Лучшие французские романы 20 века. Известные французские поэты

Ежегодно 20 марта отмечают Международный день франкофонии. Этот день посвящен французскому языку, на котором говорят больше 200 миллионов человек по всему миру.

Мы воспользовались этим поводом и предлагаем вспомнить лучших французских писателей современности, представляющих Францию на международной книжной арене.


Фредерик Бегбедер . Прозаик, публицист, литературный критик и редактор. Его литературные произведения, с описаниями современной жизни, метаний человека в мире денег и любовных переживаний очень быстро завоевали поклонников по всему миру. Самые нашумевшие книги «Любовь живет три года» и «99 франков» даже были экранизированы. Заслуженную славу писателю также принесли романы «Воспоминания необразумившегося молодого человека», «Каникулы в коме», «Рассказики под экстази», «Романтический эгоист». Со временем Бегбедер основал собственную литературную премию «Премия Флоры».

Мишель Уэльбек . Один из наиболее читаемых французских писателей начала XXI века. Его книги переведены на добрых три десятка языков, он необычайно популярен в молодежной среде. Пожалуй, это связано с тем, что писателю удалось затронуть болевые точки современной жизни. Его роман «Элементарные частицы» (1998) получил «Гран-при», «Карта и территория» (2010) - Гонкуровскую премию. За ними последовали «Платформа», «Лансароте», «Возможность острова» и др., и каждая из этих книг становилась бестселлером.

Новый роман писателя «Покорность» повествует о крахе в недалеком будущем современной политической системы Франции. Сам автор определил жанр своего романа как «политическую фантастику». Действие разворачивается в 2022 году. К власти демократическим путем приходит президент-мусульманин, и страна начинает на глазах меняться…

Бернар Вербер . Культовый писатель-фантаст и философ. Его имя на обложке книги означает только одно — шедевр! Суммарный мировой тираж его книг — более 10 миллионов! Писатель больше известен благодаря трилогиям «Муравьи», «Танатонавты», «Мы, боги» и «Третье Человечество». Его книги переведены на множество языков, а семь романов стали бестселлерами в России, Европе, Америке и Корее. На счету автора - масса литературных премий, в т.ч. премия Жюля Верна.

Одна из самых нашумевших книг писателя - «Империя ангелов» , где переплетаются фантастика, мифология, мистика и реальная жизнь самых обыкновенных людей. Главный персонаж романа попадает в рай, проходит «страшный суд» и становится ангелом на Земле. По небесным правилам ему даются три человеческих клиента, адвокатом которых впоследствии он должен стать на страшном суде…

Гийом Мюссо . Относительно молодой писатель, очень популярный среди французских читательниц. Каждое его новое произведение становится бестселлером, по его произведениям снимают фильмы. Глубокий психологизм, пронзительная эмоциональность и яркий образный язык книг завораживают читателей во всем мире. Действие его приключенческо-психологических романов разворачивается по всему миру – во Франции, США и других странах. Вслед за героями читатели отправляются навстречу полными опасностей приключениям, расследуют загадки, погружаются в пучину страстей героев, что, безусловно, дает повод заглянуть и в свой внутренний мир.

В основе нового романа писателя «Потому что я тебя люблю» – трагедия одной семьи. Марк и Николь были счастливы, пока их маленькая дочь - единственный, долгожданный и обожаемый ребенок - не пропала…

Марк Леви . Один из самых известных писателей-романистов, чьи произведения переведены на десятки языков и печатаются огромными тиражами. Писатель является лауреатом национальной премии Гойи. За право экранизации его первого романа «Между небом и землей» Стивен Спилберг заплатил два миллиона долларов.

Литературные критики отмечают многогранность творчества автора. В его книгах - «Семь дней творения», «Встретиться вновь», «Каждый хочет любить», «Уйти, чтобы вернуться», «Сильнее страха» и др. - нередко встречается тема бескорыстной любви и искренней дружбы, тайны старых особняков и интриги, реинкарнация и мистика, неожиданные повороты сюжетных линий.

Новая книга писателя «Она и он» является одним из лучших романов по итогам 2015 г. Эта романтическая история о неодолимой и непредсказуемой любви.

Анна Гавальда . Известная писательница, покорившая мир своими романами и их изысканным, поэтическим стилем. Ее называют «звездой французской словесности» и «новой Франсуазой Саган». Ее книги переведены на десятки языков, отмечены целым созвездием премий, по ним ставят спектакли и снимают фильмы. Каждое ее произведение – рассказ о любви и о том, как она украшает каждого человека.
В 2002 г. вышел первый роман писательницы – «Я ее любил, я его любила». Но это все было лишь прелюдией к настоящему успеху, который принесла ей книга «Просто вместе» , затмившая во Франции даже роман «Код да Винчи» Брауна. Это потрясающе мудрая и добрая книга о любви и одиночестве, о жизни и, конечно же, счастье.

Известные французские писатели сделали неоценимый вклад в мировую литературу. От экзистенциализма Жан-Поль Сартра до комментариев об обществе Флобера, Франция хорошо известна явлением миру примеров литературных гениев. Благодаря множеству известных высказываний, которые цитируют мастеров литературы из Франции, существует большая вероятность того, что вы очень хорошо знакомы, или по крайней мере слышали, о произведениях французской литературы.

На протяжении веков многие великие литературные произведения появлялись во Франции. Хотя этот список вряд ли всеобъемлющ, он содержит некоторых из величайших литературных мастеров, которые когда-либо жили. корее всего вы что вы читали или хотя бы слышали об этих известных французских писателях.

Оноре де Бальзак, 1799-1850

Бальзак - французский писатель и драматург. Одна из его самых известных работ «Человеческая комедия», стала его первым реальным вкусом успеха в литературном мире. На самом деле, его личная жизнь стала больше попыткой попробывать что-то и потерпеть неудачу чем реальным успехом. Он, по мнению многих литературных критиков, считается одним из «отцов-основателей» реализма, потому что «Человеческая комедия» была комментарием всех аспектов жизни. Это - собрание всех работ, которые он написал под своим именем. Отец Горио часто приводится в курсах французской литературы как классический пример реализма. История Короля Лир, произошедшая в 1820-х годах в Париже, книга «Отец Горио» является Бальзаковским отражением общества, любящего деньги.

Сэмюэл Беккет, 1906-1989

Сэмюэл Беккет на самом деле ирландец, однако, он в большей частью писал на французском, потому что жил в Париже, переехав туда в 1937 году. Он считается последним великим модернистом и некоторые утверждают, что он - первый постмодернист. Особенно выдающимся в его личной жизни было учестие во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны, когда он находился под немецкой оккупацией. Хотя Беккет много издавался, он больше всего своим театром абсурда, изображенном в пьесе En attendant Godot (В ожидании Годо).

Сирано де Бержерак, 1619-1655

Сирано де Бержерак больше всего известный по пьесе, которая была написана о нем Ростаном под названием «Сирано де Бержерак». Пьесу ставили и по ней снимали фильмы много раз. Сюжет хорошо знаком: Сирано любит Роксану, но прекращает ухаживания за ней чтобы от имени своего не столь красноречивого друга читать ей свои стихи. Ростан скорее всего приукрашает реальные характеристики жизни де Бержерака, хотя тот действительно был феноменальным фехтовальщиком и восхитительным поэтом.

Можно сказать, что его поэзия более известна, чем пьеса Ростана. По описаниям он имел чрезвычайно большой нос котором очень гордился.

Альбер Камю, 1913-1960

Альбер Камю - автор алжирского происхождения, который получил Нобелевскую премию по литературе в 1957 году. Он был первым африканцем, который такого достиг, и вторым самым молодым писателем в истории литературы. Несмотря на то, что его связывают с экзистенциализмом, Камю отвергает любые ярлыки. Самые известные его два романа абсурда: L"Étranger (Незнакомец) и Le Mythe de Sisyphe (Миф о Сизифе). Он был, пожалуй, больше всего известен как философ и его работы - отображение жизни того времени. На самом же деле он хотел стать футболистом, но заболел туберкулезом в возрасте 17 лет и был прикован к постели в течение длительного периода времени.

Виктор Гюго, 1802-1885

Виктор Гюго назвал бы себя прежде всего гуманистом, который использовал литературу для описания словий жизни человека и несправедливости общества. Обе эти темы легко просматриваются в двух его самых известных работах: Les misèrables (Отверженные), и Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери известно так же по популярному названию - Горбун из Нотр-Дама).

Александр Дюма, отец 1802-1870

Александр Дюма считается самым читаемым автором в французской истории. Он известен своими историческими романамы, которые описывают опасные приключения героев. Дюма был плодовитым в писательстве и многие из его рассказыв пересказывают и сегодня:
Три мушкетера
Граф Монтекристо
Человек в железной маске

1821-1880

Его первый опубликованный роман, Мадам Бовари, стал, пожалуй, самой известной его работой. Первоначально он был опубликован в виде серии новел, а французские власти подали судебный иск против Флобера за безнравственность.

Жюль Верн, 1828-1905

Жюль Верн особенно известен потому являлся одним из первых авторов, писавших научную фантастику. Многие литературные критики даже считают его одним из отцов-основателей жанра. Он написал много романов, вот некоторые из наиболее известных:
Двадцать тысяч лье под водой
Путешествие к центру Земли
Вокруг света за 80 дней

Другие французские писатели

Мольер
Эмиль Золя
Стендаль
Жорж Санд
Мюссе
Марсель Пруст
Ростан
Жан-Поль Сартр
Мадам де Скюдери
Стендаль
Сюлли-Прюдом
Анатоль Франс
Симона де Бовуар
Шарль Бодлер
Вольтер

Во Франции литература была, и продолжает быть, движущей силой философии. Париж - благодатная почва для новых идей, философий и движений, которые когда либо видел мир.

Известные французские писатели

Известные французские писатели сделали неоценимый вклад в мировую
литературу. От экзистенциализма Жан-Поль Сартра до комментариев об
обществе Флобера, Франция хорошо известна явлением миру примеров
литературных гениев. Благодаря множеству известных высказываний, которые
цитируют мастеров литературы из Франции, существует большая вероятность
того, что вы очень хорошо знакомы, или по крайней мере слышали, о
произведениях французской литературы.

На протяжении веков многие великие литературные произведения появлялись
во Франции. Хотя этот список вряд ли всеобъемлющ, он содержит некоторых
из величайших литературных мастеров, которые когда-либо жили. Скорее
всего вы что вы читали или хотя бы слышали об этих известных французских
писателях.

Оноре де Бальзак, 1799-1850

Бальзак - французский писатель и драматург. Одна из его самых известных
работ «Человеческая комедия», стала его первым реальным вкусом успеха в
литературном мире. На самом деле, его личная жизнь стала больше попыткой
попробывать что-то и потерпеть неудачу чем реальным успехом. Он, по
мнению многих литературных критиков, считается одним из
«отцов-основателей» реализма, потому что «Человеческая комедия» была
комментарием всех аспектов жизни. Это - собрание всех работ, которые он
написал под своим именем. Отец Горио часто приводится в курсах
французской литературы как классический пример реализма. История Короля
Лир, произошедшая в 1820-х годах в Париже, книга «Отец Горио» является
Бальзаковским отражением общества, любящего деньги.

Сэмюэл Беккет, 1906-1989

Сэмюэл Беккет на самом деле ирландец, однако, он в большей частью писал
на французском, потому что жил в Париже, переехав туда в 1937 году. Он
считается последним великим модернистом и некоторые утверждают, что он -
первый постмодернист. Особенно выдающимся в его личной жизни было
учестие во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны,
когда он находился под немецкой оккупацией. Хотя Беккет много издавался,
он больше всего своим театром абсурда, изображенном в пьесе En attendant
Godot (В ожидании Годо).

Сирано де Бержерак, 1619-1655

Сирано де Бержерак больше всего известный по пьесе, которая была
написана о нем Ростаном под названием «Сирано де Бержерак». Пьесу
ставили и по ней снимали фильмы много раз. Сюжет хорошо знаком: Сирано
любит Роксану, но прекращает ухаживания за ней чтобы от имени своего не
столь красноречивого друга читать ей свои стихи. Ростан скорее всего
приукрашает реальные характеристики жизни де Бержерака, хотя тот
действительно был феноменальным фехтовальщиком и восхитительным поэтом.
Можно сказать, что его поэзия более известна, чем пьеса Ростана. По
описаниям он имел чрезвычайно большой нос котором очень гордился.

Альбер Камю, 1913-1960

Альбер Камю - автор алжирского происхождения, который получил
Нобелевскую премию по литературе в 1957 году. Он был первым африканцем,
который такого достиг, и вторым самым молодым писателем в истории
литературы. Несмотря на то, что его связывают с экзистенциализмом, Камю
отвергает любые ярлыки. Самые известные его два романа абсурда:
L"Étranger (Незнакомец) и Le Mythe de Sisyphe (Миф о Сизифе). Он был,
пожалуй, больше всего известен как философ и его работы - отображение
жизни того времени. На самом же деле он хотел стать футболистом, но
заболел туберкулезом в возрасте 17 лет и был прикован к постели в
течение длительного периода времени.

Виктор Гюго, 1802-1885

Виктор Гюго назвал бы себя прежде всего гуманистом, который использовал
литературу для описания словий жизни человека и несправедливости
общества. Обе эти темы легко просматриваются в двух его самых известных
работах: Les misèrables (Отверженные), и Notre-Dame de Paris (Собор
Парижской Богоматери известно так же по популярному названию - Горбун из
Нотр-Дама).

Александр Дюма, отец 1802-1870

Александр Дюма считается самым читаемым автором в французской истории.
Он известен своими историческими романамы, которые описывают опасные
приключения героев. Дюма был плодовитым в писательстве и многие из его
рассказыв пересказывают и сегодня:
Три мушкетера
Граф Монтекристо
Человек в железной маске
Щелкунчик (прославившийся через балетную версию Чайковского)

Гюстав Флобер 1821-1880

Его первый опубликованный роман, Мадам Бовари, стал, пожалуй, самой
известной его работой. Первоначально он был опубликован в виде серии
новел, а французские власти подали судебный иск против Флобера за
безнравственность.

Жюль Верн 1828-1905

Жюль Верн особенно известен потому являлся одним из первых авторов,
писавших научную фантастику. Многие литературные критики даже считают
его одним из отцов-основателей жанра. Он написал много романов, вот
некоторые из наиболее известных:
Двадцать тысяч лье под водой
Путешествие к центру Земли
Вокруг света за 80 дней

Другие французские писатели

Есть еще много других великих французских писателей:

Мольер
Эмиль Золя
Стендаль
Жорж Санд
Мюссе
Марсель Пруст
Ростан
Жан-Поль Сартр
Мадам де Скюдери
Стендаль
Сюлли-Прюдом
Анатоль Франс
Симона де Бовуар
Шарль Бодлер
Вольтер

Во Франции литература была, и продолжает быть, движущей силой философии.
Париж - благодатная почва для новых идей, философий и движений, которые
когда либо видел мир.

Введение

Для европейской литературы эпоха XIX века стала временем подлинного расцвета. Она прошла стадии романтизма, реализма и символизма, на каждом из этих этапов отразив особенности развития индустриального общества. XX век принес с собой совершенно новые тенденции, которые в корне изменили подход к писательскому ремеслу.

Французская литература

Романтизм в литературе Франции начал развиваться несколько позже, чем в Англии или Германии. Причиной этому было до некоторой степени засилье неоклассической традиции во всех сферах культуры страны.

Подлинным титаном романтического направления стал Виктор Гюго. Писатель и поэт часто обращался к историческим темам. В 1831 году он закончил один из своих самых знаменитых романов -- «Собор Парижской богоматери», который пробудил у французских читателей интерес к готике и средневековью.

Постепенно Гюго заинтересовался социальным вопросом, во время событий 1848--1850 годов он выступил на стороне демократической оппозиции против Наполеона III и вынужден был эмигрировать. Вернуться во Францию он смог только в 1870 году.

Его более поздние романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «93-й год» (1874) -- проникнуты гуманизмом и сочувствием к простым людям.

Крупной писательницей романтического направления была Жорж Санд. Главной темой ее творчества было несправедливое положение женщины в обществе. Наиболее известные романы Санд -- «Консуэло» (1842--1843) и «Орас» (1841-1842).

Довольно скоро романтизм сменился реализмом -- литературным стилем, который ставил своей целью правдивое отражение окружающей действительности и межличностных отношений. Три крупнейших французских писателя, Стендаль, Бальзак и Флобер, начинавшие как романтики, в своих более зрелых произведениях перешли на позиции реализма.

Анри Мари Стендаль был офицером в армии Наполеона, провел довольно много времени в Италии и до конца жизни сохранил симпатии к императору. Он был противником монархии Луи Филиппа, протест против которой выразил в романах «Красное и черное» (1831) и «Красное и белое» (издан 1894). Стендаль много писал об итальянском искусстве, посвятив ему работы «История итальянской живописи» (1817), «Прогулки по Риму» (1829).

Наиболее полно литературная форма реалистического романа получила свое развитие в творчестве Оноре де Бальзака. Он создал огромный цикл из 90 романов «Человеческая комедия», разбитый на 3 серии: «Этюды о нравах», «Этюды философские» и «Этюды аналитические». Бальзак смог дать наиболее развернутую картину французского буржуазного общества середины XIX века. Его наиболее известные романы -- «Гобсек» (1830) и «Шагреневая кожа» (1831).

В 1857 году Гюстав Флобер опубликовал свой самый известный роман «Мадам Бовари», посвященный нравам провинциальной Франции. Через все его романы центральной темой проходит тема психологического надлома героев, произведения писателя проникнуты пессимизмом. Особенно ярко это проявляется в его позднем романе «Бувар и Пекюше» (издан 1881) и сборнике «Три повести» (1877).

Дальнейшее развитие реализм получил в романах Эмиля Золя, который довел это направление до гипертрофированной точности и развил в натурализм. Он создал цикл из 20 романов «Ругон-Маккары: Естественная и социальная история семьи во времена II империи» (1871 -- 1893).

Вслед за Золя в стиле натурализма работал Ги де Мопассан, который сосредоточился на критике режима III республики. Его наиболее известные романы -- «Жизнь» (1883) и «Милый друг» (1885).

Во 2-й половине XIX века во французской литературе начинает развиваться течение декаданса, провозгласившего полный отказ от какой-либо социальной тематики во имя принципа «искусство ради искусства». Первым представителем декаданса был поэт Шарль Бодлер.

В 1857 году он выпустил свой самый знаменитый сборник стихов «Цветы зла», в 1860 году -- книгу о наркотиках «Искусственный рай».

Декадентскую тенденцию подхватил и развил Поль Верлен, творчество которого пронизано мотивами распада и гибели. В его поэзии слово лишилось самостоятельного значения.

В 1874 году вышел его сборник «Романсы без слов», в 1881 году -- «Мудрость», в 1889 году -- «Параллельно».

Другом и единомышленником Вердена был символист Артюр Рембо, который посвятил поэзии всего 3 года своей жизни. Он стремился к эстетизации уродливых проявлений реальности, что нашло отражение в его поэме «Пьяный корабль» и цикле стихов «Сезон в аду».

Крупнейшим французским писателем начала XX века был Андре Жид. Он создал романы «Имморалист» (1902), «Подземелья Ватикана» (1914) и «Фальшивомонетчики» (1926). В 1947 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Традиции декаданса развивал Марсель Пруст. Главным его произведением является цикл романов «В поисках утраченного времени» (тома 1 -- 16, 1913--1927).

Писатель и музыковед Ромен Роллан опубликовал цикл художественных биографий великих деятелей искусства: «Жизнь Бетховена» (1903), «Микеланджело» (1905), «Жизнь Толстого» (1911). Наиболее крупным его произведением является роман-эпопея о гениальном музыканте «Жан-Кристоф» (1904--1912).

Особое место в истории французской литературы XX века занимает Луи Фердинанд Селин, автор романа «Путешествие на край ночи» (1934). Его стиль отличался цинизмом, мизантропией и гротескным преувеличением язв общества. Селин считается основателем стиля так называемого «грязного романа».

Всем привет! Наткнулась на список 10 лучших французских романов. У меня, если честно, с французами не заладилось, поэтому спрошу у ценителей - как вам список, что читали/не читали из него, что бы Вы в него добавили/убрали?

1. Антуан де Сент-Экзюпери - «Маленький принц»

Самое знаменитое произведение Антуана де Сент-Экзюпери с авторскими рисунками. Мудрая и «человечная» сказка-притча, в которой просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу.

«Все мы родом из детства», - напоминает великий француз и знакомит нас с самым загадочным и трогательным героем мировой литературы.

2. Александр Дюма - «Граф Монте-Кристо»

Сюжет романа был почерпнут Александром Дюма из архивов парижской полиции. Подлинная жизнь Франсуа Пико под пером блестящего мастера историко-приключенческого жанра превратилась в захватывающую историю об Эдмоне Дантесе, узнике замка Иф. Совершив дерзкий побег, он возвращается в родной город, чтобы свершить правосудие - отомстить тем, кто разрушил его жизнь.

3. Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари»

Главная героиня - Эмма Бовари - страдает от невозможности осуществить свои мечты о блистательной, светской жизни, полной романтических страстей. Вместо этого она вынуждена влачить монотонное существование супруги небогатого провинциального врача. Тягостная атмосфера захолустья душит Эмму, но все ее попытки вырваться зa пределы безрадостного мира обречены на провал: скучный муж не может удовлетворить запросов супруги, а ее внешне романтичные и притягательные любовники на самом деле эгоцентричны и жестоки. Есть ли выход из жизненного тупика?..

4. Гастон Леру - «Призрак Оперы»

«Призрак Оперы действительно существовал» - доказательству этого тезиса посвящен один из самых нашумевших французских романов рубежа XIX-XX веков. Он принадлежит перу Гастона Леру, мэтра полицейского романа, автора знаменитой «Тайны желтой комнаты», «Аромата дамы в черном». С первой и до последней страницы Леру держит читателя в напряжении.

5. Ги Де Мопассан - «Милый друг»

Ги де Мопассана нередко называют мастером эротической прозы. Но роман «Милый друг» (1885) выходит за рамки этого жанра. История карьеры заурядного соблазнителя и прожигателя жизни Жоржа Дюруа, развивающаяся в духе авантюрного романа, становится символическим отражением духовного обнищания героя и общества.

6. Симона Де Бовуар - «Второй пол»

Два тома книги «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар (1908-1986) - «прирождённого философа», по словам её мужа Ж.-П. Сартра, - до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если - да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

7. Шолерло де Лакло - «Опасные связи»

«Опасные связи» - один из наиболее ярких романов XVIII века - единственная книга Шодерло де Лакло, французского офицера-артиллериста. Герои эротического романа виконт де Вальмон и маркиза де Мертей затевают изощренную интригу, желая отомстить своим противникам. Разработав хитроумную стратегию и тактику обольщения юной девицы Сесиль де Воланж, они виртуозно играют на человеческих слабостях и недостатках.

8. Шарль Бодлер - «Цветы зла»

Среди мастеров мировой культуры яркой звездой горит имя Шарля Бодлера. В эту книгу вошли сборник поэта «Цветы зла», сделавший его имя знаменитым, и блистательное эссе «Школа язычников». Предваряет книгу статья замечательного русского поэта Николая Гумилева, а завершает редко публикуемое эссе о Бодлере выдающегося французского поэта и мыслителя Поля Валери.

9. Стендаль - «Пармская обитель»

Роман, написанный Стендалем всего за 52 дня, получил мировое признание. Динамизм действия, интригующий ход событий, драматичная развязка в сочетании с изображением сильных характеров, способных на все ради любви, - ключевые моменты произведения, которые не перестают волновать читателя до последних строк. Судьба Фабрицио, главного героя романа, свободолюбивого молодого человека, наполнена неожиданными перипетиями, происходящими в период исторического перелома в Италии в начале XIX века.

10. Андре Жид - «Фальшивомонетчики»

Роман, знаковый как для творчества Андре Жида, так и для французской литературы первой половины XX века вообще. Роман, во многом предсказавший мотивы, которые стали впоследствии основными в творчестве экзистенциалистов. Запутанные отношения трех семей - представителей крупной буржуазии, объединенных преступлением, пороком и лабиринтом саморазрушительных страстей, становятся фоном для истории взросления двух юношей - двух друзей детства, каждому из которых предстоит пройти свою собственную, очень непростую школу «воспитания чувств».

Литература Франции

Во Франции переход к «постмодернистскому периоду» осуществлялся постепенно. В 1945-1968 гг. еще действовали мощные стимулы, исходившие из только что отгремевшего сражения с фашизмом, на переднем плане долгое время была литература ангажированная, тем более что национальное сознание политизировала и послевоенная нестабильность, и «грязные» войны во Вьетнаме (с 1946 г.) и Алжире, и обострение социальных противоречий, которое привело к баррикадам Мая 68-го. Самое наглядное тому подтверждение - феномен «ангажированного экзистенциализма», до крайности политизированное творчество Сартра.

Приметой послевоенного времени было значительное влияние марксизма, идеологии коммунистической партии, эстетики социалистического реализма. Политизация этого крыла литературы предопределялась прямой связью эстетики с политикой, а вместе с тем отражением той практики, которая обусловила видное место компартии во французском обществе: борьбы против фашизма, Сопротивления («партия расстрелянных»).

Под влиянием потрясших Францию событий писатели мыслили такими масштабными понятиями, как нация, народ, фашизм и антифашизм, классы и партии. Литература предельно социологизировалась, приковывалась к злободневному - не только проза, но и так называемая поэзия обстоятельств. Пережитое было столь значительным само по себе, что не нуждалось в обобщении; убеждали факты, и к точной их передаче в документах и свидетельствах, в дневниках и письмах стремились писатели. Хронике уподоблялся и роман, например, «Коммунисты». Арагона.

Послевоенная литература социалистического реализма - не только свидетельство о тогдашних политических сражениях, ушедшее в прошлое вместе с ними. К высшим достижениям французской поэзии XX в. принадлежат стихотворения, написанные Арагоном в годы войны, его послевоенные поэмы. «Продолжать Францию»

призывал он, ощущая себя в центре непрерывного живого потока, воссоздавая его и в своих статьях (о Курбе, Стендале, Гюго, Роллане и т. п.), и в своей поэзии со множеством аллюзий национальной истории, с образом Родины в ее центре. Арагон рассуждал о «национальном характере рифмы», о «рифме в 1940 г.»; виртуозно применяемые и развиваемые Арагоном формы национальной поэзии воспринимаются в боевой смысловой функции - функции Сопротивления. «Любовь жива и Франция живет» -драма разлученных влюбленных иллюстрирует драму Родины, ввергнутой в пучину войны, защита любви знаменует созревание Сопротивления (от сборников «Рана в сердце», 1941; «Глаза Эльзы», 1942, к боевой «Французской заре», 1944).

Послевоенные арагоновские поэмы - гигантское полотно современного мира («Глаза и память», 1954; «Неоконченный роман», 1956) и далекого прошлого («Одержимый Эльзой», 1963), исторических рубежей, ставящих лирического героя перед неизбежностью выбора, необходимостью осознать свое предназначение, свою ответственность за Любовь и за Историю.

В 1948 г. сборник «Политических стихотворений» опубликовал Поль Элюар. В 20-30-е годы Элюар был близок сюрреалистам, с Бретоном порвал в годы войны, став выдающимся поэтом Сопротивления (сборники «Поэзия и правда 1942», «Лицом к лицу с немцами»). Приобщение к сиюминутным политическим задачам выводит поэта к «горизонту всех людей», открывает «себе подобных», их реальные трагедии, их стремление сделать мир лучше. Цикл стихотворений «Урок морали» (1950) построен как диалог добра и зла, смерти и несущей надежду жизни. Элюар не отдается во власть непосредственного чувства, сдержанный стих, простое, всему открытое, оголенное слово отражает стремление «сказать все», мужественно и честно донести правду, ничего не скрывая, поднимаясь от частного к всеобщему, но при этом делая самое удаленное и высокое близким, доступным, опытом каждого простого человека.

Сходная версия для закрепления.

В литературе Франции второй половины XX века обозначилось несколько периодов. Первое послевоенное десятилетие характеризуется политизацией литературы, ее самой непосредственной связью с общественно-политическими событиями и обстоятельствами в жизни страны. Начиная с конца 50-х выявляются черты постмодернизма в произведениях создателей «антидрамы» и «нового романа». Эпоха постмодернизма наступает в 70-е и последующие годы, что с особой силой проявляется в литературоведении и критике. В процессе поисков и обретения нового художественного языка происходит сближение различных литературных направлений.

После Второй мировой войны во Франции шел процесс формирования и стабилизации демократического постиндустриального общества, протекавший отнюдь не в легких условиях. Франция вела колониальные войны в Азии и Африке, стремясь сохранить утрачиваемый ею статус мировой державы. В 1946 году была начата «грязная» колониальная война в Индокитае, затем была развязана не менее «грязная» война в Алжире, отстоявшем свою независимость в 1962 году. Утратила Франция и часть других своих колониальных владений в Африке. Напряженной была обстановка и внутри страны, хотя сразу после войны коалиционным правительством был принят ряд прогрессивных социальных реформ, а в 1946 году - демократическая конституция Четвертой республики. Однако в 1958 году правые генералы («ультра») подняли мятеж против республики. Выходу из кризисной ситуации содействовал приход к власти Шарля де Голля; избранный президентом Франции и остававшийся на этом посту до 1969 года де Голль был известен своей деятельностью в годы войны: им было основано патриотическое движение «Свободная Франция», называвшееся с 1942 года «Сражающаяся Франция». Во время правления де Голля была принята конституция Пятой республики и усилена личная власть президента. Проводимый де Голлем курс содействовал стабилизации экономики, однако социальные противоречия привели в мае 1968 года к всеобщей забастовке, массовым политическим демонстрациям, начало которым было положено молодежно-студенческим бунтом и баррикадными боями. Молодежный бунт стал выражением протеста против сложившихся стереотипов «общества потребления». События мая 1968 года завершили эпоху де Голля, обозначив начало нового периода, что получило свое отражение в литературе.

Из другого

ключевые исторические вехи - май 1945 г. (освобождение Франции от фашистской оккупации, победа во Второй мировой войне), май 1958 г. (приход к власти президента Шарля де Голляи относительная стабилизация жизни страны), май 1968 г. («студенческая революция», движение контркультуры)

обозначим несколько литер. периодов:

1 -послевоенное 10-летие характеризуется политизацией лит-ры, ее связью с общественно-политическими событиями. от писателя ждали прежде всего

моральных; политических, философских суждений.ангажированной литературы (litterature engagee, от фр.engagement - обязательство, поступление на службу добровольцем, политическая и идеологическая позиция), гражданственности литературы(Сартр, Луи Арагон). 2.начиная с конца 50-х выделяются черты постмодернизма в произведениях создателей антидрамы и нов романа. кризис традиционных, восходящих еще к романтизму и натурализму форм письма(смерть романа). весьма показательна полемика между Сартром и Камю(французский экзистенцианалисты), приведшая к их окончательному разрыву в 1952 году после выхода эссе Камю «Бунтующий человек»: «Я бунтую, следовательно, мы существуем» 3. эпоха постмодернизма возникает в 70 и последующие годы. в процессе поиска и обретения нового худ языка происходит сближение различных литературных направлений. К третьему послевоенному (или «постмодернистскому») поколению французских писателей относятся Ж.-М.Г.Ле Клезио,

М.Турнье, Патрик Гренвиль («Огненные деревья»,), Ив Навар («Ботанический сад» Ян Кеффлек

(«Варварские свадьбы»1985). Персоналистский роман (Жан Кейроль) «Я буду жить любовью других» (Je vivrai l"amour des autres, 1947-1950). Писатель попытался ответить на вопросы, порожденные его жизненным опытом: «Узник вернулся, хотя казался обреченным. Почему он вернулся? Почему именно он вернулся? В чем смысл смерти других?» Роман «С вами говорят» написан от первого лица и представляет собой монолог безымянного персонажа. из опыта войны вынес убеждение в том, что «обыкновенный человек - это и естьсамое необыкновенное».

+ «новый роман» и «театр абсурда». Послевоенные авангардисты заявили о себе достаточно мощно. В течение шести лет, с 1953-го по 1959-й, были опубликованы романы «Резинки», «Соглядатай», «Ревность», «В лабиринте», а также теоретические статьи (в том числе манифест «Путь для будущего романа», 1956) Алена Роб-Грийе, романы «Мартеро1953, «Тропизмы» 1938, «Планетарий» Натали Саррот, романы «Миланский проезд»1954), «Распределение времени», «Изменение», статья «Роман как поиск», 1955) Мишеля Бютора, роман «Ветер» Клода Симона.

«Новый роман» - удобное, хотя и расплывчатое, наименование, введенное для обозначения отказа от традиционных романных форм и смены их повествовательным дискурсом, который призван воплотить особую реальность. Однако каждый из новороманистов представлял ее себе оригинально. Тем ни менее представителей этого поколения (отнюдь не школы!) объединяло общее стремление к обновлению жанра. Они ориентировались на новаторство М.Пруста, Дж.Джойса, Ф.Кафки, У Фолкнера, В.Набокова, Б.Виана.

«Новый роман» также переосмыслил отношения между читателем и текстом. Пассивное доверие, основанное на идентификации читателя и персонажа, должно было уступить место идентификации читателя с автором произведения. Читатель, таким образом, втягивался в процесс творчества и становился соавтором. Распространенный прием новороманистов - смещение временных и повествовательных планов (во французской структуралистской критике он назван приемом металепса. Перед читателем фактически «десептивная» модель романа (фр. deception - обманутое ожидание)

во Франции молодежный бунт против сложившихся стереотипов общества потребления. + женский роман (Симона де Бовуар)

ПОСТМОДЕРНИЗМ- многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, соц и нац контекста комплекс философских и познавательных научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. закончил формирование к 80м. Как направление литры опирается на теорию и практику постструктурализма и деконструктивизма. Характеризуется как попытка выявить на уровне организации худ текста определенного мировоззренческого комплекса. основные понятия: мир как хаос, постмодернисткая чувствительность, миф как текст, интерстекстуальность, авторская маска, постишь, метарассказ. (теоретики- Хассан, Джеймсон,) Осн. принципы: сознательный отказ от правил и ограничений, выработанных предшествующей традицией

Попытка передать свое восприятие хаотического мира, сознательно организованного

Постмодернизм, или постмодерн, во многом родился из критики модернизма и представляет собой реакцию на искусство предшествующей эпохи, знаменует переоценку ценностей. Основной акцент смещен с проблем художественной формы на проблему интерпретации художественного явления. Искусство постмодернизма отрицает художественное качество, для него не существует единых правил. Произведения постмодернизма отличаются очевидным эклектизмом, возвращением к традиционным художественным формам.

Большое значение в художественной практике постмодернизма имеют заимствования из искусства далекого и недавнего прошлого, цитирования. При этом постмодернизм стремится преодолеть элитарный характер модернистских течений, используя так называемую систему двойного кода, когда язык образов и форм, понятный массовому потребителю культуры, имеет одновременно и второй смысл - для подготовленного зрителя.

Дискурс- многозначное понятие, введеное структуралистами - семантич процесс,

ПОСТИШЬ - опера составленная из разных отрывков, смесь

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ - введен в 67г. введен Кристевой на основе переосмысления работ Бахтина =)