Любимый театр Любимова: история театра на Таганке. Актеры Театра на Таганке

taganka. theatre. ru

Театр на Таганке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) - московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.

История создания

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана.

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, - в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова.

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева.

Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов, и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки».

Юрия Любимова увлекли идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, - писал он, - нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…» Возглавив Театр драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Б. Брехта, Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным, но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года).

Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 60-70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы.

Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленые инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др.

Разделение

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки

В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.

В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда

Скандалы

26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-центра“», который «пропагандирует свои взгляды и цели со сцены Таганки». Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью».

Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными.

Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, "ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности".

Художественные руководители

Ю. П. Любимов

    Александр Плотников (1946-1964) Юрий Любимов (1964-1984) Анатолий Эфрос (1984-1987) Николай Губенко (1987-1989) Юрий Любимов (1989-2011). Валерий Золотухин (2011-2013)

Труппа театра

Народные артисты России

    Феликс Антипов (c 1968) Иван Бортник (c 1967) Любовь Селютина (c 1974) Зинаида Славина (c 1964) Юрий Смирнов (c 1963)

Заслуженные артисты России

    Анна Агапова Тимур Бадалбейли Анатолий Васильев Алексей Граббе Анастасия Колпикова Александр Лырчиков Лариса Маслова

Театр на Таганке был основан в 1946 году. Но настоящая его история начинается спустя почти два десятилетия, когда должность главного режиссера занял Юрий Любимов. Он пришел со своим дипломным спектаклем, с первого же показа вызвавшим резонанс. на Таганке, задействованные в постановках Любимова в последующие годы, стали известны на всю страну. Среди них - Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Ярмольник.

Краткая история

Основан театр был спустя год после окончания войны. Тогда он назывался иначе. Первой постановкой в Театре драмы и комедии, главным режиссером которого был А. Плотников, стал спектакль по произведению писателя Василия Гроссмана.

Юрий Любимов, занявший место Плотникова в 1964 году, пришел в театр со своими учениками. Первым спектаклем нового режиссера стал «Добрый человек из Сычуани». Ведущие актеры Театра на Таганке в ту пору - это Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев, Алла Демидова.

Любимов регулярно обновлял труппу. Преимущество он отдавал выпускникам Щукинского училища. Так, в середине шестидесятых в театр пришли Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Валерий Золотухин. А спустя несколько лет режиссер пригласил в труппу Ивана Бортника, Леонида Филатова, Виталия Шапошникова.

Расцвет

Театр на Таганке вскоре становится известен во всей стране как самый авангардный. Любимов почти не использует декораций. Его постановки вызывают неумолкаемые споры критиков. Актеры Театра на Таганке становятся настоящими звездами. В шестидесятые-семидесятые годы на постановки Любимова мечтает попасть каждый советский интеллигентный человек.

В восьмидесятые годы Юрий Любимов уезжает за границу. В этот период популярность театра падает. Руководителем становится Николай Губенко. Затем, после возвращения Любимова из эмиграции, театр подвергается переформированию. Несколько лет должность художественного руководителя занимает Валерий Золотухин.

Сегодня актеры Театра на Таганке - Дмитрий Высоцкий, Анастасия Колпикова, Иван Бортник и другие.

Владимир Высоцкий

Театр переживал разные времена. Состав труппы постоянно обновлялся. Но имя этого актера, даже спустя более тридцати лет после его смерти, навсегда связано с ним.

Владимир Высоцкий - актер Театра на Таганке с 1964 года. Он был задействован за шестнадцать лет работы в четырнадцати постановках. В немногих из них - в главной роли. Однако отчасти именно Высоцкому обязан театр столь громкой славе, прокатившейся по всему Советскому Союзу. На постановку «Гамлета» мечтали попасть миллионы. Однако даже не каждому жителю столицу удавалось приобрести вожделенный билет.

Впервые Владимир Высоцкий вышел на сцену в роли Второго бога в постановке «Добрый человек из Сычуани». Затем были работы в таких спектаклях, как «Антимиры», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые». В 1966 году состоялась премьера «Жизни Гелилея». В этой постановке Высоцкий сыграл главную роль.

«Гамлет»

Актеры Театра на Таганке, сыгравшие в постановке по произведению Шекспира:

  1. Владимир Высоцкий.
  2. Вениамин Смехов.
  3. Алла Демидова.
  4. Наталья Сайко.
  5. Иван Бортник.
  6. Александр Филиппенко.

Премьера спектакля состоялась в 1971 году. Постановка получила множество положительных отзывов, несмотря на то что была новаторской для советской театральной сцены. Кроме того, в ней несложно было рассмотреть критику существовавшей в тот период власти. Роль Гамлета для Высоцкого стала, по мнению многих, вершиной его актерского мастерства. В то же время некоторые современные критики полагают, что актеру удалась эта роль, за исключением знаменитого, ключевого в сюжете монолога «Быть или не быть». Высоцкий, по мнению профессионалов, не смог сыграть сомнение. Этот актер мог только «быть».

«Преступление и наказание»

Премьера спектакля состоялась в 1979 году. Раскольникова сыграл Александр Трофимов. В роли Разумихина на сцену вышел Борис Хмельницкий. Театр на Таганке был самым посещаемым в Москве. И постановка по произведению Достоевского вызывала не меньший интерес публики, нежели спектакли «Гамлет», «Жизнь Галилея». Спустя полтора года после премьеры исполнитель роли Свидригайлова ушел из жизни. 25 июля 1980 года Театр на Таганке, афиша которого на ближайшие дни была известна всем столичным театралам, был закрыт для зрителей: умер Владимир Высоцкий. Спектакли были отменены, но ни один человек не вернул билет в кассу.

Валерий Золотухин

Этот актер сыграл в Театре на Таганке более двадцати ролей. В том числе и в спектакле «Владимир Высоцкий», премьера которого состоялась в 1981 году. Актеры Театра на Таганке, задействованные в этой постановке:

  1. Екатерина Варкова.
  2. Алексей Граббе.
  3. Анастасия Колпикова.
  4. Анатолий Васильев.
  5. Татьяна Сидоренко.
  6. Сергей Трифонов.

В 2011 году Золотухин был назначен директором театра. Этому событию предшествовал скандал, вызванный разногласиями между Любимовым и актерами. Спустя два года Золотухин покинул пост директора. В конце марта 2013 года актер и режиссер ушел из жизни.

Анатолий Васильев

Этот актер пришел в театр в 1964 году. В кино он снимался мало, но был задействован в большинстве постановок Любимова. Анатолий Васильев - актер Театра на Таганке, который посвятил ему более пятидесяти лет. Последней постановкой, в которой он сыграл, стал спектакль по фантасмагорическому произведению Кафки «Замок».

Другие актеры

Несколько лет проработал в Театре на Таганке Леонид Ярмольник. Он был задействован всего в нескольких спектаклях. Среди них - «Час пик», «Мастер и Маргарита», «Павшие и живые».

Виталий Шапошников - актер театра на Таганке с 1968 года. В 1985 году перешел в «Современник». Но уже спустя два года снова вернулся в стены родного театра. Шапошников сыграл старшину Васкова в постановке «А зори здесь тихие», главную роль в спектакле «Емельян Пугачев». После смерти Высоцкого актер выходил на сцену в роли негодяя Свидригайлова. Также Виталий Шапошников был задействован в спектаклях «Тартюф», «Мать», «Пристегните ремни».

Борис Хмельницкий сыграл Воланда в постановке по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». На его счету также театральные работы в таких спектаклях, как «Жизнь Галилео Галилея», «Пугачев», «Три сестры».

Дмитрий Высоцкий - актер Театра на Таганке с 2001 года. Задействован в следующих спектаклях:

  1. «Венецианские близнецы».
  2. «Горе от ума».
  3. «Евгений Онегин».
  4. «Мастер и Маргарита».
  5. «Арабески».
  6. «Замок».

В спектакле по знаменитому произведению Михаила Булгакова Высоцкий играет главную роль.

«Павшие и живые»

Премьера спектакля состоялась в 1965 году. Посвящен он писателям и поэтам, участвовавшим в ВОВ. В спектакле были использованы поэтические произведения Маяковского, Твардовского, Светлова. Михаила Кульчицкого - молодого поэта, погибшего на фронте в 1943 году - играл Роль Павла Когана - автора романтических произведений, также не вернувшегося с поля боя - исполнял Борис Хмельницкий.

«Дом на Набережной»

В 1980 году Юрий Любимов поставил спектакль по повести Юрия Трифонова. В те далекие советские года это был довольно смелый поступок. О сталинском терроре тридцатых годов знали многое, но говорить об этих трагических страницах в советской истории столь громко было опасно. Премьера «Дома на Набережной» стала волнующим событием в культурной жизни Москвы. Главные роли исполняли Валерий Золотухин и

«Доктор Живаго»

Премьера спектакля по роману, за который автор был удостоен Нобелевской премии в 1965 году, состоялась спустя два года после развала Советского Союза. Режиссеру удалось сохранить неповторимую поэтику Пастернака. В постановке была использована музыка Альфреда Шнитке.

Другие спектакли, которые некогда шли на сцене Театра на Таганке:

  1. «Электра».
  2. «Подросток».
  3. «Медея».
  4. «Братья Карамазовы».
  5. «Шарашка».
  6. «Сократ».

«Мастер и Маргарита»

Юрий Любимов - первый театральный режиссер, перенесший на сцену сюжет великого романа. В постановке использованы произведения композиторов Прокофьева, Штрауса и Альбинони. Спектакль идет более четверти века. Отзывы зрителей о нем различные: от негативных до восторженных. Впрочем, стиль постановки Любимова всегда вызывал неоднозначные отклики у публики.

Мастера в спектакле играют попеременно Дмитрий Высоцкий и Роль возлюбленной главного героя исполняют три актрисы: Мария Матвеева, Алла Смирдан, Анастасия Колпикова. Понтия Пилата играет Иван Рыжиков. Другие актеры, задействованные в постановке:

  1. Александр Трофимов.
  2. Никита Лучихин.
  3. Эрвин Гааз.
  4. Сергей Трифонов.
  5. Тимур Бадалбейли.
  6. Александр Лырчиков.

«Вий»

Премьера спектакля по самой мистической повести Гоголя состоялась в октябре 2016 года. Эта постановка представляет собой необычное сочетание текстов русского классика и композиций музыканта Вени Д’ркина, ушедшего из жизни в 1999 году. Хому Брута играет Панночку - Александра Басова.

Какие спектакли в 2017 году представляет Театр на Таганке?

Афиша

  1. «Эльза» (14 января).
  2. «Венецианские близнецы» (15 января).
  3. «Владимир Высоцкий» (25 января).
  4. «Золотой Дракон» (26 января).
  5. «Фауст» (1 февраля).
  6. «Старая, старая сказка» (5 февраля).
  7. «Мастер и Маргарита» (7 февраля).
  8. «Евгений Онегин» (11 февраля).

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.

ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Московский театр на Таганке – создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры: Ю.П.Любимов (1964–1984), А.В.Эфрос (1984–1987), Н.Н.Губенко (1987–1989), Ю.П.Любимов (с 1989). С каждым из этих имен связан свой, бурный и драматичный, период истории театра.

Начало 1960-х были временем реформации советского театра. Утверждалась новая эстетика, гремели имена молодых режиссеров О.Ефремова , А.Эфроса, в Ленинграде – Г.Товстоногова . Театр, наряду с поэзией, становился главным искусством периода хрущевской оттепели, провозвестником новых идей, оплотом либеральной интеллигенции.

В 1963 третий курс Щукинского училища под руководством Ю.Любимова показал спектакль Добрый человек из Сезуана Б.Брехта . Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений; она провозглашала яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвертой стены», множественность, даже избыточность сценических приемов, удивительным образом сплавлявшая зрелище в единую цельность. В нем явственно чувствовалось возрождение театральных традиций динамичных 1920-х, режиссуры В.Э.Мейерхольда и Е.Вахтангова . Ю.Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он переформировал его труппу из выпускников своего курса.

Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра. Его знаком стали портреты, помещенные в фойе театра: В.Мейерхольд, Е.Вахтангов, Б.Брехт, К.Станиславский . Они продолжают украшать фойе театра.

Театр драмы и комедии на Таганке открылся 23 апреля 1964 спектаклем Добрый человек из Сезуана . Однако его актерский состав был уже несколько иным. Ю.Любимов тщательно формировал труппу театра, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых совершенствовать свою технику, осваивать новые приемы и способы сценического существования. Наверное, главное достижение первого таганковского спектакля – это невозможность разделить участников на «своих» и «пришлых»: все они говорили на одном языке, сохраняя единство эстетики спектакля и обогащая ее своим личностным и актерским опытом.

Так начался первый этап жизни, наверное, самого «громкого» московского театра – Театра на Таганке. Здесь максимально нашли свое отражение принципы «шестидесятников», о которых пел Б.Окуджава : «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» Любимов объединял в постановочных группах своих спектаклей близких себе по духу писателей и поэтов (А.Вознесенский , Б.Можаев, Ф.Абрамов , Ю.Трифонов), театральных художников (Б.Бланк, Д.Боровский , Э.Стенберг , Ю.Васильев, Э.Кочергин , С.Бархин , М.Аникст), композиторов (Д.Шостакович , А.Шнитке , Э.Денисов , С.Губайдулина , Н.Сидельников). Особым явлением стал художественный совет театра, каждый из членов которого обладал весомым профессиональным и общественным авторитетом и готов был отстаивать спектакли Таганки в самых «высоких» кабинетах.

Главным творческим направлением Таганки стал поэтический театр, но не камерной, а публицистической поэзии. Это направление в определенном смысле было «обречено на успех»: именно поэты-публицисты собирали в конце 1960-х полные стадионы зрителей и слушателей, становились кумирами своих современников. Не случайно в репертуар театра были включены два спектакля по произведениям А.Вознесенского – Антимиры и Берегите ваши лица (второй из них был запрещен вскоре после премьеры, что только добавило спектаклю популярности). Зеркалом художественной программы театра были поэтические спектакли Павшие и живые, Послушайте, Пугачев и др. Однако и в постановках прозаических или драматургических произведений господствовал дух вольной и общественно значимой поэзии, яркая сценическая метафора, исполненная современных аллюзий. Так было со спектаклями Десять дней, которые потрясли мир, А зори здесь тихие, Гамлет, Деревянные кони, Обмен, Мастер и Маргарита, Дом на набережной и др.

Театр на Таганке дал старт огромной популярности его актеров. Многие из них начали много сниматься в кино (В.Золотухин, Л.Филатов , И.Бортник, С.Фарада, А.Демидова , И.Ульянова и др.). Однако легендарными становились и имена тех артистов Таганки, чья кинематографическая жизнь сложилась менее успешно. Ярчайший пример – З.Славина, практически не имеющая громких ролей в кино, но, несомненно, бывшая в те годы звездой первой величины. И, конечно, В.Высоцкий , чья известность была абсолютной, и такой же «скандальной», как и слава всего театра на Таганке. Актерские работы театра поражали не только публицистическим темпераментом и непривычным способом сценического существования, но и уникальной пластической разработкой образов. Так, например, знаменитый монолог Хлопуши в спектакле по С.Есенину Пугачев В.Высоцкий исполнял, казалось, за гранью физических возможностей человека.

Спектакли Ю.Любимова всегда были, несомненно, авторскими, и отличались чрезвычайно интересной работой с текстом. Автором многих композиций была тогдашняя жена Любимова, актриса театра им.Вахтангова , Л.Целиковская (А зори здесь тихие, Деревянные кони, Товарищ, верь… и др.).

К концу 1970-х Театр на Таганке приобретает мировую известность. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976) спектакль «Гамлет» в постановке Ю.Любимова с В.Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю.Любимов получил и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980). Многие эстетические приемы Театра на Таганке стали поистине новаторскими и вошли в классику современного театра (световой занавес и т.д.). В разработку визуального образа спектаклей огромный вклад внес один из лучших сценографов нашего времени, постоянный художник театра Д.Боровский .

Однако, наряду с художественным, особый интерес представляет общественный, социальный авторитет Театра на Таганке того времени. С каждым спектаклем его политическое звучание становилось все более острым и откровенным. Противоречивые и неоднозначные отношения сложились у театра с официальной властью. С одной стороны, Ю.Любимов занял положение «официального диссидента»: чуть ли не каждый его спектакль с трудом пробивал себе дорогу к зрителю, испытывая серьезное давление и находясь под угрозой запрета. В то же время, к 1980, власти построили для Театра на Таганке новое здание с современным техническим оснащением. Демократичные, антимещанские и весьма сложные эстетически спектакли театра насчитывали среди своих поклонников не только либеральную интеллигенцию, но и управленческую, чиновничью элиту. В 1970-х билет в Театр на Таганке стал знаком престижа и у т.н. «буржуазной» прослойки, – наряду с дубленкой, фирменными джинсами, машиной, кооперативной квартирой.

Этот этап жизни театра сопровождался громкими скандалами; еще до выпуска его спектакли входили в контекст художественной жизни Москвы. Такое положение не могло продолжаться долго. В определенном смысле знаком, отметившим завершение этого этапа жизни театра, стала смерть В.Высоцкого в 1980. В том же году по приглашению Ю.Любимова в Театр на Таганке вернулся Н.Губенко.

В начале 1980-х спектакль Владимир Высоцкий , посвященный Любимовым памяти поэта и артиста, был категорически запрещен к показу. Был закрыт и следующий спектакль, Борис Годунов , а также репетиции Театрального романа . А в 1984, в то время как Ю.Любимов был в Англии на постановке спектакля Преступление и наказание , его освободили от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишили советского гражданства.

Коллектив Театра на Таганке находился в полной растерянности. И в это время власти делают очень сильный политический ход, ведущий театр к цугцвангу, к ситуации, когда ни при каких условиях он не мог выиграть: главным режиссером назначается А.Эфрос. Творческая индивидуальность А.Эфроса очень сильно отличалась, – если не сказать противоречила, – индивидуальности Ю.Любимова. Правда, еще в 1975 Любимов пригласил А.Эфроса в Театр на Таганке на постановку Вишневого сада . Тогда это, несомненно, было шагом солидарности с опальным режиссером; а разовая работа актеров с представителем иного эстетического течения расценивалась как обогащение творческой палитры коллектива. Но в 1984 смена художественного руководства должна была бы означать кардинальное изменение всей эстетической платформы театра. Однако причины глубокого конфликта «Таганки» с Эфросом в середине 1980-х были, несомненно, не творческими, а социально-нравственными: был нарушен главный принцип «шестидесятников» – единение.

Сам Любимов расценил приход А.Эфроса на Таганку как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Некоторые из артистов, присоединившись к его мнению, демонстративно покинули труппу (например, Л.Филатов). К творческому сотрудничеству оказались способны немногие – В.Золотухин, В.Смехов, А.Демидова. Большинство «любимовских» артистов фактически объявило Эфросу бойкот. В этом конфликте не было правых и виноватых: правы были все; и проиграли тоже все. А.Эфрос восстановил в театре на Таганке Вишневый сад , поставил На дне, Мизантропа, Прекрасное воскресенье для пикника . А в 1987 А.Эфроса не стало.

Художественный руководителем Театра на Таганке по просьбе коллектива стал Н.Губенко. Он же возглавил двухлетнюю борьбу за возвращение на родину и в театр Ю.Любимова. В 1989 Ю.Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили гражданство. Его имя было официально возвращено в контекст художественной жизни России; восстановлены запрещенные ранее спектакли. Однако «возвращения на круги своя» не получилось. Ю.Любимов не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде – он был вынужден совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. Существование актеров осложняли и тогдашние социальные потрясения, связанные с гиперинфляцией и изменением политической формации. Театр вновь оказался расколотым. На этот раз нарастал конфликт уже с Ю.Любимовым.

В 1993 значительная часть коллектива Таганки (в том числе – 36 актеров) выделились в отдельный театр под руководством Н.Губенко. «Содружество актеров Таганки» работает на новой сцене театра. Ю.Любимов, с оставшимися и вновь набранными актерами, работает в старом здании. Среди них такие «ветераны» Таганки, как В.Золотухин, В.Шаповалов, Б.Хмельницкий, А.Трофимов, А.Граббе, И.Бортник и др.

С 1997 Ю.Любимов отказался от зарубежных контрактов, решив вновь полностью посвятить себя театру на Таганке. После возвращения он поставил ряд классических спектаклей: Пир во время чумы А.С.Пушкина, Самоубийца Н.Эрдмана, Электра Софокла, Живаго (Доктор) Б.Пастернака, Медея Еврипида, Подросток Ф.М.Достоевского, Хроники У.Шекспира, Евгений Онегин А.С.Пушкина, Театральный роман М.Булгакова, Фауст И.В.Гете. В репертуаре – и современные произведения: Марат и маркиз де Сад П.Вайса, Шарашка по А.Солженицыну и др. Театр на Таганке пользуется популярностью у зрителей, однако, это, несомненно, уже совсем другой театр.

В декабре 2010 Любимов ушел в отставку. Причиной его ухода стал конфликт с труппой.

В июле 2011 директором театра и художественным руководителем стал Валерий Золотухин. В марте 2013 Золотухин оставил пост в связи с состоянием здоровья.



Тот самый театр, где когда-то работал Высоцкий, и где начинал свою большую карьеру Золотухин. Театр, начинавший свою работу не с постановок драмы, а с инсценировок поэтических произведений Пушкина и Маяковского. Театр драмы и комедии, театр на Таганке. Об истории знаменитого московского театра расскажет сегодня сайт.

Театр драмы и комедии

Театр на Таганке был создан в 1946 году, почти сразу после окончания войны. В то время главным режиссером назначили Александра Плотникова, который предложил для премьерного спектакля «Народ бессмертен» по мотивам романа Василия Гроссмана. Труппу набрали быстро — из учеников московских театральных студий и различных театров помельче.

Театр на Таганке был создан почти сразу после окончания войны


Правда, дело как-то не задалось: театр не пользовался популярностью у зрителей. К 1964 году ситуация сложилась настолько плохая, что Театр драмы и комедии имел самые низкие рейтинги и был последним по посещаемости театром. Именно тогда главным режиссером назначили Юрия Любимова, в то время актера театра имени Вахтангова, который и сделал театр на Таганке таким, каким мы его знаем и любим.

Театр на Таганке

Дебют Любимова

Дебютной постановкой Любимова в качестве режиссера на сцене театра на Таганке был спектакль по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана», ставший настоящим символом театра и сохранившийся в репертуаре и по сей день. Это была дипломная постановка его учеников по Щукинскому училищу, которых он и привел с собой в труппу. Следующие спектакли только подкрепили успех Любимова. Одними из самых известных были «Десять дней, что потрясли мир» по Риду, «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Деревянные кони» и «Мастер и Маргарита».


Юрий Любимов, знаменитый режиссер тетра на Таганке

Брехт в основе Таганки

Вообще, Любимов был поклонником идей «эпического театра» Брехта. Немецкого драматурга он ставил в один ряд с такими знаменитыми писателями как Шекспир и Мольер. Взойдя на режиссерский трон, Любимов повесил в фойе театра портреты «трех столпов театра»: Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Правда, райком партии настойчиво порекомендовал ему добавить к этой троице еще и Станиславского.

Юрий Любимов был поклонником идей «эпического театра»


Кстати, именно Любимов добавил к названию «Театра драмы и комедии» знаменитое «на Таганке», которое с легкой руки московских театралов быстро превратилось в просто «Таганку». Любимов перевернул все с ног на голову не только в области репертуара, но и относительно декораций. При нем довольно консервативный театр на Таганке стал самым авангардным театром страны. Театр обходился почти без занавеса и декораций, применяли пантомиму и теневой театр. Спустя 10 лет театр стал самым посещаемым в Москве.



Выставка в фойе театра

Поэзия и проза: новое видение

Любимов привнес в работу театра новые идеи. Например, слова на сцене перестали иметь такой большой смыл, на передний план вышли музыка, пени и движение. Первым спектаклем, основанном на стихах, стали «Антимиры» по Вознесенскому. На сцене появлялись Чехов и Брехт, Пушкин и Маяковский, Булгаков, Пастернак и Достоевский, здесь встречались Серебряный век и стихи военной поры. Все это органично уживалось в авангардном театре на Таганке.

Высоцкий за «Гамлета» получил гран-при на фестивале «БИТЕФ»


На сцене работали знаменитые актеры, в том числе Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Зинаида Славина, Алла Демидова и сам Владимир Высоцкий! Он был по-настоящему скандальной личностью, например, многие критики отмечали, что знаменитый монолог Хлопуши из «Пугачева» по Есенину он исполнял за гранью физических возможностей человека. А в 1976 на театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» с Высоцким в главной роли получил гран-при. В 80-х в честь артиста был поставлен спектакль, названный его именем, но он вскоре был запрещен.



Владимир Высоцкий в знаменитой роли Гамлета

Разлука и раскол

Из-за необычного взгляда на принципы театрального искусства у Любимова не прекращались проблемы с советской властью. Закончилось все тем, что в 1984 режиссер был вынужден покинуть страну и разлучиться с любимым театром. Полоса отчуждения длилась 5 лет, и жизнь театра на Таганке разделилась на «до» и «после».

Из-за проблем с советской властью Любимов покинул страну на 5 лет


Все это время на посту режиссера находился Эфрос, чье творческое видение в корне расходилось с точкой зрения Любимова. В начале перестройки Любимову позволили вернуться, и он с новыми силами принялся возрождать свое любимое детище. Именно благодаря нему на сцене Таганки появились знаменитые спектакли «Живой», Владимир Высоцкий" и «Борис Годунов», которые были запрещены. Поставил он и новые спектакли: «Самоубийца», «Электра», «Евгений Онегин».



Спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра на Таганке

В 1992 труппа театра раскололась надвое, и от Таганки отделилась группа, назвавшая себя «Содружество театров Таганки», которая под руководством Николая Губенко заняла новое здание театра на Таганке. Но это не сломило железную волю Любимова: он продолжил творческую работу, взялся за «Фауста» и даже поэзию обэриутов.

Юрий Любимов покинул пост руководителя театра на Таганке в 2011 году


В 2011 Юрий Любимов все-таки покинул пост руководителя театра, и бразды правления перешли к Валерию Золотухину. Но из-за плохого здоровья Золотухин тоже был вынужден отказаться, и через полтора года новым директором был назначен Владимир Флейшер.