Мужской образ русский народный костюм урок изо. Открытый урок изобразительного искусства

Тип занятия: комбинированный.

Форма: урок-беседа, экскурс в историю.

Цель: развитие интереса учащихся к историческому наследию нашей Родины.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.

  2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

  3. Создать условия для творческой работы и развития художественного вкуса, фантазии и воображения.

  4. Развивать навыки поисково-исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся.

  5. Прививать интерес к русскому народному творчеству, формировать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация по теме: «Русский народный праздничный костюм», компьютер, проектор; магнитофон; репродукции картин с изображением русского народного костюма (И.П.Аргунов «Портрет крестьянки в русском народном костюме», В.М.Васнецов «Царевна-лягушка»); иллюстрации к сказкам; панно с изображением сельского пейзажа, шаблоны человеческих фигурок; музыкальный ряд: русские народные песни; материалы библиотеки (книги: «Толковый словарь», «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», «Традиции русского народа»), комплект художественных материалов.

План занятия:

    Постановка целей урока. Вступительное слово учителя.

    Беседа о народном костюме. Сообщения учащихся, презентация.

    Постановка художественной задачи.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Работа над коллективным панно, обмен впечатлениями.

    Домашнее задание.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока, вступительное слово учителя.

(слайд 1,2)

а) Беседа:

Давайте с вами, ребята, представим, что мы живём в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой? (Дети высказывают свои мысли).

Вы правильно говорите: жизнь была трудной в прошлые века: весной и летом тяжёлая работа в поле, осенью – сбор и заготовка урожая. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно.

Зато, когда приходил праздник, его встречали радостно, всегда к нему готовились.

Презентация (слайд 3,4)

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.

Праздник – это не только песни и пляски.

- Чем еще отличается этот день от простых будней? /наряды/

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд.

Презентация (слайд 5)

Сообщения учащихся:

    Люди в старину были мало похожи на современных жителей. Они одевались совсем по- иному. Одежду никто не покупал: её делали дома своими руками.

    Считалось, что одежда должна быть удобной, поэтому её шили свободной. Свою рубаху никому не отдавали, так как считалось, что она оберегает человека от невзгод.

    К одежде в старину относились с почтением, складывали в сундуки, специально стирали.

Какое разнообразие праздничных нарядов! Слайд 6,7 (презентация)

А что у них общего? (узоры)

Как можно назвать по-другому? (орнамент) Что такое орнамент?

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? /растительный и геометрический/

Давайте познакомимся с нарядами поближе. (Слайд 8)

Основу любого русского костюма составляла рубаха . Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками . Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны , которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком <рисунок 1>.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Словарная работа (работа дана учащимся заранее: найти толкование слов: косоворотка, рубаха, онучи, лапти, штаны (порты), пояс(кушак) , в толковом словаре Ожегова или Даля)

Рисунок 1.

А теперь познакомимся с женским костюмом (слайд 9, 10)

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан <рисунок 2>.

Словарная работа: найти толкование слов: сарафан, епанечка, душегрея, кокошник,кичка, коротена, понева, навершник.

Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

В праздничный наряд входили и так называемые душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики <рисунок 2>.

Рисунок 2.

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс <рисунок 3>.

Рисунок 3.

Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

И, наконец, головные уборы.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

Кокошники, ленты, венки /девичьи/.

Коруна, сорока, кичка /женские/.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.

Дать толкование слов «ансамбль», «колорит».

Ансамбль- согласованность, стройность частей единого целого.

Колорит- насыщенность цвета, соотношение красок по тону.

III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.

Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент .

2 группа: “Одеть” бумажную фигурку, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской местности.

В ходе работы можно загадать детям несколько загадок (слайд 11-13) и пословиц (слайд 14)

В ходе работы можно предложить прослушать учащимся несколько русских народных песен.

IV. Итог.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.

V. Оценивание работ.

VI . Домашнее задание: подбор материала о современной моде (материалы журналов).

Толкование слов:

ОГБОУ «Шацкая кадетская школа – интернат»

по изобразительному искусству в 5 классе


Подготовила и провела

Маркушова Т.Е.

Учитель ИЗО

Цель : Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Задачи:

Обучающая: Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности. Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

Развивающая: Закрепление знаний об условно-символическом языке народного искусства: знаки и символы, как мифопоэтическое представление человека о мире. Развитие творческого мышления у детей.

Воспитательная: Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству.

Тип урока : комбинированный- урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.

Оборудование:

Для учащихся: альбом для рисования, карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры.

Для учителя : куклы в костюмах, презентация, карточки с названиями элементов костюма, русская народная музыка.

План урока :

    Организационная часть.

    Вводная беседа по теме.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов.

Ход уроков.

1 урок.

    Организационный момент.

Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Сегодня мы отправимся на урок-экскурсию в музей.

А вот ответ на вопрос, чему была посвящена экспозиция нашего виртуального музея, вы скажите мне в конце урока, договорились?

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Прослушайте эти строчки:

Рубаха, красный сарафан

и яркий праздничный кафтан.

Всё это - часть нашей страны,

которой так гордимся мы!

Как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворение?(народный костюм)

Куда и для чего люди одевали одежду?

3.Определение темы и целей урока.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о русском костюме?

Итак, кто попробует сформулировать тему урока?

Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Познакомимся с …

Научимся отличать…

Научимся использовать…

4.Постановка учебной проблемы.

- Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Знаете ли вы, из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? А что надо сделать, чтобы узнать об этом?

5.Изучение нового материала.

Нам, россиянам, русского костюма

историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

о быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

(Показывается 2 фото русского женского костюма)

« По одежке встречают…»

Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д.

Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим.

Основой женского народного костюма была рубаха. « Рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани.

-Рассмотрим орнамент на рубахе, где-то мы его уже встречали?

-Какую роль играла вышивка на рубахе?

-Какие цвета преобладали в народном орнаменте?

- Каково их значение?

Собственную рубаху не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс.

Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами, вышивкой.

На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

Сарафан обязательно подпоясывался пояском, и девушки носили на нем съёмные карманы - «лакомники»

-Как вы думаете, что там находилось?

На юге России вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами, тесьмой. Поверх рубахи, поневы надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». По праздникам поверх понёвы надевали богато украшенную одежду – навершник или шушпан из нарядной ткани, украшенный вышивкой.

Завершал праздничный костюм головной убор.

-Какие русские головные уборы вы уже знаете?

-Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим?

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы.

Девушки носили повязки, венцы, коруны, которые скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми.

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник - плотная твердая шапочка, украшенная речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями

В южных районах кокошник называли по-разному: кика, ряска, каблучок. Форма кокошника также была разнообразная.

Мужской костюм был менее затейлив. Он представлял собой сочетание рубахи и портов.

Его основой была рубашка-косоворотка. Шили её из белой, синей или красной ткани. Украшали её вышивкой.

Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные).

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

6.Творческая практическая деятельность учащихся.

Я предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского костюма для кукол. Но для начала нам нужно нарисовать модель куклы: женскую или мужскую фигуру.

(Ученики работают индивидуально. Индивидуально выбирают материалы для работы.)

7.Итог урока, рефлексия.

Так в какой музей мы совершили путешествие?(в этнографический) а наш выставочный зал посвящён теме(народный праздничный костюм)

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

2 урок.

    Организационный момент.

А)Проверка готовности учащихся к уроку.

Б) Мобилизующее начало урока.

На доске: 1 2 3 4 5

На доске я написала цифры от 1 до 5. Разве у нас урок математики? Для чего же я их написала цифры?

Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к -5.

Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

2.Актуализация опорных знаний и умений.

Вы любите отгадывать загадки?

Тогда давайте поиграем и заодно вспомним, из каких элементов состоял русский народный праздничный костюм.

1.Меня на тело одевают,

На Руси меня все знают.

Я не топик не папаха

Догадались –

я (рубаха)

2.Очень любят здесь и там

Яркий красный (сарафан)

3.Юбку в клетку я надену.

Очень я люблю ( поневу )

4.На голове я восседаю и о тебе я всё уж знаю.

С тобой не начинаю спор..

Так думал (головной убор)

5.У ребят есть не одни свои удобные (любимые)(штаны)

Скажите, для чего мы изучаем народный костюм? (Для того, чтобы знать традиции своего народа ) .

А в современной жизни нам могут пригодиться эти знания и где? (На основе народного костюма построен современный костюм, в фольклорных ансамблях артисты одеты в народную одежду).

Национальный костюм-это визитная карточка любого народа, именно в народном костюме всегда и везде встречают дорогих гостей других стран и народов.

    Изучение нового материала.

Женщина в русском народном костюме - цветок. Русский женский костюм многослойный, с множеством деталей.

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерниях. В Рязанской губернии так уж повелось издавна: что ни деревня - то новый костюм! Костюм, созданный рязанскими мастерицами, многослоен и красочен. Обилие красного цвета смягчается желтым, облагораживается горизонтально расположенной вышивкой, а ярко-зеленые ленты и великолепное михайловское кружево придают костюму нарядность.

Он состоял из рубахи, понёвы, передника-запона и кички. Женская рубаха была длиннее мужской, ее подол опускался почти до ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии поясом, так что верхняя часть одежды свисала поверх нее. Ворот, рукава и подол отделывались богатой вышивкой.

Поверх рубахи носили понёвы - самые древние юбки из домотканой шерстяной материи. Ткань для понёв могла быть полосатой или клетчатой, разных расцветок.

Важной частью женского костюма был головной убор - сорока, кичка, рога.

Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, - «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» - разновидность этой одежды.

В Шацком уезде Рязанской области костюм состоял из рубахи, сарафана, поневы, навершника и шушпана.

До середины 19 века в Шацком уезде бытовал распашной косоклинный сарафан. В народе такой сарафан называли - « клиник», « сукман»,

« китайка». Шили сарафан из 3-х прямых полотнищ и косых клиньев между ними.

Во второй половине 19 века на смену косоклинному сарафану пришел «прямой сарафан» (прямой, московский)- сшитый из 4-6 полотнищ, собранный в верхней части на обшивку, с лямками. Одевался сарафан поверх рубахи. Рубаха была с поликами – с прямоугольными или трапецевидными вставками.

Понева состояла из четырех полотнищ: три из шерстяной или полушерстяной ткани) сшивались вместе, верхний край собирался на гашнике, а четвертое полотнище (легкая нешерстяная ткань) - «прошва» - соединяла три основных. Такая понева называлась «глухая».

Навершник- глухая наплечная одежда был сшит из белого холста, либо из домотканого сукна. В Шацком районе он назывался – «насовчик», «нагрудник».

Еще раз полюбуйтесь народными костюмами. Как вы думаете, что придает ему необыкновенную красоту? (Одежда украшена вышивкой )

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение.

Какой орнамент и какие цвета применялись в вышивке? Какую функцию несла вышивка?(Ответы учащихся)

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы современных дизайнеров.

Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!

4. Творческая практическая деятельность учащихся.

Ребята, вот вы и узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. Вам предстоит выполнить эскизы костюмов на ваш выбор. Это могут быть и современные стилизованные ансамбли с элементами народного костюма, и русский народный праздничный костюм со своим авторским орнаментом-оберегом. Работать мы сегодня будем по группам.. Каждая группа будет выполнять свое задание: первая группа - южный комплект одежды, вторая –северный, третья группа выполняет декор мужского костюма.

При выполнении работы используйте шаблоны фигуры человека, выполненные вами на прошлом уроке.

В какой последовательности будем работать?

Этапы работы:

    нарисовать модель куклы (на 1 уроке)

    выбрать вариант костюма

    построить общую форму костюма;

    наметить места украшений и орнамента;

    определить колорит (цвет) костюма;

    выполнить в цвете работу.

Так же как мастерицы на Руси ткали, пряли, вышивали под мелодичные звуки русских народных песен, так и мы попробуем работать под музыку. (Работа выполняется под народную музыку с элементами современной обработки.Группа «Иван Купала» композиция «Кострома», «Коляда», «Пчелы»)

5.Итог урока. Рефлексия.

Ребята, а вы знаете что творение всех людей на свете гениально. Никто и ни когда не сможет понять и отобразить в своей работе содержание нашего урока так же, как вы. И поэтому все ваши работы достойны восхищения. Несите их к доске. Сейчас мы устроим экспозицию. Ещё раз полюбуемся на разнообразие моделей русских костюмных ансамблей. Посмотрите сколько будущих конкурентов Юдашкина и Зайцева находятся в нашем коллективе.

Предлагает оценить свою работу на уроке по 5-балльной системе и отметить это цифрой на нерабочей стороне альбома.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70»

Открытый урок по изобразительному искусству

на тему: «Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Выполнила:

Ермилова К.Е.

учитель изобразительного искусства

2016 год

Тема урока : « Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Учитель: Ермилова Кристина Егоровна

Дата проведения: 04.10.2016

Класс: 4 «Г»

Кабинет: 127

Количество учащихся на занятии: 28 человек

УМК: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель урока:

Знакомство с традиционным русским костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям;

Развитие учебно-познавательной и информационно - коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, формировать понимание роли символики в жизни древних славян;

Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач;

Развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма.

Планируемые результаты

Предметные

Овладение навыками изображения фигуры человека;

Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств.

Метапредметные

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Анализировать конструкцию русского народного костюма;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Оценивать свою работу.

Личностные

Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Задачи:

Воспитательная

Приобщение школьников к изобразительному искусству в рамках уроков ИЗО.

Образовательная

Формирование у школьников поисковой творческой деятельности на интегрированных уроках.

Развивающая

Развитие творческой активности ребенка, индивидуально и в коллективе.

Художественная

Поиск новых путей преподавания традиционных тем.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий).

Формы работы: индивидуальная.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Зрительный ряд:

Презентация Power Point;

Рисунки учеников с прошлых уроков;

Экспонаты изделий народных костюмов.

Репродукции картин художников.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Информационно-коммуникационная технология.

Всегда существовала проблема иллюстративной наглядности на уроках и естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения.

Современные информационно - образовательные технологии именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.

С помощью компьютерных технологий повышается интерес, развиваются творческие способности обучающихся, формируется духовно-нравственная, культурно-образованная личность современного школьника. Дети учатся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю: не как цель, а как еще одно средство обучения; как источник дополнительной информации по предмету; как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности; как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся; как возможность интегрированного обучения предмету.

Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю-предметнику. Презентация-особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д.

Каждый урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира.

Здоровьесберегающая технология.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:

Плохая экология;

Перегрузка учащихся;

Снижение двигательной активности;

Кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития;

Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом и как следствие несформированность навыков здорового образа жизни.

Все выше сказанное приводит к замедлению физического и психического развития обучающегося.

Чтобы ребята не уставали на уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

Проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения;

Соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова в процессе выполнения задания);

Соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды);

Обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры);

Поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);

Соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски).

План урока:

    Организационный момент.

    Физминутка

    Подведение итогов.

Ход урока.

    Организационный момент.

(играет музыка русская народная) учитель входит в кабинет.

Как у наших у ворот
Стоит озеро воды.
Ай-люли, ай-люли,
Стоит озеро воды.

Молодец коня поил
И к воротам подводил.
Ай-люли, ай-люли,
И к воротам подводил;

К вереюшке привязал
И девице наказал;
Ай-люли, ай-люли,
И девице наказал:

«Красна девица душа,
Сбереги добра коня.
Ай-люли, ай-люли,
Сбереги добра коня!

Не сорвал бы повода
Не сломал бы удил а !
Ай-люли, ай-люли,
Не сломал бы удил
а

«Эхо родных звуков». Избранные русские народные гимны и песни, находящиеся в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. Составил К. Ройский, М. 1888
Русские песни / Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

    Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте и их культурном значении. Актуализация опорных знаний.

Слайд №1

Учитель: - Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда.

Слайд №2

Учитель: - Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом и костюмом нашего края. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа. Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим, как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Слайд №3

Ученик:

Костюм крестьянки – он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

Слайд №4

Ученик:

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала.

Слайд №5

Ученик:

Крестьянки Юга – те предпочитали

Поверх рубах понёвы надевать,

Они узором по подолу украшались,

Нарядом женским,

Девушки носили

Поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки,

вот бывало как!

Слайд №6

Ученик: - Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах.

Слайд №7

Ученик: - В Воронежской области предпочитали носить поневу с фартуком и кичку. Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая жена после венца надевала поневу из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. Её шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани.

Слайд № 8

Ученик: - В Россошанском районе предпочитали носить поневу чёрного цвета с фартуком и кичку. Рубаху шили из белого конопляного холста и расшивали по рукавам и у ворота. Наиболее используемая фигура в вышивке – ромб. Основой женского головного убора была рогатая кичка.

    Постановка художественной задачи.

Учитель: - «Встречают по одёжке». Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. И всё это так или иначе было зашифровано в вышивке или отделке праздничного костюма. Вышивка выполнялась по определённым правилам.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т. д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме и т.д. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно – если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.

Слайд№9

Учитель: - Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Элементами орнамента могут быть линии, точки, квадраты. Они называются солярными знаками.

Слайд №10

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов можно найти в разных видах народного искусства. Поэтому Солнце изображается чаще всего на рукавах рубахи.

Слайд №11

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Символы земли обычно располагали на подоле.

Слайд №12

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Волнистая горизонтальная линия – вода. Горизонтальная волнистая линия – дождь.

Символы воды тоже чаще располагали по подолу

Слайд №13

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

Дерево жизни изображали чаще на рубахах.

Слайд №14

Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Учитель: - Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости.

Слайд №15

Пояс – «покромка» - неотъемлемая часть костюма крестьянок. Пояса длиной 2,5-3 м ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог» и т. П. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.

Слайд №16

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ("рукавами») из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных» тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Этот наряд в разных местах дополнялся нагрудной короткой одеждой - епанечкой, также сшитой из шелковой фабричной ткани и украшенной золотым галуном. По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи отличается от традиционного кроя, он близок к городской одежде. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотым шитьем. К костюму с шелковым сарафаном в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем речным жемчугом, золото - серебяными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.

Понёвы украшались по подолу цветными ленточками, вышивкой, бисером, иногда бубенчиками. Молодая жена до рождения первого ребёнка носила самые красивые понёвы. Она шла по избе, а понёва позванивала и молодой муж всегда слышал и знал, где его лебёдушка.

Слайд №17

Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. На нее надевали «сороку» в виде маленькой шапочки из позумента, на твердой основе и с высоким гребнем сзади. Сороку расшивали золотыми нитями, блестками, бисером. Сзади голову закрывали «позатыльником» из бархата малинового, черного или фиолетового цветов, выложенного лентами, круглыми шерстяными розетками, позументом.

Слайд №18

Кокошник. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми. Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Что означает цвет в вышивке?

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке - белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны - павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом. Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца. Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх. Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

Слайд №19 - 22

Великие русские художники тоже обращались к красоте русского народного праздничного костюма. К примеру, Аргунов И. П. написал портрет неизвестной крестьянки. Что Вы можете сказать о костюме этой крестьянки.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке. Можете назвать эти произведения и их автора? Что вы можете с казать об этом праздничном национальном костюме?

    Физминутка.

Музыкальная физминутка (исполняют дети в народных костюмах в сопровождении русской народной музыки).

    Практическое выполнение задания.

Практическая работа: Нарисоватьженский и мужской образ в народных костюмах.

Музыкальное сопровождение: Русская народная музыка.

Физминутка для глаз «Отдых» (через 7 -10 минут работы)

    Подведение итогов

Выставка и анализ работ: Защита рисунков. Что вы хотели пожелать человеку, который захотел бы носить одежду, придуманную вами?

У этой одежонки

Один вход, четыре выхода.

(Рубаха)

С одного бока - лес,

С другого - поле.

(Шуба)

Надену - ободом сведёт,

Сойму – змей упадёт.

Тепла не даёт.

А без него холодно.

(Пояс)

Полянка полотняная,

Вручную долго тканная

Узорами расшитая

И бахромой обвитая

Украсит и понёву

И сарафан ваш новый

(Фартук)

Два Котика,

А четыре хвостика.

Ананьева Елена Валентиновна

Учитель изобразительного искусства

ГБ ОУСОШ№10 г. Сызрань, Самарской области

Урок изобразительного искусства в 6 классе.

Тема урока: «Русский народный костюм».

Цель и задачи: научить учащихся любить свою страну, знать и хранитель традиции и культуру своего народа

Методы обучения: Беседа, объяснение нового материала, демонстрация дидактического материала.

Оборудование : доска, компьютер, проектор, экран, кисти, альбом, акварель, цветные карандаши, иллюстрации.

Роль учителя : направить познавательную деятельность учащихся, контролировать, наблюдать.

Роль учащихся : Нарисовать русский народный костюм, адекватно оценить свою работу.

План урока:

    Организационный момент -3 мин

    Объяснение новой темы. Беседа по теме. Показ презентации -20 мин

    Физминутка -2 мин.

    Практическая работа -15 мин

    Подведение итога -3 мин.

    Рефлексия -2 мин.

Ход урока

    Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята»! Отмечаю отсутствующих. Смотрю готовность класса к уроку.

    Объяснение новой темы.

Тема нашего урока «Русский народный костюм».

Любовь к родному краю, знание его истории -

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Лихачев Д.С.

Историческая страничка. Сегодня на уроке мы отправимся знакомиться с нашими предками, узнаем, что они носили. Знаете ли вы что-то об этом? (Презентация).

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых. Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали тканьем и вышивкой красно-черными нитями "настилом" либо "крестом" по вороту и разрезу на груди, манжетам рукавов и подолу. Ноги обували в лапти с онучами или в сапоги, в зимнее время носили валенки.

Мужчины носили суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная - «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения - «гаруси» (у мужчин - «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными полосами и туфли - «коты»).

В культуре русского народа различаются южнорусский и северорусский комплексы женской одежды.

северорусский – из рубахи и сарафана. Костюм украшают вышивки, тканые узоры, набойка.

Мы с вами рассмотрим более подробно северорусский народный костюм. С первого взгляда костюм кажется простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами и головной убор. Основой является рубаха, преимущественно белого цвета. Шилась она из прямых полотнищ льняной или полотняной ткани домашнего изготовления. Форма рукавов была различной: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые. Рубахи украшались вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле. Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они защищают от злых духов.

Обязательным элементом костюма был передник. Невозможно представить народный русский костюм без пояса. Ходить без пояса считалось неприлично. Подвязывался под грудью или под животом. Пояса были плетеными или ткаными.

Вы никогда не встретите одинаково украшенных рубах, передников или головных уборов. Костюм украшают набойка вышивки, тканые узоры.

Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия - плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру наверх и низ, верх символизирует землю и небо, голова - солнце, божество (выделялась красным цветом); низ - вода, подземные источники. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки - значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь. Женские головные уборы – «сорока» и кокошник. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Девичьими головными уборами были повязки, венцы. Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическими блестками в один или несколько рядов. Украшены повязки объемным орнаментом, расшитым жемчугом, стразами, бусами. Край очелья обрамлен узорным кружевом. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки. Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли

К краям прошиты длинные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающейся к подолу сарафана.


    Физминутка.

Мы устали, рисовали

наши рученьки устали,

мы немного потрясем,

и опять творить начнем.

Мы устали, рисовали

наши глазоньки устали,

мы немного поморгаем

и опять учиться станем.

    Практическая работа.

А теперь приступим к практической части. Перед нами стоит задача нарисовать русский народный костюм. Но прежде приступить к работе, нам нужно вспомнить правила построения фигуры человека. Показываю на доске схему построения фигуры человека. Слежу за работой класса.

5. Подведение итога. Рефлексия.

Анализ детских работ. Подведение итога. Записываем домашнее задание.