Сообщение о традициях народов ямала. Презентация на тему культура народов ямала

Уникальная культура Ямала складывалась многими тысячелетиями. Как свидетельствуют раскопки археологов, этому культурному наследию более 10 тысяч лет. Быт местных жителей формировался в суровых условиях, такие традиции существуют и сейчас. Художественное творчество всегда служило отдушиной и украшением в этих северных широтах, повсеместно поддерживается оно и теперь. Душа народа воплотилась в сохранении веры и языка, произведениях прикладного искусства, национальной одежде, песнях и танцах, соблюдении традиций и обрядов, знании народных праздников, в сказках, легендах, загадках.

Песни северных народов передаются из поколения в поколение, при этом каждый исполнитель имеет право вносить что-то новое. Мелодия вольная, как белая снежная равнина, ритм повторяет стук оленьих копыт, текст также свободен, восклицания выравнивают строчки. Танцы, как и песни, могут быть бытовыми, трудовыми, ритуальными, шуточными и личными. Движения танца могут повторять животных или птиц, рассказывать языком хореографии об охоте или рыбалке, изображать занятие рукоделием или укачивание младенца в колыбели.

Природные условия диктовали свои законы. Ханты, ненцы, манси, коми-зыряне, селькупы подчинялись им и передавали эти знания своим детям и внукам. Умения управляться с оленями, ловить рыбу, охотиться на зверя в почете на полуострове вместе с чутким отношением ко всему, что есть в природе Севера. Каноны местной культуры соблюдаются и поныне. Национальную одежду можно увидеть не только в дни народных праздников.

С традициями быта малочисленных народностей связаны художественные промыслы и ремесла:

Шитье национальной одежды, детской и взрослой, праздничной и повседневной;

Изготовление меховых, кожаных, суконных изделий с узорами из бисера;

Резьба по дереву;

Художественная обработка кости, рога оленя и лося, бивня мамонта, клыков моржа.

Живой интерес представляют собой музейные учреждения ЯНАО. С 1906 года работает Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. Творчество ненецкого поэта Леонида Лапцуя представлено в единственном литературном музее. Гостей полуострова ждет много открытий в эколого-краеведческом музее г. Муравленко, природно-этнографическом парке-музее «Живун» и Доме-музее «Коми-изба» на территории Шурышкарского района, городском музее изобразительных искусств Нового Уренгоя, в музее освоения Севера г. Губкинском, Детском музее Музейного ресурсного центра г. Ноябрьска.

Научно-исследовательская деятельность сотрудников музеев Ямала, находки новых историко-этнографических экспедиций позволяют организовывать подготовку и открывать новые экспозиции. Новые технологии позволяют постоянно сотрудничать с российскими крупнейшими музеями. Достойную лепту в развитие культурной жизни Ямала вносит проведение выставок, конференций, национальных праздников народностей полуострова и фестивалей.

Одна из самых древних в мире, она была интегрирована в мировое сообщество. Наследие циркумполярной цивилизации - это артефакты, наскальная живопись, языки, фольклор, обряды, ремесла, орудия северных народов. Взаимосвязь с природой, близость земли - главная особенность циркумполярной цивилизации и, возможно, ее спасение: многие цивилизации она уже пережила. В 21 веке современная заполярная культура может органично вписаться в мировую культуру.

Культура и быт

Быт и культура народов Арктики всегда зависели от образа жизни в суровых условиях. Жилище у оседлых северян могло быть основательным срубом, домом на сваях, кочевники-оленеводы предпочитали переносные чумы, утепленные шкурами оленей и отапливаемые жиром кита или моржа. Веками народы севера выбирали идеальный покрой для своей одежды, и каждый шов нашел свое место. Одежда могла быть глухой, без единого разреза или распашной.

Для межсезонной одежды использовали ровдугу – замшу из оленьих или лосиных шкур. Зимой одежду шили из шкур оленей, выменивали ее у морских охотников на шкуру тюленей – из нее получалась непромокаемая обувь. Для отделки использовали шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай). Применялась техника меховой мозаики, когда поочередно пришивались кусочки меха разных цветов. Женщины овладели искусством вышивки оленьим волосом. На Чукотке нашел применение моржовый ус, а у манси популярностью пользовались цветные нитки.

Пришлые люди завезли на север бисер, за несколько его бусинок эвенки готовы были выменять оленя. Первый бисер трескался на морозе, затем стали завозить более стойкие стеклянные бусинки. Искусство шитья бисером передавалось у северных народов из поколения в поколение. Украшение одежды - долгий кропотливый труд, поэтому со старой одежды, прежде всего, срывали аппликации и по возможности переносили но новую.

Основные ремесла коренных народов Севера связаны с охотой и охотничьими трофеями. Гениальное изобретение - поворотный гарпун для охоты на моржей, китов. Успех охоты обеспечен, если гарпун попадает в цель, поворотный механизм впивается в добычу.

Художественным народным промыслом чукчей и эскимосов стала резьба по кости. Возникло несколько косторезных школ, самая древняя - уэленская на полуострове Чукотка. Резные гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов, дошедшие до нас, датируются I тысячелетием н.э.. Чукотская резная миниатюра из моржового клыка высоко ценится во всем мире за самобытность художников-резчиков, которые наносят гравировку набело, без эскизов. Каждая из работ неповторима, их отличают графичность изображения, пластичность линий. Некоторые мастера-косторезы осваивали графически-повествовательный жанр: самый известный графический сказ иллюстрирует встречу китобоев и оленеводов, которые пытаются сторговаться на обмен шкурами. Были найдены фигурки оленя, нерпы, выполненные из моржового клыка. Предположительно, они служили оберегом от непогоды и приносили удачу в охоте.

Арктика стала родиной мезенской росписи. Это один из самых древних художественных промыслов севера. Роспись зародилась в начале 19 века, и занимались ей в основном мужчины. Расписывались деревянные предметы быта, домашняя утварь (сундуки, ковши, шкатулки, прялки). Рисунок представляет собой чаще трехъярусный орнамент, выполненный красными и черными красками, при этом каждый нанесенный символ имеет определенное значение. Изображения неба, солнца, зверей, птиц, животных, огня - традиционны, взяты с наскальных рисунков народов Севера России.


Фото: работа ямальского мастера-костореза Сергея Лугинина

Наскальные рисунки были обнаружены в России по берегам Белого моря и на Чукотке. Самые известные арктические петроглифы находятся на севере Норвегии в Альте. Они занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наскальные рисунки были нанесены в период с 4 тысяч лет до н.э. по 500 год н.э. Они представляют собой различные геометрические фигуры, смысл которых расшифровать пока не удалось, а также изображения оленей, сцены охоты, быта, обрядов людей.

Остается неразрешенной загадка лабиринтов на Соловецких островах. Выложенные камнями лабиринты могли служить местом для народных гуляний и хороводов, проектом ловушек для рыб, на которых рыбаки оттачивали свое мастерство, или имели сугубо религиозное значение. На острове Вайгач были обнаружены идолы, которым северные народы югра и самоядь приносили жертвы. Некоторые ученые считают, что по уникальности и значению Вайгач не уступает острову Пасхи. Китовая аллея на Чукотке служила местом жертвоприношений и исполнения обряда инициации.

Северные народы верили, что жертвоприношения, обряды, ритуалы помогут задобрить духов, принесут удачу в охоте. Они находились в полной власти природы и обожествляли ее, пантеон богов был хорошо развит. В представлении некоторых народов севера, небесный свод вращался вокруг Полярной Звезды. Праздники северных народов привязаны к временам года, удачной охоте. На Таймыре массовый этнический праздник «Большой Аргиш» символизирует встречу зимы. В конце июня в Якутии праздником Ысыах отмечают начало лета, встречу солнца. Ранее это был еще и всеобщий день рождения, считалось, что тот, кто пережил долгую зиму, имеет полное право приписать себе год. Отмечаются праздники животных: медведя, кита, моржа.

Северные народы жили охотой, этот род занятий оказал огромное влияние на их культуру. Более того существовала особая культура охоты. Например, ненцы старались ловить рыбу каждый раз в новом месте, чтобы дать реке отдохнуть. Был негласный закон, не брать от природы больше, чем тебе нужно. Это сохранило биологические ресурсы севера до появления браконьеров. У охотников хантов есть правило: нужно бить зверя, если его нашла твоя собака, иначе «стыдно» будет перед ней. Северяне с детства учатся понимать животных. Дети разучивают танец моржа или тюленя, большинство танцев северных народов отличаются имитационно-подражательной пластикой.

Танцами сопровождается обряд подготовки к охоте, что помогает настроиться на победу. Эскимосы, береговые чукчи, коряки отражали в своем танце поэтапный процесс охоты на кита. Эвенки перед охотой имитировали в танце преследование зверя. В культуре чукотского китобоя существовало правило: не спасать тонущего напарника. Это основывалось на представлении о том, что вода – территория морского черта Кели, с которым лучше не ссориться, тем более, нельзя отвлекаться от добычи, от которой зависит судьба всего поселка. Божество охоты саамов – олень-человек Мяндаш, которого народ считал своим прародителем, он и стал центром обрядовой культуры.

Богам стихий посвящали свои танцы самодийские народы. В честь духа грома Хэ ненцы плясали в своем чуме, посылая ему просьбы спасти жизнь. Танцевальное искусство народов Севера стало формироваться в глубокой древности. Наскальные рисунки свидетельствуют о том, что предки чукчей танцевали еще в первом тысячелетии до н.э..

Особняком в системе обрядовых танцев стоят пляски шаманов. Шаманский бубен - самый популярный музыкальный инструмент народов севера. Для шаманов бубен - это и птица, и карта в духовном мире. Ханты и манси знали еще около 30 видов музыкальных инструментов, от простых ударных до струнных, например, семиструнная арфа «лебедь». В Якутии очень популярен язычковый инструмент хомус (варган), который появился около пяти тысяч лет назад. В Якутске находится единственный с мире международный музей хомуса.

Известен на весь мир героический эпос якутов «Олонхо», в поэтической форме которого отражена вечная непримиримая борьба сил добра и зла. Основу сюжетов составляет противоборство богатыря со злыми однорукими или одноногими чудовищами, защита справедливости и мирной жизни. Сказание обычно называется по имени богатыря. Для «Олонхо» характерны гиперболы в изображении богатырей и реализм в описании быта. Сказания о богатырях отсылают к мифам древнейшего происхождения. Олонхо - образец поэтического воззрения северян на природу. Например, грозовая туча сравнивается с распластанной шкурой медведя. «Олонхо» исполняли певцы - олонхосуты. Этот эпос является северным эквивалентом русской былины и выдержан в ее лучших традициях. И в 21 веке «Олонхо» вдохновляет поэтов, художников на создание своих произведений.

Сказки народов Крайнего Севера представляют собой северные варианты русской сказки. Они самобытны, отражают характер, быт и труд северян. В них сосредоточен большой педагогический потенциал. Для маленьких северян сказки были не только развлечением, но и школой жизни, позволяли впитывать народные традиции, и вызывали желание подражать главным героям, которыми были простые охотники, рыболовы, оленеводы, чаще всего бедняки - ловкие, смелые и находчивые. За волшебство отвечали духи - хозяева стихий. Есть также цикл сказок о животных. Фольклор саамов включает сказки для детей, сказки о непутевом людоеде Тале, о вампирах и карликах. Важное место в саамском фольклоре занимают мифы об олене-человеке Мяндаше, сакки, повествующие о войнах, а также бывальщины и народные муштоллы о событиях минувшего дня.

Фото: сайт Сергея Лугинина, Александр Нестеров, Thinkstockphotos/Fotobank.ru

(статья взята из сайта http://www.arctic-info.ru - информационное агентство, специализирующееся на освещении арктической тематики. )

Cлайд 1

Cлайд 2

Проект выполнили: Нистратова Дарья, Окинина Анастасия, Рыбакова София, Ситохин Иван, Аббасова Ирада - ученики 6 класса «А» ГОУ СОШ № 1970 Руководитель проекта: Карпенко Наталия Александровна - учитель русского языка и литературы

Cлайд 3

За всё время своего существования человечество так и не смогло научиться жить в мире и согласии. Людям покорилась планета. Постепенно осваиваются космос и океанские глубины. Но мы так и не научились самому главному – мирно сосуществовать. Не смогли совладать с животной агрессией, которая в течение тысячелетий охватывала и терзала целые народы, ввергая их в пучину войн и конфликтов. Мы считаем, что конфликты между людьми зачастую вызваны непониманием друг друга, незнанием национально-культурных особенностей людей других национальностей. В нашей школе учатся ребята из многих регионов России. В наших семьях – разные традиции, разное воспитание. Но мы хотим, чтобы между нами было как можно меньше споров и разногласий, чтобы мы стали ближе друг к другу. Поэтому ребята нашего класса решили каждый год знакомиться с историей, культурой и традициями разных народов нашей многонациональной Родины. Мы думаем, что эти знания не только обогатят наш духовный мир, но и сблизят нас с другими народами России.

Cлайд 4

Изучить культурное наследие народов Севера, расширить представление о творческой и духовной жизни северных народов, привлечь внимание учащихся к культуре других народов Российской Федерации.

Cлайд 5

1) Разработать и провести классный час «Путешествие на Ямал»; 2) подготовить презентацию в электронном виде для пополнения медиа-фонда «Библиотека будущего»; 3) разработать альманах «В гостях у народов Ямала».

Cлайд 6

Мы считаем, что знакомство с историей, культурой и традициями разных народов России не только расширит кругозор учащихся, но и поможет им стать терпимее и уважительнее по отношению друг к другу.

Cлайд 7

1. Научно-поисковые: - сбор и изучение литературы по данной теме; - проведение социологического опроса; - интервью с ребятами из других регионов России. 2. Аналитические: - анализ и синтез собранного материала; - анализ результатов опроса; 3. Систематизирующие: - систематизация полученных данных. 4. Практические: - разработка и проведение классного часа; - разработка альманаха «Путешествие на Ямал»; - компьютерная презентация.

Cлайд 8

Размерам полуострова Ямал могут позавидовать многие государства мира. Полуостров занимает площадь около 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом часто называют не только полуостров, но и весь Ямало-Ненецкий автономный округ, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга.

Cлайд 9

Cлайд 10

Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни. С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах. Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов - ненцев, ханты, селькупов - имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи.

Cлайд 11

На Ямале проживают следующие коренные северные народы: ненцы, ханты, манси, селькупы, татары. Ненцы. Сами себя ненцы называют ненэй ненэць (буквально – ненецкий человек, человек-ненец. Буквосочетание ць близко по звучанию к русскому языку ч с придыханием). Это самый многочисленный из 26 народов российского Севера – его численность достигает 35 тысяч человек. В Ямало-Ненецком автономном округе проживает около 22 тысяч ненцев, они населяют также Ненецкий округ Архангельской области и Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края. Раньше ненцев называли самоедами. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской семьи языков. Ханты. Их в России около 21 тысячи человек. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Александровском и Каргасоксом районах Томской области. В ЯНАО проживает 7,3 тысячи хантов. Прежнее название – остяки.

Cлайд 12

Манси. Численность этого народа – около 8 тысячи человек. Проживают в основном в Ханты-Мансийском округе, на Ямале их единицы. Прежнее название – вогулы. Ханты и Манси (эти слова не принято изменять по падежам) называют ещё обскими уграми – поскольку они жили в доле Оби. Языки Ханты и Манси относятся к угорской группе уральской семи языков. Селькупы. (Остяко-самоеды) – народ, проживающий на востоке ЯНАО и насчитывающий одну и пять тысячи человек. Их язык относится к самодийской группе уральской семьи языков. Выше перечисленные народы объединены общей принадлежностью к уральской семье языков и исконным проживаниям на территории, примыкающей Полярному кругу. Татары. Особое место среди народов Ямала занимают татары. Их на Ямале около 27 тысяч, их язык относится к тюркской группе языков. Важно помнить, что сибирские татары также являются не пришлым, а коренным сибирским народом, поскольку они испокон веков жили в Сибири и потому отличаются от татар казанских, крымских, астраханских.

Cлайд 13

Теперь приведём данные, касающиеся пришлых народов. Самыми многочисленными на Ямале являются русские (их около 300 тысяч). Затем следуют украинцы (86 тысяч) и белорусы (13 тысяч). Менее многочисленный коми (устаревшее название – зыряне) – 5,8 тысячи человек, их язык относится к финско-пермской группе уральской семьи языков.

Cлайд 14

Cлайд 15

Поговорки Поговорка - краткое народное выражение, характеризующее образное народное то или иное явление человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла. Например: Семь пятниц на неделе>>; Положить зубы на полку>>; Чужими руками жар загребать>>; После дождичка в четверг>> и т. п. А вот интересная, на наш взгляд, северная поговорка:

Cлайд 16

Пословицы Пословицы и поговорки северных народов часто перекликаются с русскими. Например: Сеткой воды не зачерпнёшь. – Носить воду в решете. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. – Куда иголка, туда и нитка. Всякая сосна своему бору шумит. – Каждый кулик своё болото хвалит. Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле. – Птицу видно по полёту, а человека - по труду. У неубитого рябчика перья не ощипывают. – Не дели шкурку неубитого медведя.

Cлайд 17

Заговор (Заклинание) Заговор – словесная формула, якобы имеющая магическую (сверхъестественную) силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др. Вот пример обращения ненца к духу – Хозяину озера перед началом промысла (записано от уроженца Ямала А. Сэротэтто):

Cлайд 18

Хозяин этого озера, где ты? Ты нужен людям. По словам шаманов и ясновидящих, Ты – как человек, только спина – как у щуки. К нам пусть подойдёт! Что мы будем обещать за хороший улов рыбы? Ясновидящие шаманы сказали: «Пусть будет человек!»

Сказки Наверное, нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Многие проносят эту любовь через всю жизнь, только у взрослых эти сказки называются иначе - научная фантастика, детективы, телевизионный сериал о любви. В русских сказках ум человека чаще всего торжествует над силой животного. А вот в сказках коренных народов Севера животные нередко выступают в роли учителя и наставника человека.

Cлайд 21

Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Cлайд 22

Что глаз мой видит, О том и пою. Что ухо слышит, О том и пою. Что сердце чует, О том и пою. Слушай песню мою – Узнаешь душу мою. (Из народной песни)

Cлайд 23

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).

Ангелова Татьяна Пирчевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: учебная авторская программа
Тема: "Художественная культура народов Ямала"
Дата публикации: 03.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Управление культуры спорта и молодёжной политики МО г. Муравленко

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Принято:

Утверждено:

Методическим объединением

Приказом от 05.05.2010 № 18 од

Протокол № 08 от 23.03.2010г.

Директор ДШИ__________Г.П. Горбатова

«Художественная культура народов Ямала»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Для отделения изобразительного искусства

Детской школы искусств

4-летний курс обучения

(программа рассчитана на учащихся 10-15-летнего возраста)

Составитель:

Ангелова Т.П. -

преподаватель отделения

изобразительного искусства Детской школы

искусств

Рецензент:

Горбатова Г.П. - директор МОУ ДОД ДШИ

МО г. Муравленко

г.Муравленко.

Пояснительная записка

«Вне

культуры

настоящее

будущее

народов

государств

лишается

смысла…

Культура,

представляет главный смысл и главную ценность

существования человечества».

Академик Д.С.Лихачев «Декларация прав культуры».

Данная образовательная программа « Художественная культура народов

позволит

расширить

художественного

образования

реализации

национально-регионального

компонента

отделении

изобразительного искусства Детской школы искусств. В отличие от программы

«Культура народов Ямала», которая входит в региональный компонент базисного

учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного

округа курс «Художественная культура народов Ямала» имеет художественно –

эстетическую направленность.

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно-

эстетическое воспитание и организацию на новые позиции в обществе. Человек

будущего

личностью

развитым

чувством

активным

творческим началом.

Актуальность разработки и внедрения данной программы «Художественная

культура народов Ямала» на отделении изобразительного искусства обусловлена

решением важных проблем

эстетического и духовно-нравственного воспитания

учащихся,

формирования

общечеловеческих

ценностей,

эстетических

исторических

представлений

развитии

народного

искусства

общественного

сознания.

концепции

художественного образования в Российской Федерации обозначены такие задачи

как реализация нравственного потенциала искусства,

как важного

средства

формирования и развития ценностей и идеалов личности и общества, как фактора

интеллектуального развития детей, способствующего раскрытию их творческого

потенциала. В стандарте воспитания («Минимальный объем социальных услуг по

воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»)

выделены

основные

гарантированному

воспитанию,

позволяющему

обеспечить

возможность

духовно-нравственного

становления

самореализации в художественной деятельности, творчестве.

В «Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской

Федерации

до 2010 года» определяется

ведущая роль

дополнительного

образования

в личностном становлении человека, его

самоопределении в

социально

значимой

деятельности.

возможно

посредством

изучения

духовной,

материальной

традиционной

культуры

использования в образовательном процессе художественных средств воспитания и

развития

учащегося.

вырастая,

остаются

равнодушными

культурному наследию народа, чья земля стала для них малой родиной, но и к

собственным этническим корням.

Народное

искусство

важнейших

эстетического

воспитания

подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей

формированию

художественного

нравственных

передаче

богатейшего

художественного

выработанного

Культура

коренных

самобытные

разнообразный

фольклор,

представляющие

всеобщий

произведений

изобразительного

декоративно - прикладного искусства.

Педагогическая целесообразность – изучение курса «Художественная

культура

предоставляет

возможность

почувствовать

целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части

отдельные

разделить

духовную

материальную

культуру,

разорвать цепь времен и поколений.

художественного

образования,

обеспечит

культурным

ценностям, которые не представлены в

учебных планах курса художественного

искусств,

возможность

приобрести

конкретный

практический опыт.

Развитие у детей мотивации к творчеству, воплощенному в

деятельности и осознании себя как человека – творца, привитие коммуникативных

способностей служит средством его социализации и самореализации.

Общеобразовательная среда предмета способствует познавательному

развитию,

формированию

культуры

социальной

адаптации,

включающей

межличностные отношения. Художественной среде появляются и

формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать

культурные ценности, остающиеся в веках.

Программа имеет гибкую структуру, что позволяет варьировать темы

заданий, которые раскрывают

разнообразие технологических опытов, расширяя

кругозор

художественных

направлениях

искусства,

эстетическом

этнографическом аспектах.

Учебный план предметапостроен на интеграции следующих видов искусства:

декоративно-прикладного,

литературы,

мифологии,

изобразительного

художественного труда. Именно такой подход в определении содержания данной

программы

дополнительном

образовании

основной

этнохудожественного образования и воспитания учащихся местном и региональном

уровне.

Цель:

Формирование этнокультурного самосознания личности как условие интеграции в

культуру,

посредством

приобщения

учащихся

художественного искусства народов Ямала.

Задачи:

1 .Изучить культуру и духовно-нравственное наследие коренных народов Ямала.

Через интеграцию культурологических знаний облегчить социально - культурную

адаптацию детей в современном социуме.

2. Развить эстетическую культуру учащихся, осознанной и сформированной

системы ценностей, реализуемой в процессе художественно – творческой

деятельности и формировать профессиональную ориентацию посредством

овладения специальных знаний и умений.

3. Воспитать толерантное отношение и осознание учащимися собственного

национального и культурного окружения, ответственности за его сохранение и

развитие.

участвующих

реализации

дополнительной

образовательной программы от 10 до 15лет. Программа рассчитана

обучения, 1 час в неделю.

урок-презентация,

путешествие,

интегрированные

комплексные

практической

обсуждение

художественных произведений и другие формы.

Основными методами

обучения и воспитания являются беседы, творческие

задания, просмотры произведений искусства, их художественный, сравнительный,

анализ и другие педагогические методы.

В образовательном процессе используются различные формы текущего и

промежуточного

контроля .

контроль

осуществляется

занятии и оценивается по 5- балльной системе за активное и сознательное участие

выполнение

домашних

проявление

инициативы,

заинтересованности, использовании дополнительного материала и источников.

Формы промежуточного контроля :

Творческие задания (в конце каждой четверти);

Итоговые уроки (в конце 1 и 2 полугодия);

Участие в выставках и конкурсах разного уровня.

Ожидаемый результат . Учащийся в конце 4 года обучения должен иметь:

сформированную систему

эстетических

знаний, иметь представление об

истории развития народного - художественного искусства коренных народов Ямала,

иметь умения и способность к самостоятельному анализу произведений искусства;

Ориентироваться в традициях

народной культуры Ямала, знать обряды,

обычаи, символику и семантику орнамента;

Приобрести комплекс специальных знаний и навыков по изготовлению

художественных изделий по мотивам народных традиций, научиться использовать

элементы народной культуры на практике и передавать свои знания другим;

Уметь воспитывать в себе толерантное мышление через диалог культур,

осознание своего национального и культурного окружения, формировать чувства

ответственности за её сохранение и развитие.

Лучшие работы учащихся представляются

на выставках разного уровня и

становятся образцами методического фонда.

Введение. Цели, задачи курса.

Традиционное общество и окружающая среда.

Культура и образ жизни: жизнеобеспечение, природопользование, адаптация.

Литературная страничка:

Фольклор коренных малочисленных народов Ямала.

Жанры северного

фольклора: мифы, легенды, сказки, загадки и т.д. Фольклорные мотивы в

творчестве

северных

писателей:

сочетание

этнического

мифического,

единство

человека

воспитания

толерантного,

экологического

сознания,

бережного

отношения

эстетического

наслаждения природой.

Прикладное искусство.

Традиции национального прикладного искусства, виды искусства:

а) резьба по кости и дереву;

б) инкрустация оловом по дереву;

в) деревянная культовая скульптура;

г) орнамент из меха, разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики и

аппликации, шитья бисером.

Орнаментальное

искусство

малочисленных

Ямала.

Характер

орнамента. Техника изготовления. Значение цвета. Художественная обработка

Народный

Использование

орнамента

декоративно-

прикладном искусстве в быту.

Обычай и ритуал в традиционной культуре. Религиозные верования коренных

народностей Ямала. Шаманизм. Мифология.

Творчество современных художников: Г.Райшев, Л.Лар, Г.Хартаганов,

В.Самбуров и др.

Жанровое разнообразие.

Экскурсии, итоговые занятия, выставки детских работ, участие в

региональных, окружных, всероссийских и международных выставках и

конкурсах.

Тематический план (первый год)

Наименование темы

Введение.

Предмет «Художественная культура народов Ямала».

Цели, задачи курса.

«Мир природы Севера под взглядом художника».

Визитная карточка округа.

Культура и образ жизни коренных народов Ямала.

Литературная страничка.

Знакомство со сборником Л. Лапцуй «Песни мои

«Край, в котором я живу». Рассказы в рисунках.

Декоративно-прикладное искусство.

Традиционная северная игрушка.

Народная кукла «нгухуко».

Хантыйская кукла «акань».

Орнамент и вещь.

Северный орнамент: построение и виды.

Изучение аппликационных орнаментов.

Конструирование объёмной композиции

сувенирной куклы с применением традиционного

орнамента.

Итоговое занятие.

Тематический план (второй год)

Наименование темы

Введение.

Литературная страничка.

Мифы в культуре народов Ямала.

Мифы о сотворении мира и его обитателей.

«Северный миф» (сюжетная композиция)

Природа и человек в творчестве северных поэтов.

Композиция «Все краски Ямала».

Декоративно-прикладное творчество народов

Ямала.

Народное декоративно-прикладное искусство.

«Радуга бисера».

Низание бисером.

Шитье бисером.

Скульптура и архитектура.

Культовая архитектура: памятники и святилища.

Мастера Севера.

Творчество мастеров народного декоративно-

прикладного искусства.

Центры традиционного декоративно-прикладного

искусства.

Тематический план (третий год)

Наименование темы

Введение.

Вводный урок. Цели, задачи курса.

Материальная культура северных народов.

Специфика северных культур.

Вещный мир и его самобытность.

Северные орнаментированные мотивы.

«Орнамент сквозь века».

Применение аппликационных орнаментов.

Декоративное изделие с орнаментом.

«Северный сувенир».

Создание северного сувенира с применением

традиционного материала.

Творчество мастеров – художников нашего края.

Творчество современных художников.

Культовая скульптура и её особенности.

Композиция «Северная фантазия». Итоговая работа.

Тематический план (четвертый год)

Наименование темы

Введение.

Вводный урок. Цели, задачи курса.

«Образы природы».

Культура Ямала: традиции и современность.

Историко-культурное наследие;

Литературное наследие;

Декоративно-прикладное и изобразительное

искусство

Обзор периодических изданий по краеведению.

Библиографические уроки.

Тематические экскурсии.

«Легенда Севера - Ямал».

Орнамент в искусстве народов Ямала.

(традиции и современность)

Проектирование и самостоятельная работа в

материале художественного изделия в традициях

национального искусства.

Эскизная разработка вариантов изделий.

Эскиз изделия в цвете.

«Наследие Ямала». Итоговый урок.

1 год обучения

Введение в предмет.

1.1.Предмет «Художественная культура народов Ямала».

Роль и значение предмета. Обзор программных заданий. Требования к занятиям,

характеристика материалов и инструментов.

1.2. Экскурсия «Мир природы Севера под взглядом художника».

Изучение природы родного края. Гармоничная взаимосвязь природы и человека -

художника. Формирование эстетической отзывчивости к тайнам природы.

Визитная карточка округа.

Краткая характеристика ЯНАО:

Географическое положение;

Население;

Столица округа;

Промышленный комплекс;

Сельское хозяйство.

1.4. Культура и образ жизни коренных народов Ямала.

народной

культуры.

Знакомство

основными

ценностями

коренных

народов Ямала. Основные ценности коренных народов Ямала:

Природа, составляющая родовые угодья и влияющая на жизнь;

Предметы и животные, доставляющие средства к жизни;

Жилище: чум;

Род и семья;

Игры и игрушки.

2. Литературная страничка.

2.1.Знакомство со сборником Л. Лапцуй «Песни мои детям».

Л. Лапцуй – тонкий знаток северной природы, большой художник слова. Глубина

наблюдений ненецкого поэта над природой, животным миром. Образы людей –

Сюжетность

эмоциональность

богатство

красочность языка поэта.

Чтение и анализ отдельных глав из сборника. О красоте северного края и духовном

мире, и отношении народов Севера к своей земле.

2.2. «Край, в котором я живу». Рассказы в рисунках.

Творческое

Выполнение

выразительной

композиции,

передающей

задуманное состояние окружающей действительности, основанное на поэтическом

творчестве северных поэтов, писателей и личного опыта учащихся.

3.1 Традиционная северная игрушка.

Беседа о самобытной и образной выразительности традиционной северной

игрушки. Виды национальных игрушек.

Своеобразие

изготовления

национальный характер, климатические условия и используемый материал.

3.2 Национальная кукла «нгухуко».

Значение куклы «нгухуко» в культуре ненецкого народа. Художественные

особенности и технология изготовления ненецкой куклы «нгухуко». Зарисовки

образов куклы (силуэт – форма – условность цвета).

Творческое задание: При наличии основы (клюв гуся или утки) выполнить куклу в

материале по народным традициям.

3.3 Хантыйская кукла «акань».

История куклы. Виды кукол «акань», условность образа.

Творческое задание: Освоение конструктивных особенностей выполнения куклы

«акань». Материал – цветной текстиль.

Орнамент и вещь.

Экскурсия городской эколого-краеведческий музей, зал этнографии. Ознакомление

с образцами северного народного декоративно-прикладного творчества.

Беседа «Создатели и творцы орнамента».

Обратить внимание на традиционный материал, простоту орнаментальных форм,

декоративную

художественном

оформлении

эстетический вкус мастера.

3.5 Северный орнамент: построение и виды.

Рассмотреть тематику национального орнамента и его смысловое значение на

примере орнаментальных мотивов:

Животный мир;

Растительный мир;

Человек и быт.

3.6. Изучение аппликационных орнаментов.

Творческая работа:

Освоение приёмов изготовления аппликационного орнамента.

Создание простейших орнаментальных форм в технике аппликация.

Разработка эскиза изделия с применением аппликационного орнамента.

Выполнение вариантов эскизов изделия. Разработка эскиза в тоне с учетом

световой гармонии, пропорции, соподчинении деталей и целого.

Изготовление изделия по разработанному эскизу.

Изготовление основы изделия.

Заготовка деталей орнамента, соединение с основой.

Декорирование изделия. Материал: цветная бумага.

Конструирование объемной композиции сувенирной куклы с применением в

костюме северного орнамента.

Итоговое творческое задание: Выполнение сувенирной куклы:

эскизная разработка на бумаге;

подбор материала по выбору;

заготовка деталей изделия в материале

соединение деталей сувенира.

Декорирование изделия.

Экспозиция творческих работ.

2 год обучения

Введение.

Материалы

приспособления,

необходимые Экскурсии в лес (наблюдения в

природе).

Литературная страничка.

2.1 Мифы в культуре народов Ямала.

Мифы и верования северных народов. Картина мира по мифам народа (ненцы,

ханты и т.д.).

2.2 Мифы о сотворении мира и его обитателей.

Изучение

коллективное

обсуждение.

возникновение

жизни на земле и о самой земле стали основой образованности народа в его

восприятии окружающего мира.

2.3. «Северный миф».

Творческое

выполнение

композиции

(выборочно).

Стилизация мифологического образа, передача его художественными средствами.

2.4. Природа и человек в творчестве северных поэтов.

Ознакомление с поэтическим творчеством северных поэтов.

Чтение и анализ сюжета произведений.

2.5.Композиция «Все краски Ямала».

Северный пейзаж в произведениях художников, в поэзии, музыке.

Творческое задание: Передача образа северной природы живописными средствами:

цвет, ритм, пятно.

Декоративно-прикладное творчество народов Ямала.

3.1. Народное декоративно-прикладное искусство.

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством нашего региона.

Природа и сущность народного декоративно-прикладного искусства коренных

народов Ямала.

Виды народного декоративно-прикладного искусства:

Резьба по дереву;

Резьба по кости;

Береста;

Бисер; мех и т.д.

Экскурсия эколого-краеведческий музей, зал этнографии.

3.2. «Радуга бисера»: плетение, низание;

Применение бисера как декоративного материала народными мастерами.

Традиционная и современная технология обработки бисером.

3.3 Низание бисером.

Технологические приёмы и способы работы с бисером

согласно

специфике

традиционного метода.

Творческое

схематическое

выполнение

бисерного

украшения, используя законы и принципы построения композиции в полосе.

3.4 Шитье бисером.

Шитье бисером как художественный прием декорирования изделий из меха, сукна.

Свойства бисера как декоративного материала, качество бисера для вышивки.

Творческое задание: Освоение первичных приёмов вышивки бисером. Цветовое

решение согласно замыслу композиции, с использованием элементов символики

традиционной вышивки.

Материал: сукно, бисер.

4.Скульптура и архитектура.

4.1. Культовая скульптура и ее особенности.

Изучение

историко-культурных

наследий

проблема

сохранения

традиционной

культуры

автономного

приоритетное

направление культурной политики.

4.2. Культовая архитектура: памятники и святилища.

Памятники этнической культуры – это «живая культура». Объекты – культовые

места, объекты промысловой деятельности.

5. Мастера Севера.

5.1.Творчество мастеров декоративно-прикладного искусства.

Творчество мастеров народных художественных промыслов и ремёсел.

Ввести в мир творчества, побудить к художественно – творческой деятельности

Вызвать интерес к профессии мастера: резчик, скульптор, столяр, краснодеревщик

Центры традиционного декоративно-прикладного искусства.

Роль и значение центров национальных культур в сохранении народного искусства.

Окружной дом ремесел. Значимые культурные события. Популяризация творчества

мастеров и художников округа (персональные выставки, фестивали, экспедиции,

издание буклетов, видеоматериалов). Окружной Музейно-выставочный комплекс

им. И.С.Шемановского (история музея, экспозиционные залы).

3 год обучения

Введение.

Водный урок. Цели, задачи курса. Материалы и приспособления,

для выполнения практических работ.

Материальная культура северных народов.

Специфика северных культур.

Ознакомление

особенностями

коренных

самобытностью.

Просмотр

иллюстративных

видео-фотоматериалов

краеведению. Посещение эколого-краеведческого музея.

Изучить материалы по краеведению «Мир вещей коренных народов Ямала» и

подготовить сообщения:

«Традиционное жилище»;

«Домашняя утварь из дерева, кости, бересты, меха»;

«Одежда» и т.д.

Северные орнаментированные мотивы.

«Орнамент сквозь века».

Краткие исторические сведения о традиционном меховом декоре.

Мозаика из меха, его применение в изделиях.

Фактурные и цветовые особенности меха.

Меховая одежда: мужская, женская, детская. Меховые национальные сумки.

3.3 Применение аппликационных орнаментов.

Ознакомить

характерными

особенностями

выполнения

применения

аппликационного орнамента в изделиях. Изделия из сукна:

Женская одежда (ханты, ненцы);

Накидки для женских нарт и т.д.

Творческая

освоение

традиционного

применяемого

северными

мастерицами. Соблюдение правил техники безопасности при работе с иглой и

ножницами. Поэтапное выполнение изделия по готовому образцу.

Материал: сукно контрастных цветов.

Размер: основа 15х15; орнамент 10х10. Техника: аппликация.

«Северный сувенир».

4.1. Создание северного сувенира с применением традиционного материала.

Формировать

разрабатывать

контролировать

правильность выполнения и оценивать результаты своей деятельности.

Творческое задание: Выполнение игольницы по мотивам традиций народа ханты.

Подготовка материала;

выполнение эскиза изделия;

изготовление изделия в материале.

Техника: комбинированная.

5. Художники Ямала.

5.1. Творчество современных художников.

Творческое

Аналитическая

учащихся

публикациями

художниках в периодических изданиях, в интернет сайтах, в библиотеках города,

фондах музея и школы.

«Тематическая живопись А. Лар»;

«Живопись и графика Г. Райшева»;

«Скульптурное творчество Г. Е. Хартаганова»;

«Художественное творчество А. М. Сязи» и др.

Презентация и анализ работ.

6. Композиция «Северная фантазия».

Итоговая работа по творческому замыслу, материал по выбору. При выполнении

композиции

обратить

внимание

стилизацию

объектов

изображения,

оригинальность

элементов

традиционного и современного начала:

Разработка эскиза изделия;

Подбор материала;

Выполнение изделия в материале.

Анализ выполненных работ.

Экспозиция выставки.

4 год обучения

Введение.

1.1 Водный урок. Цели, задачи курса. Материалы и приспособления

для выполнения практических работ.

«Образы природы».

Экскурсии

Эстетическое

восприятие

действительности.

Различное

состояние осенней природы: радостное, грустное, задумчивое.

Культура Ямала: традиции и современность.

Историко - культурное наследие;

Литературное наследие;

Изобразительное искусство;

Музеи Ямала;

Художественное образование в округе;

Детское творчество (конкурсы, фестивали).

Изучить краткий информационный материал о памятниках истории и культуры,

музеях, фестивалях детского творчества, о художественном образовании в округе.

Обзор периодических изданий.

Поисково-аналитическая

деятельность

учащихся:

информации

краеведению через периодические издания.

3.1 Библиографические уроки:

Освоить правила пользования краеведческой литературой, каталогами;

Практическая работа с научно – краеведческим материалом;

Знакомство

информационными

материалами

краеведению

электронных носителях.

Экскурсии:

Библиотеки города,

Почтовые отделения,

Редакции города.

Поисково-аналитическая

деятельность

учащихся:

информации

краеведению, подготовка к итоговому уроку.

«Легенда Севера - Ямал».

Итоговое занятие (пресс - урок).

Обобщение

поисково

аналитической

деятельности

информации

краеведению с приглашением интересных людей города (журналистов, творческих

личностей).

Орнамент в искусстве народов Ямала (традиции и современность).

Развитие орнаментального искусства на современном этапе, аспекта соотношения

традиционного и нового.

Проектирование и самостоятельное выполнение в материале изделия в

традициях национального искусства.

5.1 Эскизная разработка вариантов изделий.

Композиционный поиск конструкции изделия и их декора.

Выполнение эскизов изделия, детальная разработка.

Эскиз изделия в цвете.

Соблюдение ритма цветовой гармонии, пропорций.

Соподчинение деталей и целого.

5.3 Выполнение изделия в материале.

Подбор материала;

Изготовление основы;

Заготовка деталей изделия в материале;

Декорирование изделия;

Анализ готового изделия.

6.«Наследие Ямала», итоговый урок.

Обобщение

полученных

обсуждение

интересных

программы

«Художественная культура народов Ямала», творческих работ учащихся.

Организация и экспозиция итоговой выставки.

Методическое обеспечение

программы

включает

художественно-эстетическую

направленность:

Беседы об историческом и культурном наследии народов Ямала, экскурсии в

музей, посещение тематических выставок, мастерских. Общекультурный уровень,

полихудожественном

использовании

разнообразных

изобразительных техник и художественных материалов.

Развивающий характер строится на основе

практических упражнений,

направленных

развитие

восприятия,

внимания,

воображения,

необходимых для художественно – творческой активности.

Монотехнологический, опирающийся на разнообразии техник: аппликации,

бисероплетения, вышивке и т.д.

Тематическая, которая раскрывает подробно связь искусства с жизнью,

основанного на

изучении материальной и духовной культуры народов Ямала,

развитии интереса к традициям народной культуры, базирующегося на понимании

художественно-образного языка. Развивать

художественно-образное, творческое

мышление детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев,

приобщение

творческого

наследия

приобретение

специальных

практическую

деятельность

процессе

обучения.

Приобретение опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных

отношений,

социально-нравственных

духовных

отношений,

выраженных

художественных образах, в художественном образовании и воспитании выступают

на первый план. Помочь детям понять истоки выразительности различных видов

профессионального искусства.

Вызвать интерес к профессии мастера народных промыслов. Ориентировать

умножать

культуре

своеобразное,

рациональное, что было выработано народом в течение многих веков и стало

частью мировой культуры. Формирование у учащихся восприятия мира народной

культуры через понимание мировоззрения северного народа.

Знакомства с принципами трансформации традиционной народной культуры

в современном мире. Овладев знаниями по цветоведению, композиции орнамента,

этнографической

символикой,

стилизации

всевозможные

технологические

бисероплетения,

традиционного

обучающиеся

могут достичь мастерства, найти свой индивидуальный стиль.

1. Айпин Е.Д. Ханты или Звезда Утреней зари. – М., 1990 г.

2.Беда Г.В.Основы Изобразительной грамоты. - М.:Просвещение,1989г.

3.Борко Т.М., Галкин В.Г., Еманов А.Г., Павлов А.Н. Культура народов Ямала:

учебник для 5-7 классов.- Тюмень: Изд-во института проблем освоения Севера СО

4.Головнев

А.В.Говорящие

культуры:

традиции

самодийцев

Екатеринбург,1995 г.

5.Голубева О.Л. Основы композиции.- М.: 2001г.

6.Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. – Тюмень, 1992 г.

7.Журнал Северные просторы, электронный архив 1985 г. - 2006г., Москва.

8.Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992 г.

9.Лапцуй Л.В. На оленьих тропах: Стихи и поэмы. – М., 1986 г.

10.Лапцуй Л.В. Олений бег: Стихотворения и поэмы. – М 1986 г.

11.Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. – Томск, 1979 г.

12.Лар Л.А.Шаманы и боги. Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН,

13.Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера – Л., 1980

14.Мифы и предания народов ханты и манси. – Л.,1989 г.

15.Мошинская В.И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. – М., 1976 г.

16.Молданова Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобъя: семантика, мифология,

генезис. - Томск, 1999г.

17.Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Тт. 1-3. – Томск.

18.Орнамент

ненцев./Сост.

Приходько

Приходько

О.Б.:ИТЕРА,2001г.

19.Полярная электронная энциклопедия школьника. «Арктика - мой дом». Народы

Севера Земли, 2001г.

20.Ругин Р.П. Легенды, мифы, сказки народа ханты.

21.Сказки народов Севера. / Сост.В.В. Винокурова, Ю.А. Сем / – Л., 1991 г.

22.Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень, 1995 г.

23.Сязи А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби. – Тюмень,

24.Сязи А.М.Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. - Томск.

25.Сязи А.М. «Узоры северного сияния»I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.

26.Север России 21 век. /Издание в рамках Проекта «Художники Севера-21век»-

27.Хомич Л.В. Ненцы. – С-Пб., 1994 г.

28.Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред.

Н.В.Лукиной.- Томск, 2001г.

Обычаи и традиции народов крайнего севера напрямую связаны с почитанием природы и животного мира.

Я расскажу о самых интересных из них.

“ТУЛЫГАП” - медвежье игрище - это самый популярный обрядно-ритуальный праздник ханты и манси . Убил медведя - извинись. Ведь он предок человека. Даже выше: по мифам, он спустился на Землю с Неба, хотел быть Творцом, Строителем, Созидателем. На Земле много соблазнов, не трудно совершить ошибку, за что он был превращен в зверя.

Но люди помнят, что он спустился на Землю не зверем: Человеком был, братом был. И поэтому перед низверженным братом - Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются пляской, песнями, слезами горести.

Приближаясь к юртам, один из охотников стреляет в воздух, извещаяя население о возвращении их с промысла с убитым медведем. Это означает просьбу, чтобы люди встретили обожествляемого зверя, отдали ему дань почестей и уважения охотникам.

Весть об убитой медведице быстро облетает соседние юрты - будет праздник “Медвежья пляска”. Он проводится после дневных трудов и забот, только по вечерам. По поверью ханты, в это время суток спускаются на землю все добрые и злые духи.

Со всей округи сходятся все люди на праздник. К нему старательно готовится все население. Люди гримируются, надевают ритуальные наряды из меха зверей, халаты, платья. Изготавливаются ритуальные маски, посохи.

Первый праздничный вечер начинается ритуальными песнями. Исполняются пять песен для медведицы, а для медведя семь. Соответственно, праздник длится пять или семь дней.

Песни сопровождают медведицу от рождения до того, как она станет жертвой Всевышнего. В ней выражается величие и почитание, желание оправдаться за убийство, восхваление ее теперешней сущности духа-жертвы в Верхнем Мире, просьба не мстить, а приносить людям счастье. Заканчивая песню, певцы кланяются медведице. Становясь друг за другом, они пускаются в ритуальный танец. Очередной танец - культовый. Мужчина в косынке и шелковой рубашке подходит к медведице, кланяется и начинает танцевать, подпрыгивает вверх, обмахивая вокруг платками - выгоняя злых духов.

Весь ритуал состоит из трех отделений. Во втором отделении праздника выступают мужчины в берестяных масках. Оно изобилует клоунадой, бытовыми сценками из жизни рыбаков и охотников.

Последние выступления длятся несколько вечеров. Они насыщены песнями и танцами под аккомпанемент музыкальных инструментов: нарсьюх, тарсьюх, тумран. Здесь выступают только женщины с накинутыми на голову шалями. А девушки своих лиц не закрывают.

Старик-распорядитель входит в юрту и сообщает о необычном явлении. Любопытствующая компания выходит из юрты на улицу. А в это время старик опрокидывает медвежью шкуру. Это означает конец праздника.

Обряд почитания оленя: Особенно развит у ненцев был культ оленя, потомственных оленеводов, обладателей самых больших в самодийском мире оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими Нуму -- верховному божеству, создавшему, по представлениям самодийцев, землю и всех, кто ее населяет.

Обряд оживления бубна, или на олене за облака: Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана -- это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо.

Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками, и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми.

Церемония оживления бубна продолжалась десять дней.

Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот.

Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает».