Камиль коро и жан франсуа милле в гмии. Камиль Коро – переходный период в живописи (от старого к новому) Биография Камиля Коро

КАМИЛЬ КОРО

Французский критик Эдмон Абу писал в 1855 году: «Месье Коро – единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать идею в пейзаже. Он преображает все, к чему притрагивается; он овладевает всем, он никогда не копирует и даже, когда он пишет с натуры, – он творит.

Претворяясь в его воображении, предметы облекаются в обобщенную прелестную форму; цвета смягчаются и растворяются; все становится светлым, юным, гармоничным. Коро – поэт пейзажа».

Жан-Батист Камиль Коро родился 17 июля 1796 года в Париже в семье Жака Луи Коро и Марии Франсуазы Коро (в девичестве Оберсон). В семь лет мальчика отдали в пансион к учителю Летеллье, где он пробыл до 1807 года. В одиннадцать его отправили в Руан, где отец получил для него право на стипендию в коллеже.

В девятнадцать лет Коро пришлось поступить приказчиком к торговцу сукном Ратье. Но Камиль не умел сбывать лежалый товар и продавал новинки в убыток. Ратье перевел его в разносчики товаров. Но и здесь им были недовольны из-за его рассеянности.

Наконец, когда Коро было уже 26 лет, он решился сказать отцу с непререкаемой твердостью: «Я хочу стать художником». Отец вдруг согласился: «Ладно, пусть будет по-твоему. Я хотел приобрести для тебя пай в торговом деле – тем лучше – деньги останутся при мне».

Камиль поступает работать в мастерскую Мишаллона. После его смерти в 1822 году Коро перешел в мастерскую Виктора Бертена – прежнего учителя Мишаллона. Но и здесь Коро мало чему научился.

В 1825 году Камиль отправился в Италию. Пребывание в Риме стало годами его учения и началом самостоятельного творчества. Исполненные в Италии пейзажи Рима: «Вид Форума у сада Фарнезе» (1826), «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826), «Санта Тринита деи Монти» (1826–1828) – дышат свежестью восприятия, прекрасны природа и архитектура Италии. Картины эти, скорее, напоминают этюды. Именно здесь Коро понял, что «все написанное с первого раза более искренне и красиво по форме». В Италии он научился ценить превыше всего первое мимолетное впечатление от любого уголка природы. Пейзажи «Римская Кампанья» (1825–1826) и «Чивитта Кастеллана» (1826–1827), как и другие итальянские этюды, замечательны крепким чувством формы, своей прекрасной построенностью.

В 1827 году художник послал один из пейзажей – «Мост Августа в Нарни» – в парижский Салон. Со своего дебюта вплоть до последних дней Коро ни разу не пропустил ни одной из парижских выставок. Он очень дорожил этими ежегодными встречами, которых так боятся многие художники; даже умирая, он оставил две картины для следующей выставки как трогательное и торжественное доказательство своей верности.

Коро приезжал в Италию еще два раза: в 1834 году и через десятилетие – в 1843 году. Поездки эти были связаны с желанием познакомиться с новыми областями страны и написать пейзажи в различных краях Италии: в Тоскане, в Венеции, в Милане и еще раз в Риме. Манера Коро изменилась, он писал теперь светлыми тонами, но у него остались те же ясная форма, простота композиций.

К 1835 году Коро объездил почти всю Францию и потом регулярно, каждый год, путешествовал по родной стране. Особенно он любил глухую и тихую провинцию: «После моих прогулок я на несколько дней приглашаю к себе в гости Природу; и вот тут-то и начинается мое безумие: с кистью в руках я ищу орешки в лесах моей мастерской, я слышу, как поют птицы, как трепещет от ветра листва, вижу, как струятся ручейки и реки; даже солнце восходит и закатывается у меня в мастерской».

Художник пишет целый ряд картин, признанных теперь шедеврами: «Вид Руана», «Старинный рыбачий порт Гонфлер», «Собор в Шартре» (1830) «Сена. Набережная Орфевр» (1833), «Рыбачьи лодки в Трувиле» (1835), серию видов Авиньона.

В этих произведениях Коро отошел от коричневой гаммы своих первых этюдов, написанных в Фонтенбло. К. Моклер пишет: «…При помощи черных, белых и серых цветов и их бесконечных оттенков он писал природу так, что все его произведения сохранили свежесть, в то время как соусы и рагу его современников поблекли и почернели».

После Салона 1835 года один из критиков предсказывает, что имя Коро станет прославленным среди художников французской школы, если он не уклонится с намеченного пути.

В следующем году в журнале «Артист» появляется статья по поводу Коро в Салоне 1836 года: «Мсье Коро не примыкает ни к классической школе пейзажа, ни к школе англо-французской; еще менее к школе, следующей фламандским мастерам. Он словно имеет свои глубоко личные убеждения о пейзажной живописи, и мы далеки от того, чтобы влиять на него в смысле отказа от его убежденности: ведь оригинальность не часто встречается у нас».

Писатель Теофиль Готье с Салона 1839 года дал такой отзыв о Коро:

«Все его пейзажи похожи один на другой, однако никто его за это не упрекает.

Все любят эту зелень Элизиума, сумеречное небо, это воплощение античной Темпы, долины древних богов, где с отблеском зари на челе, подошвами утопая в росах, блуждает вдохновенная греза художника-поэта. Картины Коро подернуты серебристой дымкой, словно утренний беловатый туман стелется по лужайке. Все зыблется, все плывет в таинственном свете: деревья рисуются серыми массами, где не различить листьев и сучков, но от деревьев Коро веет свежестью ветра и жизнью».

Но до победы еще далеко. В Салоне 1840 года Коро выставлял «Монаха», «Бегство в Египет» и пейзаж, известный как «Пастушок». Эта выставка была решающей в его карьере. Критика смягчилась: картины были извлечены из катакомб. Готье, Планш и Жанен поместили хвалебные отзывы в прессе. За «Пастушка» Коро получил 1500 франков и высказал пожелание, чтобы эта вещь была передана Руанскому музею. Но отец Коро по-прежнему был искренне убежден в том, что его сын только «забавляется» живописью.

Справедливости ради надо сказать, что «салонные» картины Коро, и в особенности «исторические» и «мифологические» пейзажи, – наиболее слабая часть его творчества, однако и они свидетельствуют об оригинальном таланте. Несомненной удачей Коро в «мифологическом» жанре была картина «Гомер и пастухи», выставленная в Салоне 1845 года, ее отметил Ш. Бодлер.

В Салоне 1846 года художник выставляет единственную картину этого года, которая называлась «Лес в Фонтенбло». Популярность Коро растет. Бодлер и Шанфлери поддерживают его в прессе.

В 1846 году Коро получил орден Почетного легиона. Только тогда его семья, четверть века игнорировавшая его работу, начала что-то понимать. Отец говорил, что пора давать Камилю побольше денег, а Камиль уже стал седеть!

После революции демократические художественные круги привлекают Коро к устройству Салона 1848 года. Признание его художниками выражается также и в том, что Коро был выбран членом демократического жюри Салона. В 1849 году известный теоретик реализма Ж. Шанфлери писал: «Молодость чтит его. Имя Коро популярно и в наши дни, это тем более странно, что Коро единственный великий французский пейзажист». Но это совсем не означало ни славы, ни заказов. Картины Коро по-прежнему никто не покупал.

«С пятидесятых годов, помимо "исторических" и "мифологических" картин, Коро изредка писал для Салона и пейзажи Франции, – отмечает Е.М. Гайдукевич. – Для таких пейзажей Коро задолго до импрессионистов применял метод многократных этюдов. Смысл его в том, чтобы писать один и тот же мотив при различной погоде, в разное время дня и т.д.»

В великолепной серии этюдов порта Ла-Рошель Коро намного опередил свое время. Один из них – «Вход в порт Ла-Рошель», по свидетельству его учеников Бризара и Комера, Коро писал 10–12 дней в одни и те же часы. На старых башнях, стоящих у входа в бухту, уловлен тончайший световой эффект – косые лучи солнца окрашивают серый камень всеми оттенками лилового, палевого и желтого. Мазки жидкой и прозрачной краски, которыми написаны свет и тени, становятся густыми и плотными, когда художник пишет почву и здания В картине «Порт Ла-Рошель», написанной для Салона 1852 года, художник стремился передать настроение, близкое безмятежности и ясности Лоррена, которого очень любил. Он старается поэтому избавиться от всего преходящего, изменчивого в природе. В картине нет того, что ему так удавалось в этюдах – трепещущего света, движения облаков и скользящих теней. Все как бы застыло. Для того чтобы запечатлеть некую «вечно прекрасную и неизменную природу», как того требовали по его представлению картины, удостоенные выставок, Коро изменял и живописную технику: более тщательно выписывал детали, сглаживал поверхность лессировками.

В шестидесятые годы Коро создает ряд глубоко поэтичных произведений: «Воспоминание о Мортефонтене», «Утро», замечательную серию пейзажей Манта. В лучших своих работах художник тонко передает различное состояние природы: бурную и ветреную погоду («Порыв ветра», середина 1860-х – начало 1870-х годов), просветление после дождя («Воз сена», 1860-е годы), холодный и пасмурный день («Колокольня в Аржантее», 1858–1860), теплый и тихий вечер («Вечер», 1860).

Художник никогда не гонялся за новизной мотивов, утверждая, что «пейзажист мог бы писать шедевры, не покидая холмов Монмартра». «Ведь в природе, – говорил Коро, – не бывает двух одинаковых минут, она всегда изменчива, соответственно с временами года, со светом, с часом дня».

К художнику приходит успех, и, наконец, его картины стали покупать, причем так активно, что Коро едва успевал их копировать. Неудивительно, что композиции стали повторяться и становились неким штампом.

Работы Коро семидесятых годов, такие как «Мост в Манте» (1868–1870), «Облака над Па-де-Кале» (1870), «Башня в Дуэ» (1871), свидетельствуют о попытках работать в старой манере и одновременно обращаться к новым темам и их новой живописной интерпретации, близкой поискам импрессионистов.

Как портретист Коро был «открыт» только после смерти. Бернхейм де Виллер подсчитал, что Коро написал 323 картины с фигурами. Художнику позировали преимущественно его друзья и родственники.

Е.Д. Федотова пишет: «В своих лучших портретах ("Девушка, расчесывающая волосы", 1860–1865; "Женщина с жемчужиной", 1869; "Читающая пастушка", 1855–1865; "Клер Сеннегон", 1840; "Дама в голубом", 1874), как и в пейзажах, Коро создает образы юных француженок, покоряющих жизненностью, и некие образы, навеянные классическими прототипами, в которых тонко соединяются черты натуры и идеала. Образ "Женщина с жемчужиной" рождает ассоциацию с женскими типами Рафаэля, а Клер Сеннегон – с моделями Энгра. Но идеальные образы муз в картинах "Трагедия" (около 1860) и "Комедия" (около 1860), напротив, передают впечатления от реальной натуры. Реальность и мечта о возвышенном в человеке и природе всегда существуют в искусстве Коро как две грани поэтического воображения художника».

«Слава и деньги не изменили его привычек, но позволили ему помогать нуждающимся коллегам и всем, кто к нему обращался, – рассказывает Е.М. Гайдукевич. – Он участвовал в благотворительных выставках, содержал ясли для сирот, помогал молодым живописцам. Очень тактично и просто Коро помог своему другу – замечательному французскому художнику Оноре Домье. Старый, полуслепой, без средств, Домье скитался по плохим квартирам, часто должая владельцам. Коро купил небольшой дом, где Домье снимал угол, и подарил ему купчую. Вдове художника Франсуа Милле, которая воспитывала девять детей, он платил небольшую ренту. Однако многие злоупотребляли его добротой. Коро не только разрешал копировать свои картины, но очень часто поправлял неудачные этюды и даже подписывал, чтобы их мог продать нуждающийся коллега. Его авторские реплики поздних салонных картин стали определенным штампом, порождая большое количество имитаций и подделок. Еще при жизни художника многие специализировались на подделках Коро, сбывая их главным образом за границу. Некто Жуссом, более алчный, чем проницательный, собрал – вместо подлинных – 2414 поддельных работ Коро. Но и этот знаменитый анекдот меркнет по сравнению с тем фактом, что из 2000 работ, написанных Коро, 3000 находятся в Америке».

Жан Батист Камиль Коро (1796-1875) - французский художник, очень тонкий колорист. На его романтичных картинах применяются оттенки тона в пределах одного цвета. Это позволяло ему добиться едва уловимых цветовых переходов, показывая богатство колорита.

«Портрет женщины с жемчужиной» (1868-1870), Лувр

Это камерное произведение, для которого Камиль Коро за образец взял «Портрет Моны Лизы» и работы Яна Вермеера. Его модель Берта Гольдшмидт одета в одно из которые Коро привез из своих путешествий. Она не привлекает ни яркостью красок, ни роскошью самой одежды. Ничто не отвлекает взгляд от ее лица. Таким образом художник старается выстроить контакт со зрителем. Легчайшая вуаль прикрывает лоб молодой женщины, которая серьезно смотрит с портрета. Ее красивые губы даже не улыбаются, настолько она погружена в созерцание того, кто остановится перед картиной. Это прием Леонардо. Но великий итальянец рассчитал свою «Мону Лизу» по всем законам математики.

Камиль Коро не сумел добиться, а может быть, не старался, многократного повторения кругов, как на портрете Леонардо. Здесь присутствуют только два круга - голова молодой женщины и ее сложенные руки. Вместе это задает определенный ритм. Как и у Леонардо, у модели простая прическа - волосы свободно спускаются по плечам, оттуда же и вуаль, и почти полное отсутствие украшений. Пейзажа нет. Молодая женщина выступает как светлый лучик из неопределенного туманного фона, на котором (снова вернемся к работе Леонардо) тени сгущаются в нижней части картины. Сам же костюм и диапазон цветов приводят нас к Рафаэлю, а использованный жемчуг заставляет вспоминать Вермеера. И все же портрет поэтичен, хоть и не самостоятелен.

«Воспоминания о Мортфонтене»

Это шедевр, который Камиль Коро написал маслом на холсте в 1864 году. Молодая женщина с детьми наслаждается спокойствием на берегу озера. Это самое поэтичное произведение опытного мастера. Его картина несет отпечаток идеализированного мира и в то же время не уводит от реальности. Реалистические наклонности молодого Коро совместились с романтическими элементами и перекинули мостик между реализмом и развивающимся движением импрессионистов. В этом пейзаже с озером привлекают прежде всего не детали, а игра света и приглушенная палитра, гораздо менее яркая, чем у импрессионистов. Нечеткие, размытые детали позволяют вспомнить о старых фотографиях, которые коллекционировал художник.

Мортфонтен - это небольшая деревня в департаменте Уаз на севере Франции. Ранее, в 50-х годах, Камиль Коро посещал эти места, чтобы изучать отражения света в воде. И в «Воспоминаниях» он не воспроизводит детально пейзаж, а именно вспоминает эту полную поэзии и безмятежности обстановку, обобщая свои впечатления. Как говорил сам художник, «Красота в искусстве купается в истине, которую я получаю от природы. Я всегда стремлюсь изобразить определенное место, не утеряв первоначальной свежести чувства, которое овладело мной». Аура спокойствия, туманная атмосфера, которая охватывает весь холст, заставляет предположить, что перед нами раннее утро. Зеленовато-коричневатая тональность пейзажа дополняет цвета неба и воды, придавая пейзажу некую таинственность и особую тишину, в которой слышен каждый шорох и которую саму можно завороженно слушать. Слева помещены девушка с двумя детьми, чьи фигуры особенно четко выделяются на фоне засыхающего дерева, на котором почти не осталось живых ветвей. В этой точке картины применен характерный для Коро прием - появилось одно яркое пятнышко.

«Мост в Монте» (1868-1870)

Жан Батист Камиль Коро ездит по родным местам и переносит многие из них на полотно. За свою жизнь художник написал около трех тысяч произведений.

«Мост в Монте» - один из самых известных его пейзажей. Чтобы нарисовать этот пейзаж, Коро остановился на острове, с которого хорошо просматривались строгие геометрические линии моста, которые составляют контраст с кривыми стволами деревьев первого плана.

«Портрет дамы в голубом» (1874)

Это позднее произведение Коро находится в экспозиции Лувра. На полотне, стоя спиной и полуобернувшись к зрителю, в непринужденной позе находится модель с обнаженными руками.

Как синий гиацинт, она выделяется на желтоватом фоне. Ничто не отвлекает от нее внимания зрителя. Дега ценил портреты Коро более, чем пейзажи. Под влиянием его портретов находились также Ван Гог, Сезанн, Гоген, а позже и Пикассо.

Жан Батист Камиль Коро: произведения

Этот художник появился в то время, когда классический академизм уже уходил, а новое направление в искусстве еще не сформировалось. Поэтому его произведения и являются в истории живописи, что нисколько не умаляет творчество этого живописца. Он сам ищет новые пути. Особенно это видно, потому что он работает в основном на пленэре и цветовую гамму строит в пределах одного цвета, что было видно по представленным выше репродукциям. Его тонкие полутона (валёры) связывают все окружающее пространство. Именно на них строится единство мира и человека. Описание картин Камиля Коро дается в тесте статьи.

Камиль Коро (Camille Corot) – французский художник, эскизы которого ценятся почти наравне с законченными картинами. Как и многих других живописцев XIX века, его привлекали пейзажи. В творчестве мастера этот жанр представлен как историческими, так и более лирическими, вдохновенными и отстранёнными от реальности полотнами. Подход Коро к творчеству – это переосмысление цветовых градаций и пристальное внимание к изображению светотени.

У Камиля Коро было несколько учителей: он побывал в мастерских Мишаллона и Бертена. Считается, что на его становление как художника оказали влияние Гварди, Лоррен и Каналетто. Но путешествия живописца в Италию, Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Бургундию и другие места, видимо, сыграли куда более важную роль. Коро – не колорист. Но каждая его работа богата удивительным спектром валёров – оттенков тона. Художник находил десятки вариантов жемчужного, серебристого и перламутрового цветов.

Коро не выделял для себя конкретного состояния природы и обращался к разным её проявлениям: в его творчестве ветер, дождь, тучи и солнечные лучи обладают особым настроением. Романтизм на его полотнах перекликался с реализмом, что вдохновляло будущих импрессионистов. Так, о его работах с восхищением отзывался известный импрессионист . Но работы самого Коро к этому течению не относятся: природа в них не кричит, не буйствует красками и не стремится покорить зрителя мимолётными всплесками эмоций, яркими впечатлениями и пятнами света. Она более спокойная, но живая, причём предстаёт перед зрителем в состоянии, длящемся некоторый промежуток времени.

Камиль Коро берёг свои воспоминания. Если он однажды видел нечто прекрасное и в полной мере это чувствовал, то эти эмоции не терялись во времени, а сохранялись до особого момента. Когда же он наступал, художник переносил на холст пережитые чувства, настоявшиеся и налившиеся, как спелые яблоки на ветке.



Одна из его известных работ - «Воспоминание о Мортфонтене» (1864 год). Она очаровывает зрителя, увлекая его в лёгкий и безмятежный эпизод из жизни Коро. Краски на холсте не только передают игру солнечного света, но и запечатлевают детский смех, тихий весёлый плеск воды у берега, шорох листвы, которой играет ветерок.

Из мифических картин Коро стоит отметить работу «Орфей, выводящий Эвридику из царства мертвых».



Каждое деревце, каждый блик света на полотне дышит искренностью. Кажется, будто Коро сам переживает эмоции своих персонажей. Зелёные оттенки добавляют картине жизни, таинственной и пленительной. Но на ней присутствует и напряжение, ведь запечатленная сцена - это момент, когда решалась судьба двух влюблённых.

Жан Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) — знаменитый французский художник . Известен как великий пейзажист эпохи романтизма. Особое внимание уделял валёру. Валёр — оттенки цвета, которые достигаются при помощи определённой техники и создающие эффект глубины и характера световоздушной среды. Особая техника написания пейзажей, в которой больший акцент делается именно на еле уловимых тонах атмосферы и воздушной среды, оказала большое влияние на импрессионистов.

Родился 17 июля 1796 года в Париже. Известно, что первые уроки живописи получил у художника Мишалона и Бертена. Исследователи искусства Коро отмечают, что Жан Батист уделял особое внимание живописи таких художников, как Каналетто, Гварди и Лоррен, некоторые черты их живописи заметны и в живописи Камиля Коро. Однако искусство этого французского художника по-своему оригинально и неповторимо. У него был свой собственный стиль, который и сделал его по-настоящему известным на долгие столетия. Многие картины Коро, как пейзажи, так и портреты, передают осеннее настроение с оттенками грусти и философской тишины, умиротворения.

Художник-пейзажист Жан Батист Камиль Коро часто путешествовал по миру, где черпал вдохновение и находил красивые виды для своих работ. Очень часто бывал в Италии, Швейцарии, много путешествовал по Франции, а также ездил в такие страны, как Бельгия, Англия, Нидерланды. Большая часть картин Коро — это пейзажи. Помимо пейзажей, также прославился благодаря своим портретам. Самыми известными портретами данного автора являются «Женщина в розовой юбке», «Прерванное чтение», «Цыганка с мандолиной», «Дама в голубом» и другие.

За свою жизнь Жан Батист Камиль Коро написал более 3000 картин и несколько десятков офортов. Великий художник умер 22 февраля 1875 года во Франции. В настоящее время его работы хранятся в таких крупных музеях, как: Лувр в Париже, Художественный институт в Чикаго, Музей искусств в Сан-Паулу, Музей искусств в Cент-Луисе, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей Метрополитен, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, ГМИИ им. А. Пушкина в Москве и др.

Хотите устроиться на работу по специальности? На сайте школы английского языка New Way вы можете ознакомиться с

Самый непохожий, самый неповторимый, самый самобытный - критика никогда не скупилась на восторженные эпитеты в адрес французского романтика, который расширил границы жанра и внес в него нечто такое, что послужило вдохновением для импрессионистов второй половины XIX века.

Коро стал художником "внезапно". С детства этот рассеянный и молчаливый сын зажиточного торговца особых проблем родителям не доставлял. Учился в частном пансионе, затем был отправлен в Руан, где постигал азы торгового дела. Учился без удовольствия, но успевал по всем предметам.

Уже первый опыт работы в лавке торговца сукном был печальным. Камиль не умел продавать залежалый товар, а новый и качественный товар отдавал с большой скидкой всякому, кто эту скидку у него просил. Хозяин лавки отослал его в семью с письмом, в котором с прискорбием сообщал родителю, что его сын для коммерции непригоден. Отец и не думал огорчаться, списывая все неудачи своего отпрыска на молодость и неопытность.

Внезапное заявление Камиля о том, что он больше не хочет заниматься коммерцией и хочет стать художником, также не выбило отца из колеи. Он лишь порадовался, что больше тратить денег на сына он не будет.

Несколько лет в подмастерьях у известных мастеров живописи мало чему научили начинающего художника. Куда больше он почерпнул во время поездки по . Из поездки Коро привозит несколько этюдов, которые получили хорошие отзывы коллег. После Италии художник путешествует по родной стране, создавая один шедевр за другим. Своей плодовитостью и скоростью, с которой мастер выдавал все новые картины, художник напоминал голландских мастеров XVII века.

Наследие Коро - это целая галерея портретов, несколько работ на мифологические и аллегорические сюжеты и неисчислимые пейзажи, получившие наивысшее признание в художественном мире.

Мастер считал, что только то, что написано с натуры с первого раза - есть самое искреннее и талантливое. Этюдность его полотен, некоторая незаконченность, поначалу вызывали недоумение, но скоро критика смирилась и с этим. Наряду с незаконченностью, в работах Коро восхищало умение "схватить" главное, избежать статичности и привнеси в пейзаж нечто большее. Играя на полутонах, любя туманы, дымку, нечеткие формы, художник сумел внести в свои романтические пейзажи то чувство подвижности и самой жизни, вдохновившие импрессионистов, озабоченных именно передачей движения окружающего мира, первыми впечатлениями от увиденного.

Коро был верен своей манере до конца своей жизни. С 1827 года до своей смерти в 1875 мастер не пропустил ни одной выставки в Салоне. Интересно, что его последние работы были представлены публике уже после его смерти. Умирая в своей парижской квартире, Коро приказал несколько своих работ выставить на очередной выставке, даже если его уже не будет в живых. На выставке 1875 года самыми популярными у публики были работы ушедшего художника, признанного мастера, уникального и самобытного, непохожего на других.