Скульптура посейдона в порту европейской столицы. Статуи греческих Богов – мировое скульптурное наследие

«Посейдон с мыса Артемисион» или «Бог с мыса Артемисион» - бронзовый подлинник античной эллинистической греческой статуи V в. до н. э., найденный в 1926 году ныряльщиками за губками в Эгейском море у мыса Артемисион (греч.) русск. (на севере острова Эвбеи) вместе со «Всадником с мыса Артемисион» в районе кораблекрушения и поднятый на поверхность в 1928 году . Статуя изображает неустановленного бога, предположительно Посейдона или же Зевса , замахивающегося, чтобы метнуть не сохранившееся до наших дней оружие: копье, трезубец (атрибут Посейдона) или молнию (атрибут Зевса Керавновола - «Мечущего молнии»). Статуя входит в число редких бронзовых подлинников, дошедших до наших дней.

Посейдон с мыса Артемисион . 460-450 гг. до н.э.
Бронза. Высота 2,09 м
Национальный археологический музей , Афины
Изображения на Викискладе

Находка

Посейдон или Зевс

Наиболее популярной была версия о том, что статуя изображает Посейдона; но установить это невозможно, так как оружие, которое было в руках у бога, потеряно. Проблема с идентификацией статуи как морского владыки состоит в том, что если бы он держал трезубец , то это оружие загораживало бы лицо и нарушало линию профиля. Иконографические параллели с монетами и вазописью той же эпохи показывают, что подобная композиция крайне маловероятна. Впрочем, трезубец мог быть очень коротким, что решило бы проблему. С другой стороны, сохранился обширный ряд бронзовых статуэток меньшего размера (начиная с конца VII века до н. э.), которые повторяют ту же самую позу и представляют Зевса с молнией . Так что в наши дни принято считать, что, скорее всего, это изображение Зевса; впрочем, мнения остаются разделёнными.

Описание

У статуи пустые глазницы, которые изначально были инкрустированы, возможно, слоновой костью, брови были выполнены из серебра, губы и соски из меди. В число возможных авторов статуи записывают Агелада , Каламида или Мирона .

Примечания

Литература

  • Mylonas in American Journal of Archeology 48 (1944) pp 143ff. A case for the subject as Zeus.
  • Mattusch, Carol C. 1988. Greek Bronze Statuary: From the Beginnings Through the Fifth Century B.C. (Ithaca:Cornell University Press) pp. 150–53.
  • Gisela M.A. Richter, reviewing H. G. Beyen, La Statue d’Artemision in 35 .2 (April 1931), pp. 242–243; C. A. Robinson, Jr., «The Zeus Ithomatas of Ageladas», American Journal of Archaeology 49 .2 (April 1945, pp. 121–127) p. 127, note 40.
  • Karouzos, «Ho Poseidon tou Artemisiou» Deltion 13 (1930-31) pp 41–104, and «The find from the sea off Artemision», Journal of the Hellenic Society 49 (1929).
  • John Boardman, «Greek art and architecture», in J. Boardman, J. Griffin and O. Murray, eds. Greece and the Hellenistic World (Oxford History of the Classical World , vol. I), 1988, illus. p. 284.

Есть много исторических фактов, относящихся к греческим Статуям (в которых мы не будем углубляться в этой подборке). Однако, не обязательно иметь диплом историка, чтобы восхититься невероятным мастерством исполнения этих великолепных скульптур. Действительно бесконечные произведения искусства, эти 25 самых легендарных греческих статуй - шедевры разных пропорций.

Атлет из Фано

Известная итальянским именем Атлет из Фано, Победоносная молодость - греческая бронзовая скульптура, которая была найдена в море Фано на Адриатическом побережье Италии. Атлет из Фано был построен между 300 и 100 годами до н.э и в настоящее время находится среди коллекций Музея Дж. Пола Гетти в Калифорнии. Историки полагают, что статуя была однажды частью группы скульптур победных атлетов в Олимпии и Дельфи. Италия до сих пор хочет вернуть скульптуру и оспаривает её вывоз из Италии.


Посейдон с мыса Артемисион
Древняя греческая скульптура, которая была найдена и восстановлена у моря Мыса Артемисион. Бронзовый Артемисион, как полагают, представляет или Зевса, или Посейдона. Все еще ведутся дебаты по поводу этой скульптуры, потому что ее недостающие удары молнии исключают возможность, что это - Зевс, в то время как ее недостающий трезубец также исключает возможность, что это - Посейдон. Скульптура всегда связывалась с древними скульпторами Майроном и Онатасом.


Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии - 13-метровая статуя, с гигантской сидящей на троне фигурой. Эта скульптура была создана греческим скульптором по имени Фидий и в настоящее время находится в Храме Зевса в Олимпии, Греция. Статуя сделана из слоновой кости и древесины и изображает греческого бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном золотом, черным деревом и другими драгоценными камнями.

Афина Парфенонская
Афина Парфенонская - гигантская статуя из золота и слоновой кости греческой богини Афины, обнаруженной в Парфеноне, что в Афинах. Сделанная из серебра, слоновой кости и золота, она была создана известным древним греческим скульптором Фидием и рассматривается сегодня, как самый известный культовый символ Афин. Скульптура была разрушена пожаром, который имел место в 165 до н.э, но была восстановлена и размещена в Парфеноне в 5-ом столетии.


Дама из Осера

75 сантиметровая Дама из Осера - критская скульптура, в настоящее время размещенная в Лувре в Париже. Она изображает архаичную греческую богиню в течение 6-ого столетия, Персефон. Хранитель из Лувра по имени Максим Коллиньон нашел мини-статую в хранилище Музея Осера в 1907. Историки полагают, что скульптура была создана в течение 7-ого столетия в греческий переходный период.

Антиной Мондрагон
Мраморная статуя 0.95 метра высотой изображает бога Антиноя среди массивной группы культовых статуй, построенных, чтобы поклоняться Антиною, как греческому богу. Когда скульптура была найдена во Фраскати в течение 17-ого столетия, то была идентифицирована из-за его полосатых бровей, серьезного выражения, и взгляда, который был направлен вниз. Это творение было куплено в 1807 для Наполеона и в настоящее время показывается в Лувре.

Аполлон Странгфорда
Древняя греческая скульптура сделала из мрамора, Странгфордский Аполлон был построен в период между 500 и 490 до н.э и был создан в честь греческого бога Аполлона. Его обнаружили на острове Анафи и назвали в честь дипломата Перси Смита, 6-ого виконта Странгфорда и настоящего владельца статуи. Аполлон в настоящее время размещается в 15-ой комнате британского Музея.

Кройсос из Анависоса
Обнаруженный в Аттике, Кройсос из Анависоса - мраморный курос, который когда-то служил надгробной статуей для Кройсоса, молодого и благородного греческого воина. Статуя является известной своей архаичной улыбкой. 1.95 метра высотой, Кройсос - автономная скульптура, которая была построена между 540 и 515 до н.э и в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин. Надпись под статуей гласит: “остановитесь и поскорбите у надгробия Кройсоса, которого убил неистовый Арес, когда он был в передних рядах.”

Битон и Клеобис
Созданные греческим скульптором Полимидисом, Битон и Клеобис - пара архаичных греческих статуй, созданных Аргивянами в 580 до н.э, чтобы поклоняться двум братьям, связанным Солоном в легенде под названием Истории. Статуя теперь находится в Археологическом Музее Дельфи, Греция. Первоначально построенные в Аргосе, Пелопоннесе, пара статуй была найдена в Дельфи с надписями на основе, идентифицирующими их, как Клеобис и Битон.

Гермес с младенцем Дионисом
Созданный в честь греческого бога Гермеса, Гермес Праксителя представляет Гермеса, несущего другого популярного персонажа в греческой мифологии, младенца Диониса. Статую сделали из Паросского мрамора. Как полагают историки, она была построена древними греками во время 330 до н.э. Она известна сегодня, как один из большинства оригинальных шедевров великого греческого скульптора Праксителя и в настоящее время размещается в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Александр Великий
Статуя Александра Великого была обнаружена во Дворце Пеллы в Греции. Покрытая мраморным напылением и сделанная из мрамора, статуя была построена в 280 до н.э, чтобы чтить Александра Великого, популярного греческого героя, который прославился по нескольким частям мира и провел сражения против персидских армий, особенно в Гранисусе, Иссуе и Гаугамеле. Статуя Александра Великого теперь демонстрируется среди греческих коллекций произведений искусства Археологического Музея Пеллы в Греции.

Кора в Пеплосе
Восстановленная из Афинского Акрополя, Кора в Пеплосе - стилизованное изображение греческой богини Афины. Историки полагают, что статуя была создана, чтобы служить исполненным по обету предложением во время древних времен. Сделанная во время Архаичного периода греческой истории искусств, Кора характеризуется жесткой и формальной позой Афины, ее величественных локонов и архаичной улыбки. Статуя первоначально появилась в множестве цветов, но только следы её оригинальных цветов могут наблюдаться сегодня.

Эфеб с Антикитеры
Сделанный из прекрасной бронзы, Эфеб с Антикитеры - статуя молодого человека, бога или героя, держащего сферический объект в его правой руке. Будучи творением пелопоннесской бронзовой скульптуры, эту статую восстановили в области кораблекрушения около острова Антикитера. Как полагают, она является одной из работ известного скульптора Ефранора. Эфеб в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин.

Дельфийский возничий
Более известный, как Хениокос, Возничий Дельфи - одна из самых популярных статуй, которые пережили Древнюю Грецию. Эта бронзовая статуя в натуральную величину изображает водителя колесницы, который был восстановлен в 1896 в Прибежище Аполлона в Дельфах. Здесь он был изначально установлен в течение 4-ого столетия, чтобы увековечить память победы команды колесницы в древних спортивных состязаниях. Первоначально часть массивной группы скульптур, Дельфийский Возничий теперь показан в Археологическом Музее Дельф.

Гармодий и Аристогитон
Гармодий и Аристогитон были созданы после учреждения демократии в Греции. Созданные греческим скульптором Антенором, статуи были сделаны из бронзы. Это были первые статуи в Греции, за которые заплатили из государственных средств. Целью создания было почтить обоих мужчин, которых древние Афиняне приняли, как выдающиеся символы демократии. Первоначальным местом установки был Керамеикос в 509 году нашей эры, наряду с другими героями Греции.

Афродита из Книдоса
Известный, как одна из самых популярных статуй, созданных древним греческим скульптором Праксителем, Афродита из Книдоса была первым представлением в натуральную величину нагой Афродиты. Пракситель построил статую после того, как он был уполномочен Косом создать статую, изображающую красивую богиню Афродиту. Помимо статуса культового изображения, шедевр стал достопримечательностью в Греции. Его оригинальная копия не пережила массивный пожар, который однажды имел место в Древней Греции, но ее точная копия в настоящее время выставлена в Британском Музее.

Крылатая Победа Самотраки
Созданную в 200 году до н.э. Крылатую Победу Самотраки, изображающую греческую богиню Нику, рассматривают сегодня, как самый большой шедевр Эллинистической скульптуры. Она в настоящее время показывается в Лувре среди самых знаменитых оригинальных статуй в мире. Она была создана в период между 200 и 190 до н.э., но не для того, чтобы почтить греческую богиню Нику, а в честь морского сражения. Крылатая Победа была установлена македонским генералом Деметриусом, после его военно-морской победы на Кипре.

Статуя Леонида I в Фермопилах
Статуя Спартанского короля Леонида Первого в Фермопилах была установлена в 1955, в память о героическом короле Леонидасе, отличившемся во время Сражения против персов в 480 до н.э. Знак был помещен под статуей, которая гласит: “Приди и Возьми”. Именно это произнес Леонидас, когда король Ксеркс и его армия попросили, чтобы они сложили свое оружие.

Раненный Ахиллес
Раненый Ахиллес является изображением героя Илиады по имени Ахиллес. Этот древний греческий шедевр передает его мучения перед смертью, будучи раненным смертельной стрелой. Сделанная из алебастрового камня, оригинальная статуя в настоящее время располагается в резиденции Achilleion королевы Елизаветы Австрийской в Кофу, Греция.

Умирающий Галл
Также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор, Умирающий Галл - древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.

Лаокоон и его сыновья
Статуя, в настоящее время расположенная в Ватиканском Музее в Риме, Лаокоон и его Сыновья, также известна, как Группа Лаокоона и была первоначально создана тремя великими греческими скульпторами из острова Родос, Агесендером, Полидорусом и Атенодоросом. Эта статуя в натуральную величину сделана из мрамора и изображает троянского священника по имени Лаокоон, вместе с его сыновьями Тимбрэусом и Антифантесом, задушенными морскими змеями.

Колосс Родосский
Статуя, изображающая греческого Титана по имени Гелиос, Колосс Родосский был сначала установлен в городе Родосе в период между 292 и 280 до н.э. Признанная сегодня, как одно из Семи Чудес Древнего Мира, статуя была построена, чтобы праздновать победу Родоса над правителем Кипра в течение 2-ого столетия. Известная, как одна из самых высоких статуй Древней Греции, оригинальная статуя была уничтожена землетрясением, которое поразило Родос в 226 до н.э.

Дискобол
Построенный одним из лучших скульпторов Древней Греции в течение 5-го столетия - Мироном, Дискобол был статуей, первоначально помещенной у входа на Стадион Панатинайкон в Афинах, Греция, где первое мероприятие Олимпийских Игр было проведено. Оригинальная статуя, сделанная из алебастрового камня, не переживала разрушение Греции и никогда не восстанавливалась.

Диадумен
Найденный у острова Тилос Диадумен - древняя греческая скульптура, которая была создана в течение 5-ого столетия. Оригинальная статуя, которая была восстановлена в Тилосе, в настоящее время входит в коллекции Национального Археологического Музея в Афинах.

Троянский конь
Сделанный из мрамора и покрытый специальным бронзовым напылением, троянский конь - Древняя греческая скульптура, которая была построена между 470 до н.э и 460 до н.э, чтобы представлять троянского коня в Илиаде Гомера. Оригинальный шедевр пережил опустошение Древней Греции и в настоящее время находится в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

3) Древнеримская армия (лат. exercitus , ранее - classis ) - регулярное войско Древнего Рима, один из основных элементов римского общества и государства.

Во время расцвета Древнего Рима общая численность армии обычно составляла до 100 тыс. человек, но могла увеличиваться до 250-300 тыс. чел. и более. Римская армия имела лучшее для своего времени вооружение, опытный и хорошо подготовленный командный состав, отличалась жёсткой дисциплиной и высоким военным искусством полководцев, применявших самые совершенные способы ведения боевых действий, добиваясь полного разгрома противника.

Основным родом войск являлась пехота. Флот обеспечивал действия сухопутных войск на приморских направлениях и переброску армий на территорию противника по морю. Значительное развитие получило военно-инженерное дело, устройство полевых лагерей, умение совершать быстрые переходы на большие расстояния, искусство осады и обороны крепостей.

Основной организационной и тактической единицей армии являлся легион . Со второй половины IV века до н. э. легион состоял из 10 манипул (пехота) и 10 турм (конница), с первой половины III века до н. э. - из 30 манипул (каждая из которых делилась на две центурии ) и 10 турм . Всё это время численность его оставалась неизменной - 4,5 тыс. человек, включая 300 всадников. Тактическое расчленение легиона обеспечивало высокую манёвренность войск на поле боя. Со 107 года до н. э. в связи с переходом от милиционной к профессиональной наёмной армии легион стал делиться на 10 когорт (каждая из которых объединяла три манипулы ). В состав легиона также входили стенобитные и метательные машины и обоз. В I веке н. э. численность легиона достигла прим. 7 тыс. чел. (в том числе ок. 800 всадников).

Билет №5

.Армия в Древнем Египте: от военных поселений до боевых колесниц и флота В условиях существующей внешней угрозы и стремления фараонов расширять свои владения и сферу интересов сильная армия становилась залогом успешности любых военных кампаний. Военная каста и элита начали выделяться весьма рано, еще в додинастический период, когда только происходил процесс образования номов. К периоду развития Древнего Царства уже существовала регулярная армия, в основном в форме военных поселений. Их располагали на тех направлениях, откуда можно было ожидать угрозу. Больше всего таких поселений локализовалось в районе нижнего течения Нила, где высока была вероятность нападения соседних азиатских племен.
Постепенно сеть крепостей и оборонительных сооружений ширилась. Их строили с соблюдением всех принципов безопасности и практичности, в первую очередь учитывая оснащение водой. Естественно, усиление и укрепление позиции царства способствовало количественному и качественному увеличению армии. К Новому Царству она достигла расцвета. В этот период она представляла собой хорошо организованные и оснащенные отряды, активно использующие разнообразную военную технику и приспособления для штурма и покорения городов и поселений. Невольным провокатором реорганизации армии стало завоевание египтян гиксосами в эпоху Среднего Царства. Слабое техническое развитие в то время не позволило оказать должного сопротивления, ведь этот народ имел боевые колесницы и конницу, которых у воинов Египта не было на вооружении. А в состав армии при Новом Царстве уже входили не только сухопутные войска, но и военные парусные корабли, приспособленные для абордажа и протаранивания судна врага.
Военный корабль в древнем Египте
Точно также усложнялась и совершенствовалась военная тактика и стратегия – продумывался порядок расположения на поле битвы отрядов пехоты, лучников, колесниц, некоторые битвы осуществлялись при дополнительной поддержке флота.
2.Военные походы египетских правителей: покорение новых территорий и расширение государства Египет в целом сложно было назвать государством, проводящим очень агрессивную экспансивную политику. Несомненно, захватнические и грабительские походы являлись неотъемлемой частью египетской истории. При этом фараоны в основном проводили превентивные либо ответные военные походы и операции против своих основных врагов – нубийцев и народов, живших за Синаем. О самых ранних военных походах древних египтян известно немного. Сохранилась более подробная информация об операциях во времена Древнего Царства. Речь идет об успешных экспедициях фараона Пиопи II. Его интересовали природные богатства полуострова Синай – вот за ними он и отправился, не довольствуясь обмениваемой на египетское зерно медью, добываемой местными племенами. Необходимо было «держать в узде» и воинственные нубийские племена, не всегда желающие платить положенную дань.
Фараон Яхмос – первый правитель Нового Царства. Он прекрасно осознавал, что государственная мощь опирается на хорошо организованную армию, поэтому прилагал усилия для ее модернизации. За время своего царствования он предпринял, как минимум, несколько широкомасштабных военных экспедиций. Среди них известны походы против тех же нубийцев, вышедших из-под контроля, и гиксосов, дабы отбить у них охоту нападать на Египет. Для этого Яхмосу пришлось в течение нескольких лет осаждать палестинские крепости, где эти племена обосновались, поскольку они оказывали серьезное сопротивление. В середине первого тысячелетия до н. э. территория Древнего Египта была существенно увеличена благодаря походам Аменхотепа I и его сына Тутмоса I – Северная Нубия покорилась окончательно. Одним из самых известных фараонов-завоевателей и величайших стратегов можно назвать Тутмоса III (15 в до н. э.). При нем границы Египта заметно расширились, а битва при Мегиддо вошла в историю, причем не только как крупнейшее сражение тех лет, но и первая детально описанная полевая баталия с продуманной тактикой и стратегией. Впоследствии Тутмос завоевал полностью Сирию и Палестину. Военный поход фараона Тутмоса III
Также он регулярно возвращался в захваченные местности с новыми операциями для закрепления военного успеха, строил там крепости и фортификационные сооружения. Остальные государства платили ему щедрую дань, лишь бы избежать военных столкновений с обученной многотысячной египетской армией. В начале 14 в. до н. э. к власти пришел фараон Рамзес II. При нем произошло весьма знаковое для египетской истории сражение при Кадеше в рамках войны с народом хетти. Утомительная и сложная битва завершилась, в конце концов, подписанием спустя почти 2 десятилетия мирного договора. Кстати, данный документ считается древнейшим международным соглашением. Военные походы позволяли египетским фараонам пополнять казну и обеспечивать страну рабочей силой – военнопленными рабами. Также они способствовали развитию искусства, скульптуры и архитектуры за счет притока талантливых ремесленников и мастеров, заимствования новых технологий и культурной восприимчивости.

2) Боги пер­во­го по­ко­ле­ния


Уран – оли­це­тво­ре­ние неба, су­пруг Геи

Гея – оли­це­тво­ре­ние земли, су­пру­га Урана

Эрос – оли­це­тво­ре­ние любви

Гип­нос – оли­це­тво­ре­ние сна

Та­на­тос – оли­це­тво­ре­ние смер­ти

Ти­та­ны, или боги вто­ро­го по­ко­ле­ния

Кро­нос – пер­вое вер­хов­ное бо­же­ство

Про­ме­тей – титан вто­ро­го по­ко­ле­ния. Дал людям огонь и ре­мес­ла

Бо­ги-олим­пий­цы

Стар­шие боги (Кро­ни­ды, то есть дети Кро­но­са)

Зевс – вер­хов­ный бог после свер­же­ния Кро­но­са, бог-гро­мо­вер­жец

Гера – жена Зевса, вер­хов­ная бо­ги­ня, по­кро­ви­тель­ни­ца брака

По­сей­дон – бог мор­ской сти­хии

Аид – вла­ды­ка цар­ства мерт­вых

Млад­шие боги

Апол­лон – бог света, по­кро­ви­тель ис­кусств

Арес – бог войны

Афина – бо­ги­ня муд­ро­сти, наук и спра­вед­ли­вой войны

Аф­ро­ди­та – бо­ги­ня любви

Гер­мес – бог тор­гов­ли и хит­ро­сти, по­слан­ник богов

Ди­о­нис – бог ви­но­де­лия и ве­се­лья

Дру­гие боги и су­ще­ства

Ти­та­ны, ат­лан­ты, ге­ка­тон­хей­ры, цик­ло­пы, музы, ги­ган­ты, са­ти­ры, кен­тав­ры и др.

3) Особо внушительными представляются достижения материальной культуры и техники древних римлян. Достаточно обратиться к архитектуре. Именно римляне изобрели новый строительный материал – бетон, который со II – I веков до нашей эры получил широкое распространение и обеспечил повышенную прочность римских построек. Именно римляне усовершенствовали арку и стали первыми использовать сводчато-замковую конструкцию, вытеснившую греческие ордеры. Особенностью этой конструкции была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивался замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упругости. Эта конструкция стала применяться со II века до нашей эры для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий; мосты порой превышали длиной 3 км, если вспомнить знаменитый, к сожалению, не сохранившийся, мост Траяна (98 – 117 годы) через реку Дунай. Акведуки, или водоводы, поднимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и достигали десятков и даже сотен километров; самым знаменитым из сохранившихся акведуков является двухъярусный акведук в Ниме (Франция). Акведуки Рима имели протяженность 440 км. Наряду с акведуками строились подземные канализационные каналы; здесь особую известность приобрела римская клоака.

В городах имелись театры, в которых разыгрывались трагедии и комедии; самым знаменитым из них был римский театр Марцелла (I век до нашей эры). Римляне первыми стали строить амфитеатры, предназначенные для самых массовых зрелищ – гладиаторских боев, травли диких зверей и т.п. Наибольшей известностью пользовался Колизей (I век до нашей эры); он вмещал 50 тысяч зрителей, на его арене могли биться две тысячи гладиаторов одновременно; вдоль сидений по специальным желобкам подавалась холодная вода, освежавшая и наполнявшая ароматами атмосферу зрелищ; подземные помещения Колизея включали в себя тренажерные залы, клетки для зверей, медицинские амбулатории и анатомические помещения. Римляне возводили цирки, в которых устраивались скачки на квадригах – колесницах, запряженных четверкой лошадей.

Города украшали величественные храмы. Самым выдающимся из них был Пантеон, храм «всех богов»; он был возведен Аполлодором Дамасским и увенчан куполом в 43 метра диаметром, остававшимся самым крупным вплоть до эпохи Возрождения. В период империи стали строить термы – общественные бани, представлявшие собой сложные комплексы сооружений: массажные залы, парильни, бассейны, серные ванны, а также гимнастические залы, внутренний двор с парком, библиотеку, симпосий и др. Наиболее внушительными были термы Каракаллы (III век до нашей эры) и Диоклетиана (IV век нашей эры), вмещавшие до 3 тысяч посетителей одновременно.

Римляне прославились в строительстве укрепленных лагерей (castrum), давших начало многим городам Средиземноморья. Наилучшей сохранностью отличается крепость Зара на побережье Адриатического моря, построенная специально для Диоклетиана, последнее место уединения отказавшегося от власти императора. Укрепленные лагеря вдоль границы империи порой соединялись крепостными стенами, образуя сплошную линию фортификации – лимес. Сохранилась стена Адриана, пересекавшая Британию.
Римское государство славилось высококачественными дорогами. В период империи были проложены 372 дороги общей протяженностью более 80 тысяч км. Более 30 дорог соединялись в Риме. Дорожное полотно выкладывалось в траншее более одного метра глубиной и четырех метров шириной, состояло из нескольких слоев – гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшейся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима. Самой знаменитой была «Аппиева дорога» 330 км протяженностью, она соединяла Рим с Капуей.

Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; они первыми стали строить специальные склады, из которых выделяется громадный портик Эмилиев II века до нашей эры, начали возводить крытые рынки, гостиные дворы с внутренним открытым двором и портиком или галереей по внешнему периметру здания. Римляне первыми стали строить специальные производственные, хозяйственные помещения, ввели в обиход понятие «fabrica».
Они разработали новые типы зданий для нужд управления: канцелярии, суды, архивы; известен центральный сенатский архив – Табулярий (I век до нашей эры). Римляне создали новый тип частного жилища – атриум; оно имело внутренний двор с бассейном и галереей. В период империи для плебса строились пятиэтажные дома – инсулы, а для аристократии – дворцы, или виллы, окруженные парками, аллеями, искусственными прудами с фонтанами. Особым богатством выделялась вилла Тиволи, а из дворцов небывалой роскошью отличался «Золотой дом» Нерона. В тронном зале высилась золотая статуя самого императора. Потолок зала состоял из вращающихся пластин и на глазах у посетителей мог меняться; в стенах тронного зала находились механизмы, приводившие в движение потолочные пластины. Римляне первыми стали использовать водяное и паровое отопление.

В области техники римляне использовали все, что было известно эллинам: они знали винты, прессы, лебедки, метательные машины, рельсовые повозки, умели использовать силы воды, воздуха, пара. Вместе с тем римляне смогли внести и свой вклад в развитие техники. Они усовершенствовали греческий дромон – гребной корабль, и создали галеру с несколькими палубами и мачтами. Известен корабль Нерона; его надстройки украшались мраморными колоннами и дорогими мозаиками, мачты были снабжены механизмами и могли опускаться, имелся механизм для опускания якорей; по палубе были проложены рельсы, и по ним катались вагонетки для развлечения публики. Римляне изобрели водяные мельницы. Они смогли впервые наладить производство стандартизованных изделий, разработали технологию штамповки, применявшуюся для изготовления оружия и др.

БИЛЕТ №6

1) Зако́ны Хаммура́пи (аккад. Inu Anum sîrum , «Когда высочайший Ану…» - заглавие, данное поздневавилонскими переписчиками по первым словам текста), также Ко́декс Хаммура́пи - законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э. Один из древнейших правовых памятников в мире.

Основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле, которая была обнаружена французской археологической экспедицией в конце 1901 - начале 1902 года в ходе раскопок древнего города Сузы на территории Персии. Современные исследователи делят Законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Около 35 параграфов были стёрты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.

Законы Хаммурапи - результат крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё в первобытном обществе. В качестве вершины развития клинописного права древней Месопотамии, Законы оказывали влияние на правовую культуру Древнего Востокана протяжении многих столетий. Система права, закреплённая вавилонским сводом, стала передовой для своего времени и по богатству нормативного содержания и используемых юридических конструкций была превзойдена лишь позднейшим правом Древнего Рима.

Несмотря на то, что они были созданы на раннем этапе становления ближневосточного сословного общества, что обусловило сравнительную жестокость установленных ими уголовных наказаний, Законы отличаются исключительной продуманностью и стройностью правового регулирования. В отличие от большинства других древних памятников Востока, для свода Хаммурапи характерно практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных правовых норм, что делает его первым в истории человечества чисто законодательным актом.

2) Греко-персидские войны (499 г. - 449 г. до н. э., с перерывами) - военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Греко-персидские войны иногда называют Персидскими войнами, и выражение это обычно относится к походам персов на Балканский полуостров в 490 г. до н. э. и в 480-479 гг. до н. э.

В результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия Империи Ахеменидов, древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений.

3) восста́ние Спарта́ка (лат. Bellum Spartacium или лат. Tertium Bellum Servile , «Третья война с рабами») - величайшее в древности и третье по счёту (после первого и второго Сицилийских восстаний) восстание рабов. Последнее восстание рабов в Римской республике датируется обычно 74 (или 73)-71 гг. до н. э. Восстание Спартака было единственным восстанием рабов, представлявшим прямую угрозу центральной Италии. Окончательно подавлено в основном благодаря военным усилиям полководца Марка Лициния Красса. В последующие годы оно продолжало оказывать косвенное воздействие на политику Рима.

Между 73 и 71 годами до н. э. группа беглых рабов - первоначально небольшая, примерно из 78 беглых гладиаторов - переросла в сообщество из более чем 120 тыс. мужчин, женщин и детей, относительно безнаказанно перемещавшихся по Италии под руководством нескольких лидеров, в том числе знаменитого гладиатора Спартака. Боеспособные взрослые мужчины из этой группы составляли удивительно эффективный вооружённый отряд, который неоднократно показывал, что может противостоять римской военной мощи, как в виде местных патрулей и милиции, так и в виде подготовленных римских легионов под консульским командованием. Плутарх описывал действия рабов как попытку сбежать от своих хозяев и уйти через Галлию, в то время как Аппиан и Флор изображали восстание как гражданскую войну, в которой рабы вели кампанию по захвату самого Рима.

Растущая тревога Римского сената по поводу продолжения военных успехов армии Спартака, а также грабежи в римских городах и сельской местности в конечном итоге привели к тому, что республика пустила в ход армию из восьми легионов под жёстким, но эффективным руководством Марка Лициния Красса. Война закончилась в 71 году до н. э., когда армия Спартака, отступая после долгих и кровопролитных боёв перед легионами Красса, Помпея и Лукулла, была полностью уничтожена, оказав при этом ожесточённое сопротивление.

Третье восстание рабов имеет важное значение для последующей истории Древнего Рима, в основном в его влиянии на карьеру Помпея и Красса. Два военачальника использовали успехи в подавлении восстания в своей дальнейшей политической карьере, употребляя общественное признание и угрозу своих легионов с целью повлиять на консульские выборы 70 года до н. э. в свою пользу. Их действия в значительной мере способствовали подрыву римских политических институтов и в конечном итоге превращению Римской республики в Римскую империю .

БИЛЕТ 7

1) Бог со­зда­ет пер­вых людей – Адама и Еву, ко­то­рые жили в раю до тех пор, пока не по­про­бо­ва­ли за­прет­ный плод. В на­ка­за­ние Бог из­го­ня­ет их на Землю.

Каин и Авель (сы­но­вья Адама и Евы) со­вер­ша­ли жерт­во­при­но­ше­ние богам. От­верг­ну­тые богом дары Каина по­бу­ди­ли в нем чув­ство за­ви­сти, из-за ко­то­ро­го Каин уби­ва­ет Авеля.

В на­ка­за­ние за грехи бог на­сы­ла­ет на Землю Все­мир­ный потоп. Толь­ко од­но­му бла­го­че­сти­во­му че­ло­ве­ку – Ною – бог поз­во­лил спа­стись. По ука­за­нию бога Ной стро­ит ко­рабль-ков­чег.

Ав­ра­ам (пра­ро­ди­тель из­ра­иль­тян) за­клю­ча­ет с богом за­вет-до­го­вор о том, что по­том­ки Ав­ра­ама будут по­кло­нять­ся толь­ко ему, а он сде­ла­ет их из­бран­ным на­ро­дом.

Иосиф – лю­би­мый сын Иа­ко­ва, ко­то­ро­го бра­тья про­да­ют еги­пет­ско­му купцу. В Егип­те Иосиф ста­но­вит­ся рабом, а потом вель­мо­жей (бла­го­да­ря тому, что верно тол­ку­ет сон фа­ра­о­на и спа­са­ет егип­тян от го­ло­да). Вслед­ствие го­ло­да весь род Иа­ко­ва пе­ре­се­ля­ет­ся Еги­пет.

Исход ев­ре­ев из Егип­та. Жизнь в Егип­те обер­ну­лась пле­ном и при­тес­не­ни­я­ми. Из еги­пет­ско­го плена ев­ре­ев вывел пер­вый биб­лей­ский про­рок Мо­и­сей.

На горе Синай Мо­и­сей по­лу­ча­ет от Бога ка­мен­ные скри­жа­ли с вы­се­чен­ны­ми на десятью заповедами

2)и История игр[править | править вики-текст]

По древнейшему сказанию, Олимпийские игры возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. Согласно мифу, Рея передала новорождённого ЗевсаИдейским дактилям (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми - это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в храме Геры в Олимпии ещё во времена Павсания (II век н. э.). С этого времени (по одним данным год возобновления игр - 728 до н. э., по другим - 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью Олимпиада (хронология)).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. ἐκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч.σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ἱερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

Учёные из разных стран до сих пор ведут споры по поводу того, в каких видах спорта соревновались атлеты. По самой распространённой версии с самого начала единственным видом спорта был бег, но потом к нему присоединились гонки на колесницах и борьба.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь полноправные эллины. Подвергнувшиеся атимии греки, а также варвары могли быть только зрителями. Позднее исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом даже смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. При этом женщины имели возможность принять заочное участие в Олимпийских играх, просто прислав свою колесницу (победителем считался владелец лошадей, и первой чемпионкой стала Киниска). Кроме того, специально для целеустремлённых женщин греки решили сделать исключение и организовали специальные игры, победительница которых получала оливковый венок и съестные припасы, в частности мясо.

Число зрителей и исполнителей Олимпийских игр было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники - чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, другая часть - религиозным обрядам с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью «Соревнования античных Олимпийских игр».

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались элланодонами; они назначались при помощи жребия из местных элийцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады до Павсания их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд алитаев, с адитархами во главе.

Прежде чем выступить перед народом, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элладонам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, они посвятили предварительной подготовке, дав в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не окажутся виновными ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были предварительно показать своё искусство перед элланодонами в Олимпийской гимназии.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους ἐπίχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию (впрочем, сумма была умеренная). С 540 года до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными ценными призами.

Олимпийские игры были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием как языческие. Заново возрождены в 1896 году (см. Олимпийские игры).

3)

Дата События Древнего Рима
800 (до н.э.) Первое поселение на месте Рима.
753 (до н.э.) Традиционная дата основания Рима Ромулом.
509 (до н.э.) Изгнание царя Тарквиния Гордого и установ­ление в Риме республиканского строя (во главе города - два выборных консула).
496 (до н.э.) Возобновление Латинского союза во главе с Римом (латины - родственные племена, населявшие Лаций - центр Италии).
494 (до н.э.) Уход плебеев (неполноправной части римского общества) за городскую черту, что привело к уста новлению должности народного трибуна. Начало борьбы плебеев с патрициями за свои права.
451 (до н.э.) Первый письменный свод римского законода­тельства - «Законы 12 таблиц».
445 (до н.э.) Отмена обычая, запрещавшего браки между патрициями и плебеями.
396 (до н.э.) Десятилетняя война Рима с этрусским горо­дом Вейи заканчивается его взятием. Рим начал завоевание Этрурии.
390 (до н.э.) Вторжение галлов в Италию и осада Рима, спасенного благодаря гусям. Распад Латинского союза.
358 (до н.э.) Временное восстановление Латинского союза.
343 (до н.э.) Начало 1-й Самнитской войны (Рим против союза племен юго-запада Италии (самнитов), род­ственных латинам по языку), в результате которой началось проникновение римлян в Кампанию (об­ласть к югу от Лация).
338 (до н.э.) Римляне одерживают победу над восставши­ми латинами и распускают Латинский союз.
327 (до н.э.) Римляне захватывают Неаполь, что приводит к 2-й Самнитской войне.
321 (до н.э.) Поражение римлян от самнитов в Кандин­ском ущелье, после которого проведена реформа римского войска.
312 (до н.э.) Постройка римлянами первой мощеной доро­ги, связавшей Рим с югом Италии (Аппиева доро­га), vcпервого городского водопровода.
304 (до н.э.) Мирный договор Рима с самнитами, согласно которому римляне получили Кампанию.
298 (до н.э.) Начало 3-й Самнитской войны, закончившей­ся в 290 г. покорением самнитов и роспуском их союза.
280 (до н.э.) Начало войны Рима против войск царя Пир­ра, прибывшего из Греции на помощь греческой колонии Тарент. Основные события: высадка Пир­ра в Италии и егоПОБЕДА над римлянами при Ге-раклее (280); поражение римлян при Аускуле («пиррова победа», 279); поражение Пирра при Бе-невенте и его отъезд из Италии (275); захват Тарен-та римлянами (272).
265 (до н.э.) Взятие римлянами этрусского города Вольси-нии - завершение подчинения Италии.
264 (до н.э.) Начало 1-й Пунической войны (Рим против Карфагена). Основные события: римляне вытесня­ют карфагенян из гброда Мессены, являвшегося ключом к Сицилии со стороны Италии (264); рим­ляне захватывают Агригент - важнейшую кре­пость на южном побережье Сицилии (262); римля­не впервые строят флот и побеждают карфагенян на море в битве при Милах (260); морскаяПОБЕДА римлян при мысе Экном (256); высадка римского десанта близ Карфагена и его гибель (255-254); римляне захватывают Панорм - важную кре­пость на западе Сицилии (251); на Сицилию при­бывает карфагенский полководец Гамилькар Бар­ка, который умело сдерживает натиск римлян на последние карфагенские крепости (247); разгром карфагенского флота при Эгатских островах (241); мир на условиях передачи римлянам всей Сици­лии (241).
241 (до н.э.) Создание первой римской провинции (экс­плуатируемой территории) - Сицилии.
238 (до н.э.) Присоединение к Риму Корсики и Сардинии.
237 (до н.э.) Начало завоевания Испании карфагенянами.
220 (до н.э.) Начало завоевания Иллирии (территория со­временных Хорватии и Боснии) римлянами.
225 (до н.э.) Начало войны с галлами, закончившейся в 222 г. присоединением к Риму Цизальпинской Галлии (современной Северной Италии).
220 (до н.э.) Постройка Фламиниевой дороги, ведшей на север от Рима.
219 (до н.э.) Карфагенский полководец Ганнибал захваты­вает испанский город Сагунт, союзный Риму. На­чинается 2-я Пуническая война. Основные собы­тия: Ганнибал через Альпы вторгается в Италию, наносит римлянам поражения при реках Тицине и Треббии и поднимает восстание в Цизальпинской Галлии (218); Ганнибал громит римлян в битве при Тразименском озере (217); Ганнибал полностью окружает римское войско при Каннах и уничтожа­ет его, после чего многие города Центральной Ита­лии изменяют Риму (216); в войну на стороне Кар­фагена вступают Македония и Сиракузы (215); римляне берут Сиракузы и Капую (центр восста­ния в Центральной Италии, 211); римляне захва­тывают Новый Карфаген - центр карфагенских владений в Испании (209);ПОБЕДА римлян над кар­фагенским войском под командованием Гасдруба-ла при Метавре (207); римляне заключают мир с Македонией на условиях раздела Иллирии (205); римляне наносят решающее поражение Ганниба­лу в битве при Заме (202); заключение мира на ус­ловиях передачи Риму Испании и уничтожения карфагенского флота (201).
200 (до н.э.) Начало войны Рима с Македонией, которая закончилась в 197 г. разгромом македонян при Ки-носкефалах.
192 (до н.э.) Начало войны Рима с селевкидским царем Антиохом III. Основные события: разгром Анти-оха в битве при Магнезии (190); Апамейский мир, по которому у Селевкидов остается только Сирия (188).
171 (до н.э.) Начало войны Рима с Македонией, закончив­шейся в 168 г. окончательным разгромом македо­нян при Пидне.
167 (до н.э.) Приток богатств из захваченной Македонии позволяет отменить все налоги, взимавшиеся с римских граждан.
149 (до н.э.) Начало осады Карфагены, закончившейся его разрушением в 146 г. (3-я Пуническая война).
138 (до н.э.) Начало восстания рабов на Сицилии, подав­ленное римлянами к 132 г.
126 (до н.э.) Пергамское царство преобразовано в провин­цию Азия - создание первой римской провинции в Азии.
120 (до н.э.) Образование провинции Нарбонская Галлия (начало завоевания территории современной Франции).
111 (до н.э.) Начало Югуртинской войны (Рим против се­вероафриканского царства Нумидия). Основные события: поражение римлян (109); военная рефор­ма Мария (107); разгром и пленение царя Югурты (105).
105 (до н.э.) Поражение римлян от германских племен кимвров и тевтонов при Араузионе.
102 (до н.э.) Уничтожение римлянами тевтонов при Аквах Секстиевых.
101 (до н.э.) Уничтожение римлянами кимвров при Верцеллах.
90 (до н.э.) Начало Союзнической войны (восстание ита­лийских союзников Рима, добивавшихся равно­правия), закончившейся к 88 г. предоставлением прав сложившим оружие.
89 (до н.э.) Начало войн с царем Понта (царство на юго-вос­токе Малой Азии) Митридатом VI (завершились в 63 г. самоубийством Митридата).
88 (до н.э.) Начало гражданской войны в Риме (сторонни­ки Мария против Суллы).
82 (до н.э.) ПОБЕДА Суллы и установление его диктатуры (до 79 г.).
74 (до н.э.) Начало восстания рабов под предводительст­вом Спартака, подавленное римлянами к 71 г.
64 (до н.э.) Образование провинций Сирия и Вифиния и Понт, ликвидация государства Селевкидов.
62 (до н.э.) Попытка мятежа, предпринятая Каталиной.
60 (до н.э.) 1-й триумвират (союз Помпея, Красса и Цеза­ря).
58 (до н.э.) Начало Галльской войны (завоевание террито­рии современной Франции Цезарем, завершив­шееся к 51 г.).
53 (до н.э.) Разгром армии Красса парфянами и его гибель.
49 (до н.э.) Цезарь с войском переходит реку Рубикон (на­чало гражданской войны против Помп

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Набережная парка также украшена оригинальными скульптурами, как, например, скульптура "Дельфины"

Скульптура «Золотые кони»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Украшение парка - скульптура "Золотые кони", подаренная парку президентом Украины Л.Кучмой

Скульптура «Олень»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Парк украшен скульптурами, водопадами, экзотическими растениями. Особенно много встречается оленей

Скульптура "Посейдон"

Образ античного мира в парке "Айвазовское" подчеркнут малыми формами архитектуры (пергола, ротонда, садовая мебель и др.), средиземноморской растительностью, скульптурой богов, героев и муз, которые здесь размещены. Посейдон - в греческой мифологии - один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца сын Кроноса и Реи.

Скульптура "Фавн и нимфа"

Фавн и нимфа.

Нимфа купалась в пруду. Фавн ее там увидал. Думал: -Сейчас подойду…=))

"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,

и имею всякое познание и всю веру,

так что могу и горы переставлять,

а не имею любви - то я ничто"

Скульптура «Флора»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. В саду «Весна» царствует богиня Флора. Садовник поливает незабудки у ног юной богини распускающихся цветов.