Народная мысль в войне и мире каратаев. Сочинение ««Мысль народная» в романе «Война и мир

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, - этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Тест по произведению


Коль вдруг муравьи сообща нападут,

Осилят и льва, как бы ни был он лют.

Роман-эпопея «Война и мир» является самым масштабным произведением Льва Николаевича Толстого, охватывающее жизнь всех слоев общества до и после войны 1812 года. Он показывает взлеты и падения персонажей, но самым главным героем является народ. Из множества тем романа автор уделяет особое внимание “народной мысли”.

Л.Н.Толстой задавался вопросом: «Что движет историю: народ или личность?» И на протяжении всего романа историю создает и влияет на нее народ. Именно единство русских людей, основанное на любви и привязанности к родной земле, помогло им одержать победу над французской армией. Злость за потревоженное спокойствие и мирную жизнь, убитых родных и разорение страны двигала ими во время сражений. Люди всячески старались помочь, проявить себя, забывая обо всем, что их держит, и были готовы насмерть постоять за Отечество. Война состоит из маленьких подвигов, которые имеют большое значение.

Совершая их, они показывают самое главное качество народа – патриотизм, который, по мнению Л.Н.Толстого, бывает истинным и ложным. Обладателями истинного патриотизма является семья Ростовых, Тихон Щербатый, Кутузов, Тушин, Пьер Безухов, Марья Болконская. Автор также противопоставляет их другим героям романа, общество которых наполнено лицемерием и фальшью.

Например, во время переезда семьи Ростовых из осажденной Москвы все вещи были собраны на подводы. В этот момент раненые солдаты просят о помощи. И Наташа, умоляя родителей, просила оставить подводы для нуждающихся раненых. Конечно, они могли воспользоваться шансом и спасти свое имущество, но чувство долга, сострадания и ответственности взяли вверх.

Но есть люди, совсем не заинтересованные в жизни страдающего населения.

Карьерист Берг интересовался только модой и жаждал денег. Даже во время пожара в Смоленске он думает не о том, что бы потушить, а ищет себе выгоду в покупке новой мебели.

Пьер Безухов, ставший наследником богатого графа Безухова, полностью на наследованные деньги снаряжает полк. Он мог растратить их в личных целях: на гуляньях и балах, но он поступил благородно, помогая народу. А салон А.П. Шерер наоборот ничего не предпринимает. Как обычно, их беседы полны сплетен и пустых разговоров о войне. Штраф за использование в речи французских слов никак не мог помочь народу. Поэтому их патриотизм является ложным.

Марья Болконская во время бунта Богучаровских мужиков не поддалась искушению остаться под крылом французов: она не хотела чувствовать себя предательницей. Совсем иной поступок совершает Элен Курагина. В тяжелое для страны время она меняет свою веру и хочет выйти замуж за Наполеона - врага народа.

Не только высшие слои общества внесли свой вклад в победу. Например, крестьянин Тихон Щербатый по своей воле вступает в партизанский отряд Денисова, что говорит о его небезразлии. Становится самым активным, ловя больше всех «языков» и выполняя самую тяжелую работу. Борис же Друбецкой проявляет трусость, оставшись в штабе у противника Кутузова – Бенигсена. Несмотря на всю ненависть к врагам, русские проявляют гуманизм по отношению к пленным французам. «Они тоже люди», - говорит Тихон Щербатый.

Состояние войска и ход войны зависит зависят от верховного главнокомандующего – Кутузова. В отличие от самовлюбленного и равнодушного Наполеона, Кутузов очень простой и приближенный к народу человек. Он следит только за духом войска, воодушевляет их только известиями о победных сражениях. Он относится к армии, как к родным детям и выступает в роли “отца”, проявляющего заботу. Ему искренне жаль народ. Именно с хорошим команддующим у войска возникает интерес одержать победу всеми силами.

Война, врываясь в мирную жизнь, показывает истинное лицо каждого человека, срывает маски. Обладая ложным патриотизмом и вообще бесчувственностью, кто-то будет бежать и прятаться, делать из себя героя только на словах. А кто-то с настоящим желанием помочь рвется в бой, несмотря ни на что. Каждый из них вкладывает что-то свое ради достижения народной цели. Обалдатели истинного патриотизма делают это не для показного, а ради земли, которую когда-то защищали их отцы и деды. А отдать ее без боя - позорно. Все эти люди становятся единым целым, народной “дубиной”, которая ведет только освободительную войну. Потому что чужая земля ни к чему - надо отстоять свое Отечество. А это можно сделать только объединившись, имея настоящие чувства и тревогу за будущее народа и страны.

Основной идеей 19 века был поиск и объяснение народного сознания. Естественно, Лев Николаевич Толстой не мог не заинтересоваться и этой проблемой. Итак, «мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

В романе присутствует две формы сознания, это: интеллектуальное и это самое,народное сознание. Представителем первого сознания был,например, Андрей Болконский. Он вечно задавал вопрос «Зачем?», он горел желанием переделать этот мир в той или иной степени. Представителем же народного сознания был Платон Каратаев (он даже говорил поговорками),а потом и Пьер Безухов (он не брезговал есть с солдатами из одного котла,а вот Болконский же не мог купаться вместе со всеми,у него была неприязнь к народу,он был сам по себе). Платона встречает Пьер в плену у французов. До этой встречи Пьер был в душевном кризисе.

Какое же место занимает Платон в системе образов? У него нет отличительных черт,тк он представитель роевого строения. Каратаев-исключи тельно собирательный образ. Его описание изобилует круглыми чертами. Круг-символ завершенности и совершенности, также круг-простая фигура. В Платоне действительно живет эта простота. Он принимает жизнь такой,какая она есть,для него все вопросы изначально решены. Толстой сам считал,что роевое сознание лучше,чем интеллектуальное. Платон Каратаев не боится смерти,тк это для него естественно…обыч ное явление природы. Собака чувствует эту свободную любовь,поэтому притягивается к Платону.

Интересно посмотреть на сон Пьера Безухова в плену. Ему снится шар,состоящий из капель,и видна капля,которая то поднимается наружу,то погружается обратно вглубь. Человек так же,возвышается,ч тобы что-то понять,но возвращение или отрыв тут неизбежны. В этой ситуации возвращает только семья и простота,это залог притяжения(это притяжение видно и у Пьера Безухова,а вот у Андрея Болконского его не было). Если оторвешься-то смерть.

Давайте подумаем,как между собой относятся интеллектуальное сознание и народное. Толстой обычно не исследует героев и проблемы,он просто их объясняет. Но не все вопросы нашли свой ответ у Толстого. Мысль народную автор все-таки не смог окончательно объяснить. Толстой и Достоевский увели литературу в раздел этнофилософии, но за ними никто дальше не пошел.

Мысль народная,это:

1) национальный характер,

2) душа народа.

Лев Николаевич Толстой воплощает идею нации в образе Платона Каратаева. Эта идея раскрывает,что народное сознание,это не противопоставлен ие идеи войны и мира, эта идея просто вне другой. Это не противостояние. Даже,когда умер Платон, никто не обернулся,потому что из-за смерти одного человека ничего не произойдет (по роевому сознанию). Не должно быть лишних страданий и переживаний. Потому и нельзя упрощать схему романа до банального треугольника(Наполеон-Кутузов -Платон Каратаев).

Два небольших сочинения - на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на "троечку", но вполне серьезно))). Одно - полстранички по ЕГЭ, второе - страничка - для взрослых, до 15 лет - не читать под угрозой заполнения головы кашей…

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие. Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни - простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.


Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого - Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате», умела понять всё то «что было в каждом русском человеке». В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, - русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены. Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны - русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.


Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории. Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы». По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей - шар, который видит Пьер во сне - «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз-делялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться». Так, князь Андрей - оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош». Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость», остаётся невредимым - везде - и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он - жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи - и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому - деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» - здоровое бежит от больного, счастье - от несчастья. Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда». И видит во сне: «Вот жизнь, - сказал старичок учи-тель... - В середине Бог, и каждая капля стремится рас-шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает... - сказал учитель. - Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого - Платон Каратаев - любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания. « Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал... Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова» . Приближается к этому идеалу - и Кутузов, задача которого - не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному - к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер-ти. Так растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. « Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие » .

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле - пророк…

Зы. думаю, что эта толстовская шарово-роевая теория ближе всего - к буддизму.

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную» . Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных крестьянах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. Эти главные человеческие ценности, в духе «простоты, добра и правды», по мнению Толстого, и представляют «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью - борьбой за свободу Отечества. Крестьянство, организовывавшее партизанские отряды, бесстрашно истребляющие французскую армию в тылу, сыграло огромную роль в окончательном уничтожении врага.

Под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Тихон Щербатый выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Толстой сосредоточил в этом герое типичные черты русского народного характера. В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон - как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года). К бунтарским настроениям Тихона в мирное время Толстой относится с осуждением.

Толстой верно оценил характер и цели Отечественной войны 1812 года, глубоко понял и решающую роль народа, защищающего в войне свою Родину от иноземных захватчиков, отвергнув казенные оценки войны 1812 года как войны двух императоров - Александра и Наполеона. На страницах романа и, особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне Толстой столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Главная мысль определила не только художественную форму произведения, но и характеры, оценку его героев. Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует перед Бородинским сражением необыкновенный подъем, верит в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.

Тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет «дубина народной войны»: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В действиях партизанских отрядов 1812 года Толстой увидел высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила отношение к войне.

Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вложил огромные средства в формирование полка, который взял на свое обеспечение, а сам остался в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

«И благо тому народу, - писал Лев Николаевич - который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Истинному чувству любви к Родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности - вывезти из Москвы все ценное - волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась «красивая роль руководителя народного чувства». В важное для России время этот лжепатриот мечтал лишь о «героическом эффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволила ему широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, насыщенных кровью, смертью и страданиями, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель - убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством.