"притча о слепых" - диагноз брейгеля духовному состоянию общества. Притча о слепых

Многие, хотя бы краем уха, слышали, что был такой голландский художник Брейгель. Но на самом деле была целая художественная династия. Её основателя Питера Брейгеля именуют Мужицким, а продолжателей - его детей - Питера и Яна - называют Адским и Бархатным.

Отец одним из первых в мире обратился к народной теме и раскрыл ее наиболее ярко. Наблюдая происходящее будто с высоты птичьего полета и разделяя композицию на отдельные эпизоды, он показал безумие мира. Его полотна напоминают прямо-таки броуновское движение.

В числе самых странных работ, созданных с использованием такого приема, является картина «Нидерландские пословицы» . На ней - почти 100 сцен, лихо высмеивающих лицемерие, жадность, тщеславие и многие другие пороки.

Всё полотно довольно небольшое - всего 117х164 сантиметров, но чтобы рассмотреть всё понадобится много времени. Тем более, что там ещё есть и броские подписи. Это напоминает современные книги-гляделки, комиксы и виммельбухи, которые очень нравятся не только детям.

Порой миниатюры сложно расшифровать, некоторые сценки многозначны, какие-то выражения просто исчезли из языка... Хотя несомненно, что его современникам всё там было предельно ясно и, говоря нынешним языком, по приколу.

Большинство же составляющих понятно и нам сейчас. Эти пословицы используются до сих пор почти по всему миру. Ведь пороки, увы, остаются и даже часто усиливаются...

Есть на полотне совсем маленькие фигурки, например, трое людей с длинными палками, бредущих у берега моря на заднем плане. Пословица, изображенная на этой сценке, взята из Евангелия от Матфея.

Фарисеи считали, что человек бессилен перед лицом рока. Иисус Христос сказал про них: «...всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они - слепые вожди слепых ; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Известную притчу часто включали в различные собрания назидательных историй, популярных в ту эпоху. Произошедшая он неё пословица обличала глупость и незнание, которые приводят к плачевным результатам.

К сожалению, глупость человеческая неискоренима и вечна, а слепые и калеки тогда постоянно ходили по дорогам, просили милостыню по всем городам, деревням и прочим весям.

В связи с популярностью и узнаваемостью сюжета через девять лет Питер Брейгель Старший создал на ту же тему было полноценное полотно, ставшее, пожалуй, самым наиболее известным и значительным его творений - «Притча о слепых» или просто - «Слепые».

К сожалению, оригинал дошел до нас далеко не лучшем виде, но зато существует сразу несколько более поздних копий, позволяющих понять первоначальный замысел художника.

На картине - шесть слепых, опираясь на посохи и держась друг за друга, гуськом спускаются вниз. Движутся они слева направо по нисходящей. Именно это направление движения становится важным ключом к пониманию смысла.

Обращает на себя внимание также находящаяся по центру невдалеке устремленная в небо церковь. Она противопоставляется слепцам. «Притча о слепых» - диагноз Брейгеля Старшего духовному состоянию общества.

Первый из слепых оступился и уже упал в воду - в нелепой позе он выглядит совершенно беспомощно. Второй, запнувшись, тоже летит вниз следом за ним, увлекая за собой третьего, который все больше наклоняется вперед.

Все остальные, идущие цепочкой за поводырем, пока даже совершенно ничего не подозревают о случившемся, но они уже также неизбежно обречены . Это - просто дело нескольких секунд... В данном случае.

При следовании же за уже давно павшими духовными слепцами, душевное падение последователей может растянуться на годы и даже на всю жизнь, но оно также неизбежно.

Жестокое отношение к слепым в Нидерландах в то время характеризуется потехой, когда слепым выдавали крепкие палки, с помощью которых они должны были до смерти забить поросенка. Часто они ошибались, осыпая ударами друг друга, что вызывало у публики неимоверное веселье.

Драматизм подчеркивается достоверностью деталей: игрой на лютне, которую нес упавший поводырь, они зарабатывали себе на жизнь. Изображения слепых также очень реалистичны. Об этом свидетельствуют авторитетные офтальмологи.

Например, французский доктор Антуан Торрильон пишет: «У одного... роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, - явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».

Он ехидно рассказывает, как воспринимали ухудшение зрения нидерландские медики XVI века: считалось, что человек хуже видел из-за "ядовитых паров, подымавшихся из желудка и оседавших в мозгу", поэтому надо было, "освежив дыхание гвоздикой или сладким укропом, подуть в глаз страждущему..."

Человек, невидящие глаза которого обращены на зрителя, скорее всего, ранее был зряч, но потом потерял зрение в драке или был наказан за преступление (за воровство могли отрубить кисть руки и/ или выколоть глаза).

В целом же, запечатленное на картине растянутое падение слепых, представляет собой не только наглядный пример глупости, но и общую душевно-духовную слепоту мира. Эту работу сравнивают с пляской смерти. Ведь на полотне - бренность и хрупкость человеческой жизни.

Катерина Маслова

(1525-1569) — южнонидерландский художник, который также известен под прозвищем «Мужицкий». Представитель целой семьи знаменитых художников. Картины живописца находятся в самых крупных музеях мира, включая Музей истории искусств в Вене, Музей Прадо в Мадриде, музей Метрополитен в Нью-Йорке, Лувр в Париже и другие. Здесь хотелось бы остановиться на одной из самых примечательных картин нидерландского художника, которая называется «Слепые» или «Притча о слепых» .

Картина «Слепые» была написана в 1568 году. В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя. Сюжет полотна описывает одну из притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча носит не прямой характер, а скорее — аллегорический. Слепцы не по физическому недостатку, а по своей недальновидности, объединяясь и надеясь друг на друга, которых не ведёт «видящий», неминуемо упадут в «яму». Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Группа слепых, которые держатся один за другого, идут вперёд, ведомые своей ничем необоснованной уверенностью. Первый человек падает в яму, за ним следует второй, и третий уже начинает спотыкаться, чтобы последовать за впереди идущими. Те, кто находятся дальше, ещё не подозревают, что ждёт их впереди, но они также упадут в овраг с водой.

Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. По всей видимости, группе людей ничто не угрожает, так как яма заполнена водой и неглубока. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. Если посмотреть на лица «слепых», то можно увидеть, что они изображены нарочито уродливыми и страшными. Такими он изобразил их вовсе не потому, что как-то хотел оскорбить людей, лишённых зрения, так как о слепых людях, как таковых, здесь вообще не идёт речи. В гримасах людей отображены все пороки человечества — лживость, лицемерие, похоть, жадность, коварство, злоба, жестокость. Именно эти пороки, которые заставляют людей быть слепыми к истинным ценностям жизни, ведут человека к ямам, каждая из которых становится всё глубже и глубже…

Шедевр мировой живописи «Слепые» стал последней картиной художника. Питер Брейгель будто выразил своё отношение к людям перед своим уходом. Известно, что перед смертью он работал над ещё одной картиной, которая называлась «Торжество правды», но до наших дней она не сохранилась.

Питер Брейгель Старший — Слепые (Притча о слепых)

Мечтаете о том, чтобы в вашем доме стало красиво, уютно и комфортно? Заходите в интернет магазин мебели «Мебелюка», где вы сможете найти всё, что вам необходимо. Диваны, кресла, столы, шкафы, комоды и другая мебель отличного качества.

Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Притча о слепых». Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших художников-мудрецов в искусстве Северного Ренессанса. «Притча о слепых» – картина, имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12–19).

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны. Взгляд зрителя, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение – от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц. И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер.

По существу, Брейгель берет реальный факт. Но художник доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Только один, падающий слепец обращает к нам лицо – оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц. Этот взгляд завершает путь слепцов– жизненный путь людей. Но тем более чист – безлюден и чист – пейзаж, перед которым спотыкается один слепец и которого уже не заслоняет другой. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Мир спокоен и вечен. Человечна природа, а не люди. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет – стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом– выдает ее трагическую и напряженную безысходность.

В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Христос сказал, имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов, и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства... хуления». Вероятно, Брейгель соотносил этот сюжет картины с теми спорами, которые кипели тогда вокруг деталей религиозного обряда. После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568; Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника, и стремление возвратиться к былой гармонии, и сознание невозможности такого возвращения.

По «дороге жизни» шагает старик в монашеском одеянии и низко надвинутом на лицо капюшоне. Из-за краев капюшона выступают длинный крючковатый нос старика и остроконечная седая борода; видны также кисти его рук, сложенные в молитвенном жесте. Старик благочестив? Скорее лицемерен, о чем свидетельствует высовывающийся из-под монашеского одеяния красный, имеющий форму сердца, туго набитый кошелек. В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце». Кошелек этот срезает ножом подкравшийся сзади оборванец-воришка, тело которого заключено в прозрачный шар, символизирующий собой мир.

Перед стариком на том месте дороги, куда он направляет свои шаги, лежат металлические колючки, словно нарочно подброшенные ему под ноги. Колючки выполняют роль, подобную несущим в себе опасность ямам, канавам и прочему. Еще шаг — и старик будет наказан.

Питер Брейгель Старший. «Мизантроп». 1568. Национальный музей, Неаполь. Внизу круга размещены слова: «Так как мир столь коварен,
я иду в траурных одеждах». Два персонажа: мрачный монах-отшельник
и злобный карлик, крадущий кошелек

Вдали на равнине виднеется маленькая фигурка Доброго пастыря с окружающим его стадом белых и черных овец, а у горизонта – ветряная мельница: частый мотив у .

Многие считают, своей картиной «Мизантроп » мастер задал зрителю не столь сложную загадку, как обычно. Они сводят смысл картины к начертанным на фламандском языке словам: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Если бы монах был добродетелен, он бы, действительно, мог стать символом оплакивания пороков, свойственных людям. Так как монах — мизантроп (человеконенавистник), смысл картины, на мой взгляд, становится другим…

ПО ДОРОГАМ БРЕДЕТ ЛИЦЕМЕРИЕ, ВСЕ ОБОРАЧИВАЮЩЕЕ
НАИЗНАНКУ: ДОБРО ЗЛОМ, СВЕТ ТЬМОЮ, ПРАВДУ ЛОЖЬЮ.
ЛИЦЕМЕРИЕ НЕ МЕНЕЕ СТРАШНО, ЧЕМ ДРУГИЕ ПОРОКИ: ДУШЕГУБСТВО, ВОРОВСТВО, ПЬЯНСТВО, ЛЕНОСТЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ…


Питер Брейгель Старший. «Калеки». 1568

Которые цепочкой движутся вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой падает на него. Третий, связанный со вторым посохом , последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чём не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые - они были ослеплены насильственно.

Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых (Матф. ): «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Вот как описал впечатление от этого произведения австрийский историк искусства Макс Дворжак в книге «История искусства как история духа»:

С возвышения, которое подчёркнуто острыми крышами двух крестьянских домов в верхнем левом углу картины, спускаются по плотине слепые. Последние из них движутся еще в привычном темпе, вертикально, медленно, шаг за шагом, как автоматы. Они ещё не знают, что случилось впереди. Плотина делает поворот, вожак этого не замечает и падает через откос в углубление, которое в правом нижнем углу образует контрапост подымающимся крышам домов в левом углу. Между этими двумя полюсами и развёртывается теперь трагическая судьба. Слепые, связанные друг с другом руками, положенными на плечи, и шестами, образуют цепь, которая внезапно, благодаря тому, что вожак оступился, натягивается с большою силою. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. Обе средние фигуры уже готовы упасть, и механическое шагание вперед превращается у них в неуверенное спотыкание; слепой сзади вожака падает, а там, дальше, пропасть поглощает уже и вожака. В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой; начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня, или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, - как говорит Ромдаль, - видно ступенчатое нарастание страха», и всё это делается ещё более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Так строится на подвижном контрапостном действии барочной пространственной диагонали грандиозная по трагизму тема. Подобно тому, как композиционная диагональ резко и словно безжалостно противопоставлена красивому течению линий и гармоническому распределению масс в пейзаже, так, с другой стороны, безмятежность и неподвижный покой этого пейзажа резко контрастируют с разыгрывающейся на его фоне катастрофой. Кроме охваченных ею, нигде не видно ни одного человека, - только корова спокойно пасётся на берегу пруда, в который падают слепые. Природа безучастна, и даже покажись она теснее связанной с индивидуальной человеческой судьбой, то это слияние лишь однократно; судьба человека - ничто в сравнении с всеобщностью природы и её непреложными законами. Гибель слепых - чередование моментов вторжения природы в индивидуальную судьбу, моментов, следующих друг за другом так быстро, что художник мог изобразить их как одно страшное мгновение, однако природа непреходяща, и она пребывает по ту сторону от человеческих масштабов, с которыми связано жалкое человеческое существование.

Фигуры старой притчи приобретают у художника всеобщую глубокую человеческую значительность. «У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы», - говорит Ромдаль, который сравнивает - со стороны полнейшей законченности в овладении темой - картину Брейгеля с «Тайной вечерей » Леонардо… «Брейгель изображает маленький, потрясающий, но по своему значению повседневный эпизод. Где-то несколько бедных слепых сделалось жертвами несчастного случая. Никто не обратит на это внимания, вряд ли даже, что один или другой их родственник прольёт по ним слезу; жизнь в природе и жизнь людей идёт своим чередом дальше, как будто только лист упал с дерева. Но в том-то и заключается новое, что такой незначительный факт, с такими незначительными героями поставлен в центр мировосприятия. То, что кажется, случаем, единичным, временно и местно ограниченным, то, что представляется исторически незначительным событием, воплощает судьбу, которой никто не может избежать и которой человечество в своей всеобщности слепо подчинено. Вечные незыблемые законы и силы природы и жизни господствуют над волей, страданием и ощущением; они безжалостно определяют жизнь отдельного человека, и там, где мы думаем вести, нас, оказывается, ведёт скрытое для нашего понимания назначение, словно незрячих в пропасть».

Некоторые искусствоведы идентифицируют изображённую Брейгелем церковь как церковь св. Анны в бельгийском Дильбеке .

Примечания

Литература

  • Rose-Marie und Rainer Hagen: Meisterwerke im Detail Band 2, Taschen Verlag Köln 2003. ISBN 3-8228-1371-0
  • Sudhoff, Heinke: Ikonographische Untersuchungen zur "Blindenheilung" und zum "Blindensturz". Ein Beitrag zu Pieter Bruegels Neapler Gemälde von 1568. Bonn 1981.
  • MAX DVOŘÁK, Kunstgeschichte als Geistesgeschichte Studien zur Abendländischen Kunstentwicklung, München (1924)
  • Дворжак M. История искусства как история духа / Пер. с немецкого А. А. Сидорова, В. С. Сидоровой, А. К. Лепорка, под общей ред. А. К. Лепорка. - СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001. - 336 с. - (Мир искусств).
  • Львов С. Л. Питер Брейгель старший. - М. : Искусство, 1971. - 204 с. - (Жизнь в искусстве).