Выбор анны толстовой. В третьяковской галерее открыли биеннале современного искусства Биеннале на крымском валу что смотреть онлайн

19 сентября начинается 7-я Московская биеннале современного искусства. Основной проект на этот раз разместится в Третьяковской галерее на Крымском Валу, выставки параллельной программы — как обычно, по всему городу. Анна Толстова изучила программу биеннале и составила гид по наиболее заметным событиям


Принято считать, будто биеннале существуют для того, чтобы намечать новые перспективы современного искусства. Похоже, 7-й Московской международной биеннале современного искусства удастся показать, каковы эти перспективы, по крайней мере, в России, коль скоро она делается в эпоху консервативных перемен, и внутренние изменения в структуре биеннале совпали с внешними культурно-политическими трансформациями. Команда Московской биеннале сменилась: ее основатель Иосиф Бакштейн ушел в отставку с поста комиссара — теперь проектом управляют менеджеры культуры и созванный ими экспертный совет, на который возложена коллективная ответственность за все творческие решения. Что же до внешних процессов, похолодание на идеологическом фронте происходило постепенно, но в последние месяцы явно обострилось желание надзирать и наказывать по армии искусства. Министерство культуры выпустило циркуляр, в котором предложило собственное определение современного искусства: под ним теперь надлежит понимать все, что создано сегодня в плане изобразительного и визуального, скажем, живопись Студии военных художников имени Грекова. Минкультовское представление об актуальном прекрасном, мягко говоря, отличается от принятого в мировой профессиональной среде. Но зато с помощью официальных предписаний "что считать современным искусством" всем подведомственным институциям можно навязывать консервативную выставочную, образовательную и издательскую политику. В проправительственной печати обсуждаются идеи возродить творческие союзы и вернуть им цензурные функции. Можно предположить, что в этой новой реальности Московской биеннале отводится роль красивой ширмы, демонстрирующей не столько городу, сколько миру, что в области современного искусства в России все более или менее благополучно.

основной проект

Заоблачные леса


Куратор Московской биеннале, директор токийского Музея современного искусства Юко Хасегава, придумала поэтичную тему "Заоблачные леса": речь идет о "креативном племени художников", рыцарей новейших технологий и реформаторов художественных традиций, перемещающихся в информационные облака, но при этом не забывающих о культурных корнях; речь идет о новой экологии творчества и мире как экосистеме, где креативность стала движущей силой. Эта герметическая программа хороша и удобна своей аполитичностью, мантра о креативности созвучна модным управленческим идеям, к тому же тема соотносится с проходящим в России годом экологии, символически вписывая биеннале в программу официальных мероприятий. Выбор площадки для биеннале тоже подчеркивает ее государственнический статус: впервые основная выставка пройдет в главном национальном музее отечественного искусства, и, чтобы освободить место, в Третьяковской галерее на Крымском Валу разбирают постоянную экспозицию современного искусства — очевидно, как самую незначительную составляющую коллекции. Интересно, в каком виде она будет восстановлена по завершении долгоиграющей биеннале и войдут ли в нее — в соответствии с последними министерскими наказами — творящие сегодня грековцы и другие мастера военно-патриотического жанра.

Олафур Элиассон, "Пространство резонирует от нашего присутствия", 2017 год
Фото: Olafur Eliasson

Тистер Гейтс. "Двойное алюминиевое книгохранилище", 2016 год
Фото: Regen Projects

В списке участников — 52 художника из 25 стран мира, от США и Германии до Индонезии и Ирака. Что до России — акцент демонстративно сделан на молодежи: "Куда бегут собаки", Алина Гуткина, Алексей Мартинс, Анастасия Потемкина, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов, Михаил Толмачев. На удивление много звезд первой величины: Мэттью Барни, Пьер Юиг, Олафур Элиассон, Райан Трекартин, Тистер Гейтс, Лор Пруво, группа Forensic Architecture — пожалуй, только Жан-Юберу Мартену в золотые, во всех смыслах, годы Московской биеннале удалось собрать подобный состав. Но и среди не столь именитых в перечне — полно экспонентов последних венецианских биеннале и документ. Однако все они служат фоном для главного украшения 7-й Московской биеннале — бурятского скульптора Даши Намдакова.

Райан Трекартин. "Хитрости тренировки", 2015 год
Фото: Ryan Trecartin

Пьер Юиг. "Без названия (Человеческая маска)", 2014 год
Pierre Huyghe, Hauser & Wirth, London, and Anna Lena Films, Paris

Наиболее подходящим местом для квазифилософического китча Даши Намдакова была бы какая-нибудь лавочка при региональном отделении Союза художников, если бы в числе ценителей его бронзы не оказалось несколько самых высокопоставленных эстетов Российской Федерации. Впрочем, правительственные вкусы сходятся на всем пространстве бывшего СССР, и из скромного ювелира Даши Намдаков понемногу начал превращаться в коллегу среднеазиатских придворных ваятелей, мастеров разнообразного батыр- и тимур-арта. Вполне возможно, что Юко Хасегава, не разобравшись толком в сложностях российской художественной жизни, приняла националистический салон Даши Намдакова за некую деколониальную практику. Но триумф бронзовщика, отвечающего разве что минкультовским критериям современного искусства, может стать прецедентом и впоследствии открыть дорогу на Московскую биеннале другим ревнителям вечных ценностей официоза наподобие Василия Нестеренко.

параллельная программа

Никаких специальных гостей и специальных проектов у Московской биеннале в этом году нет — все "попутчики" демократично включены в общую параллельную программу. О том, каких титанических усилий стоила ее разработка, красноречиво свидетельствует фраза из пресс-релиза: "Всего поступило 75 заявок, в параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций". К биеннале оказались подверстаны едва ли не все проходящие в эти дни выставки современного искусства и даже модернизма, например выставка Константина Бранкузи из собрания Центра Помпиду в Мультимедиа Арт Музее. Эти попытки изображать венецианский размах в Москве выглядят комично, но ряд выставок действительно делался к биеннале, а не стал удачным совпадением в музейных графиках.


Триумфальная арка, Утопия ТЦ, Вишня подземная


Дмитрий Кавко. "Helplessness", 2017 год

Дмитрий Запылихин. "Вишня подземная", 2017 год

Ольга Божко. "Триумфальная арка", 2017 год

Центру творческих индустрий "Фабрика" каким-то чудом удается оставаться островком независимого — от политики, экономики и профессиональной конъюнктуры — искусства и предоставлять право голоса всем, кому не хватило высоких трибун. На этот раз голоса разделились: одни взялись за критику общества потребления, другие — за защиту прав потребителя. Ольга Божко выстроит настоящую "Триумфальную арку" из кирпичиков бумажной упаковки для продуктов, а Дмитрий Кавко — модель утопического города, представляющего собой тотальный торговый центр. Тогда как команда художников под руководством Алексея Иорша и Анны Руссовой вступится за невинно убиенные овощи и фрукты, казни которых нам регулярно показывают по телевизору.

Коллекция БИОМУЗ / Наши березы, ваши березы


Вдохновившись фантастической историей архитектурного ансамбля Биологического музея, выстроенного немецкими и шведскими архитекторами в псевдорусском стиле для Музея русских древностей, который в советское время вынужден был уступить место Музею живой природы, группа шведских и русских художников решила выяснить национальный вопрос в отношении "родных берез". То есть разобраться, почему березе, растущей повсеместно в северном полушарии и не признающей никаких государственных границ, удалось стать национальным и даже националистическим символом для многих народов.

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, сентябрь 2017 — май 2018

Оргия вещей


Самарские интеллектуалы, художник Владимир Логутов и культуролог Илья Саморуков, давно находятся в плену идей Брюно Латура и заразили ими большую группу товарищей. Под кураторским руководством Логутова и Саморукова статус вещи в жизни и искусстве исследуют Игорь Самолет, Андрей Сяйлев, Александр Веревкин, Иван Горшков, Илья Гришаев, Анастасия Кизилова, Петр Кирюша, Кирилл Макаров, Роман Минаев, Алек Петук и другие.

Мастерская Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, 19 сентября — 1 октября

История о том, как никто ничего не понял


Бурная революционная юность Валерия Чтака, ученика Авдея Тер-Оганяна и члена группы "Радек", сменилась затяжной благонадежной молодостью — виртуоз жанра концептуалистских граффити, он был едва ли не первым художником, которому удалось перевести стрит-арт в формат галерейного искусства, сделав фирменным товаром иронию и двусмысленность. Вот и тотальная инсталляция, имитирующая разноголосицу "злых улиц" в парниковом пространстве хайтековской башни "Москва-Сити", полна иронических полунамеков. Москва, мегаполис, урбанистика, реновация — если кто-то не понял, социальные противоречия, поднятые на высоту 215 метров, снимаются.

Проспект Непокоренных


"Непокоренные" — прекрасный материал для исследований того, как образуются художественные сообщества и художественные поколения. Не группа с манифестом, не движение с единой эстетической платформой и даже не сквот, но студия, арендованная выпускниками Художественно-промышленной академии имени Штиглица на заводе по адресу: проспект Непокоренных, 17 в Петербурге. Общность школы и условий существования, общая амбициозность и художественно-промышленное ремесло в руках — за десять лет существования студии "Непокоренных" возникло новое "молодое петербургское искусство": Илья Гапонов, Кирилл Котешов, Ирина Дрозд, Иван Плющ, Максим Свищев, Татьяна Ахметгалиева, Виктория Илюшкина, Вероника Рудьева-Рязанцева, Стас Багс, Илья Гришаев, Ася Маракулина, Семен Мотолянец, Алена Терешко и другие.

Выставку Ильи Федотова-Федорова курирует Алексей Масляев, и это многообещающий дуэт одного из самых оригинальных молодых художников и одного из самых одаренных молодых кураторов Москвы. Объекты и инсталляции Ильи Федотова-Федорова, генетика по первому образованию, наполнены меланхолическим чувством обреченности мира на клеточном уровне. Катастрофическая картина является и в инсталляции "Инстинкт самосохранения", напоминающей не то лабораторию, не то кунсткамеру будущего, когда границы между органическими веществами и неорганической материей окажутся стерты, а лимиты человеческого познания исчерпаны.

7-я Московская биеннале современного искусства , 19 сентября 2017 – 18 января 2018

Седьмая Московская биеннале современного искусства стартует 19 сентября: в этот день в Новой Третьяковке открывается основной проект «Заоблачные леса» при участии Бьорк и ее бывшего мужа Мэтью Барни, а выставки параллельной программы, как водится, будут разбросаны по всему городу.

В этом году биеннале претерпела ряд важных изменений: во-первых, впервые за свою историю она будет длиться четыре месяца - аж до 18 января 2018 года. Во-вторых, сменилась команда: с поста комиссара ушел ее основатель Иосиф Бакштейн, который в 2005 году придумал Московскую биеннале на пару с куратором Виктором Мизиано. Теперь бал правит экспертный совет, в который вошли директора музеев, кураторы и прочие функционеры от культуры, по воле которых сменился и учредитель проекта - под запуск нынешней биеннале специально был создан фонд «Биеннале современного искусства». The Village отобрал десять выставок 7-й Московской биеннале современного искусства, которые пропускать категорически нельзя.

Текст: Татьяна Сохарева

Основной проект

«Заоблачные леса»

Предыдущая Московская биеннале, которую курировали Барт де Баре, Дефне Айас и Николаус Шафхаузен, проходила на ВДНХ. Она была своего рода ответом на назревший кризис формата: вместо развесистой трехэтажной выставки, какой, как правило, предстают биеннальные проекты, кураторы под меланхоличным лозунгом «Как жить вместе?» запустили непрерывный процесс сменяющих друг друга лекций, дискуссий и круглых столов. Под их аккомпанемент художники создавали свои работы на глазах у зрителей, но, увы, организаторы прогадали. Поставив принцип work in progress во главу угла, кураторская команда на выходе получила биеннале, которая больше не походила на имиджевый проект, призванный легитимизировать современное искусство в глазах российских культурных чиновников, а заодно и чурающейся его массовой аудитории, - она работала ровно наоборот.

Юко Хасэгава, директор Музея современного искусства Токио и куратор нынешней биеннале, сразу пообещала обойтись без экспериментов с формой и представила вполне традиционную выставку. Кстати, благодаря ей в историю Московской биеннале вошло еще одно новшество: Хасэгава впервые отбирала работы российских участников основного проекта через открытый конкурс, заявку на который мог прислать любой желающий. Созвав «креативное племя художников», она предложила поэтическую - и открытую практически любым интерпретациям - тему «Заоблачные леса», из которой выросло исследование о влиянии новых технологий на общество и природу.

Проект соединил работы 52 художников из 25 стран мира. Среди них есть очевидные суперзвезды вроде Мэтью Барни, который привезет в Москву специально созданную для биеннале серию «Космическая охота», его бывшей жены - исландской певицы Бьорк и Олафура Элиассона со световой инсталляцией «Пространство резонирует от нашего присутствия». Российские художники представлены в диапазоне от уже успевшего распасться звездного дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского до таких молодых авторов, как Илья Федотов-Федоров и Михаил Толмачев. Все они попытаются осмыслить мир как цельную экосистему, в которой технологии, искусство и медиа составляют единый организм. Будет ли он жизнеспособным, узнаем в Новой Третьяковке, куда биеннале, к слову, тоже въехала впервые - видимо, чтобы повысить статус события.

Где: Новая Третьяковка

Параллельная программа

На фотографии: «Заоблачные леса»

«Коллекция Биомуз / Наши березы, ваши березы»

В Биологическом музее группа шведских и российских художников решила перекодировать экологический вектор основного проекта на национальный лад и исследовать, каким образом национальная культура может присвоить себе, например, березу - дерево, которое растет почти повсеместно в северном полушарии. Проект «Наши березы, ваши березы» представляет собой несколько видео, которые будут проигрываться в разных залах музея среди естественно-научных коллекций. Среди них - фильм о садовых цветах, которые при определенном ракурсе выглядят как экзотические кущи, балет теней на морском берегу и исследование флоры и фауны старинного европейского парка.

Где: Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева

«Проспект непокоренных»

Московский музей современного искусства продолжает исследовать петербургское искусство на московской земле: начав с ретроспективных выставок таких идолов, как Владислав Мамышев-Монро и Тимур Новиков, он продолжает эту линию проектом «Проспект непокоренных». Студия «Непокоренные» была основана десять лет назад выпускникам академии Штиглица и считалась одним из немногих анклавов современного искусства на художественной карте Петербурга. Впрочем, к сегодняшнему дню Ирина Дрозд, Иван Плющ, Илья Гапонов, Татьяна Ахметгалиева уже давно примелькались как в Москве, так и на международных биеннале, да и, честно сказать, перестали ассоциироваться с тем локальным контекстом, с которого начинали. Тем не менее «Непокоренные» остаются сообществом, требующим серьезного осмысления - как вместе, так и порознь.

Где: ММОМА на Гоголевском бульваре

Recycle Group. Template of Life

(цикл «Прощание с вечной молодостью»)

Проект Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) как нельзя лучше вписывается в концепцию Юко Хасэгавы. Инсталляция Template of Life - это специальная капсула, которая должна передать зрителю ощущения компьютера в момент отключения от сети посредством визуальных и звуковых эффектов, уравняв, таким образом, человека и машину на уровне чувств. Для Recycle, как и для прочих участников выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью», эта выставка является своего рода итогом, хотя на деле лишь продолжает намеченную ими линию исследования мира, в котором человек перестал быть венцом творения, уступив место другой креатуре - новым технологиям. Попытка «Винзавода» осмыслить культ молодости началась с проекта живописца Егора Кошелева, который продолжили выставки Евгения Гранильщикова, Арсения Жиляева, группировки ЗИП и других художников - всего 12 проектов.

Где: «Винзавод», Цех Красного

Ирина Нахова. «Битва инвалидов»

Ирина Нахова считается изобретательницей «тотальных инсталляций», опередившей Илью Кабакова с его пространствами коммунального человека. При этом она одна из немногих представительниц того поколения, кто сумел перекодировать концептуальные практики 70-х на новый лад. Интерактивная инсталляция «Битва инвалидов» лишь отдаленно напоминает ее знаменитые «Комнаты» - особые пространства, которые художница конструировала у себя дома, становясь, таким образом, творцом и жильцом своих произведений. На этот раз она превратила пространство галереи в поле битвы, на котором Запад схлестнулся с Востоком, а реплики японского воина - с речью древнегреческого атлета. Однако ее интересует не столько столкновение двух великих цивилизаций, сколько то, как классическое искусство взаимодействует с современностью - особенно с современным зрителем.

Где: Pop/off/art gallery

На фотографии: Кеичи Танаами. «Страна зеркал»

«Позади Москва. Пейзаж, натюрморт, портрет в творчестве московских художников»

Сложенный из нескольких десятков осколков портрет Москвы образца XX века представляет фонд In Artibus: более 50 произведений московских художников - от Аристарха Лентулова и Роберта Фалька до Михаила Рогинского и Владимира Вейсберга - создают свой образ столицы, через который здесь осмысляется феномен московской живописной школы. Быт, персонажи и целый клубок культурных наслоений, ассоциирующихся с Москвой уходящей или уже ушедшей навсегда. Перечень художников-москвичей воистину впечатляет: Илья Машков и Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов и Роберт Фальк, Анатолий Зверев и Дмитрий Краснопевцев, Михаил Рогинский и Борис Касаткин.

Где: In Artibus Foundation

«Оргия вещей»

В рамках проекта Владимира Логутова и Ильи Саморукова вещи, по завету французского философа Бруно Латура, наконец-то дадут отпор: вместе с группой художников (среди них - Игорь Самолет, Иван Горшков, Анастасия Кизилова, Роман Минаев и Алек Петук) кураторы исследуют связи между объектами и их способность быть или притворяться искусством. Однако если Латур грезил о «парламенте вещей», в котором каждый объект имеет собственную ценность, статус и место в иерархии, то Логутов и Саморуков обещают устроить настоящую оргию, освобождающую вещи как от своего изначального предназначения, так и от необходимости быть искусством.

Где: Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Илья Федотов-Федоров. «Инстинкт сохранения»

Еще один певец постгуманизма - Илья Федотов-Федоров, художник и биолог-генетик по образованию, - создал музей-лабораторию, в которой разнообразные скелеты, пробирки, схемы и чертежи образуют сокровищницу, какой мог бы владеть мир после исчезновения человека. Органическая природа здесь слилась с неорганической материей, а животные и растения мутировали так, что ни одному писателю-фантасту и не снилось. Так могла бы выглядеть кунсткамера будущего, если бы ее было кому поддерживать. Апроприируя научные методы описания мира в художественных целях, Федотов-Федоров, по сути, показывает, что любое знание, которым мы сегодня владеем, - лишь конструкт, созданный нами для упрощения коммуникации.

Где: Fragment Gallery

Кеичи Танаами. «Страна зеркал»

Кеичи Танаами - один из лидеров японского поп-арта, который сумел переплавить детские воспоминания о войне и оккупации в причудливый гибрид манги, классической японской гравюры, журнальной иллюстрации и рекламы. Познакомившись с Энди Уорхолом, Танаами, на тот момент снимавший экспериментальное анимационное кино, позаимствовал его стратегию и очень быстро стал одним из ведущих поп-артистов Японии. Он рисовал антивоенные плакаты, обложки для музыкальных альбомов и эротические картины с участием голливудских актрис, а в какой-то момент даже стал художественным руководителем японской версии Playboy. На выставку в Москву приедут его новые живописные работы, скульптура и видео-арт.

Где: галерея Гари Татинцяна

Хаим Сокол. «Бумажная память»

Память - пожалуй, единственная материя, с которой имеет дело художник Хаим Сокол. Он добывал ее, сопрягая между собой поломанные игрушки, газетные вырезки и прочий сор, оставшийся за бортом истории - личной и коллективной. Таким же «сором», отвергнутым современным обществом, стали для него мигранты, которым Сокол посвятил свои социально заряженные проекты. В этот раз он обратился к истории пространства, в котором проходили многие его знаковые выставки - архиву «Фабрики», - и создал серию графических работ, посвященных бумаге, которую производили здесь до превращения пространства в арт-кластер.

Где: ЦТИ «Фабрика»

фотографии: обложка - Laure Prouvost, 1 - Mathieu Merlet-Briand, 2 - Gert Jan van Rooij, 3 - предоставлено галереей Гари Татинцяна и студией художника

В столице все готово к открытию седьмой московской биеннале. Событие, которого ждут все, кто связан с миром искусства. Гостями фестиваля станут десятки тысяч человек. На протяжении нескольких месяцев в стенах Третьяковской галереи на Крымском валу будут представлены работы около полусотни художников с мировыми именами. Участие в биеннале принимают также 73 галереи по всему городу.

Виртуальная реальность от самой неординарной певицы планеты. Исландка Бьорк привезла в на седьмую московскую биеннале свою персональную выставку, которая уже наделала немало шума в США, Австралии, Японии и Великобритании. Дело в том, что панорамная видеоинсталляция подробно описывает переживания певицы после разрыва с бывшим мужем. На груди Бьорк буквально зияет рана.

Кстати, бывший муж Бьорк, Мэтью Барни тоже покажет в Москве четыре новые картины из серии «Космическая охота», и это - самые дорогие работы на выставке. Всего на биеннале будут представлены 155 арт-проектов из 24 стран.

«Мы делали все, чтобы людей пришло как много больше. Это и приложение, и навигация, и очень активная работа. Это первый проект современного искусства на моей памяти с маркировкой 0+. Любая работа здесь при понятной взрослой многослойности и сложности, когда обсуждаются проблемы загрязнения окружающей среды, распространения ядерных отходов или отношения художников к войне, эстетически настолько безупречная, интересная и яркая, что детям это будет интересно», - сказала президент Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская.

В ближайшие четыре месяца Новая Третьяковка на Крымском валу станет площадкой для самых смелых фантазий современных художников. Для одного только проекта Бьорк провели 600 метров кабеля. Кто бы мог вообразить, что на пол выставочного зала разрешат вылить 150 кг эпоксидной смолы, а по соседству обрабатывают землю, которую с трудом занесли сюда в шести огромных ящиках.

Даши Намдаков родился в Забайкалье. Он часто обращается к природе, оживляя ее. Вот и сегодня любой желающий может перенестись к озеру Байкал, где сейчас устанавливают эту скульптуру.

Знаменитого художника Олафура Элиассона вдохновила родная Исландия: причудливый ландшафт и меняющаяся погода. Он решил создать что-то прямо противоположное хаосу дикой природы - идеальные геометрические формы. Оптическая иллюзия, которую мастер достигает с помощью свойств света.

А творческий дуэт из Германии «Аврора, Зандер», наоборот, используют самые обычные предметы. Например, скульптуру собрали из четырех швабр, а внутри - туфли на подошве из щетки. Такая вот домработница.

Возможно ли поймать облака? Да, утверждает французская художница Мари-Люс Надаль. Она придумала свою фабрику про производству облаков. С помощью сложного механизма увидеть уникальное природное явление можно не на высоте полета самолета, а прямо в комнате.

Сиссель Толаас всю жизнь коллекционировала запахи. С помощью нанотехнологий она хранит их в металлических полусферах. Запах держится в течение шести месяцев, а чтобы почувствовать его, нужно лишь потереть рукой по крышке. Свежескошенная трава, табак или газ после утечки - попробуйте угадать. А еще Сиссель обещала создать новый уникальный аромат - аромат седьмой московской биеннале.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

В Москве открывается Международная биеннале современного искусства. Главной площадкой в этом году станет Третьяковская галерея на Крымском Валу. Зрителям обещаны громкие имена современного арта и «Заоблачные леса» от куратора основного проекта Юко Хасегавы. Репортаж Станислава Дорэ.

Впервые основной проект Международной биеннале современного искусства представлен в Новой Третьяковке - одном из самых знаковых и престижных российских музеев. И, по словам специалистов, это показатель того, что пережившая ребрендинг и смену команды биеннале вышла на новый уровень.

«Я была членом Экспертного совета, поэтому я хорошо представляла себе проект, и это тоже было важным аргументом принять биеннале в галерее на Крымском Валу, тем более я знала, что куратор с уважением относится к искусству русского авангарда», - рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Основной проект биеннале - одно из главных событий этой осени. На открытии экспозиции - много известных лиц и почетных гостей. «Московская биеннале создавалась для того, чтобы угадать погоду на завтра, чтобы понять, что действительно расширяет наши границы о мире. И в этом смысле биеннале современного искусства - расширенное понимание человеческого бытия», - говорит специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В этом году за основной проект биеннале отвечает один из самых модных и уважаемых кураторов в мире Юко Хасегава - директор Национального музея современного искусства в Токио. Свой проект она назвала «Заоблачные леса».

«Молодые люди - обитатели "облака" - интересуются новыми технологиями, существуют в безграничном пространстве Интернета, а жители "леса" - это художники, которые стремятся в своем творчестве к истокам, их пространство - в прошлом, в истории», - рассуждает куратор 7-й Московской международной биеннале современного искусства Юко Хасегава.

В экспозиции представлены практически все направления и актуальные тенденции в современном искусстве. Много проектов, связанных с виртуальной реальностью. Никакой провокации и китча. Выставка получилась по-японски сдержанной, загадочной, стильной.

Основной проект занял два этажа Новой Третьяковки. Экспозиция напоминает лабиринт: из темной комнаты попадаешь в светлую. Такова концепция архитекторов выставки - в «Заоблачных лесах» ночь сменяет день.

Более 200 работ! В «Заоблачных лесах» можно увидеть новые проекты как молодых и перспективных художников, так и мировых суперзвезд. Олафур Элиассон, которого называют одним из главных мастеров-экспериментаторов со светом и цветом, привез три свои инсталляции из серии «Пространство резонирует от вашего присутствия», один из главных скандалистов в мире современного искусства Мэтью Барни представил работу «Космическая охота», а его бывшая супруга, легенда мировой альтернативной музыки Бьорк, - новый проект Bjrk Digital, в котором певица споет каждому, кто наденет специальные виртуальные очки.