих чудовищ, как древнегреческий Минотавр, египетская Амат, скандинавский Ёрмунганд, - отмечает ученый. - Зато есть огромное количество представителей низшей мифологии: домовой, лазник, полевые духи, водяные, лешие, болотники. Поэтому и встречаются с ними не жрецы, а обычные люди, когда, заходя в хлев, здороваются и со скотиной, и с тем, кто присматривает за лошадьми, - с хлевником. В этом смысле мифология у нас очень живая, повседневная и по большому счету создана для того, чтобы научить людей жить правильно. Нечистики к хорошему человеку никогда не прицепятся. Если он порядочный семьянин, не пьет, не дерется, то никакая нечисть ему не страшна.

Наши сказочные существа - особенные

О том, есть ли в Беларуси свой уникальный мифический персонаж, которого не найдешь ни в одной другой стране мира, Г. Коршунов отвечает: выделить какой-нибудь образ как чисто белорусский достаточно сложно. Почти всегда найдутся параллели в других мифологиях, и это характерно для любого фольклора. Зато можно говорить о специфике общеизвестных образов.

- Возьмем того же оборотня, или по-нашему волколака. Особенность белорусских экземпляров - в абсолютном своем большинстве они принципиально не были злыми. На Западе человек становился оборотнем в полнолуние, после того как его покусали и, так сказать, заразили бешенством. У нас же злые колдуны «переворачивали» людей в волколаков, и те не могли вести себя как настоящие волки. Очень страдали, голодали, плакали. Если такой оборотень попадался на пути охотнику, тот мог особым образом схватить его за шкирку и сдернуть шкуру. Поэтому у нас их не боялись, а жалели. Но встречались, конечно, и злобные представители волколачьего племени. В них превращались как раз-таки колдуны. Находили особый пень, втыкали несколько ножей острием вверх и через них кувыркались. Если ножей было шесть, один отвечал за голову, четыре - за конечности, еще один - за хвост.

- Говоря о белорусском фольклоре, нельзя обойти стороной такой особенный персонаж, как домовой, - добавляет мифолог. - Он - душа дома, хранитель семьи. Но чтобы вдохнуть в здание жизнь, нужно было принести жертву. Раньше ходили такие былички (рассказ очевидца о встрече с нечистой силой. - Прим. авт. ): когда закладывались стены города или крепости и одна стена постоянно рушилась, какой-нибудь седой дед советовал кого-то в ней замуровать. Строители думали-думали и решали: чья жена завтра первая придет, ту здесь и похороним. Обычно приходила жена самого молодого, потому что соскучилась, - ее и замуровывали.

- Почти то же самое происходило, когда закладывали обыкновенный жилой дом. Естественно, человека не убивали, но первого умершего хоронили под порогом. А из-за того что детская смертность была очень высокой, обычно хоронили ребенка. Его душа и становилась домовым. На самом деле обычай на новоселье запускать кота - это отголоски тех традиций. Поэтому пожилые люди не любят переезжать в новый дом и квартиру: подсознательно они готовы к тому, что дом заберет жизнь. По той же самой причине существует поверье, что нельзя ничего передавать через порог. Проемы в стенах - окна, двери - это потенциально опасное место, через него всевозможная нечисть может проникнуть в дом и наделать в нем бед. Когда мы передаем что-то через порог, мы символически нарушаем эту границу. И домовой, естественно, будет злиться: он заботится, охраняет, а ты сам перечеркиваешь все его старания.

Ленивые белорусские драконы

Огромный интерес, по мнению Г. Коршунова, представляют собой белорусские драконы - «цмокi». В западной части Евразии дракон - воплощение первобытного хаоса, монстр самого высокого уровня, победа над которым обеспечивает человеку статус короля. На Востоке, наоборот, он выступает дающим блага и плодородие. Белорусский «цмок» не похож ни на одного из них. Он человекоподобный и не является эдаким недалеким животным, каким его описывают те же европейцы.

- «Цмокаў» в Беларуси огромное множество. Был такой огненный дракон - обогатитель, которого можно было выносить в специальном яйце под мышкой. За это он приносил хозяину деньги, зерно и прочие дары. Главное - кормить его яичницей, обязательно несоленой. Иначе отомстит пожарами и другими бедами. Потому что соль - символ вечности (засоленные продукты не портятся), а «цмок i » - существа из другого мира и таких вещей боятся.

Драконов часто вырезали на оконных наличниках. Они служили оберегами, отпугивающими разное зло. Традиция помещать на зданиях нечто, отпугивающее нечисть, вообще была достаточно распространенной. Причем образы не обязательно были положительными. Логика такая: если злой придет и увидит кого-то еще более злого, то он, скорее всего, убежит прочь.

О «цмоках» всегда ходило множество легенд…

- По преданию, белорусская деревушка Яя получила свое название, когда два дракона спорили, кто же будет главным. Один говорит: «Я!» Второй: «Я!» Стали бороться. Тут вышел один мужик и говорит: «Властвуйте над деревней оба! И ты, и ты». Цмок i удивились: «И я? И я?» Человек подтвердил: «И я, и я». Так и появилось у деревни название.

- А нынешняя станция метро «Фрунзенская», - рассказывает ученый, - расположена на возвышенности, которую раньше называли Цмокова гора. Однажды живший там дракон захотел украсть девушку местного кузнеца. Но парень не растерялся: поборол «цмока» и бросил его в Свислочь. Поговаривали, что в засуху на берегу можно увидеть кости того самого дракона.

Беларусь мифологическая

Как оказалось, в Беларуси полно мест, где можно встретить мифических существ. Например, в Лошицком парке в период цветения маньчжурского абрикоса появляется призрак панны Ядвиги, а возле разрушенной мельницы можно встретить водяного. А сколько в Беларуси статуй «цмокаў»? Только в Минске их несколько. Около Красного костела архангел Михаил убивает дракона. В Уручье в местном парке стоит статуя Змея Горыныча. Еще один «цмок» обитает возле ОАО «Керамин». В Минске даже статуя черта имеется. Где еще такое найдешь?

- К сожалению, сегодня ни на что не обращаем внимания, - вздыхает мифолог. - Проходим мимо, уставившись в свои телефоны. Оттого мы так до конца и не осознаем самих себя. А как быть белорусом, не зная, из чего формируется наше особое мировоззрение?

- Поэтому, - считает Г. Коршунов, - нужно активнее знакомить наших людей с мифологией. Текстовой информации предостаточно, но энциклопедии в современном мире читают только фанатики. Так что нужна активная визуальная подача: картинки, компьютерные игры, фильмы, мультфильмы. А потом можно и мифологический туризм организовать. Главное - использовать огромный потенциал, который у нас есть.

Подготовила Анастасия Данилович

Фото Анны Кулакевич

Существует несколько легенд о происхождении Минска и образования названия города. Одной из таких историй является рассказ о дочке Водяного по имени Свислочь.

Происхождение Минска: основные легенды

История хранит две основные легенды происхождения Минска. Каждая из них отличается красивым повествованием и претендует на роль основной.

История появления герба Минска

Тысячелетняя история Минска полна примечательных событий. Одним из них является легенда о появлении герба города.

Легенда о Несвиже

Легенда о происхождении Несвижа. Красивые исторические предположения, а также географические и фактологические данные.

Легенда о Витебске

Несколько историй о происхождении Витебска. Легенды и исторические предположения, переходящие из уст в уста, а также имеющие документальные подтверждения. Легенда о могучем роде. Краткий рассказ о том, откуда берет свое начало знаменитое княжеское семейство, являвшееся богатейшим в Великом Княжестве Литовском.

Сокровищница Радзивиллов

Легендарные 12 апостолов и еще 60 пудов драгоценностей. История об огромных богатствах в Несвижском замке.

Озеро-сердце

Легенда об одном заповедном озере, ныне носящим название Глыбля. Сказ о том, как возникла водная гладь, по форме напоминающая сердце.

Озеро Мертвое

Самое легендарное из группы "Голубых озер". Именно о нем сложено несколько легенд, суть которых изложена в заметке.

Озеро Свитязь

Существует легенда о забытом городе Свитязе: город исчез лишь потому, что в нём жили совсем негостеприимные люди. Рассказ о том, причем тут озеро.

Предание о Горбатом саркофаге

Легенда о появлении Горбатого саркофага в склепе Фарного костела в Несвиже. История о молодой княжне, семья которой пыталась выдать ее против воли замуж за австрийского принца.

Княгиня Гражина

Эта притча посвящена отважной княгине Гражине, которая ценой собственной жизни пожелала спасти Новогрудок от позорного союза с врагами.

Происхождение Комаровки

В этой легенде описывается происхождение Комаровки – места, которое неразрывно cвязано с деньгами, меной товаров.

Легенда о Поповой горке

Ходит сказание о том, что недалеко от истока реки Ушь, расположенного недалеко от Несвижа, есть невысокий холм, называющийся Поповой горкой.

Происхождение Заславля

Заславль - небольшой городок под Минском, происхождение которого связано с интересной легендой.

Лошица

Название Лошица произошло благодаря природному явлению, связанному с питьевым источником. Красивая легенда о Лошице.

Легенда о костеле Святого Роха

В свое время хворобы и эпидемии периодически поражали различные белорусские города. Не обошла эта участь стороной и Минск, когда холера постучалась практически в каждый дом местного жителя.