Сообщение о тембре любого инструмента или голоса. Выразительные средства музыки: Тембр

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Тембр

Искусство сочетания оркестровых
звучностей есть одна из сторон
души самого сочинения.
Н. Римский-Корсаков

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка как раз и состоит из разнообразия таких воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять.

Например, каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера, обладающие особой закругленностью линий.

Не менее известна и виртуозность скрипки, ее способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной легкостью и блеском. Эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать ее (один из самых «музыкальных» инструментов) для передачи звуков отнюдь не музыкальной природы! Среди примеров подобной роли скрипки - «Полет Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет. Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.

Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает ее интонацию с живым голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. С. Рахманинов. Вокализ (в переложении для виолончели).

Там, где требуются легкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие. Прелестная «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты.

Таковы характеристики лишь нескольких инструментов, входящих в обширное семейство разнообразных тембровых звучаний музыки. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения. В таких фрагментах солирующие инструменты еще ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего - участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность и рельефность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра, с необыкновенной тщательностью, создававшие свои партитуры, использовавшие все выразительные возможности музыкальных инструментов. Выдающиеся композиторы блестяще владели оркестровкой, справедливо считая ее важнейшей носительницей музыкальной образности.

История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нем не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно с уверенностью сказать, что оркестр был и остается основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.).

Эти четыре группы при условии их умелого использования, выразительного и красочного сочетания способны создавать подлинные музыкальные чудеса, поражал слушателей то прозрачностью, то плотностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом – всеми тончайшими и разнообразнейшими оттенками, которые делают оркестр одним из замечательных достижений человеческой культуры.

Выразительность музыкальных тембров с особенной очевидностью проявляет себя в произведениях, связанных с их конкретной изобразительностью. Еще раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним еще по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор...
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова, где первое из трех чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку, второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря, и третье, самое чудесное из чудес,- прекрасная Царевна Лебедь.

Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания. Однако только этими звуковыми штрихами не исчерпывается все богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой - одним из самых «сказочных» инструментов,- рисующей образ хрустального дома, в котором живет Белка.

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых - самых мощных инструментов симфонического оркестра.

Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы. Ведь Лебедь еще не воплотилась в Царевну, первое ее появление совершается в облике величественной, царственной птицы. Постепенно мелодия Лебеди преобразуется. При последнем проведении темы Лебедь-птица превращается в Царевну, и это волшебное превращение вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся попятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят ее живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощенная в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами еще одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии ее звучаний.

Вопросы и задания:
1. Почему музыкальные тембры сравнивают с красками в живописи?
2. Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость? Назови известные тебе примеры.
3. Можно ли, по-твоему, мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты возможных замен.
4. В каких музыкальных жанрах непременно используется оркестр?
5. Какой из музыкальных инструментов по своим возможностям ближе всего к оркестру?
6. Назови свои любимые музыкальные инструменты. Объясни, почему ты выбрал именно их тембры.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Вокализ. Виолончель, mp3;
Бах. «Скерцо» из Сюиты для флейты и струнного оркестра №2 , mp3;
Римский-Корсаков. Белка, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. 33 богатыря, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. Царевна Лебедь, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. Шахеразада. Фрагмент, mp3;
Римский-Корсаков. Полет шмеля, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Часто приходится сталкиваться с тем, что люди, находящиеся в начале своего «вокального» пути и не слишком-то разбирающиеся даже в основных понятиях (не то, что в тонкостях), плохо понимают, что же такое тембр, а что – тип голоса.

С одной стороны, учиться петь можно и не разбираясь в этом досконально. Хотя с другой стороны, любой вокалист, всерьез встающий на свой путь, будет просто смешным в глазах своих коллег, если выяснится, что таких не слишком сложных вещей он не понимает.

Начну с наиболее простого КОЛИЧЕСТВЕННОГО сравнения, чтобы сразу пояснить основную разницу в данных понятиях.

У каждого конкретного человека – только ОДИН тип голоса, а вот ТЕМБРОВ у него же может быть огромное множество.

Она обусловлена, в первую очередь, геометрическими размерами голосовых складок и гортани, особенно той части, которую называют «преддверием».

Тут важно знать, что иные части вокального аппарата, находящиеся выше самой гортани, очень подвижны и управляемы (при условии обученности, конечно). А вот складки и саму гортань человеку дано поменять раз в жизни, да и то неосознанно.

Это происходит в период, называемый «пубертатным», или, по-простому – переходным, мутационным периодом. Хотя слово «мутационный» в современном языке почти ругательное, имеющее оттенок какой-то «монстровости», словом, генетической неполноценности. Поэтому я не буду его употреблять.

*****

Пубертатный период жизни – это переходный возраст, время превращения детского организма во взрослый. А взрослый от детского отличается (помимо размеров, массы, силы), главным образом - способностью к воспроизводству потомства. И переход к нему занимает годы!

Вся перестройка организма происходит под действием увеличивающегося в крови количества особых веществ – гормонов. Это катализаторы сложнейших процессов, в конечном итоге превращающих мальчика в юношу, а девочку – в девушку. Сами процессы перестройки организма могут продолжаться у разных людей разное время. Заранее неизвестно, когда начнется «гормональная перестройка», и когда она закончится.

Поскольку я пишу о вокале, то сразу перейду к делу – в период гормональной перестройки организма существенно растет и видоизменяется гортань, а также все то, что находится ВНУТРИ НЕЁ! В том числе и голосовые складки.

Когда пубертатный период заканчивается (повторяю, заранее невозможно предсказать эту «дату»), гортань и ее внутренние органы приобретают то строение, с которым человеку придется идти по жизни до ее, увы, конца. То есть, в данном «узле» организма изменений уже не будет, если только сам «хозяин» не начнет своим образом жизни вести разрушительную работу.

Вы могли на собственном примере и на примере своих родных/знакомых наблюдать, как детский голос (его называют, как правило, дискантом), постепенно превращается в голос взрослый. И те дети, которые еще пару лет назад говорили «тоненько», вдруг превратились почти в басы, настолько голос стал ниже и «мяснее». Причем кто-то – в басы, а кто-то и недалеко ушел от качеств своего детского голоса, хотя голос все равно понизился.

Относится это к обоим полам, но у мужского заметно лучше.

Привожу в пример исполнение одним и тем же человеком одной и той же песни, но в разное время своей жизни. В свое время в СССР итальянский мальчик, по имени Робертино Лоретти, был очень знаменит...

*****

То есть, именно в пубертатный период человеческий голос получает определенный ТИП . Современный вокал оперирует в этом смысле не классическими понятиями (бас, баритон, тенор или контральто, меццо, сопрано), а более простыми и естественно понятными – низкий, средний и высокий.

Но традиции деления голосов на КЛАССИЧЕСКИЕ типы столь сильны, что еще не скоро те, кто не собираются идти в оперу, научатся выражаться «не по-оперному». Хотя стремиться нужно уже сейчас, поскольку, как расскажу ниже, деление типов голосов «оперным» языком для современных вокалистов – не правильно.

Но, если так (про переходный период и гортань), то как девочки и мальчики, правда, это редкие случаи, ухитряются петь взрослые песни не хуже суперзвезд? Если их гортань и связки еще не выросли, не стали взрослыми? Скоро узнаете…

То, что «строит» человеческий тембр голоса, это сами складки и то, что находится ВЫШЕ голосовых складок – ПОЛОСТИ (пустые, или, скорее, заполненные воздухом) пространства находящиеся по пути течения воздуха от голосовых складок до выхода звука изо рта.

Поменять свои складки после окончания «взросления» мы не можем, но зато запросто можем менять свои полости, хоть каждую секунду…

Такими полостями являются глоточная, ротовая и носовая. И они же в вокале называются резонаторами – соответственно глоточным, ротовым и носовым.

Тут нужно поднапрячься и понять, что голос строят в основном «пустые места» в нашем организме, а не «материальные» органы. Хотя роль «материальных» в этом деле огромна тоже.

*****

Как и было написано несколько выше – эти полости могут принимать разные размеры, сужаться и расширяться, удлиняться и укорачиваться, или совершать сложные «маневры» - расширяться, удлиняясь, например… Носовая полость может «подключаться» к двум другим или «отключаться» от них (на рисунке вы видите, как раз, «отключенную»), а сразу над складками, в преддверии гортани, опытный вокалист может научиться «выращивать» еще одну полость, которой не существует при разговоре, но она очень важна при пении, именно профессиональном пении.

При обычной речи в нашем организме работают, в основном, две главные полости – глотка и рот, потому что носовая полость, это, скажем так, вспомогательная, а маленькую полость, которую нужно уметь создавать, неопытный оратор или вокалист, как правило, «от природы», не имеет.

Теперь сами подумайте, какое количество разнообразных тембров можно издать, имея лишь ДВА рычага, длина и ширина которых (а правильнее будет воспользоваться термином – КОНФИГУРАЦИЯ ) может изменяться в довольно широких пределах? Глотку мы можем менять, опуская или поднимая гортань, расширяя методом анкеровки некоторых больших мышц тела.

Ротовую полость – меняя размеры и форму ротового отверстия, поднимая или опуская челюсть, но, самое главное, размещением в ней тем или иным образом языка… Причем размещение языка одновременно и на глоточную полость повлияет…

А если вокалист профессиональный? И таких «рычагов» у него не два, а четыре?

Количество вариаций тембра ОГРОМНО! И это при одном и том же ТИПЕ голоса!

Но, увы, сам тембр в довольно большой степени зависит от типа голоса. То есть тембр – это не что-то «само по себе», это вариации ГОЛОСА в рамках его собственного типа.

Допустим, вы купили «Жигули»… Что и как вы бы ни делали с машиной, как бы ее ни украшали, какие бы «прибамбасы» ни лепили на кузов или ставили в салон – «Жигули» останутся «жигулями»… А купили «Мерседес»? Дальше продолжать? Думаю, сравнение достаточно понятное…

*****

Кроме того, «типичные» вокальные структуры, в первую очередь сами голосовые складки, могут создавать огромное количество различных вариаций своей вибрации. То есть предлагать вышеописанным «рычагам» совершенно разный «первичный материал»!

Тембр голоса - явление, которое в отличие от его «типа» может изменяться от звука к звуку, в течение, буквально, миллисекунды. То есть того времени, которого ДОСТАТОЧНО для изменения конфигурации полостей-резонаторов и изменения «способа» работы голосовых складок. Вариативность – главное отличие тембра от типа.

В примерах одна и та же фраза, один и тот же мужской и женский голос, а тембры - разные! То есть ТЕМБР - это вовсе не «забетонированная» природой окраска голоса, ее можно изменять, в отличие от ТИПА!

В ЧЕМ ПРИЧИНА ОТЛИЧИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОСА ОТ МУЖСКОГО

Причина этих характЕрностей – в типе голоса, то есть в размерах его основного генератора звука, голосовых складок. И в размерах самой гортани. А в случае половых различий (мужчина-женщина) еще и в размерах полостей-резонаторов.

«А как же контр-тенор?» А я написала - ГОВОРИТ , а не ПОЁТ! Пение - функция более сложная...

ГОВОРИТ ЛИ ТЕМБР О ТИПЕ ГОЛОСА, А ТИП ГОЛОСА О ТЕМБРЕ?

Способен высокий мужской голос создать тембр, аналогичный тембру низкого голоса на какой-либо характЕрной низкой ноте? Увы, нет. А наоборот? Тоже нет. И высокая нота, спетая средним голосом будет отличаться от той же ноты, спетой голосом высоким. Но (это важно!) если И КВАЛИФИКАЦИЯ ВОКАЛИСТОВ БУДЕТ ОДИНАКОВОЙ!

Иначе профессиональный баритон (по типу) запросто «заткнет за пояс» начинающего тенора, у которого хоть и типичный теноровый тембр, но просто еще голос не развит до уровня профессионального! Природа – это одно, а обучение – совсем другое!

Тип голоса важен для академического вокала. И, разумеется, в определенной степени для вокала современного, но только в гораздо меньшей. Классика обязательно потребует точного определения типа голоса, прежде чем вы начнете развивать его в ее, классики, традициях.

Просто потому что оперные партии написаны для того или иного ТИПА голоса. Тенор не споет в опере партию для баса, а сопрано не справится с партией для контральто. И взаимообразно, конечно. Поэтому если вы хотите стать оперным певцом (певицей), то сначала будут стараться определить ваш тип голоса, просто для того, чтобы давать вам для тренировки соответствующие упражнения и соответствующий вашему типу голоса музыкальный материал – арии, ариозо и т.п.

И в деле определения типа очень важен первоначальный тембр. Тот тембр, который у вас «по жизни» существует, поскольку пришедший учиться вокалист еще не умеет им управлять. Вот этот «неуправляемый» (пока, в силу необученности) тембр и будет «маячком» для педагога. Потому что неуправляемый, или по-простому «обычный» тембр голоса чётко покажет сам ТИП ГОЛОСА .

Его так и называют – типичный.

Дальше, в зависимости от определенного педагогами типа голоса, станет строиться и вся учеба. Из низкого голоса выйдет (если выйдет) - бас, из среднего – баритон, а из высокого – тенор. Более тонкие градации, определяемые выражениями «лирический», «драматический» или «лирико-драматический» будут определяться уже по ходу учебы и по мере тренированности. Аналогично и с женщинами.

И вот только тогда, когда «выйдет», вас станут называть басом или сопрано. Пока не «вышло» – вы еще не бас и не сопрано. Вы – низкий тип, или высокий… Чтобы считать себя баритоном, нужно развить голос до возможностей оперного баритона. И тембр баритона здесь будет лишь следствием.

ЗАЧЕМ НУЖНА ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ГОЛОС

Другой же причиной следствия, то есть изменения тембра является… ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА! Она у классиков и современных вокалистов значительно различается, о чем написано на сайте во многих статьях.

Владеющий вокальной техникой человек может менять свой тембр произвольно (хотя по-прежнему – только в рамках типа своего голоса). И палитра звуков, которая подвластна современному вокалисту, во многом значительно превосходит возможности вокалиста академического. Но есть и черты, в которых выигрывает классика, бесспорно. Просто нужно понимать, что тембры голоса, которых добивается классический вокалист, нужны именно для классики.

А вот для песен иных стилей и тембры нужно уметь создавать другие!

Возможно, вот такая метафора будет достаточно образна и понятна - типичный тембр голоса подобен неодетому человеческому телу. У каждого из нас своя фигура, и далеко не всегда она идеальна и совершенна. Когда же мы начинаем учиться вокальной технике, то, в какой-то степени, начинаем «одеваться». А одеждой можно скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства!

И наши будущие возможности, стиль пения, зависят от того, какой технике нас обучат. Или, метафорически, какую одежду мы наденем на свой голос. Классический фрак или костюм, бальное платье будут прекрасно смотреться в оперном театре, но странно выглядеть на рок-концерте или в шоу поп-звезды. И наоборот, в модных джинсах и блейзере, с какими-нибудь оригинальными аксессуарами или пирсингом можно в серьезный ресторан или клуб не попасть...

То есть всему свое место. Правда, если человек может сколько угодно раз менять свои костюмы, то в случае с голосом этот «трюк» не пройдет. Полученную при обучении вокальную технику почти невозможно поменять, она всегда будет «заметна», как одежда не по размеру.

*****

Вокальная техника не призвана для того, чтобы ИЗМЕНИТЬ тембр голоса, она нужна, чтобы его ОБОГАТИТЬ! Или «облагородить», как часто говорят, имея ввиду классический вокал. Так или иначе, тембр голоса певца - это не просто его (ее) разговорный тембр, он существенно отличается, он значительно богаче. Если, конечно, говорить о квалифицированном певце, а не юноше с гитарой в походе...

Но существует в вокале не только типизация голосов, но и типизация тембров. Имеются ввиду не личные тембры конкретного человеческого голоса (голое тело), а его «одежда», тембры, приобретаемые с обучением, опытом...

В современном вокале выделяют несколько базовых, наиболее часто встречающихся у певцов тембров, которые называют ВОКАЛЬНОСТЯМИ . А в отличие от современного вокала, классический построен только на одном базовом тембре, который так и называется - вокальность opera.

Мы слушаем тенора или баритона, сопрано или контральто, но при всей разнице ТИПОВ их голоса ВОКАЛЬНОСТЬ звучит одна - opera! Фрак или бальное платье!

Тогда как у вокалистов, поющих современный репертуар, во-первых, совсем другой тембр, то есть вокальность opera ими не используется, а, во-вторых, в течение песни вокальности могут много раз поменяться. Да и разных рок или поп, соул или r"n"b вокалистов, имеющих один и тот же тип голоса, мы вполне различаем по их характерной «одёжке», по используемым, как правило, ими вокальностям.

Вот поэтому и неправильно называть тип голоса современных певцов оперными, классическими названиями. Все равно что сказать «джинсовый фрак» или «бальное платье из мешковины»... Это стереотип и рудимент, доставшийся от академического вокала, и пользоваться этими терминами нужно только в рамках классики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну а как же дети умудряются петь, как взрослые «звезды»? Возвращаюсь к вопросу, который сама себе задала в середине статьи…

Закройте глаза и вслушайтесь в исполнение… Неужели вы решите, что поет взрослый человек? В любом случае тип голоса себя проявит. Да, здорово, да красиво… Но то, что это поют дети – слышно! И причина этого «оттенка» - геометрия вокальных органов, отвечающих за голос В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!

А почему такой близкий к оригиналу звук, такая динамика и выразительность, такой великолепный тембр? Вот именно – тембр! Потому что так умеют девочки управлять своим тембром! Но, при этом, повторяю, любой услышит, что это – девочки, а не взрослые женщины…

*****

Поэтому самый главный совет, вытекающий из всей статьи – не пытайтесь изменить тип своего голоса, ибо это сделать нельзя. Старайтесь максимально «выжать» из него то, что выжать вообще возможно, то есть научитесь менять по собственному желанию тембр голоса в каждый конкретный момент, достигая нужного звучания, нужной вокальности!

Это не просто, но именно это и есть максимум профессионализма!

*****

А со следующей статьи поговорим о типах голосов поподробнее...

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Алеева. Музыка (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Музыка» В. В. Алеева и др.

Цель урока: услышать и прочувствовать роль тембра в создании музыкально-живописного образа

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Предметные компетенции

  • расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности
  • узнать, что общего между тембром и живописными красками и чем они отличаются друг от друга
  • обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, флейты
  • познакомиться с творчеством композиторов Николая Андреевича Римского–Корсакова, Сергея Васильевича Рахманинова, Иоганна Себастьяна Баха
  • узнать о роли тембра в изображении музыкального «героя» (симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Сказака о царе Салтане», Сюита № 2 для оркестра
  • учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки
  • развивать вокально-хоровую грамотность

Информационная компетенция

  • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)
  • развивать понимание чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)
  • уметь оформлять краткие записи материала урока

Социальная компетенция

  • находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе подготовки к конкурсам песни, музыкальным концертам (выбор песни, выбор состава участников ансамбля, согласование времени репетиции)

Коммуникативная компетенция

  • воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)
  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание тембровой характеристики музыкальных инструментов

Личностная компетенция

  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, участие в музыкальных конкурсах песни, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству)

УМК : Музыка. 6 класс: по Программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

  1. Науменко, Т.И., Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.– 6 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.– 117
  2. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 6 кл. Фонохрестоматия.– М.: Дрофа, 2009, 2CD
  3. Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.– М.: Дрофа, 2009.– С.72
  4. Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.– М.: Дрофа

Музыкальные инструменты : аккордеон, фортепиано.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Источники:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл..: Программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак-М.: Дрофа, 2010. – С. 53
  2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.– С. 53
  3. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.– С.71
  4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.– М.: Чистые пруды (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).– 2007.– С.8
  5. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».– М. 2010.– С.4
  6. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм – менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.– М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.– 40 с.
  7. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».– 2009.– С. 4; 5

Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки

  1. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.-М.: 1984.-C.141
  2. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе/ Под ред. Л.А. Рапацкой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – C.185
  3. Слово о музыке: рус. Композиторы XIX века.: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.– 2-е изд., испр.-М.: Просвещение,1990.– С. 191
  4. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VI –VIIкл. ДМШ. Учебник.-М.: Музыка.-2000.– С.106
  5. Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.– 7-е изд. М.: Музыка: 1979.-С.48

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие

Оценочный лист обучающегося на уроке:

  1. «Лучший собеседник» (умение слушать и слышать ответы обучающихся)
  2. «Лучший исследователь» (умение работать с текстом учебного пособия – Учебник, Рабочая тетрадь)
  3. «Лучший слушатель» (слушание музыки)
  4. «Лучший исполнитель» (исполнение песенного репертуара)

Запись в тетради:

Тема урока: Тембры – музыкальные краски

Цель урока:

  1. расширить знания о тембре
  2. услышать роль тембра в создании музыкально-живописного образа

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний

Учитель: В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР. Так, оргáн и флейта звучат по-разному. Приложение 1 .

Запись в тетради: Тембр – «окраска звучания»

Учитель: Как вы думаете, почему музыкальные тембры часто сравнивают с красками в живописи.

Ученик: Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния.

(Ученик находит развёрнутый ответ на странице 117 учебника «Музыка»).

Учитель : Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».

Ученик : Музыка состоит из разнообразия воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Ученик: … (свой вариант ответа)

Учитель: Рассмотрим Нотный пример 38, страница 117 нашего учебника.

Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Андреевича Римского–Корсакова (Приложение 2 , приложение 3)

Композитор указал музыкальный темп Lento (медленно), солирующий инструмент – СКРИПКА из семейства струнных смычковых инструментов (она представлена на иллюстрации) и определил характер звучания (выразительно).

Учитель: Что известно о характере звучания скрипки?

Ученик: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.(Наш учебник, страница 118, помогает вспомнить ранее приобретённые знания)

Запись в тетради: Скрипка – певучая, песенная.

Слушание музыки: CD 2, № 8. Н. Римский–Корсаков, Тема «Шехеразады», Из сюиты «Шехеразада», фрагмент

Учитель: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?

Ученик: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. (Помогает наш Учебник раскрыть ещё одну способность скрипки).

Продолжаем запись в тетради: -виртуозная

Учитель: Действительно, эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать её для передачи звуков не музыкальной природы! Сегодня мы послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля.

Ученик: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Учитель: Перед слушанием музыкиизучим Нотный пример 39, страница 118. Указан быстрый темп «виваче» – «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля.


Слушание музыки: CD 2, № 9. Н. Римский–Корсаков, «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент

Учитель: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Приложение 5 . Инструмент представлен на иллюстрации страницы 119. Что мы знаем о характере звучания виолончели?

Ученик: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным.

Запись в тетради: Виолончель – теплота, глубина звучания

Учитель: Эта удивительнаяспособность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. На странице 119 представлена иллюстрация инструмента и Нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).


Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Прочитаем задание.

Ученик: Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят.

Выполняется задание: «короткая ленточка» – вписываем слово «виолончель», «длинная ленточка» – «струнная смычковая группа».

Слушание музыки: CD 2, № 10. С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), фрагмент

Учитель: На нашем уроке мы услышим и тембр инструмента из семейства деревянных духовых – тембр ФЛЕЙТЫ. Приложение 6 .

На странице 120 учебника представлена её иллюстрация. Где лёгкость, изящество и грация в музыке, там и царствует флейта. Как вы думаете, что характерно для тембра флейты?

Ученик: Изысканность ипрозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие.

Учитель: «Шутка» И.С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра – пример такого изящно – юмористического звучания флейты. В Нотном примере 41 увидим «ажурную», «порхающую» нотную запись партитуры для флейты.


Учитель : Вновьоткроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Продолжим выполнение задания. Какой музыкальный инструмент, группу симфонического оркестра вы впишите?

Ученик: «Короткая ленточка» – вписываем слово «флейта», «длинная ленточка» – «деревянная духовая группа».

Слушание музыки: CD 2, № 11. И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра, фрагмент

3. Вывод

Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?

(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)

Среди них:

  1. Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр
  2. Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи
  3. Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
  4. Музыка неотделима от тембра
  5. ...(Свой вариант ответа)

Запись в тетради : Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр (или запись вывода ранее озвученного)

4. Домашнее задание

Дневник музыкальных наблюдений (С.18)

Учитель: На уроке вы расширили свои знания о тембре, слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Прочитаем в Дневнике музыкальных наблюдений, страница 18 задания.

1. Какими инструментальными тембрами наделили бы различные звуки природы?

Переливы морских волн …

Пение соловья …

2. Можно ли «озвучить» молчащую природу, наделить собственным тембром

полевой цветок…

могучее дерево (дуб)…

(Ввиду того, что задание определяется в рамках изучения материала только данного урока, то есть тембра скрипки, виолончели, флейты, то ответы звучат уже на уроке. Дома остаётся ответы только записать.)

5. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений, С. 72. «Скрипка», Стихи И. Пивоваровой, Музыка М. Славкина

Учитель: Итак, на нашем уроке:

  1. мы расширили свои знания о тембре
  2. учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, флейты
  3. читали музыкальные тексты в учебнике;
  4. учились красиво и правильно петь
  5. рассмотрели выполнение домашнего задания.

Спасибо за творчество на уроке!

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

«Самым сложным субъективно ощущаемым параметром является тембр. С определением этого термина возникают сложности, сопоставимые с определением понятия «жизнь»: все понимают, что это такое, однако над научным определением наука бьется уже несколько столетий».
(И. Алдошина)

В природе мы почти не сталкиваемся с чистыми тонами. Звучание любого музыкального инструмента является сложным и состоит из множества частотных составляющих - обертонов.

Даже при очень сложных звуковых колебаниях слух человека способен распознать высоту звучания. Однако, при одинаковой высоте звучание, например, скрипки отличается на слух от звучания рояля. Это связано с тем, что, помимо высоты звучания, слух способен оценивать также “окраску” звучания, т.е. его тембр.

Тембром звука называется такое качество звука, которое, вне зависимости от частоты и амплитуды, позволяет отличить одно звучание от другого. Тембр звука зависит от общего спектрального состава звука (т.е. от того, какие обертоны в нем присутствуют) и соотношения амплитуд спектральных составляющих (т.е. обертонов):

Обертоны

Понятие тембра тесно связано с понятием высоты звука. Дело в том, что звуковые колебания, как правило, бывают сложными.

Например, если мы взяли на скрипке ноту «ля» первой октавы (частота 440 Гц), то в колебаниях этой струны будут присутствовать также кратные частоты 880, 1320, 1760, 2200 Гц и т.д.

При этом амплитуды этих частот (обертонов) могут быть различными, т.е. обертоны будут иметь различную громкость.

Немецкий физик Георг Ом впервые высказал мысль, что простое слуховое ощущение вызывается простым синусоидальным колебанием (такое колебание также называется гармоническим, важно не путать гармонические колебания, т.е. те, которые описываются функциями y=sin x и т.п., и гармонические обертоны, которые также являются гармоническими колебаниями, но их частоты еще и кратны частоте основного тона ). Как только форма колебания усложняется, появляются обертоны - возникает впечатление окраски звука или его тембра.


Пример возникновения сложного колебания путем сложения двух простых (гармонических) колебаний.
Синим цветом обозначено основное гармоническое колебание, розовым - колебание в два раза большей частоты (обертон или первая гармоника), а зеленым - результирующее сложное (негармоническое) колебание.

Ому удалось установить, что ухо воспринимает отдельные гармонические составляющие звука, и эти составляющие вызывают раздельные ощущения. При определенной тренировке можно даже мысленно разделить сложное периодическое колебание и определить, какие гармоники присутствуют в звуке.

Таким образом, человеческий слух способен воспринимать сложную форму звуковых колебаний как окраску или тембр.

Гармонические обертоны или гармоники

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими.

Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками):

В реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона - такие обертоны называются негармоническими.

Спектральный состав и тембр

Амплитудно-частотное соотношение всех составных частей сложного колебания называют спектром звука, а звуки, соответствующие каждой частоте, присутствующей в сложном колебании, спектральными составляющими или компонентами.

Набор спектральных составляющих определяет тембр звучания. А поскольку каждая спектральная составляющая - это звук определенной высоты, говорить о тембре как об отдельном свойстве звука не совсем корректно. Однако именно тембр звука (а точнее - спектр) обычно находится в центре внимания, когда речь идет о технологиях обработки звука.

Примеры спектрального состава музыкальных звуков:

Тембр звука, т.е. отношения амплитуд его гармоник, влияет и на воспринимаемую высоту сложного тона.

Фантомные частоты

Иногда человек может слышать звуки в низкочастотной области, хотя в реальности звуков такой частоты не было. Мозг воспринимает высоту тона не только по его основной частоте, но и по периодичности, задаваемой отношением между гармониками. Мы можем воспринять ту же высоту (возможно, с другим тембром) даже если основная частота не слышна (или потеряна) при воспроизведении. (Частотные сигналы сложного спектра без основной частоты (первой гармоники в спектре) называются резидуальными .)

Например, если нота (то есть не чистый тон) имеет высоту 100 Гц, она будет состоять из частотных компонентов, которые являются целыми кратными этому значению (например, 100, 200, 300, 400, 500 .... Гц). Однако, маленькие динамики могут не воспроизводить низкие частоты, поэтому при воспроизведении может отсутствовать компонент 100 Гц. Тем не менее, может быть слышна частота, соответствующая основному тону.

Этот эффект получил название «Феномен пропущенной фундаментальной» - эксперимент 1940 г. продемонстрировал, что ощущение высоты тона спектрально сложного звука не изменится, если удалить его основную частоту, она будет достроена мозгом на основе имеющихся гармоник. Он используется в звуковоспроизводящей аппаратуре, чтобы расширить область воспроизводимых низких частот, если невозможно адекватно воспроизвести такие частоты напрямую, например, в наушниках, мобильных телефонах, малобюджетных динамиках (акустических системах) и т.п.