Описание рассказчика в произведении после бала. Cочинение «Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л

Духом скорбного раздумья, безрадостного взгляда на жизнь, осуждением нравов аристократии веет от многих произведений писателя. Толстой стремился представить читателям жизнь и нравы различных социальных слоев - от придворных покоев и роскошных осо

бняков до нищих деревень и пересыльных тюрем.

Довольно ярко взгляды Толстого и недовольство существующими в обществе порядками и законами выразились в его рассказе «После бала». История написания рассказа имеет реальную жизненную основу. В свое время автор был знаком с некоей Варварой Андреевной Корейш, дочерью воинского начальника в Казани. Брат писателя, С. Н. Толстой, испытывал глубокую привязанность к этой девушке, однако его чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варварой на балу, на следующее утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Это событие и стало толчком к созданию Л. Н. Толстым своего произведения. Рассказ «После бала» почти в точности повторяет историю, которая произошла с братом писателя.

Рассказчик - герой, от лица которого ведется повествование, с первых же страниц предстает перед нами уважаемым всеми человеком. Обладая богатым жизненным опытом, Иван Васильевич рассказывает свою историю «очень искренне и правдиво». Поэтому и мы сразу проникаемся доверием к нему и к его рассказу. Мы чувствуем искреннюю симпатию к героине его истории, Вареньке Б., понимаем глубокое чувство, которое испытывал к девушке молодой человек. Поэтому в течение всего рассказа о событиях после бала, о жестокости полковника и его подчиненных нас не покидает вопрос: «А любовь-то что?»

Однако автор, выше всего ставивший социальную справедливость и близко к сердцу принимавший всю жестокость, совершающуюся в обществе, таким же отношением к действительности наделил и своего героя-рассказчика. После того как молодой человек стал свидетелем страшной сцены на улице, он уже не мог по-прежнему относиться к своей возлюбленной. «Любовь с этого дня пошла на убыль, - рассказывает герой. - Когда она [Варенька], как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видеться с ней...»

Таким образом, читая рассказ Л. Н. Толстого, мы отчетливо видим в образе рассказчика самого автора, его жизненную позицию, его взгляды, его возмущенную душу, стремящуюся к справедливости и человечности. Как ни пытался герой оправдать поведение полковника, как ни старался убедить себя, повторяя: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», как ни стремился узнать это, - ему так и не удалось. Потому и не поступил он на военную службу, как хотел раньше, - из-за того, что видел и не понимал жестокости, царящей в военных кругах. Из-за этой же жестокости и несправедливости современного ему общества, из-за нравов, которые резко осуждал, сам Толстой порвал со своей средой.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Когда люди говорят о Л. Н. Толстом, то сразу вспоминаются замечательные эпические произведения русского классика, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина». Но Лев Николаевич хорош и в малых формах. Когда он берется за рассказ или повесть, ему ничуть не изменяет его талант. В фокусе внимания - «После бала». В настоящей статье будет рассмотрена характеристика героев «После бала».

Сюжет

Поводом для рассказа выступает старая история, извечный вопрос: среда делает человека или человек создает среду своего обитания. Идет разговор между знакомыми людьми, и касается он личного совершенствования.

Главный герой Иван Васильевич, человек, всеми уважаемый в том кругу, где ведется беседа, рассказывает одну историю из своей жизни, которая опровергает тот факт, что человека формирует среда.

Было это давным-давно, один из главных провинциальных чиновников устраивал бал в честь последнего дня Масленицы. Приехал на бал весь провинциальный бомонд.

Иван Васильевич был тогда студентом университета из того же города. Делать было нечего, и основное развлечение - посещение подобных мероприятий. На этом балу он увидел девушку - Вареньку Б. и без памяти в нее влюбился. Танцевал только с ней. Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, который вместе с супругой почтил всех собравшихся своим присутствием на празднике.

Отцу надо было уезжать домой. И на прощание он станцевал с дочерью, да так лихо, что все были в совершеннейшем восторге. Видя это, молодой Иван Васильевич проникся к старику теплыми чувствами. Полковник уехал, а молодые люди (Варенька и Ваня) все еще плясали. Под утро все разъехались. Здесь затихают события произведения «После бала». Герои рассказа не могут пока подозреваться в чем-то скверном.

Герою не спалось, и он пошел шататься по городу. Нечаянно, бессознательно пришел к дому своей зазнобы. На поле, прилегающем к дому, стоял строй солдат. Под барабанный бой и звуки флейты пускали сквозь строй беглого татарина. Его били со всего маху палками по спине. Спина уже превратилась в кровавое месиво, а сам он только повторял: «Господи, братцы, пощадите». Говорил он это тихо, потому что на крик у него уже не хватало сил.

Руководил пыткой «милый полковник», недавно отплясывающий с дочкой на балу. После этого события любовь Ивана Васильевича к Варе прошла. Каждый раз, когда он смотрел на ее лицо, он видел татарина и его спину.

Может быть, читателя утомила излишняя детализация сюжета, но его рассмотрение совершенно необходимо, дабы понять, какая характеристика героев «После бала» им более всего соответствует.

Иван Васильевич - человек, у которого проснулась совесть

Что тогда произошло с Иваном Васильевичем? Тогда, после бала, у него проснулась совесть, и он сам пробудился ото сна. Да так, что кажется его, будто кнутом стеганули, настолько внезапным было осознание низости генерала, «света», который ничем не отличается от тьмы в нравственном, моральном смысле. Итак, уже можно сказать, что первая характеристика героев «После бала» готова: главного героя можно определить как человека, у которого есть совесть.

Полковник

Здесь все уже немного сложнее. Нельзя сказать, что полковник и его дочка - люди бессовестные. Для них просто иерархия, существовавшая в России в 19-м веке, - это нормально. Нормально и то, что они после праздника могут размяться или успокоить возбужденные нервы пыткой человека. В этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Читатель справедливо может сказать, что если уж и задумываться над тем, какая характеристика героев «После бала» (подразумевая при этом конкретно полковника), то нужно винить во всем только старого солдата. О нет, так не пойдет. Женщины полковника виноваты в его изуверствах ничуть не меньше, чем он сам. Ведь они ему не мешали их совершать.

Варенька

О дочке изувера нельзя сказать ничего плохого, но нельзя о ней сказать и хорошего. Она безликий персонаж повествования. От нее останется только одно воспоминание: была потрясающе красива, но содержательно ее трудно определить, если речь идет о раскрытии темы «Характеристика героев “После бала”».

Моральные вопросы, поднимаемые в произведении

Итак, здесь в центре проивзедения вечный спор о противоборстве личности и общества. Также автор заостряет свое внимание (и внимание читателя) на мерзости человеческого двуличия и двоедушия.

Л. Н. Толстой в этом рассказе даже косвенно дает ответ на вопрос, почему, собственно, случилась русская революция: потому что «верхи» позволяли себе такое обращение с «низами», и «низы» отомстили. Таково краткое нравственное содержание «После бала». На самом деле этот рассказ может раскрыться веером и других моральных проблем, но это уже совсем другая история.

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.

1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

2. Чтение высказываний о Толстом.

3. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

III. Работа над темой урока.

1.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

· Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?

· Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

· Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.

· Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.

· Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.

· Интонация ужаса в сцене наказания солдата.

2. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

3. Выделение частей рассказа.

4.

1. Первая часть рассказа:

· зала у предводителя;

· хозяева бала;

· Варенька;

· полковник;

· Иван Васильевич.

2. Вторая часть рассказа:

· описание улицы;

· солдаты;

· наказываемый;

· полковник;

· Иван Васильевич.

5.

6.

7.

8.

· контрастное сопоставление событий;

· описание бала и экзекуции;

· поведение полковника на балу и после бала;

· настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.

IV. Беседа по вопросам.

1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).

2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.

3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

1) Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.

2) Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».

3) Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

4) Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

1) Улица в весеннем мокром тумане и т.д.

2) Солдаты в черных мундирах.

3) Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.

4) Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

· «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».

· «Утро, изменившее жизнь».

· «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никитский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования округ Ялта Республики Крым

УРОК

литературы в 8 классе

« Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении ».

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХАЛФИНА РЕБИЯ АДЖИМЕТОВНА

ЯЛТА, 2014

Тема. Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Краткое слово-вступление учителя.
  1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

  1. Чтение высказываний о Толстом.
  2. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

  1. Работа над темой урока.
  1. Выборочное чтение и комментирование рассказа.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

  • Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?
  • Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

  • Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.
  • Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.
  • Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.
  • Интонация ужаса в сцене наказания солдата.
  1. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

  1. Выделение частей рассказа.
  2. Составление плана каждой части.
  1. Первая часть рассказа:
  • зала у предводителя;
  • хозяева бала;
  • Варенька;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Вторая часть рассказа:
  • описание улицы;
  • солдаты;
  • наказываемый;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Пересказ соответствующих друг другу контрастных эпизодов и описаний.
  2. Характеристика героев (полковника и Ивана Васильевича)
  3. Выполнение стилистических упражнений (языковое выражение антитезы)
  4. Наблюдение над композицией рассказа:
  • контрастное сопоставление событий;
  • описание бала и экзекуции;
  • поведение полковника на балу и после бала;
  • настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.
  1. Беседа по вопросам.
  1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).
  2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.
  3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.
  4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

  1. Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.
  2. Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».
  3. Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
  4. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

  1. Улица в весеннем мокром тумане и т.д.
  2. Солдаты в черных мундирах.
  3. Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.
  4. Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

  • «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».
  • «Утро, изменившее жизнь».
  • «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

  1. С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?
  2. В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

  3. Какова основная тема рассказа?
  4. Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

  5. Как построено произведение?
  6. В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

  7. От чьего лица ведется в рассказе повество-вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?
  8. Обратимся к началу рассказа.

    «- Вот вы говорите, что человек не мо-жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

    Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

    Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто-ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

  9. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли-ца каждого из рассказчиков.
  10. Исполнение от лица автора предполага-ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда-ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

  11. Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово-ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю-щая произведение, с темой и содержанием рас-сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на-звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?
  12. «После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по-скольку повествование Ивана Васильеви-ча о событиях на балу и после бала воз-никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур-но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре-шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об-рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ-ников беседы волнуют нравственные про-блемы.

  13. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас-сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со-стояние Ивана Васильевича.
  14. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве-сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили-лись после его расставания с любимой де-вушкой. И брат, и лакей Петруша показа-лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна-чительно».

  15. Какие чувства овладели Иваном Васильеви-чем после увиденного им жестокого наказания та-тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко-торое испытал герой рассказа в страшное утро эк-зекуции? Выпишите слова, которые передают со-стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа-ния.
  16. «Мне было до такой степени стыд-но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно-ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа-ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо-дящего, понять переживания героя.

  17. Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.
  18. Для того чтобы рассказать о пережива-ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест-вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде-ний о том, как от очарования, которое охва-тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги-ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови-нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер-тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае-мые на страницах рассказа.

  19. Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?
  20. Рассказ распадается на две контраст-ные картины и каждая из них резко отли-чается своей тональностью, которая за-метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща-тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро-шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок-рое, красное, неестественное», во что пре-вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо-бражению, лишь усиливают эмоциональ-ное воздействие картин.

  21. Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?
  22. Образ полковника на балу и после ба-ла — образ одного и того же человека, ко-торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо-бразить из себя, отступить от своих при-вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга-ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

  23. В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во-просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка-кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе-нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас-сказе?
  24. В рассказе «После бала» автор дает чет-кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт-растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо-яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю-страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от-ношения отца и дочери на балу. Их красо-та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы-вают благодарный отклик всех, кто их ви-дит. И столь же эмоционально выразитель-ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад-ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

  25. Каким предстает Иван Васильевич в харак-теристике своих собеседников? Какую роль в жиз-ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу-чай»? Как характеризует героя его решение не слу-жить в военной службе и нигде не служить?
  26. Ивана Васильевича мы видим челове-ком, которому не чужды радость от сопри-косновения с прекрасным, способность от-клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри-совке автора представлен добрым, поря-дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока-зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже-ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

  27. Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на-стойчиво подчеркивал контраст в облике полков-ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?
  28. Хотя Толстой расширял описание экзе-куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

    Контраст этих двух частей рассказа оче-виден и сила описания экзекуции все рав-но подавляет светлые и радостные краски бала.

  29. Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?
  30. Если бы в тексте рассказа осталось та-кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва-рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди-нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

  31. В чем вы видите критическую силу рассказа?
  32. Критическая сила рассказа в решитель-ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи-сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

  33. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы гово-рите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
  34. В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом из-вестный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснув-шись рассказа «После бала», не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отме-тил: «Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы». В прямом значении слово «диссонанс» означает негармони-ческое сочетание звуков, а в переносном — раз-лад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово «диссо-нанс»? Можно ли слова «контраст» и «диссонанс» назвать в данном случае синонимами? Почему «диссонанс» назван автором воспоминаний «ро-ковым»?
  35. В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио-нальном строе, в цвете, в звучании. Глав-ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв-ление.

  36. Контрастное сопоставление двух частей рас-сказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части расска-за антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.
  37. Бал чудесный, зала прекрасная, музы-канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам-панского…

    Что-то большое, черное…

    Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка».

    Едва ли стоит сравнивать скорчившее-ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан-цорами на балу. Поэтому в устный рас-сказ мы будем их включать с осторожно-стью.

  38. Характеризуя внешность полковника, Толс-той подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художе-ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол-ковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?
  39. Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от-правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле-нием своей юности, был жив облик слу-жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

    Об этом говорит и портрет отца Ва-реньки: «Отец Вареньки был очень краси-вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы-ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы-ми же, подведенными к усам бакенбарда-ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об-лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев-ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Материал с сайта

  40. Герой произведения и рассказчик Иван Ва-сильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или ско-рее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указа-ния на время действия? Какова временная дистан-ция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Ва-сильевича?
  41. Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле-дующего дня ознаменовано для Ивана Ва-сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере-местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все-го несколько часов.

  42. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчер-кивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Поче-му Толстой в рассказе «После бала» трижды вос-создает портрет хозяйки бала, каждый раз сопо-ставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елиза-вете Петровне расширяет временные границы про-изведения Толстого?
  43. Автор, намекая несколько раз на сход-ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше-ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

  44. С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему?
  45. Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика?
  46. Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег?
  47. Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? «Напишем» еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему?
  48. Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком?
  49. Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?
  50. Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь?
  51. Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого.
  52. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как построен рассказ после бала и почему
  • толстой после бала как эта история влияет на главного героя и его отношение к жизни
  • примеры антитез в рассказе после бала
  • Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  • психологическое настроение рассказчика после бала