Почему некоммерческие партнерства «превратились» в ассоциации и союзы. Некоммерческие партнерства: правовое регулирование, «спячка» и порядок ликвидации

Некоммерческая организация в виде некоммерческого партнерства ранее не была известна российскому законодательству. Эта правовая форма не предусмотрена Гражданским кодексом РФ и появилась в нашем законодательстве совсем недавно, а потому еще недостаточно изучена в теории и мало используется на практике. Названный вид НКО был заимствован из американского правопорядка, заимствование носит благой характер, целью которого является предоставление более широких возможностей для осуществления предпринимательской деятельности в сфере деятельности НКО. Как же понимает действующее российское законодательство некоммерческое партнерство?

Главной и отличительной особенностью некоммерческого партнерства является возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации часть ее имущества, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Партнерство же получает тем самым возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что тоже противоречит его статусу некоммерческой организации. Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут заключить учредительный договор, приобретающий в этом случае статус второго учредительного документа партнерства. В названных документах должны содержаться сведения, касающиеся:

  • характера, целей деятельности партнерства;
  • условий членства в нем;
  • состава и компетенции органов управления и порядка принятия ими решений;
  • источников формирования имущества и порядка распределения его остатков после ликвидации партнерства.

Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, однако партнерство не может быть создано одним лицом. Высшим органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание и постоянно действующего коллегиального органа по принципу наблюдательного совета. В партнерстве должен существовать и единоличный исполнительный орган, однако уставом партнерства может быть предусмотрено обязательное создание коллегиального исполнительного органа. И в том и в другом случае состав исполнительного органа определяется высшим органом некоммерческого партнерства. Партнерство приобретает статус собственника своего имущества, которое передается некоммерческому партнерству его членами.

Следует особо отметить, что члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую его уставным целям, и может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Члены партнерства имеют право участвовать в управлении его делами и получать информацию о его деятельности, а также могут иметь иные права, предусмотренные его уставом. Они вправе свободно выйти из партнерства, получив при этом часть его имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства. Часть имущества пропорционально своим взносам они могут получить и при ликвидации партнерства. По смыслу этих норм участники партнерства должны иметь определенную долю в имуществе партнерства или в его части, в соответствии с которой и должно осуществляться их право на участие в управлении делами партнерства.

Члены партнерства несут предусмотренные его учредительными документами обязанности, в том числе по внесению взносов в его имущество. За нарушение этих обязанностей они могут быть исключены из партнерства по решению остающихся членов. Исключенный из партнерства участник сохраняет право на получение соответствующей части имущества партнерства. Некоммерческое партнерство реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По единогласному решению учредителей оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию. Закон не предусматривает возможностей его преобразования в коммерческую организацию, хотя по своей природе оно весьма близко к обществу с ограниченной ответственностью. Некоммерческое партнерство обладает целым рядом признаков, сближающих его с хозяйственными обществами и товариществами. Во-первых, учредительными документами партнерства являются учредительный договор и устав. Следовательно, между его участниками возникают договорные отношения. Во-вторых, имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, а также приобретенное или произведенное впоследствии самим партнерством, является собственностью юридического лица. Однако участники партнерства обладают по отношению к его имуществу практически теми же обязательственными правами, которые принадлежат учредителям хозяйственного общества или товарищества.

Они имеют право:

  • участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
  • получать информацию о его деятельности;
  • в порядке, предусмотренном учредительными документами, выходить из его состава, а в случае ликвидации партнерства - получать ликвидационную квоту.

Кроме того, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами, то при выходе из некоммерческого партнерства его участник вправе получить в натуре либо в стоимостном выражении часть имущества партнерства в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Процедура выхода и порядок соответствующих выплат определяются учредительными документами партнерства.

Казалось бы, важным отличием правового положения членов некоммерческого партнерства от статуса участников общества или товарищества является то, что учредители партнерства не получают дивидендов, поскольку доходы, вырученные партнерством от предпринимательской деятельности, не распределяются между его членами. В действительности же это различие не столь существенно, так как участники партнерства получают долю прибыли в виде заработной платы или иных выплат по трудовым либо гражданско-правовым договорам. Юридическая конструкция некоммерческого партнерства, несомненно, вызовет большой интерес у бизнесменов. Дело в том, что, будучи организацией некоммерческой, партнерство вполне пригодно для систематического занятия предпринимательством. Между тем условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, нежели порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц.

Цели деятельности Содействие членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ
Учредители
Члены Граждане, достигшие 18 лет, и (или) юридические лица
Отношение учредителей, членов к имуществу организации, их ответственность Учредители, члены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам учредителей и членов. Имущество, переданное партнерству его членами, является собственностью партнерства. Если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами партнерства, члены вправе при выходе или исключении из партнерства получать часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность, за исключением членских взносов в порядке, предусмотренном учредительными документами, а также получать в случае ликвидации партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность
Руководящие органы Высший - общее собрание членов
Предпринимательская деятельность Возможна лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана организация. Отдельным и видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании лицензии
Ликвидация, преобразование Вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию. Решение о преобразовании принимается учредителями единогласно

Консалтинговая группа «Альпийский ветер» оказывает услуги по созданию путем учреждения или реорганизации некоммерческих организаций, в том числе по созданию

Создание некоммерческого партнерства (НП) предполагает его организационно-правовую форму (ОПФ) в виде ассоциаций или союзов (п. 3 ст. 50 ГК РФ ). Это изменение установлено с 01.09.2014 Законом № 99-ФЗ от 05.05.2014. документ упразднил регистрацию НП и внес поправки в главу 4 ГК РФ. Расскажем в статье, как проходит регистрация некоммерческого партнерства, какие документы для этого требуются.

Создаваться подобные объединения могут гражданами или юрлицами. Они построены на членстве и преследуют следующие цели:

  • защита общих и профессиональных интересов;
  • разрешение конфликтных ситуаций и споров;
  • помощь юристов;
  • решение иных задач для обеспечения социальных благ в различных сферах деятельности (улучшение здоровья, благотворительность, развитие спорта и т. д.).

Инструкция по регистрации некоммерческого партнерства

Перед началом регистрации НП нужно определиться со сферой ее деятельности. Число организаторов должно быть не менее двух, максимальное их количество не ограничено. Читайте также статью: → “ ». Для регистрации организации нужно последовательно пройти несколько этапов.

  1. Проведение общего собрания. Рассматривается вопрос создания партнерства, утверждается Устав, составляется учредительный договор.
  2. Оформление учредительных бумаг. Основным документом является Устав. По желанию может заключаться учредительное соглашение.
  3. Обращение в Минюст с пакетом бумаг.
  4. Передача документов в налоговую. Она проверяет бумаги. При отсутствии ошибок запись о создании юрлица вносится в ЕГРЮЛ.
  5. Выдача Минюстом свидетельства о регистрации заявителю.
  6. Изготовление печати.
  7. Получение уведомлений об учете в пенсионном фонде и ФСС.
  8. Присвоение статистических кодов.

Сроки регистрации НП указаны в таблице:

Документы, необходимые для регистрации

Для регистрации НП нужно подготовить комплект бумаг. Документы для создания НП представлены в таблице:

Документ Количество экземпляров
Заявление формы РН 0001 с подписью заявителя или учредителя, заверенной у нотариуса 1
Устав 3
Протокол создания, в котором утвержден Устав, состав учредителей и исполнительный орган 2
Данные об учредителях 2
Квитанция на уплату госпошлины в сумме 4 000 р. 1
Бумага, подтверждающая право использовать адрес местонахождения 1
Выписка из реестра зарубежных юрлиц 1

Если в названии НП фигурирует имя гражданина либо символика, относящаяся к интеллектуальной собственности, авторским правам РФ, нужно представить бумаги на право ее применения.

Органы регистрации некоммерческого партнерства

На протяжении трех месяцев с принятия решения о формировании партнерства, нужно подать бумаги на регистрацию в Минюст. С сентября 2014 года данная структура ставит на учет НП в форме ассоциации или союза. Проверенные бумаги регистрирующий орган передает налоговой. Здесь они также просматриваются. Если все оформлено правильно, то делается запись в ЕГРЮЛ.

В связи с изменениями ГК РФ НП, созданные до сентября 2014 года нужно перерегистрировать в ассоциации или союзы. Устав следует привести в соответствие с нормами законодательства о смене организационной структуры. Сделать это следует при первой необходимости внести поправки в учредительную документацию.

Изменения в Устав НП вносятся при смене положений Устава, адреса, названия, данных об учредителях, их выходе из партнерства, смене ОКВЭД.

Корректировки приобретают законную силу после их регистрации в Минюсте. Процедура занимает от одного до трех месяцев. В уполномоченный орган подается 2 экземпляра заявления РН 0003, один из которых заверяет нотариус. Приложением к ним будут сведения об изменениях.

Также потребуется постановление о корректировках, действующие и измененные учредительные бумаги, выписка из ЕГРЮЛ, квитанция об уплате пошлины. По окончании процесса заявитель получает выписку из реестра и свидетельство о внесенных корректировках.

Налоги и бухгалтерский учет документов

Доходы и расходы учитываются отдельно по поступлениям от предпринимательства и на уставные цели. Их отражают в книге учета. Если НП коммерцией не занимается, то она будет пустой. Все расходы по итогам отчетного периода списывают на сч. 86. На нем отражается движение средств целевого финансирования в разрезе источников их образования. По кредиту счета показывают поступления средств в корреспонденции со сч. 76. По дебету - их расходование.

НП платит налог на прибыль. Им не облагаются только целевые поступления. Бухгалтерская отчетность включает формы 1, 2, 6. Относительно налогов представляются данные по НДС, прибыли, имуществу, транспорту и земле. НП вправе применять УСН. При этом ежегодно в налоговую сдается соответствующая декларация.

Величина единого налога по УСН составляет 6% при налогообложении доходов и 15% - доходов, уменьшенных на затраты. Раз в год НП представляют в инспекцию справки формы 2-НДФЛ и сведения о численности персонала. Во внебюджетные фонды ежеквартально подаются отчеты: в пенсионный - РСВ-1, в ФСС - 4-ФСС. В Минюст партнерства отчитываются о дальнейшей работе и поступлениях целевых сумм.

Пример 1. Вступление в партнерство юрлица

ООО решило вступить в НП. Первоначальный целевой вклад составляет 280 тыс. р. Бухгалтер сделает записи:

  • Дт 76 Кт 86 280 000 - учтены обязательства принятого участника по внесению стартового взноса;
  • Дт 51 Кт 76 280 000 - поступил вступительный взнос на банковский счет.

Внесение средств в кассу оформляется приходным ордером. Чек пробивать не нужно, т. к. эта операция к реализации продукции отношения не имеет. Льготы по налогу на имущество для НП не предусмотрены. Оно вносит данный платеж на общих основаниях. При наличии транспорта с него также производится платеж в бюджет.

Причины отказа в регистрации

Отказать в регистрации НП уполномоченный орган вправе по основаниям, указанным в ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях. К ним относятся:

  • несоответствие представленных документов законодательству РФ;
  • существует организация с аналогичным наименованием;
  • наименование унизительно по отношению к нравственности, религии, национальным чувствам граждан;
  • представление неполного комплекта документов;
  • учредитель НП не может им являться по законодательству;
  • решения о закрытии, реорганизации, изменениях в учредительных бумагах принято неуполномоченным лицом;
  • недостоверность поданных сведений;
  • не исправлены ошибки, из-за которых процедура регистрации была ранее приостановлена.

Отказать в постановке на учет Минюст вправе в течение двух недель со дня подачи бумаг заявителем. Его оповещают об этом письменно в трехдневный интервал с момента принятия решения. При несогласии отказ можно обжаловать в суде. В противном случае нужно исправить неточности и вновь подать документы в Минюст.

Преимущества и особенности некоммерческих партнерств

Создание НП имеет ряд положительных сторон:

  • участники не несут ответственность по обязательствам организации, и она не отвечает за долги членов;
  • право на открытие банковских счетов в РФ и за рубежом;
  • возможность иметь филиалы и представительства;
  • участники вправе получить при выходе из НП имущество или сумму, эквивалентную внесенным в качестве пая активам;
  • свобода в выборе структуры партнерства;
  • не определен имущественный минимум, его может не быть вообще;
  • экономическая поддержка от властных структур.

Пример 2. Товарищество собственников жилья

Товарищества собственников жилья стали очень популярны. Жители многоэтажек объединяются в добровольном порядке. Преимуществом такого партнерства является совместное решение актуальных жилищных проблем. Граждане самостоятельно устанавливают порядок уборки придомовых территорий, ремонта объекта, планируют расходы на содержание жилья, стремятся сократить их. Решения принимает высший управляющий орган - собрание участников.

НП имеет несколько отличительных черт:

  • членство формируется как из физических, так и из юрлиц;
  • возможность регистрации НП по прописке учредителя;
  • оказание посильной помощи и поддержки членам партнерства;
  • имеет имущественные права;
  • неограниченное количество учредителей;
  • вправе заниматься коммерцией для решения поставленных задач;
  • выход учредителя из состава организационной структуры не предусмотрен.

Члены НП участвуют в делах организации, получают сведения о результатах ее работы в порядке, утвержденном Уставом, при необходимости выходят из состава членов. По решению участников лицо может исключаться из НП.

Порядок ликвидации партнерства

Порядок ликвидации партнерства представлен в таблице:

Действие Описание
Решение о закрытии Утверждается общим собранием или судом (принудительная ликвидация).
Назначение комиссии Выбирается группа лиц или единственный ликвидатор, которые отвечают за дальнейшие действия и решения, закрепленные подписями членов НП.
Подготовка бумаг Документы в течение трех дней подаются в орган регистрации.
Статья в СМИ В журнале «Вестник госрегистрации» указывают контакты НП и сроки предъявления претензий.
Составление предварительного баланса В нем сводятся воедино активы и пассивы. Это упрощает проверку налоговиков. Уведомление подается в инспекцию.
Погашение кредиторки Расчеты производятся по долгам. При несогласии с требованиями проблему решает суд.
Формирование ликвидационного баланса Если кредиторка погашена либо ее нет, документ будет аналогичен промежуточному. В ином случае они будут разниться на сумму выдвинутых требований.
Уплата пошлины Она равна 800 р. При банкротстве пошлина не платится.
Исключение из ЕГРЮЛ Это итоговый шаг. Нужно сдать документы в налоговую и получить свидетельство.

Если партнерство не занималось предпринимательством, его ликвидировать проще. При этом налоговая ревизия обычно не назначается. При принудительном закрытии решение суда можно оспорить.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Как формируется наименование НП?

Название должно указывать на ОПФ «ассоциация (союз)» или отсылку на применявшуюся до 01.09.2014 форму «НП».

Вопрос №2. Нужно ли перерегистрировать НП при смене адреса?

Сведения о местонахождении фигурируют в Уставе и выписке из ЕГРЮЛ. Для фиксации изменений в регистрирующую структуру пишется заявление формы Р 14001 и преподносится решение. Это следует сделать в трехдневный срок с даты принятия решения об изменении адреса.

Вопрос №3. В каком разделе Устава можно указать сведения о занятии предпринимательством?

Отражать данную информацию следует в пункте «Общие положения» либо «Правовое положение партнерства».

Вопрос №4. Имеют ли участники НП какую-либо выгоду от его деятельности?

Да. Они вправе пользоваться оказываемыми НП услугами и иметь заработок при оформлении трудовых отношений с партнерством.

Вопрос №5. Как государство поддерживает НП?

Оно закупает у организации товары, получает услуги для удовлетворения своих потребностей, предоставляет льготы.

Таким образом, зарегистрировать НП сегодня можно только в виде ассоциации и союза. Процедура требует тщательно подготовить нужные документы. После получения свидетельства можно приступать к работе.

Многие некоммерческие партнерства были созданы еще в 1990-х гг. и формально продолжают существовать в настоящее время, фактически не осуществляя деятельность. В связи с этим на практике возникает множество вопросов. В частности, какие права и обязанности имеют учредители и члены некоммерческого партнерства в соответствии с действующим законодательством? Каким образом следует поддерживать некоммерческое партнерство в так называемом спящем режиме? Как ликвидировать партнерство, если дальнейшее осуществление деятельности не планируется? Рассмотрим эти вопросы.

Правовое положение некоммерческих партнерств

В настоящее время к некоммерческим партнерствам (НП) применяются нормы Гражданского кодекса РФ об ассоциациях (союзах), а именно ст. 123 8 —123 11 , а также положения Закона о НКО в части, не противоречащей действующей редакции ГК РФ . В связи с этим далее при упоминании некоммерческого партнерства имеется в виду также ассоциация (союз).

Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 123 11 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 123 9 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
  • вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
  • вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
  • обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).
Таким образом, если иное не предусмотрено уставом, после выполнения учредителями обязанностей по созданию некоммерческого партнерства (ассоциации) права и обязанности учредителей в отношении НП фактически прекращаются. Вместе с тем права и обязанности возникают у членов некоммерческого партнерства.

«Спящий режим» деятельности некоммерческих партнерств

Под «спящим режимом» в данном случае имеется в виду сохранение некоммерческого партнерства (без ликвидации) в отсутствие какой-либо его деятельности. Поддержание некоммерческого партнерства в таком положении не требует значительных материальных и трудозатрат.

Функционирование некоммерческого партнерства в «спящем режиме» предполагает выполнение следующих условий:

  • некоммерческое партнерство фактически не ведет никакой деятельности;
  • в некоммерческом партнерстве числится минимальное количество членов;
  • у членов некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по внесению взносов в имущество НП;
  • у некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе отсутствует налогооблагаемое имущество;
  • у некоммерческого партнерства отсутствуют работники, которым выплачивается заработная плата или иные платежи;
  • у НП может быть закрыть расчетный счет.
Отсутствие у членов некоммерческого партнерства обязанности по внесению взносов в имущество некоммерческого партнерства

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 123 11 ГК РФ).

На наш взгляд, из указанной нормы следует, что обязанность по уплате взносов в имущество некоммерческого партнерства у членов НП будет отсутствовать при условии, что:

  • уставом партнерства предусмотрена обязанность по уплате членских взносов на основании решения высшего органа управления НП (т.е. в отсутствие такого решения обязанности по уплате взносов не возникает);
  • решение о внесении членских и (или) дополнительных имущественных взносов в имущество некоммерческого партнерства не принимается.
Таким образом, для поддержания некоммерческого партнерства в «спящем режиме» необходимо, среди прочего, внести в устав НП (и иные внутренние документы, если имеются) соответствующие изменения.

Кроме того, при первой регистрации изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства будет необходимо привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством (т.е. применить положения об ассоциациях (союзах), в том числе переименовать НП в ассоциацию (союз)). До этого момента устав действует в части, не противоречащей действующему законодательству .

Отметим, что в дальнейшем некоммерческое партнерство (ассоциация, союз) по решению своих членов может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123 8 ГК РФ).

Также можно свести к минимуму количество членов некоммерческого партнерства. Существует точка зрения, что некоммерческое партнерство может иметь даже одного члена, в то время как учредителей должно быть не менее двух (ст. 123 9 ГК РФ).

Отсутствие работников, которым выплачивается заработная плата или иные платежи

С целью минимизации расходов, связанных с поддержанием некоммерческого партнерства в «спящем режиме», могут быть расторгнуты трудовые договоры с работниками.

По смыслу действующего законодательства в организации может работать как минимум два работника: директор и главный бухгалтер. Если некоммерческое партнерство применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также в случае, если некоммерческое партнерство является субъектом среднего предпринимательства, директор НП может принять ведение бухгалтерского учета на себя . В этом случае функции директора и главного бухгалтера будут осуществляться одним лицом, которое может работать по гражданско-правовому договору с минимальным вознаграждением (на практике много случаев, когда такое вознаграждение не выплачивается, если директор является также участником ООО (в данном случае членом некоммерческого партнерства)).

Закрытие банковских счетов некоммерческого партнерства

Закрытие расчетных счетов некоммерческого партнерства (если таковые имеются) позволит минимизировать расходы на оплату услуг банка по обслуживанию этих счетов. Однако перед закрытием счетов необходимо удостовериться в том, что у некоммерческого партнерства отсутствуют какие-либо задолженности по выплате налогов, пеней, штрафов. Для этого следует произвести сверки с налоговым органом и внебюджетными фондами и погасить имеющиеся задолженности.

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Для поддержания некоммерческого партнерства (ассоциации) в «спящем режиме» необходимо периодически:

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 3 1 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 3 1 , 3 2 ст. 32 Закона о НКО).
Выполнение данных требований поможет свести на нет риски привлечения некоммерческого партнерства к административной ответственности (наложения штрафа) и исключения партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также предъявления государственными органами требования о ликвидации некоммерческого партнерства в судебном порядке.

Отметим, что, если некоммерческое партнерство в течение 12 месяцев не будет представлять в налоговые органы отчетность, а также осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету, оно может быть признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ .

Вместе с тем указанный риск рассматривается нами как минимальный, поскольку согласно сложившейся судебной практике критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (см. Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П, ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А32-1074/2013).

Иными словами, сам по себе факт отсутствия операций по банковскому счету либо факт отсутствия у некоммерческого партнерства банковского счета не может являться основанием для его исключения из ЕГРЮЛ при условии сдачи некоммерческим партнерством «нулевой» отчетности в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

Проведение инвентаризации По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

Налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

Не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и 1 » ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации Пункт 1 ст. 63 ГК РФ
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации
Осуществление расчетов с кредиторами НП Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

Закрытие счетов НП
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации
Составление ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов
Уничтожение печати НП
Передача документов НП в государственный архив
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Пункт 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Статья 64 2 ГК РФ, ст. 21 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).

В основном управляющие компании создаются в форме общества с ограниченной ответственностью . Бывают также УК в организационно-правовой форме открытых и закрытых акционерных обществ. Но ещё реже попадаются управляющие компании в форме некоммерческих организаций, в частности некоммерческого партнёрства. Об этой форме УК сегодня и поговорим.

Можно ли создать УК в форме некоммерческого партнерства

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что собой представляет некоммерческое партнёрство . Под некоммерческим партнерством подразумевается основанная на членстве некоммерческая организация, которая учреждается физическими или юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, отвечающей требованиям устава (ч.1 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О некоммерческих организациях”).

По своей форме устройства некоммерческое партнёрство чем-то схоже с товариществом собственников жилья или недвижимости, но у него больше полномочий и разных нюансов. Например, некоммерческое партнёрство может осуществлять сразу несколько видов предпринимательской деятельности, а также единолично учредить общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству участниками, становится его собственностью. Члены такой организации не несут ответственности по её обязательствам. Само некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Теперь что касается управления многоквартирными домами . Действующее жилищное законодательство не запрещает некоммерческому партнёрству управлять МКД на основании договора управления. Главное условие - соответствие предпринимательской деятельности по управлению МКД уставным целям организации.

Жилищный Кодекс позволяет создавать управляющие компании в любой организационно-правовой форме. Таким образом, законодательство не запрещает некоммерческим организациям выступать в роли управляющей компании.

По закону некоммерческое партнёрство может оказывать услуги, приносящие прибыль, если это соответствует и служит достижению целей, ради которых создавалась организация, и если данная деятельность указана в учредительных документах (ст.50 ГК РФ , ст.2, 24 ФЗ №7 от 12.01.1996 года "О НКО").

Поэтому при создании управляющей компании в форме некоммерческого партнёрства необходимо прописать в уставе правомочность организации в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД . Иначе деятельность некоммерческой организации может быть признана судом недействительной (ст.173 ГК РФ).

Таким образом, управляющая компания может быть создана в форме некоммерческого партнёрства. В данном случае ей также придётся получать лицензию для осуществления предпринимательской деятельности и соблюдать все лицензионные требования, предъявляемые к УК. В противном случае УК, созданная в форме некоммерческой организации, будет нести ответственность по всей строгости закона.

Членство в некоммерческом партнёрстве

Подобно товариществу некоммерческое партнёрство основано на членстве его участников. Согласно ч.3 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О НКО” , члены некоммерческого партнёрства могут:

  • участвовать в управлении делами организации;
  • получать информацию о деятельности партнёрства;
  • выходить из некоммерческого партнёрства при желании;
  • получать при выходе часть имущества организации или его стоимости, кроме членских взносов;
  • получать при ликвидации партнёрства часть его имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, или часть его стоимости, если это определено учредительными документами.

Учредители некоммерческого партнёрства

Учредителями некоммерческого партнёрства могут выступать дееспособные физические и юридические лица. Число учредителей не может быть меньше двух человек (п.1.3 ст.15 Закона о НКО). Одним из участников может быть юридическое лицо, а другим - физическое.

Выручка от реализации работ и услуг

При осуществлении некоммерческими партнёрствами предпринимательской деятельности по управлению домами они могут получать прибыль в виде выручки от выполненных работ или оказанных услуг. В соответствии с п.3 ст.26 Закона о НКО полученную некоммерческим партнёрством прибыль нельзя распределять между его участниками или учредителями. Вся прибыль должна быть направлена на ведение уставной деятельности.

Также у УК, созданной в такой форме, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, если выполнение работ и оказание услуг по договору управления не подпадает под действие налоговых льгот или партнёрство не освобождено от обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ).

Доходы от собственности некоммерческого партнёрства

К доходам от собственности некоммерческого партнёрства относится прибыль от сдачи имущества организации и других материально-производственных активов в аренду.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать некоммерческому партнёрству экономическую поддержку, которая выражается в закупке у них работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в предоставлении налоговых и иных льгот (ст.31 Закона о НКО).

Некоммерческое партнёрство должно вести раздельный учёт доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п.3 ст.24 Закона о НКО).

Учредительные документы некоммерческого партнёрства

Основным учредительным документом некоммерческого партнёрства является устав (п.1 ст.14 Закона о НКО). Требования учредительных документов должны обязательно исполняться некоммерческим партнёрством, его учредителями и участниками.

В учредительных документах некоммерческого партнёрства должны содержаться следующие сведения (п.3 ст.14 Закона о НКО):

  • наименование организации с указанием характера её деятельности и организационно-правовой формы;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью: структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации (п.1 ст.28 Закона о НКО);
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов организации;
  • условия и порядок приёма в члены организации и выхода из неё;
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы;
  • порядок использования имущества при ликвидации организации.

Также учредительные документы некоммерческого партнёрства должны содержать следующие условия о:

  • составе и компетенции органов управления;
  • порядке принятия ими решений, включая вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • порядке распределения имущества после ликвидации организации.

Изменения в устав некоммерческого партнёрства вносятся по решению его высшего органа управления.

Создание некоммерческого партнёрства

Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его госрегистрации. Для того, чтобы создать и зарегистрировать некоммерческое партнёрство , необходимо выполнить следующий алгоритм последовательных действий:

  1. Не позднее чем через 3 месяца с момента принятия решения о создании некоммерческого партнёрства учредители должны предоставить необходимые документы в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.
  2. В течение 14 рабочих дней происходит принятие решения уполномоченным органом или его территориальным подразделением о регистрации с последующим направлением сведений в регистрирующий орган.
  3. В течение 5 рабочих дней со дня получения сведений регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и уведомляет об этом уполномоченный орган.
  4. В течение 3 рабочих дней со дня получения информации уполномоченный орган выдает некоммерческому партнёрству свидетельство о госрегистрации.

Ликвидация некоммерческого партнёрства

Порядок ликвидации некоммерческого партнёрства регламентирован ст.61-65 ГК РФ и ст.18-21 Закона о НКО . Ликвидация такой организации может проводиться двумя способами:

  • в общем порядке - по решению органов управления организации;
  • в судебном порядке - при наличии нарушений законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

Ликвидация некоммерческого партнёрства как юридического лица влечёт его прекращение без правопреемства прав и обязанностей другими лицами (п.1 ст.61 ГК РФ).

Учётная политика и раскрытие информации некоммерческого партнёрства

Некоммерческие партнёрства в обязательном порядке должны разработать и вести свою учётную политику согласно требованиям ст.8 Закона о бухгалтерском учёте . Раскрывать учётную политику обязаны только некоммерческие организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично по законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе.

Следует отметить, что управляющие компании, созданные в виде некоммерческого партнёрства, также должны раскрывать сведения о своей деятельности и домах в управлении согласно Стандарту раскрытия информации (ПП РФ №731). В противном случае они понесут ответственность как за нарушение Стандарта и лицензионных требований, предъявляемых к управляющим компаниям.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!