Фольклорные элементы картины васнецова баян. Сочинение по картине «Баян» В

МСКОУ СКОШ № 36

г. Озёрска Челябинской области

Виктора Михайловича Васнецова

«Баян»

Урок русского языка в 9 классе

подготовила Горохова Лариса Борисовна

учитель русского языка и литературы



Художественное описание картины

Виктора Михайловича Васнецова «Баян»

Цели:
    познакомиться с творчеством и жизнью художника В.М. Васнецова; учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического, прозаического произведения;
    учить «читать» картину, осмысливать ее содержание; способствовать развитию творческого воображения ребят; совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
    способствовать эмоциональному восприятию картины как
произведения искусства.
Эпиграф (слайд 2) Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами - сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты. Твой взгляд - да будет тверд и ясен, Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен.
Александр Блок
Лексическая работа (слайд 3) БРА́ТИНА, братины, ·жен. (·ист. ). Род ковша, употреблявшегося в допетровское время на пирах для вина. (Словарь Д.Ушакова)
Оргмомент Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Итогом нашей работы будет художественное описание картины, созданной Васнецовым под впечатлением прочитанного произведения.
Слово о художнике (слайд 4)

Учился в духовном училище (-), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н.Г.Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. (слайд 5)

Учился живописи в - сначала у в Рисовальной школе общества поощрения художеств (-), затем в (-). (слайд 6)

Чтобы заработать денег на дорогу, В. М. Васнецов пишет небольшие картинки «Молочница» и «Жница» и разыгрывает их в лотерее. Вырученных денег хватает на то, чтобы доехать до Петербурга.

В 1876 году уже после окончания Академии художеств он пишет картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». В обеих картинах В. М. Васнецов показал себя как художник, глубоко понимающий народную жизнь и умеющий ее изображать. Особенно интересен сюжет картины «С квартиры на квартиру». Художник изобразил бедных, одиноких стариков, бредущих в холодный зимний день по улице вместе со своими жалкими пожитками. Им некуда идти, а окружающим до этого нет никакого дела. Картина наводит на мысли об одиночестве и ненужности человека в этом мире.(слайд 7)

Чтобы заработать на жизнь, В. М. Васнецову приходилось давать частные уроки, рисовать иллюстрации к разным изданиям. Это нисколько не мешало ему учиться. Уже в начале 70-х годов 19 века на выставках Общества поощрения художеств появляются первые картины В. М. Васнецова: «Нищие», «Чаепитие», «Дети разоряют гнезда» и другие.(слайды 8)

В начале 80-х годов В. М. Васнецов знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым, известным меценатом, собравшим вокруг себя выдающихся деятелей искусства конца 19 века. Лето многие из них проводили в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова под Москвой, ставили там небольшие спектакли, сами же играли в них, делали декорации. Лето 1881 года там провел и В. М. Васнецов. Вместе с другими художниками он создал декорации к сказке «Снегурочка», поставленной на любительской сцене С. И. Мамонтова, сыграл в ней роль Деда Мороза. (слайды 9, 10)

В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, "избушка на курьих ножках". В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.(слайд 11)

В творчестве Васнецова появляются новые темы, которые в будущем выделятся в особое направление модернизма – так называемый «русский стиль». Это сюжеты русских народных сказок, былин и отечественной истории.(слайды 12, 13) «Аленушка» - одно из самых проникновенных творений мастера. Васнецов никогда не придерживался в картине точного содержания той или иной сказки. Картина стала первым произведением отечественной живописи, в котором поэзия народных преданий неразрывно слилась с поэзией родной природы. Вершиной мастерства Васнецова стала картина «Богатыри», воспевающая силу и величие защитников родной земли. Васнецову удалось передать в образах героев народные представления о силе и справедливости, олицетворениями которых были для простого народа былинные богатыри.
Семья Васнецова. Автор портретов – Виктор Михайлович Васнецов.(слайд 14)

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы. (слайд 15)

Особая страница творчества В.М.Васнецова - его фресковые работы. В 1885г. он приступил к росписи Владимирского собора в Киеве Это подлинный шедевр храмовой живописи. (слайд 16)

Он работает одновременно над несколькими картинами:"Спящая царевна", "Царевна-лягушка" (1918), "Кащей Бессмертный" (1917--1926), "Царевна Несмеяна" (1914-- 1926)--и рядом других больших композиций. (слайд 17)

Поэтическое сказание привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.(слайды 18, 19)
Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Первая историческая картина "После побоища с " (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи.(слайд 20)
Памятник произведению «Слово о полку Игореве» (слайд 21)

БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве» («соловей старого времени», «вещий» певец); в «Задонщине» назван «в Киеве гораздым гудцом». Имя стало нарицательным для обозначения поэта .

У А.С. Пушкина в «Руслане и Людмиле» имя Баяна употреблено в собственном и в нарицательном значениях.. «(слайд 22)

Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.(слайд 23)

Работа над описанием картины (учебник упражнение №19) (слайды 24-27)

    Что изображено на первом плане картины В.М. Васнецова «Баян»?

На переднем плане картины мы видим высокий холм, на котором изображена группа людей.

    Выделите и опишите основные группы героев картины.

Это воины, расположившиеся на отдыхе. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем. В центре группы дружинников сидит князь. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем мальчик, его сын. Князя Игоря на картине "Баян" легко узнать по головному убору: на его голове шапка, отороченная мехом, а не доспехи. Князь задумчив, в его глазах читается грусть, он серьёзен. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна.

    Опишите главного героя картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица).

Обратите внимание на лица слушающих Баяна людей.

Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли. Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. Его фигура резко выделяется среди остальных.
Баян - худощавый старец в белоснежном одеянии, расшитом узорами. Образ певца динамичен: рот его открыт, рука поднята вверх, чтобы взять очередной аккорд. Зрителю кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы развеваются на ветру . Слушатели, собравшиеся вокруг него, заворожены его исполнением. Музыкальный инструмент у него старый и потёртый, ясно, что Баян с ним никогда не расстаётся. В данный момент он развлекает князя и его воинов во время их недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и преданий, он умеет увлечь слушателей своей мудростью и неподражаемой манерой исполнения.

В «Слове о полку Игореве» о Баяне вспоминается не раз:
Боян же вещий,
Если хотел кому песнь воспеть,
То растекался мыслию по древу,
Серым волком по земле
Сизым орлом под облаками.

Глаза дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.

    Какой фон у картины? Опишите небо и землю. Каков цвет плащей дружинников и певца? Какие тона преобладают в картине?

Вокруг воинов простирается родная русская земля. Неяркая желто-зелёная трава. На переднем плане несколько молодых деревьев и ромашки. В небе застыли хмурые облака, они тоже заслушались Баяна. Погода хмурая, предвещает будущие битвы. Пасмурное небо занимает почти половину полотна. В левой части картины "Баян" мы видим фрагмент ускользающего за горизонт исконно русского пейзажа. Васнецов умело изображает широту и размах родных просторов.

    Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

Из уроков истории всем известно о феодальной раздробленности, царившей в то время на Руси. Небольшое войско князя Игоря не сумело оказать достойного сопротивления половцам. Очень скоро князья поймут, что их сила в единении. Вовсе не случайно в центре слушателей мы видим братину, наполненную вином. Знать использовала золотые и серебряные братины, в быту простолюдинов были медные и деревянные. Подавали в них: пиво, квас и другие напитки. Название посуды и её назначение напоминали о единстве, о братстве. Главная тема картины - единение певца и дружины, их духовная связь. Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной любви к родной земле, гордости за ее великие победы. Картина "Баян" напоминает нам, что все мы – потомки великого народа. Из глубины веков седовласый Баян поет свою хвалебную песню во имя славы и процветания России.
Составление плана сочинения (слайд 28)
    В.М. Васнецов - родоначальник нового, "национального" направления в русском искусстве. Описание картины «Баян»:
1. передний план картины; 2. основные группы героев; 3. главный герой картины; 4. цветовая гамма. III. Впечатление, вызываемое картиной у зрителя.Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал огромный успех и резкую критику своих работ. Его называли "истинным богатырем русской живописи". Это определение родилось не только благодаря образной связи с "богатырской" темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве. (слайд 29)
Максим Горький восторженно писал о художнике: "Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта... А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия". Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.(слайды 30, 31)
В честь художника установлены памятники, в частности, памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием (1992 год). (слайд 32)
Написание сочинения

Сочинение по картине Васнецова "Баян"


Знаменитый герой древнерусских былин и сказаний Баян считался символом умелого сказителя, мастерство которого было огромно. О Баяне говорит автор "Слова о полку Игореве". Не оставил он равнодушным и знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, создавшего удивительное по силе полотно "Баян".
Центральное место картины занимают воины, расположившиеся на отдых на вершине холма. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем, который свой рассказ сопровождает игрой на гуслях. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна. Глаза некоторых дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.
В центре группы дружинников сидит князь. Его лицо сурово. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем сидит мальчик, его сын. Он еще не бывал в сражениях. Но его взгляд, устремленный вдаль, о многом говорит зрителям. Вдохновленный сказанием Баяна, он готов ринуться в бой за свободу родной русской земли. Старый казак за спиной княжича подпирает голову руками. Слушая знаменитого сказителя, он, наверное, вспоминает славные битвы, в которых сам принимал участие.
А вокруг воинов и вдохновенного Баяна простирается родная русская земля. Молодые деревца придают картине необычную живость. Даже серое небо над головами людей заслушалось Баяна, длинные волосы которого развевает ветер. Это придает полотну еще больше динамизма.
Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной силой любви к родной земле, гордостью за ее великие победы. Глядя на лица слушателей, можно с уверенностью сказать, что они не дрогнут в минуту опасности, как не дрогнули те, о ком повествует великий старец Баян.

Сочинение по картине В. М. Васнецова "Баян".
Картина "Баян" считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.
Некоторые, например, Нестеров, подвергли её резкой критике, указывая на закат творчества Васнецова. Другие, как Брюсов, напротив, восторгались ею.
Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Панорамность просторов Руси, изображённая на этой картине, обозначает собирательный образ российской природы. Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. В частности, именно он является главным персонажем "Слова о полку Игореве", хотя из своего персонажа автор картины сделал собирательный образ. Его фигура резко выделяется среди остальных.
Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру.
Кстати, рассматривая как-то свой почти написанный холст, Васнецов подумал, не слишком ли "власы вьются", однако, поразмыслив, что для былины чрезмерное - нормально, оставил Баяна как есть.
В отличие от главного героя произведения, окружающие певца богатыри неподвижно сидят, заворожено застыв перед силой голоса оратора. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков. Одно из изображенных Васнецовым лиц было написано с сына живописца, Владимира.
Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.

Описание картины В. М. Васнецова "Баян".
Картина "Баян" освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из "Слова о полку Игореве". Васнецов прославляет старого Баяна.
На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, "в" те события, о которых поет знаменитый гусляр.
Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
Мы понимаем, что Баян - безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.
А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.
Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик - княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес.
Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.
В целом, картина В.М. Васнецова "Баян" - "русское" произведение, наполненное любовью к родной стране.

Виктор Михайлович Васнецов, один из выдающихся русских художников XIX века, прожив долгую и плодотворную жизнь, познал и восторженное преклонение, и холодную неприязнь, граничащую со злобными нападками. Он был первым из отечественных живописцев, посвятивших свой талант былинно-сказочному жанру - новому, не сразу понятому современниками. Впоследствии его назовут «истинным богатырём русской живописи».

Одна из поздних работ художника

Наверное, многим приходилось в школьные годы писать Васнецова «Баян». Все мы её знаем и любим. Это одна из поздних работ художника, созданная на основе ряда памятников древнерусской письменности, в частности «Слова о полку Игореве». Трудиться над ней автор закончил в 1910 году, но известно, что мысли о создании картины появились у Васнецова ещё за тридцать лет до этой даты, однако осуществить задуманное он не смог.

Когда же работа была завершена, картину представили широкой публике. Мнения разделились. Не все смогли сразу понять и оценить глубину произведения. Даже такой знаток живописи, как Нестеров, выступил с критикой. Он предрёк скорый упадок в творчестве автора. Другая же часть интеллигенции во главе с Брюсовым горячо приветствовала картину. Известный в то время критик Семенович опубликовал целое восторженное сочинение по картине Васнецова «Баян».

Кто это такой

Баян ─ слепой певец, который под звуки гуслей ведёт поэтические повествования о днях минувших. Его пение ─ это не развлекательное действие, а своего рода устная летопись, положенная на музыкальную основу. Но баян не только повествует о прошедшем. В его песнях заложены скрытые пророчества о том, что ждёт впереди. Баян ─ это ещё и предсказатель будущего, пророк, или, как говорили в старину, «вещун». Его почитали и боялись, как и всякого, кто общается с потусторонними силами. А он явно был с ними в ладу, иначе откуда эти тайные знания?

Картина Васнецова «Баян» представляет народного персонажа дохристианской, языческой Руси. Свою песнь он поёт, взывая к прося у них помощи и заступничества. Это не молитва, а заговор волхва-кудесника. Тяжела и опасна жизнь среди бесчисленных полчищ степных кочевников, взирающих на Русь своими жадными глазами. Одна надежда ─ на князя с его дружиной. Вот и благодарит в своих песнях баян народного защитника и его верных товарищей.

Васнецов, «Баян». Описание

Эта работа заслуживает пристального внимания. Картина Васнецова «Баян» величественна и монументальна. Грандиозности замысла соответствует масштаб исполнения. Дело не только в размерах полотна, но и в композиционном решении, и в цветовом. Оно притягивает взгляд и завораживает.

Пейзаж, на фоне которого Васнецов помещает своих героев, воплощает собирательный образ России с её бескрайними просторами. Центральная часть картины, холм, воспринимается как скульптурный постамент для фигур, расположенных на нём.

Каждый, кто берёт на себя труд писать сочинение по картине Васнецова «Баян», прежде всего останавливается на фигуре седовласого старца, вдохновенно вещающего под звуки гуслей. Пальцами одной руки он перебирает струны, а вторая вскинута вверх. Жестом подчёркивается грандиозность описываемых событий.

Выражение в картине

Расположившиеся полукругом воины внимают его пению. Лица их задумчивы, полны осознания сакральности момента. В кругу воинов выделяется величественная фигура князя, гордо смотрящего вдаль. В картине выражена преемственность поколений, защитников отечества. Перед нами предстают и старец, и молодые воины, и мальчик, задумчиво слушающий пение. Бегущие по небу облака придают картине ощущение напряжения и скрытого драматизма.

Языческому периоду истории Руси посвящено не одно научное сочинение. По картине Васнецова «Баян» можно судить, насколько высок в обществе интерес к этой теме. Он объясняется желанием заглянуть в истоки нашей национальной самобытности. Без этого невозможно понять законы развития культуры.

Описание картины Васнецова «Баян»

В основе картины Васнецова «Баян» - один из былинных одноименных героев.
Он знаменит тем, что был умелым сказителем.
Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве».
Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину.
Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.

В центре картины - холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины.
Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание.
При этом он играет на гуслях.
Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают.
Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом.
К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься.
Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое.
Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.

В самом центре этой группы сидит князь.
Лицо его выглядит суровым.
Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика.
Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно.
Его взгляд также устремлен вдаль.
Наверное, он представляет себя храбрым воином.
Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость.
За его спиной стоит старый казак.
Он слушает старца, подперев голову руками.
Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.

Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля.
Просторы ее бесконечны.
Видны молодые деревья, которые делают картину буквально «живой».
Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения.
Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо.
Кажется, что даже оно слушает Баяна.
Его длинные волосы треплет ветер.
От этого картина получилась необычайно реалистичной.

Картина «Баян» пропитана любовью к русской земле, благодарностью воинам за их славные победы во время защиты своей отчизны от непрошенных гостей.

Картина Виктора Васнецова названа «Баян», так как ее основным действующим персонажем является сам былинный герой с таким же именем. По своему содержанию это художественное полотно близко в древнерусской литературе, особенно к самому известному ее произведению - «Слово о полку Игореве». Известно, что это литературное произведение тесно связано с народом, его взглядами и желаниями, вот поэтому художник и взял эту летописную рукопись за основу. В картине Васнецова отражается народная культура, его мировоззрение, ведь оно отражает одну их вех эпохи, когда на Руси происходил процесс дробления феодалов.

В то время небольшие территории, которые и государством нельзя было назвать, и управляемые своим одним феодалом, разделили всю страну. И вот эти некие маленькие княжества феодалов устраивали постоянные набеги на земли соседей, постоянно были какие-то войны, которые не имели больших целей, царила вражда и разорение. Вот в это время и жил герой картины Васнецова. Знаменит он был тем, что умело и хорошо он сказывал. Таких сказителей на Руси было немного, но они ходили по городам и селам, рассказывая всякие истории и сказки, прославляя дела минувших и славных дней. Кстати, сказитель Баян упоминается и в древнерусской рукописи, поэтому Виктор Михайлович, который хорошо знал произведение «Слово о полку Игореве», не мог оставить без внимания такую яркую и глубокую личность. Известно, что многие художественные работы Васнецова посвящены именно русским народным сказкам и былинам.

В центре картины Виктора Васнецова изображен небольшой холм, который стал прекрасным привалом для уставших и измученных воинов. Расположившись на отдых, они случайно увидели старика, который не мог пройти мимо них. Он приблизился к воинам и начал свое сказание. Люди с удовольствием и интересом слушают слепого человека, который сопровождает свой рассказ и игрой на гуслях. Сказитель умеет и рассказать интересно, и заинтересовать слушателя!

Баян - умелый и опытный сказитель, поэтому дружинники так внимательно его слушают, затаив дыхания и представляя Родину, ее прошлое и те события, которые стали основной рассказа Баяна. Кажется, что воины видят наяву то, о чем им говорить слепой старик, словно они стали его глазами, и теперь сами видят героические и мужественные поступки воинов, но только другого времени. Таков сюжет картины Виктора Васнецова.

Рассмотрим более тщательно основные образы картины. Особое внимание стоит обратить на князя, который сидит прямо на центральном месте на холме, а вокруг него воины. Кажется, что лицо князя хмурое и суровое. Игорь, как и его дружинники, расположившись вокруг Баяна полукругом, внимательно его слушает. Рядом с князем сидит молодой юноша, это его сын. И хотя тот еще юн и почти не участвовал ни в каких сражениях, но рассказы слепого старика ему интересны, да и познавательны. Наверное, он представляет себя на месте героев, о которых сейчас ведет свой рассказ старец. Его взгляд так задумчив и устремлен вдаль, что становится понятно, что в битве он не проиграет, так как желает быть храбрым воином и заслужить в боях честь, славу и воинскую доблесть.

Конечно же, молодой князь, сын Игоря, будет отважно сражаться, защищая свою землю, ее свободу, независимость и людей, которых он оставил в родном доме. Художник использует прием контраста: за молодым и совсем еще юным сыном князя, который не участвовал в боях, стоит пожилой казак, на счету которого огромное число сражений и боев. Он тоже слушает слепого старца, подперев руками свою голову. Но рассказы Баяна возвращает его в прошлое, которое он пережил. Он снова перенесся в то время, когда сам он был еще молод, но участвовал в самых ответственных боях, защищая свою родину, защищая свою Русь.

Воины, сидящие на холме рядом с Баяном, одеты в доспехи и хорошо вооружены. Поэтому так сильно на их фоне выделяется сам князь. Игорь одет в тунику зеленого цвета и яркий плащ бордового цвета. А вокруг этих героев картины бесконечные просторы русской земли. Невдалеке видны деревья, они еще молодые и они это полотно делают более живым и реальным.

На фоне всего этого: неба, полей, воинов и даже князя выделяется образ Баяна, который одет просто. На ногах у него лапти, а сам одет в просторную рубаху. Правую руку он поднял вверх, говоря о чем-то интересном и важном, а другая рука лежит на гуслях, перебирая струны. Известно, что Баян означает вещий человек, который является потомком язычества. Его покровитель бог Велес. В былинах всегда использовали Баяна, как «соловья» старого времени. Такие сказители сами не только пели песни, играли на гуслях, но и сочиняли их. Когда-то Баяна очень любил известный князь Олег. Баян всегда свои песни посвящает князьям, прославляя их. Рассказывал в своих песнях старец о многих великих князьях, которые правили Русью.

Может быть, поэтому художник обращает внимание на небо, изображая его серым. Даже небеса слушают старика. У Баяна развиваются длинные и очень густые волосы. И этот момент создает эффект реальности. Из истории известно, что Игорь, несмотря на то, что был хорошим воином и талантливым полководцем все-таки потерпел поражение в сражении, так как он действовал в одиночку, а нужно было, чтобы князья объединились. И только единство может принести долгожданную победу. Поэтому у Виктора Васнецова образ князя обобщенный.

Автор картины использовал темные тона, чтобы показать солнечное затмение, которое как раз и стало предсказанием поражения дружины Игоря в сражении. И эта небесная темнота дает оттенок и на одежду людей, и на землю. Такую тень просто невозможно не заметить.

Художник показывает в своей картине, как был силен дух Древней Руси, людей, которые жили в то время, защищали родную землю от неприятеля. Это полотно прославляет воинов того времени, которые смогли прославить и увековечить свои подвиги. Сам Виктор Васнецов очень любит русскую землю и ее бескрайние родные поля.