Сила и слабость характера Катерины Кабановой (Островский А. Н.)

Островский был удивительный писатель, который чувствовал настроение своего времени. Его произведения наполнены жизнью, вопросы им затронутые остаются актуальны и по сей день. Те, кто желает не просто читать хорошие книги, но и заниматься самоанализом, должны познакомиться с его творчеством.

Одним из самых главных произведений писателя является пьеса «Гроза», написанное в эпоху революционного движения. Данная атмосфера очень сильно повлияла на содержание произведения, мы можем увидеть, как название символизирует начало чего-то страшного и необычного.

В первой части пьесы, герои чувствует приближение страшной и мощной силы. Особенной сильно ощущает ее главная героиня, которая, словно поддавшись хаосе в стране, пригласила его в свою собственную жизнь. История Катерины трагична, так как девушка приняла любовь, но не смогла ее присмирить.

История девушки довольна банальна для того времени. Детство Катерины было веселым и беззаботным, находясь под крылом родителей она чувствовала себя в безопасности. Девушка любила жизнь и мир, и, казалось бы, он отвечал ей тем же. Ситуация изменилась после ее взросления, будучи наивной и мечтательной девушкой. Она вышла замуж за нелюбимого ей человека, для того что бы быстрее стать самостоятельнее и наконец-то обрести статус замужней, о чем мечтали все девочки того времени.

Замужество оказалось настоящей пыткой и теперь читатель видит ее уже уставшей и измученной женщиной. Она не весела и все дни проходят в печали, ей ненавистны все из ее новой семьи, а муж вызывает лишь жалость. Она была такой счастливой и беззаботной, но за несколько лет в ней умерло все самое сказочное и волшебное, то что привлекало ее в других людях. Появление Бориса меняет жизнь главной героини, создавая шатающейся мост, который в любой момент может упасть.

Катерина очень религиозна, ей стыдно от одной лишь мысли – изменить своему мужу, предать его и стать грешной. С каждым разом видя при встрече Бориса она желает скрыться, убежать, но влюбленное сердце заставляет смотреть, подойти ближе и завести разговор.

Действительно, такая ситуация не могла оставаться на одном месте долгое время. Борис так же полюбил Катерину и намеривался увезти ее с собой, где они бы могли упиваться своим счастье. Надвигалась гроза, автор применяет подобный символ что бы охарактеризовать не только настроение вокруг, момент, когда крепостное право будет отменено, но и настроение главной героини, которое двигалось к своему апогею.

Катерина и Борис позволили любви поглотить полностью их сердца и сознание. Герой обещал ей выбраться из железных лам семьи Кабановых, но вот только Катерина не смела и мечтать о таком счастье. Она прекрасно понимала какое предательство совершила, какой грех обрушился на ее хрупкие плечи.

Нельзя точно сказать, сильная и слабая личность Катерина. Она представляется читателем с нескольких сторон, первая это сторона ее слабости. Девушка была замужней, но несмотря на это она поддалась чувствам, которые, по ее словам, было сложно сдержать. Другая сторона – это сторона сильной Катерины, ее роковой поступок, подаривший ей спокойствие и отсутствие выбора. Многие могут подумать, что самоубийство было попыткой сбежать от проблем, но это ни так. Ведь она понимала какой грех принесет подобное преступление, она хотела наказать себя, наказать за то, что совершила такую ужасную и глупую ошибку – отдалась воле своего сердца.

Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. "Гроза", по мнению Н. А. Добролюбова, "самое решительное произведение Островского", так как в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души.

В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показана и живучесть морали "темного царства", и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой

Собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью "темного царства" борется Катерина – главная героиня пьесы А. Н. Островского.

Светлым и тихим было ее детство. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины – это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, "ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, "тихий и светлый".

Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает

Варваре: "Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!"

Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных "поедом ест", "точит, как ржа железо", стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни "темного царства". "Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" – решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь – это тоже протест против моральных устоев "темного царства". Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!"

Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.

"Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!" – со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной.

Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис "не по своей воле" уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого.

Последняя надежда погасла в душе Катерины. "Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!" – думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых – это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с "жалким прозябанием".

Н. А. Добролюбов пишет: "…она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве". Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, "доведенный до конца!»

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева "Мотивы русской драмы". В ней Писарев критикует статью Добролюбова "Луч света в "темном царстве" и удивляется, что критики не смогли "сделать Добролюбову ни одного возражения". Писарев говорит о Катерине: "Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?" Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого "луч света в "темном царстве". Писарев не может согласиться с этим, так как "воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум – все".

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого – о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.

Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: "…Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость".

Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее "лучом света в темном царстве"? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать "лучом света в темном царстве", так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, "не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Пьеса Островского написана в середине XIX века, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность поднималась на борьбу за свое раскрепощение. «Гроза», по мнению Н. А. Добролюбова, «самый решительный произведение Островского», потому что в нем показан сложный трагический процесс раскрепощения души, оживает. В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показаны и живучесть морали «темного царства», и непрочность этой морали, и сила характера, которая смогла перешагнуть через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью «темного царства» борется Катерина — главная героиня пьесы Островского. Светлым и тихим было ее детство. Екатерина ходила в церковь, слушала рассказы паломниц, вышивала золотом по бархату Но религиозность Катерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде красота переводов, церковная музыка, иконопись, «ее представления работает неутомимо и уносит ее в новый мир,« тихий и светлый.

Но смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем дома, а дело было вечером, уже темно: я выбежала на Волгу, села в лодку и оттолкнула его от берега. На другое утро уже нашли верст за десять »Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого. Жизнь у свекрови сразу не понравилось Екатерине. Сварливая и жестокая Кабанихи, что своих родных «поедом ест», «точит, как ржа железо», пытается подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихи. Честная и правдолюбна, Екатерина не умеет приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не буду, хоть ты меня край» — решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Екатерина любит Бориса. Ее любви — это тоже протест против моральных устоев «темного царства». Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественные обычаи и религиозные понятия: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю» Но счастье только поманили Екатерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедших дамы, Екатерина во всем признается мужу. «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался! — Зло говорит Кабанихи Тихону. Она зловтишаеться, получившая верх над Екатериной. Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабанихи. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» едет, он полностью зависит от своего дяди, купца дикого. Последняя надежда угасла в душе Катерины. «Сову жить? Нет, нет, не надо … нехорошо! »- Думает она. Екатерина понимает, что жить в доме Кабанов — это аморально. Но лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием. Н. А. Добролюбов пишет: «… Она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, «доведенный до края»

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев критикует статью Добролюбова «Луч света в« темном царстве »и удивляется, что критики не смогли« сделать Добролюбову ни одного возражения. Писарев говорит о Катерине: «Что это за любовь, которая возникает от обмена несколькими взглядами? .. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими обидах, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? »Критик подтверждает, что Добролюбов, увидев в каждом поступке Катерины что-нибудь хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого« луч света в «темном царстве». Писарев не может согласиться с этим, потому что «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Разум дороже превыше всего, или, вернее, ум — все ».

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого — о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, рвались к новой жизни, готовы к смерти ради него. В то время другого протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности. Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: «… Сделав много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и самую глупость.

Как я отношусь к Катерине ли считаю ее «лучом света в« темном царстве »? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать «лучом света в« темном царстве », потому что она протестует против кабанивських представлений о нравственности,« не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу ». В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

29.03.2013 20556 0

Урок 68
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ. СТАТЬЯ
Н. ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. Могла ли Катерина найти свое счастье в семье? При каких условиях?

5. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини – поражение или победа?

Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев .

II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине – Катерине. )

Вопрос ы:

1. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

3. «Конец этот кажется нам отрадным», – говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

(Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».

«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)

«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что означает слово «гроза» в произведении Островского?

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза … Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.

Домашнее задание.

1. Чтение драмы «Бесприданница».

2. Ответить на вопрос ы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид - проявлением силы или слабости - достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление - гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины - сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов - это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел - Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит - Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати - личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» - сила или слабость?».

Тест по произведению