Готтентоты - пятая раса людей. Готтентоты — древний народ из Африки Когда пришли европейцы

: гриква , корана и группы нама (в основном переселенцы из Намибии).

Название

История

К приходу европейцев готтентоты занимали юго-западное побережье Африки, от реки Фиш на востоке и до центральных нагорий Намибии на севере. Насколько давно готтентоты жили в этих местах, точно неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь то, что племена банту несколькими веками раньше застали их уже в этих же местах. Согласно данным лексикостатистики , ветвь кхойкхой отделилась от других центральнокойсанских языков (ветвь чу-кхве) в конце 2 тыс. до н. э. Однако место первоначального расселения их общих предков (район пустыни Калахари или Капская область) и пути дальнейших миграций пока неизвестны. Сама ветвь кхойкхой распалась предположительно в III веке н. э.

В отличие от бушменов, готтентоты занимались кочевым скотоводством .

Традиционно готтентоты делились на две крупные группы: нама и капские готтентоты, которые в свою очередь делились на более мелкие группы, а те на племена (!haoti).

Фольклор

Ироническое отношение к грубой силе льва и слона и восхищение умом и смекалкой зайца и черепахи проявляются во всех этих сказках.

Главными героями их являются животные, но иногда рассказ ведется и о людях, однако люди - герои сказок - еще очень близки к животным: женщины выходят замуж за слонов и уходят в их селения, люди и животные живут, думают, разговаривают и действуют сообща.

Нама

Самоназвание - namaqua. До прихода европейцев делились на две группы:

  • нама собственно (большие нама; Great Nama) - к приходу европейцев жили к северу от р. Оранжевая (юг современной Намибии, Великий Намакваленд). Делились на следующие племена (перечислены с севера на юг, в скобках даются: варианты русского названия; название на африкаанс ; самоназвание):
    • свартбои (лъхауцъоан; swartbooi; ||khau-|gõan)
    • коперы (къхара-кхой, фрасманны; kopers, fransmanne, Simon Kopper hottentot; !kharkoen).
    • ройнаси (гай-лъхауа, «красный народ»; rooinasie; gai-||xauan)
    • хротдоден-нама (лъо-кай; grootdoden; ||ō-gain)
    • фельдсхундрахеры (лъабобе, хабобен; veldschoendragers; ||haboben).
    • цайбши (кхаро; tsaibsche, keetmanshopers; kharo-!oan).
    • бондельсварты (къамичнун; bondelswarts; !gamiǂnûn).
    • топнаары (чъаонин; topnaars; ǂaonîn).
  • орлам (малые нама; orlams, little nama; самоназвание : !gû-!gôun) - к приходу европейцев жили к югу р. Оранжевая до бассейна р. Улифантс (запад современной ЮАР, Малый Намакваленд). Известны пять племен орлам-нама:
    • племя Африканера (цъоа-цъаран; африкаанеры; orlam afrikaners; |hôa-|aran), не следует путать с африканерами (бурами).
    • ламберты (гай-цъхауан; lamberts, amraals; kai|khauan).
    • витбои (цъхобесин; witboois (‛белые парни’); |khobesin).
    • бетанийцы (къаман; bethaniërs; !aman).
    • берсебы (цъай-цъхауан; bersabaers; |hai-|khauan).

Вскоре у них появился новый общий соперник - Германия . В 1884 году территория к северу от р. Оранжевая была объявлена германской колонией Юго-Западная Африка . Вслед за этим земли у готтентотов и других коренных жителей стали отбираться, что сопровождалось многими столкновениями и насилием. В 1904-08 гереро и готтентоты подняли несколько восстаний, которые были с небывалой жестокостью подавлены германскими войсками и вошли в историю под названием Геноцид племён гереро и нама . Было уничтожено 80 % гереро и 50 % готтентотов (нама).

После подавления восстаний нама были поселены в специальных резерватах (home-lands): Берсеба (Berseba), Бондельс (Bondels), Гибеон (Gibeon, Krantzplatz), Сесфонтейн (Sesfontein), Соромас (Soromas), Вармбад (Warmbad), Нёйхоль (Neuhol), Цес (Tses), Хоаханас (Hoachanas), Окомбахе/Дамараланд (Okombahe /Damaraland), Франсфонтейн (Fransfontein). Систему резерватов поддерживала и южноафриканская администрация, контролировавшая территорию Намибии с по . Внутри них они и ныне составляют большинство населения, но живут и за их пределами: в городах и на фермах - смешанно с банту и белыми. Сохраняется деление на племенные группы, которые ныне сильно перемешаны.

Капские готтентоты

(капские койкоин; kaphottentotten) - как отдельная этническая группа ныне не существует. Населяли прибрежные земли от мыса Доброй Надежды на юго-западе до бассейна р. Улифантс на севере (где граничили с нама) и до р. Фиш (Vis) на востоке (современные Западно-Капская и запад Восточно-Капской провинции). На их число оценивается в 100 тысяч или в 200 тысяч . В начале XVII века делились на 2-3 группы, представленных как минимум 13 племенами.

  • Эйниква (riviervolk; ãi-||’ae, einiqua). Возможно, были ближе к нама, чем к капским готтентотам.
  • Западнокапские готтентоты
    • карос-хебер (kaross-heber; ǂnam-||’ae)
    • кохоква (цъохо; smaal-wange, saldanhamans; |’oo-xoo, cochoqua)
    • хюриква (guriqua)
    • хорингайква (goringhaiqua, !uri-||’ae)
    • хорахауква (къора-лъхау; gorachouqua (‘полуостровитяне’); !ora-||xau)
    • убиква (ubiqua)
    • хайноква (chainoqua; Snyer’s volk; !kaon)
    • хессеква (hessequa)
    • аттаква (attaqua)
    • аутениква (лъо-тани; houteniqua, zakkedragers; ||hoo-tani)
  • Восточнокапские готтентоты
    • инква (inqua)
    • дамаква (damaqua), не путать с дамара
    • хунхейква (цъоанг; hoengeiqua; katte; |hõãn)
    • харихуриква (хрихри; chariguriqua, grigriqua).

Большинство племен было истреблено или ассимилировано европейцами в течение XVIII - начале XIX вв., но к началу XVIII века сформировалось три новых группы смешанного происхождения: гонаква, къораква и хриква, в основном за пределами исконной готтентотской территории, к востоку среди банту и среди бушменов по реке Оранжевая.

  • Гонаква (чъона; gonaqua; ǂgona) - сложились в начале XVIII века к востоку от р. Кей (центр Восточно-Капской провинции) на основе восточнокапских готтентотов под влиянием коса . Часть переселилась в Бетельсдорп (возле Порт-Элизабета). Исчезли к сер. XIX века.
  • Корана (!ора, къораква; koraqua; !ora) - образовались в результате контактов с голландцами и вызванных ими значительных перемещений и переустройств местных готтентотских племен в конце XVII - начале XVIII веков. Жили по р. Оранжевая от границы с Намибией до окрестностей Кимберли (Северо-Капская провинция ; запад провинции Фри-Стейт), среди бушменов. К концу XX века свыше 10 тысяч корана жили в окрестностях Дугласа , Приски , Кэмпбелла и Грикватауна (ЮАР , к северу от среднего течения р. Оранжевая). Говорят на африкаанс .
  • Гриква (хриква, къхири; griqua; !xiri) - смешанная группа, образовалась в районе города Кокстад (Вост. Грикваланд), к юго-востоку от Лесото (юг современной провинции Квазулу-Натал). В начале XIX века часть переселилась в Грикватаун (Griekwastad) (современная Северно-Капская провинция) и на юго-восток Намибии (около Карасбурга), где небольшие группы сохраняются по сей день. Говорят на африкаанс.

См. также

Напишите отзыв о статье "Готтентоты"

Примечания

Литература

  • Elphick . Khoikhoi and the founding of White South Africa. Second edition. Ravan Press. Johannesburg, 1985
  • Wilson M.H. The hunters and herders. // Wilson M.H. & Thompson L.M. (eds.) The Oxford history of South Africa, vol. 1: to 1870. Oxford, 1969.

Ссылки

  • by Anne Good for the
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Готтентоты

Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо.
– Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? – сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое.
– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.
– А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.
Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии.
– Vive l"Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l"Empereur! [Да здравствует император! Да здравствует римский король!] – слышались восторженные голоса.
После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.

Готтентоты - одно из самых древних племен Африки. Эти люди всегда отличались необычными чертами, например, при произношении слов их горло будто щелкает.

Однако в 19 веке термин «готтентоты» по какой-то причине начал считаться оскорбительным. Название племени тоже изменилось и теперь оно - кой-коин.

Считается, что люди племени относятся к койсанской расе. В чем ее особенности и отличия от других рас, которые до сих пор непонятны ученым?

Члены племени готтентот или кой-коин могут впадать в состояние неподвижности, которое напоминает анабиоз.

Когда появились готтентоты

Говоря о возрасте готтентотов стоит отметить, что археологи нашли останки человека, которому по меньшей мене 17 000 лет.

Найдены они были в районе Нила. Некоторые говорят также о том, что анализ останков показал расположение бедра древнего человека под углом не 90, а 120 градусов.

Это может говорить о том, что именно с племени готтентотов начали развиваться другие расы. Впрочем, эта теория спорная.

Недавно велась полемика между учеными, поскольку одни склонялись к тому, что готтентоты - не человеческая раса, а имеющая иное происхождение, а другие настаивали на другой точке зрения, которая говорит о происхождении всех людей от готтентотов.

Спорные тут не только теории, но и факты: так, в Европе в древних пещерах были найдены скелеты женщин, бедра которых были под углом 120 градусов. При этом женщины никакого сходства с готтентотами не имели в остальном.

Племя готтентоты

Характеристик и особенностей у племени немало. Среди них:

  • возможность впадать в состояние, напоминающее анабиоз, причем оно полностью контролируется каждым человеком отдельно. Ничего общего с гипнозом не имеет. Состояние достигается в холодное время года, когда люди желают попросту «пересидеть» холода;
  • готтентоты ведут кочевой образ жизни. Многие люди, которые посещали местность обитания племени считали, что здесь царит антисанитария и чрезмерно грязно;
  • кой-коин отличается собственной . Представители племени имеют желтовато-коричневый цвет кожи, который напоминает оттенок кожи монголов;
  • представители племени готтентоты быстро стареют. Это объясняется особенностями их кожи. Даже люди среднего возраста покрыты морщинами. Стареют в первую очередь лицо, шея, грудная зона и руки;
  • рост представителей племени не превышает 160 сантиметров. Иногда он может составлять 140 сантиметров, причем для кой-коин это абсолютно нормально. Считается, что небольшой рост - результат адаптации к засушливому климату;
  • фигура представителей племени необычная. Бедра будто повернуты под углом 90 градусов вперед.

Жизнь готтентотов

Сейчас племя кочует, однако так было не всегда. Некоторая часть отслоилась, образовав поселения в ЮАР.

Там же люди начали заниматься земледелием, завели скот. Животноводство стало одним из основных источников жизнедеятельности. Однако название не сохранили ни первые, ни вторые. При этом кой-коин считаются племенем кочевым, истинными готтентотами.

Современные готтентоты живут в краалях - стоянках лагерного типа. Внешний вид жилищ интересный - это купола, которые со всех сторон окружены кустарниками. Жилье, хоть и временное, но достаточно удобное. Правда, грязное.

По развитию племя сильно отстает. Всего 50 лет назад здесь использовались заточенные ноги из камня. Сегодня уже представители племени перешли на железную посуду.

В качестве тарелок могут применяться страусиные яйца, горшки.

Женщины-готтентоты любят . Да и мужчины аналогично. Здесь любят шумные аксессуары, например браслеты на ногах, которые друг о друга бьются и издают звук.

Используются ожерелья, кольца, повязки. Украшения производятся из тканей, кожи, железа, камня, меди.

Сейчас, последние 100 лет у готтентотов нет многоженства. А вот раньше было. Сегодня каждая семья - это муж и жена и их дети, которые проживают в отдельных домах.

Свадебные обычаи готтентотов

Для тех, кто планирует организовывать , стоит сказать, что женщины племени выглядят по-другому.

Дряблые тела и обвисшая грудь - это еще не все. Даже представительницы, отличающиеся маленьким ростом, имеют половые губы длиной около 15-20 сантиметров.

Почему так анатомически сложилось - никто не знает, однако основной предсвадебный обряд готтентотов - полностью удалять их.

История удаления половых губ была особенно скандальной.

Папа Римский официально разрешил это делать, однако когда готтентотов начали обращать в христианство, подобные операции были запрещены. И теперь женщины не могли найти себе жениха из-за отвращения к подобному физиологическому нюансу.

Как результат - девушки жертвовали христианством, чтобы появилась возможность сделать операцию и выйти замуж.

Читайте так же про с большими яйцами!

Африка - самый древний и загадочный континент нашей планеты, и самыми древними народами этого континента, как считают ученые, являются бушмены и готтентоты. В настоящее время их потомки обитают в пустыне Калахари и близлежащих областях Анголы и Юго-Западной Африки, куда они отступили под натиском народов банту и голландских поселенцев.

Готтентоты сегодня - это крайне малочисленная народность, их насчитывается не более пятидесяти тысяч человек. Но до сих пор они сохранили собственные обычаи и традиции.

Язык природы

Название племени готтентотов происходит от нидерландского слова hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Европейским людям это напоминало речь обезьян, и посему они сделали выводы, что этот народ является чуть ли не переходным звеном между миром приматов и человеком. Согласно этой теории, и отношение европейцев к этому народу было сродни отношению к домашним или диким животным.

Однако современные генетические исследования установили, что среди этого народа сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Это указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа. Именно готтентоты и родственные им группы относятся к главной расе человечества.

Первые сведения о готтентотах мы находим у путешественника Кольбена, который описывал их вскоре после учреждения голландских колоний в их стране. Готтентоты в то время еще были многочисленным народом, разделенным на множество племен под управлением вождей или старшин; они вели кочевую пастушескую жизнь, группами в 300 или 400 человек, и жили в подвижных хижинах, составленных из кольев, покрытых циновками. Одежду их составляли сшитые вместе овечьи шкуры; оружием служили луки с отравленными стрелами и дротики или ассегаи.

Предания этого народа и некоторые этимологические указания дают право заключить, что некогда распространение готтентотов было несравненно обширнее. Воспоминания об этом удерживаются еще до сих пор в готтентотских названиях рек и гор. Когда-то им принадлежала вся Юго-Западная Африка.

Не черные, не белые

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями. Представители этого племени невысоки - не более полутора метров ростом. Их кожа имеет желто-медный оттенок.

При этом кожа готтентотов очень быстро старится. Короткий миг расцветания - и после двадцати лет их лицо, шея и тело покрываются глубокими морщинами, что придает им вид глубоких старцев.

Интересно, что жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. У женщин этой народности существуют анатомические особенности, которые европейцы называли «готтентотским передником» (увеличенные малые половые губы).

Объяснить происхождение этой природной анатомии никто не может до сих пор. Но вид этого «передника» вызывал отвращение не только у европейцев - даже сами готтентоты считали его малоэстетичным, и потому с древних времен у племен был обычай удалять его перед вступлением в брак.

«Венера готтентотов» -женщины этой народности обладали необычными формами

И лишь с приходом миссионеров ввели запрет на это хирургическое вмешательство. Но туземцы противились таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе женихов. Тогда сам папа римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Однако такая физиологическая странность не мешала готтентотам практиковать многоженство, которое переросло в моногамию лишь к началу XX века. Но и до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» - выкупа за невесту скотом либо деньгами в сумме, эквивалентной его стоимости.

А вот у мужчин этого племени существует традиция ампутировать себе одну из тестикул, что не поддается научной логике - это делается, чтобы в семье не родилась двойня, появление которой считается проклятием для племени.

Кочевники и ремесленники

В древние времена готтентоты были кочевниками. Они передвигались с огромными стадами скота по всей южной и восточной части континента. Но постепенно их с традиционных территорий вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР.

Скот был основным мерилом богатства этого племени, который они оберегали и практически не использовали для еды. У зажиточных готтентотов количество коров доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если готтентоты хотели поесть мяса, то добывали его на охоте.

Дома представители этой расы строили из прутьев африканских деревьев и шкур животных. Технология постройки была проста. Они сперва закрепляли в специальных ямах несущие жерди, которые потом связывали горизонтально, и покрывали стены либо тростниковыми циновками, либо шкурами зверей.

Хижины были небольшими - диаметром 3 или 4 метра. Единственный источник света - низкая дверь, прикрытая циновкой. Основная мебель -кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда - горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. Каждая семья занимала отдельную хижину.

Гигиена готтентотов с позиции современного человека представляется чудовищной. Вместо ежедневного омовения они натирали тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся.

Несмотря на жаркий климат, готтентоты освоили производство одежды и украшений. Они носили накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах - сандалии. Руки, шею и ноги украшали всевозможными браслетами и кольцами из слоновой кости, меди, железа и скорлупы орехов.

Путешественник Кольбен так описывал их способ обработки металла: «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины и разводят там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет желоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Под белым гнетом

В середине XVII века началась экспансия европейцев на юг Африки (в район мыса Доброй Надежды): голландская Ост-Индская компания приступила к строительству форта Капстад, ставшего в дальнейшем крупнейшим портом и базой на пути из Европы в Индию.

Первыми, с кем столкнулись голландцы в районе мыса, были готтентоты племени кораква. Вождь этого племени Кора заключил первый договор с комендантом Капстада Яном ван Рибеком. Это были «годы сердечного сотрудничества», когда установился взаимовыгодный обмен между племенем и белыми пришельцами.

Голландские поселенцы в мае 1659 года нарушили договор, приступив к захвату земель (администрация разрешила им заниматься сельским хозяйством). Подобные действия привели к первой готтентото-бурской войне, в ходе которой был убит вождь готтентотского племени Кора.

В 1673 году буры убили 12 готтентотов племени кочоква. Началась вторая война. В ней европейцы играли на разногласиях между племенами готтентотов, используя одни племена против других. В итоге этих вооруженных столкновений численность готтентотов резко сократилась.

А эпидемия оспы, которую завезли на Черный континент европейцы, почти полностью выкосила коренной народ. В течение XVII-XIX веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически полностью уничтожены.

В настоящее время сохраняется всего несколько небольших племен. Они живут в резервациях и занимаются скотоводством. Несмотря на то, что некоторые утратили все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть из них сохраняет культ предков, почитает луну и небо. Верят они в Демиурга (небесного бога-творца) и почитают божеств безоблачного неба - Хума - и дождливого -Сума. Они сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд, в которых еще живут воспоминания о былом величии.

Готтентоты – древнейшее племя в Южной Африке. Название его происходит от нидерландского hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. С 19 века термин «готтентот» считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где его заменили на термин кой-коин, производный от самоназвания нама. Вместе с бушменами кой-коин принадлежат к койсанской расе – самой своеобразной на планете. Ряд исследователей отмечали способность людей этой расы впадать в состояние неподвижности, сходное с анабиозом, в холодное время года. Эти люди ведут кочевой быт, который белые путешственники в 18 веке считали грязным и грубым.

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, низкий рост (150-160 см), желто-медный цвет кожи. При этом кожа готтентотов очень быстро старится, и люди среднего возраста могут покрыться морщинами на лице, на шее, на коленях. Это придает им преждевременно старческий вид. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая с медным отливом кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Кости конечностей у них имеют почти цилиндрическую форму. Для них характерно наличие стеатопигии - положение бедра под углом 90 градусов к талии. Считается, что так они адаптировались к условиям засушливого климата.

Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15–18 сантиметров в длину. Половые губы иногда свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай удалять половые губы перед вступлением в брак.

После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 16 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих обезьян, например, у самки гориллы, эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты – не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

Археологически зафиксировано, что уже 17 тысяч лет назад койсанский антропологический тип отмечался в районе слияния Белого и Голубого Нила. Кроме того, фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи явно напоминают женщин койсандской расы. Некоторые оспаривают корректность этого сходства, так как бёдра найденных фигурок выдаются под углом 120° к талии, а не 90°.

Полагают, что готтентоты, как древнее аборигенное население южной оконечности Африканского материка, некогда расселялись и кочевали с огромными стадами по всей Южной и значительной части Восточной Африки. Но постепенно со значительных территорий их вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР. Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку меди и железа. А к моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.

Путешественник Кольб описывал их способ обработки металла. «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины и разводят там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Вместе с тем, мерилом богатства у этого племени всегда был скот, который они оберегали и практически не использовали для еды. Скотом владели большие патриархальные семьи, у некоторых поголовье доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если они хотели поесть мяса, то добывали его на охоте. Весь их быт до сих пор подчинён скотоводческому образу жизни.

Живут кой-коин в лагерных стоянках – краалях. Эти стоянки сделаны в виде круга и обнесены изгородью из колючих кустарников. По внутреннему периметру расположены круглые хижины из прутьев, покрытые шкурами животных. Хижина имеет диаметром 3-4 м; закреплённые в ямках несущие жерди скрепляются горизонтально и покрываются плетёными тростниковыми циновками или шкурами. Единственный источник света в жилище - низкая дверь (не выше 1 м), прикрытая циновкой. Основная мебель - кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда - горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. 50 лет назад использовались каменные ножи, которые сейчас заменены на железные. Каждая семья занимает отдельную хижину. Вождь с членами клана живет в западной части крааля. При вожде племени имеется совет старейшин.

Раньше готтентоты одевались в накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах носили сандалии. Они всегда были большими любителями украшений, причем их любят как мужчины, так и женщины. Мужские украшения - браслеты из слоновой кости и меди, а женщины предпочитают железные и медные кольца, ожерелья из скорлуп. Вокруг щиколотки они носили полоски кожи, которые трещали, ударяясь друг о друга. Так как живут готтентоты в крайне засушливом климате, моются они очень своеобразно: натирают тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся. Вместо крема до сих пор используют животный жир.

Раньше у готтентотов практиковалось многожёнство. Уже к началу 20 века моногамия сменила полигамию. Но до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» - выкупа за невесту скотом, либо деньгами в сумме, эквивалентной стоимости скота. Раньше существовало рабство. Рабы-военнопленные обычно пасли скот и ухаживали за ним. В 19 веке часть готтентотов была обращена в рабство, смешалась с рабами-малайцами и с европейцами. Они образовали особую многочисленную этническую группу населения Капской провинции ЮАР. Оставшаяся часть готтентотов бежала за реку Оранжевую. В начале 20 века эта часть вела ожесточенную войну с колонизаторами. В неравной борьбе они потерпели поражение. Было истреблено 100 000 готтентотов.

В настоящее время сохраняется всего несколько небольших племен готтентотов. Они живут в резервациях и занимающихся скотоводством. Современное жилище, как правило, небольшие квадратные домики из 1-2 комнат с железной крышей, скудной мебелью и алюминиевой посудой. Современная одежда у мужчин - стандартная европейская; женщины предпочитают заимствованную у жён миссионеров одежду XVIII-XIX века, используя цветные и яркие ткани.

Основная масса готтентотов работает в городах, а также на плантациях фермеров. Несмотря на то, что некоторые утратили все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть кой-коин сохраняют культ предков, почитают луну и небо. Верят они в Демиурга (небесного бога-творца) и героя Хейсиба, почитают божеств безоблачного неба Хума и дождливого - Сума. В качестве злого начала выступает кузнечик богомол.

Готтентоты считают роженицу и ребенка нечистыми. Чтобы сделать их чистыми, над ними совершается странный и неопрятный обряд очищения, при котором мать и дитя натирают прогорклым жиром. Эти люди верят в магию и колдовство, амулеты и талисманы. До сих пор существуют колдуны. По традиции, им запрещено мыться, и со временем они покрываются толстым слоем грязи.

Большую роль в их мифологии играет луна, которой посвящают танцы и молитвы в полнолуние. Если готтентот хочет, чтобы ветер утих, то он берет одну из самых толстых шкур и подвешивает ее на шесте в убеждении, что, сдувая шкуру с шеста, ветер должен потерять всю свою силу и сойти на нет.

Кой-коин сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд. Во время праздников они поют и посвящают свои песни божествам и духам. Их музыка очень красива, так как этот народ от природы музыкален. В среде кой-коин владение музыкальным инструментом всегда ценилось больше материального богатства. Часто готтентоты поют в четыре голоса, а сопровождает это пение труба.