Составить таблицу жилин и костылин разные судьбы. Жилин и костылин разные судьбы

I. Артикуляционная разминка

II. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
- Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
- Кто из героев вызвал уважение, кто - неприязнь?
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин - герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы

Качество Жилин Костылин
Смысл фамилии Жилы - кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый - сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль - палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
Предусмотрительность «- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
Отношение к лошади «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
Храбрость - трусость «- ...Не дамся же живой...» «- ...С ними что робеть, то хуже» «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху»
Поведение в плену «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает - или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
Мнение татар о пленниках «Джигит» «Смирный»
Наблюдательность, любознательность «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает»
Верность, преданность «...не годится товарища бросать» Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».



Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.
Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.
Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
Главная идея рассказа - показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
Беседа
- Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары - и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
- Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
- Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
- Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей - колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей - это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.



III. Картины природы в рассказе
Выразительное чтение
Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» - до слов: «И так думается ему, что это самое - крепость русская».
- В чем особенность этого описания?
Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
- Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» - до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.

Домашнее задание
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Урок развития речи

I. Краткость и выразительность языка рассказа
Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина - главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск - оформил отпуск.
Провожатые солдаты - солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло - миновал полдень.
Нападусь на татар - внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая - лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь - лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает - сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать - стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась - лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась - вздрогнула.
Ногаец - ногайцы - народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава вторая
Распояской - без пояса.
Бешмет - мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый - морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун - плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян - тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным - рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников - ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой - мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток - площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке - масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка - деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь - для мытья рук.
Ружье осеклось - ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

Глава третья
Три аршина. Аршин - мера длины, равная 71,12 см; три аршина - 2,13 м.
Утвердил их - твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) - начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться - спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки - под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел - испытал робость, испугался.

Глава пятая
Овца перхает в закуте - овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары , или Стожары, или Плеяды - рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод - продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел - стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Глава шестая
Камень вострый - камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю - спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике (с. 278) даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод . Определение композиция можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника . Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.

В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ - небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция - явление, которое знакомо детям на уровне представления.
Композиция - построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог .
Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка - получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации - второму побегу Жилина.
Развязка - Жилин успевает добежать до своих.
(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника) :
- Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

Идея - главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

"Кавказский пленник" - рассказ, который называют иногда повестью. Написал его рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале "Заря" в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа - отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Завязка истории

Повествование основано отчасти на реальном событии, которое произошло во время службы Толстого на Кавказе (50-е годы XIX века).Он писал в своем дневнике в июне 1853 года, что едва не попал в плен, но вел себя хорошо в этом случае, хотя и чрезмерно чувствительно. Лев Николаевич вместе со своим другом однажды чудом ушел от погони. Поручику Толстому приходилось также вызволять своих боевых товарищей из плена.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных "татар" (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. "Как встретились Жилин и Костылин после этого?" - спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Жилин и Костылин в плену

Костылин и Жилин живут в сарае, им надевают на ноги днем колодки. Жилин полюбился местным ребятишкам, прежде всего Дине, 13-летней дочери Абдул-Мурата, которой делал кукол. Во время прогулок по окрестностям и аулу этот офицер прикидывает, как можно бежать в русскую крепость. Он ночами делает в сарае подкоп. Дина приносит ему иногда куски баранины или лепешки.

Побег двух офицеров

Когда Жилин узнает, что жители этого аула встревожены смертью односельчанина, погибшего в бою с русскими, он решается наконец на побег. Вместе с Костылиным офицер ночью пролезает в подкоп. Они хотят добраться до леса, а потом - в крепость. Но из-за того, что тучный Костылин был неповоротлив, они не успевают осуществить задуманное, татары замечают молодых людей и доставляют обратно. Их теперь сажают в яму и уже не снимают колодок на ночь. Дина иногда продолжает носить офицеру еду.

Второй побег Жилина

Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы. Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам. Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

Характеристика главных героев ("Кавказский пленник", Толстой)

Жилин и Костылин - русские офицеры. Они оба участвуют в войне за Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе "Кавказский пленник" храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

Интересно проанализировать само название рассказа - "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - два героя, но название дано в единственном числе. Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь. Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

Имена главных героев

Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии. Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер "хромает", а Жилин - мужчина крепкий, "жилистый", с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин - грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

Заключение

Таким образом, эти два характера противоположны, о чем говорит описание Жилина и Костылина автором. Главное отличие двух этих офицеров в том, что один - человек работящий, деятельный, верящий, что можно найти выход из любого положения, а второй - трус, лентяй, увалень. Жилин сумел и во враждебной обстановке прижиться, что помогло этому офицеру выбраться из плена. Такой случай другого человека выбил бы из колеи, но этот офицер не таков. Он не уехал домой после окончания истории, а остался служить на Кавказе. А Костылин, еле живой, был отпущен из плена за выкуп. Толстой не сообщил, что было с ним дальше. Наверное, он не посчитал необходимым даже упомянуть о дальнейшей судьбе столь никчемного человека в своем произведении "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - разные люди, а потому и судьбы их отличаются, несмотря на одинаковые жизненные обстоятельства. Именно эту мысль Лев Толстой хотел донести до нас.

Самуил Маршак отметил, что произведение "Кавказский пленник" (Толстой) является венцом всех книг для чтения и сказал, что во всей мировой литературе нельзя отыскать более совершенный образец рассказа, маленькой повести для детского чтения. Описание Жилина и Костылина, их характеров помогает воспитанию молодого поколения, развитию личности, поскольку показывает, как следует себя вести в трудных ситуациях. Судьба Жилина и Костылина весьма поучительна.

В центре произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» два главных героя – Жилин и Костылин. В сюжете рассказа взаимоотношения героев, сопоставление их характеров и сравнение героев друг с другом.

Разница в характерах героев привела к тому, что и их судьбы сложились по-разному. Жилин «джигит», а Костылин ведет себя смирно в сцене договора о выкупе. Эта разница проявляется уже в сцене нападения татар и аресте героев. И дальше их поведение в плену также показывает физическую и духовную слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина.

Лучшие качества Жилина его жизнелюбие и худшие качества Костылина описаны в сцене побега. Жилин ходит высматривает, думает как сбежать, он раскопал дыру, выбрался, полез на гору, ползет к дороге и при том несет на себе Костылина. А как ведет себя Костылин – он безучастен, скучает, спит, а во время побега зацепил камень ногой, отстает, охает, упал со страху. Для Жилина важным является понятие взаимовыручки, а Костылин не хочет быть обузой.

Если кратко описывать характеры героев, то Жилина можно охарактеризовать как решительного, находчивого героя, который умеет прощать, смелый; Костылин напротив – смирный, слабый, предает, смиряется, трусит, насилу доковылял до дому. Одним словом Жилин удалец, а Костылин – колода.

Жилин превозмогает испытания в плену, он сумел не только выжить, прижиться во враждебном окружении, но даже расположил к себе своих врагов. Он решал свои проблемы сам, не перекидывая их на плечи других, был сильным. Костылин же не выдерживает посланные ему в плену испытания из-за своей слабости и эгоизма.

Также важную роль в сравнении персонажей играют их портреты. Портрет Костылина описывается словами: «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льется». Сразу появляется презрение, неприязнь от описания внешности. Создается образ жалкого, ничтожного человека, он слабый, готовый на подлый поступок.

Жилин: «невелик ростом, а удал был». Внешне человек обычный, но чувствуется в нем сила и мужество.

Сравнивая поступки, мотивы поступков и взаимоотношение героев также можно заметить противоположность в характерах.

Жилин любит старую мать, заботится о ней, не тревожит, не требует от нее непосильного, он надеется только на свои силы, активно ищет выход. Он говорит так: «не боялся, да и не буду бояться вас, собак». Он знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал.

Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого ничего не хочет предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. Он целыми дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет или спит.

Я считаю Жилина настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, стремится к освобождению. В его характере выделяется сильная воля, мужество, храбрость, благородство и находчивость. А Костылин заботится только о себе, о своем благополучии, не знает что такое долг, верность дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

Но есть в наших героях кое-что общее. Оба персонажа служили на Кавказе. Жилин и Костылин дворяне, оба офицера русской армии, оба отправляясь в отпуска, и попадают в плен. И как по-разному они себя проявляют!!! Один – герой, другой – слабый телом и духом человек. Два непохожих человека в одинаковой ситуации.

Я думаю что автор, путем сравнения характеров героев, пытался донести до нас мысль о человеке, каким он должен быть. Как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой, не достоин называться человеком.

На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Главным героем этого произведения является русский офицер Жилин, который случайно попал в плен к татарам.

Есть в рассказе и другой герой, тоже офицер русской армии, Костылин. О пребывании в плену этих людей и повествует Толстой в своем произведении. Жилин и Костылин совершенно разные по характеру. По-разному складываются их судьбы. Они различаются и внешне. Костылин грузный, толстый. Он весь вспотел, пока обоз продвигался к крепости. А Жилина я представляю стройным, очень подвижным.

С первых же событий Толстой показывает, насколько его герои отличаются друг от друга. Когда они уехали вперед от обоза, у Костылина было заряженное ружье. Но как только он увидел татар, тут же про него забыл. Он бросился наутек и совсем не думал, что Жилин в большой опасности и что он с ружьем может ему хоть чем-то помочь. Жилин же, наоборот, когда понял, что не сможет уйти от погони, решил хоть одного татарина зарубить шашкой.

По-разному ведут себя герои и в плену. Костылин сразу же пишет письмо домой, чтобы прислали выкуп. Жилин торгуется. Он думает о матери, которая не сможет найти не только три тысячи, но и пятьсот рублей. Поэтому и адрес на письме он пишет неправильно. Он надеется только на себя. Жилин сразу же решил бежать из плена.

Он очень деятельный. Всегда что-то мастерит или ходит по аулу. Но не просто так. Жилин высматривает путь к побегу. В сарае он делает лаз. В это же самое время Костылит только спит или «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет». Он не пытается что-то предпринять самостоятельно для своего спасения. Лишь только надеется на других.

Во время побега Костылин подвел и себя, и своего товарища. Он не думал об осторожности. Когда стало больно ноги, Костылин закричал, хотя знал, что совсем недавно мимо них проехал татарин, и своим криком он может привлечь его внимание. Так и случилось. А Жилин снова думает не только о себе но и о своем товарище. Он не бежит из плена один, а зовет с собой Костылина. Когда Костылин не может больше идти от боли в ногах, Жилин несет его на себе, потому что «не годится товарища бросать».

Несмотря ни на какие трудности, Жилин все же спасается из плена. Он знает, что ему не на кого надеяться. Поэтому спасти себя он должен сам. Он сильный по характеру человек. Ему все удается. А Костылин слабохарактерный. Он надеется на других. Поэтому чуть не погибает в плену. Его выкупили чуть живого. Вот так разные характеры влияют на судьбу каждого из героев.

Жилин и Костылин – главные герои рассказа-были «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого.

Тема рассказа

Во время войны на Кавказе (воюют русские с горцами за территории) два русских офицера, Жилин и Костылин, отправляются в отпуск домой. По пути герои попадают в плен к татарам; за них просят выкуп. Жилин, не желая просить у своей старой матери деньги, затевает побег, но из-за неповоротливости Костылина затея срывается. Тогда офицер снова пытается бежать, и на этот раз ему улыбается удача - он спасается. А Костылина из плена спасают выкупом только через месяц.

Как ведут себя в плену офицеры Жилин и Костылин

Костылин – полноватый и тучный мужчина. На протяжении всего времени нахождения в плену он только и делает, что спит и считает время до выкупа. При этом Костылин не стесняется просить у семьи выкуп в огромном размере (5000 рублей). Для него главное, чтобы его поскорее спасли, и чтобы он оказался снова в удобных и комфортных условиях.

Жилин же ведет себя с точностью до наоборот. Он отказывается писать письмо своей матери с просьбой о выкупе, ведь он не хочет, чтобы она переживала за него и чтобы отдавала последнее, что у нее есть. Когда же татары силой заставляют Жилина написать это письмо, он пишет, но адрес указывает заведомо неверный. Офицер решает для себя: либо он выбирается из плена своими силами, либо ему придется погибнуть или остаться там до конца жизни. С целью спастись, Жилин начинает делать подкоп.

Кроме того, во время нахождения в плену Жилин занимается разными полезными делами, тем самым заслуживая внимание и уважение местных татар.

Например, он отличается тем, что:

  • делает куколки из глины для местных детей;
  • чинит хозяину-татарину остановившиеся часы;
  • ремонтирует ружья и прочие принадлежности местных жителей.

И даже во время побега Жилин стоит до последнего, держится изо всех сил, при этом не бросает Костылина, хотя тот несколько раз подводит товарища и не желает брать себя в руки ради их общего спасения.

Благодаря стойкости и волевым качествам, Жилину все-таки удается вырваться из плена.