Для кого был поставлен балет кармен сюита. Билеты на балет «кармен-сюита» в большом театре

История постановки

После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:

«- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать» .

После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки» , Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.

Музыка

Экранизация

Буенос-Айрес , Театр Колон () Свердловск , Екатеринбургский театр оперы и балета (13 мая и 7 февраля ) Душанбе () Тбилиси , театр оперы и балета им. Палиашвили ()

Отзывы критики

Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой - словно застывший сфинкс - смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора .

Новый Хозе очень молод. Но сам по себе возраст не является категорией художественной. И не допускает скидок на малоопытность. Годунов сыграл возраст в тонких психологических проявлениях. Его Хозе насторожен и недоверчив. От людей ждет беды. От жизни:- подвохов. Раним и самолюбив. Первый выход, первая поза - стоп-кадр, героически выдержанный лицом к лицу с залом. Живой портрет светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме) Хозе. Крупные строгие черты. Взгляд волчонка - исподлобья. Выражение отчужденности. За маской угадываешь истинную человеческую суть - ранимость души, брошенной в Мир и миру враждебной. Портрет созерцаешь с интересом. И вот он ожил и «заговорил». Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Недаром к дебюту его готовил талантливый танцовщик Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет. Отсюда - тщательно проработанные, заботливо отшлифованные детали, из которых слагается сценическая жизнь образа. .

Новая постановка в Мариинском театре

Спектакль возобновил хореограф-постановщик Виктор Барыкин , в прошлом солист балета Большого театра и исполнитель партии Хосе .

Первый состав исполнителей в Мариинском: Ирма Ниорадзе - Кармен , Илья Кузнецов - Хозе , Антон Корсаков - Тореадор

Алисия Алонсо в Москве

Версия Елизарьева

«Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее - духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини. Нет, не обольстительница, не роковая женщина Кармен! Нас привлекает в этом образе духовная красота Кармен, цельность, бескомпромиссность её натуры». Дирижёр Ярослав Вощак

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин. Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь - суть жизни. Никто не смог оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой. Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней… Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем». Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

Источники

  1. сайт Ballet Nacional de Cuba «CARMEN» . Архивировано
  2. М.М.Плисецкая «Читая жизнь свою...» . - М .: «АСТ», «Астрель», . - 544 с. - ISBN 978-5-17-068256-0
  3. Умер Альберто Алонсо/ Майя Плисецкая для сайта Большого театра
  4. М.М.Плисецкая / А.Проскурин. Рисунки В.Шахмейстера. - М .: АО «Издательство Новости» при участии Росно-банка, . - С. 340. - 496 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-7020-0903-7
  5. «Бизе – Щедрин - Кармен-Сюита. Транскрипции фрагментов оперы „Кармен“.» . Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  6. В. А. Майниеце. Статья «Кармен-сюита» // Балет: энциклопедия. / Гл.ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 240-241.
  7. Е. Николаев. Балеты «Игра в карты» и «Кармен-сюита» в Большом
  8. Е. Луцкая. Портрет в красном
  9. Одноактные балеты«Кармен-сюита. Шопениана. Карнавал» .(недоступная ссылка - история ) Проверено 1 апреля 2011. - сайт Мариинского театра
  10. «Кармен-сюита» в Мариинском театре . Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. Проверено 1 апреля 2011. - Интернет-телеканал «Искусство ТВ», 2010
  11. А.Фирер «Алисия в стране балета» . - "Российская газета ", 04.08.2011, 00:08. - В. 169. - № 5545.
  12. Краткое содержание балета на сайте Национального академического Большого театра оперы и балета республики Беларусь

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа №8»

Тема урока:

Подготовила:

учитель музыки

Пекар А. С.

2016 г.

Тема урока: «Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»

Цели: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; выяснить вопрос о современности затронутой в музыке темы любви.

Задачи:

Познакомить с творчеством выдающихся композиторов: Ж. Бизе и Р. Щедрина;

Проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития;

Выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;

Развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух,вокально-хоровые навыки;

Воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра;

Способствовать становлению позитивного отношения к классической музыке.

Музыкальный материал:

1. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты);

2. Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.

3. Вступление к балету «Кармен-сюита»

4. Марш Тореадора

5. «Выход Кармен и Хабанера»

6. «Этот мир придуман не нами»»

Оборудование: магнитофон, CD- записи, фортепиано, портреты композиторов-классиков, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня я вновь приглашаю всех в прекрасный мир музыки.

Мир этот удивительно ярок и многообразен, он содержит в себе различные жанры. Это вокальная и инструментальная музыка, это камерная музыка, звучащая в небольших помещениях, музыка концертных залов-симфонии, концерты, сюиты и т.д. Сегодня же мы обратимся к музыке театрального жанра.

Давайте вспомним, какие произведения относятся к этому жанру?

(Ответы)

1.Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент знакомого вам произведения. Послушайте и назовите его.

Звучит отрывок из оперы «Кармен» Ж. Бизе

II. Актуализация знаний.

Учитель: Кто из вас назовёт произведение, отрывок которого сейчас прозвучал?

Опера «Кармен».

Учитель: Да, звучал фрагмент самой популярной в мире оперы «Кармен».

  • Французский композитор Жорж Бизе. (Слайд 1)

Учитель: Какое произведение послужило толчком к созданию оперы?

  • Новелла Проспера Мериме «Кармен».(Слайд 2.)

Учитель: Давайте вспомним сюжет оперы.

Действие происходит в испанском городе Севилье в начале 19века.

I действие. (Слайд 3.)

У табачной фабрики стоят в карауле солдаты, среди них сержант Хозе.

В окружении молодых людей, работниц фабрики появляется цыганка Кармен и начинает говорить о любви.

Солдаты, кавалеры уделяют ей знаки внимания, но она не обращает на них никакого внимания, подходит к Хозе и бросает ему цветок. Звенит фабричный колокол, возвещающий о начале работы.

Работницы и Кармен уходят на фабрику, но через некоторое время между Кармен и работницами происходит серьёзная перепалка. Кармен арестовывают и под конвоем ведут в тюрьму, но та толкнула сержанта Хозе, он упал, а Кармен, воспользовавшись моментом,убежала.

II действие. (Слайд 4.)

Прошло два месяца. В таверне Кармен вместе с подругами развлекает посетителей, среди них и капитан Сюньига. Он сообщает, что Хозе разжалован в солдаты из-за побега Кармен. Появляется тореадор Эскамильо и удивляется красоте Кармен, влюбившись в неё с первого взгляда.

Входит Хозе, но слышатся звуки трубы, призывающей на вечернюю проверку.

Вопреки приказу капитана, Хозе остаётся с Кармен и становится дезертиром, вступая в связь с контрабандистами. Капитана обезоруживают и выпроваживают.

III действие. (Слайд 5.)

Происходит в горах недалеко от границы. Контрабандисты собираются на очередное дело. Хозе не по душе такое занятие.

Между ним и Кармен, которая уже охладела к своему возлюбленному, начались размолвки и скандалы. Контрабандисты оставляют Хозе стеречь товар и уходят.

Вскоре появляется влюблённый в Кармен тореадор Эскамильо. Между ним и Хозе возникает ссора, переходящая в дуэль на кинжалах. Возвращаются контрабандисты и прекращают драку.

IV действие. (Слайд 6.)

Площадь перед цирком в Севилье. Идёт подготовка к бою быков.

Появляется любимчик публики- тореадор Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк.

Подруги сообщают Кармен, что за ней следит Хозе, но ей всё равно, ведь Кармен любит Эскамильо. Появляется Хозе. При выяснении отношений, он убивает Кармен. Так трагически заканчивается опера.

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему образ Кармен уже более нескольких веков привлекает и поэтов, и художников,и композиторов.

Да-да, композиторов, вы не ослышались.

Дело в том, что русский композитор Родион Константинович Щедрин тоже задумал создать образ Кармен на сцене, только не оперной, как у Бизе, а на балетной сцене. Давайте ещё раз вспомним, Что такое опера? (Ответ)

Что такое балет? (Бале́т ballet ,отballo-танцую)-вид сценического искусства ; спектакль, содержание котороговоплощается в музыкально-хореографических образах ).

Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. (Слайд 7.)

Балет «Кармен-сюита»

Новое прочтение оперы Бизе.

Какие цели, задачи мы поставим сегодня на уроке? Что бы вам хотелось выяснить, взять от этого урока?

Совместное целеполагание.

Ш. Изучение и объяснение нового материала.

Краткая биография и характеристика творчества Р. Щедрина. (учащиеся)

Давайте ещё раз обратим внимание на тему нашего урока «балет Кармен-сюита».А что такое «сюита»?

(Ответ. Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров.) (Слайд 9.)

Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции.

Вспоминаем, что такое транскрипция?

(Ответ. Транскрипция- от латинского слова transcription- переписывание, переработка, переложение музыкального произведения.)

Композитор перенёс действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимается как своеобразная коррида, ставка которой-жизнь.

Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов:

Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо (Слайд 10), раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки.

В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев.

Сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Кармен» Ж. Бизе и вступление к балету Р Щедрина «Кармен -сюита» и сравним их. Но прежде-вопрос: что такое увертюра?

(Ответ. Увертюра-вступление к опере, балету, спектаклю,кинофильму.

Слушание: Увертюра к опере «Кармен»Бизе

Что стремился показать Бизе в увертюре?

(Характер героев и сюжет оперы).

Какие темы услышали? Их характер?

Слушание. Вступление к балету «Кармен-сюита»

Повторяет ли Щедрин в своём балете темы из оперы Бизе?

Какая новая тема появляется во вступлении к балету?

Какие инструменты использовал Щедрин? (Колокола)

Почему? (Чтобы напомнить о трагическом финале)

(Слайд11)

Ещё Щедрин использовал музыкальный инструмент под названием виброфон,

чтобы выделить мелодию. (Виброфон- муз. Инструмент, похожий на ксилофон, но различается по-своему строению и звучанию)

Физминутка

Задание: подобрать правильное движение, соответствующее музыке.

(Звучит Марш Тореадора)

Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить и напеть темы Кармен из оперы Бизе.

А теперь послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете.

Учитель: Какие знакомые темы вы услышали?

Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин

образ Кармен?

Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?

В чём проявляется оригинальность звучания оркестра?

Какую главную тему раскрывают оба произведения: и опера, и балет?

(Тема любви)

Продолжением этой темы будет и наше хоровое пение.

  1. Хоровое пение

Рефлексия. А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока музыки. Не для кого не секрет, что символом любви является сердце. Сегодня я предлагаю вам выложить сердечка вот такими фишками. Если вам урок понравился, выкладываем контур красными фишками, если чувствуете неудовлетворение-синими.

  1. Итог урока. Обобщение.

1.С каким музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?

3.Какое произведение было взято за основу написания балета?

4.Какую историю раскрывают и опера, и балет?(Историю любви и гибели простых людей из народа- солдата Хозе и цыганки Кармен)

5.Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина? (Любовь)

Родион Щедрин. Биография

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял.

Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.

Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.

По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции.

В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском.

С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые "орбиты". Экспериментатор и "рисковый человек" по натуре, Родион Щедрин начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость.

Впервые все это проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов, потом появилось множество других музыкальных произведений: балеты:

Конек-Горбунок» (по сказке П. П. Ершова, 1960)

«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе "«Кармен» , 1967)

«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972)

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925 года, Москва) – великая советская и российская артистка балета, хореограф, писатель.

Наиболее выдающиеся партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице» Чайковского, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Раймонда в одноименном балете Глазунова.

Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». Другими хореографами, создававшими для нее балеты, были Ролан Пёти и Морис Бежар.

Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде.

В возрасте 65 лет она оставила творчество, покинув Большой театр в качестве солистки. На день своего 70-летия она дебютировала в специально написанном для нее номере Мориса Бежара под названием «Аве Мария».

Более пятнадцати лет она была председателем в ежегодных международных балетных соревнованиях, носящих имя «Майя».

Родиону Щедрину и Майе Плисецкой за выдающиеся заслуги в порядке исключения предоставлено гражданство Литовской Республики, где они нередко жили и занимались творчеством.

Сюита (от французского Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединенных общим замыслом.

www.classic-online.ru (Щедрин. Кармен-сюита – слушать )

Карме́н-сюи́та - одноактный балет хореографа Альберто Алонсо , поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен » (), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным ( , музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых). Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.

Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен - Майя Плисецкая). 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете (Кармен - Алисия Алонсо) .

В центре балета - трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды) .

Музыка спектакля

Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она просила об этом Арама Хачатуряна , но вновь получила отказ. Ей посоветовали обратиться к её мужу, Родиону Щедрину, также композитору.

Порядок музыкальных номеров в транскрипции Родиона Щедрина:

  • Вступление
  • Танец
  • Первое интермеццо
  • Развод караула
  • Выход Кармен и хабанера
  • Сцена
  • Второе интермеццо
  • Болеро
  • Тореро
  • Тореро и Кармен
  • Адажио
  • Гадание
  • Финал

История постановки

После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:

«- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать» .

После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки» , Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.

Отзывы критиков

Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой - словно застывший сфинкс - смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора .

Новый Хозе очень молод. Но сам по себе возраст не является категорией художественной. И не допускает скидок на малоопытность. Годунов сыграл возраст в тонких психологических проявлениях. Его Хозе насторожен и недоверчив. От людей ждет беды. От жизни:- подвохов. Раним и самолюбив. Первый выход, первая поза - стоп-кадр, героически выдержанный лицом к лицу с залом. Живой портрет светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме) Хозе. Крупные строгие черты. Взгляд волчонка - исподлобья. Выражение отчуждённости. За маской угадываешь истинную человеческую суть - ранимость души, брошенной в Мир и миру враждебной. Портрет созерцаешь с интересом.

И вот он ожил и «заговорил». Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Недаром к дебюту его готовил талантливый танцовщик Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет. Отсюда - тщательно проработанные, заботливо отшлифованные детали, из которых слагается сценическая жизнь образа. .

Экранизации

  • 1968 (1969?) - фильм режиссёра Вадима Дербенёва по постановке Большого театра с участием первых исполнителей (Кармен - Майя Плисецкая, Хозе - Николай Фадеечев, Тореро - Сергей Радченко, Коррехидор - Александр Лавренюк, Рок - Наталия Касаткина).
  • 1978 - фильм-балет режиссёра Феликса Слидовкера (Кармен - Майя Плисецкая, Хозе - Александр Годунов , Тореро - Сергей Радченко, Коррехидор - Виктор Барыкин , Рок - Лойпа Араухо).
  • 1968, 1972 и 1973 - экранизации постановки Кубинского национального балета.

Постановки в других театрах

Постановка балета Альберто Алонсо была перенесена на многие сцены балетных театров СССР и мира балетмейстером-постановщиком А. М. Плисецким :

Постановки других хореографов

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин.

Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь - суть жизни. Никто не смог оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой.

Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а своё чувство к ней…

Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

Ссылки

Источники

  1. сайт Ballet Nacional de Cuba «CARMEN» (неопр.) Архивировано 9 марта 2012 года.
  2. В. А. Майниеце. Статья «Кармен-сюита» // Балет: энциклопедия. / Гл.ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 240-241.
  3. «Бизе – Щедрин - Кармен-Сюита. Транскрипции фрагментов оперы „Кармен“.» (неопр.) . Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 9 марта 2012 года.
  4. М.М.Плисецкая . «Читая жизнь свою...» . - М. : «АСТ», «Астрель», . - 544 с. - ISBN 978-5-17-068256-0 .
  5. Умер Альберто Алонсо/ Майя Плисецкая для сайта Большого театра Архивная копия от 1 сентября 2009 на Wayback Machine
  6. М.М.Плисецкая . / А.Проскурин. Рисунки В.Шахмейстера. - М. : АО «Издательство Новости» при участии Росно-банка, . - С. 340. - 496 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-7020-0903-7 .
  7. Е. Николаев. Балеты «Игра в карты» и «Кармен-сюита» в Большом
  8. Е. Луцкая. Портрет в красном Архивная копия от 13 февраля 2005 на Wayback Machine
  9. Carmen-in-Lima - «Советская культура » от 14 февраля 1975
  10. Одноактные балеты«Кармен-сюита. Шопениана. Карнавал» (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 27 августа 2011 года. - сайт Мариинского театра
  11. «Кармен-сюита» в Мариинском театре (неопр.) . Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 9 марта 2012 года. - Интернет-телеканал «Искусство ТВ», 2010
  12. А.Фирер. «Алисия в стране балета» . - "Российская газета ", 04.08.2011, 00:08. - Вып. 169 . - № 5545 .
  13. Официальный сайт Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Архивная копия от 2 сентября 2010 на

Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе, оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия.
Ради постановки знаменитой "Кармен" Бизе-Щедрина из Кубы прибыл первый хореограф Плисецкой Альберто Алонсо.

"Плисецкая - это Кармен. Кармен - это Плисецкая". Однако немногие теперь догадываются, что главный балет Плисецкой родился волей случая. "Так карта легла, - вспоминала Майя Михайловна. Хотя об этой роли я мечтала всю жизнь". В далеком 1966 году она и предположить не могла, что найдет хореографа своей мечты среди зимы в "Лужниках" на вечере кубинского балета. После первых же тактов зажигательного фламенко Плисецкая с трудом могла удержаться в кресле и в антракте буквально ворвалась за кулисы. Все, что она могла произнести, завидев хореографа: "Вы поставите для меня "Кармен"?" "Я об этом мечтаю", - расплывшись в улыбке, ответил Альберто Алонсо. Постановка оказалась вызывающе новаторской, а главная героиня - чертовски сексуальной, но запретить спектакль балетмейстера с Острова свободы никто не решался - это значило поссориться с Фиделем Кастро. "Вы предательница балета, - бросила в лицо Плисецкой министр культуры Фурцева. - Ваша Кармен умрет!" "Кармен будет жить, пока жива я", - гордо ответила тогда Плисецкая.



Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

Почти 40 лет спустя судьба выложила новый пасьянс. Директором балета Большого театра стал ее последний партнер по сцене Алексей Ратманский. И в день возобновления "Кармен" на главной сцене страны 18 ноября 2005 года Майя Плисецкая произнесла: "Я умру. Кармен останется".