Кшесинская о николае 2. Матильда Кшесинская – любовница великих князей Романовых

Матильда Кшесинская - не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Она - одна из самых влиятельных особ конца XIX - начала XX века. Примером её значения служат слова верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. В годы Первой мировой войны, когда армия Российской империи сильно страдала от нехватки снарядов, он утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, поскольку балерина Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными организациями.

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец - российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать - Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды - балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат - танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.

Девочка поступает в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчивает его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следящий за движениями Матильды, произносит судьбоносные слова:

«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!».

Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.

Карьера в Мариинском театре

Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова (являвшегося одним из её учителей в училище). Первые выступления Кшесинской - фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».

После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».


Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.

Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.


Прима-балерина Матильда Кшесинская

Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.

В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).

Интриги

Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.


Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».

В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта - Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.


Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно - таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.

Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину.

Личная жизнь

Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.


Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех.

«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», - пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике.

Причиной распада отношений с будущим стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.


На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось - Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. 15 октября 1911 года по Высочайшему указу отчество «Сергеевич» получил её сын Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский».


17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына и дал своё отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.

30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года - светлейших князей Романовских-Красинских.

В эмиграции

В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости - особняка, превратившегося в «главный штаб ленинцев», и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой.

«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял», - говорится в воспоминаниях Кшесинской.

В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма», и Кшесинская с Вовой в качестве беженцев едут в Анапу по решению матери Андрея, великой княгини Марии Павловны. 1919 год проведён в относительно спокойном Кисловодске, откуда в поезде из 2-х вагонов беженцы уехали в Новороссийск. Интересно, что Мария Павловна с окружением ехали первым классом, тогда как Матильда с Вовой удостоены третьего.


Матильда Кшесинская в Париже преподавала в балетной студии

Условия жизни продолжали ухудшаться - 6 недель высшее общество жило прямо в вагонах, пока кругом сыпной тиф забирал людей. Затем они отплывают из Новороссийска и получают французские визы. 12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где находилась вилла балерины.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Педагог Кшесинская отличалась спокойным нравом - она никогда не повышала голос на своих подопечных.

Фильмы и книги

Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской - предмет, часто освещаемый в искусстве. Так, в романе «Коронация, или Последний из романов» из серии «Приключения Эраста Фандорина» рассказывается о подготовке к коронации императора Николая II. Один из персонажей - Изабелла Фелициановна Снежневская, прототипом которой является сама Матильда Феликсовна Кшесинская.

В другом произведении Матильда Кшесинская - ключевой персонаж. 26 октября 2017 года презентуется новая картина «Матильда», вызвавшая общественный резонанс ещё до своей премьеры. Сюжет фильма состоит в отношениях Кшесинской с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.

Скандал возник после выхода первого официального трейлера, содержащего сцены эротического характера с участием исполнителей главных ролей и .

Общественное движение «Царский крест» обвинило создателей картины в «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». Это побудило , известную своим почитанием Николая II, обратиться в Генпрокуратуру с запросом проверить материал.

Проверка не выявила нарушений, но запустила череду взаимных обращений и обвинений общественных деятелей, политиков и кинематографистов.

Смерть

В возрасте 86 лет, за 13 лет до смерти, Матильда Феликсовна Кшесинская увидела сон - она услышала звон колоколов, церковное пение и увидела перед собой фигуру Александра III, произнесшего роковую фразу об украшении и славе российского балета. Тем утром она приняла решение написать мемуары, приоткрывшие завесу тайн личной жизни легендарной Кшесинской.


Воспоминания Матильды Кшесинской изданы в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение издано только в 1992 году.

Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь - она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года.


Её тело погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа в одной могиле с супругом и сыном. На памятник нанесена эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

В Касимове обнаружили горячего свидетеля романа императора и балерины Матильды Кшесинской.

К 100-летию отречения от престола императора НИКОЛАЯ II либеральной интеллигенции приготовили подарок. Все-таки это их праздник. Официально сообщили, что премьера скандального фильма Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда» о запретной любви наследника престола и балерины КШЕСИНСКОЙ пройдет в Мариинском театре.

Действительно, глупо было утверждать, что между ними ничего не было. Но пока шли разговоры о половой невинности царя-батюшки, на свет божий вытащили еще одну его возможную пассию.

Считается, что жизнерадостную польку Матильду Кшесинскую своему флегматичному сынку Ники подарил папа. 23 марта 1890 года после выпускного спектакля Императорского театрального училища, на котором присутствовал сам Александр III с наследником престола, был дан торжественный обед. Государь распорядился, чтобы рядом с будущим императором Николаем II посадили именно Кшесинскую. Семья решила, что Ники пора стать настоящим мужчиной, а балет являлся чем-то вроде официального гарема, и связь с балеринами не считалась в кругу аристократии зазорной.

На жаргоне, принятом в русской гвардии, поездки к танцовщицам ради сексуального удовлетворения своих буйных страстей называли «поход за картофелем». Наследник не стал исключением и под именем гусара Волкова несколько лет «ходил за картошкой» к Матильде. До тех пор пока в ноябре 1894 года не женился на Алисе Гессенской

Об особом внимании наследника российского престола к балерине Мариинского театра писали петербургские газеты, но сплетни жестко купировались цензурой и до провинции не доходили. Однажды это привело к забавному казусу.

В касимовском музее «Русский самовар» нашелся «живой» свидетель тех событий. Это тульский самовар, выпущенный Первой паровой самоварной фабрикой Василия Баташова в 1898 году к 30-летию императора. Фабрика Баташова поставляла самовары во все великокняжеские дворцы. Штучный самовар считался тогда очень крутым подарком и стоил больших денег. Юбилейный экземпляр, который должен был стоять на царском столе перед Николаем Александровичем, естественно, тоже заказали Баташову.

Тульские мастера долго думали над сюжетом и решили отобразить в своем произведении роль императора как покровителя искусства. Украсили «пузатого» греческим орнаментом и посвятили его музе танца Терпсихоре. Особое внимание уделили ручкам самовара, которые представляли собой изящные изогнутые балетные ножки.

В службе протокола дворца разве что только не приказали арестовать Баташова, прибывшего в Петербург со своим подарком. Фабриканта обвинили в желании оскорбить императрицу грязными намеками. Простили, лишь осознав, что тот не понимает ни слова из сыплющихся на него обвинений и что в его карете лежит еще три других самовара, на выбор. Не прошедший цензуру бытовой прибор вернули обратно с приказом переплавить. Но кто же будет выполнять такие приказы?

Сероглазый король

На волне споров о личной жизни последнего императора всплыла давно забытая история о его связи с поэтессой Анной Ахматовой .

Вспомнили книгу «Из записок об Анне Ахматовой» советского литературоведа Эммы Герштейн , где та писала: «Она ненавидела свое стихотворение «Сероглазый король» - потому что ее ребенок был от Короля, а не от мужа». Никаких дальнейших пояснений современница поэтессы не оставила, но такое заявление исключает двоякую трактовку.

Нечто похожее встречается и в мемуарах художника Юрия Анненкова , которые вышли в Париже под названием «Повесть о пустяках». Вспоминая период с 1909 по 1912 год, иммигрант уверял: «Вся литературная публика в то время судачила о романе Николая II и Ахматовой!»

Каким же образом Ахматова могла сойтись с Романовым ? Да без особых проблем. Окна ее дома в Царском селе выходили на императорскую резиденцию и парк, который был открыт для всех желающих. Рассказы о встрече с Николаем II во время прогулок содержатся во множестве обывательских воспоминаний.

Кстати, слухи о романе с императором сама поэтесса никогда не опровергала. К сожалению, подтверждение этой связи находится в основном в ее стихах. Так, в ее первом сборнике «Вечер» часто встречается образ «сероглазого» венценосного любовника, счастье с которым по какой-то роковой причине невозможно. Интересно, что самой запоминающейся чертой внешности Николая II, по воспоминаниям зарубежных дипломатов, были именно «серые лучистые глаза».

Косвенным доказательством связи может служить неоправданно быстрый успех дореволюционных стихов Ахматовой. Даже ее первые, по признанию самой поэтессы, «беспомощные» сборники «Вечер» и «Четки» были встречены подозрительно единодушным одобрением официальных критиков. Выслуживались, расхваливая творчество императорской фаворитки? Показательно и то, что после революции поэтесса надолго утратила благосклонность критиков. Однако Анна Андреевна никогда не падала духом и даже в самые тяжелые времена вела себя с поразительным достоинством. Иногда поэтесса настолько входила в роль царственной особы, что сын Лев умоляюще восклицал: «Мама, не королевствуй!»

Издательство «Центрполиграф» выпустило «Воспоминания» знаменитой балерины . Несмотря на то, что эта книга мемуаров писалась совместно с ее мужем Великим Князем Андреем Владимировичем, в ней Матильда Феликсовна довольно откровенно рассказывает о своем романе с Наследником, будущим императором , отношениях с Великим Князем Сергеем Михайловичем и другими поклонниками, многие из которых предлагали звезде сцены не только свою любовь, но и брачный союз. публикует выдержки из этих мемуаров.

Четырнадцатилетней девочкой я кокетничала с молодым англичанином Макферсоном. Я им не увлекалась, но мне нравилось кокетничать с молодым и элегантным юношей. В день моего рождения он приехал со своей невестой, это меня задело, и я решила отомстить. Пропустить этот афронт даром я не могла. Выбрав время, когда мы все были вместе и его невеста сидела рядом с ним, я ненароком сказала, что люблю по утрам до кофе ходить за грибами. Он любезно спросил меня, не может ли пойти со мной. Этого мне только и нужно было - значит, клюнуло. Я ответила в присутствии невесты, что если она даст ему разрешение, то я ничего не имею против. Так как это было сказано в присутствии всех гостей, то ей ничего не оставалось, как дать требуемое согласие. На следующее утро мы отправились с Макферсоном в лес за грибами. Он мне тут подарил прелестное портмоне из слоновой кости с незабудками - подарок вполне подходящий для барышни моего возраста. Грибы мы собирали плохо, и к концу прогулки мне казалось, что он совсем позабыл про свою невесту. После этой лесной прогулки он стал писать мне любовные письма, присылал цветы, но мне это скоро надоело, так как я им не увлекалась. Кончилось это тем, что свадьба его не состоялась. Это был первый грех на моей совести.

(после выпускного спектакля)

Государь сел во главе одного из длинных столов, направо от него сидела воспитанница, которая должна была читать молитву перед ужином, а слева должна была сидеть другая, но он ее отодвинул и обратился ко мне:

А вы садитесь рядом со мною.

Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам:

Смотрите только не флиртуйте слишком.

Перед каждым прибором стояла простая белая кружка. Наследник посмотрел на нее и, повернувшись ко мне, спросил:

Вы, наверное, из таких кружек дома не пьете?

Этот простой вопрос, такой пустячный, остался у меня в памяти. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон. По поводу этого вечера в Дневнике Государя Императора Николая Второго под датой 23 марта 1890 года было записано: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Так я узнала через много лет об его впечатлении от нашей первой встречи.

Нас все более влекло друг к другу, и я все чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Я знала, что причиню им огромное горе, когда скажу, что покидаю родительский дом, и это меня бесконечно мучило, ибо родителей своих, от которых я видала лишь заботу, ласку и любовь, я обожала. Мать, говорила я себе, еще поймет меня как женщина, я даже была в этом уверена, и не ошиблась, но как сказать отцу? Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но... я обожала Ники, я думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком...

Я нашла маленький, прелестный особняк на Английском проспекте, № 18, принадлежавший Римскому-Корсакову. Построен он был Великим Князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой, с которой он жил. Говорили, что Великий Князь боялся покушений и потому в его кабинете первого этажа были железные ставни, а в стену был вделан несгораемый шкаф для драгоценностей и бумаг.

Наследник стал часто привозить мне подарки, которые я сначала отказывалась принимать, но, видя, как это огорчает его, я принимала их. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты - нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890-1892.

Я устроила новоселье, чтобы отпраздновать мой переезд и начало самостоятельной жизни. Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки.

После переезда Наследник подарил мне свою фотографию с надписью: «Моей дорогой пани», как он меня всегда называл.

Летом мне хотелось жить в Красном Селе или поблизости от него, чтобы иметь возможность чаще видеть Наследника, который не мог выезжать из лагеря для встреч со мною. Я даже подыскала себе премиленькую дачку на берегу Дудергофского озера, очень удобную во всех отношениях. Наследник не возражал против этого плана, но мне дали понять, что это может вызвать излишние и нежелательные толки, если я так близко поселюсь от Наследника. Тогда я решила нанять дачу в Коерове, это был большой дом, построенный в эпоху Императрицы Екатерины II и имевший довольно оригинальную форму треугольника.

Седьмого апреля 1894 года была объявлена помолвка Наследника Цесаревича с Принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской. Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ.

После своего возвращения из Кобурга Наследник больше ко мне не ездил, но мы продолжали писать друг другу. Последняя моя просьба к нему была позволить писать ему по-прежнему на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости. На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний. Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка.

Трогательным вниманием со стороны Наследника было выраженное им желание, чтобы я осталась жить в том доме, который я нанимала, где он у меня так часто бывал, где мы оба были так счастливы. Он купил и подарил мне этот дом.

Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила.

Приближались коронационные торжества, назначенные на май 1896 года. Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая. Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры». Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы.

Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М.И. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «желтая жемчужина»: так как были уже белые, черные и розовые жемчужины.

В предыдущем сезоне сцена меня не увлекала, я почти не работала и танцевала не так хорошо, как следовало бы, но теперь я решила взять себя в руки и начала усиленно заниматься, чтобы быть в состоянии, если Государь приедет в театр, доставить ему удовольствие своими танцами. В этот сезон, 1896/97 года, Государь и Императрица посещали балет почти каждое воскресенье, но Дирекция устраивала всегда так, чтобы я танцевала по средам, когда Государь не бывал в театре. Сперва я думала, что это происходит случайно, но потом я заметила, что это делается намеренно. Мне это показалось несправедливым и крайне обидным. Так прошло несколько воскресений. Наконец Дирекция дала мне воскресный спектакль; я должна была танцевать «Спящую красавицу». Я была вполне уверена, что Государь будет на моем спектакле, но узнала - а в театре все узнается очень быстро, - что Директор театров уговорил Государя поехать в это воскресенье в Михайловский театр посмотреть французскую пьесу, которую он не видел в предыдущую субботу. Совершенно ясно было для меня, что Директор нарочно сделал все возможное, чтобы помешать Государю видеть меня, и с этой целью уговорил его ехать в другой театр. Тогда я не стерпела и впервые воспользовалась данным мне разрешением Государя непосредственно обращаться к нему. Я написала ему о том, что делается в театре, и добавила, что мне становится совершенно невозможно при таких условиях продолжать служить на Императорской сцене. Письмо было передано лично в руки Государя Великим Князем Сергеем Михайловичем.

В этом сезоне четыре Великих Князя: Михаил Николаевич, Владимир Александрович, Алексей и Павел Александровичи - оказали мне трогательное внимание и поднесли брошь в форме кольца, усыпанного бриллиантами, с четырьмя крупными сапфирами, а на футляре была прикреплена дощечка с их выгравированными на ней именами.

Летом того же года, когда я жила у себя на даче в Стрельне, Ники через Великого Князя Сергея Михайловича передал мне, что в такой-то день и час он проедет верхом с Императрицею мимо моей дачи, и просил, чтобы я непременно была к этому времени у себя в саду. Я выбрала такое место в саду на скамейке, где меня Ники мог хорошо видеть с дороги, по которой он должен был проезжать. Точно в назначенный день и час Ники проехал с Императрицей мимо моей дачи и, конечно, меня отлично видел. Они проезжали медленно мимо дома, я встала и сделала глубокий поклон и получила ласковый ответ. Этот случай доказал, что Ники вовсе не скрывал своего прошлого отношения ко мне, но, напротив, открыто оказал мне милое внимание в деликатной форме. Я не переставала его любить, и то, что он меня не забывал, было для меня громадным утешением.

Приближалось десятилетие моей службы на Императорской сцене. Обыкновенно артистам давали бенефис за двадцать лет службы или прощальный, когда артист покидал сцену. Я решила просить дать мне бенефис за десять лет службы, но это требовало особого разрешения, и обратилась я с этой просьбою не к Директору Императорских театров, а лично к Министру Императорского Двора барону Фредериксу, милому и симпатичному человеку, который всегда относился ласково и благоволил ко мне. Когда мне был назначен прием у Министра, я особенно тщательно обдумала свой туалет, чтобы произвести на Министра наивыгоднейшее впечатление. Я была молодая и, как в то время писали в газетах, стройная и грациозная. Я выбрала платье шерстяное, светло-серого цвета, которое облегало мою фигуру, и того же цвета треугольную шляпу. Хотя это может показаться дерзким с моей стороны, но я себе понравилась, когда взглянула в зеркало, - довольная собою, я поехала к Министру.

Он меня очень мило встретил и наговорил комплиментов по поводу моего туалета, который ему очень понравился. Мне доставило огромное удовольствие, что он оценил мое платье, и тогда я уже смелее обратилась к нему со своей просьбою. Он сразу любезно согласился доложить о ней Государю, так как вопрос о назначении бенефиса вне общих правил зависел исключительно от Государя. Видя, что Министр не торопится меня отпустить, я сказала ему, что только благодаря ему я делаю хорошо 32 фуэте. Он посмотрел на меня удивленно и вопросительно, недоумевая, чем он может мне в этом помочь. Я ему объяснила, что, для того чтобы делать фуэте не сходя с места, необходимо иметь перед собой ясно видимую точку при каждом повороте, а так как он сидит в самом центре партера, в первом ряду, то даже в полутемном зале на его груди ярко выделяются своим блеском ордена. Мое объяснение очень понравилось Министру, и с очаровательной улыбкой он проводил меня до дверей, еще раз обещав доложить мою просьбу Государю и давая мне понять, что, конечно, отказа не будет. Ушла я от Министра обласканная и очень счастливая. Бенефис я, конечно, получила, и опять это сделал для меня мой незабываемый Ники. Для своего бенефиса я выбрала воскресенье, 13 февраля 1900 года. Мне это число всегда приносило счастье.

Артисты обыкновенно в день своих бенефисов получали из Кабинета Его Величества так называемый Царский подарок, большею частью шаблонную золотую или серебряную вещь, иногда разукрашенную цветными камнями, смотря по разряду подарка, но непременно с Императорским орлом или короною. Мужчины обыкновенно получали золотые часы. Особым изяществом эти подарки не отличались. Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком. И действительно, в день бенефиса Директор Императорских театров князь Волконский пришел ко мне в уборную и передал мне Царский подарок: прелестную брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, и посередине большой сапфир-кабошон. Потом Государь просил Великого Князя Сергея Михайловича мне передать, что эту брошь он выбирал вместе с Императрицей и что змея есть символ мудрости...

Великий Князь Андрей Владимирович произвел на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни. Я побежала наверх к себе и быстро переоделась в новое платье. Весь вечер прошел удивительно удачно, и мы много танцевали. С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт...

В течение лета Великий Князь Андрей Владимирович стал все чаще и чаще приезжать на репетиции в Красносельский театр. Наша прекрасная драматическая артистка Мария Александровна Потоцкая, которая была моим большим другом, дразнила меня, говоря: «С каких это пор ты стала увлекаться мальчиками?» Он, правда, был моложе меня на шесть лет. А потом начал все время приезжать ко мне в Стрельну, где мы так чудно и мило проводили время. Вспоминаю те незабываемые вечера, которые я проводила в ожидании его приезда, гуляя по парку при лунном свете. Но иногда он запаздывал и приезжал, когда уже солнце начинало всходить и поля благоухали запахом срезанного сена, что я так любила. Памятен мне день 22 июля, день ангела Великой Княгини Марии Павловны, его матери. На ее именины всегда устраивался в Ропше пикник с музыкой и цыганами. Он не мог рано приехать ко мне в Стрельну, но обещал все же непременно приехать, если только там не засидятся чересчур поздно, возвращаясь к себе обратно в Красное Село. С волнением я ждала его, и, когда он появился, моему счастью не было предела, тем более что у меня не было уверенности, что он сможет ко мне заехать. Ночь была чудесная. Мы долгие часы сидели на балконе, то говоря о чем-то, то слушая пение просыпающихся птиц, то шелест листьев. Мы чувствовали себя как в раю. Эту ночь, этот день мы никогда не забывали, и каждый год мы праздновали нашу годовщину.

По приезде в Париж я почувствовала себя нехорошо, пригласила врача, который, осмотрев меня, заявил, что я в самом первом периоде беременности, около месяца всего, по его определению. С одной стороны, это известие было для меня большой радостью, а с другой стороны, я была в недоумении, как мне следует поступить при моем возвращении в Петербург. Тут я вспомнила про укус обезьянки в Генуе, не отразится ли этот укус на наружности моего ребенка, так как говорили, что сильное впечатление отражается на ребенке. Пробыв несколько дней в Париже, я вернулась домой, предстояло пережить много радостного, но и много тяжелого... Мне, кроме того, предстоял трудный сезон впереди, и я не знала, как я его выдержу в таком состоянии.

Перед Великим постом давали премиленький балет «Ученики г-на Дюпрэ», в двух картинах, в постановке Петипа на музыку . Я танцевала роль Камарго, и в первом действии у меня был очаровательный костюм субретки, а во втором - тюники. Сцена была близка от кресел первого ряда, где сидели Государь с Императрицей и членами Императорской фамилии, и мне пришлось очень тщательно обдумать все мои повороты, чтобы не бросалась в глаза моя изменившаяся фигура, что можно было бы заметить лишь в профиль. Этим спектаклем я закончила сезон. Я не могла уже больше танцевать, шел шестой месяц. Тогда я решила передать мой балет «Баядерка». Я была с ней в самых лучших отношениях, она постоянно бывала у меня в доме, очень веселилась и увлекалась Великим Князем Борисом Владимировичем, который называл ее «ангелом». Со дня ее выхода из училища (1899) публика и балетные критики сразу обратили на нее внимание и оценили ее. Я видела в ней зачатки крупного таланта и предвидела ее блестящее будущее.

У меня родился сын, это было рано утром 18 июня, во втором часу. Я еще долго проболела с высокой температурой, но так как я была сильная и здоровая по натуре, то сравнительно скоро стала поправляться. Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжелый разговор с Великим Князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребенка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на все, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Он боялся за мое будущее, за то, что может меня ожидать. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой Великой Княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчета, как я виновата была перед Великим Князем Сергеем Михайловичем.

Трудный вопрос стал передо мною, какое имя дать моему сыну. Сперва я хотела назвать его Николаем, но этого я и не могла, да и не имела права сделать по многим причинам. Тогда я решила назвать его Владимиром, в честь отца Андрея, который всегда ко мне так сердечно относился. Я была уверена, что он ничего против этого иметь не будет. Он дал свое согласие. Крестины состоялись в Стрельне, в тесном семейном кругу, 23 июля того же года. Крестными были моя сестра и наш большой друг, полковник , служивший в Лейб-Гвардии Уланском Ее Величества полку. Согласно обычаю, я как мать не присутствовала на крестинах. В этот день Великий Князь Владимир Александрович подарил Вове чудный крест из уральского темно-зеленого камня с платиновой цепочкой. Увы, этот драгоценный подарок остался в моем доме в Петербурге. Летом, когда я уже встала, меня посетил Великий Князь Владимир Александрович. Я была еще очень слаба и приняла его лежа на кушетке и держа своего младенца на руках в пеленках. Великий Князь стал передо мною на колени, трогательно утешал меня, гладил по голове и ласкал меня... Он знал, он чувствовал и понимал, что у меня творится на душе и как мне нелегко. Для меня его посещение было громадной моральной поддержкой, оно дало мне много сил и душевное спокойствие.

В моей домашней жизни я была очень счастлива: у меня был сын, которого я обожала, я любила Андрея, и он меня любил, в них двух была вся моя жизнь. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники.

На Рождество я устроила для Вовы елку и пригласила маленькую внучку Рокфеллера, которая жила в нашей гостинице и часто играла с Вовой, копаясь на берегу моря в песке. Эта маленькая Рокфеллер подарила Вове вязаные туфли. К сожалению, мы ее больше нигде не встретили и потеряли совершенно из виду.

Всю жизнь я любила строить. Конечно, мой дом в Петербурге был самой большой и интересной постройкой в моей жизни, но были и менее значительные. Так, в Стрельне, при даче, я построила прелестный домик для своей электрической станции с квартирой для электротехника и его семьи. В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая, и единственная, с электрическим освещением. Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя. Электричество было тогда новинкой и придало много прелести и уюта моей даче. Затем я построила в Стрельне еще один домик, в 1911 году, о котором стоит сказать несколько слов. Мой сын, когда ему было лет двенадцать, часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций. В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой. Но я заметила, что, обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал. Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной. Этот план не осуществился - нагрянула война.

В это время моим милым поклонником был , почти что еще мальчик. Его сестра, красавица Ирина, впоследствии графиня Воронцова-Дашкова, сводила всех с ума. Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным. Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское. У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф - белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр. На голове - венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикрепленным сзади пучком белых перьев «паради». Я надела свое изумрудное колье, а на корсаж - огромную бриллиантовую брошь со свисавшими, как дождь, бриллиантовыми нитями и прикрепленным в середине крупным изумрудом и бриллиантом яйцевидной формы; я имела шанс понравиться публике.

На вечере я сперва появилась в черном домино, под маской с густым кружевом, чтобы меня не узнали. Единственно, что было видно сквозь вуаль, - это мои зубы и то, как я улыбалась, а улыбаться я умела. Я выбрала предметом своей интриги именно Володю Лазарева, который меня поразил своим почти детским видом и веселостью. Зная более или менее, кто он такой, я стала возбуждать его любопытство, и, когда увидела, что он действительно заинтригован, я скрылась в толпе и, незаметно выйдя из зала, пошла переодеваться в вечернее платье. Затем я вернулась на бал и прошла прямо к своему столу продавать шампанское, делая вид, что я только что приехала. К моему столу подошел Володя Лазарев, не будучи со мной знаком. Он, конечно, меня не узнал. Но беда была в том, что, когда я была под маскою, он обратил внимание на мои зубы, которые были видны сквозь вуаль, и все повторял: «Какие зубы... какие зубы...» Я, понятно, боялась теперь улыбаться, подавая ему вино, но, как я ни старалась сдерживаться и делать серьезное лицо, я все же улыбнулась, и тут он меня моментально узнал: «Какие зубы!» - крикнул он от радости и расхохотался от души. С тех пор мы стали большими друзьями, вместе веселились, вместе пережили революцию, вместе бежали из России и встретились снова в эмиграции старыми друзьями.

В 1911 году я справляла свой двадцатилетний юбилей службы на Императорской сцене, и мне по этому случаю дали бенефис.

В первом антракте Директор Императорских театров Теляковский передал мне Царский подарок по случаю моего юбилея. Это был бриллиантовый орел продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла, и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты. Великий Князь Сергей Михайлович пришел также в первом антракте и сказал мне, что Государь говорил ему, что его интересует, надену ли я или нет его подарок на сцену. Я, конечно, после этого его немедленно надела и в нем танцевала па-де-де в «Пахите». Во втором антракте, то есть после «Пахиты», при открытом занавесе происходило чествование меня депутацией от артистов всех Императорских театров, то есть балета, оперы, драмы и Французского театра.

Во всю ширину сцены был установлен длинный стол, на котором были выставлены подарки в совершенно невероятном количестве, а цветочные подношения были расставлены позади стола, образуя целый цветочный сад. Всех подарков я теперь вспомнить, а тем более перечесть не могу, кроме двух-трех наиболее памятных. Кроме Цapского подарка я получила:

От Андрея - дивный бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами по рисунку головного убора, сделанного князем Шервашидзе для моего костюма в балете «Дочь фараона».

Великий Князь Сергей Михайлович подарил мне очень ценную вещь, а именно - коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки - целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных. Это было сделано с целью, чтобы я могла заказать себе вещь по моему вкусу - я заказала у Фаберже «плакку», чтобы носить на голове, что вышло замечательно красиво.

Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов. Так как денег было собрано по подписке больше, нежели эти предметы стоили, то на излишек были докуплены в самую последнюю минуту по мере поступления денег еще золотые чарки, и их накопилось довольно много.

От москвичей я получила «сюрту-де-табль», зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой были выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена.

Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю.Н. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже. Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска. Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже.

Вскоре после дня моего рождения, 27 августа, Андрей уехал в Киев присутствовать на больших маневрах, в которых принимал участие полк, чьим шефом он был. В Киев прибыли по этому случаю Председатель Совета Министров П.А. Столыпин, Министр Финансов граф В.Н. Коковцов и значительная часть Свиты Государя. В первые дни происходили маневры в окрестностях города и осмотр исторических мест Киева. На 3 сентября был назначен парадный спектакль в городском театре. С утра были получены тревожные сведения от полиции, что в Киев приехали террористы и есть опасность покушения, если их не удастся вовремя арестовать. Все полицейские поиски были напрасны, и среди охраны Государя усилилось беспокойство. Самым опасным моментом полиция считала проезд Государя из дворца в театр, так как путь был всем известен, но доехали все благополучно. Во втором антракте Государю был подан чай в аванложе. Императрица в театр не приехала, были только старшие Великие Княжны. В этот момент из зрительного зала раздался страшный треск, а потом неистовые крики. Не зная, в чем дело, Государь сказал: «Неужели это провалилась ложа?» - шум и треск были непонятны. Но когда все бросились обратно, то увидели, что очень близко от Царской ложи, в первом ряду партера, стоял во весь свой рост, в белом летнем сюртуке, П.А. Столыпин, придерживая рукой грудь, из которой сквозь его пальцы струилась кровь. Увидя Государя, Столыпин поднял руку, делая жест, чтоб Государь удалился из ложи, и стал его крестить. Столыпина окружили близстоящие люди, чтобы поддержать его, так как он начал быстро слабеть, лицо сделалось мертвенно-бледным, и он упал без чувств на кресло. Дальше, по словам Андрея, трудно было разобрать, что происходило. Все кричали, некоторые куда-то бежали, офицеры с шашками наголо преследовали кого-то и в проходе, почти у выхода из залы, поймали и хотели заколоть.

Выяснилось потом, что в проходе был пойман и сильно избит убийца Столыпина Богров. Это он дал знать полиции о прибытии в Киев террористов, так как ранее служил в полиции осведомителем, был удален и снова принят перед самыми киевскими торжествами. Полиция тщетно искала весь день террориста, не зная, что это он был перед нею. Он просил, чтобы его допустили в театр под тем предлогом, что он знает террористов в лицо и если кто из них проникнет в театр, то он укажет его агентам охраны. Полиция его пропустила как своего агента в театральный зал, где никто на него не обратил внимания, и он совершенно беспрепятственно и спокойно подошел к Столыпину и в упор выстрелил в него и так же спокойно стал удаляться, когда его схватили.

П.А. Столыпина тотчас отвезли в частную клинику, где после осмотра раны доктора выразили опасение, что он не выживет, так как была задета печень. Пять дней боролся Столыпин со своим почти что безнадежным состоянием и 8 (21) сентября скончался.

Весть о покушении на Столыпина дошла до нас в Петербург на следующее утро, и я невольно задумалась над тем, как трагически не везло моему бедному Ники. Его постигал удар за ударом: так рано он потерял своего отца, женился в такие грустные, траурные дни, коронация омрачилась катастрофой на Ходынке, он потерял лучшего своего Министра Иностранных Дел графа Лобанова-Ростовского, умершего вскоре после своего назначения, и вот теперь теряет лучшего своего Министра, который подавил революционную вспышку 1905 года.

Мы тогда не могли и помыслить, что его ожидало в будущем и как ужасно завершится его судьба. Когда вспыхнула революция 1917 года, многие думали, что, будь жив Столыпин, ему, может быть, удалось бы ее остановить.

К столетию Октябрьской революции, 25 октября 2017 года, на российские экраны выйдет, пожалуй, самый скандальный фильм последних лет – «Матильда» Алексея Учителя. Создатели картины уже нарекли ее «главным исторических блокбастером года».

Лента повествует о головокружительном романе одной из самых ярких пар в мировой истории: будущего императора Николая II и звезды Его Величества Императорских театров балерины Матильды Кшесинской.

Несмотря на то, что премьера еще не скоро, в сети уже появился первый трейлер «Матильды». Роскошные наряды, великолепные залы и откровенные сцены совсем не платонической любви с участием юной балерины и цесаревича Николая.

Именно эти кадры и вызвали бурю негодования у православных активистов «Царского креста». Верующие были возмущены тем, что Учитель порочит память святого (в 2000 году Николай II и его семья были признаны страстотерпцами).

Потом масла в огонь подлила депутат Наталья Поклонская , заявив, что даже «не будет мараться просмотром» ленты.

Наследники царского Дома Романовых конфликт своим вниманием не удостоили, зато потомки Матильды Кшесинской выходом провокационного фильма очень обеспокоились.

Фильм, наверно, будет неплохой, учитывая, что режиссер хороший, - поделился с «Комсомольской правдой» - Нижний Новгород » двоюродный правнук балерины Константин Севенард. - Но проблема в том, что фильм завершается коронацией Николая, и авторы утверждают, что на этом-то отношения Матильды и Николая заканчиваются. Но мы, родственники Матильды Феликсовны, располагаем совсем иной информацией. И мы хотим, чтобы к 100-летию драматических революционных событий, наконец, стала известна вся правда о Матильде Кшесинской и Николае II.

Экскурс в историю

Но начнем по порядку. В первый раз юный цесаревич Николай увидел Матильду на ее выпускном экзамене в Императорском театральном училище. Матильда – выразительная 18-летняя красавица с изумительно тонкой талией – в тот вечер была одета в нежный голубой костюм, украшенный ландышами. Тогда, 23 марта 1890 года все императорское семейство во главе с Александром III пожаловало в училище на итоговый спектакль.

Из всех выпускниц царь выделил Кшесинскую, блиставшую на сцене в «выразительном танце, исполненном лукавого кокетства».

Когда Кшесинскую представили государю, он протянул ей руку, произнеся судьбоносные для нее слова:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После приема воспитанники училища и царская семья перешли в столовую. Александр III пригласил Кшесинскую сесть подле себя, а рядом с ней будто нарочно усадил своего сына Николая. Именно этот вечер стал поворотным в жизни обоих.


Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника, - писала позже в своих дневниках Матильда. - Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече: в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета.

По воспоминаниям самой Кшесинской, пылкие встречи любовников начались только два года спустя, в 1892 году.

Свое отношение к балерине сам Николай описывал достаточно просто:

Малютка Кшесинская положительно меня занимает…

Однако недолгому счастью влюбленных вскоре приходит конец: в 1894 году состоялась помолвка Николая II с немецкой принцессой Алисой Гессенской. Будущий последний император России обрывает роман с блистательной Кшесинской и погружается в семейную жизнь и государственные дела.

Убитая горем разлуки Матильда, впрочем, вскоре находит утешение в объятиях другого члена царской фамилии - Великого князя Сергея Михайловича, а позднее выходит замуж за Великого князя Андрея Владимировича. От него же рожает своего единственного ребенка – сына Владимира.

В ночь на 17 июля 1918 года Николая и всю его семью расстреляют в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге . После кровавой расправы в живых не осталось ни одного наследника последнего российского императора.

Во всяком случае, так гласит официальная версия.

Последняя дочка Николая II

Почти сразу после трагических событий лета 1918 года в разных уголках мира, как грибы после дождя, стали появляться «спасшиеся от расстрела» лже-дети Николая и Александры. Всего история знала 28 лже-Ольг, 33 лже-Татьян, 53 лже-Марий , 34 лже-Анастасий и 81 лже-Алексея. Кроме них, добиться признания и «вернуть свои права» пытались и никогда не существовавшие, якобы тайные дочери императорской четы.

Однако позднее среди историков робко зазвучали предположения о том, что у последнего императора и впрямь могли остаться наследники. Но не от его благоверной, а совсем от другой женщины. Поскольку царь не отличался разгульным характером и любвеобильностью, единственной «подозреваемой» стала Матильда Кшесинская. Любители докопаться до истины решили, что «последней дочкой императора» могла стать Целина Кшесинская, которую до сих пор считают племянницей прославленной балерины. Долгие годы этой версии не было ни единого подтверждения, пока…

… Накануне Нового года в Нижний Новгород прибыл потомок заслуженной артистки Его Величества Императорских театров Константин Севенард. По всем документам он правнук Иосифа Кшесинского – брата Матильды Феликсовны. Считается, что именно у Иосифа Кшесинского в 1911 году родилась дочь Целина. Девушка вышла замуж за Константина Севенарда и родила ему троих детей: Лидию, Юрия и Федора. Никто из них не сомневался в своем происхождении. Лишь в конце 80-х один из внуков Целины – Константин Севенард по воле судьбы приоткрыл завесу семейных тайн и легенд Матильды Кшесинской.


Как считают потомки Кшесинской, на этом фото Матильда пытается скрыть округлившийся животик.Фото:

И вот сейчас, в Нижнем Новгороде, в семейном фотоархиве потомков балерины, Константин Севенард обнаружил несколько крайне важных снимков. Именно они, по мнению Севенарда, и способны перевернуть сложившиеся представления о царской семье. Константин Юрьевич встретился с «Комсомолкой» и показал исторические снимки.

Эта фотография сделана в 1911 году. Как видите, на ней Матильда Феликсовна далеко не в балетной форме, - Константин Севенард указывает на заметно округлившийся животик балерины. - А вот, к примеру, другой снимок, сделанный позже в том же году. Здесь мы видим уже постройневшую Матильду. Смотрите, она стоит рядом с коляской и с нежностью смотрит на маленькую спящую Целину. Мы считаем, что эти снимки полностью доказывают тот факт, что Матильда Феликсовна летом 1911 родила дочь. Но от кого?


По уверениям потомков Кшесинской, этот снимок полностью доказывает, что летом 1911 года Кшесинская родила дочь.Фото: Из личного архива героя публикации

Горячая осень 1910-го

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перенестись почти на 30 лет назад, в перестроечный Ленинград , где в 1987 году в бывшем особняке Матильды Кшесинской проводился генеральный ремонт.

Тогда строители нашли дневники Матильды Феликсовны, которые раньше не были известны публике, - начинает свой рассказ Константин Севенард. – Сам я эти дневники не видел, но люди, которым удалось их прочитать, рассказали мне то, что принципиально меняет взгляд на историю нашего государства.

Вы знаете, на протяжении своей карьеры в царской России прима-балерина Мариинского театра Матильда не однажды обращалась за помощью в разрешении театральных интриг к своему бывшему возлюбленному – Николаю II. Переписка между ними окончательно не прекращалась никогда. Николай вместе со своей супругой Александрой Федоровной (такое имя получила принцесса Алиса при принятии православия) даже посещал спектакли, в которых танцевала Кшесинская. Это все известные факты. Но мы никогда не догадывались, что Николай и Матильда после 1894 года встречались лично. А это было, причем, как минимум, дважды.

В первый раз Матильда Феликсовна и Николай встретились в октябре 1910 года. Причем, на встрече настоял сам император. Обстановка в России уже была крайне напряженная, а его положение становилось все более шатким. Более того, Николай II был человеком, который верил в мистические предсказания. По одному из таких предсказаний ему и всей его семье была предначертана мученическая смерть. Безусловно, император, как государственный деятель уже тогда задумывался о будущем своем и своей страны. После долгих раздумий он пришел к решению оставить после себя еще одного наследника, но вне царской семьи.


По мнению потомков Кшесинской, Целина - дочка Матильды и Николая II.Фото: Из личного архива героя публикации

Естественно, единственной женщиной, кроме императрицы Александры Федоровны, от которой царь хотел бы иметь наследника, была горячо любимая им Матильда. Октябрьская встреча закончилась их близостью. И, - о счастье!- Матильда Феликсовна забеременела. В июле 1911 года Матильда родила девочку. Но оставлять малышку у себя было непозволительно – пошли бы пересуды. И она отдала кроху на попечение своего брата Иосифа и его супруги.

Тайный брак в Царском Селе

Через 6 лет ситуация в стране достигла точки кипения. Неудачи в Первой мировой войне и, как следствие, недовольство жителей страны лично императором привело к массовым выступлениям петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона в феврале 1917 года. Февральская революция привела к свержению монархии. 2 марта Николай II отрекся от престола. Теперь уже бывшего императора Временное правительство арестовало в Царском Селе, где он вместе со всей семьей пробыл в заключении до августа того же года.

В апреле 1917 года Матильда добилась того, чтобы ее пустили к императорской семье в Царское Село якобы передать им подарки к Светлой Пасхе, - голос Константина Севенарда становится тверже. – Удалось ей это только благодаря тому, что князь Львов (председатель Временного правительства – прим. Авт.) был горячим поклонником балета и Матильды Феликсовны в частности. В тот день в царскосельской церкви был расторгнут брак Николая и Александры Федоровны. Почти сразу же в той же церкви Николая обвенчали с Кшесинской.

Опять же, в этой ситуации Николай руководствовался, прежде всего, государственными интересами. Весной 1917 года у императорской семьи все еще оставался шанс бежать за границу. Но для этого Николаю нужно было гарантировать, что после него не останется наследников, способных претендовать на престол. Развенчавшись с Алисой, он тем самым лишил их общих детей права престолонаследия.

А брак с Кшесинской был заключен для того, чтобы сделать наследницей ее и их общую дочь Целину (о которой Временное правительство не знало).

5 тысяч тонн золота Царской короны

- Существуют какие-либо документальные доказательства того, что вы сейчас рассказали? Я имею в виду, кроме неопубликованных дневников Матильды Феликсовны.

Конечно! – с уверенной улыбкой отвечает Константин Юрьевич. – Я лично видел оригиналы всех этих документов. И еще пару очень важных бумаг.

Дело было так. В 1989 году я вместе с однокурсниками отправился в Польшу на экскурсию в Гданьск .

После нее я решил доехать до Варшавы , посетить семейный склеп Красинских (по семейному преданию род Кшесинских ведет начало от польских графов Красинских – прим. авт.), - с блеском в глазах продолжает Константин Севенард. – На кладбище я быстро нашел склеп: у нас дома были его фотографии. Я зашел внутрь. В холодном помещении присел на массивную мраморную скамейку. Вдруг я понял, что плита сверху скамейки плохо закреплена. По наитию я приподнял эту плиту и увидел, что скамейка внутри полая. Сразу мелькнула мысль о том, что это хитроумный тайник. Я залез внутрь и нащупал несколько бумажек. Аккуратно, почти не дыша, достал их и ахнул. Прямо сверху лежал Указ Николая II, заверенный его личной подписью.

- Что это был за указ?

О престолонаследии. В нем Николай признавался, что никакого отречения не было. Кроме того, в нем он завещает наследование престола и имущества Светлейшей княгине Романовской-Красинской (этот титул принадлежал Кшесинской – прим. авт.) и ее прямым наследникам по мужской и женской линии.

Под указом лежал церковный документ о заключении союза между Николаем и Матильдой, датированный апрелем 1917 года. Под ним – признание дочери Целины.

Но на этом сюрпризы для меня не закончились. В самом низу лежали два сертификата Национального резервного банка Соединенных Штатов Америки на вклад 5 тысяч тонн золота под 6%.

- Что конкретно было сказано в этих сертификатах?

Они были составлены на двух языках: русском и английском. Один сертификат был на вклад 3200 тонн золота, другой на 1800 тонн. В сертификате было прописано, что это личный вклад Николая (не государственный!) сроком на 110 лет. После этого распоряжаться золотом могут только прямые потомки Николая. Сделан вклад был в 1913 году. Получается, в 2023 году заканчивается невозвратный период.

Также в сертификатах было прописано, что наследники Николая могут в любой момент снимать проценты в виде любой техники и вооружения, производимого в США . Кроме того, в документах были строго оговорены условия, при которых банк должен немедленно вернуть вклад с огромными процентами.

- Например?

Например, если США не вступит в войну с Японией , если Япония нападет на Россию.

- Вы забрали эти документы?

Забрать их из склепа я не мог: во-первых, потому что из-за времени и неправильных условий хранения многие бумаги буквально рассыпались при малейшем движении. Во-вторых, это доставило бы мне немало неприятностей. Фотоаппарата у меня, чтобы сделать хотя бы снимки, тоже не было.

По возвращении из Польши в Ленинград, я позвонил в Ленинградское управление КГБ и сообщил о находке. Также я попросил их снять копии с документов и отдать их мне, но эту просьбу мою так и не исполнили.

Вести из эмиграции

- Неужели ни разу за долгие годы Кшесинская не попыталась рассказать своим наследникам всю правду об их происхождении?

Матильда Феликсовна несколько раз пыталась связаться со своими потомками, но письма, приходящие от нее, сразу рвали. Видите ли, наши родители думали, что связь с такой персоной, как Кшесинская, наделает им кучу неприятностей. Но Матильда была настойчивой: в 1961 году, когда ей было уже 90 лет, она приплыла на пароходе в Одессу , чтобы лично увидеться с внуками. Но, представьте себе, в порту ей даже не позволили спуститься с парохода!

Но Кшесинская не сдалась: она решила оставить для потомков конверт с письмом и копиями всех документов. Его мне передали в том же 1989 году.

- Поразительное совпадение!

В то время я очень много разъезжал в составе разных студенческих делегаций. Почти сразу после поездки в Польшу мы отправились в Антверпен . В качестве переводчика нас там сопровождала баронесса Анна де Кастерле. Однажды мы с ней разговорились, и баронесса рассказала, что в юности посещала балетные классы Матильды Кшесинской в Париже . Когда Анна узнала, что я потомок Матильды Феликсовны, она убедила меня отправиться в Париж. Мол, там меня ждут важные новости.

Собрав денег, я поехал в Париж. Там, накануне отъезда я увиделся с князем Мещерским в его роскошном поместье на юго-западе столицы.

Князь передал мне конверт с письмом от Матильды и копиями всех тех документов, которые я уже, по воле судьбы, видел в Варшаве.

К сожалению, в начале 1990 года мою квартиру в Ленинграде ограбили. Из ценного не пропало практически ничего, кроме того самого конверта со всеми бумагами…

Генетическая экспертиза

- И что вы намерены делать сейчас? Насколько я понимаю, вы убеждены в том, что вы прямой наследник последнего российского императора. Но ведь это достаточно просто проверить.

Конечно, именно поэтому мой отец, Юрий Константинович Севенард – родной сын Целины Кшесинской – в ноябре сдал образец ДНК в Институт общей генетики им. Вавилова . Генетики сравнят его с образцом ДНК Николая II. И тогда, надеюсь, все встанет на свои места.

История, рассказанная правнуком Матильды Кшесинской, больше похожа на блестящий сценарий для очередного голливудского байопика. Здесь есть все: трагическая личность Николая II, тайный и такой запретный брак с блестящей балериной, незаконнорожденная наследница короны, тысячи тонн золота, вывезенного из страны, целый детектив с поиском секретных документов, спрятанные дневники, склепы и ограбления. Пожалуй, этого бы с лихвой хватило даже не на один фильм. И даже неважно, что в истории есть целый ряд нестыковок. Вот, например, почти невероятно представить, что документы практически мировой важности, были спрятаны в расхлябанную скамейку, где их легко мог найти случайный прохожий. Или вот еще: кажущиеся просто нереальными суммы, которые Николай якобы вывез из страны прямо накануне разрушительной Первой мировой. Почему в то самое время, когда Россия в буквальном смысле голодала, он спокойно хранил 5 тысяч тонн золота в США? К слову, весь золотой запас страны к началу войны составлял 1311 тонн золота и Российская империя по этому показателю занимала первое место в мире!

Как бы то ни было, время и генетическая экспертиза (если она состоится) все расставят на свои места. Но кто знает, быть может совсем скоро Россия все же услышит о потомках последнего царя Николая II и славы русского балета Матильды Кшесинской.

КОМПЕТЕНТНО

Федор Дроздов, кандидат исторических наук:

То, что у Николая были отношения с Матильдой Кшесинской – это факт. Но говорить об их связи после женитьбы Николая на Александре Федоровне сложно: даже если они и виделись, все это делалось максимально секретно.

Но, извините, я никогда не поверю в то, что Николай в Царском Селе завещал престол своей незаконнорожденной дочери, происхождение которой еще надо будет доказывать. Тем более что в Российской империи приоритетное право престолонаследия всегда было по мужской линии. Напомню также, что Николай отрекся от престола и за себя, и за своего сына Алексея.

Теперь что касается личного вклада Николая II в Национальный резервный банк США. Бесспорно, какие-то капиталы царской семьи за рубежом существуют. На них, кстати, и раньше претендовали лже-дети императора. Но невозможно представить себе такой колоссальный частный вклад. Пять тысяч тонн золота – это уже не частные, а государственные объемы!

Нереальности всей истории придает то, что важнейшие исторические документы были найдены на кладбище. Подобное может произойти разве что в каком-нибудь захватывающем фильме.

Тем не менее, потомки Кшесинской вполне могут проверить свое родство с Николаем II. Но я думаю, скорее всего, «наследники последнего императора» окажутся обычными мошенниками, которые просто захотели получить пиар.

x HTML-код

Потомки Матильды Кшесинской раскрыли "Комсомолке" тайны их семьи. Роман ИГНАТЬЕВ

15/08/2017 - 17:39

Осенью этого года на широкие экраны выйдет уже успевший наделать много шума фильм Алексея Учителя «Матильда». В картине рассказывается о любовных отношениях последнего императора России Николая II и известной балерины Матильды Кшесинской. На официальном трейлере - большие золотые буквы - «Главный исторический блокбастер года». Претензий к «главный» и «блокбастер» нет, а вот настолько фильм исторический - большой вопрос.

Личность Николая II - это вовсе не темный лес. Царь и его супруга вели дневники и писали друг другу. Их жизнь была как на ладони. Чтобы узнать, как они жили, узнать их историю любви - достаточно посвятить время на изучение исторических документов.

Доподлинно известно, что по-настоящему любовные отношения у монарха были только с его законной супругой - Александрой Федоровной. Она стала матерью его пятерых детей. С другими женщинами, если и встречался Николай II, то только на официальных мероприятиях.

Так кто же такая Матильда? Матильда Кшесинская родилась в аристократической семье: ее родители работали в балетной труппе Императорского Мариинского театра. Они передали мастерство и своим детям: Матильде, ее сестре Юлии и брату Иосифу. Все они стали известными артистами балета.

Матильда была очень талантлива, её приняли в труппу Мариинского театра, где она выступала 27 лет.

Знакомство с царем у Матильды произошло 20 марта 1890 года, во время спектакля, посвященного выпускному вечеру. По традиции, на этом спектакле присутствовала вся императорская семья. Тогда Александр III протянул ей руку и попросил быть украшением стола. Он усадил юную Матильду рядом с наследником и в шутку попросил не флиртовать.

Однако чувства между Матильдой и Николаем Романовым вспыхнули мгновенно. Она сразу же влюбилась в голубоглазого наследника. Тем не менее, в дневнике самого Николая II нет ни одного слова об этой встрече. Затем они несколько раз встречались. Через полтора года после знакомства, по словам Матильды, встретились наедине.

После помолвки с Алиссой Гессенской (Александрой Федоровной) тайные встречи прекратились. Николай II написал прощальное письмо Матильде, утверждая, что их встречи - это самое лучшее воспоминание молодости. Кшесинская, к слову, тоже довольно быстро завела новый роман, с великим князем Сергеем Михайловичем, внуком Николая I. Впрочем, роман продлился недолго. У Матильды была очень бурная жизнь, она была очень ветрена. Из-за нее происходили дуэли, из-за конфликта с ней уволился директор императорского театра Сергей Волконский.

Несмотря на то, что существуют воспоминания Матильды, есть письма к ней самого Николая II и множество свидетельств людей, которые жили в то время, фильм вызвал большой резонанс ещё до своего выхода. По мнению многих, в числе которых и Наталья Поклонская, такой скандальных проект заведомо сулит высокую прибыль.»Матильда» не консолидирует общество, она его раскалывает.

Нельзя забывать, что Николая II не просто царь, он святой. В этом то и вся загвоздка. Историческое лицо, канонизированное церковью, стало «особо охраняемым объектом», а Учитель посмел посягнуть на то, что принадлежит совсем не ему.

Если вам понравилась эта публикация,