Направления социальной политики в россии. Основные направления социальной политики государства в россии

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия занимает в Европе 23 место из 29 (оценка дана по итогам июля 2011 года). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новых бедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Основными направлениями социальной политики России являются:

I. Политика в области улучшения жилищных условий.

II. Политика в области регулирования пенсионного обеспечения.

III. Политика в области здравоохранения.

IV. Политика в области образования.

V. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.

VI. Политика в области регулирования доходов населения.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальная политика в сфере здравоохранения; социальная политика в сфере образования; социальное страхование; социальная защита работников; политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.

I. В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем - достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м 2 против 35 и 70 м 2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Общий объем жилищного фонда России - 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений). Однако из них: 62,1 процента старше 30 лет, 3,1 процента (88,7 млн. кв. м) - это ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн. человек;

Более 15 млн. человек проживают в панельных зданиях, построенных в 50-60 гг., около 40 млн. человек - в неблагоустроенных квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 кв. м на человека. Это в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах (например, Мадрид - 24, Париж, Лондон - 32, Стокгольм - 40 кв. м на человека).

Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных - по отечественным меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18 м 2 на человека, проживает четверть населения России.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия договоров, поскольку наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности.

По подсчетам специалистов , при самых благоприятных для развития ипотеки обстоятельствах реально использовать этот финансово-экономический инструмент сможет не более 7-8% населения России. На начало 2010г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 2,82 млн. семей (5,5% от общего числа семей). Получили жилые помещения и улучшили жилищные условия за прошедший год 244 тыс. семей (8,6% от числа, состоявших на учете на начало 2010г.). В их числе 82,1 тыс. семей участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, что в 2,8 раза превышает число семей указанных категорий, состоявших на учете на начало 2010г., 9,2 тыс. семей ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (4,2% от их числа, состоявших на учете на начало 2010г.).

Важным направлением реализации Национального проекта является обеспечение жильем молодых семей. В 2010г. число молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, составило 29,2 тыс. (на 4,3% меньше, чем в 2009г.), из них 10,6 тыс. (более одной трети от числа молодых семей) - проживающих в сельской местности. Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 2010г. составило 408,4 тыс. (на 2% больше, чем в 2009г.), из них 129,9 тыс. - проживающих в сельской местности (32% от числа молодых семей). В 2010г. из 10,8 тыс. семей молодых специалистов, проживающих в сельской местности и состоявших на учете в качестве нуждающихся, получили жилые помещения и улучшили жилищные условия более 2 тыс. семей.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на конец 2011 года состояло 849,2 тыс. граждан (семей), что на 6,3 тыс. меньше, чем на конец 2010 года. Время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет. Количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей). Общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. м 2 (55% имеющегося фонда). Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета за 2006 - 2010 годы - 181,7 тыс. семей.

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье. Социологические опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый дом или квартиру, и вынуждены многие годы откладывать такую покупку.

II. Доходы Пенсионного Фонда России в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом и составили 5,14 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2009 году составил 3,3 трлн. рублей. Суммарные доходы бюджета Фонда в 2011 году в сумме составили 5,14 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 4,82 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

Средний размер трудовой пенсии в России после индексации 1 апреля 2012 года на 3,41 процента составляет 9,8 тысяч рублей. Социальные пенсии вырастут на 14,1 процента, в результате чего средний размер социальной пенсии составит 5,8 тысячи рублей.

Таким образом, в 2011 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 40 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,7 раза и составлял 8,412 тысячи рублей.

III. Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию .В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг - за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием - в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 40-50% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.

В 2007 году было зарегистрировано 924,8 больных с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1000 человек населения. Показатель младенческой смертности в России за 2011 год составил 18,6 на 1000 родившихся живыми. При этом снижение младенческой смертности произошло во всех федеральных округах. Все это стало результатом действия программы «Родовый сертификат», которой в настоящее время охвачено 92,7% женщин и новорожденных.

IV. В 2008г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 4,7%), в то же время увеличилось число гимназий и лицеев. В 2010г. аттестат об основном общем образовании получили 1302,8тысяч человек, о среднем (полном) образовании 719,6. Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2010г. на 8,3%. Численность принятых на заочную форму обучения в 2011 году превысила 3,5 миллиона человек. Прием на обучение в государственные и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 1195,4 тыс. человек. По результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные ВУЗы принято 1566,0 тыс. человек.

Платных образовательных услуг населению в феврале 2012г. было оказано по предварительным данным на 443,6 млрд. рублей . 28% семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе.

Существующая на данный момент система образования постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв теории от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают .

V. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2012г. составила 75,2 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с мартом 2012г. численность занятого населения увеличилась на 1064 тыс.человек, или на 1,5%, численность безработных уменьшилась на 502 тыс.человек, или на 10,3%. По сравнению с апрелем 2011г. численность занятого населения выросла на 1143 тыс.человек, или на 1,6%, численность безработных сократилась на 1039 тыс.человек, или на 19,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце апреля 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1254 тыс.человек, что на 4,5% меньше по сравнению с мартом 2012 года.

Средний возраст безработных в апреле 2012г. составил 35,2 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,7%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с апрелем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,0 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,3 процентного пункта. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2012г. составил 15,6%, в том числе среди городского населения - 14,3%, среди сельского населения - 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза. Среди безработных 29,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,7% безработных (застойная безработица).

В апреле 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,6% (в апреле 2011г., соответственно, 21,6% и 22,9%).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе .

VI. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2009 году составили 101, 8%, в 2010 104, 7. За 2011 год реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 0,8% по сравнению с 2010 годом. Денежные доходы (в среднем на душу населения) в декабре 2011 года составили 31 197 руб., что на 13,7% больше по сравнению с данными за декабрь 2010 года и на 47,9% по сравнению с ноябрем 2011 года. За 2011 год денежные доходы населения выросли на 9,7% по сравнению с 2010 годом.

Среднемесячная начисленная заработная плата в декабре 2011 года, по предварительным данным, составила 30 856 рублей. По сравнению с декабрем 2010 года рост показателя составил 11,3%, по сравнению с ноябрем 2011 года - 27,0%. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2011 году составила 23 532 рубля и по сравнению с 2010 годом выросла на 12,2%.

Реальная заработная плата в декабре 2011 года выросла по сравнению с декабрем 2010 года на 4,9%. По сравнению с ноябрем текущего года реальная заработная плата выросла на 26,4%. За 2011 год рост показателя по отношению к 2010 году составил 3,5%.

В статистику реальных располагаемых денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством. А при учете реальной величины заработной платы закладывается средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи тоже увеличиваются, при этом рост номинальных зарплат заморожен, скорее даже наблюдается их снижение. В долларовом выражении доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля, их снижение произошло примерно на 35%.

Генеральный директор Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) Владимир Андреенков отметил, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру по больнице и не вполне отражают те противоречивые тенденции, которые идут в сфере оплаты труда в разных регионах и в различных слоях населения. Ведь существенный вклад в повышение среднего уровня зарплат вносит Москва, а также другие крупные города. Это ретуширует крайне низкий уровень доходов населения в большинстве регионов. Но основной причиной падения реальных доходов населения является огромная инфляция. Отчасти это падение, прежде всего в своих интересах, пытаются компенсировать работодатели, так как уже наметилась тенденция ухода зарплат в тень. В период кризиса наиболее явно проявляется «универсальный закон», согласно которому бедные становятся еще беднее, а богатые -- богаче. Наиболее актуален сейчас вопрос о том, как будут меняться пропорции между слоями. По некоторым произведенным оценкам уже очевиден ряд тенденций. Так, произойдет значимое расширение бедности за счет людей оказавшихся полностью или частично «за бортом», сузится и средний класс, который достаточно быстро прирастал в последние годы. В те же время вряд ли произойдет существенное падение доходов и статусов высшего среднего класса. По итогам 2011 г. количество людей, живущих за чертой бедности, практически не сократилось. В конце прошлой недели Минэкономразвития опубликовало предварительную оценку численности бедного населения, проживающего в России. Согласно этим данным, в 2011г. 24,5 млн. человек имели доходы ниже величины официально установленного прожиточного минимума (6,473 руб. в месяц). Таким образом ситуация с бедностью в России практически не улучшилась. Очевидно, что в условиях экономического кризиса, сопровождающегося повышением уровня безработицы и существенным замедлением роста реальных доходов населения, а в последние месяцы - даже их падением, ситуация с бедностью может только ухудшиться.

Из всего этого можно сделать вывод, что социальная политика в России не эффективна. В настоящее время очень медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам; повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий; имеет место проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается; существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды; снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг; количество безработных с каждым днем увеличивается; система образования страны близка к состоянию общей стагнации; качество жизни россиян находится на низком уровне. Все это, особенно сейчас, в период экономического кризиса, требует принятия адекватных мер путем реформирования общественной жизни, проведением эффективной социальной политики государства.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: регулирование занятости, политика государства в формировании доходов, политика здравоохранения, социальная защита граждан, жилищная стратегия.

К важнейшим из них следует отнести политику занятости населения.

Политика занятости – это одно из направлений социальной политики, посредством которых решается или снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости рассматривается в контексте мер по стимулированию экономического роста и преследует цели:

· создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;

· забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;

· более полное использование частично занятой рабочей силы;

· создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

· инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранения и накопления;

· развитие механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).

Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера – выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования, а также использование вынужденных отпусков в целях переподготовки и получения дополнительного образования.

Вместе с тем в последнее время отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, которые направлены на регулирование спроса на труд и требуют значительных финансовых затрат. Речь идет, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, временных субсидий, покрывающих часть заработанной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных, молодежи и обычно не ведет к созданию дополнительных рабочих мест, однако содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны.

Дорогостоящей, но перспективной мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное е преимущество – адресный характер. Такие программы наиболее рационально используются при финансировании инфраструктурных проектов, в том числе в сельской местности, что предоставляет людям работу и дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона.



Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости на основе гибких графиков. Это позволяет сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.

Еще одна составляющая социальной политики – политика государства в формировании доходов.

Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются: заработная плата, прибыль, рента, процент (на капитал), государственные (трансфертные) платежи.

Несмотря на различия этих форм доходов, каждая из которых имеет свою собственную сущность, все они могут предоставляться в виде: номинального, располагаемого и реального.

При этом доход, оцениваемый в денежном выражении, есть номинальный доход, а реальный – та сумма товаров и услуг, которые приобретены на денежный доход. Располагаемым же считается номинальный доход за вычетом налогов.

Источниками современных доходов могут быть: экономическая деятельность, осуществляемая в той или иной сфере экономики в пределах существующих в данной стране доходов, и теневая, не вписывающаяся в существующие законы, но приносящая субъекту доход.



Инструментами государства для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен и другие инструменты.

Государство, проводя социальную политику, отслеживает и состояние здоровья населения. Так как здоровье человека является наивысшей социально-экономической ценностью общества, его охрану и укрепление государство рассматривает как один из приоритетов государственной социальной политики.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп населения качественной доступной медицинской помощью, повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни, особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика, выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний, совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

В структуру социальной политики входит политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения т тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Главными принципами политики социальной защиты являются: гуман-ность, адресность защиты, всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения, интегра-ционность различных частей системы в единое целое, гибкость системы, надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя.

Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:

· социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);

· социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;

Социальная поддержка – это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др.

Жилье является одной из первостепенных потребностей населения.

Степень удовлетворения потребности в жилье во многом предопределят социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации. Одним из приоритетов социально-экономического развития страны и снижения остроты жилищной проблемы признано развитие жилищного строительства. Однако в условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, который зависит от финансовых возможностей семей, а также от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.

При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государство проводит жилищную политику – часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

При реализации этой политики государство в качестве инструментов использует:

· льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;

· систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);

· систему регулирования оплаты социального жилья;

· государственные займы на строительство жилых домов;

· субсидирование процентов по кредитам и выдачу прямых кредитов на строительство и приобретение жилья;

· жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;

· субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилья и т.д.

Жилищная политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья.

Таким образом, роль социальной политики проявляется в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, создании условий для роста благосостояния и уровня жизни всех членов общества. Тем не менее ее применение ограничено как бюджетными рамками, так и необходимостью сохранения рыночных принципов стимулирования труда и получения доходов.

Модели социальной политики

Образцом успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализована в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные, выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости – уравнительного и распределительного.

В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области обеспечения роста экономической эффективности.

Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880г. впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.

В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.

Либеральная модель социальной политики функционирует в Великоб-ритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия – малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тыс. программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.

Отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, консервативной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики оказывают материальные основы общественной жизни. Так, например, разные страны имеют различную демографическую структуру населения, которая определяет коэффициент нагрузки. При этом нагрузка на трудоспособное население может увеличиваться как со стороны детей, так и со стороны пожилых людей. За счет этих факторов расходы на социальные программы будут иметь разную структуру. Существенное влияние на социальные программы оказывает экономическая и политическая обстановка (например, войны, блокады, эмбарго). Для формирования социальной политики нужно ясно представлять как социальную стратификацию общества, так и цели социально-экономических преобразований.

Наряду с этим большое значение имеет и характеристика субъектного фактора. Поскольку поведение людей, обладающих определенными интересами, возможностями, социальной активностью, мобильностью, типом культуры, формирует социальную сферу, поэтому для социального управления, выбора модели социальной политики необходимо иметь четкое представление о стимулах, предпочтениях различных социальных групп, традициях населения страны.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. - 2010. - №1. - с. 3-17.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Существует шесть основных направлений социальной политики:

1. политика в области улучшения жилищных условий;

2. политика в области регулирования пенсионного обеспечения;

3. политика в области здравоохранения;

4. политика в области образования.

5. политика в области регулирования уровня безработицы и занятости;

6. политика в области регулирования доходов населения.

В социальной политике государства составную часть представляет политика доходов, которая призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подрывая при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Следующая составляющая деятельности государства связана с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства.

Необходимо также отметить, что различия в уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к свойствам труда и его качества у самого работника. К таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. Функция перераспределения государством ВВП в том, чтобы уменьшить эти различия и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов. Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах, но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счёт прибыли предприятий и различных фондов.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании новых членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении получения образования, сохранения здоровья.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трём направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда.

Второе направление определяется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом работника, а в расчёт берётся размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления заключается в том, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода дополнительные доходы: они не проходят через бюджет семьи.

Такие доходы распределяются без учёта меры труда и целиком определяются интересами и возможностями общества.

Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда. Они также способствуют удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения общеобразовательного и культурного уровня, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения.

Социальная политика государства включает также гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнёрства. Инструментом такого взаимодействия являются трёхсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов. Эти комиссии ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат.

Соглашения о социальном партнёрстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы,

создание новых рабочих мест и т.д.) и наёмных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

Однако чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведёт, с одной стороны, к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в экономической и духовной сфере жизнедеятельности человека.

2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения

В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест;

образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый "челночный" бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его "блок" (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т.д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ - сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором - заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Итак, результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, функции и уровни социальной политики. Принципы и направления социальной политики. Типы и модели социальной политики государства. Результативность социальной экономики и ее основные показатели. Совершенствование социальной политики в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Основные категории и понятия социальной политики, принципы ее формирования и оценка эффективности. Отличительные особенности и главные приоритеты социальной политики современной России, необходимость и направления ее реформирования, правовое обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Характеристика понятия "социальная политика" и основные взгляды исследователей по данному направлению. Социальные проблемы современной России и разработка рекомендаций по их устранению. Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2013

    Финансовая политика: содержание, основные направления на современном этапе развития России. Реформы в области социально-экономической политики, направления их разработки и реализации, оценка эффективности. Стратегия реформирования здравоохранения.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Понятие, цели и функции социальной политики, ее основные направления реализации, существующее модели и их отличительные признаки. Главные показатели социального развития белорусской экономики, оценка его темпов и особенности на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Основные понятия, цели, функции, задачи социальной политики государства. Критерии оценки практической эффективности данной сферы государственной деятельности и принципы его регулирования, необходимость и возможные направления совершенствования в России.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2014

    Происхождение и сущность социальной политики государства, ее функции и методы. Анализ состояния социальной политики в России. Модели организации социального страхования. Определение проблемы повышения уровня жизни населения РФ в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением экономики, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации (сосредоточения) всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока (элемента), каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В-третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.

Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства.

1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции;

социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования;

социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства;

социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время;

бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства;

семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов;

семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери;

самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.

Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Речь идет здесь о таком содержании социальной политики, в которой реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т. д.

Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обусловливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т. д. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшении численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам).



По вопросу социального неравенства в обществе между группами людей можно отметить два крайних подхода. Один из них сводится к одобрению политики неравенства и ее оправданию. Известный русский философ Н.А. Бердяев так выразил свое отношение к этому вопросу: «Неравенство есть могущественное орудие развития производительных сил. Уравнение в бедности, нищете сделало бы невозможным развитие производительных сил. Неравенство есть условие всякого творческого процесса, всякой социальной инициативы, всякого подбора элементов, более годных для производства».

Другой подход (представлен в основном марксистской концепцией в философии и социологии) сводится к отрицанию любого социального неравенства, во всяком случае в далеком будущем. В каждом подходе есть, конечно, свои положительные моменты, чего нельзя отрицать. Поэтому не случайно считают, что истина находится посредине. С этой точки зрения, говоря о позиции Н.А. Бердяева, нужно подчеркнуть: все хорошо в меру.

Ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т. е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе.

Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1: 20 - 50 и более (по данным разных источников). Хотя в развитых странах это соотношение составляет 1: 5 - 10.

Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи (обслуживания) в сфере здравоохранения, распределения жилья и т. д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.

Известно, что в разных странах сложилась разная система оказания социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство.

Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны (возьмите хотя бы сокрытие ими доходов, игнорирование налоговой системы).

Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.

Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным в России сегодня. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.

Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего, системного кризиса.

Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно (и нужно) рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т. е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить «социальные болезни», но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех иных видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

1. Что такое социальная политика?

2. Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики.

3. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?

4. Назовите основные направления социальной политики государства.

5. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики.

6. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества?

7. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой?

1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. - М.: Политиздат, 1989.

2. Антология социальной работы: В 5т. - Т. 3: Социальная политика и законодательство в социальной работе/Сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1995.

3. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. - М.: Политиздат, 1989.

4. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. - М.: Политиздат, 1980.

5. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М., 1992.

6. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - М., 1998.

7. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

8. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 года)/РАН. Ин-т социально-политических исследований. - М.: Academia, 1995.

9. Социальная политика России на современном этапе: Учеб. пособие/Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

10. Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ).- М.: РАН, 1992.

11. Социальные ориентиры изменяющегося общества: Сб. статей РАН,- М., 1993.

12. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2.

13. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. - Ч. 1.- М.: МГСУ, 1994.

14. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.