Произведения кубанских композиторов для гитары. Десять кубанских народных песен

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 85»

350087 , тел.(8

Тематический вечер.

«Творчество кубанских композиторов»

Кубань, Кубань – души моей отрада

Сиянием зорь налитые леса

Мне в целом мире ничего не надо

Твоя бы песня в вышине плыла.

Муз. рук.:

Песня – драгоценное богатство каждого народа. Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая удалая казачья пляска. На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что стали народными песнями. В песнях душа народа. Звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают чаяния и думы, создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня кубанские песни учат и в детском саду, и в школе. Действительно, песня может многому научить. В ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства. Стоит вслушаться в мелодию и слова – и вы услышите движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье весёлой пляски. Послушайте знакомую песню

Муз. рук.: О чём поётся в песне?

Какой характер этой песни?

(Ответы детей).

Муз. рук.: Никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как поэты и композиторы. Самые заветные, самые певучи мелодии посвящают они родной земле. Кубань взрастила и воспитала очень известных и поистине народных композиторов: Григорий Максимович Плотниченко, Григорий Фёдорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко.

Вся жизнь Григория Максимовича Плотниченко (1918 – 1975) связана с Краснодаром. Музыкальные способности мальчика проявились рано. Он поступил в музыкальную школу, затем в Краснодарское музыкальное училище. Закончить училище помешала война. Добровольцем ушёл на фронт; был тяжело ранен, в полевом госпитале ему ампутировали руку. Вернувшись в 1943 году он окончил музыкальное училище, стал преподавателем в нём. На Кубани проходили праздники песни, организатором и душой которых был Григорий Максимович. Несмотря на то, что он был инвалидом, Григорий Плотниченко продолжал сочинять песни. В них отражались и красота кубанской природы, и душа простого человека, его чувство и мысли его любви к родной земле. Поэтому песни Плотниченко так популярны и любимы в народе: «Бежит река Кубань», «Родная станица», «Над Кубанью речкою», «Кубанские синие ночи». Эти песни поют, и на концертах, и в семейном кругу, и просто в саду, и в поле. Плотниченко был отмечен премиями, званиями, награждён орденом «Знак Почёта».


Григорий Федорович Пономаренко () родился на Украине. В крестьянской семье. Пономаренко музыкой особо не увлекался. В школьные годы Гриша жил в семье дяди, который был самобытным музыкантом и мастером, который настраивал старые баяны. В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военно ансамбле, Пономаренко многому научился у старших товарищей – музыкантов. Настоящая известность пришла к нему после войны, Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховой платок», «Ивушка», «Я назову тебя зоренькой». В 1972 году Григория Фёдоровича пригласили на Кубань. Он был удивлён и до глубины души тронут тем, как напомнила ему кубанская земля родную Украину; звонким Казачьим говором, раздольными песнями, белыми халатами под черепицей. Здесь на Кубани Пономаренко написал очень много песен: «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Хутора», «Песня о Новороссийске». В этих песнях говорится о главном: о России, о любви, о степных просторах и бескрайних полях красавицы Кубани.

Исп. песня: «Здравствуй наша Кубань».

Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Его задушевные песни необходимы людям.

Виктор Гаврилович Захарченко родился в 1938 году на Кубани. Кубанские народные песни с раннего детства вошли в жизнь музыкально – одарённого мальчика. Виктор Захарченко закончил музыкальное училище, затем консерваторию. В 1974 году он был назначен руководителем Кубанского казачьего хора. Это уникальный певческий коллектив . Государственный Казачий хор знают и любят во всей России, но, конечно, особенно у нас на Кубани. Виктор Захарченко собрал огромное количество народных песен и обрядов. Он самый яркий, салютный композитор, автор целого ряда полюбившихся народу песен. Среди них: «Курганы», «Урожайная», «Ой, да, Краснодарский край».

Исп. песня: «Ой, да, Краснодарский край».

Родина высоко оценила заслуги, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями. – народный артист Украины, лауреат Государственной премии России. Он создал краевую детскую экспериментальную школу народного искусства, где ребята изучают культуру, историю своего Отечества. Народная песня – душа народа. Звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают чаяния и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войска певчего хора сами становились учителями пения. Песня может многому научить. В ней сочетается сила музыки и слова, именно в песни собираются разные виды искусства.

Музыковед, композитор, педагог, общественный деятель.

Окончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище (1960) и теорети-ко-композиторский факультет Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (1967, руководитель Б.А. Сосновцев); аспирантуру Российской государ-ственной академии музыки им. Гнесиных (1975, руководитель А.Г. Чугаев).

Трудовую деятельность начал учителем пения в одной из краснодарских школ (1960-1961). В годы обучения в консерватории работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин этой же консерватории (1965-1967), преподавателем Сара-товского театрального училища (1966-1967). С 1967 по 2017 – преподаватель, старший преподаватель (1968), доцент (1983), заведующий кафедрой теории и истории музыки (1985-1986), декан музыкально-педагогического факультета (1986-1992), профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Красно-дарского государственного института культуры.

На съездах Союза композиторов СССР и РСФСР избирался членом ревизионной комиссии и членом правления Союза. С 1984 по 1998 возглавлял Краснодарскую организацию Союза композиторов России (председатель правления). С 1994 по 1996 – руководитель объединения композиторских организаций «Юг России».

Участвовал в работе съездов, творческих пленумов, конференций и фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Суздале, Талине, Варшаве и др. Председатель оргкомитета Всероссийского фестиваля симфонической и камерной музыки «Эоловы струны» (1993, 1994, 1995), участник организованного СК России музыкального передвижничества (Всероссийского фестиваля) «Панорама музыки Рос-сии».

На протяжении многих лет активно занимался музыкально-просветительской деятельностью, выступая на сценах концертных организаций Краснодара и других го-родов Кубани. Автор и ведущий большого количества музыкальных передач краевого радио и телевидения.

Автор книг и многочисленных статей в центральной и региональной печати, посвященных творчеству русских (в том числе кубанских) композиторов, кубанскому песенному фольклору, проблемам развития отечественной музыкальной культуры.

Кандидат искусствоведения (1978). Диссертация «О драматургических принци-пах творчества Родиона Щедрина».

Член Союза композиторов России (1974).

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992).

Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1995).

Профессор (1993).

  • Лауреат премии им. просветителя Кубани К. Россинского и независимой премии им. народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко.
  • Почетный профессор Краснодарского государственного института культуры (2016).
  • Почетный деятель Союза композиторов России (1996).

Основные произведения В.Г. Комиссинского:

  • Симфония с хором в 4-х частях.
  • Концертино для фортепиано и струнного орк. (2005).
  • Казачьи вечерние песни. Кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ан-самбля деревянных духовых и ударных инструментов (1998).

Изданные сочинения:

  • 1. Песни моей матери: вокал. цикл для голоса и ф.-п. Слова народные. – М.: Композитор, 1996.
  • 2. Служба царская: вокал. цикл для низкого женского голоса и флейты. Слова народные. – Краснодар: Эоловы струны, 2001.
  • 3. Казачьи вечерние песни: кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ансамбля деревянных духовых и ударных инструментов; клавир. – Краснодар: Кубан-ский народный хор, 2001.
  • 4. Симфония с хором, в 4-х частях; клавир. – Краснодар: Эоловы струны, 2002, 61 с.
  • 5. Десять романтических пьес для ф.-п. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, 47 с.
  • 6. Казачьи вечерние песни: кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ансамбля деревянных духовых и ударных инструментов; партитура. – Краснодар: Про-свещение-ЮГ, 2008.

Музыковедческие работы В.Г. Комиссинского
Отдельные издания

  • 1. Музыка и человек. (В помощь лекторам, преп. и слушателям нар. ун-тов). – Краснодар, 1970. 25 с.
  • 2. Музыка наших дней. (В помощь лекторам, преп. и слушателям нар. ун-тов). – Краснодар, 1972. 42 с.
  • 3. Родина, революция, Ленин в произведениях Родиона Щедрина. (В помощь лекторам). – Краснодар, 1977. 29 с.
  • 4. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина; ред. и вступит. ст. М.Е. Тараканова. – М.: Сов. композитор, 1978. 191 с.
  • 5. Композиторы и музыковеды Кубани: биографический и библиографический справочник. – М.: «Биоинформсервис», 1998. 120 с.
  • 6. Государственный академический Кубанский казачий хор. – Краснодар: Ку-банский казачий хор, 2000 (на рус. и англ. яз.).
  • 7. Музыка, творчество, жизнь. Статьи, материалы, документы; ред.-сост. Л.В. Комиссинская. – Краснодар: Эоловы струны, 2007. 245 с.
  • 8. 70 лет Краснодарской государственной филармонии им. Г.Ф. Пономаренко. – Краснодар: «Кубань-книга», 2009. 50 с.
  • 9. Григорий Пономаренко: «Душа моя – вулкана кратер»: монография. – Крас-нодар: КГУКИ, 2012. 150 с.

Статьи в книгах, сборниках и журналах

  • 1. Песни моей матери // Кругозор. 1970. № 6. С. 12.
  • 2. В поисках главной песни // Кубань. 1973. № 4. С. 104.
  • 3. Встречи с песней // Музыкал. жизнь. 1975. № 17. С. 7.
  • 4. «Поэтория» Родиона Щедрина. Новые издания // Музыкал. жизнь. 1976. № 5. С. 24.
  • 5. Встречи с песней // Кубань. 1976. № 11.
  • 6. Эпическая песнь Ленину // Сов. музыка. 1980. № 4. С. 4.
  • 7. Народные песни Кубани // Мелодия. 1984. № 4.
  • 8. Певец берез российских // Григорий Пономаренко и его песни. – М.: Музыка, 1987.
  • 9. [Юрий Александрович Симакин] // Симакин Ю.А. «Тихая моя Родина»: напе-вы и наигрыши для ф.-п. – Краснодар: [Краснодар. орг-ия СК России], 1992. С. III.
  • 10. Каплан Туко // Петрусенко И.А. Каплан Туко. – Майкоп, 1992.
  • 11. Первый Карачаево-Черкесский (балет М. Кочкарова «Айтуган – дочь Кар-чи») // Юго-Полис. 1994. № 2.
  • 12. Проблема контраста в теории и практике музыкального искусства // Акту-альные проблемы музыкального образования. – Краснодар: КГАК, 1994.
  • 13. Мелодии родной земли // Туко К. Мир вам, люди. – Майкоп, 1994.
  • 14. Последние свидетели (Симфония-реквием В.Магдалица). – Краснодар: ТО «Премьера», 1995.
  • 15. Российский Орфей (памяти Григория Пономаренко) // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1996. № 2-3.
  • 16. Краснодарская хоровая капелла мальчиков // Поет Краснодарская капелла мальчиков. – М.: Композитор, 1999.
  • 17. На пути к песенному театру // Кубанские частушки, припевки, страдания, за-стольные песни; запись и подг. текста И.Н. Бойко. – Краснодар. Фольклорно-творческий центр народов Северного Кавказа, 2002.
  • 18. «Ты Кубань, ты наша Родина» // Гимн Краснодарского края «Ты Кубань, ты наша Родина». Музыка народная, слова К. Образцова. Переложение для духового ор-кестра, 4-х хоров и ф.-п. В. Спиридонова. – Краснодар: Эоловы струны, 2002.
  • 19. Музыка родного края // Донченко Ю. Музыка родного края: избранные транскрипции для духового оркестра на темы песен композиторов Кубани. – Красно-дар: Эоловы струны, 2002.
  • 20. Все остается людям. Воспоминания о Г.М. Плотниченко // Наш современник Григорий Плотниченко; сост. Н. Магдалиц. – Краснодар: Эоловы струны, 2003.
  • 21. Блестящее начало перемен. Свою оценку переменам, преобразившим музы-кальный театр Кубани, дают люди искусства // Кубан. новости. 2003. 22 февр.
  • 22. «Сказ о Кубани» И.М. Косяка // Косяк И. Сказ о Кубани: увертюра для ор-кестра русских народных инструментов; партитура. – Краснодар: Эоловы струны, 2003.
  • 23. Григорий Пономаренко: «Душа моя – вулкана кратер» // Григорий Понома-ренко: творчество и судьба (к 90-летию со дня рождения) : сб. статей. – Краснодар: КГУКИ, 2010. С. 5-65.

Статьи в периодической печати

  • 1. Покоривший всех // Заря молодежи (Саратов). 1964. 3 апр.
  • 2. «Двенадцать» // Заря молодежи (Саратов). 1964. 8 апр.
  • 3. Встретились два хора // Коммунист (Саратов). 1965. 11 марта.
  • 4. Играют молодые пианисты // Коммунист (Саратов). 1965. 29 окт.
  • 5. За тремя веками // Черноморская здравница. 1967. 31 янв.
  • 6. Веселое представление // Сов. Кубань. 1969. 2 окт.
  • 7. Яркий талант // Сов. Кубань. 1969. 7 окт.
  • 8. Звучал Шопен // Комсомолец Кубани. 1970. 18 апр.
  • 9. Подлинная народность // Сов. Кубань. 1974. 5 апр.
  • 10. Песни Виктора Пономарева // Сов. Кубань. 1974. 14 авг.
  • 11. В поиске // Комсомолец Кубани. 1974. 15 авг.
  • 12. Многоцветье кубанской песни // Комсомолец Кубани. 1975. 23 сент.
  • 13. Вдохновение и мастерство // Комсомолец Кубани. 1975. 2 дек.
  • 14. Поиски и свершения. К итогам Третьего пленума Краснодарской компози-торской организации // Сов. Кубань. 1977. 30 апр.
  • 15. Гости из Новосибирска // Комсомолец Кубани. 1977. 28 дек.
  • 16. Авторский вечер Александра Дудника // Сов. Кубань. 1978. 18 апр.
  • 17. «Русской музыки оркестр» // Сов. Кубань. 1978. 27 сент.
  • 18. Поют студенты // Комсомолец Кубани. 1978. 12 окт.
  • 19. В поисках своего зрителя // Комсомолец Кубани. 1978. 28 нояб.
  • 20. Необычный концерт // Комсомолец Кубани. 1979. 16 янв.
  • 21. Преданность музыке // Сов. Кубань. 1979. 3 апр.
  • 22. Пусть всегда будет музыка. Четвертый пленум композиторов Кубани // Ком-сомолец Кубани. 1981. 15 апр.
  • 23. Кто звонче? // Комсомолец Кубани. 1983. 6 апр.
  • 24. Песни мужества // Комсомолец Кубани. 1985. 16 апр.
  • 25. Все остается людям // Комсомолец Кубани. 1985. 22 мая.
  • 26. У песни – удивительная сила. Имя в искусстве // Комсомолец Кубани. 1985. 13 авг.
  • 27. Озарение красотой // Комсомолец Кубани. 1985. 19 окт.
  • 28. Музыка – это о главном, глубоком и сокровенном; беседу вела Т. Василев-ская // Комсомолец Кубани. 1985. 19 нояб.
  • 29. Песня людям труда // Комсомолец Кубани. 1986. № 141.
  • 30. Играет Игорь Юницкий // Комсомолец Кубани. 1987. 1-7 янв.
  • 31. Призвание – вдохновение // Комсомолец Кубани. 1989. № 239.
  • 32. Заиграй, Пономаренко // Сов. Кубань. 1989. 2 сент.
  • 33. Музыка Веры, Добра и Надежды // Сов. Кубань. 1991. 13 февр.
  • 34. О Каплане Туко и его музыке // Сов. Адыгея. 1993. № 23.
  • 35. «Эоловы струны». Юбилейный фестиваль симфонической и камерной музы-ки // Вольная Кубань. 1993. № 108. 8 июня.
  • 36. Два балета в театре «Премьера» // Сов. Адыгея. 1994. 11 янв.
  • 37. Русская духовная музыка // Вольная Кубань. 1994. 20 мая.
  • 38. Рождение песни // Вольная Кубань. 1995. 17 янв.
  • 39. Мятежная душа музыки. Третий Всероссиский фестиваль симфонической и камерной музыки «Эоловы струны» в Краснодаре // Краснодар. известия. 1995. № 208.
  • 40. Из рода русских звонарей. Григорий Пономаренко // Кубан. новости. 1996. 2 февр.
  • 41. Творческий союз – единое культурное пространство страны. Проблемы му-зыкальной культуры // Кубан. новости. 1996. № 30.
  • 42. И невозможное возможно. Краснодарской композиторской организации ис-полняется тридцать лет // Кубан. новости. 1996. 31 мая.
  • 43. О Г.Ф. Пономаренко // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 44. Кладовая памяти // Краснодар. известия. 1996. № 202.
  • 45. Город богатеет балетом // Краснодар. известия. 1996. № 234.
  • 46. Чем вам памятен 1996 год? // Кубан. новости. 1997. № 1.
  • 47. Жизнь в танце. Творческий портрет Николая Кубаря // Кубан. новости. 1997. № 218.
  • 48. Все остается людям // Вольная Кубань. 1997. 26 дек.
  • 49. Последний классик русской музыки. [Ушел из жизни Георгий Свиридов] // Вольная Кубань. 1998. 10 янв.
  • 50. Шедевры мировой классики // Кубан. новости. 1999. № 46.
  • 51. Хоровых дел мастер. Творческий портрет Вячеслава Яковлева // Кубан. но-вости. 2000. 11 февр.
  • 52. Звучащая летопись Кубанского казачьего хора // Кубан. новости. 2000. № 17.
  • 53. Звездный час Виктора Захарченко // Кубан. новости. 2000. № 96.
  • 54. Он сочинял музыку, как дышал – широко и привольно // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 55. Дом, где музы служат людям // Вольная Кубань. 2009. 20-22 мая; 26 мая.
  • 56. Любовь Вероники // Вольная Кубань. 2009. 26 нояб.

Выступления по Краснодарскому краевому телевидению (выборочно)

  • 1968 «Во весь голос». Оратория Георгия Свиридова.
  • Беседы у рояля. Композитор Родион Щедрин.
  • 1969 «Песни моей матери». Кубанский песенный фольклор.
  • Беседы у рояля: Дмитрий Шостакович; Микаэл Таривердиев; Кара Караев.
  • Музыканты нашего города: Алла Третьякова; Игорь Булахов и Михаил Ескин; В. Крадин; Композитор А. Гандельсман [Журбин]; Композитор Татьяна Васильева; Эмилия Серебренникова.
  • Диалог о песне. Беседа с композитором В.Д. Пономаревым.
  • Искусство Зары Долухановой.
  • Баян и песня.
  • 1971 Оратория Р. Щедрина «Ленин в сердце народном».
  • Орнамент. Играют В. Михайлов и А. Ломаев.
  • Музыка в моей жизни. Николай Кириченко.
  • У нас в гостях. Хор мальчиков «Тополек».
  • 1972 А.Н. Срябин – 100 лет со дня рождения.
  • Поговорим о музыке.
  • Песня – душа народа.
  • 1973 Встреча с композитором Павлом Черноиваненко.
  • Музыканты нашего города: Наталья Коробейникова; Играет ансамбль русских народных инструментов «Сувенир»; Таисия Дробова; Виктор Пономарев.
  • Киномузыка Микаэла Таривердиева.
  • Беседы у рояля. Арам Хачатурян.
  • 1974 Оркестр русских народных инструментов Краснодарского института культуры.
  • Беседы у рояля: Сергей Рахманинов; И.С. Бах.
  • Композитор Александр Дудник.
  • 1975 Оркестр русских народных инструментов п/у Александра Дудника.
  • Встреча с В.Д. Пономаревым.
  • Последние сочинения Д.Д. Шостаковича.
  • Беседы у рояля. Играет Лидия Марченко.
  • Встреча с Кубанским казачьим хором.
  • Композиторы Кубани.
  • 1977 Музыканты нашего города: Виталий Кеворков; Александр Дудник.
  • К итогам Третьего пленума композиторов Кубани.
  • Фестиваль художественного творчества.
  • Играет оркестр п/у Игоря Булахова.
  • Русские народные музыкальные инструменты: Балалайка; Домра; Играет Борис Тропицын.
  • Композиторы Кубани Октябрю.
  • 1978 Русские народные музыкальные инструменты. Баян.
  • Играет Наталья Коробейникова.
  • У нас в гостях. Русский оркестр.
  • 1979 Музыка Мендельсона.
  • 1983 Григорий Пономаренко.
  • 1985 Беседа с поэтом Виталием Бакалдиным.
  • 1986 Григорий Пономаренко. Все остается людям.
  • 1987 Молодые Композиторы Кубани.
  • Отрадненские частушки.
  • Мы вас приглашаем! Музыкально-педагогический факультет.
  • Авторский концерт Владимира Магдалица.
  • Четвертый пленум композиторов Кубани.
  • 1991 Открытие Центра песни Григория Пономаренко.
  • 1992 Встреча. Интервью В.Г. Комиссинского по проблемам музыкальной культуры Кубани.
  • «Всенощное бдение» Григория Пономаренко.
  • «Эоловы струны». Первый Всероссийский фестиваль симфонической и камер-ной музыки в Краснодаре (совместно с В. Магдалицем).
  • Наш фестиваль Беседа с В. Казениным и Б. Целковниковым.
  • 1994 Краснодарский камерный хор.
  • «Венок городу». Художественно-публицистический фильм телевидения России («Видеоинтернейшнл»), посвященный Первому Всероссийскому фестивалю «Эоловы струны» к 200-летию Екатеринодара-Краснодара.
  • 1996 Встреча для вас. Краснодарская телерадиокомпания «Пионер». Интервью В.Г. Комиссинского.
  • Краснодарской организации СК России 30 лет (интервью В.Г. Комиссинского).
  • 1997 Охота на волков. Беседа с В.Г. Комиссинским. ТРК «Екатеринодар».
  • 1998 Право на биографию. Виктор Комиссинский.
  • «Друзья Григория Пономаренко». В. Комиссинский.
  • 1999 Вячеслав Яковлев и его Камерный хор.
  • Амирбий Кулов и ансамбль танца «Нальмэс».
  • Виктор Белоусов и Татьяна Сорокина.
  • 2000 Народный артист России Анатолий Лизвинский.
  • Директор Краснодарского камерного хора Л.П. Белевцов.
  • Заслуженный художник России Светлана Демкина.
  • Атаман В. Громов и скульптор Ольга Яковлева.
  • Художник М.А. Климарев.
  • Заслуженный деятель искусств РФ Александр Дудник.
  • Территория общения. Роза Лаво.
  • Профессор Н.Л. Межлумова и ее ученики.
  • Ансамбль ударных инструментов ТО «Премьера». Виктор Бурдь.
  • Заслуженная артистка РФ Н.М. Кременская.
  • 2001 Молодые артисты Кубанского казачьего хора Анна Косякова и Елена Куликов-ская.
  • Гастроли Кубанского казачьего хора по города Сибири. Беседа с В. Вишневским и А. Рабочим.
  • Заслуженный работник культуры РФ Н. Ускирев.
  • Поет Роман Троян.
  • Территория общения. Заслуженный деятель искусств России Владимир Черняв-ский.
  • Профессор Наталья Коробейникова.
  • Композитор Николай Некоз.
  • У нас в гостях Н. Власов и Вл. Вальс.
  • Территория общения. Заслуженный деятель искусств Адыгеи, заслуженный учи-тель Кубани, профессор Гисса Чич.
  • Композитор Виталий Кеворков.
  • 2002 Поет Александр Плахтеев.
  • Старинная музыка в исполнении Н. Коробейниковой.
  • Краевой театр кукол сегодня. Беседа с И. Беловой и В. Прасол.
  • Краевая филармония сегодня.
  • Территория общения. Игорь Анисимов.
  • 2003 «Звезды искусства Кубани. Григорий Пономаренко». Документальный фильм о творческом пути композитора (сценарий Т. Василевской). ГУП «Центр инфор-мационного и экономического развития печати, телевидения и радио Краснодарского края», АНО «Краснодарская киностудия», 2003.
  • 2008 В.Г. Комиссинскому 70 лет. Новое телевидение Кубани.
  • 2010 «История в лицах». Григорий Пономаренко. Документальный фильм (сценарий Т. Дунаевой). ООО ТК «Звезда Кубани», 2010.
  • 2011 Освобождению Краснодара от фашистских захватчиков. Документальный фильм с использованием музыки В. Комисссинского.
  • 2014 «Святыни Кавказа». Документальный фильм об истории Екатерининского храма Краснодара (сценарий Т. Дунаевой), с использованием музыки В. Комиссинского. ТВ «Звезда Кубани».
  • Юбилей В.И. Журавлевой-Пономаренко.

Выступления по Краснодарскому радио

  • 1969 В мире музыки.
  • 1971 «Моя фонотека». Кантата С.Прокофьева «К 20-летию Октября».
  • 1972 Человек идет за песней. Беседа с С.И. Еременко.
  • 1975 Ходит песенка по кругу. Беседа с В.Г. Захарченко.
  • Берегите самородное.
  • «Этот день Победы». Литературно-музыкальная композици (совместно с Л.В. Комиссинской).
  • «Зимняя фантазия». Литературно-музыкальная композиция (совместно с Л.В. Комиссинской).
  • По страницам будущей книги. Композитор Родион Щедрин.
  • 1977 Творческий портрет Виктора Захарченко.
  • Играет Борис Тропицын.
  • 1984 Вокальный цикл В. Магдалица на стихи А. Вознесенского.
  • 1985 Григорий Пономаренко – народный артист России.
  • Владимир Магдалиц. «Прощальные песни».
  • Празднику Победы посвящается. Конкурс.
  • 1986 Виктор Лихоносов. «Элегия».
  • Молодые композиторы Кубани.
  • На Седьмом съезде композиторов СССР. Беседа с Г. Селезневым и В. Бурыле-вым.
  • 1987 Шестой пленум композиторов Кубани.
  • Композитор Лев Смирнов.
  • 1989 Творческий пленум композиторов Кубани.
  • 1993 Русский романс.
  • 1994 Русская духовная музыка в исполнении Краснодарского камерного хора.
  • 2000 Беседа В. Фролкина и В. Комиссинского.

Литература о творческой деятельности В.Г. Комиссинского

  • 1. Марков В. Беседы у рояля // Комсомолец Кубани. 1970. 3 марта.
  • 2. Слепов А.А., Калачев Ю.Т. Краснодарская организация Союза композиторов России. – Краснодар, 1977. С. 7-8.
  • 3. Мхитарян А. Задачи дня. С Третьего пленума композиторов Кубани // Комсо-молец Кубани. 1977. 29 апр.
  • 4. Тараканов М.Е. Предисловие // Комиссинский В.Г. О драматургических принципах творчества Родиона Щедрина. – М.: Сов. композитор, 1978. С. 4-10.
  • 5. Кузнецов В. Звучат творения Вивальди // Комсомолец Кубани. 1978. 27 окт.
  • 6. Генина Л. Очень трудное дело. Вопросы критики // Сов. музыка. 1978. № 11. С. 23.
  • 7. Семенов Ю. О музыке современника: [рец. на книгу В. Комиссинского «О драматургических принципах творчества Родиона Щедрина] // Сов. музыка. 1979. № 5. С. 101-102.
  • 8. Сычев И. В творческих организациях РСФСР. Краснодар // Музыка России. Вып. 3. – М.: Сов. композитор, 1980.
  • 9. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды: спра-вочник, в 3-х т. Т. 2. К-Р. – М.: Сов. композитор, 1981. С. 79.
  • 10. Сычев И.Б. По Российской Федерации. Краснодар // Музыка России. Вып. 4. – М.: Сов. композитор, 1982. С. 366-368.
  • 11. Корев Ю. Первый Адыгейский… // Сов. музыка. 1985. № 12. С. 58-60.
  • 12. Титов С. Итоги года // Информационный бюллетень секретариата правления Союза композиторов СССР. – М.: Сов. композитор, 1986, № 4-5. С. 32-33.
  • 13. Пшеничная И. По пути перестройки // Сов. Кубань. 1987. 16 апр.
  • 14. Полозков И.К. Не только комплименты // Сов. культура. 1987. 6 июня.
  • 15. Василевская Т. Не запретить, а воспитать // Сов. Кубань. 1987. 26 июня.
  • 16. Мирошникова С., Яворская М. Песнь братства // Адыгейская правда. 1987. 28 нояб.
  • 17. Фиш Э. Нет силы крепче // Дагестанская правда. 1988. 14 апр.
  • 18. Борисов Г. «В профессии я счастлив» // Комсомолец Кубани. 1988. 21 сент.
  • 19. Борисов Г. Симфония для оркестра, которого нет // Комсомолец Кубани. 1989. 1 февр.
  • 20. Василевская Т. Выбираю дело // Сов. Кубань. 1989. 10 марта.
  • 21. Захарова Т. Мелодии Кубани // Комсомолец Кубани. 1989. 16 дек.
  • 22. Чич Г. Интересно и разнообразно // Адыгейская правда. 1990. 4 янв.
  • 23. Зайцев Ю. О музыке, художнике и не только // Сов. Кубань. 1991. 10 авг.
  • 24. Титов С.А. Музыкальное творчество и Музыкал. жизнь республик Россий-ской Федерации. Краснодар // Музыка России. Вып. 9. – М.: Сов. композитор, 1991. С. 329.
  • 25. Решетняк Л. Так будет вечен наш союз // Кубан. новости. 1992. 13 мая.
  • 26. Петрусенко И.А. В.Г. Комиссинский // Петрусенко И.А. Путь к песне. Кн. 1. – Майкоп, 1992. С. 132-148.
  • 27. Решетняк Л. Доколе бедствовать? Культура на задворках. Встреча руководи-телей края с творческой интеллигенцией // Кубан. новости. 1992. 19 марта.
  • 28. Поздравляем! // Вольная Кубань. 1992. 7 июля.
  • 29. Поздравляем! // Вести годов юга России. 1992. № 37.
  • 30. Магдалиц В. Что завершено, что в работе, что задумано? // Музыкал. акаде-мия. 1993. № 2. С. 178.
  • 31. Вайль Д. Звучат «Эоловы струны» // Краснодар. известия. 1993. 17 июня.
  • 32. Николаева Н. Чем пахнет русский дух? // Кубан. курьер. 1994. № 190.
  • 33. Шинкевич С. Живое слово Божье // Человек труда. 1994. № 45.
  • 34. Иванюк С. Озаряет музыка сердца // Сов. Адыгея. 1995. № 238.
  • 35. Абдуллин Э. Пусть звучат «Эоловы струны» // Музыкал. жизнь. 1995. № 3. С. 11.
  • 36. В.Г. Комиссинский возглавил объединение композиторов Юга России // Краснодар. известия. 1995. 31 янв.
  • 37. Михлина И.И. Дела и планы. Члены Краснодарского регианального отделе-ния Международной академии информатизации // Кубань: проблемы культуры и ин-форматизации. 1995. № 1.
  • 38. Вайль Д. Большой в Краснодаре: [о концертном исполнении «Иоланты» П.И. Чайковского солистами Большого театра, Мариинского театра и театра им К.С. Станиславского] // Рассвет. 1996. № 23.
  • 39. Туко К. Идти своей дорогой // Сов. Адыгея. 1996. № 177.
  • 40. Абдуллин Э. Юбилейное // Культура. 1996. № 30.
  • 41. Червленский В. Аккордов пламенные звуки // Честь и Родина. 1997. № 2.
  • 42. Григорий Пономаренко и Маргарита Агашина – что было, то было // Много-уровневая система художественного образования и воспитания: сб. ст. ХI всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар, КГУКИ. С. 177-184.
  • 43. Подскочий М. Творчество Алемдара Караманова: опыт характеристики [от-зыв о книге В. Комиссинского «О драматургических принципах творчества Р. Щедри-на»] // Алемдар Караманов – музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, исследова-ния. – М.: Издательский дом «Классика ХХI века», 2005. С. 279.
  • 44. Тен-Ковина Н. Симфонические миры // Вольная Кубань. 2009. 12 янв.
  • 45. Григорий Пономаренко // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 46. Ткаченко Г. Казачья память. Вокально-хоровые произведения в сопровожде-нии ф.-п., баяна. Вып 3. – Краснодар: «Просвещение-Юг», 2011.
  • 47. Бабенко Е.В. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие. – Красно-дар: КГУКИ, 2010. С. 13, 14, 19, 68, 74.
  • 48. Сальникова С.В. Знакомство с симфоническими произведениями кубанских композиторов // The News. 2015. 8 февр.
  • 51. Исаченко С.В. Джаз на Кубани в советский период: к истории вопроса // Му-зыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по матер. второй междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 100.
  • 52. Бабенко Е. Некоторые особенности музыкального языка и формообразования вокального цикла В.Г. Комиссинского «Песни моей матери» // Музыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по матер. второй междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 128-130.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

станицы Новомалороссийской

- Что нового вы узнали?

- С кем мы познакомились сегодня?

(С замечательными произведениями поэзии, музыки, живописи.)

- Что объединяет кубанских композиторов, художников, поэтов? О чем их произведения?

- Правильно ли мы выполнили задание по классификации?

- Памятки помогут вспомнить вам о чем мы говорили на классном часе..

Готовясь к классному часу, прослушав наши кубанские песни, рассмотрев картины художников, я начала писать картину и хочу попросить вас помочь мне ее закончить.

- Согласны?

У меня есть заготовки деталей картины, давайте подберем все необходимое и вместе поместим их на полотно.

(17слайд) Выполнение творческой работы (коллективного плаката)

- Давайте дадим название нашей картине (предложения детей, «Лица Кубани»)

Вывод: В песнях, живописи - душа народа, именно в них собираются вместе разные виды искусства. А именно искусство помогает нам погружаться в мир живой истории, учит понимать людей вокруг и самих себя. Времена меняются, но всегда человек должен оставаться человеком - тонко чувствующим, глубоко понимающим и верующим в свою родину, свой народ.

ИТОГ: Сегодня мы с вами познакомились с выдающимися людьми искусства Кубани, которые прославили нашу Родину далеко за пределами страны. Но на самом дел их ещё намного больше. Я желаю вам, чтобы и вы в будущем заняли почётную роль в истории нашего государства.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮна тему:«Композиторы Кубани» Оглавление: I. Вступление Музыкальная жизнь на Кубани II. Основная часть Пономаренко Григорий Федорович Захарченко Виктор ГавриловичКеворков Виталий АлександровичМагдалиц Владимир ВасильевичПлотниченко Григорий МаксимовичПетрусенко Илья АнтоновичIII.Заключение Музыкальная жизнь на Кубани Я счастлив былвстречаться с чистотойи с красотой искусства неподдельной:с напевностью мелодии простой,с поэзией прозрачности капельной,с живым дыханьем света на холсте,с ненарочитой театральной страстью…Прикосновенья к высшей красотежизнь озаряли приобщеньем к счастью.В. Бакалдин Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх, пение па улицах. Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Среди наиболее известных композиторов Кубани стали Захарченко Виктор Гаврилович, Кеворков Виталий Александрович, Магдалиц Владимир Васильевич, Пономаренко Григорий Федорович, Плотниченко Григорий Антонович. Здание гостиницы «Метрополь».,здесь располагались консерватория, музыкальный техникум ПОНОМАРЕНКО ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ Григорий Федорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 на Украине. В его семье музыкой особо не увлекались, но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером. В 1938 году Пономаренко поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военном ансамбле, он многому научился у старших товарищей-музыкантов.Настоящая известность пришла к нему после войны. Работая в Куйбышеве (ныне Самара), Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «Ивушка», «Растёт в Волгограде берёзка». ПОНОМАРЕНКО ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ Переехав с Волги на Кубань, Григорий Федорович побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен, познакомился с творчеством кубанских поэтов, узнал о том, как бережно хранят и тщательно собирают в нашем крае старинные казачьи песни. Здесь, на Кубани, Пономаренко написал музыку к фильмам и опереттам. Но главными в его творчестве оставались песни. «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» на стихи И. Вараввы, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» на стихи С. Хохлова, «Песня о Новороссийске», «Хутора» на стихи К. Обойщикова и ещё десятки замечательных произведений.Григорий Федорович Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. В этих песнях говорится о главном: о России, о любви, о степных зорях и бескрайних полях красавицы Кубани. ЗАХАРЧЕНКО ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ Родился 22 марта 1938 года в ст. Дядьковской Кореновского района Краснодарского края.В 1956 году Виктор Гаврилович поступил в Краснодарское музыкально-педагогическое училище. Окончив его стал студентом Новосибирского государственной консерватории им. М.И. Глинки на факультет хорового дирижирования. Уже на 3-ем курсе В.Г. Захарченко пригласили на высокую должность – главного дирижера Государственного Сибирского народного хора. 1974 год – переломный в судьбе В.Г. Захарченко. Талантливый музыкант и организатор становится художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора. Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко неоднократно становится лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Коллектив удостаивается почетного звания Академический, Государственной премии им. Т.Г. Шевченко республики Украина и награжден орденом Дружбы народов. ЗАХАРЧЕНКО ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ Им созданы такие произведения – «Набат» на стихи В. Латынина, «Умом Россию не понять» на стихи Ф. Тютчева, «Помоги тому, кто слабее» на стихи Н. Карташова.В.Г. Захарченко возродил традиции Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1811 году, включив в свой репертуар, кроме народных и авторских песен, православные духовные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это единственный коллектив, который удостоен столь высокой чести. КЕВОРКОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Родился 16 октября 1937 года в Баку. В 50-60-е годы начал сочинять инструментальную музыку, занимался джазовыми импровизациями. Им написаны фортепианное трио №1, Первая и Вторая симфонии, струнный квартет.Среди произведений Виталия Александровича, написанных в 70-е годы, особое место занимает симфоническая поэма «Память», посвященная героическому подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны. В середине 70-х годов Кеворков обращается к фортепианной музыке для детей (цикл «Матрешки»). Эти произведения были инструментованы для оркестра народных инструментов Всесоюзного радио. Сюиту включил в свой репертуар оркестр «Виртуозы Кубани». В 1996 году ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. МАГДАЛИЦ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ Родился 24 мая 1951 года в поселке Ахтырском Краснодарского края в семье служащих. Там окончил музыкальную школу, затем поступил а Кубанский государственный университет на музыкально-педагогический факультет и в 1973 году окончил его. Следующей ступенькой в становлении композитора стала Российская государственная академия музыки им. Гнесиных, а затем аспирантура этой же академии.Он инициатор создания исполнительских коллективов, таких как Краснодарский камерный хор, ансамбль ударных инструментов «Премьер-оркестр». МАГДАЛИЦ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ Сегодня Владимир Васильевич - секретарь союза композиторов России, председатель Краснодарского краевого отделения Союза композиторов России, участник российских и международных фестивалей и форумов. Он автор целого ряда крупных произведений, таких как симфония-реквием «Последние свидетели» (по произведениям С. Алексиевича), симфония «Поминовение» - памяти жертв Чернобыля, концерт для фортепиано с оркестром «Венок сонетов» (отмечен международной премией), первый кубанский балет «Тамань» (по произведениям М. Ю. Лермонтова). За этот балет Магдалиц в 2001 году удостоен премии им. Д.Д. Шостаковича. В.В. Магдалиц – один из ярких представителей своего поколения в отечественном музыкальном искусстве XX столетия на Кубани. ПЛОТНИЧЕНКО ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ Плотниченко Григорий Максимович родился 18 августа 1918 года в Таганроге в семье портового рабочего. В 1937 года он поступил на дирижёрско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища. Первые музыкальные произведения Григория Максимовича – небольшие пьесы для оркестра народных инструментов. В 1941 году он добровольно ушёл на фронт. И одна за другой появляются его песни о событиях грозных военных лет, о подвигах русских людей: «Гвардейцы-минометчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет» и др. С 1949 по 1953 год Плотниченко работал художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. В этот период он обращается к более крупным музыкальным формам. Создаются сюита «Возвращение», хоры «Кубань моя», «Ефрейтор в отпуске». ПЛОТНИЧЕНКО ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ Помимо песен и хоров композитор пишет баллады «Я хлебороб», «Баллада Светланы», романсы «Лунной ночью», «Берёзка», «Уронила луна молодая». Им написана музыка к 15 спектаклям кукольного театра. Среди них «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван – крестьянский сын».И всё же хоровое творчество – главное, чему посвятил себя композитор. И первая хоровая песня, которая заслуживает особого внимания, – «Кубанские синие ночи» на стихи С.Хохлова. Кубанский искусствовед В.Щеглов назвал её «музыкальным символом нашего родного края». ПЕТРУСЕНКО ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ РОДИЛСЯ 1 августа 1941 года в ауле Кошехабль в Адыгее. В 1957 году Илья Антонович поступил на дирижерско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова.. Будучи студентом 4-го курса, Петрусенко создал свое первое музыкальное произведение - «Стихли лихие бураны» на текст А. Буженко. С 1966 года Илья Антонович учится и работает на Кубани. Некоторые песни он сочиняет на стихи известного кубанского поэта И. Ф. Вараввы - «Край родной!», «Мама, мама », «Хлеборобские степи», «Снова снится березовый шум...». ПЕТРУСЕНКО ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ В начале 70-х годов Илья Антонович возглавил кубанские народные ансамбли песни и танца «Колос» и «Нива». Петрусенко написал песни «Я надену красивое платье», «Осенняя песня», «Зачем ты снишься мне», «Казачья праздничная», «Трава-полынь». Широкий резонанс в музыкальном мире получили его музыкально-публицистические труды. Книги Ильи Антоновича - это истории жизни и творчества известных мастеров культуры и искусства.В настоящее время композитор живет в живописном поселке Афипском, где в общении с народом и природой черпает силы для своего творчества. Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучат то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то веселая, удалая казачья пляска. А в предгорьях седого Кавказа широко разливаются вольные, затейливые напевы адыгейских песен.На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края, превратились из авторских в народные. И, может быть, именно песня поможет нам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя. Песня – драгоценное богатство нашего народа. Кубань, Кубань – души моей отрада,Сияньем зорь налитые поля.Мне в целом мире ничего не надо,Твоя бы песня в вышине плыла…Сергей Хохлов Заключение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Богатырев П. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Музгиз, 1974. 2. Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: Искусство, 1996. 3. Земцовский И. Фольклор и композитор. - Л. - М.: Музгиз, 1978. 4. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1982.

Мастеров слова, пишущих прекрасные стихи, воспевающих малую Родину. Кубанские поэты Виктор Подкопаев, Валентина Саакова, Кронид Обойщиков, Сергей Хохлов, Виталий Бакалдин, Иван Варавва - гордость краевой литературы. У каждого из них есть свои любимые места. Но в творчестве того или иного автора явственно слышно одно объединяющее их чувство - всеобъятная любовь.

Кубанские поэты о природе

Сердце поэта Виктора Подкопаева Краснодарский край покорил однажды в юности и навсегда. Для него звонкое слово «Кубань» - словно имя любимой. Ей посвятил поэт свое творчество. О ней, о Кубани, его лирические раздумья и мечты. Раскрыв книжку его стихов, тотчас ощущаешь густой аромат хлебных полей, соленость морских волн, ясно представляешь, как просыпается природа.

Кубанский милый край,
Ты гордость всей России,
Чудесной красоты
Под синевой небес.

Быть может, где-то есть
Места еще красивей,
Но мне дороже нет
Родных кубанских мест…

О Родине

Стихи кубанских поэтов словно пропитаны теплым солнцем. У урожденного ростовчанина Кронида Обойщикова вся жизнь связана с Кубанью: здесь он окончил школу, авиационное училище, отсюда ушел на защиту своего отчего края. Почвой, питавшей его яркое художественное слово, служила и очаровательная в своей красе южная жемчужина России.

Дневные птицы умолкают,
Дробясь о пыльные лучи,
Стихают звуки и стекают,
Как воск с оплавленной свечи.

Темнеют облачные фрески,
Яснеет звездная финифть.
Как в мире мать сравнить мне не с кем,
Так не с чем Родину сравнить.

Какие бы стихи кубанских поэтов - короткие или размашистые - ни звучали, в них чувствуется, независимо от количества фраз, глубинное уважение к родине. Много лет радует своих читателей проникновенной поэзией кореновский поэт Малахов Виктор Иванович. Когда читаешь его стихи о родном крае, будто идешь по утренней росе, любуешься речной гладью, не можешь наглядеться на плывущие по рассветному куполу неба облака.

Исторические летописи

Многие кубанские поэты приехали издалека и влюбились в местную землю. В Краснолесье и высоких луговых травах Смоленщины затерялась лениво текучая речка Выпь Малая. Неподалеку и родился будущий известный кубанский поэт Сергей Хохлов. Его отец перевез семью в благодатный Краснодарский край.

На Кубани Сергей Хохлов обрел опыт, человеческую, гражданскую зрелость. И полетели, обгоняя друг друга, чудо-звуки. О труженике-отце, о матери, о войне, о природе, родных полях, реках, степях. И, конечно же, о любви. Особой аурой обладает его цикл романтических поэм «Скифы», где автору удалось мастерки передать конфликт самоуверенного властителя персов Дария и вольнолюбивого отважного народа - скифов.

Лирика

Кубанские поэты - мастера лирического слога, особенно прекрасны стихи Виталия Бакалдина. Своей любви к краю он посвятил большую часть работ. Его творчество проникнуто чувством общности с родной землей, теплотой к людям, всему живому: травам, деревьям, воде, птицам… Поэт в своих стихах вливает тему Кубани в общую тему Родины.

На Кубани вырос я,
Наши южные края:
Мне родней, понятнее
Степи необъятные…

Стихи кубанских поэтов словно рождены для песни. Иван Варавва - певец земли краснодарской. Кажется, что сама щедрая наша природа вложила в руки поэта лиру. К его стихам хочется возвращаться неоднократно. Они заряжают своей энергией, заставляют задуматься, оглянуться вокруг и увидеть, как неповторимо прекрасен наш край.

Произведения Вараввы вдохновляют композиторов, на его слова написаны лучшие композиции о Кубани. Поэтический голос Ивана Вараввы не спутаешь ни с каким другим. Он по праву принадлежит к ведущим поэтам края. Его творчество, светлое и жизнеутверждающее, воспевает эту благодатную землю, людей, населяющих ее, бескорыстных, добрых и смелых, влюбленных в свой хлеборобский труд.

Кубанские поэты детям

Кубанская писательница-сказочница Татьяна Ивановна Кулик подарила всем яркие впечатления своего детства - сказки, рассказанные ее мамой, потомственной казачкой Ефросинией Ткаченко. Для детворы она написала много замечательных книг:

  • «Казацкие сказки» - удивительные сказочные события, происходившие с нашими далѐкими предками при заселении плодородных кубанских земель, украшенные подлинными народными казачьими песнями.
  • «Сказки Кавказа» - страницы сказок Кавказа: адыгской, чеченской, абхазской, абазинской, лакской, карачаевской, черкесской, ингушской, кабардинской, балкарской, осетинской, ногайской, аварской, лезгинской, донской и кубанской областей. Они в себя впитали обычаи и мудрость горских народов.
  • «Страна сказок» - жизнь персонажей многонациональной страны сказок наполнена забавными чудесами, веселыми, порою опасными похождениями, мудростью старости и озорством детства, верной дружбой и счастьем встреч.

Анатолий Мовшович - известный кубанский поэт, автор нескольких книг для детей, член Союза российских писателей. Литератор прекрасно разбирается в детской психологи и умеет обозревать мир глазами ребенка. Его стихи очень непосредственные, наполненные юмором и музыкальностью. Поэт пишет на языке детей: понятно, легко и весело. Наверное, поэтому его стихи пользуются успехом и любимы всей детворой.

О войне

Кубанские поэты о войне написали много правдивых, искренних строк, порою пропитанных ноткой горечи о павших товарищах. Аксакалом, одним из самых уважаемых поэтов военной тематики является Бакалдин Виталий Борисович. Уроженец Краснодара, он подростком пережил полгода немецкой оккупации и в дальнейшем часто возвращался к волновавшей его теме.

Его стихи о грозных событиях пронзительны и проникновенны. О бессмертных подвигах старших товарищей он готов говорить бесконечно. В стихотворении «Краснодарская быль» автор повествует о вчерашних выпускниках школ, только что призванных для выдворения фашистов. Они насмерть бились со взрослыми бойцами, трое суток удерживая оборону. Многие из них навеки остались лежать под Краснодаром «поклассно и пошкольно». Другие значимые произведения:

  • «Сентябрь 42-го в Краснодаре».
  • «Октябрь 42-го в Краснодаре».
  • «Наш день».
  • «12 февраля 1943-го».

О семье и вечных ценностях

Не перестают говорить кубанские поэты о семье, вечных, непреходящих ценностях. Непререкаемым авторитетом обладает поэт Александрович, член Союза писателей, лауреат литературных премий. Родился 10.04.1960 г. в Краснодарском крае (станица Кореновская), в Вербное воскресенье. Поэт печатается в именитых журналах: «Дон», «Москва», «Подъем», «Наш современник», «Роман-журнал 21 век», «Сибирь», «Пограничник», «Дом Ростовых», «Волга-21 век», «Родная Кубань». В газетах: «День литературный», «Литературная газета», «Российский читатель», «Литературная Россия». В настоящее время живѐт в городе Кореновске. Среди его шедевров - «Я иду по земле», «Седое сердце», «Над смыслом бытия», «Круг любви и родства» и другие.

Общественная деятельность

На Кубани функционирует две основные литературные организации:

  • Союз писателей России.
  • Союз писателей Кубани.

Союз писателей России на Кубани представляют 45 мастеров слова. В разное время в нем состояли Бакалдин В. Б., Варавва И. Ф., Зиновьев Н. А., Н. (действующий председатель филиала), Обойщиков К. А., Хохлов С. Н. и другие.

Союз российских писателей (30 членов) позиционируется как объединение людей «новой формации», сторонников демократических перемен. В нем больше представлены кубанские поэты «среднего» поколения: Альтовская О. Н., Гречко Ю. С., Демидова (Кащенко) Е. А., Домбровский В. А., Егоров С. Г., Зангиев В. А., Квитко С. В., Жилин (Шейферрман) В. М., Полещук В. В. и прочие талантливые авторы.

Гордость края

Неблагодарное дело - рассуждать, кто из писателей лучший. У каждого мастера слова свое видение мира, соответственно, свой уникальный слог, который может совпадать со вкусами читателей и критиков либо быть особенным, понятным единицам. Только официально в литературных Союзах состоят более 70 писателей Краснодарского края, не считая «самодеятельных», но от этого не менее талантливых авторов.

Но и среди многих выделяются личности, чей авторитет непререкаем, чьи работы удостоены государственных премий и наград. «Патриархами» кубанской поэзии с неоспоримым основанием можно назвать Бакалдина Виталия Борисовича, Варавву Ивана Федоровича, Голуб Татьяну Дмитриевну, Зиновьева Николая Александровича, Макарову Светлану Николаевну, Малахова Виктора Ивановича, Обойщикова Кронида Александровича, Образцова Константина Николаевича, Подкопаева Виктора Стефановича, Саакову Валентину Григорьевну, Хохлова Сергея Никандровича и других литераторов, воспевших славную Кубанскую землю.