(вокального трио , квартета , квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову , трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Хор Турецкого - Бродячие артисты (Субботний вечер)
✪ хор Турецкого - "Бродячие артисты"
Субтитры
История
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий . Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем , а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару , также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X-XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монашек) .
Типы хоровых коллективов
Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
- смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
- хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
- мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
- женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
- детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
- академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
- народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Виды хорового пения
По количеству участников различают:
- вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;
- камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;
- средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
- большие хоры - от 70 до 120 участников;
- сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.
См. также
Примечания
Литература
- Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
- Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.- Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
- Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
- Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
- Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
- Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. - М.: Музыка, 1987.
- Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.- М.: Советский композитор, 1985.
- Казачков С. А. Дирижёр хора - артист и педагог / Казан. гос. консерватория.- Казань, 1998.- 308 с.
- Казачков С. А. От урока к концерту.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.- 343 с.
- Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.: Музыка, 1969.
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.- М.: Музгиз, 1963.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.- М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
- Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.- М.: Музыка, 1998. Чесноков П. Г . Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.- М., 1961.
- Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.: Музыка, 1981.- 174 с.]
- Садовников В. И. Орфоэпия в пении. - М., 1958. - 80 с.
- Риман, Гуго. Музыкальный словарь : CD-ROM / пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
Что такое хор, а что не является хором, а может называться только собранием поющих? Что является хоровой звучностью, а что лишь звучанием голосов человеческих? Почему один коллектив поет великолепно, а другой - посредственно? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.
Хор - собрание поющих людей
Прежде чем разбираться в том, что такое хор как понятие, отметим, что это - удивительное и превосходное изобретение человечества. Хоровое движение в последние годы набирает обороты. Огромное количество людей приходят в коллективы, постоянно появляются новые, все чаще проводятся фестивали и всевозможные конкурсы. Пение является самым доступным занятием как для ребенка, так и для пожилого человека, имеющего абсолютный или относительный слух, либо стремящегося обучиться хоровому пению. Существует масса любительских коллективов, где не нужно платить взносы и приобретать дорогой инструмент, надо только беречь свой голос и уметь правильно им пользоваться.
Что такое хор? Определение в словарях Даля, Ожегова и Ушакова
В толковом словаре Владимира Даля - это собрание певчих для согласного пения. Собрание определенного круга музыкантов для коллективной музыки. Бывает женский хор, мужской и смешанный. Хорища - в три сотни голосов. Хоровое пение определяется в словаре Даля как дружное и совместное.
В толковом словаре Ожегова это - ансамбль или некоторая группа певцов. Четырехголосный хор состоит из различных певческих голосов.
В толковом словаре Ушакова - в древнегреческой драме хором называется группа людей, участвующая в представлении с пением или пляской. Также он расшифровывает хор как коллектив певчих, которые исполняют преимущественно вокальную музыку. Разновидности хора по Ушакову:
- хор оперного театра;
- хор музыкантов;
- хор балалаечников;
- женский;
- мужской;
- церковный.
Этим словом называется и музыкальная пьеса, где всякая вокальная партия исполняется несколькими голосами.
Вот что такое хор как определение в толковых словарях маститых знатоков русского языка.
Зачем нужен хор человеку?
Пение в хоре доставляет удовольствие. Поющий человек наименее подвержен воздействию стрессам и депрессиям, так как вокал оказывает на него благотворное влияние и своеобразный психотерапевтическое воздействие.
Качественное хоровое пение во многом зависит от правильного дыхания, что положительно действует и на здоровье певцов. Хоровая музыка улучшает работу сердечно-сосудистой системы, повышает тонус головного мозга. В Австралии квалифицированные специалисты медицины обнаружили, что пение способно поправить здоровье людей, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника. Еще один интересный факт заключается в том, что хоровое пение постепенно вводится в программу профилактики и лечения в различных медицинских учреждениях. Так, например, в одной из женских консультаций Саратова практикуются распевки беременными, что положительно влияет как на саму будущую маму, так и на ее плод. Хоровое пение предназначено и для детей - оно развивает их физически и духовно.
Что такое хор в музыке?
Профессиональные музыканты знают, что добиться идеального звучания хора, состав которого порой удивляет своей численностью, не так уж и просто. В музыкальных заведениях III и IV уровней аккредитации существует специальность «Хоровое дирижирование», где изучается одна из важнейших дисциплин для будущего профессионала - «Хороведение». Главная цель - достигнуть целостности и монолитности всех партий, чтобы звучание ансамбля ассоциировалось с единым живым организмом, слаженное и благозвучное звучание которого доставляло бы истинное наслаждение.
Таким образом, хор - это некое собрание поющих людей, идеальная звучность которого достигается за счет ансамблевого единства с выверенным строем и художественно выработанными нюансами. Хоровые коллективы могут состоять из любителей, звучание голоса которых порой ничуть не уступает настоящим профессионалам.
Грегорианский Церковный хор
Хор Пермского музыкального колледжа
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .
История
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий . Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем , а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару , также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X–XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монашек) .
Типы хоровых коллективов
Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
- смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
- хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
- мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
- женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
- детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
- академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
- народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Виды хорового пения
По количеству участников различают:
- вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;
- камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;
- средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
- большие хоры - от 70 до 120 участников;
- сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству , так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.
См. также
Примечания
Литература
- Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
- Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.- Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
- Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
- Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
- Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
(греч. choros),..1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный)…2) Музыкальное произведение для хорового исполнения…3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля. Используется и в современном театре.---в западнохристианских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих; позже вся восточная (алтарная) часть храма.---река на Дальнем Востоке России, в Хабаровском крае, правый приток Уссури. 453 км, площадь бассейна 24,7 тыс. км2. Средний расход воды 387 м3/с. Сплавная.---см. Гор.
2. мн. хоры, ов. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения такой группой. Испол-нять х.||Ср. ГИМН , КАНЦОНА , КОНЦЕРТ , ОДА , ХОРАЛ .
3. мн. нет, перен. О голосах, высказываниях множества людей. Х. возмущенных возгласов. Хором (нареч.) - 1) о пении: вместе, группой (петь хором); 2) перен. о высказывании, действиях и т.п.: сооб-ща, вместе (отвечать на вопрос хором).
4. мн. хоры, ов, устар. Скопление, множество кого-нибудь Х. ангелов. "На воздушном океане... тихо плавают в тумане хоры стройные светил" (Лермонтов).
Малый академический словарь русского языка
хор
А, мн. хоры и хоры, м.
1. Ист.
Обязательный коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии.
Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения.
Цыганский хор. Дирижировать хором.
Театр располагал образцовым хором и первоклассными солистами. Юрьев, Записки.
Музыкальная пьеса, предназначенная для исполнения певческим коллективом.
Я написал для училищного юбилея не кантату, а просто хор, который на празднике должны петь воспитанники. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 27 сент. 1885.
|| чего.
Совокупность каких-л. звуков, издаваемых, звучащих одновременно.
Птицы грузно шлепнулись на воду, и вскоре их довольное крякание присоединилось к многочисленному хору утиных голосов. Короленко, В пустынных местах.
Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Л. Андреев, Ангелочек.
3. кого или какой. Устар.
Группа музыкантов, играющих на одних и тех же инструментах (в составе оркестра или отдельно).
И дружно загремел с балкона, Средь утешительного звона Тарелок, ложек и ножей, Весь хор уланских трубачей. Лермонтов, Тамбовская казначейша.
|| чего.
Совокупность одинаковых музыкальных инструментов, исполняющих музыкальное произведение, звучащих одновременно.
Хор скрипок.
Вакханки с криками и смехом Свершали виноградный пир, И хор тимпанов, флейт и лир Сливался шумно с дальним эхом. А. К. Толстой, Крымские очерки.
4. перен. ; кого.
Совокупность, группа людей, согласно высказывающих какое-л. суждение, мнение и т. п.
Про одно именье Наследников сердитый хор Заводит непристойный спор. Пушкин, Евгений Онегин.
|| чего.
Множество одинаковых мнений, суждений и т. п., высказываемых одновременно.
Хор насмешек.
Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор. Лермонтов, Смерть Поэта.
5. чего. Трад.-поэт.
Скопление, множество (небесных светил).
Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно. Пушкин, Евгений Онегин.
Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил. Лермонтов, Демон.
6. в знач. нареч. хором .
б) все сразу, одновременно, дружно (о каком-л. высказывании).
Остальные конюхи хором поблагодарили Капитона Аверьяныча. Эртель, Гарденины.
7. Муз.
В струнных музыкальных инструментах - парные, утроенные и т. д. струны.
{Греч. χορός}
Сборный словарь иностранных слов русского языка
хор
(греч. choros). Соединение нескольких певцов с разными голосами, или же инструментов, для исполнения многоголосного произведения. 2) в древних комедиях и трагедиях, известное число певцов, представлявших народ. 3) в органе: одинакового рода трубочки.
ХОР , -а, мн. хоры́ и хо́ры , м.
1. Ист. Обязательный коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии.
2. Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения. Цыганский хор. Дирижировать хором. □ Театр располагал образцовым хором и первоклассными солистами. Юрьев, Записки. || Музыкальная пьеса, предназначенная для исполнения певческим коллективом. Я написал для училищного юбилея не кантату, а просто хор, который на празднике должны петь воспитанники. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 27 сент. 1885. || чего. Совокупность каких-л. звуков, издаваемых, звучащих одновременно. Птицы грузно шлепнулись на воду, и вскоре их довольное крякание присоединилось к многочисленному хору утиных голосов. Короленко, В пустынных местах. Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Л. Андреев, Ангелочек.
3. кого или какой. Устар. Группа музыкантов, играющих на одних и тех же инструментах (в составе оркестра или отдельно). И дружно загремел с балкона, Средь утешительного звона Тарелок, ложек и ножей, Весь хор уланских трубачей. Лермонтов, Тамбовская казначейша. || чего. Совокупность одинаковых музыкальных инструментов, исполняющих музыкальное произведение, звучащих одновременно. Хор скрипок. □ Вакханки с криками и смехом Свершали виноградный пир, И хор тимпанов, флейт и лир Сливался шумно с дальним эхом. А. К. Толстой, Крымские очерки.
4. перен.; кого. Совокупность, группа людей, согласно высказывающих какое-л. суждение, мнение и т. п. Про одно именье Наследников сердитый хор Заводит непристойный спор. Пушкин, Евгений Онегин. || чего. Множество одинаковых мнений, суждений и т. п., высказываемых одновременно. Хор насмешек. □ Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор. Лермонтов, Смерть Поэта.
5. чего. Трад.-поэт. Скопление, множество (небесных светил). Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно. Пушкин, Евгений Онегин. Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил. Лермонтов, Демон.
6. в знач. нареч. хо́ром . а) Все вместе, в несколько голосов (о пении). Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором. Пушкин, Капитанская дочка; б) все сразу, одновременно, дружно (о каком-л. высказывании). Остальные конюхи хором поблагодарили Капитона Аверьяныча. Эртель, Гарденины.
7. Муз. В струнных музыкальных инструментах - парные, утроенные и т. д. струны.
[Греч. χορός]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):