Успение Пресвятой Богородицы: что празднуют православные. Успение Пресвятой Богородицы: значение и традиции христианского праздника

Заглянув в церковный календарь 28 августа, можно заметить эту дату выделенной цветом. Посмотрев описание, легко узнать, что отмечается день Успения Богородицы, но что означает слово "успение"? Что такое смерть и воскрешение души? Пожалуй, многие не знают ответа на это, как и саму историю праздника. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Церковные предания

Из слов Святого Писания можно узнать, что, Богородица после вознесения её сына Иисуса Христа на небо осталась на попечении у святого

Многие церковные предания по-разному объясняют Успение, что такое воскрешение души, возникновение празднования смерти. Обычаи и правила празднования Успения мало освещены в писаниях, как и все основные моменты конца земного пути Божьей Матери.

Также из всей священной истории Нового Завета каждый знает, как высоко чтилась Матерь Господа среди апостолов, когда пребывала с ними в Иерусалиме.

К сожалению, до нас дошло очень мало рукописей того времени. В основном эти творения были собраны в Святом Евангелие и Новом Завете.

Благодаря новым археологическим устройствам после многочисленных раскопок в Иерусалиме все-таки были найдены творения святого

В этих документах упоминается о жизни Божьей Матери, показывается само её Успение, что такое это за событие для народа и вся история того периода.

В этом апокрифе (тайная написанная история, которая не вошла в канон Библии) говорится, что после массовых гонений царя Ирода Агриппы на Церковь, Богородица вместе с Иоанном Богословом переехали на время в город Эфес.

Когда гонения были прекращены, Богородица вместе с Иоанном вернулась в Иерусалим, где поселилась в его доме на

История возникновения праздника

Как гласит предание, когда однажды Божья Матерь пошла на Елеонскую гору молиться, ей там повстречался архангел Гавриил, в руках которого была ветка райской пальмы. Он благовествовал Деве Марии, что спустя три дня она преставится на Небеса, Господь вознесёт её, свою родную матерь, в Царство Небесное, в котором она будет находиться с ним вечно.

По возвращении в дом Богородица поведала святому Иоанну о встрече с Архангелом Гавриилом и будущей своей кончине.

В своем завещании она просила похоронить её в Гефсимании, рядом с родителями и её оброчником, праведником Иосифом.

Кроме того, в завещании было указано отдать две её ризы нищим девушкам, которые прислуживали у неё с большой привязанностью и усердным трудом.

Представление Девы Марии Господу

Само представление Пресвятой Богородицы должно было наступить на 15 день августа в третьем часу дня. В это время в храме зажгли свечи, а Мария лежала на украшенном красивом одре. В одно мгновение в Храм залило море света, в котором явился сам Иисус Христос с ангелами, архангелами и всеми небесными силами, и подошёл он к Деве Марии.

Увидев Сына, Пресвятая Дева радостно молвила ему, и Господь с трепетом и гордостью принял её к себе, и она, услышав его одобрение, отдала пречистую душу Своему единственному Сыну.

Согласно церковным верованиям, по смерти Богоматери апостолы положили её тело в гробницу и завалили вход в нее большим камнем. Спустя три дня после смерти к ним присоединился апостол Фома, который слёзно просился и молил дать шанс попрощаться с Пресвятой Девой Марией. По его просьбе апостолы отвалили камень и вошли с ним в пещеру, но каково было их удивление, когда они застали только одеяние Девы, а её самой там не было, а из самой пещеры доносился приятный свежий запах трав.

Празднование в храмах

С давних времён было заведено отмечать этот праздник с утренней службой, на которую верующие приносили семена злаков на освещение и благословение. Происходило это после ночной службы с восходом солнца.

В народе Пресвятую Богородицу называют Госпожию и от этого праздник Успения носит ещё одно название Госпожина дня, Госпожинок. Среди народа принято праздник Рождества Богородицы называть Второй Пречистой, а Успение Пресвятой — Первой Пречистой.

Отмечали этот праздник великим пиром, с домашним сваренным пивом, сладкими блюдами и пирогами.

Итак, одним из великих и последних из двунадесятых праздников церковного календаря в августе является Успение Пресвятой Богородицы.

Духовное значение торжества

Такое явление, как смерть, всегда вызывало страх, колебания, удивление и трепет в душе каждого человека.

На пути к вечному житию каждому требуется пройти путь обучения, переживания и радости в обычной мирской жизни. Именно праведность сегодняшней жизни, наши поступки и деяния оказывают влияние на будущую вечную жизнь в покое и счастье. Это понятие смерти является основой христианской веры.

Если вспомнить Святое Писание, то смерть является не чем-то благородным, а наоборот, процессом грехопадения, непослушания души человеческой воле Божьей.

По учению Церкви, понятие смерти и есть Успение. Что такое смертьи зачем она нужна? Можно с уверенность сказать, что наш Творец вовсе не хотел человеческой смерти, но люди сами себе её предрекли постоянными грехопадениями и непослушаниями.

Но даже в такой ситуации перед нами открываются ворота в Рай, где будут находиться рядом с Творцом те, кто по сей день не нарушает законы Божьи, кто постоянно стремится делать хорошее и приносить радость и помощь окружающим.

Празднование смерти Девы Марии

На иконах, где изображено Успение Богородицы, рядом с её ложем всегда возвышается Христос, в руках которого маленькая фигурка младенца, символизирующая душу умершей Богородицы. Эта детская фигурка и есть прообраз перерождения Души после смерти, которую пришёл принять её Сын.

Исторические сведения

В письменах, где говорится о литургийных практиках древнегреческой Церкви, первые ссылки на Успение Богородицы появились в конце VI столетия.

Правивший в те времена император Маврикий сделал этот день общецерковным. В большинстве церквей этот день отмечали 18 января, но по мнению некоторых специалистов, которые изучают письменность того периода, именно Маврикий перенёс его празднование на август, на День Победы над персами.

Он приходится как раз на окончание Успенского поста, который длился с 1 по 15 августа по старому стилю и с 14 по 28 по новому стилю, а непосредственно 28 - Успение.

Подготовительный период и само празднование

Как говорилось ранее, праздник Успения начинается с очень сурового двухнедельного поста. Это один из четырех годовых постов, и считается он одним из самых древних и строгих. Даже рыбу вкушать разрешено один раз за весь пост и в определённый день.

Священнослужители проводят празднование в голубых одеждах. Церковная литургия начинается с вечера и длится всю ночь, а с самого утра служится уже сама литургия Успения. На третий день выносится плащаница, символизирующая одеяние Девы Марии, подобная плащанице Христа. Единственным отличием здесь является изображение на ней Богоматери, лежащей в гробу.

По обычаю Церкви на утренней литургии перед захоронением плащаницы читаются похвальные молебны, поётся кондак и тропарь, а затем следует торжественный ход с плащаницей вокруг храма.

Как видно из всего рассказанного, значение праздника очень велико. Из его истории можно сделать вывод, что праведный путь жизни всегда вознаграждается нашим Творцом. Все невероятные чудеса вознесения дают надежду каждому верующему обрести вечную жизнь после смерти.

Во всех прописанных канонах и стихирах праздника подчёркивается величие и радость Успения Богородицы. Здесь нету места скорби и горести о смерти, но есть великое счастье победы над ней.

Весь день 28 августа (Успение) люди проводят в молитве и радости, вкушая приготовленные блюда за семейным столом после длительной ночной литургии

28 августа 2018: Успение Богородицы
Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Что значит слово «Успение»
«Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму - «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы
глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых - Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, - Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь - те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос - то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце - это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158-1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили - в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки - праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» - в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день - 29 августа - отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три - после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Святитель Феофан Затворник
После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

На заставке: Хайме Серра. Успение Богородицы (фрагмент). 1361-1362

Успение Пресвятой Богородицы - это один из двенадцати главных праздников в Русской православной церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом. Рассказываем об истории праздника.

Дата празднования

Праздник Успения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают каждый год в одно и то же время — 28 августа (новый стиль). А католики — 15 августа, по старому стилю.

История и смысл

После Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос завещал заботиться о Ней, как о родной матери.

Для ближайших учеников Иисуса Христа и всех верующих Она была утешением и назиданием. Апостолы записывали все, что Матерь Божия рассказывала о Своей жизни и о жизни Своего сына.

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и принес весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Матерь Божия обрадовалась этой вести: Она поняла, что сможет встретиться с сыном.

После кончины Матери Божьей апостолы погребли Ее тело в Гефсимании. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было, там лежала только плащаница.

В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала: "Радуйтесь! Я всегда с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

Название праздника

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

"Успение" — это устаревшее слово. В переводе на современный язык значит "смерть".

Традиции и приметы праздника

В этот день в православных храмах проходят праздничные литургии. Верующие несут цветы к иконе с изображением Богородицы и прикладываются к ней.

Успение Пресвятой Богородицы ознаменовывает окончание летней уборки урожая. В этот день принято ходить в храм и святить хлеб. При этом ни в коем случае нельзя ронять на пол даже крошку освященного хлеба.

Раньше незамужние девушки с нетерпением ждали праздника, так как именно с этого дня было принято начинать помолвки, чтобы осенью сыграть свадьбу. Говорили, к кому не посватаются, тот всю зиму в девках просидит.

Считается, что 28 августа начинается раннее бабье лето. Согласно примете, какая погода стоит на Успение, такая ждет нас и осенью. Также, если в этот день — хорошая погода, то зима будет теплая, а следующий год — урожайным.

Алена Филиппова

Успение Пресвятой Богородицы последний Великий двунадесятый праздник православного церковного года, заканчивающегося 13 сентября по новому стилю. Успение Богородицы празднуется 28 августа (нов. ст.), имеет 1 день предпраздненства и 8 дней попраздненства, отдание совершается 23 августа (5 сентября).

Полное его название - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Дата Успения Богоматери доподлинно неизвестна, но исследователи предполагают, что к моменту Успения ей было 72 года.¹

Господь Иисус Христос вознесся на небо. Святые Апостолы, исполненные даров Духа Святого, разошлись в разные страны проповедовать Евангелие. Но в Иерусалиме оставалась еще вместе с некоторыми учениками Господа Пресвятая Дева, Матерь его, к которой с благоговением обращались взоры Апостолов и многих тысяч христиан, обращенных ими к свету истины.

Уральская икона «Житие и успение пресвятой Богородицы»

Жилище ее было на Сионе, в доме св. Иоанна Богослова, которого усыновил ей сам Божественный Сын ее. Древнее предание повествует, что Богоматерь путешествовала из Иерусалима и в другие города и страны, жила некоторое время в Эфесе, благословила Афонскую гору, посетила Кипр, где св. Лазарь (воскресший из мертвых) был епископом. Христиане видели в ней как бы образ Иисуса Христа, наставницу и пример веры и всех добродетелей.

Пресвятая Богородица до конца жизни земной была Девою не только по плоти, но и по духу: смиренная сердцем, Богомудренная в словах, произносимых без поспешности, неутомимая в чтении, бодрая в трудах, целомудренная в беседах, никого не обидевшая, ни над кем не посмеявшаяся, не гнушавшаяся бедных и убогих, но всем желавшая добра, она имела вид внутреннего и наружного совершенстваАмвросий Медиоланский

Дуччо ди Буонинсенья. Успение Девы Марии. Благовещение

Наконец настало время, когда и одушевленному Кивоту святыни Господней надлежало быть перенесенным туда, куда вознесся сам Господь. Архангел Гавриил, вручая ей знамение победы над телесной смертью — ветвь райского Финикового дерева, возвестил, что Божественный сын ее зовет ее к себе, в обители Отца небесного. С живейшею радостью приняла эту давно желанную весть Пресвятая Дева. Но, оставляя этот дольный мир, она пожелала еще раз увидеть в нем святых Апостолов и молила об этом Господа.

Прибытие апостолов

Дуччо ди Буонинсенья. Успение. Проводы Марии св. Иоанном

Невидимою силою Апостолы были перенесены из разных стран в Иерусалим к жилищу Приснодевы. Явился и святой Павел, вместе с учениками своими: Иерофеем - дивным, Тимофеем - епископом эфесским и Дионисием Ареопагитом. «Апостоли, от конец совокупившеся, в Гефсиманийстей веси погребите Тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, прими душу Мою» — говорила Пресвятая Дева.

Апостолы проливали слезы. Но пречистая Владычица утешала плачущих, говоря им, что она не оставит их сирыми по своем преставлении, и не только их, но и весь мир будет “посещати, назирати и вспомоществовати бедствующим” .

День Успения. Вознесение души. Погребение.

Фра Анджелико. Успение Богородицы

Наступило пятнадцатое августа. Горница Сионская была освещена множеством светильников, наполнена благоуханиями, оглашаема усердными молитвами Апостолов: пречистая Дева Мария ожидала минуты разлучения души ее от тела. Вдруг небесный свет облистал всю храмину, явился сам Иисус Христос, окруженный Ангелами, взял пресвятую душу Богоматери и вознесся на небо.

Погребение

Апостолы видели теперь пред собою только бездыханное тело Богородицы, сияющее чудным светом, благоухающее ароматами. Оно было перенесено руками Апостолов в Гефсиманию и погребено в той пещере, в которой были погребены праведные Иоаким и Анна, родители Богоматери, и обрученник ее Иосиф.

Воскресение

Карраччи, Аннибале. Успение Пресвятой Богородицы

На третий день после погребения Приснодевы, прибыл в Иерусалим и святой Фома, который, по устроению Божию, не был при ее преставлении. Чтобы утешить сетующего, Апостолы открыли пещеру, где было погребено тело Богородицы,- и не нашли там ничего, кроме ее ризы. Но в тот же день она сама явилась им в небесном сиянии, окруженная сонмом Ангелов.

По окончании вечерней трапезы своей, Апостолы, возвышая хлеб, который отлагали они в честь Иисуса Христа, хотели сказать по обыкновению: “Господи Иисусе Христе, помогай нам”. Но, увидев Матерь Божию, они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам» .

Вот начало, совершаемого и доныне в некоторых монастырях, чина о Панагии (о Пресвятой). Смерть пречистой Девы была сном, после которого Она воскресла и вознеслась на небо. «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо» .

Почитание

Со времени успения и вознесения Божией Матери начинается всемирная слава ее, скрытая до того времени под покровом глубочайшего смирения. Везде, куда достигала проповедь Евангелия, где прославлялось имя Иисуса Христа, там прославлялось и имя Приснодевы Марии.

Святой Вселенский Собор (бывший в Эфесе в 431 году) навсегда утвердил принадлежащее ей наименование Богородицы, или Богоматери. Православная Церковь каждый день во всех своих службах умоляет, благодарит и прославляет Честнейшую Херувимов и Славнейшую Серафимов.

“Блажим Тя вси роди, Богородице Дево… Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще. День бо и нощь молишися за нас и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются”.

Пресвятая Мария произвела совершенную перемену в судьбе женского пола, возвратив ему значение и достоинство, утраченное грехопадением Евы. В тоже время Матерь Христа - Бога нашего представляет Собою совершеннейший образец христианки..

Она примером своим учит отроковиц благонравию, послушанию, трудолюбию, дев и жен — кротости, целомудрию и благочестию, матерей - истинно материнской любви и преданности, сирых и бедных - терпенью и самоотвержению, великих и славных - смирению.

Древние свидетельства

Хотя телесное вознесение на небо Матери Божией и не вошло в состав Символа веры, но вся Церковь согласно верит, что она по смерти своей воскрешена Господом и восхищена на небо, где и пребывает телом и душой. Обстоятельства Успения Матери известны с древних времен.

В IV веке явились два, древних уже в то время, сочинения о телесном переселении Девы Марии на небо, - одно под именем Иоанна Богослова, а другое – Мелитона, Епископа Сардийского, жившего в конце II века. В V веке Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, свидетельствовал пред Императрицей Пульхерией о достоверности этих событий, почерпнутых из древнейших и непреложных источников и преданий.²

Что такое успение

Кончина Божией Матери называется Успением, потому что она святым телом своим как бы уснула на короткое время, и потом, воспрянув от земного сна, вознеслась на небо.

История празднования

Праздник этот Православная Церковь торжествует с древних времен христианства. О нем упоминается в 431 правиле Номоканона, заимствованного у Гангрийского Собора, бывшего в 361 году, в сочинениях Блаженного Иеронима и Августина, писателей Церкви IV века. В прежние времена у некоторых народов, как то: Галлов, Коптов и Греков, праздник этот отправлялся, вместо 15 Августа — 15 Января.

Но в 582 году, по желанию Греческого Императора Маврикия, он перенесен на 15-е Августа, в уважение того, что в древних календарях он означен в этот день.² Об этом сообщает и Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Церковной истории». По мнению других исследователей, Маврикий приурочил его ко дню своей победы над персами 15 августа 582 г.

Успенский пост

Православная Церковь, благоговея пред днем Успения Божией Матери, подготавливает себя и верующих к достойному памятованию и торжеству этого события четырнадцатидневным постом, который длится с 13(1) по 27(14) августа и уступает по святости (строгости) только Великому посту, превосходя Рождественский.

В течение Успенского поста запрещается вкушение яиц, мясных, молочных продуктов, рыбы и растительного масла (исключение для рыбы только в праздник Преображения Господня 19 августа). Можно есть орехи, мед, хлеб, крупы, фрукты-овощи.

28(15) августа пост заканчивается, если праздник приходится на любой день недели, кроме среды или пятницы. Если Успение выпадает на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а в этот – разрешается рыба.³

Народные традиции, спожинки

Называли праздник в разных местностях по своему: Большая Пречистая, Первая Пречистая, Успеньев день, Успенщина, дожинки, обжинки, вспожинки, оспожинки, спожинки, Госпожинки, Госпожин день (возможно, от «Госпожи», т. е. «Владычицы» (Богородицы). Третий Спас отмечается на следующий день, 16/29 августа (нов.) – в день перенесения образа Спаса Нерукотворенного.

В старину с приходом оспоженок праздновали окончание жатвы.⁵ В представлении народа, как всегда, одно наложилось на другое – земледельческий и христианский праздники. Земледельческие праздники были связаны с календарными работами деревенских жителей. Их обряды выражали благодарность матушке-земле за урожай и направлены были на получение следующего.

«Дожили, дожили,
Госпожинки встретили,
Каравая почали,
Толокна проведали,
Гостей угостили,
Богу помолили!»

М. Стахович. Дожинки. 1821. Фото — wikipedia

  • Устраивали складчину (братчину), пекли пироги из муки нового урожая, варили пиво.
  • Плели венки из колосьев, водили хороводы.
  • В поле, после уборки урожая, вязали последний, именинный сноп, наряжали его, с песнями и плясками несли на господский двор, где помещик угощал своих крестьян и праздновал с ними окончание жатвы.
  • Последний сноп особенно почитался, ему отводилась и особая роль в ритуале. Сноп называли: дожиночный или обжинок, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья (от «спорыш» — двойное зерно, царь-колос — воплощение плодородия), борода, борода Бога или Ильи, Иванушка, Христова рубашка, барин. Его устанавливали на праздничном столе, и после пиршества хранили до нового урожая в Красном углу под образами.
  • С Успения начинается «молодое бабье лето», которое продлится до Ивана Постного, 29 авг. / 11 сент. (народное название дня Усекновения честныя главы св. Иоанна Крестителя)⁴
  • Девушки приглядывались к парням, выбирая женихов: «С Успения не присмотришь – зиму в девках сидеть будешь».

Пословицы, приметы

Пресвятая Богородице, помогай нам!

Литература:

¹ pravoslavie.ru
² Журнал «Мирской Вестник», 1865
³ Википедия
⁴ А.А. Коринфский. Народная Русь
Сахаров И.П. Сказания русского народа
Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
Даль В.И. Месяцеслов — Пословицы русского народа

День Успения знаменуется с кончиной Пречистой Девы Марии. По приданию Святая Дева молила, чтобы быстрее оказаться рядом с Господом на небесах. Во время очередной молитвы к Богородице пришел архангел Гавриил и сказал о том, что смерть скоро настанет. Тогда Мария созвала апостолов и просила молиться об ее кончине. Вскоре ее желание было исполнено: Дева испустила дух на небеса.

У торжества есть 9 предпраздничных дней – это Успенский Пост . Он длится с 14 по 27 августа, когда тело и разум достигают просветления духовного.

История, значение праздника

История празднования дня Успения начинается с 6 века. Впервые торжество стали отмечать при правлении византийского императора Маврикия. До 6 века в Константинополе день Успения отмечался тайно, без участия церкви.

Праздник имеет огромное значение для верующих людей. По значимости Успенский Пост и день Успения можно сопоставить с Великим Постом и Пасхой. К дню погребения Богоматери существует особенная Служба – священники выходят к плащанице с ликом Девы Марии, лежащей посреди храма, читают молитвенные прошения, а затем обносят мантию вокруг святыни.

Традиции

На праздник всегда было принято посещать церковь, молиться за здравие близких, просить Богородицу о защите своего дома и семьи. Верующие крестьяне обязательно соблюдали перед празднованием Успенский Пост, во время которого запрещалось употреблять в пищу мясные и молочные продукты животного происхождения.

Накануне праздника и в сам день Успения запрещалось ругаться, сквернословить, пить, гулять и развлекаться. Отмечали торжество в семейном кругу, обязательно накрывали на стол. Не возбранялось выпить немного красного вина.

Так как церковное торжество уже тесно переплелось с русскими обычаями, считалось, что в Успение нельзя в почву вставлять острые лопаты, штыри, колышки. Так выражалось пренебрежение к земле, ведь она должна тоже отдыхать.

Интересно!

В простонародье день Успения называли «Госпожин день».

Что можно и нельзя делать


Во время празднования не возбраняется:

  • делать домашние дела;
  • работать;
  • выпивать:
  • кушать любую еду.

Этот день является большим торжеством, поэтому во время его празднования человек не должен чувствовать себя скованным и испытывать дискомфорт.

Запрещается совершать плохие поступки, врать, держать в голове дурные мысли.

Приметы


С древних времен, христиане верили, что если в день Успения Богородицы надеть тесные туфли, то год будет плохим. Чтобы не навлекать бедствия на свой дом, люди доставали из шкафов старую разношенную обувь — она не сжимала ногу.

Большинство других примет имеет связь с погодой:

  • Если на торжество стоит теплая погода, значит бабье лето выдастся с заморозками;
  • Если дождливо, то осень будет сухой;
  • Если на небе радуга появилась, это было хорошим ознаменованием и обещало теплую осень;
  • Много паутины на ветках говорит о морозной зиме.

На Руси на успение было принято свататься, говорили: «Пришла Пречистая – сватов несет нечистая», поэтому незамужние девушки ждали с нетерпением наступления праздника, чтобы поскорее выйти замуж.