Салтыкова щедрина биография год рождения. Сочинение «Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир сатирика. Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О. М. Забелиной, властолюбивой и энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства.

Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы Салтыкова совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права. \"Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою - к ним, в тесном смысле, и прилагался этот термин,- но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным\".

Юноша Салтыков получил блестящее по тем временам образование сначала в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее, где сочинением стихов он стяжал славу \"умника\" и \"второго Пушкина\". Но светлые времена лицейского братства студентов и педагогов давно канули в Лету. Ненависть Николая I к просвещению, порожденная страхом перед распространением свободолюбивых идей, обратилась прежде всего на лицей. \"В то время, и в особенности в нашем \"заведении\",- вспоминал Салтыков,- вкус к мышлению был вещью очень мало поощряемою. Высказывать его можно было только втихомолку и под страхом более или менее чувствительных наказаний\". Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительно цели - \"приготовить чиновника\".

Юный Салтыков восполнял недостатки лицейского образования по-своему: он с жадностью поглощал статьи Белинского в журнале \"Отечественные записки\", а по окончании лицея, определившись на службу чиновником Военного ведомства, примкнул к социалистическому кружку М. В. Петрашевского. Этот кружок \"инстинктивно прилепился к Франции Сен-Симона, Кабе, Фурье, Луи Блана и в особенности Жорж Занда. Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что \"золотой век\" находится не позади, а впереди нас... Словом сказать, все доброе, все желанное и любвеобильное - все шло оттуда\".

Но и здесь Салтыков обнаружил зерно противоречия, из которого выросло впоследствии могучее дерево его сатиры. Он заметил, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях, что они живут в России лишь \"фактически\" или, как в то время говорилось, \"имеют образ жизни\": ходят в канцелярию на службу, питаются в ресторанах и кухмистерских... Духовно же они живут во Франции, Россия для них представляет собой \"область, как бы застланную туманом\".

В повести \"Противоречия\" (1847) Салтыков заставил своего героя Нагибина мучительно биться над разгадкой \"необъяснимого феникса\" - русской действительности, искать пути выхода из противоречия между идеалами утопического социализма и реальной жизнью, идущей вразрез с этими идеалами. Герою второй повести - \"Запутанное дело\" (1848) Мичулину тоже бросается в глаза несовершенство всех общественных отношений, он также пытается найти выход из противоречий между идеалом и действительностью, найти живое практическое дело, позволяющее перестроить мир. Здесь определились характерные признаки духовного облика Салтыкова: нежелание замыкаться в отвлеченных мечтах, нетерпеливая жажда немедленного практического результата от тех идеалов, в которые он уверовал.

    В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин - оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального...

    Салтыков-Щедрин, несомненно, писатель гоголевской школы. Но существует и немалое различие в формах проявления юмора у двух крупнейших русских сатириков. Но справедливому наблюдению академика А. С. Бушмина, «если к гоголевскому юмору приложима формула...

    Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих...

    Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и переживает глубже,...

Родился в состоятельной семье Евграфа Васильевича Салтыкова, потомственного дворянина и коллежского советника, и Ольги Михайловны Забелиной. Получил домашнее образование – его первым наставником был крепостной художник Павел Соколов. Позднее образованием юного Михаила занимались гувернантка, священник, студент семинарии и его старшая сестра. В 10 лет Михаил Салтыков-Щедрин поступил в Московский дворянский институт, где продемонстрировал большие успехи в учебе.

В 1838 году Михаил Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. Там он за успехи в учебе был переведен на обучение за государственный счет. В лицее он начал писать «вольные» стихи, высмеивающие окружающие недостатки. Стихи были слабые, скоро будущий писатель перестал заниматься поэзией и не любил, когда ему напоминали о поэтических опытах юности.

В 1841 году было напечатано первое стихотворение «Лира».

В 1844 году, окончив лицей, Михаил Салтыков поступает на службу в канцелярию военного министерства, где он пишет вольнодумные произведения.

В 1847 году была напечатана первая повесть «Противоречия».

28 апреля 1848 году за повесть «Запутанное дело» Михаил Салтыков-Щедрин отправляется в служебный перевод в Вятку – подальше от столицы в ссылку. Там он имел безупречную рабочую репутацию, не брал взяток и, пользуясь большим успехом, был вхож во все дома.

В 1855 году, получив разрешение оставить Вятку, Михаил Салтыков-Щедрин уехал в Санкт-Петербург, где через год становится чиновником особых поручений при министре внутренних дел.

В 1858 году Михаил Салтыков-Щедрин назначается вице-губернатором в Рязань.

В 1860 году его перевели в Тверь в должности вице-губернатора. В этот же период он активно сотрудничает с журналами «Московский вестник», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Современник».

В 1862 году Михаил Салтыков-Щедрин вышел в отставку и попробовал основать журнал в Москве. Но издательский проект не удался и он переехал в Санкт-Петербург.

В 1863 году он стал сотрудником журнала «Современник», но из-за микроскопических гонораров вынужден был снова вернуться на службу.

В 1864 году Михаил Салтыков-Щедрин был назначен председателем Пензенской казенной палаты, позднее был переведен в Тулу в той же должности.

В 1867 году в должности главы Казенной палаты переведен в Рязань.

В 1868 году он снова вышел в отставку в чине действительно статского советника и написал свои главные произведения «История одного города», «Пошехонская старина», «Дневник провинциала в Петербурге» «История одного города».

В 1877 году Михаил Салтыков-Щедрин становится главным редактором «Отечественных записок». Он путешествует по Европе и знакомится с Золя и Флобером.

В 1880 году напечатан роман «Господа Головлевы».

В 1884 году журнал «Отечественные записки» закрывается правительством и состояние здоровья Михаила Салтыков-Щедрина резко ухудшается. Он продолжительно болеет.

В 1889 году вышел роман «Пошехонская старина».

В мае 1889 года Михаил Салтыков-Щедрин заболел простудой и скончался 10 мая. Он был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Михаил Евграфович - великий русский прозаик и сатирик. Жизнь Салтыкова-Щедрина началась в 1826 году, 27 (15) января в Тверской губернии в селе Спас-Угол. Он потомственный дворянин, и семья его была состоятельной.

Салтыков-Щедрин: биография - краткая история детства

У будущего писателя была деспотичная мать. Забелина была напрочь лишена человечности, и ее образ позже воплотится в «Господах Головлевых». В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Но мальчика это будто, наоборот, закалило. Период до десяти лет автор впоследствии почти автобиографично опишет в «Пошехонской старине». Салтыков всегда вспоминал свое детство с горечью и, как правило, не любил о нем говорить. Детство его проходило в основном в одиночестве, все старшие дети уже разъехались учиться. А воспитанием его мало занимались по-настоящему.

Двойственность

Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая - Салтыков, а вторая - Щедрин - появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто делится на две части: Салтыков - чиновник, и Щедрин - литератор,

Карьера Салтыкова

Салтыков Михаил Евграфович начал свою карьеру с изгнания. В августе 1844 года его зачислили в Петербургскую канцелярию, в 1846 году молодой человек там уже смог получить место помощника секретаря военного министра. А в 22 года, в 1848-м, он был выслан в Вятку за свои первые литературные изыскания. Однако продолжал служить, и карьера его была блестящей. Он дважды занимал пост вице-губернатора: в Рязанской губернии и в Тверской.

Литературный дебют

В 1847 году состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Сначала рецензии, а потом две повести, опубликованные в журнале «Отечественные записки». Выходили они под псевдонимами М. Непанов и М. С.

Настоящая слава к нему пришла в 1856 году, когда он опубликовал свой цикл «Губернские очерки», с этого момента и вошел в практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его фамилии. А также появилась традиция публиковать свои произведения циклами.

Очерки

Очерки Щедрина в первую очередь о государственных порядках, о тех, кто эти порядки должен исполнять, проводить в жизнь. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович специально посвятил свое творчество изображению русских чиновников середины 60-х годов.

Щедрин-литератор начинает превалировать над Салтыковым-чиновником. Это особенно явно происходит в тот момент, когда Н. А. Некрасов приходит в журнал «Отечественные записки» и зовет в качестве соредактора Салтыкова-Щедрина. В 1868 году Салтыков-чиновник навсегда уступает место литератору Щедрину.

С 1878 года, после смерти Некрасова, Салтыков-Щедрин становится единоличным редактором «Отечественных записок». Это была целая эпоха в его жизни.

Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина как критика

Сам Салтыков-Щедрин воспринимает себя как критика. Критика устоев, порядков, чиновников. При этом в 60-е годы он сам оказывается под «обстрелом» собратьев по перу.

Дело в том, что писатель предлагает читателям сатиру, но не с точки зрения внешнего наблюдателя, а человека, который является своим для этой среды. Вот за это и упрекали неоднократно Салтыкова-Щедрина. И самым ярым критиком был Дмитрий Иванович Писарев. Он говорил, что уже мало просто насмехаться над существующими порядками, и вообще, предосудительно насмехаться над государственной чиновничьей машиной, будучи самому ее частью. Это парадокс с нравственной точки зрения. Писарев вообще был убежден, что литература должна дарить не наслаждение, а рецепты, как жить читателям. Он говорил, например, что Пушкин бесполезен. Ведь чему учит «Евгений Онегин»?

Писарев бросает Салтыкову-Щедрину и более сильный упрек. Принято считать, что в 60-е годы противостоят друг другу два направления в русской литературе: чистое искусство, которое служит вечной красоте, и гражданская литература. Вроде бы произведения Салтыкова-Щедрина принадлежат ко второму из обозначенных направлений. Но Писарев говорит страшную вещь: что Салтыков-Щедрин представляет в литературе бесполезную моду на смех, зубоскальство, насмешничество, которое не имеет ничего общего с подлинным изменением действительности.

Перемены в творчестве

На рубеже 60-х - 70-х годов Михаил Евграфович предлагает своим читателям нечто совершенно новое - это уже не просто цикл очерков, а целое произведение - «История одного города». Оно является пародией на благостные исторические хроники. Город выступает как модель мира. Город Глупов - это о Руси. В этом произведении большое значение имеет критика бюрократии.

В середине 80-х годов произведения Салтыкова-Щедрина стали совершенно новыми. Он назвал их сказками. Их около тридцати. Они наполнены и были опубликованы в газете «Русские ведомости», что само по себе странно. Ведь сказки обычно в газетах не печатают. Но именно этим автор сказал, что хотел: сказкой все не ограничивается. Как в привычных сказках, в его произведениях не бывает счастливых концов. Они полны иронии и больше похожи на рассказы и повести.

В сатирической русской литературе большую роль играет именно Салтыков-Щедрин. Биография краткая не в силах передать всю полноту загадочности такого явления в русской литературе, как Михаил Евграфович. Его называли великим диагностом зол и недугов.

Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина рассказывали люди, которые с ним работали. Говорили, что характер его был очень нервный и раздражительный. И это сказывается на творчестве. Поэтому читать его трудно. Произведения невозможно "проглотить".

«Господа Головлевы» - одна из самых темных вещей русской литературы. Разве что Достоевский к ней приблизился, написав «Братьев Карамазовых».

Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина включают в себя и то, что многие слова, которые мы до сих пор используем, придумал и ввел в литературу и жизнь именно он. Например, слово «мягкотелость». Михаил Евграфович создал и ввел в литературу собственную систему иронических иносказаний. Также автор пытался писать стихи, но после первой неудачной пробы пера бросил поэзию навсегда. Салтыков-Щедрин учился в том же лицее, что и Александр Сергеевич Пушкин, и именно в нем они оба начали писать.

Прожил писатель 63 года. Он умер весной 1889-го.

Доклад 7 класс.

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир сатирика. Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разоривше­муся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся ма­териальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой и энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства.

Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детст­ве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окра­шивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни се­мейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась дра­мой общественной. Детство и молодые годы Салтыкова сов­пали с разгулом доживавшего свой век крепостного права. «Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою - к ним, в тесном смысле, и прилагался этот термин,- но и во все вообще фор­мы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилеги­рованные и непривилегированные) в омут унизительного бес­правия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным».

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 году переведен в Царскосель­ский лицей. Юноша Салтыков получил блестящее по тем време­нам образование сначала в Дворянском институте в Москве, по­том в Царскосельском лицее, где сочинением стихов он стяжал славу «умника» и «второго Пушкина». Но светлые времена ли­цейского братства студентов и педагогов давно канули в Лету. Ненависть Николая I к просвещению, порожденная страхом пе­ред распространением свободолюбивых идей, обратилась прежде всего на лицей. «В то время, и в особенности в нашем «заведе­нии»,- вспоминал Салтыков,- вкус к мышлению был вещью очень мало поощряемою. Высказывать его можно было только втихомолку и под страхом более или менее чувствительных на­казаний». Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительно цели - «приготовить чиновника». В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцеля­рии Военного министерства. «...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...» - такую характеристику дал он бюрокра­тическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салты­кова: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашев- ского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Вопросы по докладу:

1) Где и когда родился будущий писатель М.Е. Салтыков- Щедрин?

2) Какая атмосфера царила в доме Салтыковых? Почему?

3) Какое образование получил М.Е. Салтыков-Щедрин?

4) Где учился М.Е. Салтыков-Щедрин?

5) Кого готовил Царскосельский лицей во времена М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир сатирика. Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О. М. Забелиной, властолюбивой и энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства.
Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы Салтыкова совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права. “Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою – к ним, в тесном смысле, и прилагался этот термин,- но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным”.
Юноша Салтыков получил блестящее по тем временам образование сначала в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее, где сочинением стихов он стяжал славу “умника” и “второго Пушкина”. Но светлые времена лицейского братства студентов и педагогов давно канули в Лету. Ненависть Николая I к просвещению, порожденная страхом перед распространением свободолюбивых идей, обратилась прежде всего на лицей. “В то время, и в особенности в нашем “заведении”,- вспоминал Салтыков,- вкус к мышлению был вещью очень мало поощряемою. Высказывать его можно было только втихомолку и под страхом более или менее чувствительных наказаний”. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительно цели – “приготовить чиновника”.
Юный Салтыков восполнял недостатки лицейского образования по-своему: он с жадностью поглощал статьи Белинского в журнале “Отечественные записки”, а по окончании лицея, определившись на службу чиновником Военного ведомства, примкнул к социалистическому кружку М. В. Петрашевского. Этот кружок “инстинктивно прилепился к Франции Сен-Симона, Кабе, Фурье, Луи Блана и в особенности Жорж Занда. Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что “золотой век” находится не позади, а впереди нас… Словом сказать, все доброе, все желанное и любвеобильное – все шло оттуда”.
Но и здесь Салтыков обнаружил зерно противоречия, из которого выросло впоследствии могучее дерево его сатиры. Он заметил, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях, что они живут в России лишь “фактически” или, как в то время говорилось, “имеют образ жизни”: ходят в канцелярию на службу, питаются в ресторанах и кухмистерских… Духовно же они живут во Франции, Россия для них представляет собой “область, как бы застланную туманом”.
В повести “Противоречия” (1847) Салтыков заставил своего героя Нагибина мучительно биться над разгадкой “необъяснимого феникса” – русской действительности, искать пути выхода из противоречия между идеалами утопического социализма и реальной жизнью, идущей вразрез с этими идеалами. Герою второй повести – “Запутанное дело” (1848) Мичулину тоже бросается в глаза несовершенство всех общественных отношений, он также пытается найти выход из противоречий между идеалом и действительностью, найти живое практическое дело, позволяющее перестроить мир. Здесь определились характерные признаки духовного облика Салтыкова: нежелание замыкаться в отвлеченных мечтах, нетерпеливая жажда немедленного практического результата от тех идеалов, в которые он уверовал.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Образы этой трилогии Л. Н. Толстого ожили на голубом экране, и мы открыли для себя новые источники мудрости, доброты ко всему человеческому, светлой веры в красоту людей – все то, что несет книга великого писателя и что теперь нашло воплощение Read More ......
  2. Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия “Детство. Отрочество. Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию Read More ......
  3. Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого”. Такой отзыв вы услышите от каждого, кто только следит за литературою. Критика Read More ......
  4. М. Е. Салтыков-Щедрин в своих сказках замечательно раскрыл основные свойства сказки как народного жанра и, искусно пользуясь метафорами, гиперболами, остротой гротеска, показал сказку как сатирический жанр. В сказке “Дикий помещик” автор отобразил реальную жизнь помещика. Здесь есть зачин, в котором Read More ......
  5. Над романом “Жизнь Арсеньева” Бунин работал с перерывами, с 1927 по 1939 год (первые четыре главы написаны в 1927- 1929 годах, после трехлетнего перерыва Бунин приступил к писанию 5-й части, которая в 1939 году была издана отдельно в Брюсселе под Read More ......
  6. Салтыков-Щедрин – признанный во всем мире мастер сатиры. Его талант проявил себя в трудное для России время. Стали явными противоречия, разъедавшие страну изнутри, разлад в обществе. Появление сатирических произведений было неизбежно. Но только единицы смогли раскрыть свой талант в полной Read More ......
  7. 1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так Read More ......
  8. “История одного города” по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова-Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя-сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что “История одного города” – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность Read More ......
Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина