Что такое синтаксис в русском языке примеры. Синтаксис

В каждом языке есть множество слов, но без правильного оформления они мало что значат. Слово - это всего лишь Особенно богат ими русский язык. Синтаксис родного языка - главный помощник в оформлении грамматической связи слов в предложениях и словосочетаниях. Знание основных правил этой части лингвистики помогает людям строить как письменную, так и устную речь.

Понятие

Синтаксис в русском языке - это особо важный раздел, изучающий конструкцию предложений и словосочетаний и, кроме этого, соотношение в них частей речи. Данный отдел языкознания является частью грамматики и неотступно связан с морфологией.

Лингвисты выделяют несколько видов синтаксиса:

  1. Коммуникативный. Показывает соотношение сочетаний слов в предложении, исследует разные способы членения предложений, рассматривает типологию высказываний и так далее.
  2. Статический. Рассматривает отдельные и предложений, не связанных между собой. Объект исследования данного вида раздела грамматики - синтаксические нормы соотношений частей речи в предложении или словосочетании.
  3. Синтаксис текста. Исследует простые и построения сочетаний Его цель - лингвистический анализ текста.

Все перечисленные виды изучает современный русский язык. Синтаксис подробно рассматривает следующие единицы лингвистики: предложение, словосочетание, текст.

Словосочетание

Словосочетание является минимальной синтаксической единицей. Это несколько слов, соединенных между собой смысловой, грамматической и интонационной нагрузкой. В данной единице одно слово будет главным, а другие - зависимыми. К зависимым словам можно задать вопрос от главного.

В словосочетаниях встречается три типа связи:

  1. Примыкание (лежать дрожа, петь красиво ).
  2. Согласование (о грустном рассказе, красивое платье ).
  3. Управление (читать книгу, ненависть к врагу ).

Морфологические свойства главного слова - основная классификация словосочетаний, которую предлагает русский язык. Синтаксис в данном случае делит словосочетания на:

  • наречные (незадолго до концерта) ;
  • именные (деревья в лесу) ;
  • глагольные (читать книгу) .

Простые предложения

Очень разнообразен русский язык. Синтаксис как особый раздел имеет главную единицу - простое предложение.

Предложение называется простым, если оно имеет одну грамматическую основу и состоит из одного или нескольких слов, выражающих завершенную мысль.

Простое предложение может быть односоставным или двусоставным. Этот факт выявляет грамматическая основа. Односоставное предложение представлено одним из главных членов предложения. Двусоставное, соответственно, подлежащим и сказуемым. Если предложение односоставное, то оно может делиться на:

  1. Определенно-личное. (Желаю тебе любви!)
  2. Неопределенно-личное. (Утром принесли цветы.)
  3. Обобщенно-личное. (С ними каши не сварить.)
  4. Безличное. (Вечереет!)
  5. Назывное. (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)

Двусоставное может быть:

  1. Распространенным или нераспространенным. За эту характеристику в ответе второстепенные члены предложения. Если их нет, то (Птицы поют .) Если есть - распространенное (Кошкам нравится резкий аромат валерианы .)
  2. Полным или неполным. Полными называют предложения, где присутствуют все члены предложения. (Солнце клонилось к горизонту .) Неполными - где пропущена хотя бы одна синтаксическая единица. В основе своей они характерны для устной речи, где смысл нельзя понять без предыдущих высказываний. (Кушать будешь? - Буду!)
  3. Осложненным. Простое предложение может быть осложнено обособленными и второстепенными членами, однородными конструкциями, вводными словами, обращениями. (Зимой в нашем городе, особенно в феврале, бывает очень холодно.)

Сложные предложения

Сложными называют предложения, построенные из нескольких грамматических основ.

Русский язык, синтаксис которого трудно представить без сложных предложений, предлагает несколько их видов:

  1. Сложносочиненное. Части такого предложения связаны сочинительными союзами и сочинительной связью. Такая связь придает простым предложениям в составе сложного некоторую самостоятельность. (Родители уехали отдыхать, а дети остались с бабушкой.)
  2. Сложноподчиненное. Части предложения связаны подчинительными союзами и подчинительной связью. Здесь одно простое предложение - придаточное, а другое - главное. (Она сказала, что придет домой поздно.)
  3. Бессоюзное. Части такого предложения связаны по смыслу, порядком расположения и интонацией. (Он пошел в кино, она - домой.)
Определение (синтаксис) У этого термина существуют и другие значения, см. Определение.

Определе́ние (или атрибу́т ) - в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

Классификация

Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения ) и способами управления и примыкания (несогласованные определения ).

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.

  • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
  • «В нашем классе нет отстающих учеников»
  • «Он решает эту задачу второй час»

В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

  • в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск-Камчатский », «Иван Великий », «имя существительное », «вереск обыкновенный »;
  • в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):

Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто́ра лестью погребальной ,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой .

А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

Несогласованные определения

Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

  • «Шумели листья берёзы »
  • «Ему нравились вечера в доме бабушки »
  • «Выбери ткань с рисунком повеселее »
  • «На завтрак дали яйца всмятку »
  • «Их объединило желание увидеться »
  • «Дом, в котором я живу »

В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:

Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις - «построение, порядок, составление») - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Синтаксис включает в себя:

  1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
  2. рассмотрение видов синтаксической связи;
  3. определение типов словосочетаний и предложений;
  4. определение значения словосочетаний и предложений;
  5. соединение простых предложений в сложные.

Синтаксис статический

Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

Синтаксис коммуникативный

Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.

Синтаксис текста

Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.

Синтаксис функциональный

Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.

Данная статья посвящена такому разделу грамматики, как синтаксис. Что изучает он? Ответим на данный вопрос.

Определение

Синтаксис изучает правила, средства и способы соединения слов, словоформ и предикативных единиц, а также полученные в результате единицы. Законы их построения не могут быть поняты и истолкованы в отрыве от понятий синтаксической связи и синтаксических отношений. Поэтому они являются базовыми, фундаментальными понятиями раздела "синтаксис", что изучает эти и другие явления.

Синтаксические единицы

Данные единицы возникают и существуют в языке для обозначения синтаксических отношений - самых общих типизированных значений, выражаемых средствами языка и предназначенных для конструирования вещественной информации. Введем еще одно определение из раздела "синтаксис". Что изучает он еще?

Синтаксические связи

Это способы соединения синтаксических единиц средствами языка для выражения определенных смысловых отношений.

Существуют два традиционно противопоставляемых типа такой связи: сочинение и подчинение. Кроме них, выделяются координация и аппозиция, а внутри подчинительной связи - дуплексив.

Координация возникает между подлежащим и сказуемым в структуре предложения. Ее отличие от подчинительной связи (согласования) можно довольно четко определить:

  1. Согласование - подчинительная связь, наличие главного и зависимого компонентов. Координация - соотнесение, взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.
  2. Согласование идет по всей парадигме главного слова. Координация - соотнесение отдельных форм подлежащего и сказуемого (только И. п. и спрягаемая форма глагола).
  3. При согласовании образуется словосочетание, при координации - предложение.
  4. При согласовании зависимый компонент выполняет синтаксическую функцию определения. При координации синтаксические функции главных членов предложения - подлежащее и сказуемое.

При аппозитивной связи невозможно четко определить, как при подчинении, главное и зависимое слово. Форма приложения не согласуется, то есть не уподобляется форме определяемого, а совпадение рода и числа, когда оно наблюдается, объясняется не грамматическими свойствами последнего, а номинациями реалий. Одинаковый падеж объясняется синтаксическим параллелизмом форм, так как они управляются одним и тем же глаголом-сказуемым: река-красавица, злодейка-западня, но газета "Известия", журнал "За рулем" и др.

Дуплексив - это двойное подчинение, которое возникает только в структуре предложений: "Он выглядел утомленным". Эту связь часто использует русский синтаксис, что изучает подобные явления. Словоформа "утомленным" принимает форму рода и числа определяемого слова, а выбор падежа зависит от глагола.

Синтаксические отношения

При всех видах синтаксической связи между компонентами синтаксических единиц и ими самими возникают синтаксические отношения. Основной методический прием их обнаружения - система логических вопросов.

Синтаксические отношения - это также то, что изучают в синтаксисе. Они бывают определительные, объектные и восполняющие. Объектные передают отношения между состоянием или действием и предметом, на который оно направлено: "писать письмо". Определительные возникают, когда предмет, действие, явление, признак, состояние характеризуется со стороны внутреннего или внешнего качества, свойства, а также получают разные обстоятельственные характеристики: "веселый молочник", "домик в саду". Восполняющие отношения имеют место, когда некоторое зависимое слово содержательно восполняет главное: "поступить благородно", "килограмм хлеба", "дни поздней осени". Вот что изучает наука синтаксис.

Что такое синтаксис? что изучает? и чему учит?

Эдуард

1. Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
учение о словосочетании,

2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи) . Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Кристиша

Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
учение о словосочетании,
учение о предложении (правильно построенном высказывании) . Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.
Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи).

Елена соколовская

Синтаксис - .от греч. "составление". С. - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учениео предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т. е. слово в определнной форме) , словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Simply the best

в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению
В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка.
Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко - новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи - образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.
Энциклопедия «Кругосвет»

Эльдар земляной

Си́нтаксис (от др. -греч. σύνταξις - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

1.соединение слов в словосочетаниях и предложениях;
2.рассмотрение видов синтаксической связи;
3.определение типов словосочетаний и предложений;
4.определение значения словосочетаний и предложений;
5.соединение простых предложений в сложные.

Термин "синтаксис" употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Словосочетание - низшая единица синтаксиса; это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, например: наклоненная голова, быстро бежать, красный шарф. Из словосочетаний формируются предложения. Как и слово, словосочетание называет предметы, признаки, действия, но только делает это более конкретно, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.

Словосочетание имеет следующие признаки : 1) наличие не менее двух самостоятельных слов; 2) их смысловое единство; 3) их грамматическая связь: чудное мгновенье, явилась передо мной и пр. Наиболее цельными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).

Минимальное словосочетание, включающее два самостоятельных (знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата, встретил друга; написал брату, написал письмо).

Подчинительная связь на уровне словосочетания всегда носит "субординативный" характер. Субординация - связь прямая и односторонне направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим три основных способа связи слов в словосочетании.

Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай, этот сарай, опустевший сарай . В данных словосочетаниях зависимые слова красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской род, именительный падеж, что и главное слово сарай.

Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже, например: увидеть учителя (В. п.), посеять пшеницу (В. п.), освоение глубин (Р. п.).

Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво интересоваться, пришел поговорить, спал улыбаясь, очень бояться.

Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу). Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает смысловой законченностью.

Предложение, в отличие от словосочетания, имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего или сказуемого) или одного из них. В грамматической основе заключается грамматическое значение предложения, которое связано с наклонением глагола-сказуемого, например: предложение Скоро стемнеет содержит сообщение о том, что действие будет иметь место в будущем, а предложение Сварила бы ты суп содержит побуждение. Также предложение характеризуется интонационной законченностью, которая выражается большой паузой в конце предложения.

Основными признаками предложения являются:

  • 1. грамматическая форма в виде предикативной основы - главных членов;
  • 2. предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;

Интонация, имеющая завершенное строение;

Свободное лексическое наполнение.

Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения синтаксического наклонения времени, лица; они выражаются разными способами. Это различие закреплено в двух типах простого предложения - двусоставных и одно составных.

Двусоставным называется предложение, которое состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: Вороне где-то бог послал кусочек сыру (И. Крылов).

·Односоставным называется предложение, которое состоит только из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются утверждение и отрицание. В утвердительных предложениях выражается связь действия или признака с предметом, утверждается самостоятельный признак или наличие предмета, например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.); Расчистило на западе (Б.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали. Вот и дом (Сер.).

В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с предметом, наличие независимого признака или бытие предмета, например: Идеализм теперь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (посл.). Отрицание имеет специальный показатель - частицу не (ни) , но может быть выражено описательно: Ступай, ступай - нет работы! Какая зимой работа? (М.Г.). При наличии "двойного" отрицания выражается усиленное утверждение: Оленин не мог не любоваться конем (Л.Т.).

Члены предложения бывают главными и второстепенными. Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? , например: Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад (А. Чехов).

Сказуемое - это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Уже проснулись певчие птицы (И. Соколов-Микитов). Сказуемое может быть простым (Яхотел булочку ), составным (Я хотел съесть булочку ) и сложным (Я хотел стать булочником ).

Второстепенные члены предложения зависят от главных, грамматически подчинены им. Второстепенные члены поясняют, уточняют значение господствующих над ними словоформ.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным, и отвечает на вопросы какой? чей? Определения как зависимые слова относятся к именам существительным.

По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные. Согласованные определения выражаются прилагательными, местоимениями, причастиями, числительными, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже. Несогласованные определения выражаются существительными и местоимениями с предлогами и без предлогов, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием, которые согласуются с определяемым словом при помощи управления или примыкания

Также определением является и причастный оборот. Особым видом определения является приложение.

Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, и обозначающий различные добавочные сведения о предмете (возраст, национальность, профессия, специальность, собственные имена и собственные наименования, качества характера), например: Возница -киргиз сидит неподвижно на облучке (Д. Фурманов). Приложение может быть согласованным и несогласованным . Несогласованными являются приложения, представляющие собой собственные наименования (названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений и т. д.). Все остальные приложения являются согласованными, т.е. ставятся в том же числе и падеже, что и определяемое слово.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. В словосочетании дополнение связывается с главным словом при помощи примыкания и управления.

Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, а косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей с предлогами и без них.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? откуда? когда? как долго? с каких пор? и др. Обстоятельства поясняют сказуемое (в большинстве случаев) или другие члены предложения.

Основные признаки сложносочиненного предложения:

  • 1. равнозначность и независимость составляющих его частей;
  • 2. сочинительная связь между ними.

Эти признаки находят выражение в сочинительных союзах. Сочинительный союз стоит между соединяемыми частями и не входит ни в одну из них; он представляет грамматическую форму всего сложносочиненного предложения,

Сложноподчиненными называют предложения, в которых одно из предложений (придаточное) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним подчинительными союзом или союзным словом, например: Дорогу размыло дождем, так что по краям образовались рытвины (И. Гончаров).

Подчинительная связь оформляется союзными средствами, - подчинительными союзами, союзными словами, указательными словами. Союзные средства выполняют две общие для сложного предложения функции: 1) соединяют предикативные чисти; 2) выражают отношения между ними; кроме того, союзы и союзные слова выполняют третью, специальную, функцию: оформляют придаточное предложение.

Подчинительные союзы различаются по значению: время (когда, пока, как только и др.); условие (если, коли); сравнение (как, будто, точно и др.); цель (чтобы ); причина (так как, потому что} и др., причем в каждой группе есть основной союз (или основные), а все другие имеют ограниченное употребление, отличаются деталями значения или стилистической окраской.

Союзные слова (относительные местоимения) не относятся к служебным частям речи. Они сохраняют в сложноподчиненном предложении свое местоименное значение, т.е., указывают па лицо (кто), предмет (что), признак (который), количество (сколько), пространство (где, куда) и пр. Союзные слова не только выполняют все три функции, характерные для подчинительных союзов, но и являются членами предложения в придаточной части; например: Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастном (П.) - союзное слово который связывает придаточное предложение с главным (с существительным служба), выражает определительные отношения, представляет грамматическую форму придаточного предложения и является в нем дополнением при глаголе-сказуемом думал. Своей знаменательностью союзные слова противопоставлены подчинительным союзам вообще и союзам-омонимам в частности (что, как, когда).

В бессоюзном сложном предложении отсутствует одно из основных средств связи - союзы и союзные слова. Функцию связывания и выражения отношений между частями выполняет преимущественно интонация. В отдельных конструкциях используются дополнительные средства: 1) указательные местоименные слова (так, таков, одно и др.); 2) слова с общеуказательным значением (сначала, сперва, потому, это, поэтому, для этого и др.); 3) соотношение видо-временных форм глагола, форм наклонения.

В бессоюзных сложных предложениях роль знаков препинания более важна, чем в союзных; правила их употребления более сложны. Благодаря знакам различаются предложения одной структуры, но с разными видами отношений.

Бессоюзные сложные предложения имеют, как и союзные, равнозначные или неравнозначные части. Этим они аналогичны сложносочиненным или сложноподчиненным. Однако в бессоюзных формально не выражена ни независимость, ни зависимость частей.

Предложения равнозначного типа могут выражать два вида отношений: перечисление и сопоставление.

Перечисление выражается интонацией ("интонацией перечисления"), для которой характерно равномерное повышение тона в конце каждой части; количество частей не ограничено; например: Начинало светать, река туманилась, наш костер потух (Кор.). При перечислении выражается одновременность (глагольные формы несовершенного вида) или разновременность (совершенный вид); например: Густаяроса лежала на измятой траве, с липовых листьев падали тяжелые капли (А. Т.); Днепра стал темен брег отлогий; с востока льется ночи тень (П.).

Сопоставление выражается интонацией (противительной"), особенностью которой является более высокий тон в первой предикативной части, более низкий - во второй, между частями выдерживается пауза.

Предложения равнозначного типа могут быть перестроены в сложносочиненные, т. е. они допускают введение сочинительных союзов и, а.

В предложениях неравнозначного типа выражается логическая связь событий, положений.

Условные отношения отражают обусловленность одного события другим; условие заключается в первой части. Основной знак - тире; например: Напролом идут - волос не жалеют (Поел.); значение условия может опираться на форму сослагательного наклонения; например; Было б поле, найдем и сошку (Поел.).

Причинно-следственные отношения ; 1) причина во второй предикативной части; например: Радости жизни нельзя навсегда удержать у себя: радость приходит и уходит, как гость (Пришв,); 2) следствие во второй части; например: Учись доброму - худое на ум не пойдет (Поел.).

В предложениях со значением причины основной знак - двоеточие, со значением следствия - тире.

  • 1.Глагольные с:
  • 2.Именные с:
  • 3. Наречные
  • 6. Характеристика связей по признакам «обязательная / необязательная», «предсказующая / непредсказующая».
  • 7. Согласование как вид подчинительной связи. Особые случаи согласования.
  • 8. Управление как вид подчинительной связи. Понятие сильного и слабого управления.
  • 9. Примыкание как вид подчинительной связи. О границах между управлением и примыканием.
  • 10. Предложения и его отличительные признаки. Предложение как предикативная единица.
  • 11. Соотношение предложения, слова и словосочетания с точки зрения их грамматических характеристик и функций в речи.
  • 12. Понятие предикативности. Категории предикативности.
  • 13. Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.
  • 14. Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.
  • 15. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.
  • 16. Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения.
  • 17. Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке
  • 18. Простое предложение. Понятие минимального предложения. Виды простых предложений.
  • 19. Двусоставное предложение. Характеристика и классификация двусоставных предложений.
  • 20. Понятие сказуемого в сря. Типы сказуемого.
  • 21. Понятие подлежащего. Вопрос о способах выражения подлежащего
  • 22. Специфика форм связи между членами предикативной основы предложения, ее особенности и отличие от согласования как вида подчинительной связи.
  • 23. Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения.
  • 27. Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении.
  • 24. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. Роль определений в организации предложения.
  • 25. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Роль дополнений в организации предложений.
  • 26. Обстоятельство. Значение и функции обстоятельства. Средства выражения обстоятельств.
  • 28. Различные случаи осложнения структуры простого предложения.
  • 29. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений в современном русском языке. Особенности использования и функции односоставных предложений в текстах разных стилей.
  • Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
  • 30. Определенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 31. Неопределенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 32. Обобщенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 33. Безличные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 34. Присоединительные конструкции. Сущность присоединения. Смысловые и стилистические функции присоединения.
  • 35. Неполные и эллиптические предложения. Функции неполных предложений в диалогической речи. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических конструкций.
  • 36. Синтаксическая характеристика парцелляции: грамматические особенности и сферы использования.
  • 37. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов и контекст. Синтаксическое и актуальное членение предложения.
  • 38. Общее понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Способы установления темы и ремы в предложении
  • 39. Понятие актуализации. Средства выражения актуального членения предложения. Стилистически нейтральный и стилистический значимый порядок слов.
  • 40. Сложное предложение. Общая классификация сложных предложений. Синтаксические отношения между частями сложного предложения и средства их выражения.
  • 42, 43. Сложноподчиненные предложения. Грамматические средства связи частей сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточного.
  • 44. Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Функции бессоюзных предложений в текстах разных функциональных стилей.
  • 45. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Синтаксические возможности современного русского языка для выражения разных целей высказывания.
  • 46. Синтаксические средства передачи чужой речи в современном русском языке.
  • 1. Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия.

    Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

    Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

      синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

      синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

      синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

    Существуют разные подходы к изучению предложения

      семантический – изучает содержание (что передается)

      структурный – изучает форму (как передается)

      коммуникативный – назначение (для чего передается)

    Основные единицы синтаксиса :

      предложение (простое, сложное)

    Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

      начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

      словосочетание

      с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

      40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

      Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

      Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

      Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

    Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

      синтаксическая форма слов

    Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

    синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

    Я подарил ему ( объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть

    Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

    Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

    Непосредственно в предложении: Идет лекция .

    4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

      Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.

    Широкое и узкое понимание словосочетания.

    Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

    Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

    Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

    Не являются словосочетаниями:

    Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

    Ряд однородных членов (сочинительная связь)

    Предложно-падежные формы существительных

    Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

    Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

    Словосочетания:

    Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

    1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

    2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

    ПО СТРУКТУРЕ

    1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

    2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание ); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

    ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

    Учебник, ориентированный на активное усвоение материала современным студентом, представляет собой комплексное освещение традиционных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической теории. Описание синтаксических единиц дано в динамике их развития: сопровождается экскурсами в историю становления в русском языке и описанием новых синтаксических явлений. Изложенный материал обобщается в таблицах, поиск необходимой информации обеспечивается терминологическим указателем.


    Содержание
    Предисловие.
    Введение.
    § 1. Синтаксис как наука (история и современность).
    § 2. Место синтаксиса в системе языка.
    § 3. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса.
    § 4. Синтаксис - система связей и отношений.
    § 5. Аспекты изучения синтаксиса.2
    Словосочетание
    § 1. Понятие словосочетания.
    § 2. Аспекты характеристики словосочетания.
    § 3. Синтаксические отношения в словосочетании.
    § 4. Синтаксические связи в словосочетании.
    § 5. Синтаксические связи в предложении сравнительно со связями в словосочетании.

    Простое предложение

    Глава 1. Предложение: основные понятия.
    § 1. Определение понятия «предложение».
    § 2. Понятие «предикативность».
    § 3. Традиционные аспекты классификации простого предложения.
    Глава 2. Описание структуры простого предложения в русском синтаксисе XIX-XX вв.
    1. Двусоставные предложения.
    § 1. Понятия «член предложения» и «членимость предложения».
    § 2. Главные члены предложения.
    § 3. Второстепенные члены предложения.
    2. Односоставные предложения.
    § 1. Спрягаемо-глагольные предложения.
    § 2. Безличные предложения.
    § 3. Инфинитивные предложения.
    § 4. Именные односоставные предложения.
    § 5. Различные точки зрения на односоставные предложения
    3. Неполные и эллиптические предложения.
    § 1. Понятие «неполное предложение».
    § 2. Из истории изучения неполных предложений.
    § 3. Эллиптические предложения.
    § 4. Неполные предложения в синтаксической концепции Н.Ю.Шведовой.
    § 5. Неполные предложения в синтаксической концепции Г.А. Золотовой.
    4. Осложнение простого предложения.
    § 1. Понятие «осложненное предложение».
    § 2. Синтагматически связанные виды осложнения простого предложения.
    § 3. Синтагматически не связанные виды осложнения простого предложения.
    5. Структура простого предложения в концепции Н.Ю.Шведовой
    («Русская грамматика»).
    § 1. Понятие «структурная схема предложения». Компоненты структурной схемы.
    § 2. Парадигма предложения как система его форм.
    § 3. Регулярные реализации простого предложения.
    § 4. Распространение предложения.
    Глава 3. Семантическая организация простого предложения.
    § 1. Синтаксическая семантика предложения в «Русской грамматике» 1980 г.
    § 2. Описание семантики предложения с опорой на понятие пропозиции.
    § 3. Логико-синтаксические типы предложения в концепции
    Н. Д.Арутюновой.
    § 4. Синтаксическая семантика в концепции Г.А. Золотовой.
    § 5. Теория функционального синтаксиса А. Мустайоки.
    Глава 4. Коммуникативная организация простого предложения
    § 1. Актуальное членение предложения.
    § 2. Средства выражения актуального членения предложения.

    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Глава 1. Синтаксис сложного предложения. Общие вопросы.
    § 1. Понятие «сложное предложение». Синтаксический статус сложного предложения.
    § 2. Сложное предложение в кругу других синтаксических единиц
    § 3. Средства связи между частями сложного предложения.
    § 4. Сочинительные и подчинительные отношения в сложном
    Предложении.
    Глава 2. Сложносочиненное предложение.
    § 1. Место сложносочиненного предложения в системе сложных предложений.
    § 2. Классификации сложносочиненных предложений.
    Глава 3. Сложноподчиненное предложение.
    § 1. Определение понятия.
    § 2. История изучения и классификации сложноподчиненного предложения.
    § 3. Классификация сложноподчиненного предложения.
    Глава 4. Сложное бессоюзное предложение.
    § 1. Понятие «сложное бессоюзное предложение» и объем синтаксических явлений, подводимых под это понятие.
    § 2. История изучения и классификации бессоюзного сложного предложения.
    § 3. Классификация бессоюзных предложений.
    Глава 5. Сложные многочленные предложения.
    Сложное синтаксическое ЦЕЛОЕ (ССЦ) И ТЕКСТ
    § 1. Реализация предложения в тексте.
    § 2. Определение понятия «сложное синтаксическое целое».
    § 3. Синтаксическое описание текста. Признаки текста.
    § 4. Текстовые категории. Изменения в синтаксическом строе
    § 1. Различное понимание новых синтаксических изменений в литературном языке.
    § 2. Синтаксические типы прозы.
    § 3. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей.
    § 4. Изменения в области предложения.
    § 5. Новейшие изменения в синтаксическом строе предложений современной художественной прозы.
    Основные сведения о русской пунктуации
    § 1. Понятие пунктуации. Принципы русской пунктуации.
    § 2. Функции знаков препинания.
    Литература.
    Терминологический указатель.


    Предисловие
    .
    Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной науке на рубеже XX-XXI вв., требует глубокого осмысления. Современный студент-филолог, изучающий различные научные концепции, должен быть хорошо теоретически подготовлен.

    При создании данного пособия авторы исходили из следующего: во-первых, для эффективного преподавания синтаксиса в современной ВУЗовской аудитории требуется учебник, позволяющий студентам активно усвоить лекционный материал и извлечь дополнительную информацию; во-вторых, в учебнике необходимо отразить традиционное описание синтаксических единиц и дискуссионные вопросы (теория словосочетания, типология простого и сложного предложения, синтаксис текста), которые во многих учебных пособиях даны односторонне (например, только структурный или семантический аспекты), что позволит студенту выработать навыки многостороннего анализа синтаксических единиц.

    Данный учебник ориентирован, во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных вопросов синтаксической теории; во-вторых, на включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса, что определяет включение раздела, посвященного новым синтаксическим явлениям (автор проф. Г.Н.Акимова).

    Информация, изложенная в разделах учебника «Введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное синтаксическое целое и текст», «Изменения в синтаксическом строе», «Основные сведения о русской пунктуации», обобщена в таблицах, «Терминологический указатель» облегчает поиск необходимой информации.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


    Скачать книгу - Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009. - Яндекс Народ Диск.