Предисловие. Географические названия вологодской области что такое предисловие, что означает и как правильно пишется Что такое предисловие в литературе определение

Словарь антонимов русского языка

Предисловие

послесловие

Словарь Ожегова

ПРЕДИСЛО ВИЕ, я, ср. Вводная статья к какомун. сочинению.

Без (всяких) предисловий (разг.) приступая к сути дела или разговора сразу, без предварительных приготовлений, разъяснений.

Словарь Ефремовой

Предисловие

  1. ср.
    1. Вступительная часть какого-л. произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания.
    2. перен. То, что говорится, совершается перед чем-л. главным, как менее важное, как вступление к чему-л.

Тезаурус русской деловой лексики

Предисловие

‘вводная часть, вступительная часть какого-либо произведения’

Syn: введение, вступление, преамбула (кн.), пролог (лит.)

Ant: послесловие, эпилог

Словарь Ушакова

Предисловие

предисло вие , предисловия, ср.

1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. Предисловие к исследованию. Предисловие ко 2 изданию. «Последняя глава "Евгения Онегина" издана была особо, с следующим предисловием...» Пушкин .

2. чаще мн. Вступительные сообщения и разъяснения перед изложением существа дела, преим. в выражении: без предисловий (разг. ). Просим без предисловий - ближе к делу. «С героем моего романа без предисловий, сей же час позвольте познакомить вас.» Пушкин .

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Предисловие

Заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, о его внешней или внутренней истории и т. п. П. говорит не столько о содержании книги, сколько по поводу его, и в этом его разница от сродной ему формы - введения, знакомящего читателя с тем кругом научных данных, к которому примыкает предлагаемое сочинение. П. к поэтическим произведениям были, а отчасти и теперь остаются во французской литературе популярной формой, в которой писатель излагает свои теоретические литературные воззрения. Известны, например, такие П. Корнеля, Расина (к "Британнику" и "Ифигении"), Мольера (к "Тартюфу"), Вольтера (к "Эдипу" и "Меропе"), Бомарше, Дюма-отца ("Un mot" к Генриху III), А. де Виньи ("Derni è re nuit de travail", к "Чаттертону" и др.), знаменитое П. Виктора Гюго к "Кромвелю", играющее роль манифеста романтизма. В нашей классической литературе примерами могут служить П. Лермонтова к "Герою нашего времени", Достоевского - к "Карамазовым".

Ар. Г.

Этнографический Словарь

Предисловие

Уважаемые читатели!

Перед Вами первый у нас в стране и за рубежом словарь по этнопсихологии, который несомненно Вас заинтересует.

Современная этнопсихология - молодая и быстро прогрессирующая наука. Ее развитие проходило не всегда просто и однозначно. Интерес к ней проявляли многие отрасли знаний, которые по-своему изучали и осмысливали содержание национальной психики людей. Вместе с тем развитие этнопсихологии всегда было связано с потребностями практики и общественной жизни в нашем государстве; необходимостью раскрытия собственно психологических закономерностей формирования и функционирования феноменов, которые являются ее объектом; изучением особенностей проявления психического склада конкретных народов; гармонизацией отношений между людьми - представителями разных этнических общностей; со снятием напряженности и предотвращением конфликтов, возникающих на национальной почве.

Сегодня задача этнопсихологии в нашей стране состоит не только в том, чтобы исследовать и объяснять различия, существующие в психике, поведении, действиях и поступках представителей различных народов и этнических групп, показывать своеобразие их проявления в практике межнациональных отношений, но и разрабатывать рекомендации для органов государственного управления с целью проведения научно обоснованной национальной политики, гармонизации общения и взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания.

Становление молодой науки предполагает разработку и постоянное совершенствование ее категориального аппарата.

Знания и отражающие их содержание термины, накопленные в предыдущий период развития этнопсихологии, теперь необходимо адекватно интерпретировать, чтобы избежать неопределенности или двусмысленности в их употреблении. Вот почему главной целью, которую преследовал авторский коллектив, работавший над словарем, было строгое уточнение смыслового содержания уже известных и закономерное введение в научный обиход новых понятий, отражающих содержание и специфику этнопсихологических явлений и процессов. В словарь вошли терминология и система понятий, принятые в психологической науке и объясняемые с психолого-педагогических позиций.

В ряде статей раскрывается содержание методов и методик исследования, на наш взгляд, наиболее значимых и важных. В словаре даются также характеристики особенностей национальной психологии представителей этнических общностей, проживающих в России и некоторых зарубежных странах1. Связь между статьями осуществляется посредством ссылок на соответствующие термины.

Вместе с тем словарь написан живым и доходчивым языком. В него включены не сухие и малозначимые термины и понятия, а полезная во всех отношениях информация: это и история развития молодой отрасли знаний, и интересные факты и явления, и очень важные сведения, впервые представленные в обобщенном виде.

К сожалению, в словарь вошли характеристики национально-психологических особенностей только тех этнических общностей, которые исследовались авторским коллективом.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Предложения со словом «предисловие»

Он добавляет к книге предисловие , где объявляет своей целью развенчание коперниканства и передаёт книгу тосканской цензуре, причём, по некоторым сведениям, в неполном и смягчённом виде.

Дорога из аэропорта сразу же без каких бы то ни было умиротворяющих предисловий окунает тебя в, так сказать, местную проблематику.

Что такое "ПРЕДИСЛОВИЕ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ПРЕДИСЛОВИЕ Предисловие ПРЕДИСЛОВИЕ - вводная статья критического, текстологического, исторического и т. п. содержания, предпосылаемая книге, чтобы сообщить читателю те или другие сведения, которые по мнению автора, редактора или издателя необходимы для лучшего понимания последней. В дальнейшем речь идет только о П. к художественным произведениям. Для литературоведения наибольшее значение имеют авторские П. Подобное П. часто является как бы авторским комментарием к произведению. Отрицательное отношение читателей к произведению вынуждало автора переделывать его и о своей работе рассказать читателям в П. Примером такого вида П. может служить предисловие И. С. Тургенева к отдельному изданию его романа «Дым» (1868). Подобное П. представляет большую ценность для исследователя, поскольку в нем автор указывает, что он сделал в тексте своей повести при переиздании. Ценно подобное П. и для уяснения общественно-политической позиции автора в соответствующую эпоху.Иногда П. является своеобразной «ширмой», к-рой прикрывался автор, чтобы скрыть себя, свои подлинные намерения от тех современников, для которых он хотел остаться неизвестным. Такие П. писались например в эпоху 60-х гг. авторами «антинигилистических» (т. е. направленных против революционной демократии) романов. Таким П. снабдил Ф. М. Достоевский свою сатирическую повесть о революционных демократах (Чернышевском и др.) «Крокодил» («Необыкновенное событие или пассаж в пассаже», «Эпоха», 1865, 2). Желая скрыть направленность сатиры против заключенного царизмом Чернышевского, Достоевский написал П., в к-ром говорил об удивлении, вызванном в редакции таким «невероятным рассказом», о спорах в редакции, о «мистификации» повести и т. п. Однако острие жала оставлено в этом предисловии в целости. Руководители «Современника» (Некрасов и др.) поняли смысл пасквиля, он был ясен и объективно помогал реакции. Исследователю необходимо критически относиться к такого рода «предисловиям», в частности - Достоевского, невзирая на его попытку в 1873 снять с себя обвинения в выступлении против Чернышевского. Объяснение Достоевского в «Дневнике писателя» (1873), что он, «бывший ссыльный и каторжный, (не мог) обрадоваться ссылке другого несчастного», подкупило исследователя А. Чешихина-Ветринского, поверившего автору (подробно см. в книге А. Е. Чешихина-Ветринского «Н. Г. Чернышевский, 1828-1889», изд. «Колос», 1923, стр. 136).Особенный интерес представляют те авторские П., в которых писатель излагает свое литературное credo, отстаиваемую им литературную концепцию. Многие из П. этого типа, как напр. предисловия Бомарше, В. Гюго (к «Кромвелю»), вошли в историю литературы как манифесты (см.) соответствующих литературных направлений.В советской издательской практике П. получили широкое применение. Историко-литературные предисловия к советским изданиям классиков литературы имеют целью дать правильное истолкование творчества классика для современного читателя, разрушая созданные в прошлом неверные буржуазные оценки. В такого рода П. в зависимости от надобности освещается также и печатная история произведения, объясняется читателю, какие произведения, почему именно избраны и включены в издание, план и порядок расположения материала, принципы его обработки и т. п. П., выясняющие автора и происхождение произведения, его социально-политический смысл и значение в истории литературы, особенно необходимы в изданиях материалов, ранее неизвестных (законченных произведений, замыслов, писем, мемуаров и т. п.), извлекаемых редакторами из литературного архива писателя.

ПРЕДИСЛОВИЕ - заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издани... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПРЕДИСЛОВИЕ - ПРЕДИСЛОВИЕ, предисловия, ср. 1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварит...

Предисловие

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ - вводная статья критического, текстологического, исторического и т. п. содержания, предпосылаемая книге, чтобы сообщить читателю те или другие сведения, которые по мнению автора, редактора или издателя необходимы для лучшего понимания последней. В дальнейшем речь идет только о П. к художественным произведениям. Для литературоведения наибольшее значение имеют авторские П. Подобное П. часто является как бы авторским комментарием к произведению. Отрицательное отношение читателей к произведению вынуждало автора переделывать его и о своей работе рассказать читателям в П. Примером такого вида П. может служить предисловие И. С. Тургенева к отдельному изданию его романа «Дым» (1868). Подобное П. представляет большую ценность для исследователя, поскольку в нем автор указывает, что он сделал в тексте своей повести при переиздании. Ценно подобное П. и для уяснения общественно-политической позиции автора в соответствующую эпоху.
Иногда П. является своеобразной «ширмой», к-рой прикрывался автор, чтобы скрыть себя, свои подлинные намерения от тех современников, для которых он хотел остаться неизвестным. Такие П. писались например в эпоху 60-х гг. авторами «антинигилистических» (т. е. направленных против революционной демократии) романов. Таким П. снабдил Ф. М. Достоевский свою сатирическую повесть о революционных демократах (Чернышевском и др.) «Крокодил» («Необыкновенное событие или пассаж в пассаже», «Эпоха», 1865, 2). Желая скрыть направленность сатиры против заключенного царизмом Чернышевского, Достоевский написал П., в к-ром говорил об удивлении, вызванном в редакции таким «невероятным рассказом», о спорах в редакции, о «мистификации» повести и т. п. Однако острие жала оставлено в этом предисловии в целости. Руководители «Современника» (Некрасов и др.) поняли смысл пасквиля, он был ясен и объективно помогал реакции. Исследователю необходимо критически относиться к такого рода «предисловиям», в частности - Достоевского, невзирая на его попытку в 1873 снять с себя обвинения в выступлении против Чернышевского. Объяснение Достоевского в «Дневнике писателя» (1873), что он, «бывший ссыльный и каторжный, (не мог) обрадоваться ссылке другого несчастного», подкупило исследователя А. Чешихина-Ветринского, поверившего автору (подробно см. в книге А. Е. Чешихина-Ветринского «Н. Г. Чернышевский, 1828-1889», изд. «Колос», 1923, стр. 136).
Особенный интерес представляют те авторские П., в которых писатель излагает свое литературное credo, отстаиваемую им литературную концепцию. Многие из П. этого типа, как напр. предисловия Бомарше, В. Гюго (к «Кромвелю»), вошли в историю литературы как манифесты (см.) соответствующих литературных направлений.
В советской издательской практике П. получили широкое применение. Историко-литературные предисловия к советским изданиям классиков литературы имеют целью дать правильное истолкование творчества классика для современного читателя, разрушая созданные в прошлом неверные буржуазные оценки. В такого рода П. в зависимости от надобности освещается также и печатная история произведения, объясняется читателю, какие произведения, почему именно избраны и включены в издание, план и порядок расположения материала, принципы его обработки и т. п. П., выясняющие автора и происхождение произведения, его социально-политический смысл и значение в истории литературы, особенно необходимы в изданиях материалов, ранее неизвестных (законченных произведений, замыслов, писем, мемуаров и т. п.), извлекаемых редакторами из литературного архива писателя.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Предисло́вие

Литературно-критическая статья или заметка, предваряющая какое-либо произведение. В предисловии даются необходимые пояснения к произведению, биографические сведения об авторе, история создания книги, принцип выбора материала и т. д. Предисловие может быть написано издателем, критиком, переводчиком произведения. Часто автор сам пишет предисловие, в случае если он вводит в произведение рассказчика, т. е. выдаёт написанное им произведение за работу другого человека (напр., предисловие М. А. Булгакова к «Театральному роману» или рассказу «Морфий»). В отличие от введения, предисловие не является частью самой книги, а только предваряет и облегчает восприятие её содержания. Однако, в отличие от вступительной статьи, оно тесно связано именно с данной книгой. Иногда функцию предисловия выполняет послесловие .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ - вступительное слово автора к своему произведению, в котором сообщается что-либо по поводу его, напр., дается указание на основной замысел произведения, на план его, ответ критикам и проч. В нашей литературе можно указать предисловия: Лермонтова к «Герою нашего времени», Тургенева к собранию его романов, Достоевского к «Братьям Кармазовым». Часто в предисловии излагаются теоретические воззрения автора, манифесты литературных школ. В этом смысле в западной литературе знаменито предисловие Виктора Гюго к его пьесе: «Кромвель», содержащее заветы романтизма. У нас в указанном предисловии Тургенева даны проникновенные замечания о сущности художественного творчества вообще. Подобного же рода авторское предисловие Гончарова представляет его самостоятельная статья: «Лучше поздно, чем никогда», содержащая превосходные страницы касательно самого существа творческой работы, но дающая совершенно ложное и искусственное истолкование произведений самого автора, которое ни в коем случае не следует класть в основу суждений о них, как это делает большинство критиков. Замечательно предисловие Мопассана к роману «Пьер и Жан» о сущности романа. У поэтов иногда предисловия приобретают художественные достоинства. В этом смысле особенно выдаются предисловия поэтов: Фета к четвертому выпуску «Вечерних огней» и Блока к «Земле в снегу». («Вместо предисловия»). Предисловие нельзя смешивать с введением (см. это сл.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Предисловие" в других словарях:

    См. начало без предисловий... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предисловие введение, прелюдия, пролог, преамбула, начало, статья, предуведомление, вступление. Ant.… … Словарь синонимов

    Предисловие - ПРЕДИСЛОВИЕ вступительное слово автора к своему произведению, в котором сообщается что либо по поводу его, напр., дается указание на основной замысел произведения, на план его, ответ критикам и проч. В нашей литературе можно указать… … Словарь литературных терминов

    ПРЕДИСЛОВИЕ, предисловия, ср. 1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. Предисловие к исследованию. Предисловие ко 2 изданию … Толковый словарь Ушакова

    - «Жизнь животных» это особый вид зоологической книги. В ней находит отражение вся совокупность зоологических знаний, но в особом соотношении разных разделов науки о животных. Зоология может быть прежде всего подразделена на систематику,… … Биологическая энциклопедия

    ПРЕДИСЛОВИЕ, я, ср. Вводная статья к какому н. сочинению. Без (всяких) предисловий (разг.) приступая к сути дела или разговора сразу, без предварительных приготовлений, разъяснений. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ПРЕДИСЛОВИЕ», Россия, ВГИК, 1996, цв., 19 мин. Этюд. Реминисценции на тему «Чайки» А.Чехова. В основе сюжета история любви начинающей актрисы. Героиня расстается с иллюзиями, но обретает надежду и веру. В ролях: Ольга Беляева (см. БЕЛЯЕВА Ольга) … Энциклопедия кино

    предисловие - Помещаемая в начале издания сопроводительная статья, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы аппарата издания … Справочник технического переводчика

    Предисловие - элемент аппарата издания, предуведомление читателя автором, изд вом, редактором о том, что следует иметь в виду, читая, просматривая или изучая издание. П. может содержать сведения о значимости темы издания, его назначении и возможностях… … Издательский словарь-справочник

    предисловие - я, с. 1) Вступительная часть какого л. произведения, содержащая предварительные разъяснения, а также замечания критического характера. Предисловие к сборнику новелл. Синонимы: введе/ние, вступле/ние, преа/мбула (книжн.) 2) (обычно мн., разг.)… … Популярный словарь русского языка

По материалам книги Мильчин, Чельцова "Справочник издателя и автора"

Предисловие в книге. Зачем оно нужно?

Предисловие - это элемент предтекстового аппарата издания, характеризующий публикуемое в издании произведение (произведения) для того, чтобы у читателя возник интерес к его теме и (или) содержанию, чтобы он сумел лучше подготовиться к чтению, смог эффективно, с учетом особенностей произведения и издания работать с ним. Это предуведомление читателя об издании, особенностях его содержания, построения, назначения, отличиях от других близких по теме и содержанию изданий. Все это для того, чтобы читатель знал, как лучше изданием пользоваться, что следует принять во внимание, читая, изучая или просматривая его. М. В. Ломоносов в своей «Риторике» определял цель предисловия как подготовку читателя к тому, чтобы он читал сочинение «склонно, прилежно и понятно».

Еще одна, дополнительная задача предисловия в книге - содействовать пропаганде издания, тому, чтобы оно нашло как можно больше читателей-покупателей. Ведь по предисловию книготорговцы и библиотекари составляют начальное, а порой и основное представление об издании, опираясь на которое могут рекомендовать его читателям.

М. В. Ломоносов в уже упомянутой «Риторике» считал, что предисловие должно, во-первых, объяснять, ради чего издание предпринято, т. е. показывать значительную для читателей его цель; во-вторых, характеризовать тему и содержание как вещь важную, нужную и полезную для читателей, т. е. показывать значимость содержания для них; в-третьих, раскрывать в общих чертах самую суть содержания.

Предисловие - составная часть аппарата гл. обр. деловых изданий: научных, производственных, справочных, учебных и т. п. В изданиях литературно-художественных оно редкость.

Назначение предисловия предопределяет круг вопросов, которые могут составить его содержание. Чаще всего это:

Значение темы и содержания публикуемого произведения (произведений);

Особенности его содержания и формы;

Литературные и иные источники;

Принципы отбора материала;

Принципы построения;

Нерешенные и неосвещенные проблемы с объяснением причин;

Показ того нового, что вносит в литературу, науку, практику произведение;

Отличия публикуемого произведения от других на ту же или близкую тему;

Показ наиболее ценного в издании для осн. читателя и примыкающих групп;

Уведомление о том, что нужно иметь в виду, работая над изданием, чтобы эта работа протекала производительнее;

Советы, как лучше пользоваться изданием, наводить по нему справки (своеобразный алгоритм поиска нужного материала, что особенно важно в изданиях справочных).

Шаблона, впрочем, тут быть не должно. Каждое издание и его читатель требуют индивидуального решения, хотя в ряде случаев эти решения могут в чем-то совпадать.

Предисловие может быть авторским, редакторским, издательским. Иногда его заказывают стороннему специалисту. Так бывает, когда, например, книга издается посмертно или когда издательство хочет, чтобы книга и ее тема были представлены читателю для большей убедительности человеком авторитетным, своеобразным гарантом ее качества.

На публикацию предисловия издательства или редактора (редакции) требуется согласие автора книги точно так же, как и на любые редакционные изменения в нем.

Предисловия в книгах люди часто прочитывают по диагонали, а то и просто пропускают. А зря! Именно в этой части книги можно найти важную информацию, которая облегчит понимание написанного в основной части.

Узнаем лучше, что такое предисловие.

Что говорят литературные энциклопедии?

Что такое предисловие книги? С этим вопросом нужно обратиться к профильным специалистам.

Литературоведы таким образом поясняют понятие: это часть литературного текста (художественного или научного характера), которая предшествует основному тексту. Автор, как правило, помещает в предисловие ту информацию, которая, по его убеждению, облегчит понимание текста, даст важные дополнительные сведения.

В этой части книги свои замечания может изложить не только сам автор, но и редактор, издатель или другой человек, имеющий отношение к книге.

Зачем пишут предисловие?

С вопросом, что такое предисловие в литературе, мы разобрались. Но почему же авторы пишут эти вводные части к своим произведениям? Для чего они нужны?

Зачастую поводом для написания является негативное отношение к книге критиков или основной аудитории читателей. Примером может послужить одно из изданий романа Тургенева «Дым».

Из таких образцов литературоведы могут узнать, что изменил писатель в тексте, как отразились на романе его общественно-политические взгляды.
Нигилисты 60-х годов позапрошлого столетия на вопрос: «Что такое предисловие?» - ответили бы, что это ширма, за которой они скрывают свои истинные намерения.

Сатирические предисловия

Отвечая на вопрос, что такое предисловие, необходимо подробнее остановиться и на антинигилистических произведениях. Один из таких текстов написал Достоевский к произведениям Чернышевского. Сатира известного консерватора была связана со взглядами известного русского демократа-революционера.

Конечно, колкие слова Достоевского вызвали негодование среди других работников пера. Спустя несколько лет писатель говорил, что его неправильно поняли, потому что он сам когда-то был заключенным-каторжником и не мог радоваться такому же горю другого человека. Некоторых критиков эти слова подкупили.

Предисловия-манифесты

Как еще можно ответить на вопрос, что такое предисловие? «Это литературный манифест!» - могут ответить профессионалы. И они будут правы.

Некоторые общепризнанные гении слова являлись еще и пионерами своего стиля или продолжателями традиции. Яркий пример - предисловие Гюго к пьесе «Кромвель». Именно в этом тексте мы узнаем о романтической драматургии, ее отличительных чертах и принципах.

Предисловия редакторов

Современные издания классических произведений минувших эпох редко можно встретить без вступительной части редактора. Что такое предисловие в этом случае? Это пояснительный текст, который дает представление об эпохе, в которой жил автор о господствующей форме общественного сознания в те времена. Из таких предисловий мы можем познакомиться и с современным взглядом на проблему, критической оценкой произведения.