Статистические исследования требуют специальной подготовки для проведения его на высоком научном уровне.
Статистическое исследование - это научно-организационный процесс, в котором за единою программой проводится наблюдение за определенными явлениями и процессами, сбор, регистрация первичных данных, их обработка и анализ.
Любое исследование начинается с учета фактов и сбора первичного материала, который в зависимости от цели и задания работы может быть разносторонним по смыслу и способам получения. Например, для изучения количества и состава населения необходимы переписи населения. Для изучения распространения болезней необходим учет и регистрация отдельных заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях. Получать систематическую информацию о деятельности лечебно-профилактических учреждений можно лишь при организации в них должного вида соответствующих данных. Следовательно, заданием статистического исследования является сбор объективной, достоверной и полной по объему базисной информации.
Процесс статистического исследования можно разделить на этапы:
Составление плана статистического исследования, разработка его программы;
Регистрация и сбор статистического материала;
Разработка и сводка данных;
Статистический анализ;
Внедрение результатов исследования в практику.
План и программа статистического исследования
Статистическое исследование всегда проводится по определенному плану, который включает как программы, так и организационные вопросы, и определяется задачей статистического наблюдения, которое должно обеспечить полную и разностороннюю характеристику исследуемого явления. Таким образом, составление плана исследования предвидит решение ряда организационных вопросов, которые лежат в формировании цели, задач исследования, выбора объекта и единицы наблюдения, места и времени проведения исследования, источника получения информации, формы практической реализации, а также методов статистического исследования.
Цель статистического исследования отвечает на вопрос "для чего изучать?".
Она предвидит определение присущих явлению закономерностей и связей этого явления с другими, разработку мероприятий для снижения влияния негативных факторов на здоровье, внедрение результатов работы в практику охраны здоровья и мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи.
Задача отвечает на вопрос "что делать?".
Так, например, задачей статистического исследования может быть изучение уровня и структуры явления (заболеваемости, смертности) в определенных группах населения, частоты явления в группах, на которые влияют различные факторы (окружающая среда, биологические и социальные), объем и качество медицинской помощи отдельным группам населения.
При подготовке наблюдения, кроме цели, необходимо определить, что именно подлежит обследованию - установить его объект , а именно статистическую совокупность лиц или явлений, которое складывается из единиц, фактов, которые подлежат изучению. Так, например, это может быть совокупность физических лиц (больные, умершие), функциональных единиц (лежачих-мест в больнице, стационаре), контингентов, которым присущи определенные явления (неработоспособные трудящиеся) и др.
Объект статистического наблюдения должен иметь границы обозначенной для изучения совокупности, Так, например, до проведения статистического исследования деятельность лечебно-профилактических учреждений необходимо определять, деятельность каких заведений будет изучаться. Они регламентируются задачами исследования.
При изучении распространения заболеваний и смертности населения также необходимо очертить границы данной совокупности, среди каких групп населения это явление должно изучаться. Если не определить точно объект и границы исследования, то полученные данные не дадут полного понимания об уровне и составе явления.
При проведении переписи населения объектом наблюдения будет совокупность лиц, которые проживают постоянно на определенной территории. При этом важно знать, кого переписывать: население, что фактически проживает на данной территории на момент переписи, или которое проживает постоянно. Так, данные о численности фактического населения важно знать для организации различного вида обслуживания, в том числе медицинского, а численность населения, которое проживает постоянно - для определения состава разных контингентов (например, детей дошкольного или школьного возраста для определения обеспеченностью их школами и детскими учреждениями). Таким образом, выбор и назначение объекта зависит от цели и задач статистического исследования.
Одновременно с определением объекта необходимо назначить единицу наблюдения. Единица наблюдения (единица учета) - это составная часть статистической совокупности (отдельное лицо, отдельное явление), составной элемент объекта, которому присущи признаки, подлежащие регистрации и изучению (пол, возраст, масса тела при рождении, стаж, результат лечения, время нахождения в стационаре и др.). Она обязана быть четко определена: так при изучении заболеваний единицей наблюдения может быть как больной человек. Так и определенная болезнь в зависимости от поставленных задач и цели исследования.
При изучении заболеваний по данным обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения единицу наблюдения берут только первичное посещение. При определении числа новорожденных учитывают только живых.
Однако иногда бывают специальные указания для выбора единиц наблюдения. Так, например, понятие о мертво рождаемости определяется особенными правилами, которые определяют термины " рожденный живым и мертвым", или "рожденный мертвым". От правильного выбора единицы исследования зависит качество полученных материалов и возможность их использования для анализа.
При создании планов статистических исследований отрабатываются не только формы учетных документов и правила их заполнения, по и решаются вопросы о том, кто будет их заполнять, контролировать правильность и полноту собранных данных, а также другие организационно-методические вопросы, которые относятся к сбору статистических материалов. Таким образом, на первом этапе назначаются исполнители, и утверждается бюджет.
Методы (виды) исследования.
В зависимости от характера проведения наблюдения во времени различают наблюдения текущие, периодические и единовременные.
Если сбор материала проводить систематически, с постоянной регистрацией фактов при их появлении, то это будет текущее наблюдение .
Если оно проводится регулярно, но не постоянно, тогда это будет периодическое наблюдение .
Текущее статистическое исследование - это выявления явлений, которые быстро изменяются в течение времени и являются непрерывным процессом, который требует текущей регистрации. Таким методом определяется заболеваемость отдельных групп, рождаемость, смертность населения и др.
Единовременные наблюдения отражают состояние явления в определенный момент времени, который называется критическим моментом наблюдения. Примером может быть перепись населения или перепись лиц, которые обратились в поликлинику в определенный момент времени, перепись мест, учреждений охраны здоровья, хронометраж работы врачей или средних медицинских работников и др. Такие наблюдения показывают статику явлений, смена которых в течение времени идет относительно свободно, При необходимости используется объединение обоих форм статистического исследования. Так, данные о количестве и структуре заведений охраны здоровья собираются единовременным методом, а об их деятельности - путем текущего учета.
С точки зрения достаточности (полноты) учета фактов наблюдения статистические исследования разделяются на: непрерывные (сплошные ) и прерывные (не сплошные ) (частичные).
Непрерывные (сплошные) исследования охватывают все единицы наблюдения, которые входят в состав изучаемой совокупности (главная совокупность). Это надо в случае необходимости установления абсолютных размеров явлений (численность населения количество мест, больных СПИДом и др.). Проведение такого исследования - это очень громоздкий, экономически невыгодный метод, который требует значительных затрат. Разработка материала, конечно, потребует много времени, хотя, на первый взгляд, метод наиболее вероятный,
Если непрерывные наблюдение невозможно или неполно, тогда необходимо проводить прерывное . Оно не потребует полного учета всех единиц совокупности, а будет довольствоваться определенной частью. При изучении этой части материалу тоже возможно получить обобщающие выводы, которые с достаточной вероятностью могут быть расширены на всю совокупность.
Прерывные исследования могут быть монографическим, основного массива, выборочным.
Монографическое описание используется для детальной, углубленной характеристики типичных единиц совокупности, для изучения развития того или иного учреждения, причин, которые способствуют его успехам или обуславливают недостатки. Детальное описание работ некоторых типичных или передовых лечебно-профилактических заведений имеет значение для обобществления и формирования элементов передового опыта и его распространения.
Использование метода основного массива позволяет изучать объекты, что сосредотачивают больше единиц наблюдения, Например, если известно, что основная часть больных туберкулезом (80-90%) лечится у двух специализированных клиниках города, то исследования организации медицинской помощи данным контингентам проводится в указанных больницах. Недочеты метода в том, что остается неизученной некоторая часть больных, и результаты могут отличаться от тех, что получены по основному массиву.
Выборочным называется исследование, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой его части, которая отобрана случайным образом или определенными критериями.
Выборочный метод, как один из видов прерывного исследования, возможен при условии, что выборочная совокупность будет репрезентативна относительно главной в количественном и качественном плане, т.е., что определена достаточность числа случаев подлежащих учету, и создана в выборочной совокупности вся разносторонность изучаемого явления. В таком случае результаты могут быть распространены на главную совокупность.
Репрезентативность выборочной группы достигается правильным отбором единиц наблюдения. Важно, что каждая единица всей совокупности имела одинаковую возможность попасть в выборочную совокупность. Кроме того, важной является ее качественная характеристика, что может быть обеспечено методом типологического выбора. Его суть состоит в том, что вся совокупность делится на несколько однотипных групп, из которых выбираются единицы наблюдения. Так, например, при изучении заболеваний городского населения необходимо выделить территориальные единицы (районы). В типологически отображенных группах можно проводить выбор единиц наблюдения пропорционально или непропорционально соответственно с размером каждой группы.
Выбор единиц наблюдения может быть проведен методами:
Случайный выбор - жеребьевка, лотерея, механический отбор в случайном порядке и др.;
Механический выбор - согласно с определенной численностью совокупности достоверным принципом (каждый пятый, десятый или др.);
Гнездовой - из всех совокупностей формируют гнезда (группы), наиболее типичные объекты, которые изучают сплошным или выборочным методом;
Направленный выбор , который состоит в том, что отбираются лица с одинаковым стажем, возрастом или полом и др.
Часто в выборочных статистических исследованиях используются комплексно различные способы выбора, которые обеспечивают высокую вероятность результатов.
Выборочные исследования требуют меньше времени, кадров, средств, могут иметь углубленную программу, которая является преимуществом перед непрерывным исследованием. Выборочная совокупность всегда будет отличаться от главной (общей, исчерпывающей). Однако есть методы позволяющие установить степень расхождений их количественных характеристик и границы возможных колебаний показателей при данном числе наблюдений.
Объем выборки, т.е. вероятность численности единиц наблюдения при различных методах выбора, рассчитывается по-разному. Основные формулы приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Необходимый объем выборки для некоторых методов формирования массива
Условные обозначения:
n - необходимая численность выборки;
σ - средне квадратичное отклонение (вариабельность признака);
N - численность генеральной совокупности;
T - критерий достоверности;
W - оценка части;
∆ - предельная ошибка.
Число наблюдений при этом играет важную роль, чем больше число наблюдений, тем точнее отображается главная совокупность и меньше размер вероятностной ошибки, Приведенные методы позволяют с достаточной степенью вероятности отобрать для изучения необходимый объем наблюдений.
Повторяемый или не повторяемый выбор определяется возможностью многократного или однократного участия в формировании выборочных групп каждой из единиц наблюдения.
Таким образом, выборочный метод при правильной его организации и проведении - это наиболее совершенный вид прерывныго наблюдения.
Методы учета и сбора медико-статистической информации
В статистическом исследовании могут быть использованы различные методы:
анкетирование;
Непосредственная регистрация;
документальный учет;
копирование;
При непосредственном учете фактов необходимые статистические данные получают путем особенного учета - осмотру, обмеру взвешивания и записывания на индивидуальной карте наблюдения.
Документальный учет , как первичный основывается на систематической регистрации фактов, например, в лечебно-профилактических заведениях. Такие данные из разных официальных документов копируются в карту для изучения.
Копирование данных в разработанный статистический документ может быть применено, например, для получения информации о составе лиц, обращающихся за медицинской помощью, о самих медицинских учреждениях, их деятельности, кадрах и других вопросах соответственно программ разработки.
Использование технических способов учета медицинской информации, ее централизация оптимизируют механизм ее дальнейшей обработки и анализа.
Сбор медико-статистической информации путем опроса проводят экспедиционным или корреспондентским методами, саморегистрацией.
При экспедиционном методе исследователь опрашивает больного и с его слов самостоятельно заполняет карту исследования, обеспечивающую контроль правильности ответов.
При саморегистрации обследуемый больной самостоятельно заполняет карту.
При корреспондентском методе исследователь рассылает карты для обследования соответствующими указаниями по их заполнению. Имея заполненные карты (с ответами на вопросы) респондент отсылает их на адрес исследователя.
Анкетный метод используется при невозможности непосредственного наблюдения за исследуемым явлением. Анкеты рассылаются конкретным лицам, однако их ответы бывают неполными, неточными. Недостатком этого метода то, что правильность заполнения анкет зависит от понимания сформулированных вопросов.
Поэтому анкетный метод используется как вспомогательный или при отсутствии белее надежных способов получения данных. Часто он бывает целесообразным в социологических исследованиях.
Выбор методов опроса определяется задачами и программой наблюдения. Наиболее надежным является экспедиционный, но он требует наибольших затрат, Способ саморегистрации менее затратный, поэтому его используют при возможности заполнения карт обследуемыми лицами. Этот метод часто используется при переписях. Корреспондентский способ требует наименьших затрат, однако не всегда полученные с его помощью данные достоверны. Он может быть использован как вспомогательный с учетом его субъективности, неточности.
Одновременно с разработкой методов сбора материала проводится подготовка группирования и объединения данных,
Группированием в статистике называется разделение единиц совокупности на однородные части с присущими им признаками. Его задачи состоят в том, чтоб разъединить изучаемые факты на отдельные качественные однородные части, что является необходимым условием для определения обобщающих показателей.
Планом статистического исследования должно быть предусмотрено, на какие группы необходимо разделить явление. Значение такого разделения совокупности на качественно однородные группы находятся в необходимости показать их особенность, связь с другими, взаимную зависимость. Так, при изучении заболеваемости нозологическими формами, больные в этих группах качественно неоднородны: дети, молодежь, лица преклонного возраста, поэтому каждую группу заболеваний необходимо разделить на еще более однородные - по полу, возрасту и др.
Принцип группировки статистического материала должен определять врач, который хорошо знает его методологическую основу. Признаки единиц совокупности, которые лежат в основе группировки, называются сгруппированными. Они бывают вариативными (количественными) и имеют количественное определение. Вариативное группирование проводится по числовым значениям признаков (группирование больных по возрасту, времени заболевания, нахождения в постели, детей по массе тела, ростом и тому подобное).
Качественно определенные признаки называются атрибутивными: разделение больных по группам заболевания, населения по полу, профессиям и т.п.
При группировке по атрибутивным признакам, не имеющих количественного выражения, число групп обусловлено самим признаком (пол, профессия, заболевание).
При проведении статистического группирования можно качественно однородную группу (мужчины) разделить на возрастные группы (по вариативным признакам) - это будет комбинированное группирование.
Выбор групповых признаков базируется на трех основных правилах:
в основу группирования необходимо положить наиболее существенные признаки, которые отвечают задачам исследования;
при выборе групповых признаков необходимо выходить из конкретных условий, в которых реализуется данное явление;
при изучении явления, на которое влияет несколько разных факторов, группирование необходимо проводить не по одному, а нескольким признакам (комбинированно).
Группирование представляет собой основу объединения статистического материала и в условиях понимания всех правил позволяет сделать правильные выводы и определить достоверные закономерности, которые присущи для исследуемой совокупности.
Группирование необходимо отличать от классификации, в основу которой положено раздел явлений и объектов на определенные группы, классы на основе их типичности и разницы. Качественный признак основа классификации. Классификации стандартны и неизменны на протяжении длительного периоду времени, определяются и корректируются органами государственной и международной статистики, Классификации едины для любого исследования и часто являются основою группирований.
На первом этапе разрабатываются программы статистического наблюдения, разработки и объединения статистического материала, анализ данных.
Программа наблюдения - это перечень зафиксированных в учетном документе признаков, которые характеризуют каждую единицу наблюдения. Она должна соответствовать таким требованиям: иметь в составе перечень только существенных признаков, отображающий исследуемое явление, его тип, черты и собственность; точность формулирования и логический порядок.
Вопросы об изучаемых признаках решаются после назначения единицы с учетом задач исследования. Так, при изучении болезней, программными признаками могут быть пол, возраст, вредные привычки, дата обращения за медицинской помощью, стаж работы, место работы и др.
Большое значение имеет формулирование программных вопросов, их четкость и однозначность толкования. Они могут быть представлены в виде закрытых вопросов - альтернативных (да, нет), или с выбором вариантов трех и больше ответов. На открытый вопрос ("Скажите Ваши замечания о работе отделения?") респондент может дать любой ответ.
Для обеспечения однозначных данных, которые регистрируются для каждой единицы наблюдения, программа наблюдения оформляется в виде учетного документа. При проведении статистического исследования источниками информации могут быть официальные отчетно-учетные или специально разработанные учетные документы.
Если программа исследования не выходит за границы существующих официальных отчетно-учетных документов (статистический талон для регистрации заключительного диагноза, врачебное свидетельство о смерти, талон амбулаторного пациента и др.), то после разработки для написания отчета лечебно-профилактического заведения их можно использовать для прикладных статистических исследований.
Если программа исследования потребует получения материалов, которые отсутствуют в официальных учетных документах, разрабатывается специальный учетный документ. Он может иметь форму бланка, анкеты, карты или быть записанным в компьютерной базе данных. На карту или в компьютерную базу вносят признаки, которые регистрируются на каждую единицу наблюдения: данные одного новорожденного или умершего, одного больного и др. В списочных документах (журнал, ведомость, учетная книга) приводятся данные двух и более единиц наблюдения, которые расположены в отдельных его рядах. Индивидуальные счетные документы могут иметь больше вопросов, чем списочные. Поэтому при карточной или компьютерной формах накопления материала, объединение его облегчается, а разработка проводится более углубленной программой.
Программа разработки (объединения ) - сложение макетов таблиц.
Объединение может быть централизованным - все первичные материалы поступают на обработку в один аналитический центр, децентрализованным - обработка осуществляется на местах.
Объединение проводится в виде статистических таблиц, которые заполняются данными объединенных статистических материалов. Предварительно должен быть произведен контроль полученных статистических данных.
Статистические таблицы - это форма систематизированной, рациональной и наглядной подачи цифрового материала, который характеризует изучаемые явления и процессы.
Таблица имеет общее название, находящееся в верхней части. В ней коротко обозначается ее суть, время и место получения данных. Статистическая таблица должна также иметь данные о численном измерении изучаемого явления (%, абс. числа и т.д.) и подсчитанные итоги исследуемых признаков.
В статистической таблице есть подлежащее и сказуемое. Подлежащим называют объект изучения. Это м.б. единица статистической совокупности, или их группы (диагнозы, виды болезней населения по возрастным группам и др.). Сказуемым статистической таблицы м.б. перечень количественных показателей, которые характеризуют объект изучения, то есть подлежащее таблицы. Названия единиц или групп (подлежащее) делают слева таблицы, а название сказуемого в заголовках граф. В верхней части над заголовком таблицы дается их нумерация (таблица 1,2,3...).
Статистическое подлежащее разделяется горизонтальными линиями на рады, статистическое сказуемое - вертикальными линиями на графы. Пересечения горизонтальных и вертикальных линий формируют клетки, в которых записывается цифровые данные. Горизонтальные ряды и вертикальные столбцы чисел, и их результат должны иметь одно и тоже число в клетке в рядках сказуемых. В названия таблиц, рядов и граф указать единицу измерения.
Макеты таблиц могут быть разработаны, когда приведены данные отдельно по каждому признаку. Потом на их основе складываются аналитические таблицы, в которых в целом представлены данные по групповым признакам.
Выделяют следующие виды статистических таблиц: простые, групповые, комбинированные.
Простая таблица - числовое распределение данных по одному признаку,
В такой таблице нет группирований, она не характеризует связь между признаками. Простая таблица дает мало информации, хотя наглядна и поста для анализа, Примером простой таблицы может быть табл.2.
Статистическая методология – система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, которые проявляются в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Методология является основой статистического исследования .
Этапы статистического исследования :
1. статистическое наблюдение, или сбор информации;
2. сводка и группировка результатов статистического наблюдения, или обработка информации;
3. анализ полученной информации.
Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
1) подготовка наблюдения;
2) проведение массового сбора данных;
3) подготовка данных к автоматизированной обработке;
4) разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Сводка – комплекс последовательных операций по обобщению данных статистического наблюдения для характеристики статистической совокупности в целом и отдельных ее частей (подсчет промежуточных и общих итогов). Группировка – разграничение общей статистической совокупности на группы качественно однородных единиц. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц.
Анализ или исследование сущности изучаемых явлений, исследует структуру, динамику и взаимосвязи общественных явлений и процессов.
Имеет следующие этапы:
1) констатация фактов и их оценка;
2) установление характерных черт и причин каждого явления;
3) сопоставление одного явления с другими (в том числе с эталоном);
4) формулирование гипотез, выводов и предложений.
5) Статистическая проверка выдвинутых гипотез с помощью специальных статистических показателей
38.Статистические методы прогнозирования на основе показателей ряда динамики. Процесс прогнозирования, опирающийся на статистические методы, распадается на два этапа. Первый, индуктивный , заключается в обобщении данных, наблюдаемых за более или менее продолжительный период времени, и в представлении соответствующих статистических закономерностей в виде модели. Статистическую модель получают или в виде аналитически выраженной тенденции развития, или же в виде уравнения зависимости от одного или нескольких факторов-аргументов. В ряде случаев – при изучении сложных комплексов экономических показателей – прибегают к разработке так называемых взаимозависимых систем уравнений, состоящих в основном опять-таки из уравнений, характеризующих статистические зависимости. Процесс построения и применения статистической модели для прогнозирования, какой бы вид последняя не имела, обязательно включает выбор формы уравнения, описывающего динамику или взаимосвязь явлений, и оценивание его параметров с помощью того или иного метода. Второй этап, собственно прогноз, является дедуктивным . На этом этапе на основе найденных статистических закономерностей определяют ожидаемое значение прогнозируемого признака. |
Следует подчеркнуть, что полученные результаты не могут рассматриваться как нечто окончательное. При их оценке и использовании должны приниматься во внимание факторы, условия или ограничения, которые не были учтены при разработке статистической модели, должна осуществляться корректировка обнаруженных статистических характеристик в соответствии с ожидаемым изменением обстоятельств их формирования. Короче говоря, найденные с помощью статистических методов прогностические оценки являются важным материалом, который, однако, должен быть критически осмыслен. При этом главным является учет возможных изменений в самих тенденциях развития экономических явлений и объектов
39.Статистические таблицы, их виды, составные элементы и правила построения таблиц. Статистическая таблица - форма наиболее рационального изложения полученных в результате статистической сводки и группировки числовых (цифровых) данных. По внешнему виду она представляет собой комбинацию вертикальных и горизонтальных строк, содержащую боковые и верхние заголовки. Статистическая таблица содержит подлежащее и сказуемое.
Подлежащее таблицы представляет ту статистическую совокупность, о которой идет речь в таблице, т. е. перечень отдельных или всех единиц совокупности либо их групп. Чаще всего подлежащее помещается в левой части таблицы и содержит перечень строк.
41.СТРУКТУРНАЯ СРЕДНЯЯ МОДА И ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Величина средней определяется всеми значениями признака, встречающимися в данном ряду распределения. Различают такие структурные средние, как: (1) мода (2) медиана (3) квартиль (4) дециль (5) перцентиль Мода - это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Мода применяется, например, при определении размера одежды, обуви, пользующейся наибольшим спросом у покупателей. Модой для дискретного ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой. При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по максимальной частоте), а затем - значение модальной величины признака по формуле: где: |
Сказуемое таблицы - показатели, с помощью которых дается характеристика явления, отображаемого в таблице.
Если в подлежащем таблицы содержится простой перечень каких-либо объектов, таблица называется простой. В подлежащем простой таблицы нет каких-либо группировок статистических данных. Если подлежащее простой таблицы содержит перечень территорий, то такая таблица называется территориальной.
Простая таблица содержит только описательные сведения, ее аналитические возможности ограничены. Глубокий анализ исследуемой совокупности, взаимосвязей признаков предполагает построение более сложных таблиц - групповых и комбинационных.
Групповые таблицы содержат в подлежащем группировку единиц объекта наблюдения по одному существенному признаку. Простейшим видом групповой таблицы являются таблицы, в которых представлены ряды распределения. Групповая таблица может быть более сложной, если в сказуемом приводится не только число единиц в каждой группе, но и ряд других важных показателей, количественно и качественно характеризующих группы подлежащего. Такие таблицы часто используются в целях сопоставления обобщающих показателей по группам, что позволяет сделать определенные практические выводы.
Комбинационными называются статистические таблицы, е подлежащей которых группы единиц, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по одному или нескольким признакам. В отличие от простых и групповых таблиц, комбинационные позволяют проследить зависимость показателей сказуемого от нескольких признаков, которые легли в основу комбинационной группировки в подлежащем.
Основные правила построения статистических таблиц:
1) в заголовке должны быть отражены объект, признак, время и место совершения события;
2) графы и строки следует нумеровать;
3) графы и строки должны содержать единицы измерения;
4) сопоставляемую в ходе анализа информацию располагают в соседних графах (либо одну под другой);
5) числа в таблице проставляют в середине граф, строго одно под другим; числа целесообразно округлять с одинаковой степенью точности;
6) отсутствие данных обозначается знаком умножения ( ), если данная позиция не подлежит заполнению, отсутствие сведений обозначается многоточием (...), либо н.д., либо н. св., при отсутствии явления ставится знак тире (-);
7) для отображения очень малых чисел используют обозначение 0.0 или 0.00; если число получено на основании условных расчетов, то его берут в скобки, сомнительные числа сопровождают вопросительным знаком, а предварительные - знаком (*).
40.Структурная средняя медиана и ее определение. Медиана - это численное значение признака у той единицы совокупности, которая находится в середине ранжированного ряда (построенного в порядке возрастания, либо убывания значений изучаемого признака). Медиану иногда называют серединной вариантой , т.к. она делит совокупность на две равные части таким образом, чтобы по обе ее стороны находилось одинаковое число единиц совокупности. Если всем единицам ряда присвоить порядковые номера, то порядковый номер медианы будет определяться по формуле (n+1):2 для рядов, где n – нечетное . Если же ряд с четным числом единиц, то медианой будет являться среднее значение между двумя соседними вариантами, определенными по формуле: n:2, (n+1):2, (n:2)+1.
В дискретных вариационных рядах с нечетным числом единиц совокупности – это конкретное численное значение в середине ряда.
Нахождение медианы в интервальных вариационных рядах требует предварительного определения интервала, в котором находится медиана, т.е. медианногоинтервала – этот интервал характеризуется тем, что его кумулятивная (накопленная) частота равна полусумме или превышает полусумму всех частот ряда.
X Me -нижняя граница медианного интервала
h Me -величина медианного интервала;
S Me-1 -сумма накопленных частот интервала, предшествующего медианному интервалу;
- f Me -локальная частота медианного интервала.
Частота интервала, следующего за модальным
42.Сущность и значение графиков, их основные элементы. В статистике графиком называют наглядное изобр ажение статистических величин и их соотношений при помощи геометрических точек, линий, фигур или географических картосхем.
Графики придают
изложению статистических данных большую наглядность
, чем таблицы, выразительность, облегчают их восприятие и анализ
. Позволяет зрительно оценить характер изучаемого явления, присущие ему закономерности, тенденции развития, взаимосвязи с другими показателями, географическое разрешение изучаемых явлений. Еще в древности китайцы говорили, что одно изображение заменяет тысячу слов.При любой возможности анализ статистических данных рекомендуется всегда начинать с их графического изображения. График позволяет сразу получить общее представление обо всей совокупности статистических показателей. Графический метод анализа выступает как логическое продолжение табличного метода и служит целям получения обобщающих статистических характеристик процессов, свойственных массовым явлениям.
При помощи графического
изображения стат.данных решаютсязадачи
стат.исследования:
1) наглядное представление величины показателей (явлений) в сравнении друг с другом;
2) характеристика структуры какого-либо явления;
3) изменение явления во времени;
4) ход выполнения плана;
5) зависимость изменения одного явления от изменения другого;
6) распространенность или размещение каких-либо величин по территории
В каждом графике выделяют (различают) следующие основные элементы :
- 1) пространственные ориентиры (систему координат);
- 2) графический образ;
- 3) поле графика;
- 4) масштабные ориентиры;
- 5) экспликация графика;
- 6) наименование графика
43.Сущность и значение средних величин. Средняя величина – обобщенная характеристика уровня значений признака, полученная в расчете на единицу совокупности. Средняя величина вычисляется для признаков качественно однородных и различных только количественно, которые присущи всем явлениям в данной совокупности.
Средние величины бывают общими (отражают совокупность в целом) и групповыми (отражают особенность по группам). Делятся на 2 категории – степенные и структурные .
К степенным относятся – средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя арифметическая, средняя квадратическая. Самая распространенная – ср.арифметическая . Ср.гармоническую используют как обратную ср.арифметической. Ср.квадратическая используется при расчете показателей вариации, ср.геометрическая – при анализе динамики.
К структурным относятся – мода и медиана. Мода – значение изучаемого признака с наибольшей частотой. Медиана – значение признака, приходящее на середину ранжированного ряда. Мода применяется в коммерческой практике для изучения покупательского спроса и регистрации цен. В дискретном ряду мода - это варианта с наибольшей частотой. В интервальном вариационном ряду модой считают центральный вариант интервала, который имеет наибольшую частоту. Применение медианы позволяет получить более точные результаты, чем при использовании других форм средних. Свойство медианы заключается в том, что сумма абсолютных отклонений значений признака от медианы меньше, чем от любой другой величины.Порядок нахождения медианы в интервальном вариационном ряду следующий: располагаем индивидуальные значения признака по ранжиру; определяем для данного ранжированного ряда накопленные частоты; по данным о накопленных частотах находим медианный интервал.
Понятие об исследовании количественных сторон объектов и явлений сформировалось давно, с момента развития у человека элементарных навыков работы с информацией. Однако, термин «статистика», дошедший до нашего времени заимствован гораздо позднее из латинского языка и происходит от слова «status», что означает «определенное состояние вещей». «Status» употреблялось также в значении «политическое состояние» и закрепилось почти во всех европейских языках именно в этом смысловом значении: английское «state», немецкое «Staat», итальянское «stato» и производное от него «statistа» - знаток государства.
Широкое применение слово «статистика» получило в XVIII веке и применялось в значение «государствоведение». Статистикой называют отрасль практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и предоставление в публичное пользование данных о явлениях и процессах общественной жизни.
Анализ - это метод научного исследования объекта путем рассмотрения его отдельных сторон и составных частей.
Экономико-статистический анализ - это разработка методики, основанной на широком применении традиционных статистических и математико-статистических методов, с целью контроля адекватного отражения исследуемых явлений и процессов.
Этапы статистического исследования. Статистическое исследование проходит в три этапа:
- 1) статистическое наблюдение;
- 2) сводка полученных данных;
- 3) статистический анализ.
На первом этапе с помощью метода массовых наблюдений собирают первичные статистические данные.
На втором этапе статистического исследования собранные данные подвергаются первичной обработки, сводке и группировке. Метод группировок позволяет выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы. Сводка - это получение итогов по совокупности в целом и отдельным ее группам и подгруппам.
Результаты группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц. Основное содержание этого этапа заключается в переходе от характеристик каждой единицы наблюдения к сводным характеристикам совокупности в целом или ее групп.
На третьем этапе полученные сводные данные анализируются методом обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации, индексные системы, методы математической статистики, табличный метод, графический метод и др.).
Основы статистического анализа:
- 1) утверждение фактов и установление их оценки;
- 2) выявление характерных особенностей и причин явления;
- 3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями, которые приняты за базу сравнения;
- 4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;
- 5) статистическая проверка выдвинутых предположений (гипотез).
Анализ и обобщение статистических данных - заключительный этап статистического исследования, конечной целью которого является получение теоретических выводов и практических заключений о тенденциях и закономерностях изучаемых социально-экономических явлений и процессов. Задачами статистического анализа являются: определение и оценка специфики и особенностей изучаемых явлений и процессов, изучение их структуры, взаимосвязей и закономерностей их развития.
Статистический анализ данных проводится в неразрывной связи теоретического, качественного анализа сущности исследуемых явлений и соответствующего количественного инструментария, изучения их структуры, связей и динамики.
Статистический анализ - исследование характерных особенностей структуры, связи явлений, тенденций, закономерностей развития социально-экономических явлений, для чего используются специфические экономико-статистические и математико-статистические методы. Статистический анализ завершается интерпретаций полученных результатов.
В статистическом анализе признаки подразделяются по характеру влияния друг на друга:
- 1. Признак-результат - признак, анализируемый в данном исследовании. Индивидуальные размеры такого признака у отдельных элементов совокупности подвержены влиянию одного или нескольких других признаков. Другим словами, признак-результат рассматривается как следствие взаимодействия других факторов;
- 2. Признак-фактор - признак, оказывающий влияние на исследуемый признак (признак-результат). Причем зависимость между признаком-фактором и признаком-результатом может быть количественно определенна. Синонимами данного термина в статистике являются, «факторный признак», «фактор». Следует различать понятия признака-фактора и признака-веса. Признаком-весом называют такой признак, который необходимо учесть при расчетах. Но, признак-вес не оказывает влияния на исследуемый признак. Признак-фактор может рассматриваться как признак-вес, т. е., учитываться при расчетах, но не всякий признак-вес является признаком-фактором. Например, при исследовании в группе студентов зависимости между временем подготовки к экзамену и количеством баллов, полученных на экзамене должен учитываться и третий признак: «Количество человек, аттестованных на определенный балл». Последний признак не является влияющим на результат, однако, будет включен в аналитические расчеты. Именно такой признак и называется признаком-весом, а не признаком-фактором.
Прежде чем приступить к анализу, необходимо проверить, соблюдены ли условия, обеспечивающие его достоверность и правильность:
- - Достоверность первичных цифровых данных;
- - Полнота охвата изучаемой совокупности;
- - Сопоставимость показателей (по единицам учета, территории, методике подсчета).
Основными понятиями статистического анализа являются:
- 1. Гипотеза;
- 2. Решающая функция и решающее правило;
- 3. Выборка из генеральной совокупности;
- 4. Оценка характеристик генеральной совокупности;
- 5. Доверительный интервал;
- 6. Тренд;
- 7. Статистическая взаимосвязь.
Анализ является завершающей стадией статистического исследования, сутью которой является выявление взаимосвязей и закономерностей изучаемого явления, формулировка выводов и предложений.
Любое статистическое исследование массовых общественных явлений включает в себя 3 основных этапа:
Статистическое наблюдение - формируются первичные статистические данные, или исходная статистическая информация, которая является основой статистического исследования. Если при сборе первичных статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов;
Сводка и группировка данных - на этой стадии совокупность делится по признакам различия и объединяется по признакам сходства, подсчитываются суммарные показатели по группам и в целом. С помощью метода группировок изучаемые явления в зависимости от существенных признаков подразделяются на типы, группы и подгруппы. Метод группировок позволяет ограничивать качественно однородные в существенном отношении совокупности, что служит предпосылкой для определения и применения обобщающих показателей;
Обработка и анализ полученных данных, выявление закономерностей. На этом этапе с помощью обобщающих показателей рассчитываются относительные и средние величины, дается сводная оценка вариации признаков, характеризуется динамика явлений, применяются индексы, балансовые построения, рассчитываются показатели, характеризующие тесноту связей в изменении признаков. С целью наиболее рационального и наглядного изложения цифрового материала он представляется в виде таблиц и графиков.
Лекция №2. Статистическое наблюдение
1. Понятие и формы статистического наблюдения
Статистическое наблюдение - это первая стадия всякого статистического исследования.
Статистическое наблюдение представляет собой научно организованную работу по сбору массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.
Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности.
Следовательно, статистическое наблюдение должно быть:
планомерным - готовиться и проводиться по разработанному плану, который включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля за качеством собранного материала, его достоверности, оформления итоговых результатов;
массовым - охватывать большое число случаев проявления данного процесса, достаточное для того, чтобы получить правдивые статистические данные, характеризующие не только отдельные единицы, но и всю совокупность в целом;
систематическим – изучение тенденций и закономерностей социально-экономических процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями, возможно лишь на основе систематичности.
К статистическому наблюдению предъявляются следующие основные требования:
полнота статистических данных (полнота охвата единиц изучаемой совокупности, сторон того или иного явления, а также полнота охвата во времени);
достоверность и точность данных;
единообразие и сопоставимость данных.
В статистической практике используются две организационные формы наблюдения:
1) отчетность - это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца. Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя;
2) специальное статистическое обследование, примером чего являются проведение переписей населения, социологические исследования, переписи остатков материала и др. наблюдения, которые проводятся, если возникают задачи, для решения которых нет достаточной информации. Они дают дополнительный материал к отчетным данным или с их помощью проверяют отчетные данные.
Чтобы получить представление о том или ином явлении, сделать выводы, необходимо провести статистическое исследование. Предметом статистического исследования в здравоохранении и медицине могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, различные разделы деятельности лечебно-профилактических учреждений, факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние здоровья.
Методическая последовательность выполнения статистического исследования складывается из определенных этапов.
1 этап. Составление плана и программы исследования.
2 этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).
3 этап. Разработка материала, статистическая группировка и сводка
4 этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов.
5 этап. Литературная обработка и оформление полученных результатов.
По завершении статистического исследования разрабатываются рекомендации и управленческие решения, проводится внедрение результатов исследования в практику, оценивается эффективность.
В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности в осуществлении названных этапов.
Первый этап статистического исследования - составление плана и программы - является подготовительным, на котором определяется цель и задачи исследования, составляется план и программа исследования, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.
Приступая ж статистическому исследованию, следует точно и четко сформулировать цель и задачи исследования, изучить по данной теме литературу.
Цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер. Цель формулируется ясно, четко, недвусмысленно.
Для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследования.
Важным моментом подготовительного этапа является разработка организационного плана. Организационный план исследования предусматривает определение места (административно-территориальных границ наблюдения), время (конкретных сроков осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и субъекта исследования (организаторов, исполнителей, методического и организационного руководства, источников финансирования исследования).
Пл ан иссле дов ания включает:
Определение объекта исследования (статистической совокупности);
Объема исследования (сплошное, несплошное);
Видов (текущее, единовременное);
Способов сбора статистической информации. Программа исследования включает:
Определение единицы наблюдения;
Перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения*
Разработку индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;
Разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результаты исследования.
На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполнения документа.
В качестве учетных бланков могут быть использованы применяемые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные медицинские Формы.
Источниками получения информации могут служить другие медицинские документы (истории болезни, и индивидуальные карты амбулаторного больного, истории развития ребенка, истории родов), отчетные формы лечебно-профилактических учреждений и др.
Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.
В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения с использованием ЭВМ вопросы программы могут быть формализованы, когда вопросы в учетном документе ставятся в виде альтернативы (да, нет), или предлагаются уже готовые ответы, из которых следует выбрать определенный ответ.
На первом этапе статистического исследования наряду с программой наблюдения составляется программ* сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.
Второй этап - сбор статистического материала (статистическое наблюдение) - заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регистрационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, обеспечение их формами регистрации.
По времени статистическое наблюдение может быть текущим и единовременным.
При текущем набл юдении явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделю, квартал, год и т.д.) путем повседневной регистрации явления по мере возникновения каждого случая. Примером текущего наблюдения является учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара и т. п. Так учитываются быстро меняющиеся явления.
При единовременном набл юдении статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Единовременным наблюдением являются: перепись населения, изучение физического развития детей, учет больничных коек на коней года, паспортизация лечебно-профилактических учреждений и т. д. К этому же виду относятся профилактические осмотры населения. Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений.
Выбор вид наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования. Например, характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара (текущее наблюдение) или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре (единовременное наблюдение).
В зависимости от полноты охвата изучаемого явления различают сплошное и несплошное исследование.
При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т.е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят с целью установления абсолютных размеров явления, например, общей численности населения, общего количества родившихся или умерших, общего числа заболевших тем или иным заболеванием и др. Сплошной метод применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)
При несплошном исследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: анкетное, монографическое, основного массива, выборочное. Самым распространенным в медицинских исследованиях является выборочный метод.
Монографический метод - дает детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.
Метод основного массива - предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюдения. Недостатком этого метода является то, что остается неохваченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного массива.
Анкетный метод - это сбор статистических данных с помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.
Выборочный метод - сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода является получение результатов высокой степени надежности, а также значительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того он требует меньших затрат времени.
В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления: изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделений и медицинских учреждений, оценивают качество определенных мероприятий и т. д.
По способу получения сведений в ходе проведения статистического наблюдения и характеру его осуществления выделяют несколько видов:
1) непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропометрические измерения и т. п.)
2) социологические методы : метод интервью (очный опрос), анкетирование (заочный опрос - анонимный или неанонимный) и др.;
3) документальное исследов ание (выкопировка сведений из учетно-отчетных медицинских документов, сведения официальной статистики учреждений и организаций.)
Третий этап - группировка и сводка материала - начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявлении и устранении ошибок, дубликатов записей и т. д.
Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, т.е. обозначение каждого признака и его группы знаком - буквенным или цифровым. Шифровка - это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий качество, точность разработки. Шифры - условные обозначения - вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней; при шифровке профессий - словарем профессий.
Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков.
Группировка - расчленение совокупности изучаемых данных на однородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.
Типологическая группировка производится по качественным (описательным, атрибутивным) признакам, например, по полу, профессии, группам болезни, тяжести течения болезни, послеоперационным осложнениям и т. д.
Группировка по количественным (вариационным) признакам проводится на основании числовых размеров признака, например, по возрасту, длительности заболевания, продолжительности лечения и т.д. Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев - неравный, даже включать так называемые открытые группы.
Например, при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года. 50 лет и старше.
При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт.
Закончив группировку материала, приступают к сводке.
Сводка - обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы, их подсчет и внесение в макеты таблиц.
Сводку статистического материала проводят при помощи статистических таблиц. Таблица, не заполненная цифрами, называется макетом.
Статистические таблицы бывают перечневые, хронологические, территориальные.
Таблица имеет подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежащее обычно размещается по горизонтальным строкам в левой части таблицы и отражает главный, основной признак. Статистическое сказуемое размещается слева направо по вертикальным графам и отражает дополнительные учетные признаки.
Статистические таблицы делятся на простые, групповые и комбинационные.
В простых таблицах представлено числовое распределение материала по одному признаку, составных частей его (табл.1). Простая таблица содержит обычно простой перечень или итог по всей совокупности изучаемого явления.
Таблица 1
Распределение умерших в больнице Н. по возрасту
В групповых таблицах представлено сочетание двух признаков в связи друг с другом (табл.2).
Таблица 2
Распределение умерших в больнице Н. по полу и возрасту
В комбин аци онных таблицах дается распределение материала по трем и более взаимосвязанным признакам (Таблица 3).
Таблица 3
Распределение умерших в больнице Н. при разных заболеваниях по возрасту и полу
Диагноз основного заболевания | Возраст | ||||||||||||
0-14 | 15-19 | 20-39 | 40-59 | 60 и > | Всего | ||||||||
м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м+ж | |
Болезни системы кровооб. | - | - | - | - | |||||||||
Травмы и отравления | - | - | - | ||||||||||
Злокачеств. новообразов. | - | - | - | - | - | - | |||||||
Другие заб. | - | - | - | - | |||||||||
Все заболев. | - | - |
При составлении таблиц должны соблюдаться определенные требования:
Каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание;
Внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие названия;
При заполнении таблицы все клетки таблицы должны содержать соответствующие числовые данные. Оставшиеся незаполненными из-за отсутствия данной комбинации клетки таблицы прочеркиваются ("-"), а при отсутствии сведений в клетке проставляется "н.с." или "...";
После заполнения таблицы в нижней горизонтальном ряду и в последнем справа вертикальном столбце подводятся итоги вертикальных граф и горизонтальных строк.
Таблицы должны иметь единую последовательную нумерацию.
В исследованиях, имеющих небольшой объем наблюдений, сводка проводится вручную. Все учетные документы раскладываются на группы в соответствии с шифром признака. Далее проводится подсчет и запись данных в соответствующую клетку таблицы.
В настоящее время в проведении сортировки и сводки материала широко используются ЭВМ. которые позволяют не только отсортировать материал по изучаемым признакам, но выполнить расчеты показателей.
Четвертый этап - статистический анализ - является ответственным этапом исследования. На этом этапе проводится вычисление статистических показателей (частоты, структуры, средних размеров изучаемого явления),дается их графическое изображение, изучается динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями. даются прогнозы и т.д. Анализ предполагает интерпретацию полученных данных, оценку достоверности результатов исследования. В заключение делаются выводы.
Пятый этап - литературная обработка является заключительным. Он предполагает окончательное оформление результатов статистического исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.
Результаты медико-статистического исследования внедряются в практику здравоохранения. Возможны различные варианты использования результатов исследования: ознакомление с результатами широкой аудитории медицинских и научных работников; подготовка инструктивно-методических документов; оформление рационализаторского предложения и другие.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Для сравнительного анализа статистических данных используется статистические величины: абсолютные, относительные, средние.
Абсолютные величины
Абсолютные величины, полученные в сводных таблицах в ходе статистического исследования, отражают абсолютный размер явления (число лечебно-профилактических учреждений, число коек в больнице, численность населения, число умерших, родившихся, заболевших и т.д.). Ряд статистических исследований завершается получением абсолютных величин. В некоторых случаях они могут быть использованы для анализа изучаемого явления, например, при изучении редких явлений, при необходимости знать точный абсолютный размер явления, при необходимости обратить внимание на отдельные случаи изучаемого явления и др. При малом числе наблюдений, в том случае, когда не требуется определения закономерности, также могут использоваться абсолютные числа.
В значительной части случаев абсолютные величины не могут быть использованы для сравнения с данными других исследований. Для этого служат относительные и средние величины.
Относительные величины
Относительные величины (показатели, коэффициенты) получаются в результате отношения одной абсолютной величины к другой. Наиболее часто используются следующие показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения, наглядности.
Интенсивные - показатели частоты, интенсивности, распространенности явления в среде, продуцирующей данное явление. В здравоохранении изучаются заболеваемость, смертность, инвалидность, рождаемость и другие показатель здоровья населения. Средой, в которой происходят процессы, является население в целом или его отдельные группы (возрастные, половые, социальные, профессиональные и др.). В медико-статистических исследованиях явление представляет собой как бы продукт среды. Например, население (среда) и заболевшие (явление); больные (среда) и умершие (явление) и т. д.
Величина основания выбирается в соответствии в величиной показателя - на 100, 1000, 10000, 100000, в зависимости от этого показатель выражается в процентах, промилле, продецимилле,просантимилле.
Вычисление интенсивного показателя производится следующим образом: например, в Иране в 1995г. проживало 67283 тыс. жителей, в течение года умерло 380200 человек.
Интенсивные показатели могут быть общими и специальными.
Общие интенсивные показатели характеризуют явление в целом. например, общие показатели рождаемости, смертности, заболеваемости, вычисленные ко всему населению административной территории.
Специальные интенсивные показатели (погрупповые) применяются для характеристики частоты явления в различных группах (заболеваемость по полу, возрасту, смертность среди детей в возрасте до 1 года, летальность по отдельным нозологическим Формам и т.д.).
Интенсивные показатели применяются: для определения уровня. частоты, распространенности явления; для сравнения частоты явления в двух различных совокупностях; для научения изменений частоты явления в динамике.
Экстенсивные - показатели удельного веса, структуры, характеризуют распределение явления на составные части, его внутреннюю структуру. Вычисляются экстенсивные показатели отношением частиявления к целому и выражаются в процентах или долях единицы.
Вычисление экстенсивного показателя производится следующим образом: например, в Греции в 1997 г. функционировало 719 больниц, в том числе 214 - больниц общего профиля.
Экстенсивные показатели используются для определения структуры явления и сравнительной оценки соотношения составляющих его частей. Экстенсивные показатели всегда взаимосвязаны между собой, т. к. их сумма всегда равна 100 процентам: так, при изучении структуры заболеваемости удельный вес отдельного заболевания может возрасти при его истинном росте; при одном и том же его уровне, если число других заболеваний снизилось; при снижении числа данного заболевания, если уменьшение числа других заболеваний происходит более быстрыми темпами.
Соотношения - представляют собой соотношение двух самостоятельных, независимых друг от друга, качественно разнородных величин. К показателям соотношения относятся показатели обеспеченности населения врачами, средними медицинскими работниками, больничными койками и др.
Вычисление показателя соотношения производится следующим образом: например, в Ливане с численностью населения 3789 тыс. жителей в медицинских учреждениях в 1996 году работали 3941 врачей.
Наглядности - применяются с целью более наглядного и доступного сравнения статистических величин. Показатели наглядности представляют удобный способ преобразования абсолютных, относительных или средних величин в легкую для сравнения Форму. При вычислении этих показателей одна из сравниваемых величин приравнивается к 100 (или 1), а остальные величины пересчитываются соответственно этому числу.
Вычисление показателей наглядности производится следующим образом: например, численность населения Иордании составила: в 1994г. - 4275 тыс. человек, в 1995г. - 4440 тыс. человек, в 1996г.- 5439 тыс. человек.
Показатель наглядности: 1994г.-100%;
1995г. | = | 4460 *100 | = | 103.9%; |
1996г. | = | 5439*100 | = | 127.2% |
Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин. Показатели наглядности используются чаше всего для сравнения данных в динамике, чтобы представить закономерности изучаемого явления в более наглядной форме.
При пользовании относительными величинами могут быть допущены некоторые ошибки. Приведем наиболее частые из них:
1. Иногда судят об изменении частоты явления на основе экстенсивных показателей, которые характеризуют структуру явления, а не его интенсивность.
3. При расчете специальных показателей следует правильно выбирать знаменатель для расчета показателя: например, показатель послеоперационной летальности необходимо рассчитывать по отношению к оперированным, а не всем больным.
4. При анализе показателей следует учитывать Фактор времени:
нельзя сравнивать между собой показатели, вычисленные за различные периоды времени: например, показатель заболеваемости за год и за полугодие, что может привести к ошибочным суждениям. 5. Нельзя сравнивать между собой общие интенсивные показатели, вычисленные из неоднородных по составу совокупностей, поскольку неоднородность состава среды может влиять на величину показателя.
Средние величины
Средние величины дают обобщающую характеристику статистической совокупности по определенному изменяющемуся количественному признаку.
Средняя величина характеризует весь ряд наблюдений одним числом, выражающим общую меру изучаемого признака. Она нивелирует случайные отклонения отдельных наблюдений и дает типичную характеристику количественного признака.
Одним из требований при работе со средними величинами является качественная однородность совокупности, для которой рассчитывается средняя. Только тогда она будет объективно отображать характерные особенности изучаемого явления. Второе требование заключается в том, что средняя величина только тогда выражает типичные размеры признака, когда она основывается на массовом обобщении изучаемого признака, т.е. рассчитывается на достаточном числе наблюдений.
Средние величины получаются из рядов распределения (вариационных рядов).
Вариационный ряд - ряд однородных статистических величин, характеризующих один и тот же количественный учетный признак, отличающихся друг от друга по своей величине и расположенных в определенном порядке (убывания или возрастания).
Элементами вариационного ряда являются:
Варианта - v - числовое значение изучаемого меняющегося количественного признака.
Частота - p (pars) или f (frequency) - повторяемость вариант в вариационном ряду, показывающая, как часто встречается та или иная варианта в составе данного ряда.
Общее число наблюдений - n (numerus) - сумма всех частот: n=ΣΡ. Если общее число наблюдений более 30,статистическая выборка считается большой, если n меньше или равно 30 - малой.
Вариационные ряды бывают прерывные (дискретные), состоящие из целых чисел, и непрерывные, когда значения вариант выражены дробным числом. В прерывных рядах смежные варианты отличаются друг от друга на целое число, например: число ударов пульса, число дыханий в минуту, число дней лечения и т.д. В непрерывных рядах варианты могут отличаться на любые дробные значения единицы. Вариационные ряды бывают трех видов. Простой - ряд, в котором каждая варианта встречается один раз, т.е. частоты равны единице.
Обычный - ряд, в котором варианты встречаются более одного раза.
Сгруппиров анный - ряд. в котором варианты объединены в группы по их величине в пределах определенного интервала с указанием частоты повторяемости всех вариант, входящих в группу.
Сгруппированный вариационный ряд используют при большом числе наблюдений и больном размахе крайних значений вариант.
Обработка вариационного ряда заключается в получении параметров вариационного ряда (средней величины, среднего квадратического отклонения и средней ошибки средней величины).
Виды средних величин.
В медицинской практике наиболее часто используются следующие средние величины: мода, медиана, средняя арифметическая. Реже применяются другие средние величины: средняя геометрическая (при обработке результатов титрования антител, токсинов, вакцин); средняя квадратическая (при определении среднего диаметра среза клеток, результатов накожных иммунологических проб); средняя кубическая (для определения среднего объема опухолей) и другие.
Мода (Mo) - величина признака, чаще других встречающаяся в совокупности. За моду принимают варианту, которой соответствует наибольшее количество частот вариационного ряда.
Медиана (Me) - величина признака, занимающая срединное значение в вариационном ряду. Она делит вариационный ряд на две равные, части.
На величину моды и медианы не оказывают влияния числовые значения крайних вариант, имеющихся в вариационном ряду. Они не всегда могут точно характеризовать вариационный ряд и применяются в медицинской статистике относительно редко. Более точно характеризует вариационный ряд средняя арифметическая величина.
Средняя арифметическая (М, или ) - рассчитывается на основе всех числовых значений изучаемого признака.
В простом вариационном ряду, где варианты встречаются только по одному разу, вычисляется средняя арифметическая простая по формуле:
Где V - числовые значения вариант,
n - число наблюдений,
Σ - знак суммы
В обычном вариационном ряду вычисляется средняя арифметическая взвешенная по формуле:
Где V - числовые значения вариант.
Ρ - частота встречаемости вариант.
n - число наблюдений.
S - знак суммы
Пример расчета средней арифметической взвешенной приведен в таблице 4.
Таблица 4
Определение средней длительности лечения больных в специализированном отделении больницы
В приведенном примере модой является варианта, равная 20 дням, поскольку она повторяется чаще других - 29 раз. Мо = 20. Порядковый номер медианы определяется по формуле:
Место медианы приходится на 48-ю варианту, числовое значение которой равно 20. Средняя арифметическая, рассчитанная по формуле, равна также 20.
Средние величины являются важными обобщающими характеристиками совокупности. Однако за ними скрываются индивидуальные значения признака. Средние величины не показывают изменчивости, колеблемости признака.
Если вариационный ряд более компактен, менее рассеян и все отдельные значения расположены вокруг средней, то средняя величина дает более точную характеристику данной совокупности. Если вариационный ряд растянут, отдельные значения значительно отклоняются от средней, т.е. имеется большая вариабельность количественного признака, то средняя менее типична, хуже отражает в целом весь ряд.
Одинаковые по величине средние могут быть получены из рядов с различной степенью рассеяния. Так, например, средняя длительность лечения больных в специализированной отделении больницы также будет равна 20, если все 95 больных находились на стационарном лечении по 20 дней. Обе вычисленные средние равны между собой, но получены из рядов с разной степенью колеблемости вариант.
Следовательно, для характеристики вариационного ряда, помимо средней величины, необходима другая характеристика, позволяющая оценить степень его колеблемости.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13