Какое время снятие блокады ленинграда. Блокада города Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны (1941)

Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Это День воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года. 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников.

Битва за Ленинград стала одним из важнейших сражений Второй мировой войны и самым продолжительным в годы Великой Отечественной войны. Она стала символом мужества и самоотверженности защитников города. Ни страшный голод, ни холод, ни постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки не смогли сломить волю защитников и жителей блокадного города. Несмотря на ужасные лишения и испытания, которые выпали на долю этих людей, ленинградцы выстояли, спасли свой город от захватчиков. Беспримерный подвиг жителей и защитников города навсегда остался в российской истории символом отваги, стойкости, величия духа и любви к нашей Родине.


Упорная оборона защитников Ленинграда сковала крупные силы германской армии, а также практически все силы финской армии. Это, несомненно, способствовало победам Красной Армии на других участках советско-германского фронта. При этом, даже находясь в блокаде, предприятия Ленинграда не прекращали выпуск продукции военного назначения, которая использовалась не только при обороне самого города, но и вывозилась на «большую землю», где также использовалась против захватчиков.

С первых дней Великой Отечественной войны одним из стратегических направлений согласно планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в перечень важнейших объектов Советского Союза, которые необходимо было захватить. Наступление на город вела отдельная группа армий «Север». Задачами группы армий были захват Прибалтики, портов и баз советского флота на Балтике и Ленинграда.

Уже 10 июля 1941 года немецкие войска начали наступление на Ленинград, захвату которого гитлеровцы придавали важное стратегическое и политическое значение. 12 июля передовые части немцев вышли к Лужскому оборонительному рубежу, где их наступление было задержано советскими войсками на несколько недель. В сражение здесь активно вступили тяжелые танки КВ-1 и КВ-2, которые прибыли на фронт прямо с Кировского завода. Гитлеровским войскам не удалось взять город с ходу. Гитлер был недоволен складывающейся обстановкой, он лично совершил поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата города к сентябрю 1941 года.

Немцы смогли возобновить наступление на Ленинград лишь после перегруппировки войск 8 августа 1941 года с плацдарма, захваченного у Большого Сабска. Несколькими днями позже Лужский оборонительный рубеж был прорван. 15 августа немецкие войска вошли в Новгород, 20 августа захватили Чудово. В конце августа бои шли уже на ближних подступах к городу. 30 августа немцы захватил поселок и станцию Мга, перерезав тем самым железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. 8 сентября гитлеровские войска овладели городом Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под свой контроль исток Невы и полностью блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась блокада города, которая продлилась 872 дня. 8 сентября 1941 года были разорваны все железнодорожные, автомобильные и речные коммуникации. Сообщение с осажденным городом можно было поддерживать только по воздуху и водам Ладожского озера.


Еще 4 сентября город впервые подвергся артиллерийским обстрелам, немецкие батареи вели огонь со стороны оккупированного город Тосно. 8 сентября в первый день начала блокады на город был совершен первый массированный налет немецких бомбардировщиков. В городе вспыхнуло порядка 200 пожаров, один из которых уничтожил крупные Бадаевские продовольственные склады, что только ухудшило положение защитников и населения Ленинграда. В сентябре-октябре 1941 года немецкая авиация совершала в день по несколько налетов на город. Целью бомбардировок было не только помешать работе предприятий города, но и посеять панику среди населения.

Убежденность советского руководства и людей в том, что противнику не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы проводимой эвакуации. В блокированном немецкими и финскими войсками городе оказалось более 2,5 миллионов мирных жителей, в том числе порядка 400 тысяч детей. Продовольственных запасов, чтобы прокормить такое количество людей в городе не было. Поэтому практически сразу же после окружения города пришлось серьезно экономить продовольствие, снижая нормы потребления продуктов и активно развивая использование различных пищевых суррогатов. В разное время блокадный хлеб на 20-50% состоял из целлюлозы. С начала введения в городе карточной системы нормы выдачи продовольствия населению города снижались много раз. Уже в октябре 1941 года жители Ленинграда почувствовали явную нехватку продовольствия, а в декабре в городе начался настоящий голод.

Немцы прекрасно знали о бедственном положении защитников города, о том, что в Ленинграде от голода гибнут женщины, дети и старики. Но именно в этом и заключался их план блокады. Не сумев войти в город с боями, сломив сопротивление его защитников, они решили заморить город голодом и разрушить его интенсивными артиллерийскими обстрелами и бомбардировками. Немцы сделали основную ставку на истощение, которое должно было сломить дух ленинградцев.


В ноябре-декабре 1941 года рабочий в Ленинграде мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики - всего 125 граммов хлеба, знаменитые «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» (строчка из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц). Когда 25 декабря впервые была сделана прибавка хлебного пайка - на 100 граммов рабочим и на 75 граммов остальным категориям жителей, изможденные, истощенные люди испытали хоть какую-то радость в этом аду. Это несущественное изменение норм выдачи хлеба вдохнуло в ленинградцев пусть очень слабую, но надежду на лучшее.

Именно осень и зима 1941-1942 годов были самым страшным временем в истории блокады Ленинграда. Ранняя зима принесла массу проблем и выдалась очень холодной. В городе не работала система отопления, не было горячей воды, чтобы согреться жители жгли книги, мебель, разбирали на дрова деревянные строения. Практически весь городской транспорт встал. Люди тысячами умирали от дистрофии и холода. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Несмотря на страшные испытания, выпавшие на их долю, а помимо голода ленинградцы той зимой страдали от очень сильных морозов (среднемесячная температура января 1942 года была на 10 градусов ниже средних многолетних значений), они продолжали работать. В городе работали административные учреждения, поликлиники, детские сады, типографии, публичные библиотеки, театры, продолжали свою работу ленинградские ученые. Работал и знаменитый Кировский завод, хотя линия фронта проходила от него на расстоянии всего четырех километров. Он ни на один день не прекращал своей работы во время блокады. Работали в городе и 13-14 летние подростки, которые встали к станкам, чтобы заменить ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов судоходство было серьезно осложнено, однако буксиры с баржами все-таки пробивались в город в обход ледяных полей до декабря 1941 года. Какие-то объемы продовольствия удавалось доставлять в город самолетами. Твердый лед на Ладожском озере долго не устанавливался. Лишь 22 ноября началось движение автомобилей по специально построенной ледовой дороге. Эта важная для всего города магистраль получила название «Дорога жизни». В январе 1942 года движение машин по этой дороге было постоянным, при этом немцы обстреливали и бомбили трассу, но у них не получалось остановить движение. Тогда же зимой по «Дороге жизни» из города началась эвакуация населения. Первыми Ленинград покидали женщины, дети, больные и старики. Всего из города удалось эвакуировать порядка одного миллиона человек.

Как позднее отмечал американский политический философ Майкл Уолцер: «В блокадном Ленинграде погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки вместе взятых». За годы блокады, по различным оценкам, погибло от 600 тысяч до 1,5 миллионов мирных жителей. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Лишь 3% из них погибли от артиллерийских обстрелов и бомбежек, 97% стали жертвами голода. Большая часть умерших во время блокады жителей Ленинграда похоронена на Пискарёвском мемориальном кладбище. Площадь кладбища 26 га. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, только на этом кладбище было похоронено примерно 500 тысяч ленинградцев.

Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года. Это произошло 18 января, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов встретились южнее Ладожского озера, пробив коридор шириной 8-11 километров. Всего за 18 дней по берегу озера была сооружена железная дорога протяженностью 36 километров. По ней в осажденный город снова пошли поезда. С февраля по декабрь 1943 года по этой дороге в город прошло 3104 железнодорожных состава. Пробитый по суше коридор улучшил положение защитников и жителей осажденного города, но до полного снятия блокады оставался еще год.

К началу 1944 года немецкие войска создали вокруг города глубокоэшелонированную оборону с многочисленными деревоземляными и железобетонными защитными сооружениями, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. Для того чтобы полностью освободить город на Неве от блокады советское командование сосредоточило крупную группировку войск, организовав наступление силами Ленинградского, Волховского, Прибалтийского фронтов, поддержку им оказывал Краснознаменный Балтийский флот, чья корабельная артиллерия и матросы серьезно помогали защитникам города на протяжении всей блокады.


14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию, основной целью которой был разгром группы армий «Север», освобождение территории Ленинградской области и полное снятие блокады с города. Первыми удар по врагу утром 14 января нанесли части 2-й ударной армии. 15 января из района Пулково в наступление перешла 42-я армия. Преодолевая упорное сопротивление гитлеровцев - 3-го танкового корпуса СС и 50-го армейского корпуса, Красная Армия выбила противника с занимаемых оборонительных рубежей и к 20 января возле Ропши окружила и уничтожила остатки петергофско-стрельненской группировки немцев. В плен удалось взять порядка тысячи солдат и офицеров противника, было захвачено более 250 артиллерийских орудий.

К 20 января войска Волховского фронта освободили от противника Новгород и начали вытеснять немецкие части из района Мги. 2-й Прибалтийский фронт сумел овладеть станцией Насва и захватил участок дороги Новосокольники - Дно, которая являлась основой линией коммуникаций 16-й армии вермахта.

21 января войска Ленинградского фронта начали наступление, главной целью удара был Красногвардейск. 24-26 января советские войска освободили от гитлеровцев Пушкин, отбили Октябрьскую железную дорогу. Освобождение Красногвардейска утром 26 января 1944 года привело к развалу сплошной линии обороны гитлеровских войск. К концу января войска Ленинградского фронта в тесном взаимодействии с войсками Волховского фронта нанесли тяжелое поражение 18-й армии вермахта, продвинувшись вперед на 70-100 километров. Был освобожден ряд важных населенных пунктов, в том числе Красное Село, Ропша, Пушкин, Красногвардейск, Слуцк. Были созданы хорошие предпосылки для дальнейших наступательных операций. Но главное была полностью снята блокада Ленинграда.


Еще 21 января 1944 года А. А. Жданов и Л. А. Говоров, которые уже не сомневались в успехе дальнейшего советского наступления, обратились лично к Сталину с просьбой в связи с полным освобождением города от блокады и от артобстрелов противника разрешить издать и опубликовать приказ войскам фронта, а также в честь одержанной победы произвести в Ленинграде 27 января салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. Вечером 27 января практически все население города вышло на улицы и с ликованием наблюдало за артиллерийским салютом, который возвестил собой очень важное исторические событие в истории всей нашей страны.

Родина по достоинству оценила подвиг защитников Ленинграда. Более 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были представлены к различным орденам и медалям. 226 защитников города стали Героями Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда» было награждено порядка 1,5 миллионов человек. За стойкость, мужество и невиданный героизм в дни блокады город 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город-герой Ленинград».

По материалам из открытых источников

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.

8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады . В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества . Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза . Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет.

Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском»- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.


Первые дни блокады Ленинграда
8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно.


Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней.


Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового «стратегического запаса» не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю.


Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.






Блокада Ленинграда - боль и смерть
Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности.


Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов.


Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.












Жизнь блокадного Ленинграда
Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи.


Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской».


Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!


Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.







Дорога Жизни - пульс осаждённого города
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи.


Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз.


Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.


Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.


Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».
Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города.

В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение.
Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив.


"Тачанка". Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта
Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов.


"Краснофлотская пляска". Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта
Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном.
Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
Прорыв блокады Ленинграда
В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда.


Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.


Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.


«Для того, чтобы тебя не заела совесть, нужно поступать так, как велит честь…»
Эдмунд Бёрк (1729-1797)

Нам кажется, что мы знаем практически всё о Великой Отечественной Войне, ведь о ней написаны тысячи книг, созданы сотни документальных и художественных фильмов, написано множество картин и стихов. Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся.

Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием , которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов , которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения.

Но он утверждает, что блокады Ленинграда (полного окружения города) не было , и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению. Он делает свои выводы, анализируя общедоступную , широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний» … В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова.

К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено . Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы. В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами. Итак, пойдём по порядку.

Загадка первая

Откуда взялся этот термин?

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было . Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было !

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации , определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года: «После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…» (http://lenbat.narod.ru/mga.htm).

На этих картах хорошо показан окружённый район, в котором находился г. Ленинград:

Загадка вторая

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148 478 снарядов . Историки описывают эти события следующим образом: «Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Алексей Кунгуров путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232 000 выстрелов ! Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили .

С другой стороны, многие фотографии блокадного показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными ! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией. Однако, если судить по картам, ссылки на которые приведены выше, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым .

Загадка третья

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом: «Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в , серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему. А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий ! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

Загадка четвёртая

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады . Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх !!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу). Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день ! Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно фото Сталинграда , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

Загадка пятая

Как снабжался Кировский завод?

«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1 , самоходки САУ-152 , к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и ИС-2 (на заднем плане собираются САУ-152) . По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев … Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»

Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машиностроительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение . И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё (металл нужных марок тысячами тонн), комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального.

Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию ! Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства :

«Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов…»

Странная блокада получается : 30 августа 1941 года было прервано железнодорожное сообщение с «большой землёй», а осенью 1941 года на Западный фронт были отправлены «свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения… » Как можно было вывезти из «блокадного» Ленинграда такое колоссальное количество вооружений на Западный фронт, если железнодорожного сообщения уже не было? На плотах и лодках через Ладожское озеро под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии и самолётов, господствовавших в воздухе в то время? Теоретически такое возможно, но практически очень маловероятно…

Снятие блокады города Ленинграда (1944 год)

Битва за Ленинград, продолжавшаяся с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года, самая длительная в ходе Великой Отечественной войны. Она увенчалась блестящей победой советского оружия, продемонстрировала высокий моральный дух советских людей, стала символом мужества и героизма советского народа и его Вооруженных Сил.

Общий ход битвы за Ленинград

Военно-политическое руководство нацистской Германии придавало захвату Ленинграда первостепенное значение. Падение города на Неве привело бы к изоляции северных районов СССР, Советское государство лишилось бы одного из важнейших политических и экономических центров. Высвободившиеся после захвата Ленинграда силы немецкое командование предполагало бросить в наступление на Москву.

В своем стремлении во что бы то ни стало овладеть этим городом нацистское руководство не останавливалось перед применением самых бесчеловечных методов борьбы. Гитлер неоднократно требовал сравнять Ленинград с землей, истребить все его население, задушить голодом, подавить сопротивление защитников массированными воздушными и артиллерийскими ударами.

Битва за Ленинград, продолжавшаяся 900 дней и ночей, включала оборонительные и наступательные операции. Они были проведены в целях обороны города и разгрома немецко-фашистских войск группы армий «Север» и финских войск между Онежским и Ладожским озерами, а также на Карельском перешейке. В битве за Ленинград в разное время участвовали войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов, соединения авиации дальнего действия и Войск ПВО страны, Краснознаменный Балтийский флот, Чудская, Ладожская и Онежская военные флотилии, формирования партизан.

В битве за Ленинград объединились усилия войск фронта и трудящихся города и области. На подступах к городу они создавали узлы сопротивления, строили оборонительные рубежи. Вокруг Ленинграда создавалась система обороны, состоявшая из нескольких поясов. На ближних подступах к городу строились укрепленные районы, создавалась и внутренняя оборона Ленинграда.

По своему военно-стратегическому размаху, привлеченным силам и средствам, напряженности, результатам и военно-политическим последствиям битву за Ленинград можно разделить на следующие этапы.

1-й этап (10 июля - 30 сентября 1941 г.) - оборона на дальних и ближних подступах к Ленинграду. Ленинградская стратегическая оборонительная операция.
Преодолев сопротивление советских войск в Прибалтике, немецко-фашистские войска 10 июля развернули наступление на юго-западных подступах к Ленинграду. С севера в наступление перешли финские войска.

Жаркие бои разгорелись в эти дни на левом фланге Северо-Западного фронта. Враг упорно пробивался к Старой Руссе и Холму. 17 июля противник прорвался к штабу 22-го стрелкового корпуса в районе станции Дно. С ним смело вступили в схватку 20 воинов во главе с заместителем политрука радиороты А.К. Мери. В течение нескольких часов они отражали атаки противника и не дали ему захватить штаб. А.К. Мери несколько раз был ранен, но не оставил поля боя. За проявленный героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

8-10 августа начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник прорвался на левом фланге Лужской линии обороны и 19 августа занял Новгород, 20 августа - Чудово, перерезал шоссе и железную дорогу Москва - Ленинград. К концу сентября на олонецком и петрозаводском направлениях советские войска при поддержке кораблей Ладожской военной флотилии остановили противника на рубеже реки Свирь. С 31 июля противник начал наступление на Карельском перешейке. В конце августа финские войска вышли к линии старой государственной границы. Создалась реальная угроза окружения Ленинграда.
В конце августа противник возобновил наступление вдоль шоссе Москва - Ленинград, 30 августа вышел к Неве и перерезал железные дороги, связывающие Ленинград со страной. Овладев 8 сентября Шлиссельбургом (Петрокрепостью), немецкие войска отрезали Ленинград с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось теперь только по Ладожскому озеру и по воздуху. На следующий день 9 сентября противник начал новое наступление на Ленинград из района западнее Красногвардейска, но в результате упорного сопротивления войск Ленинградского фронта наступление врага, понесшего тяжелые потери, постепенно ослабевало, и к концу сентября фронт на ближайших подступах к городу стабилизировался. План врага по захвату Ленинграда с ходу потерпел крах, а это повлекло за собой и срыв намерений противника повернуть основные силы группы армий «Север» для наступления на Москву.

Важную роль в защите Ленинграда с моря сыграла героическая оборона Моонзундских островов, полуострова Ханко и военно-морской базы Таллина, Ораниенбаумского плацдарма и Кронштадта. Их защитники проявили исключительное мужество и героизм. Так, например, в боях в районе хутора Харку гитлеровцы захватили тяжело раненного разведчика матроса с корабля «Минск» Е.А. Никонова. Гитлеровцы хотели получить от него сведения о численности наших войск, но мужественный моряк отказался отвечать. Фашистские палачи выкололи ему глаза, привязали к дереву и заживо сожгли. Е.А. Никонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно занесен в списки корабля.

2-й этап (октябрь 1941 г. -12 января 1943 г.) - оборонительные боевые действия советских войск. Блокада города Ленинграда.

Советскими войсками неоднократно предпринимались попытки снятия блокады города. В 1941 году ими были проведены Тихвинская оборонительная и наступательная операции, в 1942 году - Любанская и Синявинская операции.

Гитлеровское командование, не сумев реализовать свои планы по захвату Ленинграда с юга, в середине октября 1941 года нанесло удар на Тихвин с целью выйти на р. Свирь, соединиться с финскими войсками и осуществить полную блокаду Ленинграда. Противник 8 ноября захватил Тихвин, перерезав последнюю железную дорогу, по которой к Ладожскому озеру доставлялись грузы, переправляемые водным путем в осажденный город. В середине ноября советские войска перешли в контрнаступление и 9 декабря овладели Тихвином, отбросив врага за р. Волхов.

Сложившаяся обстановка заставила германское командование пересмотреть тактику борьбы за Ленинград. Не сумев взять город штурмом, оно решило добиться своей цели длительной блокадой, сопровождая ее артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха. Еще 21 сентября 1941 года в ставке Гитлера был подготовлен доклад «О блокаде Ленинграда». В нем говорилось о необходимости в ходе блокады сровнять Ленинград с землей, оставить город на зиму без продовольствия, дождаться капитуляции. А тех, кто к весне останется в живых, выгнать из города, сам же город разрушить.

Городской комитет обороны, партийные и советские органы делали все возможное для спасения населения от голода. Помощь Ленинграду осуществлялась по транспортной магистрали через Ладожское озеро, названной Дорогой жизни. Она позволила увеличить продовольственные запасы в городе, несколько повысить продовольственные нормы снабжения населения, подвезти боеприпасы.

Перевозки в периоды навигации осуществляли Ладожская флотилия и Северо-Западное речное пароходство.

Для подачи в город нефтепродуктов с 5 мая по 16 июня 1942 года был проложен трубопровод по дну Ладожского озера, а осенью 1942 года проложен энергетический кабель.
С моря Ленинград прикрывал Балтийский флот. Он активно участвовал в оборонительных и наступательных операциях войск Ленинградского фронта силами своей авиации, корабельной и береговой артиллерии, морской пехоты, а также обеспечивал воинские перевозки по Финскому заливу и Ладожскому озеру. На оккупированной врагом территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей развернули активную борьбу партизаны.

В январе - апреле 1942 года ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, наступая навстречу друг другу, вели упорные бои на любанском, а в августе - октябре на синявинском направлениях в целях прорыва блокады города. Однако из-за недостатка сил и средств операции успеха не имели, но все равно противнику был нанесен серьезный урон в живой силе и боевой технике. Его силы были скованы.

3-й этап (1943 г.) - боевые действия советских войск, прорыв блокады Ленинграда.

В январе 1943 года в целях прорыва блокады города под Ленинградом была проведена стратегическая наступательная операция «Искра». 12 января 1943 года соединения 67-й армии Ленинградского фронта (командующий генерал-полковник Л.А. Говоров), 2-й ударной и части сил 8-й армии Волховского фронта (командующий генерал армии К.А. Мерецков) при поддержке 13-й и 14-й воздушных армий, авиации дальнего действия, артиллерии и авиации Балтийского флота нанесли встречные удары на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином. 18 января они соединились в районах рабочих поселков № 5 и № 1. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 36 километров. По ней пошли поезда в Ленинград.

Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за город на Неве. И хотя он еще оставался фронтовым городом, но план его захвата фашистами был сорван окончательно. Значительно улучшились его снабжение продовольствием, стратегическая обстановка под Ленинградом.

Советские воины в этих боях совершили много героических, бессмертных подвигов. Так, связист 270-го полка 136-й стрелковой дивизии Д.С. Молодцов, наступая вместе со стрелками, добровольно вызвался подползти к вражескому дзоту, прикрывавшему подступы к батарее противника. Выполняя эту задачу, он ценой собственной жизни дал возможность полку захватить тяжелую вражескую батарею. Молодцову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Мужественно воевали минометчики братья Шумовы Александр, Василий, Лука, Иван, Авксентий. Все они удостоены орденов.

Героический подвиг совершил летчик старший лейтенант И.С. Пантелеев. Его самолет, оказывавший помощь наземным войскам в подавлении целей, был подбит и загорелся. Самоотверженный летчик направил свою горящую машину на батарею врага, разбомбил ее, а потом бросил объятый пламенем самолет на немецкую автоколонну.

В летних и осенних боях 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов активными действиями сорвали попытки противника восстановить полную блокаду Ленинграда, проводя немало частных операций. Они способствовали улучшению позиций советских войск. В то же время боевая активность наших войск сковала около 30 вражеских дивизий. Это не позволило противнику перебросить хотя бы одну из них на юг, где, в частности под Курском, фашисты терпели поражение.

4-й этап (январь - февраль 1944 г.) - наступление советских войск на северо-западном направлении, полное снятие блокады Ленинграда.

В ходе данного этапа советские войска провели Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию, в рамках которой войска Ленинградского фронта осуществили Красносельско-Ропшинскую, а Волховского фронта - Новгородско-Лужскую наступательные операции.

14 января 1944 года советские войска перешли в наступление с ораниенбаумского плацдарма на Ропшу, а 15 января - от Ленинграда на Красное Село. 20 января наступавшие войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную группировку противника. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, 16 января - на любанском направлении и 20 января освободили Новгород. К концу января были освобождены города Пушкин, Красногвардейск, Тосно, Любань, Чудово.

27 января 1944 года навсегда останется в памяти ленинградцев, всего нашего народа. Блокада Ленинграда была полностью ликвидирована.

Дата 27 января увековечена в Российской Федерации как День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).

К 15 февраля в результате ожесточенных боев была преодолена оборона противника в районе Луги. После этого Волховский фронт расформировали, а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов, продолжая преследовать противника, к исходу 1 марта вышли к границе Латвийской ССР. В результате Ленинградско-Новгородской операции было нанесено тяжелое поражение группе армий «Север», освобождена почти вся Ленинградская область и часть Калининской, советские войска вступили в пределы Эстонской ССР, были созданы благоприятные условия для разгрома противника в Прибалтике.

Летом 1944 года войска Ленинградского и Карельского фронтов при участии Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий разгромили группировку противника на северном крыле советско-германского фронта, чем был предрешен выход Финляндии из войны, полностью обеспечена безопасность Ленинграда и освобождена большая часть Карело-Финской ССР.

Историческое значение победы в битве за Ленинград

Великая Отечественная война знает немало выдающихся битв и сражений на пути к всемирно-исторической Победе над германским фашизмом и его союзниками. Особое место среди них и в целом в мировой военной истории принадлежит стойкой и героической 900-дневной обороне Ленинграда.

Каково же историческое значение битвы за Ленинград?

Во-первых, оборона блокадного Ленинграда стала символом мужества и героизма советского народа. Защитники и жители города, будучи в блокаде, самоотверженно отражали превосходящие силы немецко-фашистских войск. Несмотря на небывалые трудности и лишения, бесчисленные жертвы и потери, они ни на минуту не сомневались в победе, выстояли и победили, показав при этом образцы стойкости, выдержки и патриотизма. Подобного подвига история войн не знает.

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. Вышел из строя водопровод, было разрушено 78 км канализационной сети. Остановились трамваи, перестали работать коммунальные предприятия. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. С 20 ноября рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, все остальные - по 125 граммов. Хлеб был сырой, состоял на 2/5 из примесей. Начались цинга и дистрофия.

Гитлеровское командование вело варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. За период блокады по городу было выпущено около 150 тыс. снарядов и сброшено свыше 102 тыс. зажигательных и около 5 тыс. фугасных бомб. За сентябрь - ноябрь 1941 года в городе 251 раз объявлялась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артиллерийского обстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов.

Высокую цену заплатили жители города. В суровые дни блокады от артиллерийских обстрелов и бомбардировок, голода и холода погибли 641803 человека. Многие из них похоронены в братских могилах Пискаревского кладбища.

Сотни тысяч советских воинов сложили головы в битве за Ленинград. Безвозвратные потери составили 979 254 чел., санитарные - 1947770 чел.

Во-вторых, битва за Ленинград имела большое военно-стратегическое значение. Она оказала влияние на ход боевых действий на других направлениях советско-германского фронта. Крупные силы немецко-фашистских войск и вся финская армия были втянуты в сражения на Северо-западе. Если в июне 1942 года в составе группы армий «Север» было 34 дивизии, то в октябре - уже 44. Гитлеровское командование по причине активности советских войск не могло перебрасывать из-под Ленинграда крупные силы на другие участки фронта (под Москву, Сталинград, Северный Кавказ, Курск), когда там происходили крупномасштабные боевые действия. С окончанием битвы за Ленинград высвободилось значительное количество войск Ленинградского и Карельского фронтов, которые Ставка ВГК использовала на других стратегических направлениях.

В-третьих, в ходе битвы за Ленинград дальнейшее развитие получило советское военное искусство. Впервые в истории современных войн здесь был осуществлен разгром противника, блокировавшего длительное время крупнейший город, ударом извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. Наступление, проведенное по такому плану, было всесторонне подготовлено и успешно завершено.

Победа была достигнута усилиями всех видов и родов войск при активном содействии партизан. Ставка ВГК направляла и координировала действия фронтов, флота, армии ПВО, флотилий и ВВС. Умелый выбор основных направлений действий войск, своевременная постановка им боевых задач, усиление фронтов в соответствии с этими задачами, оперативное перенацеливание войск в ходе операций имели большое значение для успешного исхода битвы.

На оборонительном этапе битвы блокированный с суши район расположения советских войск (с Ленинградом в центре) представлял собой единую систему позиций и рубежей, что расширяло возможности маневра силами и средствами для сосредоточения их на угрожаемых направлениях. На Ленинградском фронте в сентябре 1941 года одной из первых в войне была осуществлена эффективная артиллерийская контрподготовка по противнику, изготовившемуся к штурму города.

Прорыв блокады осуществлялся нанесением встречных ударов группировками двух фронтов. В ходе наступательных операций советское военное искусство обогатилось опытом преодоления сильно укрепленной обороны противника в лесисто-болотистой местности. Значительное развитие получила тактика наступательных действий мелких стрелковых и танковых подразделений. Их действия отличались самостоятельностью в боях за отдельные пункты, переправы и через водные преграды. Эффективная контрбатарейная борьба, в которой принимали участие ВВС фронта и флота, явилась примером умелого противодействия осадной артиллерии противника в условиях блокады.

В-четвертых, битва за Ленинград явилась большим военно-политическим событием и по своей значимости далеко вышла за пределы Советского Союза. Она была высоко оценена нашими союзниками. Президент США Ф. Рузвельт в грамоте, направленной Ленинграду, писал: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и неслыханные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии».

В-пятых, битва за Ленинград продемонстрировала великую силу морально-политического единства советского общества, дружбы народов нашей Родины. Под Ленинградом сражались представители всех национальностей Советского Союза, проявившие беспримерную храбрость и массовый героизм. Именно под Ленинградом зародилось массовое снайперское движение. В феврале 1942 года 10 лучшим снайперам Ленинградского фронта присвоено звание Героя Советского Союза, а 130 были награждены орденами и медалями.

Оборона Ленинграда имела всенародный характер, выразившийся в тесной сплоченности войск и населения под руководством городского комитета обороны, возглавившего в период блокады политическую, военную и хозяйственную жизнь города. По инициативе партийных организаций в июле-сентябре 1941 г. в городе было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.

Родина высоко оценила подвиг защитников Ленинграда. Многие части и соединения были преобразованы в гвардейские, награждены орденами, получили почетные наименования Ленинградских. За мужество, отвагу и героизм свыше 350 тыс. воинов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 млн. человек. 26 января 1945 года Ленинград награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года городу-герою Ленинграду вручена медаль «Золотая Звезда».

В-шестых, победу в битве за Ленинград удалось одержать благодаря героическому подвигу тружеников тыла. Военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера и названная Дорогой жизни, не имела аналогов в мировой истории. Только в первую блокадную зиму 1941 - 1942 г. по ней было доставлено более 360 тыс. тонн грузов, в том числе около 32 тыс. тонн боеприпасов и взрывчатки, около 35 тыс. тонн горючего и смазочных материалов. Из города было вывезено около 550 тыс. человек, около 3,7 тыс. вагонов оборудования, культурных ценностей и другого имущества. За весь период действия по Дороге жизни перевезено 1615 тыс. тонн грузов, эвакуировано около 1376 тыс. человек.

Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. За период блокады было отремонтировано и построено 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолетов, тысячи орудий, много боевых кораблей, изготовлено 225 тыс. автоматов, 12 тыс. минометов, около 10 млн. снарядов и мин.

Следует особо подчеркнуть важную роль культурно-просветительной работы в период блокады, в которой активно участвовали деятели культуры и искусства. Она поднимала моральный дух блокадников, воспитывала мужество, развивала жгучую ненависть к фашистским захватчикам, вдохновляла на стойкое преодоление трудностей и опасностей, вселяла уверенность в победе.

В настоящее время по-прежнему предпринимаются попытки извратить, в ложном свете представить героическую оборону Ленинграда. Утверждается, например, что его оборона якобы не имела военного значения. Поэтому гибель многих тысяч людей была напрасной. Надо было просто сдать фашистам город. И он, мол, остался бы целым, как Париж, Брюссель, Гаага и другие столицы многих европейских стран. Эта беспардонная ложь продиктована политической конъюнктурой, умышленной фальсификацией военной истории. Она направлена на то, чтобы снять с фашистов вину за гибель людей.

Почти 66 лет минуло со дня знаменательной победы в битве за Ленинград. Но и поныне подвиг ленинградцев, воинов армии и флота, отстоявших нашу северную столицу, олицетворяет воинскую славу России. Он служит для нынешних поколений примером верности патриотическому и воинскому долгу, мужества и отваги в защите свободы и независимости Отечества.

Перед занятием поданной теме и в ходе его проведения желательно посетить музей воинской части, пригласить для выступлений ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ленинградцев-блокадников.

Во вступительном слове целесообразно подчеркнуть, что Ленинградская битва - это достойный вклад в сокровищницу воинской славы России, и она навсегда сохранится в военной истории нашего народа как символ мужества, стойкости и самоотверженной защиты своего Отечества.

При освещении первого вопроса необходимо, используя карту, показать расположение и соотношение сил противоборствующих сторон в разных этапах битвы, подробно рассказать о подвигах, привести примеры мужества и героизма советских воинов.

В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо объективно показать место и роль Ленинградской битвы в отечественной историографии, привести статистические данные, свидетельствующие о цене победы.

Рассмотрение вопросов пройдет намного интереснее, если рассказ будет сопровожден показом фрагментов документальных и художественных кинофильмов о Ленинградской битве, прослушиванием фрагментов знаменитой Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, зачитыванием отрывков из произведений поэтесс Ольги Бергольц и Анны Ахматовой.

В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей.

1. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. - М., 1984.

2. Военная энциклопедия. В 8 т. Т. 1. - М., 1997.

3. Петров Б. Бессмертный подвиг защитников Ленинграда. // Ориентир. - 2004. - № 1.

4. Стрельников В. Вехи Великой Победы (к 65-летию снятия блокады Ленинграда). // Ориентир. - 2008. - № 12.

Подполковник
Дмитрий САМОСВАТ.
кандидат педагогических наук,Подполковник
Алексей КУРШЕВ