Всемирный день коренных народов мира сценарий. Праздник коренных народов мира





От кавказской дудки до шорской утки. Жизнь и быт коренных народов России - День коренных народов - международный праздник отмечают по всему миру 9 августа

9 августа весь мир отмечает День коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов. Большинство из них проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что быт многих народов уже почти не отличается от привычного нам, они по сей день сохранили свой традиционный уклад, их обычаи передаются из поколение в поколение.

Огромный урон коренному населению был нанесен в советские годы, в период коллективизации. Аборигены утратили свою автономность. Многие покинули свои изначальные места проживания, местное население ассимилировалось с пришлым. Сегодня многие переезжают в другие регионы России. Есть народы, которые оказались на грани вымирания.


Малочисленные и исчезающие

Один из самых малочисленных народов в России живет на Северном Кавказе. Чамалалы, или чамалинцы проживают в Дагестане и Чечне. В начале XX века их насчитывалось 3438 человек. Со временем осталось всего 24 чамалала, согласно переписи населения 2010 года. Чамалинцы исповедуют ислам, на протяжении долгого времени в народе почитали духов гор, верили в магию и шаманизм. Культура этого народа отмечается богатейшим песенным фольклором. Основные музыкальные инструменты чамалинцев - дудка зурна, название которой переводится как «праздничная флейта», бубен и пандур, струны которого изготавливают из кишок животных.
Чамалалов в России осталось очень мало. Фото: Большая Российская энциклопедия

Шапсуги - народ, который на Кавказе имел репутацию «непобедимого», сейчас проживает в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Их численность - 4 тысячи человек. Своё название они получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо. Число членов семьи у шапсугов могло достигать ста человек. Шапсуги активно противостояли русским войскам во время Кавказской войны (1817-1864). Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». После окончательной победы русских войск в Кавказской войне, шапсуги спешно стали покидать родину и отправились в Турцию. По разным данным, мигрировали от 150 до 300 тыс. человек. И шапсугов в России осталось лишь не более 4 тысяч.

Телеуты - коренной народ Кемеровской области. На сегодняшний день их насчитывается около 2 тысяч человек. Древняя традиция телеутов, когда гости встречают друг друга песней, забыта. Тем не менее, сохранилась чайная церемония. Телеуты особо почитают чай на таёжных травах, готовят свои национальные блюда. Они славятся также своими деревянными куклами-оберегами. Их лица тщательно вырезают, причём этим ритуалом занимается специальный человек. Раньше с куклами проводились целые обряды. Есть у этого народа своё «место силы» - гора Шаанту, или Звенящая гора в деревне Шанда. По легендам, здесь живут духи их предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. Сейчас их быт практически не отличается от нашего.

В Ленинградской области проживает три коренных народа. В первую очередь, связано это с историческими особенностями и географическим положением региона. Представители коренных меньшинств обитали здесь ещё задолго до появления Петербурга на карте мира. Все они относятся к финно-угорской группе, включающую в себя такие народы, как ижорцы (169 человек), вепсы (1380), водь (33). Последние упоминаются в древнерусских летописях с 1069 года. Вепсов, которые до установления советской власти именовались чудью, в 1937 году коснулся сталинский террор. Под запретом оказалась любая деятельность, связанная с их культурой, закрылись школы, прекратилось издание книг и учебников. На вепсов обрушились репрессии. В 2006 году их внесли в Перечень коренных малочисленных народов.


Уходящие языки

А спустя три года и язык вепсов ЮНЕСКО отнесла к исчезающим. Язык ижорцев постигла та же участь. Кроме того, существует и другая проблема - в районах, где проживают последние представители ижорского народа, активно строят порты и промышленные зоны.

В Республике Хакасия и на территории Красноярского края проживают хакасы, численность которых по последней переписи насчитывает приблизительно 74 тыс. человек. Издревле они разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец и прозвали себя «трёхстадным народом». Традиционный уклад жизни хакасов был утрачен в 1930-е годы во время коллективизации.

ЮНЕСКО отнесла хакасский язык к разряду исчезающих - фактически коренной народ почти не общается на родном языке, его вытеснил русский. Другая проблема - растущий процент убыли населения. Зачастую хакасы предпочитают уезжать из Сибири в Центральную Россию или за границу.

Представители народа манси, которые живут в Пермском крае, в Свердловской области и в Ханты-Мансийском автономном округе, прославились на всю страну. Например, Руслан Проводников - чемпион мира по боксу. Поэт Юван Шесталов при Брежневе выпустил свою «Языческую поэму», эпос народов манси. Произведение было удостоено Государственной премии РСФСР. Художник и один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский также имеет корни манси.

Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Однако при всем при этом все меньше представителей этого народа знают родной, мансийский язык. На 2010 год говорящих на нём людей осталось менее тысячи, все чаще манси переходят на русский.

Род занятий

Сейчас численность манси - более 12 тысяч человек. Этнос сформировался из-за слияния угорских и местных племён Урала. Это породило своеобразное соединение культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Подобное культурное слияние сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.

До 1931 года эвенков, населяющих Забайкалье, именовали тунгусами. Эвенки относятся к малым коренным народам Сибири и Дальнего Востока. Численность населения эвенков по последним данным составляет более 38 тысяч человек. Старшее поколение традиционно занимается охотой и оленеводством.

Вплоть до XIX века охотники использовали лук и стрелы. Однако молодёжь уже теряет интерес к промыслам предков. Но эвенкам удалось сохранить свою самобытную культуру. Представители этого народа убеждены, что честность - их отличительная черта. Например, у эвенков-кочевников есть традиция: если нашли какую-то чужую вещь на таёжной тропе, обязательно найдут хозяина и отдадут ему. Интересно то, что известные географические названия - Енисей, Чита, Лена, Сахалин - русские первопроходцы заимствовали у эвенков.

Нанайцы, которых сейчас насчитывается 12 тысяч человек, живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья.

Огромную роль в жизни нанайцев играло рыболовство. Настолько большую, что целых пять месяцев в хозяйственном календаре нанайцев именуются названиями рыб. До прихода русских землепроходцев в середине XVII века нанайцы занимались традиционными промыслами, изготавливали обувь и одежду из рыбьей кожи, конопли и крапивы. Отличительной особенностью нанайцев был халат, скроенный по типу китайского кимоно. На сегодняшний день традиционные промыслы продолжают развиваться, но уже в рыболовецких артелях.

Как и рыболовы-нанайцы, к северным народам относятся эскимосы и чукчи. Эскимосов в России насчитывается, по данным последней переписи, 1738 человек. Живут они в близком соседстве с чукчами на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Эскимосы называют себя «юк», что в переводе означает «человек». Занимаются они морской охотой и оленеводством. В каждой деревне есть свой шаман, который для эскимосов является посредником между миром духов и миром людей.

На весь мир известен так называемый «эскимосский поцелуй». Для них это выражение привязанности и нежности. Западная культура заимствовала у эскимосов этот жест. Очень самобытна кухня эскимосов, которая ярко указывает на промыслы этого народа. В блюдах эскимосов часто встречается мясо моржей, белух, нерп, оленей и даже белых медведей.

Другой северный этнос оказался более многочисленным. Чукчей насчитывается в России почти 16 тысяч человек. Проживают они в основном в Якутии, на Чукотке и в Камчатском крае. Уже в первом тысячелетии н.э. чукчи стали контактировать с эскимосами, но уже в XV веке вытеснили их в другие районы. Чукчи употребляют самоназвание лыоравэтлян, что означает «настоящие люди». Помимо того, что чукчи - превосходные охотники и оленеводы, они искусно научились обрабатывать кость и моржовый клык. В XIX веке даже возникли косторезные объединения.

Шорцы, население которых, по данным последней переписи, составляет около 13 тыс. человек, в основном проживают на юге Кемеровской области (более 10 тысяч человек), остальная часть этого народа расселена на территории Алтая, Хакасии, Красноярского края. Впервые степные шорцы упоминаются в XVII веке. В это время русские активно начинают осваивать верховья реки Томь.

В жизни этого народа большое место занимало кузнечное дело, добыча руды. Поэтому русские стали называть шорцев кузнецами. Отсюда и появилось название «Кузбасс» - Кузнецкая земля. На сегодняшний день большинство шорцев работают на шахтах, а традиционные промыслы ушли на второй план. Тем не менее в Шерегеше, к примеру, и по сей день сохраняется традиционный образ жизни.

Защита и возрождение

Если говорить о господдержке коренных малочисленных народов, то здесь не все так однозначно. Некоторые регионы разрабатывают стратегии поддержки, выделяют средства на помощь аборигенам, активно способствуют возрождению из культуры. К примеру, губернатор Ленинградской области в феврале этого года предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». Цель проекта - рассказать о народах Ленобласти, подключить к нему молодёжь. В настоящее время проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

В Красноярском крае вопрос о поддержке северных народов вышел на государственный уровень. Чиновники и общественные организации рассмотрели стратегию государственной политики по обеспечению гарантий прав северных народов до 2025 года. А в прошлом году на поддержку коренного населения выделили 347 млн рублей. Приняты законы о поддержке оленеводства и возмещении ущерба, который наносится при промышленном освоении территорий, на которых исконно проживают аборигены.

Однако в некоторых регионах вопросами поддержки коренного населения никто не занимается. Хотя зачастую коренные народы в состоянии позаботиться о себе сами. Они поддерживают свои традиции - передают легенды, секреты ремесла, язык из поколения в поколение. У многих народов имеется свой музей, где собраны предметы быта, одежда, амулеты, священные предметы и всё то, что определяло культуру народа.

Несмотря на то, что многие языки исчезают, вопреки всему интерес к родной речи возрождается. В Кемеровской области дети в летних лагерях изучают телеутский язык, в этом году вышел самоучитель водского языка. Недавно учёные составили первый мансийско-русский и русско-мансийский словарь. Во многих регионах издаются учебники, самоучители и исторические книги.

Фестивали коренных народов становятся традиционными. Например, в Хакасии приобрёл широкий размах «ренессанс шаманизма». Этому активно способствуют местные шаманы, которые пытаются возродить сакральное отношение к природе. Современные телеуты осваивают валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Для этого в местных домах культуры организованы детские кружки по рукоделию, изобразительному искусству.

Ежегодно отмечаются национальные праздники, которые помогают хранить культурные традиции. Обычно на подобных торжествах звучат песни, смысл которых понятен не всем. Шорцы возобновили свои праздники с 1985 года. Торжество всегда сопровождается исполнением песен, эпоса, а также спортивными состязаниями.

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) отмечается ежегодно 9 августа.

Международный день коренных народов мира (9 августа) был впервые провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года с тем, чтобы ежегодно отмечать эту дату в течение первого Международного десятилетия коренных народов мира (1995–2004 гг.).

В 2004 году Ассамблея провозгласила второе Международное десятилетие коренных народов мира на период 2005–2014 гг., под лозунгом "Десятилетие действий и достоинства».

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.
Ситуация изменилась лишь во второй половине ХХ века. В 1970-е годы, по инициативе ООН, началось исследование прав коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, в результате в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал в рамках подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Добровольный фонд для коренных народов. Он предоставляет помощь представителям общин и организаций коренных народов, управляется Генеральным секретарем ООН.

Общая численность коренных народов в мире оценивается примерно в 370 миллионов человек. Они живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. Хотя коренные народы составляют 5% населения мира, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты.
Коренные народы продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются: они лишены возможности контролировать свое собственное развитие, исходя из своих ценностей, нужд и приоритетов; они недопредставлены в политических органах и не имеют доступа к социальным и другим услугам.

В Российской Федерации коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов. В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность малочисленных народов Севера составила около 258 тысяч человек. Самые многочисленные народы – ненцы (44640) и эвенки (38396); самые малочисленные - кереки (4) и энцы (227). Еще 7 коренных малочисленных народов (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) проживают в иных географических зонах.

Календарь праздников в августе.

Поскольку объявлен­ный в 1993 году Между­народный год коренных народов мира был «ус­пешно» провален, и не только у нас в России, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира, начиная с 10 декабря 1994 года.

Цель Десятилетия со­стоит в укреплении меж­дународного сотрудничес­тва в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких обла­стях, как права человека, окружающая среда, раз­витие, образование и здравоохранение. Девиз Десятилетия «Коренные народы - партнерство в действии».

В рамках Десятилетия Генеральная Ассамблея ООН постановила - каждый год 9 августа будет отмечаться как Между­народный день коренных народов мира, начиная с 1995 года, и обратилась к правительствам, чтобы они празднование этого дня подняли на наци­ональный уровень. Именно в этот день 14 лет назад установлены офи­циальные контакты меж­ду ООН и коренными народами. В этот день созданная Комиссией по правам человека ООН Рабочая группа по ко­ренным народам провела свое первое заседание. Представители коренных народов Кузбасса - шор­цы и телеуты - приняли участие в трех ее засе­даниях.

Не всем представи­телям коренных малочи­сленных народов России, равно как и у нас в Кузбассе, известно о существовании такого праздника. Уже второй год коренные народы отмечают свой праздник. В Российской Федерации этого праздника не существует, в средствах массовой информации эта тема никак не прозвучала, несмотря на то, что в России создан Нацио­нальный оргкомитет по проведению Международ­ного десятилетия, раз­работана и принята про­грамма. Вот только рабо­ты этого комитета на местах не видно. Даже поздравления коренным народам сделано не было, как и не было никаких мероприятий на федераль­ном уровне, приурочен­ных к этой дате. Видимо это связано с тем, что с начала работы оргкоми­тета назначен уже третий председатель - Сергей Шахрай, Николай Его­ров и назначенный месяц назад Леонид Колодкин.

А у нас же в Кузбассе нет оргкомитета, нет и программы Десятилетия, несмотря на поручение Правительства Главам Администраций всех регионов, на территории которых проживают ко­ренные народы, данное еще в 1994 году. А на нет и суда нет.

Не всем известно о том, что именно Рос­сийская Федерация высту­пила с инициативой проведениия Международно­го десятилетия по итогам международной конфе­ренции, проведенной в сентябре 1993 года в Хабаровске. Столь гло­бальными оказались про­блемы, стоящие перед коренными народами ми­ра. Накануне праздника из штаб-квартиры Цент­ра по правам человека ООН в Нью-Йорке при­шло единственное поздравление в Кузбасс и при­глашение принять учас­тие в праздновании Меж­дународного дня корен­ных народов мира, в программе которого была церемония священного ритуала раскуривания Трубки мира.

За прошедшее столетие в России исчезло семь коренных малочисленных народов Севера. Это айны, водь, камасинцы, кереки, омоки, тазы и юги. Наши народы умирают молча, наш голос не слышен миру. На грани этнического и физичес­кого исчезновения нахо­дятся еще 9 народов: алеуты, кеты, нганасаны, нигедальцы, ороки, оро­чи, тофалары, энцы, юкагиры. К ним сегодня можно причислить и коренные народы, про­живающие у нас в Куз­бассе: колмаки, телеуты и шорцы.

Каждый народ уника­лен, и исчезновение эт­носов «это трагедия не только самих коренных народов, но и беда всего человечества. Каждый народ представляет бу­синку в ожерелье циви­лизации, и если теряется, выпадает хоть одна бу­синка, ожерелье рассыпается.

Надежда Печенина ,
депу­тат Законодательного Собрания Кемеровской области
1996 год

Сценарий праздника «Дети разных народов»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности.

2. Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям армянской, азербайджанской и узбекской национальностям.

3. Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.

Оформление: Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, плакаты о дружбе, изображение детей разных народов, воздушные шары.

Предварительная работа : Работа с картой мира, с глобусом; Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран; Чтение художественной литературы разных народов мира; Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь береги; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай); Составление рассказов «Портрет моего друга» (использование приема «живая картина», с помощью прикладывания пустой рамки); Выставка совместных работ детей и родителей «Улица Дружбы» .

Ход мероприятия. Ведущие мальчик и девочка. Мальчик одет в русский народный костюм. Девочка одета в узбекский костюм.

Мальчик: говорит вступительное слово о предстоящем празднике, акцентируя внимания детей на новом слове – толерантность, объясняя его смысловое значение. «На нашей планете огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?» Дети: В России. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Девочка : Много нас разных: задорных, веселых, светлых и темных, красивых, здоровых! Сколько же вместе дорог будет пройдено! Край у нас общий и общая Родина! И чтобы Россия могла процветать Душою и сердцем должны мы понять, Что мир от отцов нам достался в наследство, А дружба для мира надежное средство! Все дети планеты, давайте дружить И Землю родную беречь и любить. Чтоб мир для потомков своих сохранить! Девчонки, мальчишки, Нам в будущем жить! Страна моя огромная - Россия, В сравненье с ней Канада и Китай не выглядят такой особой силой, как наша.

Гордость - наш родимый край.

Все мы - народов разных дети,

Россия наш огромный общий дом

Веками мы живем под общей крышей

Нам хорошо, уютно в доме том.

И в то же время мы народ единый,

Достичь мы сможем многого

Когда мы будем вместе – мы непобедимы,

Мы знали это правило всегда.

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… ».

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Встречайте детей разных национальностей.

(В зал под музыкальную презентацию входят дети в разных национальных костюмах, проходят по кругу).

Каких народов только нет

В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты - Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ.

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране Кого?

Конечно, русских!

Дети танцуют «Русский народный танец».

Российский край, моя земля,

Родимые просторы! У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг – Там холода и вьюги.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

Дети танцуют «Казачий танец».

Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия, У нас у всех одна.

Язык порой разный и разная вера.

Мы стали для всех образцом и примером.

Дети России дружны с детских лет,

В этом, пожалуй, наш главный секрет.

Общие игры у нас и забавы,

Общая школа и общее право.

Общее солнце, земля, где живем,

Учимся вместе и вместе растем!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности.

Мальчик : Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей.

Национальный язык у нас русский. Россия имеет свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе. (Звучит музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь «в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям).

Мы всегда гостей встречаем,

Круглым, пушным караваем,

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.

Девочка : Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете, и как отмечают, эти праздники. Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей, приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы. Ведущий: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод.

Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, пригласим всех желающих и нашу замечательную гостью, которая напомнит нам как правильно нужно водить хоровод (хоровод «Во поле березка стояла»). Все слова сопровождаются движениями). После хоровода все рассаживаются на свои места.

Мальчик: Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми играми. В одну из таких игр мы сейчас поиграем: игра называется «Гуси - Лебеди» (Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».- «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы)

Девочка: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, хороводы и игры, но нам пора прощаться. Дети: До свидания! (Матушка Русь уходит)

Мальчик : В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна.

Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности: армяне, и узбеки. Давайте теперь познакомимся с ними.

Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представительница Узбекистана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова) представители разных национальностей и народностей.

Мальчик.
Узбекистан находится в Средней Азии. Это густонаселённая страна. На юге - горы, но большая часть территории - пустыни, среди которых одна из красивейших в мире - Кызыл кум.

Девочка: Узбекистан называют страной «белого золота», потому что здесь выращивают хлопчатник. Из него получают хлопок для изготовления ткани. Именно из этой ткани шьётся национальный мужской полосатый халат. Узбечку тоже нетрудно узнать по яркому шёлковому платью, а ещё по множеству заплетённых косичек. И мужчины, и женщины носят тюбетейки - шапочки, вышитые красочным узором.

Мальчик: Знаменитые города в Узбекистане - это Бухара и Самарканд. В Самарканде жил великий полководец Тамерлан. С тех пор сохранились дворцы, мечети, украшенные мозаикой и резьбой. А в Бухаре жил хитрый и остроумный Ходжа Насреддин. Народ сложил о нём много легенд.
Девочка: Если вы попали за праздничный стол к узбекам, то обязательно отведайте плов. Это древнейшее восточное блюдо из риса и баранины. Есть его принято руками. Считается, что только так можно по-настоящему ощутить вкус этого блюда. Ну а развлекать вас будут своими великолепными танцами восточные красавицы.

( Гостья исполняет народный узбекский танец). Кто-то хочет научится танцевать? (Выходят желающие девочки, показываются простые элементы танца, после чего всех угощают национальным кушаньем.

Девочка: К нам уже спешат следующие гости, встречаем их (Раздается армянская музыка, в зал входит представительница Армении в народном костюме.

Мальчик : Армения - одна из стран Закавказья. Это, в основном, горная страна. Древнее название Армении - Наири. Это значит - « страна рек». Их в Армении более двухсот.

Девочка: Столица Армении - город Ереван - был основан почти 3000 лет назад. Это город очень древний и очень красивый. Его украшают дома из природного розового камня -туфа. Это делает город похожим на цветок. В самом Ереване и его окрестностях до сих пор сохранились многие памятники старины.
Мальчик: Жемчужина Армении - высокогорное озеро Севан. Его гигантская чаша зажата со всех сторон кольцом гор. В озере изумительно чистая вода. Там водится редкий вид рыбы форели. В озеро впадают десятки рек, но вытекает только одна.
Девочка: Природа Армении мягкая и суровая. Когда в одном уголке падает снег, в другом - наливаются соком персики и виноград, растёт миндаль, инжир, хурма, гранат.

В Армении вас обязательно угостят лавашем, голубцами из виноградных листьев и, конечно же, шашлыком. А также вас не оставит равнодушными прекрасный кавказский танец.

Исполняется кавказский танец.

Мальчик: Как и в России, в Армении много замечательных игр, давайте поиграем в одну из них. (Армянская подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» или «Хох, джур, крак, от»). Играющие встают в круг, в центре ведущий. Он бросает мяч одному из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит: «Земля!», тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь животное; если «Вода!», то название рыбы; если «Воздух!», в этом случае птицы; а если же «Огонь!», все дружно должны повернуться кругом и помахать руками. Ошибающиеся выбывают).

Девочка: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.

Стихи детей :

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда,

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты!

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой не даром зовем.

Мальчик:

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, в доброту,

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им навсегда

И будь ещё галантен!

Встают в хоровод все: и дети, и родители и гости.

Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

Но дело не в цвете,

А в том, что на свете

Друг другу всегда

Улыбаются дети!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Хочу я чтоб общими были на веке –

И небо, и море, и горы, и реки,

И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.

(Все вместе) Пусть будут все дети на веке друзьями!

Все поднимают руки вверх и хлопают.

Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»

Подружки и товарищи
У нас повсюду есть
Подружек и товарищей
По всей земле не счесть!
Пусть весело и дружно
Ребята все живут
И песенку о друге
О друге все поют

Исполняется песня о друге.

Участники праздника становятся в «хоровод дружбы».