Презентация "исламская цивилизация". Культура и цивилизация

Исламская цивилизация Учитель географии МБОУ СОШ №4 Ногинского м..р Пигуль Елизавета Игоревна Исламская цивилизация Одной из самых молодых цивилизаций Востока наряду с японской является исламская. Она начала формироваться лишь в VII в. Колыбель исламской цивилизации Колыбелью ее стал Аравийский полуостров - пустыня с полосой плодородных земель вдоль побережья, на которых выращивали зерно, финики, виноград, пряности, разводили овец и верблюдов. Древние города Аравии вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. А в аравийских пустынях жили кочевники-бедуины, занимавшиеся скотоводством и обслуживанием торговых караванов. Племена бедуинов враждовали друг с другом. Новая религия Этот пестрый в культурном и социально-экономическом отношении облик Аравии совершенно изменило появление новой религии. Ислам не только сыграл объединяющую и цивилизующую роль в судьбах арабов, он наряду с другими факторами привел к возникновению гигантского исламского мира. До принятия ислама До принятия ислама у арабов преобладали языческие верования, но на них оказывали сильное влияние иноземные религии. На севере и юге Аравии рядом с арабским населением мирно уживались христианские и иудаистские (еврейские) общины. Идея единобожия Еще до появления ислама арабские проповедники выступали с идеей единобожия. Одним из них был пророк Мухаммед (Магомет, 570-632), заложивший религиозные основы исламской цивилизации. Коран В Коране, священной книге ислама, содержались откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду. В них ясно прослеживается влияние христианства и иудаизма, хотя сам пророк считал, что эти религии лишь предшествовали исламу, с его более полными откровениями. Коран Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Идеи ислама Идеи ислама пронизаны фатализмом - верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому объективно этика ислама (в отличие от конфуцианской, католической или тем более протестантской) принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира. Джихад Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям ислама было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль в дальнейшей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), т. е. насильственное распространение ислама, является религиозным долгом мусульманина. И хотя сам Мухаммед советовал обращать людей в ислам "добрыми, мудрыми наставлениями", его последователи настаивали на том, что мусульмане должны вести войну с "неверными", пока те не покорятся исламу. Погибшим в этой войне открывается путь в рай. Но и для оставшихся в живых идея джихада была весьма привлекательна: участники сражения (похода) получали четыре пятых добычи, а остаток в качестве "доли Аллаха" раздавался бедным. Эпоха победоносных военных походов В 630 г. Мухаммед во главе войска мусульман без боя захватил арабский религиозный центр Мекку. Через два года Мухаммед умер, но вскоре под знаменем ислама объединились все арабские племена. Началась эпоха победоносных военных походов молодой исламской цивилизации. Эпоха победоносных военных походов Менее чем за три десятилетия мусульманские армии захватили византийские земли - Сирию, Палестину, Египет, Ливию, а также Персию и Магриб (север и северо-запад Африки). Завоевания продолжались и позднее, хотя и не столь интенсивно. В 711-718 гг. арабы овладели Испанией и даже предпринимали попытки перейти через Пиренеи, но войска франков отбили их набеги. На востоке границы арабских завоеваний достигали Кавказа, Средней Азии и реки Инд. Исламизация населения Во главе арабского государства стояли халифы. (духовные и светские правители), авторитет и власть которых были огромны. Их умелая экономическая политика быстро привела к исламизации населения захваченных территорий. Дело в том, что мусульмане платили в казну только десятину, а приверженцы иных вер - высокий поземельный налог (от одной до двух третей урожая) и подушную подать. Исламизация осуществлялась и путем смешанных браков. Распад Но огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, не отличалась прочностью. Едва сформировавшаяся государственность была не в силах сплотить воедино обширные регионы, разнородные в экономическом и культурном отношении. В центре и на местах различные группировки вели борьбу за политическое первенство. Распад В IX в. Халифат (так наиболее часто называют арабскую империю) стал распадаться на султанаты и эмираты. В дальнейшем на месте Халифата появились и другие мощные государственные образования. В XVI в. было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Еще раньше, в XV в., начала складываться могущественная Османская империя, считавшая себя преемницей Халифата. Культурные достижения То, что такие слова, как мокко и дамаст, арабеска и арак, халиф и минарет,- арабского происхождения, знают все. Но что такие слова, как бушлат, шапка, блуза, алкоголь, карусель, шах, чек, алгебра и цифра, заимствованы из арабского языка или через арабов попали в Европу, известно немногим. Значительное количество слов арабского происхождения в европейских языках говорит о том, что арабское влияние на европейскую культуру отнюдь не ограничивается только влиянием на архитектуру. Культурные достижения Мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство и тд. Культурное наследие Культурные достижения Спасибо за внимание

2 слайд

Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».

3 слайд

Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация - это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. «Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, чья цивилизацией не является, доклассовому и до государственному, до городскому и до гражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры», - отмечали известные российские культурологи С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством.

4 слайд

Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода - это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации. Цивилизации - это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным.

5 слайд

Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их. Цивилизация не совпадает с формацией, поскольку реализует как собственную преемственность во времени и пространстве, так и связь с другими цивилизациями. В отличие от формационного деления общества, связанного с производственно-экономическими отношениями, отношениями собственности, цивилизационное деление связывается с особенностями культуры. Поэтому, чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий «культура» и «цивилизация».

6 слайд

В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

7 слайд

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация - это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры - не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

Слайд 2

Задание на урок

Типы цивилизаций Этапы развития человеческого общества Признаки цивилизации Причины возникновения Виды цивилизаций Первичные цивилизации-карта

Слайд 3

«Брошенный камень»

Цивилизация-это…

Слайд 4

Слайд 5

Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский,государственный) - термин, впервые введенный в употребление Мирабо (1756)в работе «Друг людей». Первоначально употреблялся французскими просветителями для обозначения гражданского общества, которому присущи свобода, справедливость, правовой строй. Так, автор термина Мирабо писал «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». В дальнейшем содержание понятия "цивилизация" изменилось, в настоящее время данный термин, в частности обозначает этап развития общества, которому присущ определенный, достаточно высокий уровень духовно-культурных и технологических достижений общества, прогресс в искусствах и науках, интенсивное использованием письменности, появление комплекса политических и социальных институтов.

Слайд 6

Цивилизация - это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.

Слайд 7

Типы цивилизаций

Первичные- выросшие непосредственно из первобытности и частично сохранившие черты доисторического периода, Вторичные- цивилизации, впитавшие в себя культуру предшествовавших цивилизаций Современные

Слайд 8

Цивилизации традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт.Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт.Цивилизации срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления.Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм - для народов Запада.Цивилизации монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа.Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.Цивилизации аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями - всё, что роднило людей с землей.Цивилизации индустриальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от природы.Цивилизации континентальные, привязывающие народ к географическому пространству.Цивилизации морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства.Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам и существуют как бы в их пересечении.

Слайд 9

Типы цивилизаций

Слайд 10

Слайд 11

Общество земледельцев и скотоводов Использование металлов Имущественное расслоение Государство Письменность Религия Культура Культовые постройки Города Признаки

Слайд 12

Причины возникновения цивилизаций

  • Слайд 13

    Этапы развития человеческого общества

    Доисторический период- первобытная эпоха Исторический период- древний мир (история Греции и Рима- античность), средние века, новое время, новейшее время

    Почему производящий тип хозяйства и обработка металла являются основными предпосылками возникновения цивилизаций? Почему возникла цивилизация? Приведите три точки зрения. Какое открытие обозначило конец первобытной эпохи и начало исторического времени?

    Посмотреть все слайды






    Цивилизация - (от лат. civilis гражданский, государственный) термин, впервые введенный в употребление Мирабо (1756) в работе «Друг людей». Первоначально употреблялся французскими просветителями для обозначения гражданского общества, которому присущи свобода, справедливость, правовой строй. Так, автор термина Мирабо писал «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». В дальнейшем содержание понятия "цивилизация" изменилось, в настоящее время данный термин, в частности обозначает этап развития общества, которому присущ определенный, достаточно высокий уровень духовно- культурных и технологических достижений общества, прогресс в искусствах и науках, интенсивное использованием письменности, появление комплекса политических и социальных институтов.


    Цивилизация это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.




    Цивилизации традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт. Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт. Цивилизации срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления. Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм для народов Запада. Цивилизации монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа. Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов. Цивилизации аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями всё, что роднило людей с землей. Цивилизации индустриальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от природы. Цивилизации континентальные, привязывающие народ к географическому пространству. Цивилизации морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства. Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам и существуют как бы в их пересечении.












    Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.). Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.). Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны). Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).