Доброта и жестокость - аргумент о роли доброты в жизни людей (Юшка). Аргументы к сочинению Проблема исторической памяти

Доброта и жестокость. Проявление этих противоположных человеческих качеств можно увидеть в произведениях многих авторов. Предлагаем изучить примеры, как можно написать сочинение на тему Доброта и жестокость в произведениях Чехова, Тургенева, Достоевского, Куприна, Платонова, Горького.

Доброта и жестокость в рассказе «Юшка» Платонова

Вариант 1

Случаи проявления доброты и жестокости в рассказе “Юшка”, с моей точки зрения, показаны автором, Андреем Платоновичем Платоновым очень ярко, образно и без прикрас.

В небольшом городке у кузнеца долгие годы работает за небольшую плату помощником Ефим Дмитриевич, которого все кличут Юшкой. Свое скудное жалованье он экономит, как может. Годами ходит в старой одежде и пьет кипяток.

Жители города постоянно проявляют к Юшке беспричинную жестокость, даже дети кидают в него камни и обзываются. Все это Юшка безропотно сносит, он искренне верит, что на самом деле люди не желают ему плохого, просто так проявляют свою любовь.

Однажды Юшка “осмеливается” на вопрос подвыпившего горожанина ответить, что если он рожден на свет, значит, нужен на земле для чего-то. Это выводит прохожего из себя, он толкает Юшку, тот падает и умирает.

Спустя время в городе появляется девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича. Жители с трудом вспоминают Юшку.

Оказывается, Ефим Дмитриевич, был не просто патологически добрым и безответным человеком, но и помогал конкретными действиями конкретному человеку. Отказывая себе во всем, он оплачивал девочке-сироте пансион и учебу. Девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от чахотки.

В память об Ефиме Андреевиче она осталась работать в городе, в котором так жестоко относились к человеку, столько для нее сделавшему. Работала она врачом в больнице, работала на совесть и бескорыстно.

Вот такой круговорот добра и жестокости получился.

Вариант 2

Тезис . В каждом человеке сокрыт океан доброты, но в каждом человеке может скрываться и целое море жестокости. Но если жестокость делает человека равнодушным, губит его душу, то доброта делает человека возвышеннее и сильнее.

Аргументы . Главный герой рассказа “Юшка” - больной и слабый мужичок, которого все жители городка знают исключительно под корявым прозвищем Юшка, даже не подозревая, что у того есть настоящее имя - Ефим Дмитриевич.

Юшка – человек не от мира сего. Он кажется окружающим странным и нелепым. Он добр, он верит в любовь, он живет в уверенности, что любовь повсюду. Что он рожден “по закону”, а значит для чего-то нужен.

Когда взрослые и дети обижают Юшку, Юшка говорит, что они делают это от любви и принимает насмешки и побои с удивительной кротостью. Единственный раз, когда вознегодовал и посмел возразить, закончился для него плачевно - его убил ни за что, ни про что обыкновенный прохожий.

А между тем, сам Юшка творит добро. Он помогает учиться одной совершенно ему чужой сиротке, которая одна на всем свете действительно любит Юшку. Потому что понимает какое доброе сердце у этого неказистого человека.

Остальные люди прозябают в жестокости, в равнодушии, даже не задумываясь о том, что это не Юшка юродивый, а они сами. О том, что они ведут себя как звери, нападая на того, кто не относится к их стае.

Черствость и слепота общества в этом рассказе просто поражает. Самые обычные люди сами не замечают, как страшно себя ведут. Для них такое поведение - норма, и они не видят в нем ничего противоестественного­. И это самое страшное в этом рассказе.

Заключение . Очень немногие люди способны делать добро просто так, потому что это нормально для человека. И таких людей остальное общество часто принимает за изгоев, отрекается от них, забывая, что именно добро ради добра всегда было одним из признаков настоящей святости.

Вариант 3

В этом рассказе мы сталкиваемся с бузумием и неодержимостью главного героя Николая Ивановича. Он безумен в своём желание обзавестись собственным имением и желанием развести в нём крыжовник. На пути к своей мечте, главный герой становится жестоким, бессердечным и скупым, сметающим и уничтожающим на своём пути всё. Николай Иванович с целью достижения своей мечты женится на богатой вдове и морит её голодом. Жена умирает, заболев, но даже гибель жены не смогла в нём, что-то изменить. Он равнодушный и жестокий человек.

Другим аргументом к теме доброты и жестокости может служить пьеса Максима Горького “На дне”.

В пьесе герои по разным причинам оказались “на дне”, они в ночьлежке, ведь все они лишены своего крова. Это приводит к их моральной деградации, они же токи и безразрличны к людям окружающим им. Ярким примером их жестокости является всеобщая радость от смерти Анны. Они испытывают радость и облегчение от того, что она умерла и теперь они не будут слышать её кашель. И только Лука, несмотря на весь этот ужас, остаётся добрым и не теряет надежды, даря и вселяя её в других.

Вариант 3

Нравственные понятия раскрываются литературой так, что становится понятно их разнообразие. Доброта и жестокость («Крыжовник») стоят настолько близко друг к другу, что не каждый сможет увидеть момент перехода из одного качества в другое. Добрые становятся злыми и наоборот.

Николай Иванович – обычный чиновник из казенной палаты. Он переписывает одни и те же бумаги, мечтает переехать в деревню, где будет жить в своем доме у реки или озера. Особое место в будущем имении занимает крыжовник. Он завершает план имения. Без него дом для Николая Ивановича неполный, незавершенный. Чиновник копит деньги на исполнение своей мечты. Он нищенствует, жадничает, но не изменяет поставленной цели.

Куст колючей ягоды становится символом идеи, которая съедает человека. Почему выбрана именно эта ягода? Можно рассуждать и фантазировать. Точного ответа в тексте нет. Мечта всегда должна иметь что-то индивидуальное свое, отличное от желаний других. Крыжовник у Николая именно это отличие. С другой стороны, колючесть куста. К нему не подойти без рукавиц, нужно быть аккуратным, чтобы не уколоться и не поцарапаться. Стоять рядом с Николаем Ивановичем тоже неприятно. Новый барин обретает отталкивающую внешность, напоминающую свинью. Нет привлекательности в помещике: обманная речь, высокопарные фразы. Автор не скрывает пустоту души, безнравственность поступков. О такого человека несложно уколоться, но его это нисколько не волнует. Чехов указывает на вкус ягод: «кисло и невкусно». Чимша-Гималайский не замечает истинного вкуса плодов, он удовлетворен результатом: мечта сбылась. Можно сказать, что крыжовник – это доказательство ограниченности души героя, его эгоистичности и жестокости.

Преображение доброты. Добрые люди долгое время скрывают свое истинное лицо, пытаясь собрать нужное количество средств для достижения своей цели. Прикидываться скромным и тихим проще. Цель не всегда пугает окружающих. Оказывается, по мнению автора, из любой нелепой мечты можно сделать нечто, изменяющее человека полностью. Тесный мир позволяет спрятаться за закрытыми дверями. А. П. Чехов предлагает, казалось бы, тоже нелепые решения. За дверями должен стоять «человек с молоточком». Он стучит, напоминая о светлых началах мечты. Молоток не позволяет «заснуть» состраданию, жалости к близким. Стук не даст умереть любви и погибнуть доброте. Молоток – страж души. Как только злоба и бездушие подберутся близко, он начнет бить тревогу. Разве такое возможно в реальности? Конечно, да. «Стучать» могут друзья, родители, учителя. У каждого человека должны быть те, кто их любит. Преображение доброты в жестокость тогда станет единичной, исключительной.

Значение цели. Мечта – это смысл жизни. Хочется, чтобы цель улучшала человека, но не всегда люди мечтают о возвышенном. Часть желаний связаны с улучшениями быта: дом, техника, украшения. Имение с крыжовником в виде желания чиновника не удивляет. Читатель не видит ничего предосудительного в том, что он копит на усадьбу. Терпение и упорство в какой-то момент покоряют. Так стремиться к цели может только целеустремленный человек. Тихий, не имеющий своего мнения чиновник превращается в «свинью».

Добрый юноша, одержимый накопительством, становится жестоким семейным деспотом, отбирающим у жены чашку наливки и вкусный пирог. Внутренние изменения страшат. Остановить распад личности может только сама личность. Но если она этого не хочет, происходит потеря признаков человечности. Цель тогда может совсем не иметь значения, важно то, каким путем идет к ней человек.

«Вишневый сад»

А. П. Чехов ненавидел ложь, лицемерие и глупость, а потому считал, что люди, которые обладают такими качествами, не способны на доброту и милосердие, их удел - жестокость.

  1. Скрытая жестокость, жестокость – эгоизм и равнодушие. Порой внешняя любезность маскирует холодную и жестокую натуру. К примеру, Любовь Раневская пряталась за собственной ширмой «роскоши» тогда, когда средств едва хватало на существование. В последний день перед торгами она организовала пышный прием, лишь бы гости не сомневались в ее гостеприимстве и щедрости. Сохраняя прекрасные манеры, женщина хладнокровно и эгоистично бросила на самотек судьбу поместья, которое могло бы стать приданым для ее дочерей. Но героиня думала только о собственном благополучии, тогда как от её жестокости страдали бедные дети, которых она бросила на попечение «дяденьки». Любовь Андреевна не только позволила себе потерять родовое гнездо, но и бездумно растрачивала все семейные деньги на содержание любовника и веселую заграничную жизнь. Будущее дочерей мать не беспокоило, она жила здесь и сейчас только для себя. Но при этом героиня изображала нежность, заботу и даже ностальгию по детству, как будто семья для нее что-то значила. Подобное отношение к близким людям – верх жестокости, воплощенной в благопристойном эгоизме. Однако Раневская скрывала свое истинное лицо под аристократическими ужимками, поэтому ее жестокость никто не замечал.
  2. Доброта не приносит счастья. Пока обитатели дома заняты никому ненужными проблемами, Ермолай Лопахин занят тем, что обдумывает план по их «спасению». Он предлагает единственный разумный вариант – разделить сад на дачные участки и сдавать их в аренду, погашая долги. Однако его предложение игнорируют. В основе его поведения, несомненно, лежит добродушие по отношению к «друзьям», которым он искренне готов помочь, пусть и преследуя личные цели. Несмотря на его захватнический инстинкт и грубость обхождения, герой является искренним, добрым и миролюбивым человеком, страдающим от психологического неравенства с бывшими господами. На протяжении всей пьесы он пытался сделать предложение приемной дочери Раневской, но так и не отважился на это, ведь, несмотря на богатство и успех, он не считал себя ровней барышне. Хотя его предложение было бы благодеянием для нее, ведь без роскошного приданого и хорошей родословной она не могла найти мужа. Однако все его добрые намерения разбиваются об непонимание со стороны окружающих. Они не приносят ему счастья, о чем он неоднократно говорит сам в беседах с другими героями.
  3. Какими качествами обладает добрый человек? Светлое «создание», которое обладает добрыми намерениями и помыслами - это Аня, героиня пьесы « ». Она искренне верит в то, что вместо прежнего участка можно посадить ещё более красивый и плодородный сад. Девушка никому не желает зла, в ее будущем саду есть место каждому человеку, независимо от его социального статуса и дохода. Там людей судят по иным критериям – по уму, благородству и способностям. Думая о прекрасном будущем, героиня учится добродетелям в настоящем времени. Она не судит мать за ее расточительство и порочность, а дядю – за его эгоизм и неумение жить в материальном мире. Аня рассчитывает на себя и не перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей. Но самое главное ее достоинство – это желание заботиться об интересах всего общества. Именно поэтому Аня может считаться добрым человеком, так как она желает счастья не одной лишь себе, а всему имению. Таким образом, доброта предполагает развитие таких качеств, как чуткость, такт, справедливость и умение заботиться о других людях.

И, несмотря на трагическое положение героев пьесы «Вишневый сад», проблеск нравственности в книге все же есть. Однако жестокости все-таки больше.

Доброта и жестокость в «Олесе» Куприна

Вариант 1

В повести Александра Ивановича Куприна “Олеся” читатель сталкивается как с добротой, так и с жестокостью.

Первый пример жестокости описывается в рассказе старухи Мануйлихи. До того, как поселится в лесу, на отшибе от всех Мануйлиха с внучкой жила в самом селе. В селе они были пришлыми, и местные считали Мануйлиху ведьмой, хотя ничего плохого она никому не сделала.

Однажды старуха поругалась с одной из местных женщин, и у той вскоре после ссоры умер ребенок. Жители села обвинили в смерти Мануйлиху и прогнали ее с внучкой из села.

По дороге в лес старая женщина, как могла прикрывала собой внучку от камней односельчан.

Проявление жесткости автор описывает и в сцене, когда Олеся ради любимого решилась пойти в сельскую церковь. Женщины, увидев девушку в церкви, словно озверели. Они избили ее и хотели измазать дёгтем, чудом Олесе удалось вырваться из их рук и убежать в лес. При этом она в сердцах громко прокляла напавших на нее.

На село обрушилась страшная непогода, град побил урожай. Естественно, в этом природном катаклизме увидели колдовские происки Олеси и ее бабки.

Селяне готовились к мести, но бабушка и внучка спаслись бегством.

Одним словом, односельчане были очень жестоки по отношению к старой Мануйлихе и ее внучке, они были готовы винить их во всех своих бедах.

Можно сказать, что барин, рассказчик повести, ставший возлюбленным Олеси, был добр к девушке. Он тоже ее полюбил и не хотел, чтобы бабушка с внучкой переезжали в другие места. Он подарил уряднику свое ружье, чтобы тот не трогал женщин.

Но, с моей точки зрения, барин для любимой мог сделать гораздо больше.

Вариант 2

В повести тема доброты и жестокости очень ярко раскрыта автором. Мы видим, как ожесточенные жители села к Олесе и её бабушке. Они считают их ведьмами и не дают им жизни, выгоняя из села.

В сцене, когда Олеся, пройдя в церковь, столкнулась с избиением верующих сельчан, видно, что жестокость людей не знала границ. В ответ на агрессию, злобу и жестокое отношение к ней сельчан, Олеся в сердцах проклинает. Конечно, такой поступок тоже не является добротой душевной, но понятна и очевидна его мотивация. Жестокость способна лишь на рождение ответной агрессии.

В произведении есть только один герой, который добр к бабушке, к старухе Мануйлихе, и её внучке это Иван Тимофеевич, рассказчик, который пытается защитить их. Но после его отъезда, они остаются одни, в результате сбегают подальше от этих мест, так как жестокость переходила все границы.

Доброта и жестокость в «Преступление и наказание» Достоевского

Вариант 1

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? Этому перевоплощению можно найти объяснение в романе Ф. М. Достоевского « ». Родион Раскольников – добрый человек с чуткой и ранимой душой. Эту особенность характера наглядно демонстрирует его сон, где он горько плачет, жалея бедную лошадь, забитую до смерти мужиками. Также читатель видит неравнодушное отношение героя к горю посторонних людей.

Мармеладовым он оставляет свои последние деньги, сочувствуя их потере. Как же так получилось, что именно этот человек жестоко убивает двух женщин, даже не имея личного мотива? Всему виной удушливая атмосфера города, где так отчаянно бросается в глаза вопиющее социальное неравенство. Пока немногочисленные богачи разъезжают по столице в нарядных экипажах, тысячи бедняков вынуждены отдавать ростовщикам последние пожитки, чтобы не умереть от голода.

Сам Родион ютится в крошечной комнате, бросает учебу, которую не в состоянии оплатить, а его сестра хочет выйти замуж по расчету, лишь бы обеспечить семью. Герой не может смириться с бесправием, ему хочется изменить мир, поэтому он переступает через себя и становится тем, кто способен на жестокость.

Даже добрый человек может ожесточиться, если столкнется с непреодолимыми трудностями, которые сломят его волю. Такой пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Мармеладов имел доброе сердце, ведь женился на бедной вдове с маленькими детьми из жалости. Он знал, что женщине и ее семье грозит нищета, и спас ее от позора, дав возможность вести скромный, но порядочный образ жизни. Однако со временем что-то в мужчине надломилось, груз оказался неподъемным.

Взяв на себя огромную ответственность, он не справился с ней. Свой стресс он начал заливать алкоголем, потерял работу, и вся семья оказалась без средств к существованию. Зависимость от спиртных напитков полностью захватила Семена Захаровича, он потерял достоинство, опустился. Его родная дочь зарабатывала деньги на панели, а он пропивал их, обделяя жену и детей. Это настоящая жестокость, ведь пропитые отцом гроши доставались Соне ценой позора и унижения.

Как же он дошел до такого кощунственного поведения? Причина в том, что он стал рабом вредной привычки и потерял себя. Физический упадок и нравственное падение превратили Мармеладова в жестокосердного эгоиста, способного лишь удовлетворять свои прихоти за счет других людей.

Вариант 2

Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, ненамеренно, лишает жизни и ее сестру.

Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.

Сочинение В чем проявляется жестокость человеческой души?

Кто такой жестокий человек? Жесткость – это человеческое чувство, не знающее жалости, бесчеловечности, сожаления, сочувствия. Встречаются много в жизни жестоких людей, которые халатны по отношению друг к другу, при этом они не задумываются о последствиях своих действий. Приведу примеры из художественной литературы, где бесчеловечность одного человека может погубить другого.

Так в произведении А.Н. одна из главных героинь богатая купчиха Кабаниха была сварлива и деспотична. Её цель была подчинить себе как можно больше людей, чтобы они соблюдали традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Она могла оскорбить детей, невестку и при этом посмеяться над этим. Её безграничная жестокость приводит к трагедиям: Катерина бросается в реку и погибает. Тихон, узнав о гибели жены винит во всем мать, но ей глубоко безразличны его чувства и переживания. Автор показывает нам, что при своей силе и власти Кабаниха остается одна.

Таким образом, при помощи такой ужасной истории Островский доказывает своим читателям, что жестокость всегда губительна по отношению к окружающим и самому себе.

Давайте вспомним и другое произведение А.П. «В аптеке», где главным героем является Егор Алексеевич Свойкин - домашний учитель, которому срочно нужны были лекарства, так как он был сильно болен. Автор обращает наше внимание на провизора, в котором отсутствует чувство сострадания и равнодушия к людям. Из-за неумения сострадать и помогать людям, из-за отсутствия у человека материальных средств его бросают умирать, не желая ни о чём слушать.

Таким образом, на примере данной истории автор показывает нам, что отсутствие сострадания, но присутствие жестокости толкает людей на совершение чудовищных поступков.

Таким образом, можно сделать вывод, что жестокие люди самые несчастные, потому что они не в состоянии любить никого, даже себя. Они разрушают судьбы различных людей.

«Жестокость как всякое зло не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод» (Дж. Элиот)

Жестокость - это свойство характера человека, проявляющееся в агрессии, бесчеловечном, грубом отношении к окружающим, миру, природе. Люди, наделенные этим качеством, способны причинить боль другим, доставить им страдания, посягнуть на саму жизнь. При этом другие чувства - сочувствие, сострадание, великодушие - словно атрофируются в их душе. Жестокость разрушает натуру человека.

Эта тема развивается в рассказе А. Платонова «Юшка». Главным героем произведения является помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, которого все звали Юшкой. Жизнь его была проста, неприхотлива, с утра до ночи он работал, носил старую одежду. Худой и слабый, он был болен чахоткой и поэтому выглядел совсем стариком. И дети, и взрослые часто нападали на него, считали «блажным», издевались, били. Однако Юшка безропотно терпел все обиды и унижения, считая, что народ любит его, просто «сердце в людях бывает слепое».

Но почему люди мучили его? Потому что он был не похож на них: Юшка был добрый, терпеливый, кроткий. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай!» - требовали от Юшки окружающие. Его считали юродивым, не понимали, зачем он живет на свете. И вот однажды напал на него прохожий, толкнул старика, и тот больше уже не поднялся. А через некоторое время в городе появилась молодая девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича. Оказалось, что это его воспитанница, судьбу которой он устроил. Девушка выучилась на врача и приехала, чтобы лечить Юшку. Узнав о его смерти, она осталась в городе и стала работать врачом, бескорыстно помогая всем нуждающимся и больным. И все считали ее дочерью Юшки.

Что же хотел сказать Платонов своим рассказом? Жестокость, эгоизм царят в отношениях людей. Причем эта жестокость беспричинна, для проявления ее нет никакой мотивации. Именно поэтому в жизни нет необходимой гармонии.

Другой пример - роман Ч. Айтматова «Плаха». В романе связаны воедино три сюжетные линии - линия Авдия Каллистратова, линия волков Акбары и Ташчайнара, линия чабана Бостона. Произведение начинается описанием волчьей семьи, мирно живущей в Моюнкумской саванне. У них появляются первые волчата. Но это благополучие заканчивается, когда в жизнь саванны вторгается человек. Исконной добычей волков всегда были сайгаки, теперь же люди уничтожают сайгаков, чтобы выполнить план по мясопоставкам. В ходе этой операции погибают волчата Акбары и Ташчайнара. Потом у них снова появляются волчата, но люди начинают строить дорогу к горнорудной разработке, поджигают камыши - детеныши погибают. И в третий раз волкам не удается сохранить свое потомство. В финале мы видим поистине трагическую историю. Коварный, жестокий, безнравственный человек Базарбай, случайно наткнувшись на волчье логово, крадет всех волчат Акбары и Ташчайнара лишь для того, чтобы потом выгодно продать их. По дороге он заходит в гости к чабану Бостону, а затем уезжает со своей добычей. И волки начинают кружить вокруг жилища Бостона. Желая отомстить человеку, Акбара забирает его детеныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибают волки, маленький ребенок, сын Бостона (пытаясь спасти сына, Бостон стреляет в несущую ребенка Акбару), а также Базарбай, похитивший волчат (Бостон в отчаянии убивает его, считая его виновником своего несчастья). Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстает против уничтожающего ее человека.

Другая сюжетная линия романа - линия Авдия Каллистратова, «еретика-новомысленника», изгнанного из духовной семинарии за свои идеи. Этот герой пытается спасти мир от жестокости, насилия, зла. Он встает на путь борьбы с наркоманами, пытаясь их наставить на истинный путь, хочет помочь им раскаяться, понять их заблуждения. Для этого он вместе с «гонцами» отправляется в азиатские степи за анашой, потом ему приходится участвовать в истреблении сайгаков. Однако путь этот оборачивается гибелью Авдия - сначала его жестоко избивают, сбрасывают с поезда, а потом и вовсе решают от него избавиться - распинают на корявом саксауле. Но смерть героя у Айтматова - это самопожертвование, последние слова Авдия - о «спасении душ людских». И этот образ, конечно, у Айтматова глубоко трагический, потому что герой несет в своей душе ответственность за все человеческое зло, пытается отыскать истину. Поэтому он обречен на гибель.

Образ Авдия в повести напоминает нам образ Христа, распятого за любовь, веру, добро. Таким образом, основная идея повести заключается в том, что в основе всех нравственных, общественных, социальных катаклизмов лежит греховность человека. Именно об этом у Айтматова идет речь во вставной легенде, передающей историю Христа и Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. «Итак, знай, правителю римский, конец мира не от меня, не от стихийных бедствий, а от враждебности людей придет. От той враждебности и тех побед, которые ты прославляешь в увлеченности государственной…» - говорит Христос прокуратору перед смертной казнью.

Авторская позиция в романе выражена очень отчетливо, мы остро ощущаем чувство тревоги писателя за погибающую природу, погибающее поколение, за мир, утопающий в пороках. Ч. Айтматов говорит о том, что общество, в основе жизни которого греховность, достижение материальных благ, обесценивание понятий «добро» и «зло» - такое общество обречено на гибель.

Таким образом, жестокость порождает в человеке низменные инстинкты, неизменно ведет к греху и преступлениям.

Здесь искали:

  • в чем заключается сила смирения сочинение юшка
  • где проявляется зло в произведении платоного юшка
  • примеры к сочинению дрбро из рассказа Юшка

А.С.Пушкин «Пущину»

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.

«Снежная королева» Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

Вспомним другого литературного героя - Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе - прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.

Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина - В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах - Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них - Люся - всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.

Взаимоотношения главных героев романа А. Дюма « Три мушкетёра » - классический пример настоящей дружбы. Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.

Главным героем рассказа «Юшка» является бедный подручный кузнеца, Ефим. В народе все его зовут просто Юшкой. Этот нестарый еще мужчина из-за чахотки рано превратился в старика. Он был очень худой, слабый руками, почти слепой, но трудился изо всех сил. Ранним утром Юшка уже был в кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. Одет он был всегда он в старые
штаны и блузу, насквозь прожженные искрами. Родители часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести Юшку из себя. Они толкали старика, смеялись над ним, и радовались, что он ничего не может поделать с обидчиками. Юшка же тоже радовался. Он думал, что дети пристают к нему, потому что любят. Они не могут иначе выразить свою любовь, потому и терзают несчастного старика.
Взрослые не сильно отличались от детей. Они обзывали Юшку «блажным», «животным». От кротости Юшки они приходили еще в большее ожесточение, часто били его. Однажды после очередного избиения дочь кузнеца Даша в сердцах спросила, зачем вообще Юшка живет на свете. На что тот ответил, что народ его любит, он нужен народу. Даша возразила, что люди избивают Юшку до крови, какая же это любовь. А старик ответил, что народ его любит «без понятия», что «сердце в людях бывает слепое». И вот как-то раз вечером к Юшке прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь. Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом и он умер.
А через некоторое время появилась молодая девушка, она разыскивала старика. Оказалось, что ее, сироту, Юшка поместил в Москве в семью, потом обучал в школе. Он собирал свое скудное жалованье, отказывая себе даже в чае, лишь бы поднять на ноги сироту. И вот девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить Юшку от его болезни. Но не успела. Прошло много времени. Девушка осталась в городе, где жил Юшка, работала врачом в больнице, всегда всем помогала и никогда не брала денег за лечение. И все называли ее дочерью доброго Юшки.

Так в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека, сердце их было слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле. Понять, что старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице. Юшка помогал чужому человеку, сироте. Многие ли способны на такой благородный бескорыстный поступок? А Юшка копил свои гроши, чтобы девочка выросла, выучилась, использовала свой шанс в жизни. Пелена с глаз людей спала лишь после его смерти. И вот они уже говорят о нем, как о «добром» Юшке.
Автор призывает нас не черстветь, не ожесточаться сердцем. Пусть наше сердце «видит» необходимость каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря.

Откуда появляются в людях доброта и жестокость, с какого возраста человек обретает эти качества, можно ли измениться в течение жизни? Множество вопросов поднимает автор рассказа «Юшка». «Доброта и жестокость (Юшка)» – основные нравственные темы произведения.

Качества характера

Человек от природы рождается добрым. Сложно представить злобного малыша. Главный герой любит все вокруг себя. Он трепетно рассматривает цветы, гладит листву. Мужчина старается не наполнять дыханием воздух, любуясь растениями. Он трогает кору деревьев, жалеет погибших бочек и жучков. В насекомых он чувствует живую душу и вглядывается в их «лица». Вокруг Юшки, вышедшего за пределы деревни, все живет. Может ли человек без души заметить такое многообразие жизни: работящих кузнечиков, пение птиц, сладость воздуха? Направление мысли автора покоряет, несколькими штрихами он раскрывает богатый внутренний мир героя. Тема доброты и жестокости становится центром сюжета.

Жестокость

В повести много жестокости и бездушности, но больше всего пугает детская злоба. Игра превращалась в гонение бедного больного мужчины. Детей удивляет, что Юшка ведет себя не так, как другие взрослые. Не ругается, не бьет чем попала, не гоняется за ребятами, чтобы наказать их. Автор рассказывает об ощущениях детей: они проверяли, живой ли Юшка. Доброта и жестокость живут по соседству. Для детей действует закон: «…пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете…».

Мужчина был исключением из правила, которое не устраивало подростков. Они причиняли боль, на которую Юшка отвечал спокойно и смиренно: «…Вы, должно быть, любите меня!». Где в жестокости любовь? Как заметить эту грань между двумя противоположными качествами? Терзать, чтобы любить - убеждение доброго человека ставит в тупик. Рассуждение пьяных и злых взрослых реальны и понятны. Они ищут виноватых в своей судьбе среди тех, кто слабее. Становятся еще более озлобленными, жестокость превращает человека в животного. Взрослые, не дождавшись ответа, бьют, прячась от своего горя за кулаками.

Доброта

В рассказе Платонова доброта не пользуется у людей уважением. Они ценят грубость, умение постоять за себя. Слабость, беспомощность, скромность - вот синонимы важного качества в этом произведении. Герой «Юшки», обладающий добротой, удивляет своим философским складом характера. Никакие унижения не вызывают гнев в его сердце. Душа мужчины крепка верой в людей. Он простодушен и мил: «Сердце в людях бывает слепое», так объясняет он жестокость земляков. Судьба доброго Юшки трагична. Страшно нелепа и неожиданна смерть. Не понравилось прохожему, что заговорил вдруг молчаливый «мужичок». Кто позволил ему стать мудрым и рассуждать?

Он «с силой злобы толкнул» в грудь и спокойно ушел пить чай, даже не задумался о причиненной встречному боли, как будто выполнил свое грязное дело.

Столяр попросил прощения у Юшки за всех людей. Но это было посмертное извинение. В словах столяра сквозит неподдельная доброта и горечь: «…кто тебе судья!». Рабочий понимает, что чистое сердце Юшки нельзя считать браком. С телом прощались все, кто «…мучил его при жизни…». Доброта умирает вместе с Юшкой, а злоба обретает все большую силу.

Автор не позволяет закончиться рассказу на такой тяжелой ноте. Не должно зло стать главенствующим качеством. Девушка с грустными серыми глазами продолжила дело приемного отца. Она осталась там, где издевались над Ефимом, и стала уменьшать страдания обездоленных. Ее считали «дочерью доброго Юшки», и никто не пытался опровергать это родство.

Раскрыть нравственные понятия на примере художественных текстов гораздо легче, чем искать примеры в реальной жизни. Написать сочинение «Доброта и жестокость («Юшка») можно, используя предложенный материал. Информация станет основой собственных рассуждений.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению