Урок литературы: «Чичиков- новый герой времени». Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс) План конспект гоголь мертвые души похождения чичикова

I АОЗ

1.Слово учителя.

Мы с вами почти заканчиваем изучение большого произведения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». И давайте вспомним некоторых героев поэмы.

2. Мотивация. Кроссворд.

Догадайтесь: о ком идет речь?

1.Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).

2 - 6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс ).

3.… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка ).

4.…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).

5.Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

7.Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).

Ч

И

Ч

И

К

О

В

Какое ключевое слово мы получили? (Чичиков)

Правильно. И сегодня на уроке речь пойдем об этом герое гоголевской поэмы.

II ФНЗ

Слово учителя.

Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор. Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя?

Гоголь - мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова?

- Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича.

Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (1гл.)

Итак, Чичиков приезжает в город NN . Но, зачем? Цель его визита. Но, прежде, чем ответить посмотрим отрывок видео «Чичиков в трактире».

Чичиков навещает помещиков. И прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Посмотрим отрывки некоторых визитов Чичикова к помещикам и дадим им слово, как же они относятся к Павлу Ивановичу Чичикову.

Визитка героя .

Помещик Манилов-

бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на сладенькую болтовню»

в «Храм уединенного размышления»

на берегу озера в поместье Маниловка.

«Чичиков у Манилова» (видео)

Манилов: «Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизонькой своим посещением… уж, такое право, доставил наслаждение… майский день …именины сердца… Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Визитка героя

Помещица

Коробочка Настасья Петровна-

коллежская секретарша,

«дубинноголовая»,

суеверная и ограниченная,

всегда ждёт вас в своей деревеньке

и готова продать вам даже

свою душу по выгодной цене.

Коробочка: А? Тот приезжий - то! Купил он тогда мертвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому наверное и плут.

Помещик Ноздрёв:

кутила, картёжник и болтун-

с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,

потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

«Чичиков у Ноздрева» (видео)

Визитка героя.

Ноздрев: Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то ей - богу повесил бы его на первом дереве. Еще хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья. Хотите знать, кто Чичиков? Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что он двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю. Я думал было прежде, что он хоть сколько - нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним никак нельзя говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности. Прямо Собакевич, такой подлец!

Манилов: Михайло Семенович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Помещик

Собакевич Михайло Семёнович-

ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах,

будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Собакевич : Чичиков - хороший человек!

«Чичиков у Плюшкина» (видео)

Плюшкин: Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве - то упущения… да и лошадей корми сеном.

Учитель: Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар - мертвые души. И что мы услышали? Приятнейший, образованнейший человек, плут, такая дрянь, великодушный. Мнения разные, но в целом - хороший человек. Как вы думаете, чем Чичиков отличается от помещиков?

Да, правильно. У Чичикова есть прошлое и о нем мы узнаем в 11 главе. Но, так же в 11 главе Гоголь ставит перед читателем интересный вопрос по отношению к Чичикову: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Давайте попытаемся ответить на это вопрос. Для этого обратимся к главе 11и поработаем с текстом по плану.

План

Детские годы Чичикова.

Учеба в училище.

Служба в казенной палате.

Служба на таможне.

Изобретение нового способа обогащения.

Как проходило детство Чичикова? Что рассказывает Гоголь о происхождении и
детстве Чичикова?

Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

- Как воспользовался Чичиков советом отца?

Как прошли его школьные годы?

- Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь?

Учитель: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др.

Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

Служба в казенной палате.

С чего началось служебное поприще Чичикова?
- Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
- Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

Учитель: Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

Участие в строительной комиссии.

Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
- Чего достиг на новом месте?

Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

Служба на таможне
- Как складывалась его карьера в качестве таможен ного чиновника?
- Почему она закончилась крахом?

Учитель: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичикова — это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство, расчетливость, хитрость.

Изобретение нового способа обогащения

Учитель: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!»
И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

- «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно.

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы П.И.Чичикове.

Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…»

- Почему 11 главу Гоголь помещает в конце 1-го тома, а не в начале?

Итог урока.

Образ Чичикова — громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.

Гоголь задает вопрос читателям.

(«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»»)

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Вывод: Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.

В чём особенность замысла Гоголя
при создании поэмы?
Перечитайте высказывание автора,
чтобы ответить на этот вопрос.
«…Если совершу это творение так, как нужно
его совершить, то…какой огромный, какой
оригинальный сюжет! Какая разнообразная
куча! Вся Русь явится в нём!»
(из письма к В.А.Жуковскому от
12 ноября 1836 года)

Почему замысел писателя
не был полностью осуществлён?
«Мёртвые души»
Гоголя
«Божественная комедия»
Данте
Трехчастная
композиция
1 часть
Показ «ада»
современной
российской
жизни
2 часть
«Чистилище»
Намечаются
пути очищения
России
3 часть
«Рай»
Торжество
светлых начал
русской жизни

ИССЛЕДОВАНИЕ 2
«Чичиков и помещики»

Портрет:

Не красавец, но и недурной
наружности, не слишком
толст, ни слишком
тонок, нельзя сказать,
чтоб стар, однако ж и не
так, чтобы слишком
молод.
В приемах своих господин
имел что-то солидное…

Социальное положение:

Господин средней руки
Коллежский советник
Павел Иванович
Чичиков, помещик,
по своим
надобностям.

Манеры, речь:

«… приезжий умел во всем
как-то найтиться и показал в
себе опытного светского
человека. О чем бы
разговор не был, он всегда
умел поддержать его…
словом, куда ни повороти,
был очень порядочный
человек»

«Говорящая фамилия»:

Чичиков – напоминает
чириканье воробья,
создает эффект
подпрыгивания,
прищелкивания.

Портрет:
Художественная деталь:
«Не красавец, но и не дурной
наружности…»
«фрак брусничного цвета с
искрою», «ларчик красного
дерева» и пр.
«Лицо… очень сдает на
портрет Наполеона»
Манеры,
речь
Биография героя:
«Угождай учителям и
начальникам»
«…а больше всего береги и
копи копейку»
Средства
создания
образа
«Говорящая»
фамилия
Характеристика другими
персонажами:
Дельный, ученый, знающий,
почтенный, преприятный
человек, миллионщик, капитан
Копейкин, переодетый Наполеон,
Антихрист и пр.

Антихрист
Наполеон
разбойник
шпион
фальшивомонетчик
герой - любовник
миллионщик
завидный жених
херсонский помещик
преприятный человек
коллежский советник
господин средней руки
подлец
приобретатель
хозяин

Что роднит Чичикова
с помещиками?

деликатность
накопительство
лживость
прижимистость
бережливость

Отличительные черты в характере Чичикова

Гибкость
Выживаемость
Приспособляемость
Угодливость
Энергичность
Воля
Наблюдательность

ИССЛЕДОВАНИЕ 3
Средства раскрытия
образа Чичикова

Почему Гоголю так важно было
посвятить целую 11 главу
биографии Чичикова?
Возможно ли возрождение души
Чичикова?

Что необходимо для покаяния,
очищения души?
Случайно ли Гоголь дал своему
герою имя Павел?

Чичиков Павел Иванович - новый для русской литературы тип
авантюриста-приобретателя, главный герой поэмы, падший,
изменивший своему истинному предназначению, но способный
очиститься и воскреснуть душой.

Биография. Происхождение:

«Темно и скромно
происхождение
нашего героя.
Родители его были
дворяне, но столбовые
или личные – Бог
ведает»

Рожденный в дворянской семье,
от матери-пигалицы и от отца -
мрачного неудачника, он сохранил
от детства одно воспоминание -
«снегом занесенное» окошко,
одно чувство - боль скрученной
отцовскими пальцами краюшки
уха. Отвезенный в город на
мухортой пегой лошадке кучеромгорбуном, Чичиков потрясен
городским великолепием. Перед
разлукой отец дает сыну главный
совет, запавший ему в душу:
«копи копейку», и несколько
дополнительных: угождай
старшим, не водись с
товарищами.

Наказ отца
Смотри же, Павлуша, учись, не дури, и
не повесничай, а больше всего угождай
учителям и начальникам…хоть и в науке
не успеешь и таланту бог не дал, все
пойдешь в ход и всех опередишь.с
товарищами не водись, они тебя добру
не научат; а уж если пошло на то,так
водись с теми, которые побогаче, чтобы
при случае могли быть тебе полезными.
А
больше
всего
береги
и
копи
копейку…Все
сделаешь
и
все
прошибешь на свете копейкой.

Биография. Детские годы:

«Жизнь при начале взглянула
на него как-то кислонеприютно… ни друга, ни
товарища в детстве…»

Биография. Учеба:

«Он вдруг смекнул и понял
дело и повел себя в
отношении к товарищам
точно таким образом,
что они его угощали, а
он их не только никогда,
но даже иногда,
припрятав полученное
угощение, продавал им
же…»

Вся школьная жизнь
Чичиков превращается в
непрерывное накопление.
Он продает товарищам
угощение, снегиря,
слепленного из воска,
зашивает в мешочки по 5
рублей. Учитель, более
всего ценящий
послушание, выделяет
смирного Чичиков; тот
получает аттестат и книгу
с золотыми буквами, но,
когда позже старого
учителя выгонят из школы и
тот сопьется, Чичиков
пожертвует на ему всего 5
копеек серебра. Не из
скупости, а из равнодушия
и следования отцовскому
«завету».

Биография. Служба:

1) В казенной палате
2) Работа на таможне
3) Идея о скупке
«мертвых душ»

К тому времени умрет
отец; продав ветхий
домишко за 1000 руб.,
Чичиков переберется в
город и начнет чиновную
карьеру в казенной палате.
Старательность не
помогает; мраморное лицо
начальника с частыми
рябинами и ухабами -
символ черствости. Но,
посватавшись к его
уродливой дочери, Чичиков
входит в доверие; получив
от будущего тестя
«подарок» - продвижение
по службе, тут же забывает
о назначенной свадьбе.

Нажив было деньги на комиссии
по возведению какого-то весьма
капитального строения, Чичиков
лишается всего из-за
начавшегося преследования
взяточничества. Приходится
делать «новый карьер», на
таможне. Долгое время
воздерживаясь от мздоимства,
Чичиков приобретает репутацию
неподкупного чиновника и
представляет по начальству
проект поимки всех
контрабандистов. Получив
полномочия, входит в сговор с
контрабандистами и с помощью
хитроумного плана обогащается.
Но вновь неудача - тайный
донос «подельника».

С огромным трудом
избежав суда, Чичиков в
третий раз начинает карьеру
с чистого листа в презренной
должности присяжного
поверенного. Тут-то до него и
доходит, что можно заложить
мертвые души в опекунский
совет как живые; сельцо
Павловское в Херсонской
губернии маячит перед его
умственным взором, и
Чичиков приступает к делу.

Сам Чичиков тих и
малоприметен, округл и
гладок, как его щеки, всегда
выбритые до атласного
состояния; душа Чичиков
подобна его знаменитой
шкатулке. Новый антихрист»
буржуазного мира таким и
будет - незаметноласковым, вкрадчивым,
аккуратным; на роль «князя
мира сего» заступает,
«незначащий червь мира
сего». Этот «червь» способен
выесть самую сердцевину
российской жизни, так что
она сама не заметит, как
загниет.

Надежда - на исправимость
человеческой натуры. Не
случайно образы большинства
героев «Мертвых душ»
созданы по принципу
«вывернутой перчатки»; их
изначально положительные
качества переродились в
самодовлеющую страсть;
подчас - как в случае с
Чичиков - страсть преступную.
Но если совладать со страстью,
вернуть ее в прежние границы,
направить на благо -
полностью переменится и
образ самого героя, «перчатка»
вывернется с изнанки на
лицевую сторону.

Исследование 4
Необычное превращение:
Тройка Чичикова –
Русь – тройка

Результаты исследования:

С образом Чичикова
связан образ дороги
в поэме. Дорога -
путешествие
во времени - житейский
путь Чичикова -
творческий путь
автора - духовное
возрождение героев -
всего человечества -
самого автора, т. е. это
дорога Вверх, дорогаспасение, дороганадежда, дорога -
будущее России.

Результаты исследования:

Образ Чичикова, как и
большинства героев
поэмы, создан по
принципу «вывернутой
перчатки»: их изначально
положительные качества
переродились в
самодовлеющую
страсть. Но если
совладать с ней –
полностью переменится
и образ героя,
«перчатка» вывернется
на лицевую сторону.

Выводы:

Таким образом, говоря о дороге Чичикова,
важно обратить внимание не только на то, что
герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел
сохранить, - проявление живого человеческого
чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой
переходит в последующие тома, т. е.
возрождается. И если брать во внимание то, что
апостол Павел поначалу был одним из гонителей
Христа, а потом стал ярым распространителем
христианства по всему миру, то и его тезка,
Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки
для этого у него есть.

Смысл финала – лирического
отступления о Руси-тройке –
загадочен. Гоголь знал, что книгу
допишет время.
Давайте попробуем приоткрыть
эту завесу тайны, загадки.

Какой мотив лежит в основе
этого лирического отступления
и всей поэмы в целом?
Выявите контраст, лежащий в
основе данного отрывка, на
основании схемы

Мотив дороги
Необъятная Русь
Символ
птицы-тройки
Казенный экипаж
Символ бездушной
государственной
власти

Чичиков постоянно в дороге, он
«движется»,
в
отличие
от
других
персонажей. Его тройка вырывается из
замкнутого, неподвижного круга, она
лихо,
с
ветерком
уносится
в
запредельное.

Чичиков – «живая» душа
Имеет отличительные черты характера,
которыми не обладают помещики
Автор даёт историю жизни героя
Намёк на предстоящее нравственное
перерождение героя – в имени Павел
Мотив путешествия, дороги – это и
мотив «движения души»

В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная
личность…”
С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми
душами”
наиболее
ярко
раскрылась
дьявольская энергия и изобретательность
Чичикова, его характер дельца и изобретателя
новой формации…”

В.Набоков: “Дурак… Глупостью было торговать
мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.
М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичиковаспособность к мимикрии, противоречие между
стремлением казаться и внутренней сущностью
характера”.

А.И.Герцен: “Один деятельный человек Чичиков, и тот ограниченный плут”.
И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не
может не рисковать. Из взлётов и падений
состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё
же, но всё же…”.
В.Г.Маранцман:
“Чичиков,
отличаясь
от
помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему
недоступна “блистающая радость жизни”.

Вывод
Чичиков – «живая» душа в
большей степени, чем «мёртвая».
Поэтому автор хотел привести
своего
героя
к
нравственному
очищению, обновлению одним из
первых.
С
этими
мечтами
связано
изображение летящей, необгонимой
Руси – тройки.

«Забирайте же
с собою в путь…
все человеческие
движения,
не оставляйте
их на дороге,
не подымете
потом!»

Домашнее задание

Напишите небольшое
рассуждение на тему:
«Современен ли образ
Чичикова»

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" ТОК ­ ШОУ "ЧИЧИКОВ. Новый герой эпохи или антигерой?" (Урок­диспут по литературе литературы в 9 классе с использованием игровых технологий) О.А.Новичкова, учитель русского языка и литературы.

Цели: в игровой форме раскрыть отношение писателя к современной ему действительности, раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность, научить школьников вести литературный диспут 2018 Опережающее задание: подготовить сообщения (биография Чичикова; мастерство писателя в обличении правителей и чиновников губернского города; эпоха, в которую жил Чичиков, распределить роли и подготовить пересказ от имени персонажа) При подготовке сообщений учащиеся пользуются текстом произведения, материалом в учебнике, статьями В.Г.Белинского, Ю.Манна, слабым учащимся раздаются готовые сообщения, которые необходимо пересказать. Оборудование: иллюстрации к произведению (Чичиков), компьютер или магнитофон. План урока. 1.Оргмомент. Начало ток­шоу. 2. Выступления "жителей города и помещиков" (вопросы из зала) 3. Сообщение неизвестного о биографии Чичикова. 4. Сообщения подготовленных учеников. 5. Итоговый диспут. 6.Домашнее задание. Ход урока. (Парты расставлены в два ряда вдоль противоположных стен, учащиеся рассаживаются в зависимости от точки зрения на Чичикова (антигерой или новый тип.) Важную роль в проведении играет интонация учителя, на протяжении всего урока поддерживающего диспут класса. 1. Звучит музыкальная заставка ток­шоу "Пусть говорят". Учитель: Здравствуйте! Павел Чичиков приехал в губернский город N и сразу душевно полюбился его жителям. Никто не предполагал, что перед ними не порядочный человек ­ владелец нескольких тысяч душ, а скупщик крестьян, умерших, но не занесенных в ревизскую сказку. Так кто же перед нами: новый герой эпохи или антигерой? Это мы сегодня и выясним. Мы, к сожалению, не смогли пригласить в нашу студию самого Павла Ивановича, он умчался на птице­тройке в неизвестном направлении. Обсуждать проблему будем по рассказам очевидцев этой истории. Я приглашаю в студию губернатора города N. 2. Выступления "жителей города и помещиков" Ученик с сообщением "Чичиков в губернском городе" выходит к доске. Наводящие вопросы учителя и класса:

Как Чичиков появляется в Вашем городе? Как он выглядит? Знаете ли Вы, с какой целью Чичиков заехал в этот город? Какое впечатление Павел Иванович производит на жителей города? Может, Вы заметили что­то странное в его речах, поведении? О чем Вы беседовали и о чем Чичиков разговаривал с другими жителями? Чем интересовался Чичиков? Учитель: Спасибо. Мы знаем, что постепенно перед жителями города N открывается другая сторона Чичикова, посещающего помещиков. У нас в студии первый, у кого побывал знаменитый плут. Приглашаем Манилова. Манилов (ученик). Пересказывает визит к нему Чичикова. Вопросы участников ток­шоу. Как Чичиков заводит речь о покупке мертвых душ? За сколько Вы сторговались? Не заподозрили Вы чего­нибудь странного в том, что Павел Иванович хочет купить именно мертвые души? Учитель: Нам удалось также найти помещицу Настасью Петровну Коробочку. Сегодня она здесь, расскажет свою историю знакомства с Чичиковым. При каких обстоятельствах, Настасья Петровна, вы познакомились с Павлом Ивановичем? Что собирался приобрести у Вас Чичиков? За какую сумму? Показался ли Вам странным этот человек? Учитель: Нам известно, что в одном из трактиров произошла встреча Чичикова с Ноздревым. Узнаем из первых уст. Приглашаем помещика Ноздрева. Вопросы из зала. Обращался ли Чичиков к Вам с какой­либо просьбой? Продали ли Вы ему что­нибудь? Как вы попрощались с Павлом Ивановичем? Учитель: Следующим, кого посетил наш мошенник, был Михаил Семенович Собакевич. (Выходит) Что хотел приобрести у Вас Чичиков? Как он объяснил свое намерение? Расскажите о торгах! Смутило ли Вас что­нибудь в действиях Чичикова? Упоминали ли Вы в беседе о других помещиках?

Учитель: Нам также удалось разыскать и последнего помещика, богача Степана Плюшкина. С большой неохотой из­за расходов на дорогу он согласился приехать к нам в студию. Встречаем. Расскажите, как ваш дом посетил Чичиков? С какой целью? Как Вы отнеслись к тому, что Павел Иванович хочет купить у Вас мертвые души? Учитель: События далее развивались таким образом. В соответствии с оформленными купчими крепостями Чичиков является владельцем четырехсот мертвых душ. На улице встречает Манилова. Вместе они идут совершать купчую (список Манилова изящно оформлен: по краешку рукой жены нарисована каемка). В канцелярии Чичиков дает чиновнику по имени Иван Антонович Кувшинное Рыло взятку для ускорения дела, но дача взятки происходит как бы незаметно: Иван Антонович накрывает «бумажку» книгой, и ассигнация исчезает. У начальника сидит Собакевич. Чичиков договаривается о совершении купчей в течение одного дня, объясняя спешку тем, что ему необходимо срочно уехать. Чичиков передает председателю письмо Плюшкина, в котором тот просит его быть поверенным в его деле, и председатель охотно соглашается. Приходят свидетели, документы оформляются, Чичиков платит в казну только половину пошлины («другую половину отнесли каким­то непонятным образом на счет другого просителя»). После удачного совершения дела все отправляются на обед к полицмейстеру (по слухам, полицмейстеру достаточно только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему обеспечен роскошный обед и обилие рыбных деликатесов). За столом подвыпившие и подобревшие гости просят Чичикова остаться подольше, решают его женить. Сам Чичиков навеселе, уверяет собравшихся, что покупает крестьян на вывод в Херсонскую губернию, где уже обзавелся имением, и сам верит во все, что говорит. В это время жители города вовсю обсуждают покупки Чичикова. На балу у губернатора Ноздрев пытался обличить нашего мошенника. Ноздрев (ученик пересказывает эпизод на балу у губернатора). Коробочка (ученик пересказывает о своем ночном приезде). Учитель: Губернатор, расскажите, пожалуйста, что происходило в Вашем городе после таких событий, какие ходили слухи? (Выступления Губернатора и Ноздрева). Ноздрев, вы последний, кто видел Чичикова в городе, как это произошло? 3. Выступление неизвестного о биографии Чичикова. Учитель: у нас в студии человек (пожелал остаться неизвестным), знающий Павла Ивановича лучше других. (Сообщение ученика о биографии Чичикова).

Вопросы ко всем участникам ток­шоу. Какими чертами наделен герой? Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной? При каких условиях могла появиться такая личность? Насколько интересен этот герой современному читателю? Учитель: У нас есть информация, что Чичиков впоследствии должен измениться, переродиться. Кто согласен с такой точкой зрения? (аргументированные мнения учащихся). 4. Сообщения подготовленных учеников. 1). Чтобы ответить, кто такой Чичиков и каково отношение к нему автора поэмы "Мертвые души", приглядимся к названию произведения Н.В.гоголя ­ "Мертвые души" и подзаголовку ­ "поэма". Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь тем, что до новой переписи умершие крепостные документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет "на бумаге" вступить во владение ими для различных махинаций ­ в частности, для получения денег под залог из опекунского совета. Исходя из этого смысла названия, Чичиков ­ плут, герой плутовского романа; цель произведения в таком случае ­ сатирическая, а главный герой ­ инструмент сатиры. Так сюжет, подсказанный автору, по его собственному свидетельству, Пушкиным, действительно предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во­первых, это возможность показать Русь с одного боку: через путешествующего плута можно дать масштабную картину русской жизни, типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во­вторых, это возможность создать концентрированный образ российской бюрократической системы, где все ирреально и фиктивно, где бумажные "мнимости" замещают человека. Если перед нами плутовской роман с уклоном в сатиру, то Чичиков ­ всего лишь пошляк (правда, "гигантского калибра), "подлец", попавший в глупое положение. Так о нем и пишет В.Набоков: "Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцем фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому заду, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ) ­ эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой­то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума". 2). Так что же? Чичиков пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически бездушного значения слова "душа" (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение ­ "душа человека", в

бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, ­ сказали Гоголю, ­ не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, которого "Интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность­ "смерть". Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий "расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких­нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно любопытство". В дальнейшем "странное" направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется" (Ю.Манн). Тема пошлости, В этом контексте "пошлость" выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут "смерти" (в предельном смысле этого слова ­ "смерть души"). удвоенная ("пошлость пошлого человека") и абсолютизированная (еще о "Ревизоре" Гоголь говорил, будто публику испугала "пошлость всего вместе"), ведет человека вниз по лестнице мироздания: лица превращаются в животные "рыла", "рыла" ­ в бездушные вещи. А самый "низ" этой лестницы ­ в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец ("пора припрячь и подлеца"), а еще и мелкий бес, адский прислужник. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: "Мертвые души" ­ не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: "Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман… Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение". Почему поэма? "Мертвые души" задумывалась по аналогии с "Божественной комедией" Данте ­ в трех частях: первая часть ­ "Ад", вторая ­ "Чистилище", третья часть ­ "Рай". Замысел, таким образом, не ограничивался изображением "ада", "пошлости пошлого человека", предел его ­ в спасении этого самого "пошлого человека". 3). Кого же Гоголь готовит к спасению ­ еще в первой части "Мертвых душ"? Чичикова, прежде всего. Что указывает на это в тексте? Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого ­ биографии. Биография Чичикова (так же, как и Плюшкина) ­ это история "падения души"; но если душа "пала", значит, была когда­то чистой, значит, возможно ее возрождение ­ через покаяние. Что необходимо для покаяния, для очищения я души? Внутреннее "я", внутренний голос. Право на душевную жизнь, на "чувства" и "раздумья"№ тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). "С каким­ то неопределенным чувством глядел он на домы…"; "неприятно, смутно было у него на сердце…", "какое­то страшное, непонятное ему саму чувство овладело им", ­ фиксирует Гоголь моменты "интроспекции" (внутреннего голоса) у своего героя. Мало

того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Так, герой поэмы Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве "подлеца" мерцают блики "живой души", для которой возможно возрождение, ­ которая готовится к возрождению. Обратим внимание на то, как автор "Мертвых душ" переходит к знаменитому отступлению о "птице­тройке", завершающему первый том "Мертвых душ". Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, "ибо любил быструю езду"; и тут же следует авторское обобщение: "И какой же русский не любит быстрой езды?". Далее: "Эх, тройка! Птица­тройка, кто тебя выдумал?" и, наконец, предельный, под стать грандиозной поэме, масштаб обобщения: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?" от Чичикова с его бричкой ­ к таинственно­патетическкому вопрошанию: Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Нет ответа". Получается, что и Чичиков причастен к этому "полету", а значит, и к "тайне"; он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать. 4). После покупки Чичиковым "мертвых душ" жители города N рассуждали:" ..это правда, никто не продаст хороших людей, и мужики Чичикова пьяницы, но нужно принять во внимание, что вот тут­то и есть мораль, тут­то и заключена мораль: они теперь негодяи, а, переселившись на новую землю, вдруг могут сделаться отличными подданными. Уж было немало таких примеров: просто в мире, да и по истории тоже". Итак, души людей могут преобразиться. Гоголь и сам намеревался в третьем томе вывести новые, полностью преображенные души Плюшкина и Чичикова. Главный персонаж ­ Чичиков ­ в конце концов должен был превратиться в идеальное лицо, героя без страха и упрека. Преобразование предполагало перевоспитание и самовоспитание. Во втором томе у Чичикова появлялись учителя­ воспитатели, которые облегчали ему дорогу нравственного перерождения, и сам он, раскаиваясь и страдая, постепенно перевоспитывает себя. Если Чичиков копит копейку и стремится разбогатеть, то он мыслит как буржуа, как капиталист? А хочет ли Чичиков пустить деньги в рост и стать ростовщиком? Мечтает ли он о заводе, о фабрике, допускает ли он мысль стать промышленником и открыть свое дело? Нет. Чичиков надеется купить сельцо Павловское в Херсонской губернии, стать помещиком и жить обеспеченно, в достатке. Он по своему сознанию не буржуа, не капиталист. Накопительская и буржуазная идея входит в голову помещика, феодала. Второй вопрос состоит в том, кто же такой Чичиков, если он не наделен сознанием буржуа, но все же является "приобретателем" и в будущем мечтает стать помещиком? Понять, почему Гоголь выбрал для своего антигероя первого тома среднего, ничем не заметного человека, помогает "Повесть о капитане Копейкине". Чичиков ­ человек новый, буржуазной эпохи и дышит ее атмосферой. Идеи буржуазной эпохи своеобразно преломляются в его уме и характере, во всей его личности. В буржуазную эпоху всеобщим кумиром становятся деньги, капитал. Всякие родственные, дружественные, любовные связи существуют постольку, поскольку держатся на денежном интересе, выгодном для обеих сторон. Чичиков однажды увидел шестнадцатилетнюю девушку с золотыми волосами и нежным овалом лица, но

его мысли тут же свернули на приданое в двести тысяч рублей. Иначе говоря, буржуазная эпоха производит зло, но зло незаметное, угнездившееся в людях, подобных Чичикову, "средних, ничем не примечательных. Чичиков ­ рыцарь копейки. Отец завещал ему копить копейку. Из фольклора известен герой народных песен "вор Копейкин". Чичиков в смысловом отношении связан с капитаном Копейкине, и с его прототипом "вором Копейкиным". История капитана Копейкина относится к славной героической эпохе 1812 года. В новую, буржуазную эпоху торжествует Павел Иванович Чичиков, который олицетворяет антихриста незаметного, мелкого, предприимчивого, пронырливого, почитающего копейку и весьма изобретательного по части ее добычи. Нынешний антихрист страшнее очевидного антихриста прежних времен. А для измельчавшего мира он тем более опасен. Опасен, потому что тих, аккуратен, ласков, обходителен, способен втереться в душу любого человека, совсем как Павел Иванович Чичиков. Не случайно Чичиков не любил говорить о себе и употреблял большей частью книжные обороты, вроде "незначущий червь мира сего". Единственная примета, которая выдает в нем антихриста, злой дух, ­ его фрак брусничного цвета с искрой. Гоголь в конце первого тома, описывая среднего, ничтожного Чичикова, посвящает несколько страниц его биографии, превращает бричку Чичикова в небесную огненную колесницу, а ухабистая, тряская русская дорога, по которой едет чичиковская бричка, вдруг обретает значение символического пути, который приведет к спасению России. 5. Итоговый диспут. Учитель: Итак. Мы выслушали всех, кто, так или иначе, был знаком с Чичиковым. Кем же он является на самом деле? Плут, подлец, мошенник? Или новый герой эпохи? (Мнения учащихся, заключительное слово учителя). Учитель: Спасибо всем, кто сообщил важную информацию о Павле Ивановиче Чичикове. 6. Домашнее задание: 1. Отметить особенности композиции "Мертвых душ". 2. Конспект статьи В.Г.Белинского "Похождения Чичикова или Мертвые души".

Разделы: Литература

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютеры, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя (Приложение 1 )

I. Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 - 3 Приложения 1).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников. В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) есть глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

II. Исследовательская деятельность.

  • Исследование 1 - “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6 Приложения 1)

В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6 Приложения 1)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

  • Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2 ). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9 Приложения 1).

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Ребята обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова

(слайд 10 Приложения 1).

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Наблюдательность

  • Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13 Приложения 1)

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию ребят по теме 3 исследования (Приложение 3 ).

Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Ребята в группах работают возле компьютеров, знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 4 ).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

  • Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

(работа со слайдами 14 – 19 Приложения 1)

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (Приложение 5 ).

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18 Приложения 1).

Ребята делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

  • Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21 Приложения 1)

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(Слайд 22 Приложения 1)

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23 Приложения 1)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 1 - мультимедийная презентация урока

Приложение 2 - схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гогол я”

Приложение 3 – презентация учащихся “Средства раскрытия образа Чичикова”

Приложение 4 - сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”

Приложение 5 – звукопись (отрывок из поэмы о Руси-тройке в исполнении Качалова)

8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о главном герое гоголевского произведения.
9. Задачи урока: 1) обучающие научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы; 2) развивающие развивать навыки целостного анализа художественного произведения; развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи; развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой; развивать умение сопоставлять героев произведения; 3) воспитательные воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера, вызвать понимание духовных проблем бытия; воспитание духовно развитой личности; воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт; формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры. 10. Ключевые компетенции: - коммуникативная : навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;- информационная : поиск информации, её преобразование и передача, привлечение современных информационных технологий;- учебно - познавательная : целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка; приёмы решения учебно-познавательных проблем;- ценностно – смысловая : формирование ценностных ориентиров, мировоззрение ученика;- общекультурная : духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы социальных и общественных явлений;- социально-трудовая: роль гражданина будущей России;-личностного самосовершенствования : способ духовного и интеллектуального развития; эмоциональная регуляция и самоподдержка.11. Тип урока : комбинированный Вид урока: урок-исследование12. Формы работы учащихся: представлены разные модели совместной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.13. Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы узнали героев поэмы. II. Актуализация знаний.Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», создание проблемной ситуации.
Викторина «Ба! Знакомые все лица!» Слайд № 2. 1. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...» (Собакевич)
Слайд № 3. 2. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» (Ноздрев)
Слайд № 4. 3. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)
Слайд № 5. 4. «...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)
Слайд № 6. 5. «… женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ..., а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» (Коробочка)
Слайд № 7. 6. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков) Учитель. Итак, с этим заданием вы справились. Сегодня на уроке мы обратимся к образу главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…» Мы с вами попробуем разобраться, почему критик дал Чичикову такую оценку? Подлец ли Чичиков на самом деле?Запишите тему урока. Слайд №8. Слайд № 9. - Сам Гоголь тоже называет своего героя подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”- Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …? III. Реализация Д/З.- Что о Чичикове говорят критики? (Выступление подготовленного учащегося).
Слайд № 10. В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.- Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения. -А что же о Чичикове говорят герои поэмы? (Ответы учащихся) «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич , который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей: "Я … познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»Учитель. Здесь прозвучали отзывы самые лестные. Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление. А как вы считаете? IV. Открытие нового знания1. Исследовательская работа в группах «Чичиков и помещики». - Так, кто же Чичиков? Может, он тоже «мертвая душа»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему. Слайд № 11.

Манилов - любезность Коробочка - накопительство Ноздрев – самовлюбленность и лживость Чичиков Собакевич – прижимистость и цинизм Плюшкин – бережливость

Вывод: Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну, а солгать способен не хуже Ноздрёва) - Чем Чичиков отличается от помещиков? (У Чичикова есть прошлое.) 2. Аналитическая беседа по тексту. - Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет биография. - Что вы можете сказать о происхождении Чичикова, его детстве? (Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос­татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона­чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память»)- Что вы можете сказать об образовании Павла Ивановича? (Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку : эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы­даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».- Как проявил себя Чичиков на службе? («Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со­рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот­реблением никаких крепких напитков».Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо­собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото­рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь­ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо­роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей...Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную опера­цию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.) Подведем итог: Чичиков наделён волей, энергией, он начинает с «нуля» и пробивает себе дорогу собственными усилиями. После крушения его снова ожидает взлет. У него есть цель, к которой он постепенно идет.

Выделим характерные черты главного героя: с одной стороны, приспособляемость, угодливость, лживость, изворотливость, предательство, а с другой – «неодолимая сила характера», целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела, «расторопность, проницательность и прозорливость», знание психологии людей, наблюдательность, умение произвести впечатление.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению. Следует заметить, что приобретение в 40-е года 19 века – знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».- Почему автор всё же называет Чичикова подлецом? Чтобы понять, почему автор называет Чичикова подлецом, нужно посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова цель жизни, какие средства он использует для её достижения. (Работа со схемой) Слайд № 12.
Учитель. Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши. Моральной оценки своим действием он не даёт. На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу. Перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы. Жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привели к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души. -Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя? (Ответы учащихся)- Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться? (Возможные варианты: тяжелая болезнь, нахождение в тюрьме, встреча с праведником, любовь)Учитель. Гоголь верил в достойное будущее России и в способность русского человека измениться. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть- «Чистилище», третья часть-«Рай». Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом. V. Итоги урока (рефлексия деятельности).- А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” (Высказывания учащихся)- Составьте синквейн, в котором первая строчка будет «Чичиков». Слайд № 13 /правила синквейна/)- Как вы считаете, образ Чичикова живет в 21 веке? - Страшны ли Чичиковы? А, может быть, такие люди, как Чичиков, нужны современной России?

Слайд № 14. - Итак, мы посмотрели на героя с разных сторон: изучили мнения критиков и героев поэмы. Каждый из вас сделал свои выводы, у каждого из вас свой Чичиков. Для Гоголя Чичиков - несбывшаяся надежда, ведь именно с ним автор связывал светлое будущее России. Это человек с большими возможностями, хотя и “подлец”. Недаром в уста одного из героев второго тома Гоголь вложил фразу: «Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!»VI . Домашнее задание. Подготовить «заочную экскурсию» по губернскому городу N (гл. 1, 7-10)