Основные черты литературы сентиментализма. Школьная энциклопедия

Сентиментализм (франц. Sentiment - чувство, чувственность) - литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в. Его название происходит от романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии". Особенности сентиментализма проявились в европейской литературе 30-50-х годов XVIII в., В частности в произведениях Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея (Англия), А. Прево, П. Лашоссе (Франция), Х.В. Ґеллерта, Ф. Клоп штока (Германия).

В основе сентиментализма - преувеличена роль чувств (крайняя чувствительность). Сентиментализм был отрицанием классицизма, его поэтика противоположная классицистической. Сентименталисты отвергли рационализм Декарта, на первый план поставили чувства. Вместо знаменитой тезисы Декарта "Я мыслю, следовательно существую", пришла тезис Жан Жака Руссо: «Я чувствую, следовательно существую". Сентименталисты за философскую основу взяли агностицизм английского ученого Давида Юма. Он сомневался в безграничных возможностях ума, замечал, что умственные представления могут быть ложными, а нравственные оценки людей базируются на эмоциях. В утверждении сентиментализма ведущую роль сыграла философия Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка. Эстетическим кредо сентиментализма можно считать высказывание Ж.Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никогда".

Руссо призывал изображать обычную простого человека, добропорядочную, нравственную, трудолюбивой, отказаться от излишней патетики, отстаивал простоту, ясность, прозрачность стиля, искренность повествования. Культ сердца в теории Руссо сочетался с культом природы, так как только на лоне природы чувства развиваются свободно и естественно. Эта мысль - тезис его романа "Юлия или Новая Элоиза». Руссо считал, что правда - учитель человека, советчик в сердечных делах. Идеалом художника была благородный человек, живущий напряженной духовной жизнью в согласии с природой, противостоит пагубному влиянию цивилизации, прислушивается к голосу сердца, отличается высокой культурой чувств.

Сентименталисты видели свою задачу в том, чтобы растрогать читателя, они описывали несчастной любви, страдания благородного человека, притеснения и преследования. Страдая от жестокости дворян, сентиментальный герой положительно влияет на своих обидчиков. Героиня романа Ричардсона "Памела" простая служанка отклоняет ухаживания распутного господина, впоследствии он меняет отношение к ней, влюбляется и женится.

Сентиментализм способствовал демократизации литературы. Главный герой сентименталистов - человек среднего сословия, способна на благородные поступки и глубокие переживания. Она не приспособлена к жизни, непрактична, не умеет жить "по законам разума", живет по законам сердца, в мире зла и несправедливости является наивным чудаком. Герой сентименталистов пассивный, злые люди делают его несчастным, он, по словам М. Бахтина, "даже не погибает, его приводят к гибели" 1. Пастор Примроз из романа А. Ґолдемита "Векфильський священник" пишет никому не нужны трактаты о единобрачии духовенства. Вальтер Шенди ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна) увлекается красноречием и постоянно произносит речи, цитируя античных авторов. Его брат Тебе строит Игрушечные крепости и сам берет их в осаду.

Сентименталисты разрушают классицистическую иерархию жанров. Вместо трагедий, героических поэм, от появляются жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Стерна, "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Радишева), эпистолярного романа ("Страдания юного Вертера" Гете), семейно-бытовая повесть ("Бедная Лиза" Карамзина). Романы и повести имели формы исповеди, воспоминаний, дневников, переписки ("Исповедь" Ж. Ж. Руссо, "Монахиня" Дидро). Такие формы способствовали более глубокому раскрытию внутреннего мира героев, воспроизводству сложных человеческих чувств.

Любимыми лирическими жанрами сентименталистов были элегия, идиллия, послание, мадригал. Поэзию английских сентименталистов представляют Дж. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей, А. Ґолдемит. Печальные мотивы в их произведениях породили название "кладбищенская поэзия". Известным произведением сентиментализма является "Элегия, написанная на сельском кладбище" Т. Грея. Сентименталисты реже обращались к драматических жанров ("мещанская драма", "серьезная комедия", "слезливая комедия"). Они отказались от строгих правил построения произведений. В эпических произведениях сентименталистов часто встречаются лирические отступления, их авторы нередко отказываются от элементов сюжета (завязка, развитие, действия, кульминация, развязка). Особое место в их произведениях занимает пейзаж как средство раскрытия внутреннего состояния персонажа. Он вызывает в основном меланхолические переживания. Л. Стерн в романе "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" сосредоточивает внимание не на последовательности изображения событий, а на изображении внутреннего мира человека, на раскрытии ее переживаний и настроений.

Сюжеты и образы сентименталисты часто заимствуют из фольклора. Они берут из народного языка нежные, ласковые слова и обороты. В повести Квитки-Основьяненко читаем: "Наум видит, что Маруся совсем изменилась в лице: стала себе румьяненька, как Зоренька перед восходом солнца, глаза как душеньки играют; веселенькая и от нее как сияет". Сентименталисты прибегали к нежно-уменьшительно лексики, чтобы растрогать, растрогать читателя.

Достижения литературы сентиментализма связанные с творчеством С. Ричардсона ("Памела", "Кларисса"), О. Ґолдемита ("Векфильський священник"), Л. Стерна ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена", "Сентиментальное путешествие") в Англии; Й.В.Ф. Гете ("Страдания юного Вертера"), Ф. Шиллера («Разбойники») в Германии; Ж.Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), Д. Дидро ("Жак-фаталист", "Монахиня") во Франции; Карамзина ("Бедная Лиза", "Письма русского путешественника"), А. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву") в России.

Проблема существования сентиментализма в украинской литературе остается дискуссионной, Д. Чижевский считал, что в украинской литературе "нет необходимости создавать из нескольких произведений Цветки и одного произведения Котляревского отдельного литературного направления" ".

Иного мнения придерживается И. Лимборский. В "Истории украинской литературы XIX в." (К., 1995. - - Кн. 1. - С. 212-239) - - он проблемам Украинской сентиментализма посвятил целый раздел. В. Пахаренко предлагает рассматривать сентиментализм как течение классицизма "так этому стилю свойственно классически просветительское мировоззрение". В произведениях Г. Квитки "Основьяненко" Пархимове завтрак "," Пидбрехач "," Маруся "," Бедная Оксана "," Истинная любовь ", по его мнению, доминирует чувствительный элемент, однако нет сентименталистской стиля, а именно: суб " объективного проявления чувства автора (напр., криков "ох!", "горе мне!" и т.д.); нет элементов "передроманистичнои мрачности", отсутствует "перифрастичний" манера, которая была столь характерной для русской Карамзинского школы (вместо "солнце" - " дневной свет ", вместо" лошадь "-" это благородное животное "и т.д.); нет детальных и ироничных описаний. Рассказ Цветки течет текущего, образы скруглены, выражение точное (хотя и немного примитивный), все это вполне в традиции собственно классицистической прозы. То же самое можно сказать и о пьесе Котляревского ".

Зеров называет сентиментализм течению. П. Волынский, М. Яценко, Е. Нахлик рассматривают сентиментализм как отдельное направление. Некоторые исследователи трактуют сентиментализм как недостаток, связывая его с влиянием творчества М. Карамзина. А.И. Гончар, пытаясь найти какой-то компромисс, акцент на сентиментально-реалистических признакам прозы Г. Квитки-Основьяненко.

По мнению Ярославы Вильны, нельзя противопоставлять сентиментализм другим стилям. В произведениях Г. Квитки-Основьяненко она находит, кроме элементов сентиментализма, реалистичные, классицистические и романтические ("Историко-литературный феномен критической интерпретации творчества Г. Квитки-Основьяненко", 2005). Это мнение разделяет Ю. Кузнецов: "сентиментализм в украинской литературе имел благоприятные условия для развития, часто сочетался с элементами просветительского реализма, классицизма. Примененный И. Котляревскому (" Наталка Полтавка "), сентиментализм ярко воплощен в творчестве Г. Квитки-Основьяненко ("Бедная Оксана", "Бой-девка", "Искренняя любовь" и др.), где изображены благородные, мечтательные, душевные, нравственные персонажи, воплощали идеал простонародья ». И. Лимборский считает, что на развитие украинского сентиментализма заметное влияние имел "кордоцентричнои характер украинской философской мысли".

Украинский сентиментализм ярко проявился в жанрах элегии, песни, сонета, баллады, повести, рассказы, этнографически бытовой драмы. Определенный вклад в развитие этих жанров сделали С. Писаревский ("За Нет-мань иду", "Моя судьба"), Л. Боровиковский ("Женщина"), М. Петренко ("Родительская могила"), О. Шпигоцкий ("Только тебя усмотрела, мой милый, любимый "), С. Климовский (" Ехал казак за Дунай »). Украинский сентиментализм имел крестьянский характер.

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма , которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство. Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы с абсолютизмом , появилось во второй половине XVIII века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии (поэзия Д. Томсона, проза Л. Стерна и Ричардсона), затем во Франции (творчество Ж.-Ж. Руссо) и Германии (раннее творчество И. В. Гете , Ф. Шиллера). Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.

В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790). Отдал дань этой моде и Карамзин, опубликовавший в 1798 году «Письма русского путешественника», следом за ними появились «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию» .В. Измайлова и «Другое путешествие в Малороссию» Шаликова (1804). Популярность этого жанра объяснялась тем, что автор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом. Но, кроме такой «лирической» направленности, сентиментализм обладал и определенным социальным заказом.

Возникнув в эпоху Просвещения, с присущим ей интересом к личности и духовному миру человека, причем обыкновенного, «маленького» человека, сентиментализм воспринял и некоторые черты идеологии «третьего сословия», тем более что в этот период в русской литературе появляются и представители этого сословия — писатели-разночинцы.

Так, сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека. В одной из повестей «поселянин» замечает, что доброе имя может быть только у человека с чистой совестью. «Для „маленького” человека — как героя, так и писателя-разночинца, пришедшего в литературу, проблема чести приобретает особое значение; ему нелегко отстоять свое достоинство в обществе, где так сильны сословные предрассудки».


Характерно для сентиментализма и утверждение духовного равенства людей, независимо от их положения в обществе. Н. С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести «Зара» предпослал ей эпиграф из Библии: «И у меня сердце есть, яко же у вас».

Наряду с описанием «жизни сердца» писатели-сентименталисты уделяли большое внимание вопросам просвещения. При этом «учительская» воспитательная функция литературы признавалась важнейшей.

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его «Бедную Лизу», «Записки путешественника», «Юлию» и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения. Подобно классику французского сентиментализма Ж.-Ж. Руссо, в творениях которого Карамзина, по собственному его признанию, привлекали «искры страстного человеколюбия» и «сладкая чувствительность», его произведения насыщены гуманными настроениями. Карамзин вызывал сочувствие читателей к своим героям, взволнованно передавая их переживания.

Герои Карамзина — люди нравственные, одаренные большой чувствительностью, самоотверженные, для которых привязанность важнее житейского благополучия. Так, героиня повести Карамзина «Наталья, дочь боярская» сопровождает мужа на войну, чтобы не расставаться с любимым. Любовь для нее выше опасности или даже смерти. Алоиз из повести «Сиерра-Морена» лишает себя жизни, не в силах перенести измену невесты. В традициях сентиментализма духовная жизнь персонажей литературных произведений Карамзина протекает на фоне природы, явления которой (гроза, буря или ласковое солнце) как аккомпанемент сопровождают переживания людей.

Так, повесть о печальной судьбе героини «Бедной Лизы» начинается описанием мрачного осеннего пейзажа, вид которого как бы вторит последующей драматической истории любви крестьянской девушки. Автор, от лица которого ведется рассказ, проходит по развалинам монастыря «в мрачные дни осени горевать вместе с природой». Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою и в темных переходах келий. «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен». Природа, или «натура», как чаще называл ее Карамзин, не только участвует в переживаниях людей, она питает их чувства. В повести «Сиерра-Морена» романтический пейзаж вдохновляет владелицу замка Эльвиру: «Сильные ветры волновали и крутили воздух, багряные молнии вились на черном небе, или бледная луна над седыми облаками всходила — Эльвира любила ужасы натуры: они возвеличивали, восхищали, питали ее душу».

Однако не только «история чувства» привлекала современников в произведениях Карамзина. Читатель находил в них поэтическое изображение русской жизни, русских людей, русской природы, русской истории. Как свидетельствовал Ал. Бестужев, Карамзин «заохотил нас к преданьям нашей старины». Историческим повестям Карамзина были присущи те же черты сентиментальной чувствительности, которые отличали и другие его произведения, историзм их носил поучительный характер: автор использовал исторический сюжет для доказательства какой-либо нравственной сентенции.

Однако буржуазная мораль сентиментализма, прославляющая духовные ценности человека и вполне приложимая к вымышленным обстоятельствам, трудно сочеталась с крепостным укладом России.

Обращение к современной ему русской жизни выявило противоречивость мировоззрения писателя. В одной из своих наиболее популярных повестей — «Бедной Лизе» Карамзин, с большой симпатией раскрывая «жизнь сердца» героини, убеждал читателей в том, что «и крестьянки чувствовать умеют». Это гуманное утверждение было смелым новаторством для того времени. Карамзин первый из русских писателей ввел в литературу образ крестьянской девушки, наделив ее высокими добродетелями. Крестьянка Лиза, в которой ее избранник Эраст видел лишь простодушную «пастушку», совершает поступок, доказавший, что, отстаивая свою любовь, она не захотела мириться с предрассудками общества. Эраст же подчиняется законам «света» и оставляет Лизу, чтобы женитьбой на богатой невесте спастись от карточных долгов.

Однако, искренне оплакивая гибель Лизы, автор отказался от объяснения причины несчастья. Проблема социального неравенства, которое, по существу, обусловило трагедию любви молодой крестьянки к барину, была обойдена в рассказе. Более того, даже образ «коварного соблазнителя» Эраста рисуется Карамзиным без осуждения, даже с симпатией — просвещенный, чувствительный дворянин, он и виноват, и не виноват в случившемся. Не злой умысел, а лишь легкомыслие юноши было повинно в его поступках. К тому же, как сообщается в заключении, известие о гибели Лизы сделало его несчастным, «он не мог утешиться и почитал себя убийцей».

Итак, вопреки своей нравоучительной тенденции Карамзин обошел здесь молчанием социальный конфликт, который явился истинной причиной трагедии. Отношение писателей-сентименталистов к социальным проблемам современной им России было достаточно неоднозначным. Если в сочинениях Радищева содержалось яростное обличение крепостного права и политического строя, при котором эти бесчеловечные отношения существуют, то в сентиментальных повестях писателей начала XIX века в большинстве случаев нет не только осуждения крепостных порядков, но встречается их идеализация, изображение их как «отеческое» попечение помещика о своих крестьянах: «Добрый помещик радовался искренно счастью их и разделял его с ними в чувствительном своем сердце».

Карамзин не разделял ни той, ни другой позиции. Отношение Карамзина к крепостному праву так же, как и его исторические взгляды, представляло достаточно сложное сочетание монархического мировоззрения с влиянием идеалистической философии XVIII века, в особенности учения Ж.-Ж. Руссо. Будучи убежден, что основой всемирного прогресса является духовное совершенство людей, Карамзин — историк и мыслитель — естественно, выступал против грубого насилия над личностью, «тиранства» даже на царском престоле. Так, он хвалил Екатерину II за то, что она «очистила самодержавие от примесей тиранства». С этой же позиции он приветствовал политику Александра I. Конечно, как гуманист и сторонник просвещения, он не мог одобрять жестокости крепостнических отношений.

Автор одной из монографий о Карамзине Н. Я. Эйдельман приводит характерный эпизод, освещающий отношение историка к крепостному праву: «Пушкин вспоминал о разговоре, в котором он, оспаривая Карамзина, сказал: „Итак, вы рабство предпочитаете свободе?” Карамзин вспыхнул и назвал его клеветником». Однако порицание «тиранства» не исключало апологетики самодержавия, веры в то, что им держится Россия, а следовательно, категорического отрицания насильственной ломки существующего порядка. Утверждая самодержавие, Карамзин, как историк, не мог в то же время не видеть связи между институтом феодальной монархии и крепостным правом. Отсюда двойственность его отношения к этому вопросу, выразившаяся и в литературных произведениях.

«Бедная Лиза» Карамзина вызвала многочисленные подражания. Многие авторы варьировали сюжет «Бедной Лизы», правда, отказавшись от слишком трагического финала. Вслед за повестью Карамзина появились «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор» В. В. Измайлова, «Даша — деревенская девушка» П. Ю. Львова и другие. Примечательно, что любовь барина и крестьянки нисколько в них не осуждалась, напротив: «неравенство состояния, усиливая в них страсть, возвышает их добродетели», — замечает автор одной из подобных повестей.

Авторы сентиментальных повестей отношениям, основанным на расчете, стремились противопоставить иные, бескорыстные чувства. В повести Львова подчеркивается лишенная каких-либо корыстных побуждений любовь героини, которая признается: «Только чем уж он не дарил меня — и серебром, и золотом, и бисером, и лентами; но я ничего не брала, одна любовь его мне только нужна была».

Таким образом, русский сентиментализм ввел в литературу — а через нее и в жизнь — новые моральные и эстетические понятия, которые горячо были восприняты многими читателями, но, к сожалению, расходились с жизнью. Читатели, воспитанные на идеалах сентиментализма, провозглашавших человеческие чувства высшей ценностью, с горечью обнаруживали, что мерилом отношения к людям по-прежнему оставались знатность, богатство, положение в обществе.

Однако зачатки этой новой этики, высказанные в начале века в таких, казалось бы, наивных творениях писателей-сентименталистов, со временем разовьются в общественном сознании и будут способствовать его демократизации. Кроме этого, сентиментализм обогатил русскую литературу языковыми преобразованиями. Особенно значительна в этом отношении была роль Карамзина. Однако предложенные им принципы формирования русского литературного языка вызвали яростную критику со стороны консервативных литераторов и послужили поводом для возникновения так называемых «споров о языке», захвативших русских литераторов в начале XIX века.

1.Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Если классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тематика сентиментализма - любовная.

Основные черты сентиментализма:

    Уход от прямолинейности

    Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру

    Культ чувства

    Культ природы

    Возрождение собственной чистоты

    Утверждение богатого духовного мира низких сословий

Основные жанры сентиментализма:

    Сентиментальная повесть

    Путешествия

    Идиллия или пастораль

    Письма личного характера

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества

Основное свойство сентиментализма - стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

В основе эстетики сентиментализма - подражание природе

Особенности русского сентиментализма:

    Сильная дидактическая установка

    Просветительский характер

    Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

Представители сентиментализма:

    Лоренс Стен Ричардсон - Англия

    Жан Жак Руссо - Франция

    М.Н. Муравьев - Россия

    Н.М. Карамзин - Россия

    В.В. Капнист - Россия

    Н.А. Львов - Россия

Молодой В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.

2.Биография Руссо

Самыми жгучими проблемами XVIII века были социально-политические. Человек интересовал мыслителей как существо общественное и нравственное, сознающее свою свободу, способное бороться за нее и достойную жизнь. Если прежде позволить себе философствовать могли преимущественно представители привилегированных социальных групп, то теперь все громче стали звучать голоса малообеспеченных и обездоленных людей, отвергающих сложившийся общественный порядок. Одним из них был Жан Жак Руссо. Преобладающая тема его произведений: происхождение социального неравенства и преодоление его. Жан Жак родился в Женеве, в семье часовщика. Музыкальные способности, жажда познания и стремление к славе привели его в 1741 году в Париж. Не имея систематического образования и влиятельных знакомств, он не сразу добился признания. Он принес в Парижскую академию новую систему записи нот, но его предложение было отвергнуто (позже он написал комическую оперу "Деревенский колдун"). Сотрудничая в знаменитой "Энциклопедии", обогатился знаниями и одновременно - в отличие от других просветителей - усомнился в том, что научно-технический прогресс несет людям лишь благо. Цивилизация, по его мнению, усугубляет неравенство между людьми. И наука, и техника хороши лишь в том случае, если опираются на высокую нравственность, благородные чувства и преклонение перед природой. За такую позицию Руссо резко критиковали "прогрессивисты". (Только в конце XX века стало ясно, насколько она верна.) При жизни его и восхваляли, и осуждали, подвергали гонениям. Некоторое время он скрывался в Швейцарии, а умер в уединении и бедности. Его крупные философские сочинения: "Рассуждения о науках и искусствах", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Об общественном договоре, или Принципы политического права". Из философско-художественных произведений: "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь". Для Руссо путь цивилизации - последовательное порабощение человека. С появлением частной собственности и стремления иметь как можно больше материальных благ "стал неизбежен труд, и обширные леса превратились в веселые нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых вскоре взошли и расцвели вместе с посевами рабство и нищета. Великий переворот этот произвело изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия. В глазах поэта - золото и серебро, в глазах философа - железо и хлеб цивилизовали людей и погубили род человеческий". С необычайной проницательностью, словно сторонний наблюдатель, он обратил внимание на два коренных порока цивилизации: создание все новых, необязательных для нормальной жизни потребностей и формирование искусственной личности, которая старается "казаться", а не "быть". В противоположность Гоббсу (и в соответствии с исторической правдой) Руссо полагал, что состояние раздора и войны в обществе усиливалось по мере возрастания имущественного неравенства, конкуренции и жажды обогатиться за счет других. Государственная власть, согласно общественному договору, должна была стать гарантом безопасности и справедливости. Но она создала новую форму зависимости между власть имущими и подчиненными. Если данная государственная система обманывает ожидания народа и не выполняет своих обязательств, то народ имеет право ее свергнуть. Мысли Руссо вдохновляли революционеров разных стран, прежде всего Франции. Его "Общественный договор" стал настольной книгой Робеспьера. В те годы мало кто обратил внимание на серьезное предупреждение философа: "Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом".

3. Отношения с Вольтером

К этому присоединилась ссора с Вольтером и с правительственной партией в Женеве. Когда-то Руссо называл Вольтера «трогательным», но на самом деле не могло быть бо́льшего контраста, как между этими двумя писателями. Антагонизм между ними проявился в 1755 г., когда Вольтер, по случаю страшного лиссабонского землетрясения, отрёкся от оптимизма, а Руссо вступился за Провидение. Пресыщенный славой и живя в роскоши, Вольтер, по словам Руссо, видит на земле только горе; он же, безвестный и бедный, находит, что всё хорошо.

Отношения обострились, когда Руссо, в «Письме о зрелищах», сильно восстал против введения в Женеве театра. Вольтер, живший близ Женевы и развивавший посредством своего домашнего театра в Ферне вкус к драматическим представлениям среди женевцев, понял, что письмо направлено против него и против его влияния на Женеву. Не знавший меры в своём гневе, Вольтер возненавидел Руссо и то глумился над его идеями и сочинениями, то выставлял его сумасшедшим.

Полемика между ними особенно разгорелась, когда Руссо был запрещён въезд в Женеву, что он приписывал влиянию Вольтера. Наконец, Вольтер издал анонимный памфлет, обвиняя Руссо в намерении ниспровергнуть женевскую конституцию и христианство и утверждая, будто он уморил мать Терезы.

Мирные сельчане Мотье взволновались; Руссо стал подвергаться оскорблениям и угрозам; местный пастор произнёс против него проповедь. В одну осеннюю ночь целый дождь камней обрушился на его домик.

Сентиментализм зародился в конце 20-х гг. 18 в. в Англии, оставаясь в 20-50-е гг. тесно связанным с просветительским классицизмом и с просветительским романом сентиментализма Ричардсона. Полного развития французский сентиментализм достигает в эпистолярном романе Ж. Ж. Руссо "Новая Элоиза". Субъективно-эмоциональный характер писем явился новаторством во французской литературе.

Роман "Юлия, или Новая Элоиза":

1) Тенденциозность произведения.

Изданный впервые в Голландии в 1761 году, роман "Юлия, или Новая Элоиза" имеет подзаголовок: "Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп". И еще кое-что сказано на титульном листе: "Собраны и изданы Жан-Жаком Руссо". Цель этой нехитрой мистификации – создать иллюзию полной достоверности рассказа. Выдавая себя за издателя, а не за сочинителя, Руссо снабжает некоторые страницы подстрочными примечаниям (всего их 164), ими он спорит со своими героями, фиксируя их заблуждения вследствие бурных переживаний любви, исправляет их взгляды на вопросы морали, искусства, поэзии. В оболочке мягкой иронии верх объективности: автор якобы не имеет ничего общего с действующими лицами романа, он только наблюдатель, стоящий над ними беспристрастный судья. И в первое время Руссо добился своего: его спрашивали, действительно ли найдены эти письма, быль это иди выдумка, хотя сам же он выдал себя эпиграфом к роману и стиха Петрарки. "Новая Элоиза" состоит из 163-х писем, разделенных на шесть частей. Эпизодов в романе сравнительно немного по сравнению с громадной надстройкой, состоящей из пространных рассуждений на самые различные темы: о дуэли, о самоубийстве, о том, может ли состоятельная женщина помогать деньгами любимому мужчине, о домашнем хозяйстве и устройстве общества, о религии и помощи нищим, о воспитании детей, об опере и танцах. Роман Руссо наполнен сентенциями, поучительными афоризмами, и, кроме того, в нем слишком много слез и вздохов, поцелуев и объятий, ненужных жалоб и неуместных сочувствий. В XVIII веке это любили, по крайней мере, в определенной среде; нам это кажется сегодня старомодным и часто смешным. Чтобы прочитать от начала до конца "Новую Элоизу" со всеми отступлениями от сюжета, следует набраться изрядной дозы терпения, но книга Руссо отличается глубоким содержанием. "Новоя Элоиза" с неослабленным вниманием изучали такие требовательные мыслители и художники слова, как Н. Г. Чернышевский и Л. Н. Толстой. Толстой сказал о романе Руссо: "Эта прекрасная книга заставляет думать"

Жанры сентиментализма, в отличие от классицистских, звали читателя к познанию простых человеческих чувств, к естественности и добросердечности внутреннего состояния, к слиянию с живой природой. И если классицизм поклонялся только разуму, строя всё существование на логике, системе (по теории поэзии Буало), художник-сентименталист был свободен в чувстве, выражении его, в полёте воображения. Родившиеся протестом против сухости рассудка, присущей все жанры сентиментализма несут не то, что досталось им от культуры, а то, что глубины души достают со своего дна.

Предпосылки возникновения сентиментализма

Абсолютистский режим феодализма впал в глубочайший кризис. На смену общественным ценностям пришли ценности, заключённые в человеческой личности, причём всесословной. Сентиментализм - определение в литературе настроений самых широких слоёв общества с мощнейшим антифеодальным пафосом.

Третье сословие, экономически состоятельное, но социально и политически бесправное, активизировалось против аристократии и духовенства. Именно там, в третьем сословии, и родилось знаменитое: - ставшее лозунгом всех революций. Социальная культура общества требовала демократизации.

Рационалистическое мировосприятие выставило постулатом первенство идеи, отсюда и идеологический характер кризиса. Абсолютная монархия как одна из форм устройства государства пришла в упадок. Идея монархизма дискредитировалась, идея просвещённого монарха - тоже, поскольку практически ни то ни другое не соответствовало реальным потребностям общества.

Завоевание культуры

Возможности буржуазии ко второй половине 18-го века возросли настолько, что она стала диктовать условия всем остальным классам, через культуру особенно. Будучи сторонницей идей прогресса, она распространила их на литературу и искусство.

Более того, она оккупировала их представителями своей среды: Руссо - из семьи часовщика, Вольтер - нотариуса, Дидро - ремесленника... О художниках и вспоминать нет смысла, так как они полностью третье сословие, единственно и исключительно.

Хотя во всех слоях общества 18-го века демократические настроения росли как на дрожжах не только в третьем сословии. Вот эти настроения и потребовали от позднего Просвещения других героев, особой обстановки и новых чувствований. Однако жанры сентиментализма в литературе новичками не были. Элегическая лирика, мемуары - все давно известные формы наполнялись новым содержанием.

Основные черты сентиментализма в литературе

Как альтернатива рационалистическому принципу Просвещения в философии проясняется другое средство мировосприятия: не умом, а сердцем, то есть обращаясь к категории ощущений и чувств. Литература - именно то поле, где пышно расцвели все жанры сентиментализма.

Сентименталисты были уверены, что человек по натуре своей должен быть чужд расчётливости и рациональности, ему близка естественная среда, которая путём воспитания чувств дарует внутреннюю гармонию. Добродетель должна быть естественна, писали они, и только при высокой степени чувствительности человечество может получить настоящее счастье. Основные жанры сентиментализма в литературе потому и выбирались по принципу камерности: пастораль, идиллия, путешествия, личные дневники или письма.

Опора на естественные начала и пребывание в естественной среде - на природе - это те два столпа, на которых зиждутся все жанры сентиментализма.

Технический и государство, общество, история, образование - эти слова в русле сентиментализма по большей части ругательные. Прогресс как фундамент, на котором учёными-энциклопедистами была построена эпоха Просвещения, был сочтён излишним и весьма вредным, а любые проявления цивилизации - губительными для человечества. В культ возносилась как минимум частная сельская жизнь, а как максимум - жизнь первобытная и насколько возможно дикая.

Героических историй прошлого жанры сентиментализма не вместили. Повседневность, простота впечатлений наполняли их. Вместо ярких страстей, борьбы пороков и добродетелей сентиментализм в предъявил чистоту чувств и богатство внутреннего мира обычного человека. Чаще всего выходца из третьего сословия, происхождения иногда самого что ни на есть низкого. Сентиментализм, определение в литературе демократического пафоса, напрочь отрицает сословные различия, навязанные цивилизацией.

Внутренний мир человека: другой взгляд

Завершая эпоху Просвещения, новое направление, безусловно, не ушло далеко от просветительских принципов. Тем не менее, сентиментализм и легко различить: у классицистов-писателей персонаж однозначен, в характере - преобладание какой-то одной черты, обязательная моральная оценка.

Сентименталисты же показывали героя как личность неисчерпаемую и противоречивую. Он мог совместить и гения и злодейство, поскольку от рождения в него заложено и добро и зло. Причём природой - доброе начало, цивилизацией - злое. Односложная оценка чаще всего не подходит действиям героя сентименталистского произведения. Он вполне может быть злодеем, но никогода абсолютным, ибо у него всегда есть возможность внять естеству и вернуться на путь добра.

Вот этой дидактичностью, а порой тенденциозностью, и связан сентиментализм крепко-накрепко с эпохой, его породившей.

Культ чувства и субъективизм

Основные жанры сентиментализма в высокой степени относятся к субъекту, именно таким образом они наиболее полно способны показать движения человеческого сердца. Это романы в письмах, это элегии, дневники, мемуары и всё то, что позволяет рассказывать от первого лица.

Автор не отстраняется от предмета, который он изображает, и его рефлексия - самый важный элемент повествования. Структура тоже более свободна, литературные каноны не сковывают воображение, композиция произвольна, и сколько угодно лирических отступлений.

Рождённые в десятых годах на берегах Англии, основные жанры сентиментализма ко второй половине века уже расцвели по всей Европе. Наиболее ярко - в Англии, Франции, Германии и России.

Англия

Лирика первой впустила в свои строки черты сентиментализма в литературе. Самые яркие представители: последователь теоретика классицизма Никола Буало - Джеймс Томсон, посвятивший английской природе свои элегии, полные пессимизма; основатель "кладбищенской" поэтики Эдвард Юнг; поддержавшие тему шотландец Роберт Блэр с поэмой "Могила" и Томас Грей с элегией, сочинённой на сельском кладбище. У всех этих авторов главной является идея равенства людей перед Смертью.

Затем - и наиболее полно - черты сентиментализма в литературе проявились жанром романа. решительно порвал с традициями приключенческого, авантюрного и плутовского романа, сочинив роман в письмах. "Отцом" направления стал Лоуренс Стерн после сочинения романа "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика", который и дал название направлению. Пиком же критического английского сентиментализма по праву считается творчество Оливера Голдсмита.

Франция

Наиболее классическая форма сентиментализма наблюдается в первой трети восемнадцатого века во Франции. Де Мариво оказался у самых истоков такой прозы, описав жизнь Марианны и крестьянина, вышедшего в люди. Аббат Прево обогатил палитру описанных литературой чувств - страсть, ведущую к катастрофе.

Кульминация сентиментализма во Франции - Жан-Жак Руссо с его эпистолярными романами. Природа в его сочинениях самоценна, человек естественен. Роман "Исповедь" - откровеннейшая автобиография в мировой литературе.

Де Сен-Пьер, ученик Руссо, продолжил обоснование истины, которую проповедуют основные жанры сентиментализма: счастье человека в согласии с добродетелью и природой. Он же предвосхитил цветение "экзотического" в романтизме, изобразив тропические земли за далёкими морями.

Также не сдавал позиции последователей Руссо и Ж.-С. Мерсье, сталкивая в романе "Дикарь" первобытную (идеал) и цивилизационную формы существования. Плоды же цивилизации Мерсье определил как публицист в "Картине Парижа".

Писатель-самоучка де Ла-Бретонн (двести томов сочинений!) один из самых преданных последователей Руссо. Он написал о том, как губительна городская среда, превращающая в преступника нравственного и чистого юношу, а также обсудил идеи педагогики в плане женского обучения и воспитания.

С началом революций черты сентиментализма в литературе естественным образом исчезли. Жанры сентиментализма в литературе обогатились новыми реалиями.

Германия

Новый взгляд на литературу в Германии сформировался под влиянием Г.-Э. Лессинга. Началось всё с полемики профессоров цюрихского университета Бодмера и Брейтингера с ярым приверженцем классицизма - немцем Готшедом. Швейцарцы ратовали за поэтическую фантазию, а немец не соглашался.

Ф.-Г. Клопшток укрепил позиции сентиментализма с помощью фольклора: средневековые германские традиции легко переплелись с чувствованиями германского сердца. Но самый расцвет немецкого сентиментализма наступил только в семидесятых годах 18-го века в связи с работой по созданию национальной самобытной литературы участниками движения "Буря и натиск".

К этому направлению в свои молодые годы принадлежал и И.-В. Гёте. "Страданиями молодого Вертера" Гёте влил провинциальную германскую литературу в общеевропейскую. Явное влияние "Бури и натиска" несут и драмы И.-Ф. Шиллера.

Россия

Русский сентиментализм открыт Николаем Михайловичем Карамзиным - "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" - шедевры сентиментальной прозы. Чувствительность, меланхолия, тяга к самоубийству - основные черты сентиментализма в литературе - у Карамзина сочетались со многими другими новшествами. Он стал основателем группы российских литераторов, боровшихся против высокопарной архаики слога и за новый поэтический язык. К этой группе принадлежали И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский и другие.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 31.07.2015 19:33 Просмотров: 8159

Сентиментализм как художественное направление возник в западном искусстве во второй половине XVIII в.

В России его расцвет пришёлся на период с конца XVIII до начала XIX в.

Значение термина

Сентиментализм – от фр. sentiment (чувство). Идеология разума эпохи Просвещения в сентиментализме заменяется приоритетом чувства, простоты, уединённого размышления, интереса к «маленькому человеку». Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо
Главным героем сентиментализма становится естественный человек (живущий в мире с природой). Только такой человек, по мнению сентименталистов, сможет быть счастливым, обретя внутреннюю гармонию. Кроме того, важным является воспитание чувств, т.е. естественных начал человека. Цивилизация же (городская среда) является для людей враждебной средой и искажает его естество. Поэтому в произведениях сентименталистов возникает культ частной жизни, сельского существования. Сентименталисты считали негативными понятия «история», «государство», «общество», «образование». Их не интересовало историческое, героическое прошлое (как интересовало это классицистов); повседневные впечатления составляли для них суть человеческой жизни. Герой литературы сентиментализма – обычный человек. Если это даже человек низкого происхождения (служанка или разбойник), то богатство его внутреннего мира ничуть не уступает, а иногда и превосходит внутренний мир людей высшего сословия.
Представители сентиментализма не подходили к человеку с однозначной моральной оценкой – человек сложен и способен как на возвышенные, так и на низкие поступки, но от природы в людях заложено доброе начало, а зло – плод цивилизации. Однако у каждого человека всегда есть шанс вернуться к своему естеству.

Развитие сентиментализма в искусстве

Родиной сентиментализма была Англия. Но во второй половине XVIII в. он стал общеевропейским явлением. Наиболее ярко сентиментализм проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Сентиментализм в английской литературе

Джеймс Томсон
В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон написал поэмы «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», позже изданные под названием «Времена года» (1730). Эти произведения способствовали читающей английской публике пристальнее посмотреть на родную природу и увидеть прелесть идиллической деревенской жизни в отличие от суетной и испорченной городской. Появилась так называемая «кладбищенская поэзия» (Эдвард Юнг, Томас Грей), в которой выражалась мысль о равенстве всех перед смертью.

Томас Грей
Но более полно сентиментализм выразил себя в жанре романа. И здесь прежде всего следует вспомнить Сэмюэла Ричардсона, английского писателя и печатника, первого английского романиста. Обычно он создавал свои романы в эпистолярном жанре (в форме писем).

Сэмюэл Ричардсон

Основные персонажи обменивались длинными откровенными письмами, и через них Ричардсон вводил читателя в сокровенный мир их мыслей и чувств. Помните, как А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет о Татьяне Лариной?

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Джошуа Рейнольдс« Портрет Лоренса Стерна»

Не менее известен был и Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия». «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературе

У истоков французской сентиментальной прозы стоит Пьер Карле де Шамблен де Мариво с романом «Жизнь Марианны» и аббат Прево с «Манон Леско».

Аббат Прево

Но наивысшим достижением в этом направлении стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778), французского философа, писателя, мыслителя, музыковеда, композитора и ботаника.
Главными философскими произведениями Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы, были «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Руссо впервые попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Под влиянием идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум и др.
Ж.Ж. Руссо сделал природу самостоятельным объектом изображения. Его «Исповедь» (1766-1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, в которой он ярко выражает субъективистскую установку сентиментализма: художественное произведение – это способ выражения авторского «я». Он считал, что «разум может ошибаться, чувство – никогда».

Сентиментализм в русской литературе

В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина» (1818)
Эру русского сентиментализма начал Н. М. Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791-1792).
Затем была написана повесть «Бедная Лиза» (1792), которая считается шедевром русской сентиментальной прозы. Она имела большой успех у читателей и явилась источником подражания. Появились произведения с подобными названиями: «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и т.д.
Поэзия Карамзина также развивалась в русле европейского сентиментализма. Поэта интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума.

Сентиментализм в живописи

Особенно сильное влияние сентиментализма испытал художник В. Л. Боровиковский. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи и главную задачу сентиментализма: передачу внутреннего мира человека.

На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) художник изобразил горничных семьи Львовых. Очевидно, что портрет написан с большой любовью к моделям: он увидел и мягкие локоны волос, и белизну лиц, и лёгкий румянец. Умный взгляд и живая непосредственность этих простых девушек – в русле сентиментализма.

Во многих своих камерных сентиментальных портретах В. Боровиковский сумел передать многообразие чувств и переживаний изображаемых людей. Например, «Портрет М.И. Лопухиной» – один из самых популярных женских портретов кисти художника.

В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797). Холст, масло. 72 х 53,5 см. Третьяковская галерея (Москва)
В. Боровиковский создал образ женщины, не связанный ни с каким общественным статусом – это просто красивая молодая женщина, но живущая в гармонии с природой. Лопухина изображена на фоне русского пейзажа: стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной: изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, нежно-лиловая шаль – с поникшими бутонами роз. Портрет полон жизненной достоверности, глубины чувств и поэтичности.
Русский поэт Я. Полонский почти через 100 лет спустя посвятил портрету стихи:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(Мария Ивановна Лопухина умерла совсем молодой, в возрасте 24 лет, от чахотки).

В. Боровиковский «Портрет Е.Н. Арсеньевой» (1796). Холст, масло. 71,5 х 56,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А вот на этом портрете изображена Екатерина Николаевна Арсеньева – старшая дочь генерал-майора Н.Д. Арсеньева, воспитанница общества благородных девиц при Смольном монастыре. Позже она станет фрейлиной императрицы Марии Федоровны, а на портрете изображена лукавой кокетливой пастушкой, на соломенной шляпке – колосья пшеницы, в руке – яблоко, символ Афродиты. Чувствуется, что характер у девушки лёгкий и жизнерадостный.