Историческая проза и поэзия для детей и в детском чтении. Шпаргалки по детской литературе Детская зарубежная литература

Слайд 3

Жанры

Народные предания. Былина и песня. Летописные сказания. Агиографический жанр. Историческая проза.

Слайд 4

Предания

Виды: Исторические (о Жане д’Арк, Иване Грозном). Топонимические – о происхождении названий (названия городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Церковные предания. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому подвергается метафорическим изменениям, иногда искажая смысл события.

Слайд 5

Былины и песни

Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Каждая былина делится на две части: сообразная и типическая

Слайд 6

Летописные сказания

В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в средние века анналами и хрониками. Первая Киевская летопись – «Повесть временных лет». Новгородские - отличались сжатостью слога, Псковские – живо рисуют общественную жизнь, Южнорусские – литературны, местами поэтичны.

Слайд 7

Агиографический жанр

Житие святого – это не столько биография, сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Примеры: «Житие князя Андрея Невского»

Слайд 8

Историческая проза

Л.Н. Гумилёв «От Руси к России» Г.Нарышкин «Каменная летопись – тревога наша» А.П.Гайдар «Военная тайна», «Ракеты и гранаты» Л.А.Кассель «Улица младшего сына» В.Никитин «Песня старорусских партизан» И.Савинова «Ты прости, что опять про войну» Г.Бакланов «Навекидевятнадцатилетние» Рассказы для детей Ишимовой, Платонова, Сиповского

Слайд 9

Об авторе…

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Произведения: Были и небыли. (1977-1980) Роман В списках не значился. (1974) Повесть Вам привет от бабы Леры… (1988) Великолепная шестерка. (1980) Рассказ Ветеран. (1976) Рассказ Вещий Олег. (1996) Ист. роман Встречный бой. (1979)

Слайд 11

Трагические действия повести происходят весной 1942 года в Карелии на мало известном 171-м разъезде в стороне от Мурманской дороги.

Слайд 12

Герои повести

Старшина Васков Ф.Е. – 32 года, комендант разъезда, «пенёк замшелый», хмурый, военный человек. Личная трагедия – жена бросила его после финской войны, умер сынишка Игорь. Младший сержант Осянина М.С. – Строга, мало смеётся, спокойна и рассудительна, гордячка, жила затянутая ремнём, держалась особняком ото всех. Личная трагедия – потеряла любимого мужа в начале войны.

Слайд 13

Комелькова Е. – Высокая, рыжеволосая, белокожая, с детскими большими как блюдце зелёными глазами, остра на язык, артистична, общительная озорная. Личная трагедия – на её глазах, немцами были расстреляны её мама, братишка и сестра. Бричкина Е. – Коренастая, плотная, дочь лесника. Всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Личная трагедия – всё хозяйство было на ней т.к. её мама была тяжело больна, безответная любовь.

Слайд 14

Четвертак Г. – Замухрышка, худющая, востроносая городская пигалица, косички из пакли, грудь плоская как у мальчишки. Личная трагедия – не знала своих родителей, подкинута в дет.дом. Гурвич С. – Была переводчиком в отряде, робкая, городская пигалица, некрасивое лицо, тощие плечики. Личная трагедия – сирота, её родители возможно погибли в Минске.

Слайд 15

Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в её условиях показано на примере героев повести. Тема войныактуальнав любое время.

Слайд 16

Особенности

Внешность и характер героев автор частично взял от одноклассниц, частично от девушек служащих радистами, медсёстрами, разведчицами. В названии использована фигура умолчания, включает не суть происходящего, а душевное состояние и эмоциональное напряжение передаваемое героями.

(тематический план курса)

№ п/п Тема занятия вид занятия кол-во часов
Семестр 1
1. лекция
2. Жанры детского фольклора. семинар
3. лекция
4. семинар
5. Литературная сказка лекция
6. семинар
7. Миф в детском чтении. лекция
8. семинар
9. семинар
10. лекция
11. семинар
12. лекция
13. семинар
14. Историография души. лекция
15. семинар
16. лекция
17. Приключенческий жанр. семинар
зачет
Семестр 2
18. лекция
19. семинар
20. лекция
21. лекция
22. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
23. лекция
24. лекция
25. лекция
26. семинар
27. лекция
28. лекция
29. лекция
30. лекция
31. семинар
32. лекция
33. семинар
34. Периодика и критика лекция
экзамен
лекции
семинары

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Тема 1

Литература:

Тема 2.

Литература:

Тема 3.

Литература:

Сказки А.С. Пушкина.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Тема 4. Миф в детском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 5. Эволюция романтической сказки.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 6. Христианский миф в литературных жанрах.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 8. Историография души.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 9.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 10. Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 11. Научное и художественное знание.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 12. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 13. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 14. Поэзия в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 15. Художественный синтез в литературе для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 16. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 17. Периодика и критика

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Контроль знаний и умений студентов по данной дисциплине осуществляется в виде устных опросов, определяется в ходе выполнения контрольных работ (навык владения ключевыми художественными жанрами: создание литературной сказки, загадки, увлекательного рассказа для детей).

Все это способствует планомерной подготовке к зачету в 1 семестре и экзамену во 2 семестре.

При оценивании уровня знаний студентов преподаватель ориентируется на требования к уровню освоения дисциплины.

К окончанию курса студенты должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

1) иметь представление об основных закономерностях литературного процесса;

2) уметь определять специфику одного из этапов становления отечественной литературы в сравнении с другими;

3) уметь определять специфику тех или иных этапов становления отечественной литературы по сравнению с мировым литературным процессом;

4) уметь использовать аналитический подход к произведению, адресованному ребенку; представить научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками;

5) уметь определять творческие приемы писателя на всех уровнях произведения (от сюжетно-композиционного до языкового);

6) иметь представление о литературе как о виде искусства и критериях художественности;

6) уверенно владеть литературоведческой терминологией и иметь представление об использовании терминологии в условиях современной начальной школы;

7) знать основы стиховедения и уметь применять их в ходе анализа художественных произведений, адресованных детям.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского чтения.

2. Функции детской литературы как искусства слова.

3. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры.

4. Детский фольклор.

5. Народная сказка и миф.

6. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Сказки о животных.

7. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Волшебные сказки.

8. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Бытовые сказки.

9. Миф языческий, античный, христианский в детском чтении и в истории детской литературы.

10. Библия и агиографические жанры в детском чтении.

11. Античный миф в детском чтении.

12. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А,К. Толстой, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой).

13. Жанр литературной сказки. Прозаическая литературная сказка.

14. Стихотворная литературная сказка. В.А. Жуковский – сказочник.

15. Протеизм сказок А.С. Пушкина. «Прототипы» и оригинал.

16. «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: специфика жанра.

17. В.Ф. Одоевский – педагог и писатель.

18. Художественное пространство сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Героя. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи.

19. Сказ в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова.

20. Лирическая поэзия Х1Х века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение.

21. Русские учебники. История и современность.

22. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

23. Поэзия Н.А. Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герой. Особенности стиха.

24. Д.Н. Мамин-Сибиряк – детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры.

25. Приключенческие жанры в детском чтении. Проблематика. Герой. Стиль.

26. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип героя. Особенности сюжетосложения.

27. «Русский Андерсен» - Н.П. Вагнер.

28. Миф в романтических сказках В.М. Гаршина.

29. Малые жанровые формы для детей в творчестве писателей конца Х1Х – начала ХХ века (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн).

30. К.И. Чуковский в истории детской литературы. Протеизм в творчестве К.И. Чуковского и «свой голос».

31. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль «Дневника фокса Микки».

32. С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой.

33. Русская литературная сказка 20-30-х гг. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И. Лагин, В.А. Каверин, В.П. Катаев.

34. Детская поэзия в ХХ в.: основные тенденции развития. Сюжет. Ритмика. Особенности образной речи.

35. «Нонсенс», стилизация и пародия в творчестве обэриутов.

36. История развития научно-художественной книги для детей в ХХ в.

37. Природоведческая книга в ХХ в. Жанр. Повествователь. Сюжет.

38. В.В. Бианки – лирик и энциклопедист.

39. Лирико-философское начало в книгах М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского.

40. Сказ в творчестве П.П. Бажова, Б.В. Шергина, С.Г. Писахова и др.

41. Сюжет, деталь, конфликт в сказках П.П. Бажова. Этнографическое и лирическое.

42. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Проблематика, особенности конфликта, герой, сюжет, композиция.

43. «Мир глазами героя» в малых прозаических жанрах о детях и для детей.

44. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези.

45. Лидия Чарская – сказочница. Принципы организации художественного пространства книги Л. Чарской «Сказки голубой феи».

46. А.М. Горький – детям.


[*] В списке литературы к семинару указаны художественные произведения и исследования по тематике семинара. Художественные произведения читаются полностью, анализируются студентами. Исследования и материала изучаются в соответствии с заданием к семинару. При выполнении заданий необходимо обращаться к базовому учебнику «Детская литература» И.Г. Минераловой с «Практикумом» (см. общий список литературы). В случае необходимости студент обращается к словарным статьям в книгах: Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998; Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЧАСОВ

(тематический план курса)

№ п/п Тема занятия вид занятия кол-во часов
Семестр 1
1. Введение: детская литература как учебная дисциплина. лекция
2. Жанры детского фольклора. семинар
3. Фольклор и детская литература. лекция
4. Народная сказка в детском чтении. семинар
5. Литературная сказка лекция
6. Литературная сказка А.С. Пушкина. семинар
7. Миф в детском чтении. лекция
8. Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей. семинар
9. семинар
10. лекция
11. Христианский миф в детской литературе. семинар
12. лекция
13. Историческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
14. Историография души. лекция
15. Мир глазами героя (автобиографические жанры). семинар
16. Жанры приключенческой литературы для детей. лекция
17. Приключенческий жанр. семинар
зачет
Семестр 2
18. Приключенческая литература и фантастика. лекция
19. «Гарри Поттер» Джоан Роллинг. семинар
20. лекция
21. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. лекция
22. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
23. лекция
24. Стиль перевода и перевоссозданного произведения в детской литературе. лекция
25. лекция
26. Парадокс и нонсенс в детской литературе. семинар
27. лекция
28. Юмористика в детском чтении. лекция
29. лекция
30. лекция
31. Поэзия в круге детского чтения семинар
32. лекция
33. Поэтическая классика в детском чтении. Анализ периодических изданий для детей: печатные и электронные издания. семинар
34. Периодика и критика лекция
экзамен
лекции
семинары

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Указывается тема лекции на 2 часа аудиторных занятий.

Тема 1 . Введение: детская литература как учебная дисциплина.

Определение специфики детской литературы: художественный и педагогический компоненты. Круг детского чтения.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. М., 2002; (базовый)

Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. М., 2001 (базовый)

Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец Х – 1-я половина Х1Х в. М., 1990.

Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. Минск, 1984.

Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997.

Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. М., 1997.

Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998.

Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

Тема 2. Фольклор и детская литература. Жанры детского фольклора. Система жанров детской литературы. Народная сказка.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 2004.

Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

Ильин И. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 1992. № 1. С.3-10.

Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.;Л., 1962.

Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. Главы «Человек», «Пространство», «Время».

Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

Пропп В.Я.Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

Пропп В.Я. Русская сказка(Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 2000.

Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М., 2001 (или другое издание, первая публикация – «Русская мысль», Прага-Берлин, 1923. № 1-2. С. 220-261).

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 1. М. – Л., 1956.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 2. М. – Л., 1957.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 3. М. – Л., 1958.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 4. М. – Л., 1959.

Фольклор как искусство слова. Вып.3. (МГУ). М., 1975.

К лекции прочесть сказки: «Лиса и Петух», «Колобок», «Яичко», «Курочка Ряба», «Марья Моревна»

Тема 3. Литературная сказка. Сказка прозаическая, стихотворная и драматическая.

Литература:

Жуковский В.А. Спящая царевна. Тюльпанное дерево.

Сказки А.С. Пушкина.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Червячок.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Брауде Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» // Известия АН СССР, Серия литературы и языка, т. 36. М., 1977, № 3.

Брауде Л.Ю Традиции Андерсена в сказочной литературе // Детская литература. 1975. М., 1975. С. 144-157.

Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве Антония Погорельского // Проблемы эстетики и творчества романтиков: Межвуз.тематич.сб. Калининского гос.ун-та. Калинин, 1982. С. 42-53.

Леонова Т.Г. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск, 1982.

Лупанова И.П. Иванушка-дурачок в русской литературной сказке ХIХ века // Русская литература и фольклорная традиция: Сб.научных трудов. Волгоград, 1983. С. 16-36.

Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века (история, классификация, поэтика). М., 2001.

Мещерякова М.И. Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.71-75.

Минералова И.Г. Стиль культурной эпохи в сказках Ю. Олеши «Три толстяка» и А. Толстого «Золотой ключик» // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.52-55.

Овчинникова Л.В. Образ детства в отечественной литературной сказке ХХ в.: традиции и жанровый синтез // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 130-135.

Саламова С.А. Поэтика сказки Л. Толстого // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.9-12.

Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1976. С. 169-184.

Тема 4. Миф в детском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Миф – Фольклор – Литература. Л., 1978.

Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология. // Русская литература, 1984, № 3. С. 55-74.

Тема 5. Эволюция романтической сказки.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 6. Христианский миф в литературных жанрах.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Архетип в фольклоре и литературе: Сб.научных статей. Кемерово, 1994.

Лотман Ю.М., Минц З.Г. Литература и мифология // Труды по знаковым системам. Вып. ХIII. Тарту, 1981. С. 33-55.

Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977. С. 23-41.

Тема 7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 8. Историография души.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 9. Жанры приключенческой литературы для детей. Приключенческая литература и фантастика.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 10. Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 11. Научное и художественное знание.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Учебное пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1989.

Тема 12. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 13. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 14. Поэзия в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 15. Художественный синтез в литературе для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 16. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 17. Периодика и критика

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Проблематика семинарских занятий

Если не указано иного, то одно занятие – 2 аудиторных часа.

Семинар 1. Жанры детского фольклора

Цель: изучить жанры детского фольклора.

Что такое «детский фольклор»?

Какие жанры детского фольклора можно перечислить?

Привести примеры жанров детского фольклора, придерживаясь следующего плана:

*назвать жанр;

*перечислить основные жанровые признаки;

*привести примеры произведений этого жанра;

*доказать, что эти произведения относятся к указанному жанру.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы)[*].

Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

Cлайд 1

Исторические жанры в детском и юношеском чтении Исполнитель: Тихонова М.Ю. Студентка 12 р/н группы

Cлайд 3

Жанры Народные предания. Былина и песня. Летописные сказания. Агиографический жанр. Историческая проза.

Cлайд 4

Предания Виды: Исторические (о Жане д’Арк, Иване Грозном). Топонимические – о происхождении названий (названия городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Церковные предания. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому подвергается метафорическим изменениям, иногда искажая смысл события.

Cлайд 5

Былины и песни Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Каждая былина делится на две части: сообразная и типическая

Cлайд 6

Летописные сказания В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в средние века анналами и хрониками. Первая Киевская летопись – «Повесть временных лет». Новгородские - отличались сжатостью слога, Псковские – живо рисуют общественную жизнь, Южнорусские – литературны, местами поэтичны.

Cлайд 7

Агиографический жанр Житие святого – это не столько биография, сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Примеры: «Житие князя Андрея Невского»

Cлайд 8

Историческая проза Л.Н. Гумилёв «От Руси к России» Г.Нарышкин «Каменная летопись – тревога наша» А.П.Гайдар «Военная тайна», «Ракеты и гранаты» Л.А.Кассель «Улица младшего сына» В.Никитин «Песня старорусских партизан» И.Савинова «Ты прости, что опять про войну» Г.Бакланов «Навекидевятнадцатилетние» Рассказы для детей Ишимовой, Платонова, Сиповского

Cлайд 9

Об авторе… Борис Васильев родился 21 мая 1924 года. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Произведения: Были и небыли. (1977-1980) Роман В списках не значился. (1974) Повесть Вам привет от бабы Леры… (1988) Великолепная шестерка. (1980) Рассказ Ветеран. (1976) Рассказ Вещий Олег. (1996) Ист. роман Встречный бой. (1979)

Cлайд 11

Трагические действия повести происходят весной 1942 года в Карелии на мало известном 171-м разъезде в стороне от Мурманской дороги.

Cлайд 12

Герои повести Старшина Васков Ф.Е. – 32 года, комендант разъезда, «пенёк замшелый», хмурый, военный человек. Личная трагедия – жена бросила его после финской войны, умер сынишка Игорь. Младший сержант Осянина М.С. – Строга, мало смеётся, спокойна и рассудительна, гордячка, жила затянутая ремнём, держалась особняком ото всех. Личная трагедия – потеряла любимого мужа в начале войны.

Cлайд 13

Комелькова Е. – Высокая, рыжеволосая, белокожая, с детскими большими как блюдце зелёными глазами, остра на язык, артистична, общительная озорная. Личная трагедия – на её глазах, немцами были расстреляны её мама, братишка и сестра. Бричкина Е. – Коренастая, плотная, дочь лесника. Всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Личная трагедия – всё хозяйство было на ней т.к. её мама была тяжело больна, безответная любовь.

Cлайд 14

Четвертак Г. – Замухрышка, худющая, востроносая городская пигалица, косички из пакли, грудь плоская как у мальчишки. Личная трагедия – не знала своих родителей, подкинута в дет.дом. Гурвич С. – Была переводчиком в отряде, робкая, городская пигалица, некрасивое лицо, тощие плечики. Личная трагедия – сирота, её родители возможно погибли в Минске.

Cлайд 15

Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в её условиях показано на примере героев повести. Тема войны актуальна в любое время.

Cлайд 16

Особенности Внешность и характер героев автор частично взял от одноклассниц, частично от девушек служащих радистами, медсёстрами, разведчицами. В названии использована фигура умолчания, включает не суть происходящего, а душевное состояние и эмоциональное напряжение передаваемое героями.


Предания Виды: Исторические (о Жане д’Арк, Иване Грозном). Топонимические – о происхождении названий (названия городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Церковные предания. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому подвергается метафорическим изменениям, иногда искажая смысл события.


Летописные сказания В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в средние века анналами и хрониками. Первая Киевская летопись – «Повесть временных лет». Новгородские - отличались сжатостью слога, Псковские – живо рисуют общественную жизнь, Южнорусские – литературны, местами поэтичны.


Историческая проза Л.Н. Гумилёв «От Руси к России» Г.Нарышкин «Каменная летопись – тревога наша» А.П.Гайдар «Военная тайна», «Ракеты и гранаты» Л.А.Кассель «Улица младшего сына» В.Никитин «Песня старорусских партизан» И.Савинова «Ты прости, что опять про войну» Г.Бакланов «Навекидевятнадцатилетние» Рассказы для детей Ишимовой, Платонова, Сиповского


Об авторе… Борис Васильев родился 21 мая 1924 года. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Произведения: Были и небыли. (1977-1980) Роман В списках не значился. (1974) Повесть Вам привет от бабы Леры… (1988) Великолепная шестерка. (1980) Рассказ Ветеран. (1976) Рассказ Вещий Олег. (1996) Ист. роман Встречный бой. (1979)


Герои повести Старшина Васков Ф.Е. – 32 года, комендант разъезда, «пенёк замшелый», хмурый, военный человек. Личная трагедия – жена бросила его после финской войны, умер сынишка Игорь. Младший сержант Осянина М.С. – Строга, мало смеётся, спокойна и рассудительна, гордячка, жила затянутая ремнём, держалась особняком ото всех. Личная трагедия – потеряла любимого мужа в начале войны.


Комелькова Е. – Высокая, рыжеволосая, белокожая, с детскими большими как блюдце зелёными глазами, остра на язык, артистична, общительная озорная. Личная трагедия – на её глазах, немцами были расстреляны её мама, братишка и сестра. Бричкина Е. – Коренастая, плотная, дочь лесника. Всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Личная трагедия – всё хозяйство было на ней т.к. её мама была тяжело больна, безответная любовь.


Четвертак Г. – Четвертак Г. – Замухрышка, худющая, востроносая городская пигалица, косички из пакли, грудь плоская как у мальчишки. Личная трагедия – не знала своих родителей, подкинута в дет.дом. Гурвич С. – Была переводчиком в отряде, робкая, городская пигалица, некрасивое лицо, тощие плечики. Личная трагедия – сирота, её родители возможно погибли в Минске.


Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в её условиях показано на примере героев повести. Тема войны актуальна в любое время.


Особенности Внешность и характер героев автор частично взял от одноклассниц, частично от девушек служащих радистами, медсёстрами, разведчицами. В названии использована фигура умолчания, включает не суть происходящего, а душевное состояние и эмоциональное напряжение передаваемое героями.


Задание № 3 Какие виды преданий вы знаете? Первая Киевская летопись? Кто впервые ввёл термин «былина»? Примеры произведений агиографического жанра? Почему «Зори…» являются новаторским произведением в «лейтенантской прозе»? Где происходят действия произведения?

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Вопросы по детской литературе

1. Понятия “детская литература” и “детское чтение”: их взаимосвязь и различие. Специфика детской литературы. Авторская позиция в произведениях детской литературы. Функции детской литературы. Критерии систематики и варианты классификации детской литературы. Понятие о литературном жанре. Ведущие виды и жанры детской литературы.

2. Устное народное творчество для детей и в детском чтении. Детский фольклор в жанровом отношении. Поэтическое своеобразие малых фольклорных жанров.

3. Народная сказка и её жанровая специфика. Разновидности народной сказки и их специфические признаки. Нравственно-этические мотивы сказок. Типологическая общность и национальное своеобразие сказок народов мира. Роль сказочной фантастики в развитии творческого воображения детей.

4.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Место народной сказки в процессе эволюции жанра литературной сказки. Разновидности литературной сказки.

5.Место сказки в эстетике романтизма. Жанр литературной сказки в творчестве зарубежных и отечественных романтиков. Роль западных романтиков (Г.-Х.Андерсена, Э.Т.А.Гофмана, братьев Гримм и др.) в становлении жанра русской литературной сказки. Художественные особенности сказок А.Погорельского, В.Ф.Одоевского.

6.Художественное своеобразие сказок ​А.С.Пушкина. Место фольклорных тем и мотивов в сказках Пушкина. Значение творчества поэта в формировании русской детской литературы.

7.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие новеллы-сказки и её представители.

8.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие повести-сказки и её представители.

9.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Жанр сказочной повести в зарубежной литературе.

10.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие стихотворной сказки и её представители. Развитие жанровой разновидности в России (на примере сказок В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака).

11.Понятие о “сказочном цикле”. Способы и факторы циклообразования литературной сказки.

12.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественные особенности пьесы-сказки: композиция, характер конфликта, система персонажей. Развитие жанровой разновидности в отечественной и зарубежной литературе.

13.Творчество К.И.Чуковского как переводчика, исследователя детской психологии, детского поэта. “Заповеди для детских поэтов” и их отражение в “комическом эпосе” Чуковского.

14.Сказ как жанр. Сказ и сказка: сходство и различие. Место сказа в детской литературе.

15.Жанры научной прозы для детей. Функционально-стилевая специфика и композиционно-смысловая структура учебной книги для детей. Дидактические жанры в России, их этическое и эстетическое значение. Вклад Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского в развитие педагогики, детской литературы и детского чтения.

16.Жанры исторической прозы и поэзии для детей. Функции исторической литературы в детском чтении.

17.Научно-художественная и познавательная литература для детей. Тематический состав, функции, представители.

18.Природоведческая и анималистическая литература в детском чтении. Её идейно-художественное своеобразие, отечественные и зарубежные представители.

19.Автобиографическая литература для детей. Цели и задачи художественной автобиографии о детстве. Специфика героя, степень документального компонента, роль и функции читателя в автобиографической литературе, особенности детского восприятия.

20.Место и функции литературы о социально-обездоленных детях в детском чтении. Особенности раскрытия темы в произведениях русских и зарубежных авторов.

21.Понятие о психологизме в литературе. Психологическая проза для детей. Открытие характера и углубление психологических наблюдений в жанре школьной повести ХХ века.

22.Художественное своеобразие приключенческой литературы для детей. Приключенческие жанры в художественной системе романтизма и неоромантизма и их трансформация в детской литературе. Сюжеты, конфликты и герои приключенческой литературы.

23.Фантастика в детском чтении. Художественная специфика фантастической литературы для детей.

24.Понятие о юморе, иронии и сатире. Место юмора в детской литературе. Сатирико-юмористическая литература для детей, её жанры, цели и задачи, представители.

25.Роль иллюстрации в детской книге. Классика книжной иллюстрации для детей.