Портреты карандашом легкие. Рисуем женский портрет

7. Урок рисования портрета.

Познание техник на уроках рисования.

Основой правильного рисования портрета человека является познание базовых техник на уроках рисования головы.

Рисование карандашом головы требует и более глубоких знаний, и большего опыта, так как работа здесь заключается не только в правильном изображении головы, но и в передаче индивидуального характера и выразительности, которые особенно свойственны человеческому лицу.

Поэтому, решая задачи учебного рисунка, обучающиеся в художественной школе New Art Intention , одновременно развивают в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер. То есть, перед начинающими художниками появляется важная, трудная задача - запечатление образа человека на бумаге. В художественной литературе есть примеры замечательного умения двумя-тремя штрихами определять индивидуальные особенности образа, например, у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» хорошенькое личико девушки сравнивается со «свежеснесенным яичком», грубое широкое лицо с «молдаванской тыквой». Очень важно путем наблюдения, набросков с натуры, рисунков по памяти развивать в себе, помимо конструктивного, и образное восприятие окружающего нас предметного мира; это помогает художнику избегать излишней сухости и протокольности в работе.

Для рисования карандашом портрета на уроках мы рекомендуем выбирать натуру с наиболее выразительными формами и стараемся подчеркнуть их соответствующим освещением.

Начиная рисунок, не принимайтесь за работу, если вы не рассмотрели голову человека со всех сторон, не отметили ее характерных черт, ее поворота и наклона. Заранее составьте себе определенное представление о модели и имейте его в виду в продолжении всей работы.

Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее «в целом». Как при рисовании куба (), видимые его стороны рисуем с учетом сторон, скрытых от нашего взгляда. Так и при обучении рисунку головы, повернутой в профиль, необходимо чувствовать связь всех ее частей. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте. Для того чтобы, рисуя голову в повороте, близком к профилю, правильно воссоздать чуть намечающееся крыло носа, едва видимый из-за носа глаз или сократившуюся и почти незаметную часть губы, необходимо представлять эти формы в целом. И только при таком условии они, даже чуть намеченные, будут убедительны и смогут участвовать в построении всей головы. Чтобы при профильном повороте правильно, на месте, нарисовать ухо, глаз, скулу, надо представить местонахождение невидимых, но соответствующих им парных форм и мысленно увязать с ними изображаемые видимые формы.

Таким образом, вопреки мнению начинающих, мы можем сделать очень важный вывод, что построение головы в профиль не является наиболее легким, а, наоборот, требует большого внимания и опыта.

Без всестороннего чувства формы и освоения ее законов, без совершенствования своего умения на уроках весь процесс рисования сведется к механическому копированию натуры.

Урок рисования карандашом живой модели.

Благодаря свойствам нашего зрения всякий предмет воспринимается нами «сразу». Мы одновременно видим все его пластические и световые качества, а поэтому целостность зрительного восприятия и передача его играют решающую роль в правдивом изображении предметов.

На уроках мы объясняем, что нельзя рисовать натуру, приставляя одну часть к другой, так как в натуре все существует вместе и нужно все создавать едино.

Но так как изобразить «все сразу», «все вместе» физически невозможно, а рисование головы по частям, как правило, приводит к отрицательным результатам, то начинающий рисовальщик должен найти такой способ, чтобы сохранить и целостность зрительного восприятия натуры и проработать ее детали. Для этого ему следует, прежде всего, построить обобщенную, но характерную массу всей головы, как это делает скульптор. Затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, но не срисовывать их в упор по отдельности, а сопоставлять их друг с другом и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке. Такая работа «отношениями» (в форме, в тоне, пропорциях) является в своем роде цементом, скрепляющим все части головы в одно проработанное целое.

Итак, подчеркиваем, что на уроках рисования головы нужно, прежде всего, руководствоваться формой, работать «отношениями», усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному.

На наших курсах мы придерживаемся определенного порядка: работа должна иметь свое начало, середину и окончание. Нарушение этой последовательности ведет к неорганизованному, случайному срисовыванию натуры.

В начале курса, когда начинающий художник быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения.

В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь начинающий рисовальщик идет путем анализа, детализации.

В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, начинающий художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.

Таким образом, строгая последовательность в работе на этом уроке рисования является главным условием успешного выполнения рисунка.

Чтобы правильно научиться рисовать голову, еще раз предупреждаем о необходимости начинать работу легким касанием карандаша к бумаге. Резкие, черные линии, к которым любят прибегать начинающие, мешают видеть ошибки, а тем более исправлять их. Злоупотребление резинкой (ластиком) разрушает поверхностную фактуру бумаги, делая ее почти непригодной для дальнейшей работы. Нажим карандаша и сила тона должны увеличиваться по мере правильного продвижения рисунка.

Для начала выбрав точку зрения на натуру, определите размер рисунка (немного меньше натуры, в зависимости от степени ее удаления от рисующего). Этого намеченного масштаба придерживайтесь в продолжение всей работы, так как в противном случае можно нарушить пропорции изображаемой головы.

Также нужно позаботиться о расположении рисунка на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, и от сопровождающего ее окружения (фона, части одежды, падающей тени).

Первая ошибка в рисунке у начинающих - расположение головы в центре листа, вне зависимости от ее положения в пространстве. Для примера возьмем рисунок головы, изображенной в профиль, и поместим его в середине квадратного листа таким образом, чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых расстояниях от краев бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим центром квадрата (рисунок 1).

В этом случае рисунок головы кажется несколько сдвинутым в сторону профиля и заниженным, так как лицевая часть «перевешивает» затылок: являясь выразителем сходства и экспрессии, она сосредотачивает на себе внимание зрителя. Подобное явление происходит при сравнении верхней и нижней частей головы — последняя, богатая деталями, кажется более весомой, чем верхняя.

Сделанные рисунки (1 и 2) сравним, и вы убедитесь, что небольшое перемещение головы на листе направо и вверх (рисунок 2) улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве.

При первоначальном наброске головы и шеи начинающий художник должнен обратить внимание на их положение по отношению к вертикали и к горизонтали, о чем мы уже говорили на уроках при построении гипсовых голов . На уроках рисования постановка головы может быть выполнена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.

Парная симметрия в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота.

Серединная (профильная) линия помогает в процессе работы ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.

Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рисунках 3 и 4 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление.

Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносице, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы на уроках рисования (рисунок 5).

Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. На уроках рисования одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой (рисунок 6).

Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. На уроках всегда надо обращать внимание на то, что одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).

Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к рисованию основных поверхностей, составляющих объем головы (рисунок 7).

Как и на уроке рисования гипсовой головы , нужно легкой светотенью отделить всю лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. Граница лицевой поверхности пройдет по вискам, скуловым частям и подбородку. При помощи той же светотени, не забывая о необходимости обобщения, намечайте более мелкие формы, лежащие на передней поверхности лица. Так, например, на рисунке 7 показана обобщенная форма носа в повороте и размещенные на поверхностях его детали: на боковых поверхностях — крылья носа, на нижней — ноздри.

Разбирая форму лба, как и в гипсе, нельзя не отметить, что в нижней своей части он образуется пятью поверхностями: средней — фронтальной, двумя боковыми, к ней прилегающими, и двумя височными. При рисовании живой формы все эти плоскости необходимо обосновывать анатомически. Следует также найти место для обобщенных форм глаз, скул, подбородка, ушей, носа и т. д. (рисунок 8).

Обобщенная форма облегчает перспективное построение поверхностей, образующих голову, подсказывая расположение на них более мелких деталей. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условную, грубо намеченную схему; для избежания этого рекомендуется намечать общий «обруб» головы и ее частей, руководствуясь отбором поверхностей, обоснованных анатомией, а не случайной игрой светотени. Например, хрящи и костное основание носа образуют его четыре поверхности; лобные бугры и надбровные дуги — фронтальную поверхность лба.

Полностью прием «обрубовки» применим только как показательный при перспективном построении плоскостей, образующих объем головы. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как отдельный чертеж, как средство для сознательного рисования модели; она должна помочь понять сущность живой формы.

Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом.

Рисование головы «парными формами» предполагает их сопоставление и сравнение во время работы. Этот принцип, положенный в обучение рисованию живой натуры имеет особо важное значение. Здесь сравнение парных форм помогает не только их перспективному построению и размещению, но и передаче их «видимости», так как, будучи одинаковыми по существу, в различных поворотах они воспринимаются различно и по своему виду и по размерам.

Мы уже говорили какое огромное значение имеет такой метод при изображении головы в профиль.

При трехчетвертном повороте головы сравнение парных форм друг с другом дает возможность более точно расположить глаза по отношению к боковым поверхностям носа, определить соотношение между боковыми стенками носа, его крыльями, ноздрями, губами, выявляет различия между ближайшим и удаленным («сокращенным») глазами.

Начинающий художник, сравнивая парные части лица, без труда отмечает их характерные особенности: может быть, асимметрию в глазах или нависающее на один глаз веко, или приподнятую бровь, опущенный угол рта, слегка сдвинутый в сторону нос и т. д.

Таким образом, обучение рисованию «парными формами» способствует объемному восприятию натуры, перспективному построению ее форм и выявлению характерных особенностей изображаемой головы.

Для всестороннего изучения объема головы нельзя ограничиваться рисованием ее в одном или двух положениях. Вначале рекомендуется на одном листе строить голову в самых различных ракурсах, поворотах и наклонах, одновременно наблюдая и сравнивая перспективное сокращение их поверхностей (рис. 10).

Чтобы работать над формой более сознательно, мы прибегаем к приему воображаемого «разреза» этой формы. На гипсовой голове этот воображаемый «разрез» можно заменить специально проведенной линией. На рисунке (рис. 1) урока рисования гипсовой головы показан этот прием.

Рисунок головы с плечевым поясом и шеей будет выделен в отдельный урок рисования нашей художественной школы New Art Intention .

Лучше всего строение шеи видно, когда голова при небольшом повороте несколько закинута назад. Соответствующим освещением мы подчеркиваем конструктивную связь между изображаемыми формами. Так, можно представить себе, что плечевой пояс, ограничиваемый спереди ключицами, а сзади видимыми верхними краями капюшонной (трапециевидной) мышцы, образует площадку, в которую как бы вставлена цилиндрическая форма шеи.

Прежде всего, следует определить расположение головы, увязав ее с ключицами. Для этого от яремной ямки, находящейся между ключицами (намеченными как основание рисунка), по направлению грудино-ключично-сосцевидной мышцы определяется положение уха. Проведенная от него к глазницам поперечная вспомогательная линия и профильная (идущая от яремной ямки через щитовидный хрящ, подъязычную кость и через середину нижней челюсти вверх по профилю), пересекаясь, образуют крестовину, при помощи которой голова строится обычным способом.

При данном положении головы другая грудино-ключично-сосцевидная мышца сокращена и, начинаясь также от яремной ямки, идет по направлению скрытого от нашего взгляда второго уха.

Итак, размещение рисунка на листе, выбор движения (поворота и наклона) головы, набросок ее первоначальной характерной формы определение пропорций ее главных частей, их объемное обозначение условной светотенью (рис.9) — все это можно отнести к началу рисунка, подготовляющего переход к обучению рисования деталей.

Обучение на уроках по рисованию деталей головы человека мы продолжим на следующих занятиях по рисунку для начинающих в художественной школе New Art Intention .


Сегодня мы попробуем нарисовать с фотографии лицо человека. Отчасти мы будем срисовывать- то есть фон, тональные отношения, ракурс - все это неизменно, когда рисуешь с фотографии.
Но некоторые знания нам все-таки нужны: когда мы будем рисовать лицо, то используем тот же подход, что и при рисовании с натуры.

Итак, Вам понадобятся лист ватмана, планшет, какрндаш 3B , на последних этапах рисунка- 5 или 8B.

1 шаг. Выберите фото, с которого Вы будете рисовать человека. Лучше, если Вы хорошо знаете этого человека, так Вы сможете выбрать фото, на котором этот человек запечатлен наиболее выразительно, что поможет нарисовать похожий портрет с фотографии.

2 Наметьте основные положения будущего рисунка. Обратите внимание на линию глаз - глаза должны быть расположены симметрично с учетом ракурса. Высота ушных раковин равна высоте носа.

3 Под кожей и слоем мышц находятся кости черепа. наметьте скуловые кости и легко обозначьте глазницы: это позволит Вам правильно нарисовать брови и глаза.
Несмотря на то, что Вы рисуете с фото, если этого не сделать, картинка может "разъехаться", и в результате рисунок будет непохож на этого человека.

4 Постоянно уточняйте отношения и размеры, а также углы: смотрите, под каким углом идет шея, насколько сужается голова в верхней части, под каким углом расположен нос человека на фото.
Вводите тон: тени рисуют объекты. Мягко заштрихуйте тени, отделите области света от теневых. Это позволит Вам разобраться с формой. Иначе Ваш рисунок будет плоским.
Постоянно уточняйте детали, сверяйтесь с оригиналом, особенно по тону и ракурсам.

5 Если рисунок получается темноват, то есть Вы потеряли светлые области или сделали полутона(средние области рисунка) слишком темными, возьмите кусочек батона и покрошите мякиш на рисунок. Легкими круговыми движениями протрите рисунок мякишем: он впитает часть графита и рисунок станет заметно светлее.

6 Наш рисунок почти готов. Но он выглядит однородно, а кое-где штриховка грубовата. Теперь нужно довести до конца все мелочи. На этом этапе уже есть сходство с оригиналом, но нет завершенности.
Для начала проставьте акценты: осветлите света, уплотните тени. Для этого используйте самый мягкий карандаш. Нарисуйте глаза и лицо ярче и контрастнее, чем волосы и одежду. Растушуйте фон, если он слишком много на себя берет. сделайте его более однородным. Все контрасты должны подчеркивать лицо. Рядом со светлыми участками всегда находятся самые темные. На нашем рисунке и фотографии это, например, волосы и лоб: на фоне светлого лба волосы особенно контрастны, они подчеркивают овал лица. В нижней части портрета волосы рисуют шею.

Портрет - универсальный подарок. Любимого и близкого человека можно порадовать, подарив нарисованный портрет. Такой подарок скажет о том, что Вы готовы стараться для вашего близкого человека, часто думаете о нем. Конечно, узнать, как нарисовать портрет мало, нужно еще и много тренироваться.

Дарить портрет можно в лубом возрасте. Еще маленькие дети рисуют на своих первых рисунках маму и дарят ей этот первый нарисованный в своей жизни портрет. Рисовать с натуры сложно, но полезно. Однако, чтобы сделать приятный сюрприз, нужно рисовать с фото - ведь с натуры не получится сюрприза, человек будет знать, что Вы его рисуете.

Зато Вы можете сделать красивую фотографию в нужном ракурсе, а потом останется только тщательно нарисовать с нее изображение на холсте или бумаге.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица. Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.

В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом , а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.

1. Пропорции лица

Анфас:

В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:

— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.

— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.

— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.

Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.

Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.

Профиль:

Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.

Со стороны черепа:

— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).

Со стороны лица:

— Черты лица располагаются так же, как в анфас.

— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.

— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).

2. Черты лица

Глаза и Брови

Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации :

— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.

— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.

Детали Глаза

— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).

— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).

— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.

— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.

Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.

Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.

В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.

Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.

Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.

Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.

Губы

Советы по изображению рта и губ:

— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.

— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.

— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.

— Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).

— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.

— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.

Уши

Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С . Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».

Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:

— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.

— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.

— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.

Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.

3. Ракурсы

Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».

Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.

Человек смотрит вниз

— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».

— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.

— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.

— Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.

— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.

Человек смотрит вверх

— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.

— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.

— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.

— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.

Человек поворачивается

  1. Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
  2. Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
  3. Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.

Пора практиковаться

Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.

Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.

Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.


Если вы начинающий с нуля – полный ноль, как я , и захотели научиться рисовать карандашом – читайте хронику ленивого бесталанного художника. Последний раз рисовал ещё в школе. Рисовал как все, средне.

Как вы сможете рисовать карандашом после 50-ти часов практики , и как этому научиться. Я начал рисовать с нуля. Рисовал не регулярно, в среднем 15 минут в день, в течение полугода. А вы можете научиться и за пару месяцев, рисуя по 60 минут в день!

Рисование – навык копирования

Следующие рисунки я начал рисовать в уверенности, что я бездарный к рисованию. Но так как я знаю, что почти всё, что знаю о себе – не правда. Решил перепроверить себя: у меня действительно кривые руки или это в школе так пострадал.


Сфера

Основной элемент рисования. Рисуем тени и полутени сферы.

Указано время с учётом чтения учебника. Само рисование требует времени в два раза меньше.




Куб

Базовый строительный кирпич любого рисунка.



Модификации куба




Рисуем текстуру карандашом



Флаги и роза






Рисуем кубы – продвинутый уровень




Рисуем сферы – продвинутый уровень

С этого этапа вы обязаны купить растушёвку – бумажный карандаш. В предыдущих уроках я растушёвывал пальцем, затем растушёвкой #3.

Вся магия полутеней: объёма, мелких теней в уголках, при рисовании глаза и портрета – благодаря растушёвке. Ваша способность рисования словно умножится на три! Сами офигеете, когда сравните свои результаты.





Флаги, свитки





Цилиндры: вулкан, чашка


Рисуем живое дерево


Комната в перспективе

Улица в перспективе


Рисуем в центральной перспективе: замок, город



Надпись в перспективе


Учимся рисовать портрет

Учимся рисовать руку


Экзамен: первый портрет!

Рисовать людей намного сложнее, чем розы или аниме. Лицо нельзя искажать – каждую ошибку сразу же заметно. Учиться рисовать людей нужно, когда почувствуете уверенность в том, что сможете узнаваемо нарисовать очертание и скетч лица.

Портреты нельзя рисовать быстро, требуется усердие и внимательность. Вот какой у меня получился портрет жены:

Учимся рисовать с нуля картины

Восемь картин рисовал суммарно сутки, половину времени. Карандашом практиковался тоже одни сутки. Научиться рисовать до таких же результатов, даже если «руки из жопы растут», можно за 50–150 часиков. В пересчёте на сериальчики – это 2–3 сезона Доктора Хауcа .

Первую картину акрилом «А ты мне нравишься» Васи Ложкина рисовал 6 часов. Что такое акрил и как с ним управиться – не знал. Кисть тоже держал впервые после школы.

Месить нужный оттенок нелегко. Всё бросить потому, что не получается – я рвался каждые полчаса. Нужен человек, который поддержит. Пошёл обучаться в арт-студию и рисовал под присмотром художника. Через год, пару раз брал уроки рисования онлайн у того же преподавателя.


Научился рисовать карандашом, а сноровка оказалась комплексной. Взял кисть впервые после школы и нарисовал. Долгих 6 часов, кривовато, но как же здорово! Теперь я могу сделать неординарный подарок – нарисовать картину другу, закладку в блокнот, карикатуру по работе. Даже делал небольшой мультик.

Первая картина: пастелью, акрилом, гуашью и маслом. Все техники с нуля, а повесить на стену – не стыдно.

Как правильно научиться рисовать – алгоритм

Обучение рисованию карандашом – это база : сносить углы, размеры линий, соблюдать пропорции. Просто научиться не боятся рисовать. Освойте начальный уровень, а дальше только веселее и проще.

Чем учиться рисовать

    Рисуем простым карандашом .

    Фундаментальный инструмент для рисования. Почти все иллюстрации, скетчи и картины рисуются сперва карандашом. Далее он затирается до еле видимых линий, либо поверху рисуем красками. Ошибки легко исправляются. №1 для начинающих.

    Рисуем гелевыми ручками .

    Простой инструмент для рисования в цвете. Техника рисования схожа с техникой рисования карандашом – всё-таки ручка, а не кисть. Исправить ошибки можно только в Фотошопе.



    Рисуем фломастерами . Аналоги: маркеры и профессиональные «копики».

    Больше разнообразия цветов, чем у гелевых ручек. Набор будет стоить дешевле. Через 1–2 года фломастеры засыхают и нужно покупать новый набор.



    Фломастеры немного пропитывают бумагу и она начинает раскисать, из-за этого мне не нравится ими рисовать. Можно наводить по 2–3 раза и линия становится более насыщенной, можно рисовать полутени.

    Рисуем акварелью .

    Дешёвые материалы, и знакомы со школы. Разбавляются водой, поэтому новый слой краски размывает предыдущий. Сложно освоить как она поведёт себя. С нуля, самостоятельно, не просто научиться рисовать детали. Преимущество – доступность.

  • Рисуем гуашью .

    Матовый окрас, более густой, чем акварель, тоже разбавляется водой. Отлично подходит для новичков: ею легче исправить неточности, чем акварелью. Дешёвый материал.


  • Рисуем акриловыми красками .

    Самый доступный профессиональный материал. Акрил быстро сохнет, 5–15 минут. Им легко нанести второй слой, исправить огрехи. Если качественный, то устойчив к воде.

    Акрилом рисуют на холсте. Также можно обрисовать что угодно: стену, табурет, чашку, шлем, пепельницу, футболку, рамки для фото. Рекомендую затем вскрывать работу лаком с баллончика.

  • Рисуем пастелью – сухой и масляной .

    Техника рисования пастелью необычна – рисовать нужно мелками, растирая их об бумагу.


    Техника рисования масляной пастелью похожа на рисование карандашами, но имеет свои особенности.


  • Рисуем маслом .

    Сложные профессиональные краски. Долговечные, но нельзя покупать дешёвые – трескаются.

    Долго сохнет, около 2–10 дней. Это плюс – всегда можно снять слой, дорисовать, растушевать. Но и минус, нужно очень осторожно наносить слой поверху, чтобы не испортить то что есть. Не рекомендую их использование для начинающих.

Вы способны научиться рисовать карандашом . Найдите «Зачем?», купите учебник и срисовывайте в удовольствие. Через месяц – удивитесь своим способностям.