Цель : приготовление раствора с заданной массовой долей путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды.
Реактивы и оборудование: растворяемое вещество (поваренная соль, сахар, лимонная кислота, натриевая селитра), вода; весы с разновесами, стакан, мерный цилиндр, стеклянная палочка, фильтрованная бумага.
Задания 1. Прочитайте инструкцию в практической работе №3 на с.77 учебного пособия.
Задание 2. Приготовьте раствор в соответствии с указанным вариантом.
1. Рассчитайте массу растворенного вещества и объем воды, необходимые для приготовления раствора.
Вариант №1.
2. Взвесьте растворяемое вещество в соответствии с рассчитанной массой.
3. Отмерьте вычисленный вами объем воды.
Воду в мерный цилиндр наливают так, чтобы нижний край мениска находился на уровне необходимого деления цилиндра. Соблюдайте правильное положение цилиндра относительно глаз (рис.12) при наполнении его жидкстью!
4. Пересыпьте вещество в химический стакан, добавьте отмеренный объем воды. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде.
5. Приготовленный раствор покажите учителю и затем перелейте его в склянку с соответствующей этикеткой.
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Объясните, что означает фраза: отпределите массовую долю вещества в растворе.
Найти отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора.
2. В плодах томатов содержится 94% воды. Рассчитайте, сколько воды поступит в организм, есть съесть один помидор. (Масса одного среднего по величине помидора равна 150 г.)
Практическая работа №1
«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»
Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.
Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.
Правила техники безопасности во время выполнения практической работы
Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.
Порядок выполнения работы
1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.
Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:
m (рас. в-ва)= w
Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.
Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .
V =;
После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.
2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.
3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.
Составляем отчет в такой форме:
Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.
Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.
Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.
Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.
Задания
А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;
Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;
В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;
Наблюдения: соль растворилась.
Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.
Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.
Урок №___ 8 класс « » _______. _____ г.
ТЕМА:
Практическая работа
№3
.
Приготовление
растворов солей с определённой
массовой долей растворённого вещества
.
Цель урока : сформировать умение осуществлять расчеты по формуле определения массовой доли растворённого вещества; сформировать практические навыки приготовления растворов с заданной концентрацией с использованием лабораторной посуды и химических веществ.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Уметь готовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Основные виды деятельности учащихся. Осуществление расчётов для приготовления. Работа с техническими весами и мерной посудой. Приготовление раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество, массовая доля растворенного вещества, насыщенный и ненасыщенный раствор, концентрированный, разбавленный раствор, кристаллогидрат.
Оборудование: лабораторная посуда, правила Т.Б., кухонная поваренная соль (сахар, сода), вода, весы с разновесами.
Тип урока : урок закрепления знаний.
Метод обучения: проблемно-поисковый, практическая работа.
Организационные формы : беседа, практическая работа.
Структура урока
I. Организационный этап 2 мин
II. Актуализация и мотивация знаний …………………...5 мин
Инструктажи: по технике безопасности
по проведению практической работы..5-6 мин
Проведение практической работы …. 25 мин
Домашнее задание...1- 2 мин
Подведение итогов урока...3 мин
Рефлексия урока ………………………………………… 2 мин
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся)
АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЗНАНИЙ
Проводится опрос, учащиеся вспоминают основные формулынеобходимые для приготовлениярастворов солей с определённоймассовой долей растворённого вещества.
Беседа по вопросам
Какие компоненты входят в состав раствора?
m (раствора) = m (вещества) + m (растворителя).
Как определить состав раствора?
Состав раствора количественно выражается концентрацией , соотношением количества растворенного вещества и растворителя . Чаще всего используется массовая доля растворенного вещества (процентная концентрация), которую можно вычислить по формуле:
Массовая доля растворенного вещества - безразмерная величина, выражается в долях от единицы или в процентах.
Используя эту формулу, можно вычислить массу вещества и раствора:
m (раствора) = m (растворенного в-ва) *100% / w (растворенного в-ва)
m (растворенного в-ва) = m (раствора) *w (растворенного в-ва) /100%
Вода жидкость как мы отмеряем ее массу?
Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/мл.
ρ=m / v V= m / х;
Жизнь на Земле зародилась в растворе с массовой долей солей около 1%. Раствор, содержащийся в живом организме и составляющий основу крови, имеет массовую долю соли 0,9%. Все сложные обменные процессы на клеточном уровне протекают в растворах. В повседневной жизни мы с вами используем растворы: поваренной соли, соды и тд..
Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.
Какова цель нашего урока? (учащиеся самостоятельно формулируют цель практической работы).
Научиться готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь использовать следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворять вещества; производить необходимые расчеты.
ИНСТРУКТАЖИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПО ПРОВЕДЕНИЮ П.Р. (Подготовка учащимися рабочего места к практическому занятию).
Учащиеся называют Правила по ТБ.
Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем.
Нельзя брать реактивы не защищенными руками.
Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой.
Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.
Для работы вам необходимы весы с разновесами. Вспомним строение технохимических весов и правила работы с ними. Приложение №2.
Учащиеся знакомятся с инструкцией по проведению и выполнению практической работы (с.118 учебника).
Каждый учащийся получает свое задание. Приложение №1.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (Оформление в тетради)
Практическая работа №3
Тема: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли).
Цель : научиться приготовлять растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь производить необходимые расчеты.
Оборудование: т ехнические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы: дистиллированная (кипяченая) вода, сухая поваренная соль, сухая питьевая сода.
Правила техники безопасности: работа с сыпучими веществами;правила взвешивания.
Ход работы
Задание № 1. Проведите расчеты.
Рассчитайте массу вещества и объём воды необходимые, для приготовления раствора ___г. с массовой долей вещества ___%.
Результаты расчетов занесите в таблицу:
Масса раствора | Массовая доля раств. вещества w (%) | Масса вещества | Масса воды | Объем воды |
||
Задание № 2. Взвешивание.
Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов. На чаши весов положите одинаковые кусочки фильтровальной бумаги (на неё будет насыпаться вещество при взвешивании и размещаться разновес) и уравновесьте весы при помощи маленьких кусочков бумаги.
Отвесьте на весах рассчитанную вами навеску соли. На правую чашку весов при помощи пинцета поместите разновес (в соответствии с тем, какую массу должна иметь навеска соли), а на фильтровальную бумагу, лежащую на левой чашке, насыпьте соль. Снова уравновесьте весы, добавляя или убирая небольшие порции соли.
Задание № 3. Приготовление раствора .
Навеску соли перенесите в колбу. При помощи мерного цилиндра отмерьте объём воды, необходимый для приготовления раствора. При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости, а черта деления - напротив нижнего мениска уровня жидкости. Примерно половину отмеренного объёма воды вылейте в колбу с веществом. Энергичным взбалтыванием добейтесь полного растворения соли. Затем в полученный раствор вылейте остальную воду, после чего раствор взболтайте вновь.
Задание № 4. В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте вывод.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить темы «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель подводит итоги урока, оценивает технику работы учащихся, проводит обсуждение выполненной работы.
Наш урок хочу закончить словами М.В.Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
РЕФЛЕКСИЯ УРОКА
Самостоятельно проанализировать, чему научились, а над чем еще надо поработать.
Список использованной литературы:
Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.
Гара Н. Н. Г20 Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с. - ISBN 978-5-09-018248-5.
m (вещества) | m (вещества) |
||||
Приложение №1.
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
Приложение №2.
Цели:
1. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
2. Воспитывать сознательную дисциплину во время практической работы. Развивать диалектическое мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся, формировать умения организовать работу.
3. Создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных умений.
Оборудование: Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы : Н 3 ВO 3 , NaHCO 3 , KMnO 4 – все кристаллические, дистиллированная (кипяченая) вода.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Подготовка к выполнению практической работы.
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим
оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы
посудой.
3. Ход работы.
Цель: Закрепить знания по теме «Растворы», развить навыки решения задач на нахождение массовой доли вещества, обращения с химическими реактивами.
Схема движения по модулю
УЭ-1: входной контроль
Цель. Проверить знания и готовность к практической работе.
Работаем в тетради для практических работ.
ЗАДАНИЕ
I вариант
1. Массовая доля – физическая величина, которая измеряется:
а) в литрах;
б) в граммах;
в) в процентах;
г) в молях.
2. Что называют мениском?
(1 балл.)
3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 200 г воды 40 г КОН?
а) 16,7;
б) 20;
в) 40;
г) 33,4.
II вариант
1. Массовая доля – физическая величина, которая обозначается:
а) m;
б) w;
в) V;
г) M.
2. Какой мениск даёт вода в стеклянном сосуде?
3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 180 г воды 20 г КОН?
а) 16,7;
б) 20;
в) 10;
г) 33,4.
Проверь себя по ответам на доске.
Если ты набрал 0 баллов, то при выполнении УЭ
пользуйся тетрадью с конспектами.
Если ты набрал 1 балл, переходи к УЭ-2.
Если ты набрал 2 балла, переходи к УЭ-3.
Если ты набрал 3 балла, переходи к УЭ-4.
Цель. Развить умения подбирать разновесы для отвешивания вещества определенной массы.
Упражнения.
1. Отобрать разновесы для отвешивания 6,25г вещества (5г + 1г + 0,2г +0,05г = 6,25г).
2. Отобрать разновесы для отвешивания 3,64г вещества 2г + 1г + 0,2г + 0.2г + 0,2г + 0,02г + 0,02г
Цель. Развить навыки решения задач на нахождение массы растворенного вещества в растворе.
I вариант
Какую массу гидрокарбоната натрия надо взять, чтобы приготовить раствор массой 20 г с массовой долей соли 2%? Где используют данный раствор?
Ответ: m (NaHCO 3) = 0,4 г. Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.
II вариант
Определите массу борной кислоты, необходимую для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?
Ответ: m (H 3 BO 3) = 1 г, Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство. В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.
Цель. Закрепить практические умения по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в растворе.
При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором марганцовокислого калия KMnO 4 . Приготовьте 80 г данного раствора.
Цель. Выпарили 150 г 15 % -ного раствора сахара. Сколько сахара осталось в чашке после выпаривания?
Сдайте тетрадь для практических работ учителю. Приведите в порядок свое рабочее место.
Рефлексия
Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».
Практическая работа №1
«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»
Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.
Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.
Правила техники безопасности во время выполнения практической работы
Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.
Порядок выполнения работы
1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.
Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:
m (рас. в-ва)= w
Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.
Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .
V =;
После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.
2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.
3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.
Составляем отчет в такой форме:
Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.
Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.
Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.
Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.
Задания
А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;
Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;
В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;
Наблюдения: соль растворилась.
Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.
Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.