Урок образ творца в искусстве. Презентация по искусству: "Художественный образ - стиль - язык"

Цель: формирование у учащихся общего представления о
художественном творчестве и особенностях изображения художникатворца в произведениях разных видов искусства.
Задачи:
- актуализировать представления учащихся о роли художника-творца
в искусстве;
- раскрыть понятие «художественное творчество»;
- дать обобщенную характеристику образа художника-творца
в процессе восприятия произведений искусства;
- проследить особенности отношения к творцу (художнику,
музыканту, танцору) на примере художественных произведений с
изображением процесса художественного творчества;
- совершенствовать умение дифференцировать художественные
произведения по темам и видам искусства;
- формировать уважительное отношение к искусству, процессу
художественного творчества, подлинному мастерству в сфере
художественной культуры

Деятельность Работа в тетеради

Восприятие и обсуждение
художественных произведений.
Беседа-размышление о том,
что значит «трудиться в искусстве».
Выполнение фигурки танцора в динамике
Художественное творчество как сюжет произведений искусства.
Понятие «художественное творчество».
Олицетворение видов искусства в художественных произведениях.
Портрет и обобщенный образ творца в живописи, скульптуре,
декоративно-прикладном искусстве. Изображение художника,
музыканта, танцора в произведениях литературы и кино.
Восприятие и обсуждение художественных произведений.
Беседа-размышление о том, что значит «трудиться в ис
кусстве». Выполнение фигурки танцора в динамике (лепка). Материал
по выбору.

Художественно-иллюстративный материал:

Живопись (художник): Дж. Кадес. «Александр
Македонский в мастерской Апеллеса»;
К. Вреденбург. «Художник Ян Баккер заработой»;
Г. Метсю. «Рисующая молодая женщина»;
Ю. М. Пэн.«Художник на пленэре».

Александр Великий в ателье Апеллеса. Картина ит. художника Дж. Кадеса (1782)

Ю. М. Пэн.«Художник на пленэре».

Живопись (музыка):
Микеланджело.«Музыканты»;
А. ван Дейк.«Мужчина с лютней»;
Э. Мане. «Флейтист»;
В. А. Тропинин. «Музыкант»;
В. Е. Маковский. «Бродячие музыканты»;
М. З. Шагал.«Виолончелист».

Живопись (танец):
П. Брейгель Старший.«Крестьянский танец»;
Э. Мане. «Испанские танцовщики»;
Н. Ланкре. «Портрет танцовщицы Камарго»;
Ш. Э. Делорт. «Урок танца»;
Э. Дега. «Репетиция балета в Опере на улице Лепелетье»;
А. Г. Виноградова.«Лебединое озеро».

На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских
домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части
картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане
справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.
Другая пара, показанная на переднем плане - это волынщик, надувший щёки и
играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и
держащий кувшин с вином.
Левее них - стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне,
сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками - не исключено,
что этот спор окончится дракой. За ними - целующаяся парочка, а правее, у дверей
трактира - ссорящаяся супружеская пара.
Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма,
а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель
видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне,
как будто он подошёл к ним вплотную
Полагают, что картина «Крестьянский танец», написанная примерно в 1568 году,
является частью серии из трёх произведений Брейгеля, к которой также относят картины
«Свадебный танец» (1566) и «Крестьянская свадьба» (1567 или 1568).

Графика:
С. Стриженская. Серия «Танцы польские»;
Н. Н. Жуков.«Ученица балетного училища».

Скульптура:
С. Дали. «Сюрреалистическое пианино»;
П. К. Клодт.Памятник И. А. Крылову;
Л. Ланкри. «Пиццикато»;
В. И. Мухина.Памятник П. И. Чайковскому;
А. И. Рукавишников. Памятник
М. Л. Ростроповичу, «Фонтан искусств»;
Ю. Фирсанов. «Антракт»;
В. И. Жбанов. «Зодчий».

Декоративно-прикладное искусство:
Мейсенские фарфоровые статуэтки
музыкантов;
Скопинская керамика;
Ф. Ф. Зильберт.«Гусляр».

Литература:
В. Гюго. «В напевах струн» (из сборника «Все струны
лиры»);
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант»(отрывок);
Н. В. Гоголь. «Портрет» (сюжет).

Тема урока: Художественный образ – стиль – язык 8 класс (2 урок)


Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрийской эпохи




О. Роден. Граждане Кале



Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.


Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

В искусстве различают:

  • стиль эпохи (исторический),
  • национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
  • индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.

Характеризуя стиль в архитектуре , говорят, что «стиль - это эпо-

ха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».


Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

1

2

3

4

5

6

К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно

отнести эти произведения искусства?


К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному -

можно отнести эти произведения искусства?

1

2

3

4

5

6

Язык любого искусства помогает услышать в

Картина «На пороге вечности» или «Старик, опустивший голову на руки», в сохранившемся варианте, написанном маслом на основе литографии, во многом превосходит более ранние, аналогичные работы с изображением старого, больного крестьянина.

Если на раннем рисунке, наброски которого появились в 1881-1882 гг., Ван Гог изобразил старого, горюющего человека, то после возвращения к сюжету в 1890 году, когда ему открылись тайны передачи чувств посредством карандаша и кисти, на первый план выходит горе и одиночество старика, т. е., передано само состояние несчастного человека.

Более прозрачной становится внутренняя сущность больного, беззащитного существа. Художник не ищет нового отношения к тому, что изображал ранее, он просто в поиске воскрешения былых переживаний, но стремится передать их на более совершенном в эстетическом плане уровне, с учетом вершин мастерства, достигнутых им в процессе эволюции творчества. Если раньше, он только воспринимал истинное душевное состояние человека, то теперь, сумел постичь, как передать это чувство на холсте.

Винсент Ван Гог. "На пороге вечности"


Выразительность, эмоциональность,

образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:

композиция,

форма, -

фактура,

ритм,

тон,

интенсивность.

Это общее - в языке искусств.

К. Малявин. Вихрь


Каждый вид искусства говорит своим языком:

живопись - цветом,

графика - линией и пятном,

скульптура -объемом,

музыка - звуком, интонацией,

танец - пластикой жестов и движений,

литература - словом.

А. Головин. Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад»

Д. Веласкез. Менины

Х. Миро. Карнавал Арлекина

П. Пикассо. Менины


Цвет - язык живописи

Шишкин И.И. Зима.

И.И. Шишкин. Пруд в роще

И.И.Шишкин

Лес весной.

Шишкин И.И. Рожь.


Линия и пятно – язык графики.

Альбрехт Дюрер

Леонардо да Винчи

"Меланхолия"

Набросок к картине

Врубель Автопортрет


Язык скульптуры - объём

Микеланджело Пьета

Е. Вучетич.

Памятник

воину-освободителю

вБерлине.

Этьен-Морис Фальконе

Памятник Петру I




Слово – язык литературы

Язык художественной литературы характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции - эстетической.


В чем специфика средств выразительности этого произведения? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать образ?

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» было написано Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову, даже не надеясь на брак с ней. Жанр - элегия.

Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Два первых стиха (строки) дают пейзаж­ную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы - воз­вышенности, поднятые к небу. Второй - лежащую у ног поэта глубокую реку. Третий и чет­вертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Оно находится в согла­сии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» - это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Объяснение их дается в сле­дующих строках:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. Следующие четыре сти­ха меняют интонацию. Спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной:

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.


Звук и интонация – язык музыки

Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?

Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»

Русская народная мелодия «Сударыня»

Шостакович Д.Д. «Симфония №7»