Румба музыкальный инструмент. Румба – кубинский танец, пропитанный духом свободы

rumba ) - у этого слова есть два различных значения.

Одно из них относится к направлению танцев и музыке, родившихся на Кубе. Наиболее известным из них является rumba Guaguanco. Так же популярными являются rumba Yambu и rumba Columbia. Каждый из этих видов румбы имеет свою стилистику музыки и танцевания, но в целом они очень близки.

Другое значение появилось сравнительно недавно и относится к танцу из программы бальных танцев, который входит в программу соревнований. В этом значении румба является самым медленным из пяти танцев соревновательной латино-американской программы (остальные четыре - пасодобль, самба, ча-ча-ча и джайв). Танец и музыка румбы из соревновательной программы латино-американских танцев происходят от кубинских музыкальных стилей и танцев болеро и сон.

Стилистика румбы

Румба и ча-ча-ча

Обезьяна чачача Изначально не существовало четкого разделения танцев румба дансона и ча-ча-ча , из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта , приводящих к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы дансона приобрела более медленный темп , стала сочиняться, как правило, в минорном ладу , и приобрела своё обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть - первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть - первая доля, так называемое - «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).

В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения. «Guantanamera» более известна в варианте ча-ча-ча, а не румбы.

Таким образом, румба обязана своим рождением религиозным ритуалам, развивалась она на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Также можно сказать, что румбой в какой-то степени являются все те танцы, которые были созданы кубинцами.

В настоящее время этот танец известен на всех континентах. Сначала он пришел в кабаре, а затем на телевидение. Существует бальная румба, но она существенно отличается от аутентичного кубинского варианта.

Виды румбы

В начале XIX века на Кубе существовало три варианта румбы, но широкую известность получила румба Гуагуанко (Guaguanco), танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за румбой и закрепилось название - «танец любви».

Также на Кубе существовали различные виды румбы, которые танцевались на праздниках и просто сборищах людей на улице. Ярким представителем является Румба Миметика, в которой изображаются различные сцены из жизни простых людей (Papilote, Mama"buela, Gavilan)

Коренную эволюцию румба претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры. Гуагуанко в основном состоит из ритмов африканских барабанов, которые накладываются на ритм клавэ (clave), представляющий смещенный акцент, известный как 3-2. Пение без музыкального сопровождение напоминает старинные испанские мелодии, которые накладываются на ритмы африканских барабанов. Исполняется гуагуанко одним или несколькими солистами, тему и слова придумывают по ходу исполнения песни. Структура ритма гуагуанко основывается чаще всего на ритме румбы сон (Rumba Son).

Румба в академической музыке

Румба использовалась в некоторых сочинениях композиторов XX в., например, в балете Д. Мийо «Сотворение мира» (1923) и в финале его Второго фортепианного концерта.

Эмоциональное содержание танца

Отрывок, характеризующий Румба

– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.
Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухого он не выпускал из рук Пьера. Князь Василий имел вид человека, отягченного делами, усталого, измученного, но из сострадания не могущего, наконец, бросить на произвол судьбы и плутов этого беспомощного юношу, сына его друга, apres tout, [в конце концов,] и с таким огромным состоянием. В те несколько дней, которые он пробыл в Москве после смерти графа Безухого, он призывал к себе Пьера или сам приходил к нему и предписывал ему то, что нужно было делать, таким тоном усталости и уверенности, как будто он всякий раз приговаривал:
«Vous savez, que je suis accable d"affaires et que ce n"est que par pure charite, que je m"occupe de vous, et puis vous savez bien, que ce que je vous propose est la seule chose faisable». [Ты знаешь, я завален делами; но было бы безжалостно покинуть тебя так; разумеется, что я тебе говорю, есть единственно возможное.]

Наиболее известным из них является rumba Guaguanco. Также популярными являются rumba Yambu и rumba Columbia. Каждый из этих видов румбы имеет свою стилистику музыки и танцевания, но в целом они очень близки.

Другое значение появилось сравнительно недавно и относится к танцу из программы бальных танцев, который входит в программу соревнований. В этом значении румба является самым медленным из пяти танцев соревновательной латиноамериканской программы (остальные четыре - пасодобль, самба, ча-ча-ча и джайв). Танец и музыка румбы из соревновательной программы латиноамериканских танцев происходят от кубинских музыкальных стилей и танцев болеро и сон.

Стилистика румбы [ | ]

Румба и ча-ча-ча [ | ]

Изначально не существовало четкого разделения танцев румба дансона и ча-ча-ча , из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта , приводящих к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы дансона приобрела более медленный темп , стала сочиняться, как правило, в минорном ладу , и приобрела своё обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть - первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть - первая доля, так называемое - «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).

В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения. «Guantanamera» более известна в варианте ча-ча-ча, а не румбы.

Таким образом, румба обязана своим рождением религиозным ритуалам, развивалась она на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Также можно сказать, что румбой в какой-то степени являются все те танцы, которые были созданы кубинцами.

В настоящее время этот танец известен на всех континентах. Сначала он пришел в кабаре, а затем на телевидение. Существует бальная румба, но она существенно отличается от аутентичного кубинского варианта.

Виды румбы [ | ]

В начале XIX века на Кубе существовало три варианта румбы, но широкую известность получила румба Гуагуанко (Guaguanco), танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за румбой и закрепилось название - «танец любви».

Также на Кубе существовали различные виды румбы, которые танцевались на праздниках и просто сборищах людей на улице. Ярким представителем является Румба Миметика, в которой изображаются различные сцены из жизни простых людей (Papilote, Mama’buela, Gavilan)

Коренную эволюцию румба претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская - с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры. Гуагуанко в основном состоит из ритмов африканских барабанов, которые накладываются на ритм клавэ (clave), представляющий смещенный акцент, известный как 3-2. Пение без музыкального сопровождение напоминает старинные испанские мелодии, которые накладываются на ритмы африканских барабанов. Исполняется гуагуанко одним или несколькими солистами, тему и слова придумывают по ходу исполнения песни. Структура ритма гуагуанко основывается чаще всего на ритме румбы сон (Rumba Son).

Румба в академической музыке [ | ]

Румба использовалась в некоторых сочинениях композиторов XX в., например, в балете Д. Мийо «Сотворение мира» (1923) и в финале его Второго фортепианного концерта.

Эмоциональное содержание танца [ | ]

Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза . Существует расхожий штамп, что «румба - танец любви». Контраст ярко выраженного эротического характера танца и драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем, а её движения обозначали не что иное как семейные обязанности супругов. Немногочисленные современные румбы, написанные в мажоре , имеют свою изюминку, но не оставляют такого глубокого впечатления.

Хиты , написанные в ритме румбы [ | ]

Румба появилась на Кубе в 19 веке. Как и многие латинские танцы, румба стала результатом смешения с европейским контрдансом. Вполне возможно, что название танца происходит от названия танцевальных оркестров - «rumboso orquestra». «Rumbo» на испанском переводится как «путь», а слово «rumba» - «куча мала». Любой из двух вариантов слов могло применяться для описания танца. У музыки танца имеется два источника - испанские мотивы и африканские ритмы. Хотя хореография танца - кубинская, однако некоторые движения рождались и на других островах Карибского моря.


Изначально румба - это пантомима, говорящая о взаимоотношениях мужчины и женщины. Исполняемая в скором темпе с характерными эротичными движениями бедер, она повествовала нам историю любви. Ритмический рисунок обычно задавали такие музыкальные инструменты, как маракасы, клаве, марибола, и барабаны. Деревенская форма танца на самой Кубе напоминает брачные танцы животных и выглядит скорее как представление, нежели чем танец. Движения плечами и боками в танце - это имитация ходьбы рабов с тяжелым грузом в руках. Движение «кукарача» имитировало раздавливание насекомых. Повороты в танце залихватски исполняли вокруг обода колеса телеги!

Версия румбы, которая танцуется в США по сей день, появилась в Штатах в 30-х годах прошлого столетия. Она вобрала в себя элементы сельской кубинской румбы с ”гуарача” и кубинским ”болеро”. Чуть позже в нее добавились движения танцев ”сон” и ”дансон”. ”Сон” - танец средней прослойки кубинского общества, а танец ”Дансон” - богатого сословия. Первый был помедленнее кубинской румбы и движения были поприличнее. Второй еще медленнее, из-за мелких шагов дамы почти не работали бедрами, зато тщательно прорабатывали движение ногами, показывая их стройность и длину.


Первая крупная попытка сделать румбу в США популярной была в 1913г. Через десять лет Эмиль Колеман специально пригласил танцоров и музыкантов, хорошо знающих и играющих румбу. А в 1925 году был открыт клуб, где можно было послушать и потанцевать румбу.

В Европу румба попала благодаря стараниям и энтузиазму известного английского учителя танцев Пьера Лавелла. Оказалось, что румба на Кубе исполняется с акцентом на второй удар, а не на первый, как в американской румбе. Этот вариант техники с названиями базовых фигур, полученных в Гаване в 1947г. он стал преподавать в Лондоне. Пьер с женой Дорис стал много выступать с показательными уроками и выступлениями румбы в Англии.

Пьер Лавелл показал настоящую «кубинскую румбу», которая несмотря на жаркие дебаты и споры была признана и стандартизована в 1955 году.

В современной румбе есть фигуры, в которых присутствует желание женщины преобладать над мужчиной с помощью обаяния. Во время исполнения танца всегда присутствует момент, когда дама «дразнит» кавалера и затем убегает. На страстные телодвижения партнерши мужчина своими движениями показывает стремление обладать ею, старается доказать свое лидерство.

Румба – это танец, который вызывает эмоциональный всплеск, он объединяет безумную страсть и контроль разума, в нем бушует огненная стихия, а ей противостоит холодная решимость, все это лишь малый перечень эмоций, которые возникают в душе любого человека, знакомого с этим энергичным танцем.

Впервые «Rumba» упоминается в начале XIX века. Смесь ударных ритмов, танцев и песен родилась на Кубе. Он имеет африканское происхождение. Однако, этот ритуальный танец, пришедший из Африки претерпел много изменений, но самое главное – «душа танца» осталась прежней. Все больше популярными становились дикие, плавные, эротические движения, они завораживали зрителя. «Rumba» считали танцем любви. Ведь только в этом танце сочетаются плавные движения и драматическая музыка, а все это дает уникальный эстетический эффект. Многие считали, что танец является выражение эротических чувств, но на самом деле румба был свадебным танцем и его движения символизировали семейные обязанности мужа и жены. Самая первая и достаточно серьезная попытка внедрить «Rumba» в массы была предпринята в 1913 году в США. Но, к сожалению, она, как и все последующие, потерпели фиаско. Только в 1929 году у людей появился настоящий интерес к латинской музыке. Однако и танец претерпел изменения, появилась так называемая американская румба, она отличалась более сдержанными движениями и стилем. Именно этот танец и распространился по всему миру. В Европу же «Rumba» попала только после окончания Второй мировой войны. Там танец стремительно набирал популярность и привлекал все больше поклонников. Самые яркие и эмоциональные танцы представлены в латиноамериканской и европейской программах. В латиноамериканской программе пять танцев и свое почетное место занимает танец о непростой любви, так полюбившийся многим и ставший очень популярным в наши дни. Уникальный африканский ритм, инстинкты, идущие из древности и настоящий душевный порыв – все это заставляет многие годы биться сердца поклонников в унисон. Самая известная мелодия для «Rumba» написана ЖозеитомФернандесем и носит название «Guantanamera», она и стала классикой румбы. Несколько современных мелодий написаны в мажоре, они конечно по-своему оригинальны, но не оставляют такого глубокого впечатления.

Сегодня, танец «Rumba» претерпел изменения, его стандартизировали, сделали более категоричным и строгим. Официально считается что танец – это культурное наследие кубинского народа.

Похожие статьи

Джайв представляет собой Международную версию танца Свинг. На сегодня джайв исполняется в стиле Международного и Свинга, также очень часто их сочетают в самых различных фигурах. Рок-н-Ролл и...

Согласно истории, танец живота впервые возник в Египте. В начале своего существования танец был фольклорным и не связывался ни с какими обрядами, он выполнялся в основном для развлечений. Как правило...

Румба привлекает внимание оригинальными движениями, наполненными флиртом и страстью. Но действительно ли безудержные эмоции двух влюбленных легли в основу этого танца? История стиля таит в себе интересные моменты, о которых предлагаем узнать прямо сейчас.

Что такое румба, отличительные черты танца

Румба - это мультикультурный феномен. Говоря на современном языке, это отдельная субкультура наподобие стиляг, хиппи и т.д. Это разговор о единении музыки и танца, при этом мелодия задает ритм для танцоров.

У тех, кто едва знаком с этим танцевальным стилем, может сложиться впечатление, что это танец любви и страсти. Но это не так. Настоящая кубинская румба - это праздник, радость и желание наслаждаться жизнью. Лирика песен крутится вокруг двух тем: политика и общественный строй. Здесь мало любви, но много энергичных движений и бешеного ритма, который задается африканскими барабанами.

Откуда тогда появилось искаженное восприятие танца? Благодаря присвоению стилю международного статуса. Бальная румба отличается более спокойным, романтичным музыкальным сопровождением, а также более грациозной хореографией. Наблюдая за флиртом танцоров на сцене, невольно возникает ощущение грусти и тоски по ушедшей любви.


Но и на этом особенности румбы не заканчиваются. Кубинское направление подразделяется на три вида, каждый из которых наделен специфическими чертами.

    Гуагуанко - самая распространенная румба. Она напоминает флирт между двумя партнерами. При этом мужчина старается дотронуться до своей партнерши платком, а та эффектно защищается, выполняя красивые движения бедрами.

    Ямбу - самая старая румба, где также на первый план выходит заигрывание партнера со своей партнершей. Но все протекает намного мягче и не столь дерзко как в гуагуанко.

    Колумбия. В отличие от предыдущих разновидностей эта румба возникла в сельских районах Кубы. Стиль выделяется быстрым темпом, энергичностью и обязательным наличием танцора-солиста мужчины.

В общих чертах румба - это:

    парный танец;

    эффектные движения бедер, корпуса и рук;

    особая атмосфера тропиков, располагающих к отдыху и блаженству на берегу океана.

История румбы

Родиной этого танцевального жанра считается Куба. Под жаркими лучами солнца, опаляющего остров Свободы, и появилась румба, которой суждено было завоевать сердца миллионов по всему миру.

Все началось в 60-е годы XIX веке, когда потоки негров, освобожденных от рабства, хлынули с восточных окраин Кубы в крупные города: Гавану и Матансас. Тысячи африканцев, привезенные на земли острова Свободы двумя столетиями ранее, стали распространять свою культуру среди местного населения. Бывшие рабы заселили рабочие кварталы по соседству с выходцами из Европы и наполнили жизнь вокруг африканскими ритмами и танцами.


Примечательно, что в основе румбы находятся не просто африканские традиции, а культура отдельных народностей Африки. Если быть точнее, то это племена банту. Именно они заселили Гавану и стали прародителями танца. Что интересно, танцы банту относятся к светским, то есть их исполняли на различных праздниках. В них прослеживаются ритуальные корни, но они не носят основополагающий характер.

Европейцы, большую часть которых составляли испанцы, и африканцы - две культуры, на стыке которых и произошло рождение румбы. От испанцев стиль унаследовал стихотворный размер и вокальную манеру исполнения песен, от африканцев - барабанное звучание и энергетику.

Отмена рабства на Кубе не означала для негров наступления спокойной жизни. Тяжелый труд никуда не исчез, как и дискриминация. В отличие от США на острове Свободы черному населению жилось легче: африканцы наделялись правами белых. Но одновременно с этим им запрещалось занимать должность инженера или врача, а также… играть на национальных инструментах - барабанах. Если полиция видела в местах скопления людей музыкантов, играющих на тумбадорах или кахонах, то сразу же конфисковывала их.

Заставить народ, наполненный ритмами румбы, жить без музыки и танцев невозможно. Остроумные кубинцы придумали исполнять «румбу де бемба» на губах. По сути они извлекали звуки с помощью рта и губ, вгоняя представителей власти в замешательство. Так, стиль продолжал жить в начале XX века.

В 50-х годах исполнение румбы можно было увидеть только в городских соларесах. Они представляли собой жилые помещения, которые окружали внутренние дворики. Также энергия танца сопровождала рабочих на факториях по переработке сахара и в местных кабаках. В этих местах обычно собирались люди, хорошо знавшие друг друга. Поэтому они с удовольствием отдавались музыке и танцам, чтобы забыть о тяжелых буднях.

Получается, что румба изначально была жанром, присущим бедным слоям населения Кубы. Но примерно в 1952 году стиль начинает выходить из «подполья», из задворок солареса на театральные сцены. Его появление среди интеллектуалов связывают группой друзей, которые решили образовать румбу-ансамбль «Гуагуанко Матансеро». Вдохновением для них стали записи румбы, сопровождавшие посиделки местного населения в кабаке «Петух».

Новоиспеченный коллектив стал активно выступать на всевозможных праздниках, участвовать в различных телепередачах и радиоэфире. Через 2 года «Гуагуанко Матансеро» выпускают первую пластинку с записью «Куклы» («Los Muñequitos»), которая стала национальным хитом и до сих пор воспринимается как характерный стиль румбы, рожденный в провинции Матансас.

Ближе к 60-м годам за румбу «берется» правительство Кубы. Стиль становится политизированным. Министерство культуры начинает создавать организации, посвященные обучению танцу, принимать участие в развитии «народных» и профессиональных танцоров, активно продвигать стиль на различных мероприятиях.

Что вызвало такой интерес со стороны правящих чинов? Желание изменить ценности народа. Ведь история румбы - это прежде всего история темнокожих кубинцев. Если правительство лояльно относится к этому танцу, значит, все расовые предрассудки остались в прошлом. Политизация румбы - это попытка изменить общественные предубеждения.

Что происходит с румбой сегодня? Танец никуда не исчез. Более того, направление включено в программу латиноамериканских бальных танцев, наряду с самбой , ча-ча-ча , пасодоблем и джайвом .

За пределами Кубы

В США разговоры о румбе среди населения были слышны еще в 1914 году. Но особого восторга танец ни у кого не вызвал. Понадобилось около 20 лет, чтобы стиль обрел новую форму под названием «американская румба». Своеобразное перерождение жанра произошло под влиянием джаза - хореография наполнилась более простыми фигурами и четким ритмом шагов.

Европейцы обязаны появлению румбы у себя на родине учителю танцев Пьеру Лавеллу. Путешествуя по Кубе, он настолько вдохновился танцевальной культурой страны, что не смог оставить ее без внимания своих учеников в Лондоне. Стиль вызвал жаркие споры среди чопорных англичан, но это не помешало стандартизировать его в 1955 году. Кстати, кроме румбы, Лавелл обогатил культуру Старого Света и ча-ча-ча.

Интересные факты


    Основные инструменты, которые используются для исполнения румбы, - тумбадоры, клаве и кахон. Все они относятся к ударным. Но для кубинцев особенно примечательна история появления кахона. В современном виде этот инструмент представляет собой деревянную коробку, на которую садится музыкант. В прошлом роль кахона исполняли большие ящики из дерева, используемые для перевозки рыбы из Испании на Кубу. Как только ящики освобождались, их забирали местные меломаны для извлечения низких звуков румбы.

    Румба стала самым последним заграничным стилем, который был включен советскими хореографами в программу бальных танцев. Преподавателей времен СССР смущал провокационный характер стиля.

    Полюбоваться исполнением румбы в кино можно благодаря популярной ленте «Маска» (1994 год). На зажигательные движения Джима Керри в сцене с полицейскими невозможно смотреть, оставаясь неподвижным. Плечи начинают двигаться сами собой.

    По поводу происхождения названия стиля существует несколько версий. Первая гласит, что в основе лежит термин «rumboso orquestra». В начале XIX века так называли музыкантов, исполняющих танцевальные мелодии. Вторая тесно связана с Испанией, где слово «rumbo» используется в значении «путь».

Лучшие мелодии в ритмах румбы


    «Guantanamera» - одна из самых популярных песен, созданных в жанре румбы. Точная дата ее появления неизвестна. Стихи были написаны Хосе Марти примерно в 1891 году. Музыкальное сопровождение появилось практически на 40 лет позже благодаря Хосе Фернандесу Диасу. О чем песня? О девушке из Гуантанамо, которая бросает главного героя после романтических отношений.

«Guantanamera» (слушать)

    «La Paloma» или «Голубка». Сложно поверить, но этой композиции более 150 лет. Несмотря на преклонный возраст, она узнаваема с первых аккордов. Ее написал Себастьян Ирадьер, испанский композитор. Чем еще примечательна эта песня? Тем, что на сегодняшний момент количество ее записей превышает отметку в 2000. Среди известных исполнителей, спевших «La Paloma», значатся Элвис Пресли, Хулио Иглесиас и Мирей Матье.

«La Paloma» (слушать)

    «Paxi Ni Ngongo» - чувственная и проникновенная песня в исполнении Bonga, ангольского композитора. И хотя этот певец был рожден далеко от острова Свободы, в его творчестве также прослеживаются африканские мотивы и борьба за независимость. Ведь Ангола, расположенная в Южной Африке, боролась за свободу от португальцев.

«Paxi Ni Ngongo» (слушать)

    «Cantinero de Cuba» в исполнении кубинского певца Велфо Гутьерреса. Песня буквально пропитана историей кубинского народа, который любил отдыхать в тавернах. «Таверна на Кубе» - именно так и переводится песня, запоминающаяся легкой и красивой мелодией.

«Cantinero de Cuba» (слушать)

Румба всегда будет ассоциироваться с Кубой и духом свободы, которым его наполнили первые танцоры африканского и испанского происхождения. Этот дух до сих пор обитает на улочках Гаваны, где темнокожие кубинцы с удовольствием танцуют под будоражащие звуки африканских барабанов.

Видео: смотреть румбу