Политическая стабильность. Сущность и показатели политической стабильности

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – состояние политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.

В истории политического дискурса существовали различные модели политической стабильности. В античности согласие (homonoia) мыслилось как гармоническое соотношение, имеющее числовой характер. Так, реформы Солона исходили из гармонии, установленной посредством точных пропорций и обеспечивающей согласование между различными группами полиса (2/1, 3/2, 4/3).

В Средние века политическая стабильность достигалась благодаря силе традиций и авторитета христианской церкви.

В Новое время в связи с разделением властей решающей моделью стала модель равновесия между ними, достижения баланса между различными политическими силами. Дифференциация политической системы современного общества, плюралистичность его политических сил существенно усложняют достижение социальной интеграции. В наши дни все больше и больше осознается относительный характер политической стабильности, подверженной флуктуациям и строящейся на основе идей системного подхода и самоорганизации.

Политическая стабильность, как и стабильность общества, обусловлена законами функционирования и развития общества, характером и способами взаимодействия его подсистем, изменения и эволюция которых не влекут за собой разрушения функционального единства структуры и их равновесия.

Политическая стабильность обеспечивается политической системой общества (ее главный элемент – государство) и эффективностью осуществления ее функций, что в свою очередь зависит от массовой поддержки граждан: 1) от так называемой «ситуативной поддержки», выражающей оценку общественным мнением конкретных решений, принимаемых государственными органами, публичных заявлений политических лидеров, наделенных властью, действенности политических акций, и 2) от «системной поддержки», т.е. от устойчивости положительных оценок и мнений, свидетельствующих об одобрении обществом деятельности властных структур в целом, проводимой государством внутренней и внешней политики. Важным фактором «системной» поддержки выступает доверие к политическим лидерам и политическому режиму, готовность разных социальных групп отстаивать свои интересы на основе и в соответствии с законом, правовыми и нравственными нормами.

Массовая поддержка политического режима выражается также в принятии большинством населения всей совокупности основных политических ценностей (принцип разделения властей, гласность, многопартийность, плюрализм мнений, свобода слова, независимость средств массовой информации и т.д.), определяющих характер и способы функционирования данной политической системы.

К основным условиям, влияющим на уровень массовой поддержки существующего политического режима, относятся также: уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности граждан; наличие демократических институтов и механизмов, обеспечивающих участие населения в политическом процессе; безопасность и правовые гарантии личности.

Особое значение приобретает массовая политическая поддержка в условиях реформ, когда общество в целом и его политическая система, в частности, переживают период перехода от одного состояния к другому, становясь на какое-то время разбалансированными, а значит, и менее стабильными. В этих условиях возникает противоречие и даже разрыв между социальными нормами и ценностями, утверждаемыми (насаждаемыми) властными структурами, и социальными нормами и ценностями, доминирующими в массовом сознании. В массовом сознании в силу ряда причин – инерционности, более стойкой приверженности к фундаментальным ценностям, – может возникнуть неприятие норм и ценностей властвующих групп, напряженность и даже конфликт между массами и властями. Важно учитывать, что в обществе всегда существует конкуренция групп за лидерство, смена групп, претендующих на более заметную политическую роль и на более весомый политический статус. Эти группы, организованные в политические движения и партии, могут возглавить оппозиционные выступления в разных формах. Они будут тем успешнее, чем в большей мере отразят общенациональные интересы и цели, ценности культуры и менталитет. Оппозиционные группы способны придти к власти при условии, если им удастся мобилизовать и повести за собой массы, объединив их идеологическими лозунгами и программами. Многое здесь зависит от политически авторитетного лидера, популярного в народных массах. В поддержании политической стабильности особое значение имеют утвердившиеся в обществе, кодифицированные в правовых законах и ставшие легитимными способы борьбы за власть. Исторический опыт нелегитимной политической борьбы – от политических заговоров до политических революций показывает, что она разрушительна для политической стабильности и чревата распадом общества. Нелегитимная борьба за власть может иметь явный и латентный характер. Скрытые формы нелегитимной борьбы за власть, не выходя на поверхность общественной жизни, способны серьезно ослабить устойчивость правящего режима, разрушить его внутреннюю консолидацию и привести в конечном счете к серьезным политическим потрясениям.

Обеспечение политической стабильности общества достигается благодаря правовым гарантиям безопасности участия граждан и политических организаций в политической деятельности и особенно в оппозиционных (протестных) движениях, отстаивающих свои политические интересы и претендующих на политическое участие во власти. Во многих демократических странах мира накоплен значительный опыт политической борьбы (и в первую очередь борьбы за власть), не приводящей к катаклизмам и национальным потрясениям. Реформируемой России такой опыт еще только предстоит обрести. В разных странах выдвинуты и осуществляются специальные программы стабилизации, их опыт выхода из экономического и политического кризиса, восстановления политической стабильности без смены общественно-политической системы, модернизации экономики при государственном контроле и регулировании, учитывающий различие социально-политических систем и исторических условий, национальные и государственные особенности при его адаптации столь же важен для России.

Политическая стабильность зависит от уровня и характера политической активности, от позиций политических лидеров, от их умения выражать общенациональные интересы и консолидировать политическую волю граждан, от способности к критическому анализу своей деятельности, от соблюдения ими нравственных и правовых норм.

Важным условием политической стабильности общества в период реформ является их правовая обеспеченность, достигаемая на основе единства конституции (основного закона), федерального и местного законодательства. Система существующих в обществе законов должна изменяться в соответствии с новыми условиями и новыми вызовами времени. Несвоевременное изменение, отставание или затягивание совершенствования конституционных норм и действующего законодательства оказывает дестабилизирующее воздействие на политический процесс, на взаимодействие политических субъектов и ветвей власти.

Показатель политической стабильности общества – его способность нейтрализовать негативные воздействия извне (подрывную деятельность, международный терроризм, экономическую блокаду, политическое давление, шантаж, дезинформацию, угрозу применения силы и др.). Подобные негативные воздействия могут привести политическую систему в состояние крайней нестабильности и даже разрушить ее. В этом отношении особенно опасно развязывание гражданской войны или масштабных политических насильственных актов со стороны как сторонников, так и противников существующего строя. Поэтому столь важна адекватная реакция государства на угрозу своему суверенитету, своим социальным интересам и безопасности своих граждан.

Литература:

1. Политическая теория и политическая практика. М., 1994;

2. Семигин Г.Ю. Политическая стабильность российского общества в условиях реформ. М., 1996;

3. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998;

4. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1998;

5. Россия: преодоление национальной катастрофы. М., 1999.

Фонд «Петербургская политика» опубликовал очередной, уже третий по счёту рейтинг социально-политической устойчивости регионов России. Согласно данным этой авторитетной политконсалтинговой фирмы, тесно взаимодействующей с Кремлём, в подавляющем большинстве регионов уровень социально-политической нестабильности с каждым месяцем возрастает.

Для начала стоит отметить, почему мы взяли за основу исследования фонда «Петербургская политика» и отнеслись к ним как к заслуживающим большого интереса. Достаточно сказать, что глава этого фонда Михаил Виноградов одновременно является советником ЦИК «Единой России» (ЕР), а до недавнего времени возглавлял Центр политической конъюнктуры России, тесно взаимодействующий с администрацией президента РФ и той же ЕР. Именно по их заказу, судя по нашей информации, и подсчитываются вышеупомянутые рейтинги. Нужно же власти знать, где, в каком регионе, у неё особенно непрочная ситуация и надо срочно латать дыры своей «популярности», а где ещё пока можно погодить…

Самая критическая ситуация – на Северном Кавказе

На первый взгляд самая критическая для власти ситуация на Северном Кавказе. Именно там находятся четыре из пяти аутсайдеров списка – Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Социально-политическую устойчивость Дагестана, замыкающего рейтинг, эксперты оценили всего лишь в 2,4 балла по 10-балльной шкале. Только в ноябре там были убиты два имама сельских мечетей, глава администрации селения Карамахи, сотрудник ФСБ и начальник экспертно-криминалистического отдела Махачкалы. В посёлке Семендер был введён режим контртеррористической операции (КТО). При этом правоохранительные органы не могут или не хотят предотвратить продолжающиеся похищения людей, а вместо этого устраивают выборочные репрессии против мирных граждан. В ответ на полицейский произвол разгневанный народ выходил на митинг в Махачкале и перекрывал трассу Унцукуль – Буйнакск. Антипатии к республиканской власти добавили и её отказ помочь пострадавшим от наводнения жителям Дербента, и авария энергоснабжения в Ногайском районе…

Вторая с конца в списке – Ингушетия с 3,2 балла. Главным негативным фактором здесь является обострение конфликта между главой республики Юнус-Беком Евкуровым и президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, считающимся самым авторитетным для Кремля из северо-кавказских лидеров. Поводом для конфликта стало разрешение Евкурова хоронить убитых боевиков по мусульманским обычаям, в то время как Кадыров настаивает на запрете для них этого ритуала. В итоге Кадыров обвинил соседа в заигрывании с боевиками. По словам Виноградова, «идёт большая информационная война с участием Ингушетии и Чечни – федералы от ставки на Евкурова не отказались, но лоббистский потенциал Чечни тоже немаленький, и это порождает такую турбулентность, которая потенциально может проявиться в чём угодно».

Напряжённая ситуация и в Кабардино-Балкарии, где был убит известный телеведущий Казбек Геккиев, взорвана машина с замминистра транспорта Владиславом Дядченко и введён режим КТО на территории Тырныауза. Свои большие проблемы и в Карачаево-Черкесии, входящей в число регионов-аутсайдеров по качеству жизни. Однако, как ни парадоксально, именно Северо-Кавказский федеральный округ – единственный (!) в стране, где последний, декабрьский, показатель стабильности соответствует первому, октябрьскому, показателю. Во всех прочих семи федеральных округах – налицо резкое падение этого коэффициента. А это значит – резкий рост социальной напряжённости.

По теме

Эксперты Всемирного банка считают, что внутрирегиональное неравенство в России выше межрегионального. Вместе с этим экономическое неравенство между богатейшими и беднейшими российскими регионами сокращается неудовлетворительно медленно.

Начнём с ближайшего к Северному Кавказу федерального округа – Южного. Там самое разительное падение рейтинга стабильности произошло в доселе спокойной Калмыкии. По мнению экспертов фонда, она теперь занимает 4-е место из 82 субъектов РФ по социально-политической напряжённости. Причиной тому стали вхождение в пятёрку регионов-аутсайдеров по качеству жизни и скандал, связанный с применением насилия в местной исправительной колонии «Салын» и отказом прокуратуры Калмыкии реагировать на жалобы заключённых. В маленькой республике информация об этом стала достоянием многих жителей и, мягко говоря, не добавила им симпатии к власти.

Вообще, самая сильная отрицательная социально-политическая динамика наблюдается, по мнению экспертов фонда, именно там, где прежде царило спокойное настроение. Ведь в тех регионах – например, во многих областях Центрального федерального округа, – где народ и прежде выходил на протестные митинги, ситуация просто не изменилась. Но теперь к ним добавляются и прочие регионы. Ситуация в стране выравнивается – увы, в плохую для власти сторону. Так, в доселе благополучной Амурской области зафиксировано падение рейтинга с 9 до 8 – после того как в Благовещенске прошла пока ещё предупредительная забастовка работников кондитерской фабрики «Зея» с требованием повышения зарплаты. В итоге именно в Дальневосточном федеральном округе налицо самое резкое падение среднего рейтинга стабильности: с 7,71 до 7,27.

А самое большое из всех субъектов РФ падение рейтинга – с 7,5 до 6,0 – наблюдается в Челябинской области. Среди самых последних бед её жителей – авария на теплотрассе в Златоусте, прорыв магистрального трубопровода в Кыштымском районе, оставивший без тепла 14 тыс. человек, прекращение с начала 2013 года курсирования 44 из 105 пригородных поездов... Именно в этой области находится печально известная Копейская исправительная колония, где доведённые до отчаяния бесконечными избиениями и поборами заключённые решились на бунт. Кроме того, даже по официальным данным, программа по модернизации здравоохранения в регионе была выполнена в ноябре лишь на 71%, а по развитию детской медицины – лишь на 49%. В общем, неудивительно, что на последних выборах главы Баландинского сельского поселения кандидат от ЕР потерпел поражение.

На Кондопожском ЦБК отправили в бессрочный отпуск 40% персонала

Потерпели поражение на местных выборах кандидаты ЕР и в Вологодской, Оренбургской, Свердловской областях, а также в Ставропольском крае. А в Курганской области член ЕР, спикер облдумы Владимир Казаков даже был исключён из фракции ЕР за то, что, дескать, утратил с ней связь, слишком активно работая с фракциями оппозиции. Видимо, чересчур уж пахнет жареным в этом регионе от партии власти...

Впрочем, аналогичная ситуация во многих регионах. Остановимся лишь на явных аутсайдерах нашего рейтинга социально-политической стабильности в прочих федеральных округах. В Северо-Западном федеральном округе это Карелия (5,6) и Архангельск (5,9). В Карелии среди многих негативных факторов можно выделить распоряжение руководства Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината о бессрочном отпуске без содержания для 2,4 тыс. работников – около 40% персонала – в связи со сложной финансовой ситуацией на предприятии. Разборки собственников на ЦБК череваты проблемами с поставкой газетной бумаги по всей России.

А в Архангельской области налицо критическая ситуация на лесозаводах № 2 и № 3, на которые приходится треть всей задолженности по заработной плате в регионе, возбуждение уголовного дела в отношении главы Плесецка Игоря Огольцова за превышение должностных полномочий и расследование крупного мошенничества при поставке дизельного топлива для нужд платформы «Приразломная»…

Немало таких критических регионов и в Центральной России. Губернатор Брянской области (6) Николай Денин «отличился» инициативой о доплатах к пенсиям из областного бюджета… руководителям брянских предприятий. Это в то время, когда масса незащищённых категорий граждан области просто-таки нуждается в деньгах, а им отказывают – мол, бюджет не резиновый. Зато отблагодарить тех, кто поддержал Денина на выборах, конечно, дело святое для губернатора.

В Тверской области (5,9) среди новых проблем – режим чрезвычайной ситуации в Твери из-за снегопада, парализовавшего городское движение, прорыв магистрального газопровода Ухта – Торжок, авария на теплотрассе в Твери и отключение электричества в центре города, бесконечные пробки на федеральной трассе М10… По последнему поводу депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьёв обратился в прокуратуру и администрацию президента, обвинив команду губернатора Андрея Шевелёва в бездействии. Во Владимирской области (4,9) из-за прорыва магистральной теплосети без тепла остались 19 жилых домов областного центра.

Жители Орловской области (5,4) пожаловались президенту на губернатора Александра Козлова в связи со строительством высотного здания в заповедном районе «Дворянское гнездо», обвиняя власти в стремлении «превратить родину Тургенева и Лескова в сплошной спальный район». А первый вице-губернатор Борис Коновалов из-за затяжных имущественных и земельных конфликтов, в частности вокруг теплосетевого хозяйства Орла, даже подал в отставку.

В общем, как констатирует автор исследования Виноградов: «Сейчас мы видим большое количество социальных эксцессов. Средний балл ухудшается. Есть целый ряд признаков неблагополучия, которые в случае их игнорирования могут проявиться и в доселе спокойных, устойчивых регионах».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: ПОЛИТОЛОГИЯ

«Политическая стабильность»

САМАРА 2006г.

Политическая стабильность – составная часть общего понятия стабильности государства. Синонимы «стабильности» – «постоянство», «неизменность», «устойчивость». «Политическая стабильность рассматривается, как психологическая способность населения сохранить спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние неблагоприятные условия. Политическая нестабильность развивается только в тех случаях, когда масса людей психологически подготовлена агрессивно реагировать на любые общественно-экономические события» (А.И.Юрьев). К нарушению психолого-политической стабильности приводит увеличение напряжения в проблемных зонах общества. То есть наличие в обществе и эскалация дестабилизирующих факторов. Уровень политической стабильности в обществе возможно измерить. Показателем политической стабильности является соотношение уровня социальной/политической агрессивности населения и уровня социальной/политической подчиненности масс. Однако стабильность вовсе не обязательно означает отсутствие изменений и даже реформ. Более того, относительный, пусть минимальный уровень стабильности совершенно необходим реформаторам для успеха. Уровень стабильности может существенно различаться и варьироваться - от балансирования на грани широкомасштабной гражданской войны до тотальной неподвижности и неизменности политических форм. Поэтому правомерным представляется выделять не только уровни или степень стабильности - нестабильности, но и различные типы политической стабильности. Исследователи выделяют в этой связи, во-первых, динамическую стабильность, адаптивную и открытую переменам и воздействию среды, и, во-вторых, мобилизационную, или статическую стабильность, функционирующую на основании принципиально иных механизмов взаимодействия со средой. Примером последней могут быть некоторые политические режимы, функционировавшие в досоветской и советской России. Российский опыт убеждает в том, что авторитарный харазматический лидер способен обеспечить стабилизацию общества на путях прорыва к новым рубежам социального и экономического прогресса. Правление кого бы из сильных, реформистски настроенных политических лидеров мы не взяли - Петра I, Александра II, раннего Сталина - везде мы видим грандиозные социально-экономические результаты, скорость свершения которых, не идет ни в какое сравнение с теми сроками, в какие подобные преобразования совершались на Западе. Однако стоило энергии верхов по каким-то причинам ослабеть, и развитие общества тормозилось, стабилизация

Политическая стабильность в отечественной литературе понимается как:

Система связей между разными политическими субъектами, характеризуемая определенной целостностью и эффективностью функционирования самой системы.

Упорядоченные процессы в политике, противоречивость и конфликтность которых регулируются с помощью политических институтов.

Согласие основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития.

Состояние политической жизни общества, проявляющееся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, связанное с сохранением и совершенствованием структур, с качественной их определенностью.

Совокупность политических процессов, обеспечивающих бытие и развитие политических субъектов в политической системе.

Следует так же обратиться к наиболее популярным подходам в определении политической стабильности в западной политологии:

а). Прежде всего, стабильность понимается как отсутствие в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих – в кризисной ситуации – справиться с ним.

Стабильность рассматривается также как функция демократии, включающей в себя, в том числе и участие граждан в управлении государством посредством институтов гражданского общества.

б). Стабильность интерпретируется и как функционирование одного правительства в течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно, его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям.

в). Определяющим фактором стабильности может считаться и наличие конституционного порядка. С. Хантингтон, в частности, определяет стабильность по формуле «порядок плюс преемственность», предполагая ведущим к указанной цели такой вариант развития, при котором модель организации власти в течение длительного периода времени сохраняет свои сущностные характеристики.

г). Стабильность как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими, Иными словами, в стабильной системе либо политический процесс не приводит к радикальным переменам, либо – если таковые перемены все-таки наблюдаются – они подчинены стратегии, заранее разработанной правящей элитой.

Таким образом, как подчеркивает Павлов Н.А., – одна из наиболее существенных проблем функционирования политической системы – обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность, устойчивость политической системы – это такое состояние, когда любые отклонения в действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированных норм.

Политическую стабильность следует также понимать как составную часть общего состояния стабильности государства. Данная трактовка понятия придает новое измерение формирующейся концепции «устойчивого развития» общества. Политическая стабильность – обеспечивается не только действием собственно политических факторов, сбалансированностью элементов политической системы, устойчивостью политических отношений. Непременным условием политической стабильности являются устойчивые отношения между проживающими на территории страны и государства народами.

Стабильность соотносят с ситуативными и оперативными параметрами политической динамики, а устойчивость - со стратегическим, историческим ее измерениями. Стабильность в стране может быть достигнута путем тактического и временного соглашения между основными политическими силами, но до стратегической устойчивости политической жизни может быть еще очень далеко, как это было во Франции в феврале 1848 года, тогда рабочие и буржуа, первоначально составившие Временное правительство, уже в июне этого же года столкнулись на улицах Парижа в баррикадных боях. Органическая устойчивость, инерционность в отличие от просто стабильности связаны не просто с легко нарушаемым равновесием двух или нескольких общественных сил, их более или менее неустойчивым перемирием, а с действием определенной интегрирующей формулы, в которую сравнительно надолго отливается политическая культура всего общества. Итак, политическая стабильность выражает такое состояние политической динамики, при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политических факторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение данного баланса. Процессы установления временной стабильности при отсутствии стратегической устойчивости весьма характерны для многих политических режимов стран Азии и Африки, состояниями, противоположными устойчивости и стабильности, являются неустойчивость и нестабильность. Крайней формой неустойчивости политической динамики выступает системный кризис всех сфер общественной жизни, длительный и нарастающий характер которого ведет иногда к революциям и распаду старой политической системы. Классическими примерами подобных политических катаклизмов являются революция 1789 года во Франции, события 1917 года в России или деградация, аномия, а затем и распад государственности в Сомали, разорванной в ходе гражданской войны на части враждующими кланами. А. де Токвиль отмечает две существенные причины, породившие неустойчивость политической динамики Франции, приведшую страну в 1789 году к Великой революции: во-первых, радикальное изменение соотношения сил между двумя ведущими классами, дворянством и буржуазии, когда последняя еще до революции перехватывает бюрократический контроль над управлением французским обществом, и во-вторых, упадок старых политических институтов, поддерживавших прежнее равновесие социальных сил. Он добавляет к этому, что административные реформы 1787 года (провинциальные собрания и т. д.), резко изменившие институциональную структуру Франции, усилили ее политическую неустойчивость, и таким образом реформы приблизили революцию.

Политическая система не может быть стабильной, если власть предержащая элита свою основную деятельность и инициируемые ею нововведения подчиняет только собственным интересам и игнорирует при этом интересы большинства. В этом случае «она может держаться только на силе, обмане, произволе, жестокостях и репрессиях». Ее субъективная деятельность вступает в противоречие с объективными потребностями и природой общества, что приводит к накапливанию социального недовольства, ведет к политической напряженности и конфликтам.

Конфликты в функционировании политической системы играют неоднозначную роль. Их возникновение является показателем определенного неблагополучия или обострившегося противоречия. Но конфликты сами по себе не могут существенно повлиять на стабильность политической системы, если последняя располагает механизмами их институционализации, локализации или разрешения. Сказать, что непримиримые конфликты являются эндемической чертой общества, еще не значит заявить, что общество характеризуется постоянной нестабильностью".

Эти слова Р. Бендикса справедливы, хотя их с большими оговорками можно отнести к межнациональным конфликтам, которые трудно поддаются, какой бы то ни было, трансформации и последствия, которых бывают наиболее разрушительными. Это объясняется во многом тем, что причины, их вызывающие, носят, как правило, комплексный характер. Среди них «существующая или вновь возникающая социальная дифференциация по этническим границам, неравный доступ к власти и ресурсам, правовая и культурная дискриминация, пропаганда ксенофобии и негативных стереотипов». Возникающее на такой основе межэтническое соперничество может приобретать жесткие формы и продолжаться годами (а то и десятилетиями), раскачивая устои политической системы общества.

Таким образом, наличие действительных механизмов быстрого обнаружения, предотвращения и разрешения конфликтов остается необходимым условием эффективного функционирования политической системы и показателем ее стабильности.

Политическая система, будучи открытой, испытывает не только внутренние, но и внешние воздействия, способные вызвать в определенных условиях ее дестабилизацию. Важнейшим показателем стабильности политической системы служит ее способность нейтрализовать негативные воздействия извне.

Основными формами осуществления последней являются подрывная деятельность, осуществляемая специальными службами и организациями, экономическая блокада, политическое давление, шантаж, угроза силой и т. п. Адекватное и своевременное реагирование на такие воздействия извне позволяет защитить собственные национальные интересы государства, добиться благоприятных условий для их реализации. Негативное воздействие извне на политическую систему может и не носить целенаправленного характера, а быть следствием общих планетарных трудностей и нерешенных проблем.

Вместе с тем воздействия извне могут иметь и позитивный для политической системы характер, если проводимая государством внешняя политика не противоречит интересам мирового сообщества. Народы заинтересованы в последовательном осуществлении демократизации, гуманизации и демилитаризации мировой политики, в разработке мер, обеспечивающих выживание человечества в условиях кризиса современного общества и резкого ухудшения качества природных факторов. Учет этих глобальных потребностей в политической практике вызывает одобрение и поддержку других стран мирового сообщества, что укрепляет позиции и авторитет государства, его лидеров в общественном мнении, как за рубежом, так и внутри страны.

Функционирование политической системы, обращенное вовне, адекватное актуальным потребностям развития мирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульс стабильности, а значит, и безопасность стране, с которой последняя связана теснейшим образом.

Таким образом, политическая стабильность обеспечивается при условии единства Конституции и законов Российской Федерации, Основ законодательства субъектов РФ и одновременно – при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Это ключевая проблема современной многонациональной России.

Список литературы.

1. Жириков А.А. Политическая стабильность Российского государства. М., 1999.

2. Макарычев А.С. Стабильность и нестабильность при демократии: Методологические подходы и оценки. // Полис. – 1998. – № 1.

3. Павлов Н. А. Национальная безопасность. Этнодемографические факторы // Национальные интересы. – 1998. – №1.

4. Королева Г.И. Россия: в поиске формулы национального возрождения // Социально-политический журнал. – 1994. – № 1-2.

Политическая стабильность - это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.

Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти. С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти.

Стабильными С. Липсет называет политические системы, являющиеся одновременно эффективными и легитимными (1); системы, в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев, - эффективные, но нелегитимные (2) или легитимные, но неэффективные (3) - он относит к относительно стабильным системам; системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как нестабильные (4).

Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:

наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;

институционализация классовых, религиозных и др. конфликтов;

консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и «правил игры»;

отсутствие в политической системе антисистемных партий;

политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;

законность и правопорядок;

свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике;

политическая конкуренция.

Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы, исходя из таких факторов, как эффективность:

политической социализации;

рекрутации элиты;

осуществления экстраординарной, дистрибутивной и процедурной политики.

А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе.

12 билет Политические институты и понятие политической инст-ии:

Политическими институтами называют устойчивые исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят государство, партии, общественные организации, общественно-политические движения, церковь. Институционализа́ция - превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.



За любым институтом стоит история его институционализации.

Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т. д.Конкретными примерами институционализации могут являться:

§ превращение народных собраний - в парламент;

Билет Понятие и функции государства

ГОСУДАРСтвО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Функции государства:

По сферам распространения :

1. внутренние 2. внешние

Внутренние функции:

- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;

- социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь и т.д.;

- финансового контроля – выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в госбюджет для удовлетворения социальных и общегос. нужд;

- охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений;

- экологическая – система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

Основные внешние функции государства:

- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое, военное и культурное содружество с другими государства;

- оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.

устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Значительный вклад в исследование С.п. внесли С.Липсет и С.Хантингтон. Согласно Липсету, С.п. определяется легитимностью и эффективностью, власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает нестабильность политической системы, наличие же лишь одной из них приводит к относительной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политической институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система.

Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную. Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной С.п. могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен. Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучное страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система, не пре дуя па роль главного субъекта обще венных изменений, призвана поддерживать существующие экономические отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

Неполное определение ↓