Сравнение классической и современной литературы. Современная литература или классика? Что стоит считать современной классикой

Существует ли в наши дни современная классика? Всего лишь сто лет назад, в модных салонах высшего общества того или иного государства можно было услышать исполнения произведений Баха, Моцарта, Бетховена и прочих классиков. Исполнять их считалось прекрасным достойным делом для пианиста. Люди с замиранием сердца слушали прекрасные лёгкие ноты, написанные некогда великой рукой талантливого композитора. Даже собирались целые вечера, чтобы прослушать то или иное произведение. Люди восхищались виртуозным исполнением тонкой чувственной музыки, исполненной на лёгких клавишах клавесина. Что же теперь?

Классическая музыка сейчас несколько изменила свою роль в обществе. Сейчас начать свою карьеру на этой стезе может каждый, всякий, кому не лень заниматься изготовлением музыки. Всё делается ради денег. Многие люди пишут музыку ради того, чтобы её продать, а не чтобы наслаждаться ею.

И проблема именно в том, что каждый, считая свои идеи наиболее превосходящими другие, совершенно не вкладывает в музыку то, что вкладывали раньше – душу. Сейчас музыкальные произведения являются только аккомпанементом к тому, что творится вокруг. Например, знаменитая клубная музыка, которая заставляет людей в залах «колбаситься» в ритм, по-другому это не назовёшь. Или же выражение своих мыслей в лёгкой доступный каждому форме еле рифмованного речитатива, которую в наше время называют рэпом…
Конечно, можно встретить и положительные направления – сильно развившееся за последние 50 лет движение рок-музыкантов, которые пишут хорошую музыку, развивают это направление. Многие группы знамениты на весь мир своими композициями.

Но поговорим о том, насколько в наши дни распространена музыка, существующая для исполнения – о так называемой современной классике.

Что стоит считать современной классикой?

Возможно, это то направление, которым сейчас занимаются музыканты, которые делают из «типовой» классической академической музыки современную, перерабатывая некоторые вещи. Но нет, такое направление называется неоклассикой и стремительно развивается ежегодно, с появлением новых электронных инструментов, которые могут позволить себе большие звуковые диапазоны и более распространённое звучание. Ниже представлены треки таких исполнителей, как Pianochocolate и Nils Frahm. Музыканты используют в своем творчестве классические инструменты и вполне могу быть охарактеризованы, как представители неоклассики.

Возможно, это та музыка, которую исполняют сейчас современные музыканты, имеющие специализированное образование. Но чаще всего эта музыка напоминает спокойные переливы от одной ноты к другой, с повторением одного и того же мотива на разных высотах. Неужели это и есть современная классика? Возможно, это модное течение в музыке, распространенное в наши дни, состоящее в том, что музыка, со всём её обилием звуков и бесконечном количестве сочетаний, сводится к нескольким нотам. Ещё один минус – полнейшее отсутствие формы. Если в академической классике можно встретить и сонаты, и этюды, и прелюдии, и сарабанды, и жиги, и польки, и различные напевы, менуэты, вальсы, танцы, которые можно было с лёгкостью отличить друг от друга, настолько строго было их отличие. Кто в здравом уме перепутал бы токкату Баха с менуэтом Моцарта? Да никто и никогда. В наши же дни современная музыка сводится к какому-то типовому шаблону. Конечно, каждому поколению свои песни, но что же будет через несколько лет?

Ярким примером исполнителя современной классической музыки является Max Richter.

Сейчас во многих музыкальных школах, наверное, даже во всех, проводятся академические зачёты по специальности в зависимости от выбранного инструмента. Обязательной частью зачёта является исполнение нескольких произведений классиков. Но дети иногда часто и не знают ничего о том, чьё произведение они играют, аргументируя это тем, что человек, который его сочинил, давно уже умер, и ему «всё равно».

Является ли это следствием невежества или просто нелюбовь к академической классике, которая подразумевает исполнение подчас сложных, произведений? Можно сказать лишь то, что в наши дни играемая музыка – далеко не предел, что можно развивать её больше и больше, совершенствовать, а не просто штамповать для фильмов или просто ради продажи.

Современная литература или классика?

У многих точка зрения едина - конечно же классика! Казалось бы, о чем здесь можно размышлять? Ан-нет найдется о чем. Давайте разберемся, что же лучше? Классика... глубокие мысли, настоящие чувства, реалистичность описываемого. На ней мы растем, учимся мыслить, она нам дает пищу духовную - мы пониманием через классику, что такое добро, что такое зло. Разбираемся в себе через переживания героев, смотрим вглубь своей души и понимаем: а вот оно как бывает, вот они какие настоящие чувства, вот что значит Честь, Долг, Родина. Классика воспитывает в нас Человека с большой буквы. Ее достоинства неоспоримы. Но воспитывает нас классика по большей части в период взросления, духовного становления нашего "Я" как личности, она дает нам, по сути, тот опыт, который в реальной жизни мы еще не приобрели в силу своего возраста. Конечно, нет предела совершенству. Но совершенствоваться мы можем только лишь тогда, когда для нас созданы определенные условия: наличие свободного времени, желание читать и размышлять над проблемами, которые волновали и волнуют человечество и т.д. и т.п. Объективно такие условия присутствуют в жизни далеко не каждого из нас. В этом месте давайте сделаем оговорку. Я беру среднестатистического человека среднего класса и среднего достатка, я не принимаю в расчет людей, для которых духовная пища сродни материальной. Так вот у среднестатистического человека, как правило, голова занята совершенно другим, нежели желанием читать классику: как прокормить себя и семью, как вырастить детей, как поступить / закончить университет. Среднестатистический человек приходит домой после работы / учебы вымотанный за день ею же. Многие ли из этих среднестатистических людей сядут у камина, или просто в кресло с томиком Достоевского в руках? Вряд ли. Что же хочется этому человеку? Разве думать, совершенствоваться и расширять свой кругозор? Нет. Реалии таковы, что такому человеку хочется чаще отвлечься, забыться и не о чем ни думать. Здесь нам на помощь приходит во всем многообразии современная литература, представленная всеми жанрами и литературными направлениями. Возьмем за основу современную фэнтези, которая как литературное направление на современном этапе наиболее успешна и популярна у читателей. Откройте любой фэнтези роман и поищите глубокие мысли там. Много вы их найдете? Не думаю. Сделаю оговорку. Я не утверждаю, что все направление фэнтези легкое чтиво. Но большинство из книг данного жанра, несомненно, да. И зададимся следующим вопросом, а нужен ли там глубокий смысл? Разве среднестатистический человек, уставший за день ищет глубокие мысли и нравственные дилеммы, открывая очередной роман о приключениях очередного / очередной попаданца / попаданки? Не думаю. Вот и писатели не стремятся заложить в свои книги ту самую глубокомысленность присущую классики, так как современный читатель ее там просто не ищет. Спрос рождает предложение. Поэтому, наверное, не надо осуждать писателей современной литературы: они лишь отражают тот спрос, который порождаем мы с вами - читатели. Современная литература дает нам возможность отвлечься от волнующих нас проблем и окунуться в мир, где все проблемы не существенны и легко решаемы взмахом руки или волшебной палочки. Мы погружаемся в мир в котором все легко, понятно и просто. Раз - и ты богат, два - ты знаменит, три - ты уже правишь, если не миром, то обязательно своей империей. Все легко понятно и никаких моральных дилемм. Подведем итог. С одной стороны такого рода литература притупляет наш ум, но с другой стороны мы находим в ней отдых и реализацию своих желаний, которых в жизни зачастую получить не можем. Так, современная литература носит как негативный, так и позитивный характер. Классика... Классика была, есть и будет. И этим все сказано. Так вот дорогие читатели не ищите в литературе, которая предназначена для отдыха глубокого смысла и не предъявляйте к ней высоких требований. Лучше читайте классику. И не ищите в классике развлечения, ибо это тогда уже не классика.

Музей восковых фигур. Пушкин.

Вопрос, вынесенный в заголовок, отнюдь не праздный. Когда мне время от времени доводится работать в школе и преподавать любимую литературу, то даже старшеклассники могут искренне удивиться тому, например, факту, что указываю у современного писателя только год рождения. «А он, что, еще жив?» — спрашивают они. Логика такова, что раз жив – почему в школе изучают? Понятие «живой классик» у них в голове не укладывается.

И правда – кого из ныне живущих можно считать живыми классиками? Попробую ответить навскидку: в скульптуре – Зураба Церетели и Эрнста Неизвестного , в живописи – Илью Глазунова , в литературе — уже упомянутого , в музыке – Пола Маккартни . По отношению к ним еще применяют схожий термин – «живая легенда ». И хотя, строго говоря, легендой называется повествование о «делах давно минувших дней», в контексте дня сегодняшнего легенда значительно «помолодела». Делать нечего – миришься и с этим обстоятельством…

Существует точка зрения, согласно которой классикой следует считать только то, что было создано до начала ХХ века. Логика в этом утверждении есть. Художественная культура прошлого, пользуясь пушкинской формулой, «пробуждала» в людях «добрые чувства», сеяла «разумное, доброе, вечное» (Н.А. Некрасов ). Но уже во второй половине XIX столетия картина начала меняться. Первым видом искусства, который затронула «порча», была живопись.

Появились французские импрессионисты . Они еще не порвали с реализмом окончательно, хотя и настоящими модернистами их назвать сложно. Но впервые определяющим моментом искусства стало субъективное ви дение художника, его настроение и состояние, впечатление от окружающего мира.

Дальше – больше. Вместо привычных пейзажей, натюрмортов, батальных полотен , анималистической живописи, портретов публика видит цветовые пятна, кривые линии, геометрические фигуры. Модернизм уходит от предметного мира. А наследующий ему абстракционизм и вовсе знаменует то, что испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гасет назвал «дегуманизацией искусства ».

Что же касается нашего «серебряного века», то и там было немало «изломанных и лживых жестов» (С. Есенин). Позерство, «жизнестроительство», эпатаж, эксперименты со словом и звуком. А подлинных художественных открытий, как потом выяснится, совсем немного. Да и те не были открытиями в полном смысле слова – и Блок, и Есенин, и , каждый по-своему впитали и усвоили классику «золотого века», творчески ее переосмыслив и воплотив заново.

А уж словосочетание «советская классика », равно как и «советская интеллигенция » в каком-то смысле нонсенс. Да, талантливо написан роман А. , только сам автор определил его основную идею как «перековку человеческого материала». Каково звучит, вдумайтесь – «человеческий материал»?!

Я не за то, чтобы от чего-то отказываться и бросать «с парохода современности » — хватит уже, проходили… Но если проводить разделительную черту между «той» классикой и новейшей – конечно, выберу ту. И другим посоветую. Сколько было написано советскими литераторами на злобу дня! А что теперь? Эти опусы интересны, разве что, историкам литературы, в качестве документа времени. «Кавалер Золотой звезды» С. Бабаевского, «Русский лес» , «Бруски» Ф. Панферова . Список легко продолжить и он займет не одну страницу. Только зачем?

«Чистое искусство» Фета прошло сквозь десятилетия и века. Насквозь тенденциозный роман Н. Чернышевского «Что делать?» прочно забыт. Только те произведения, где есть любовь и сострадание к человеку, где теплится живое слово, где читается мысль, — и есть непреходящая классика.

Павел Николаевич Малофеев ©

Эти книги не оставляют равнодушными. С ними светло, грустно, смешно, волнительно, интересно… Кого же литературные критики всего мира могут назвать современными классиками?

Россия: Леонид Юзефович

Что читать:

– авантюрный роман «Журавли и карлики» (премия «Большая книга», 2009)

– историко-детективный роман «Казароза» (номинация на премию «Русский Букер», 2003)

– документальный роман «Зимняя дорога» (премия «Национальный бестселлер», 2016; «Большая книга», 2016)

Чего ждать от автора

В одном из интервью Юзефович сказал о себе так: его задача как историка – честно реконструировать прошлое, а как литератора – убедить тех, кто захочет его слушать, что так и было на самом деле. Поэтому грань между вымыслом и достоверностью в его творчестве зачастую неощутима. Юзефович любит сочетать в одном произведении разные пласты времени и планы повествования. И не делит события и людей на однозначно плохих и хороших, подчеркивая: он рассказчик, а не учитель жизни и судья. Размышления, оценки, выводы – за читателем.

США: Донна Тартт

Что читать:

– остросюжетный роман «Маленький друг» (литературная премия WNSmith, 2003)

– роман-эпопея «Щегол» (Пулитцеровская премия, 2014)

– остросюжетный роман «Тайная история» (бестселлер года по версии The New York Times, 1992)

Чего ждать от автора

Тартт любит игру с жанрами: в каждом ее романе есть и детективная составляющая, и психологическая, и социальная, и авантюрно-плутовская, и интеллектуальная в духе Умберто Эко. В творчестве Донны заметна преемственность традиций классической литературы XIX века, в частности таких ее титанов, как Диккенс и Достоевский. Процесс работы над книгой Донна Тартт сравнивает по длительности и сложности с кругосветным плаванием, полярной экспедицией или… картиной во всю стену, написанной кисточкой для туши. Американку отличает любовь к деталям и подробностям, явным и скрытым цитатам из великих произведений литературы и философских трактатов, а второстепенные персонажи ее романов не менее живые и сложные, чем главные герои.

Великобритания: Антония Байетт

Что читать:

– неовикторианский роман «Обладать» (Букеровская премия, 1990)

– роман-сага «Детская книга» (шорт-лист Букеровской премии, 2009)

Чего ждать от автора

Если вы как читатель в восторге от Льва Толстого, осилили хоть что-то у Пруста и Джойса, то и многослойные эпичные интеллектуальные романы британки Антонии Байетт вам придутся по душе. Как признается Байетт, ей нравится писать о прошлом: действие романа «Обладать» происходит в наши дни, но погружает и в викторианскую эпоху, а семейная сага «Детская книга» охватывает наступивший затем эдвардианский период. Труд писателя Байетт сравнивает с коллекционированием – идей, образов, судеб, чтобы изучить и рассказать о них людям.

Франция: Мишель Уэльбек

Что читать:

– роман-антиутопия «Покорность» (участник рейтинга The New York Times «100 лучших книг 2015 года»)

– социально-фантастический роман «Возможность острова» (премия «Интералье», 2005)

– социально-философский роман «Карта и территория» (Гонкуровская премия, 2010)

– социально-философский роман «Элементарные частицы» (премия «Приз Ноября», 1998)

Чего ждать от автора

Его называют enfant terrible («несносное, капризное дитя») французской литературы. Он самый переводимый и самый читаемый из современных авторов Пятой республики. Мишель Уэльбек пишет о скором закате Европы и крахе духовных ценностей западного общества, смело высказывается об экспансии ислама в христианских странах. На вопрос, как он пишет романы, Уэльбек отвечает цитатой Шопенгауэра: «Первое и практически единственное условие хорошей книги – когда есть что сказать». - Houellebecq, « C"est ainsi que je fabrique mes livres». И добавляет: писателю не нужно пытаться все понять, «лучше всего наблюдать факты и не обязательно опираться на какую-либо теорию».

Германия: Бернхард Шлинк

Что читать:

– социально-психологический роман «Чтец» (первый роман немецкого писателя в списке бестселлеров The New York Times, 1997; премия Hans-Fallada-Preis, 1997; литературная премия журнала Die Welt, 1999)

Чего ждать от автора

Главная тема Шлинка – конфликт отцов и детей. Но не столько вечный, вызванный недопониманием старшего и младшего поколений, а вполне конкретный, исторический – немцев, принявших идеологию нацизма в 1930–1940-е, и их потомков, которые разрываются между осуждением страшных преступлений против человечества и попыткой понять их мотивы. «Чтец» поднимает и другие сложные темы: любовь между юношей и женщиной с большой разницей в возрасте, неприемлемую в консервативном обществе; неграмотность, которой, казалось бы, нет места в середине ХХ века, и ее роковые последствия. Как пишет Шлинк, «понять не значит простить; понять и при этом осудить – возможно и необходимо, однако это очень тяжело. И эту тяжесть приходится нести».

Испания: Карлос Руис Сафон

Что читать:

– мистико-детективный роман «Тень ветра» (премия Joseph-Beth and Davis-Kidd Booksellers Fiction Award, 2004; Borders Original Voices Award, 2004; NYPL Books to Remember Award, 2005; Book Sense Book of the Year: Honorable Mention, 2005; Gumshoe Award, 2005; Barry Award for Best First Novel, 2005)

– мистико-детективный роман «Игра ангела» (премия Premi Sant Jordi de novel.la, 2008; Euskadi de Plata, 2008)

Чего ждать от автора

Романы знаменитого испанца нередко называют неоготическими: в них есть и пугающая мистика, и детективный сюжет с интеллектуальными загадками во вкусе Умберто Эко, и страстные чувства. «Тень ветра» и «Игра ангела» объединяет место действия – Барселона – и сюжет: второй роман – приквел первого. Тайны Кладбища забытых книг и хитросплетения судеб увлекают и героев Карлоса Руиса Сафона, и читателей. «Тень ветра» стала самым успешным романом, изданным в Испании со времен «Дон Кихота» Сервантеса, а «Игра ангела» – самой продаваемой книгой за всю историю страны: за неделю после выхода в свет было раскуплено 230 тысяч экземпляров романа.

Япония: Харуки Мураками

Что читать:

– философско-фантастический роман «Хроники Заводной Птицы» (премия «Ёмиури», 1995; номинация Дублинской литературной премии, 1999)

– роман-антиутопия «Охота на овец» (премия «Нома», 1982)

– психологический роман «Норвежский лес» (участник рейтинга «Топ-20 самых продаваемых книг на Amazon.com», 2000 [год, когда книга была полностью переведена на английский], 2010 [год, когда книга была экранизирована])

Чего ждать от автора

Мураками называют самым «западным» писателем Страны восходящего солнца, но повествование в своих книгах он ведет как истинный сын Востока: сюжетные линии возникают и текут, как ручьи или реки, а сам автор описывает, но никогда не объясняет, что происходит. Вопросы есть, а ответов на них нет, главные герои – «странные люди», которые явно не отвечают представлениям большинства о нормальности и благополучии. Мир персонажей похож на сюрреалистический коллаж яви со снами, фантазиями, страхами, протестами подавляемой воли. «Литературный труд – это всегда немножко обман, – подчеркивает Мураками. – Но писательская фантазия помогает человеку взглянуть на окружающий мир по-другому».

В переводе с латинского языка слово «классический» (classicus) означает «образцовый». Из этой сути слова исходит то, что литература, именуемая классической, получила это «имя» благодаря тому, что представляет собой некий ориентир, идеал, в русле которого стремится двигаться литературный процесс на каком-то определенном этапе своего развития.

Взгляд из современности

Возможно несколько вариантов. Из первого следует то, что классикой признаются произведения искусства (в данном случае литературные) на момент рассмотрения относящиеся к предшествующим эпохам, чей авторитет был проверен временем и остался незыблем. Так в современном обществе расценивается вся предшествующая литература вплоть до 20 века включительно, при этом в культуре России, например в основном под классикой подразумевается искусство именно 19 века (поэтому он и почитается как «Золотой век» русской культуры). Литература эпохи Возрождения и Просвещения вдохнули новую жизнь в античное наследие и избрали образцом произведения исключительно античных авторов (уже термин «Возрождение» говорит сам за себя – это «возрождение» античности, обращение к ее культурным достижениям), ввиду обращения к антропоцентрическому подходу к миру (что являлось одной из основ мировоззрения человека античного мира).

В другом случае могут стать «классическими» уже в эпоху их создания. Авторов таких произведений принято именовать «живыми классиками». В их числе можно указать А.С. Пушкина, Д. Джойса, Г. Маркеса и пр. Обычно после такого признания наступает своеобразная «мода» на новоиспеченного «классика», в связи с чем появляется огромное количество произведений подражательного характера, которые в свою очередь причислить к классическим нельзя, поскольку «следовать образцу» не значит копировать его.

Классика «классикой» не была, а стала:

Еще один подход в определении «классической» литературы можно произвести с точки зрения культурной парадигмы. Искусство 20 века, развивавшееся под знаком « », стремилось полностью порвать с достижениями так называемого «гуманистического искусства», подходы к искусству в целом. И применительно к этому творчество автора, находящегося вне модернистской эстетики и придерживающегося традиционной (потому что «классика» - это обычно явление устоявшееся, с уже сложившейся историей) можно отнести (конечно, все это условно) к классической парадигме. Однако и в среде «нового искусства» также имеются авторы и произведения, признанные впоследствии или сразу же классическими (как, например, приведенный выше Джойс, являющийся одним из самых ярких представителей модернизма).