Язык пантомимы. Пантомима — это особый вид искусства

ПАНТОМИМА - 1) Вид театрального представления, в котором художественный образ создаётся без помощи слова, средствами выразительного движения, жеста, мимики. Искусство Пантомимы восходит к временам глубокой древности. Элементы пантомимы присутствуют в обрядах и играх различных народов, органически сочетаясь при этом с пением, музыкой, танцем. В театре ряда восточных стран (Китай, Япония, Индия и др.) пантомима является одним из наиболее распространённых видов зрелищ. В античной Греции и Риме существовали самостоятельные пантомимические представления (пан- томим), исполнители которых достигали замечательного мастерства. В эпоху Возрождения на основе сочетания национальных народных и античных традиций создались пантомимические жанры - мореск (Италия), мохиганга (Испапия) и др. Большое место занимала пантомима в английском жанре масок. Пантомимическая игра составляла один из основных элементов народных театров - итальянской комедии масок, западноевропейского фарса и др. Ж. Б. Мольер вводил пантомимические сцены в свои комедии-балеты («Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др.). В 18 в. в народном ярмарочном театре во Франции получили распространение различные виды пантомимических пьес (пародийные, комедийно-сатирические, фантастические, фольклорные); в представлениях этих пьес широко применялись буффонада, акробатические трюки, различные постановочные эффекты. Пантомима ярмарочных театров была одним из жанров, подготовивших появление комической оперы, мелодрамы и т. н. действенного (пантомимического) балета. Искусство пантомимы достигло расцвета в творчестве выдающегося франц. актёра Жана Гаспара Дебюро (1786-1846), выступавшего с 1819 в парижском театре Канатных плясунов («Фюнам-бюль»). Дебюро трансформировал традиционный образ Пьеро, сделав его народным героем, бедняком, побеждающим жизненные трудности (пантомима - «Бешеный бык» Лорана Старшего, 1827; «Золотой сон, или Арлекин и скупец» Ш. Нодье, 1828; «Кит» Ж. Г. Дебюро, 1833; «Пьеро в Африке», 1842, и др.).

Жанр пантомимы сохранил значение в современном искусстве. В противоположность символистско-декадентской интерпретации формалистов, деятели прогрессивного театра развивают народные традиции этого жанра, обращаются к новой социально-значительной тематике. Примером этого является творчество французского мимического актёра М. Марсо и деятельность организованного им в 1947 театра пантомимы.

2) Один из основных элементов балетного искусства. Пантомима входит в балетный спектакль в органическом сочетании с танцем (т. н. действенный танец) или в качестве сюжетной игровой сцены. Утверждение реалистических тенденций в балете, стремление к исторической, бытовой и психологической конкретизации образов, к широкому претворению в балете элементов народного хореографического творчества было сопряжено с борьбой за использование и развитие средств пантомимы. Характер и форма пантомимы могут быть чрезвычайно разнообразны в зависимости от содержания балета.

3) Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определённым сюжетом. Один из видов цирковой пантомимы - водная пантомима, когда арена цирка превращается (с помощью специальных приспособлений) в бассейн, наполненный водой.

Вы выехали на природу и думаете чем бы занять детей? Без телевизора они становятся слишком активными и неуправляемыми. Именно в силах родителей направлять энергию в нужное русло. Предложите ребятам поиграть в пантомимы. Для детей это будет новый опыт и интересная практика.

Что такое пантомима

Это такой вид искусства, когда актер не использует слов, а все свои мысли и чувства выражает действиями. Кажется, скучно? Это не так. Если посмотреть выступление хотя бы одного профессионального мима, становится понятно, каким же образом он доносит до людей свои чувства.

Первые фильмы, как всем известно, были черно-белые и беззвучные. Как вы можете догадаться, в них как раз и играли мимы. Большинство таких лент были комедийными. Оно и понятно, показать смешную сценку без слов не так сложно, как выразит грусть или тоску. Пантомима для детей сегодня используется в качестве развивающей игры. Ведь это весело. Дети и взрослые вместе с ними, угадывают различных персонажей, действия и эмоции.

Какие разновидности пантомим бывают

Дети любят игры и часто демонстрируют свои таланты. Актерский навык, ребята практикуют чаще всего. Оно и понятно, ведь он чаще других пригождается в повседневной жизни. Какие же бывают пантомимы для детей?

  • Танцевальная. Здесь дети должны протанцевать под любую поставленную музыку. Но чтобы задание было сложным, ребята должны перемещаться по импровизированной сцене определенным образом. Например, на носочках или на пятках.
  • Классический вариант. В этой игре ребенку загадывается слово, а он должен показать остальным, не используя звуки.
  • Акробатическая. Здесь ребенок должен показать свой талант жонглера, прыгуна или же гимнаста. Такие пантомимы пользуются популярностью среди спортсменов.
  • Эксцентричная. Разыгрывание комедийной ситуации.

С какого возраста дети могут показывать пантомимы

Нужно приучать ребенка играть на публику. Таким образом, получится убрать из чада лишнюю стеснительность. А главное, показывая пантомимы, дети тренируют воображение и фантазию. Это тридцатилетнему человеку кажется, что можно легко показать, как подметать пол. Четырехлетний ребенок может думать над этим заданием минут 10. Пантомимы для детей можно придумывать с самого раннего возраста, лет с трех. Когда ребенок уже хорошо ходит и внятно говорит, ему можно давать легкие задание, например, показать, как он собирает игрушки или гуляет с собакой.

Танцевальная пантомима

Такой вид развлечений понравится активным детям. Здесь не нужно много думать, а нужно выполнять задания. Например, показать танец маленьких лебедей, но не становиться на носки, а использовать вместо них пятки. Можно попросить ребенка станцевать вальс, но ходить нужно по полу не ногами, а руками. Такие необычные перевороты помогут детям развивать фантазию, а главное, понять, что на привычные вещи всегда можно посмотреть с другой стороны. Какие танцевальные задания еще можно придумать ребенку? Можно включить песню танец маленьких утят в обратной перемотке и сказать ребенку, чтобы он делал привычные движения в обратной последовательности.

Ожившие сказки

Если в семье больше одного ребенка или же если в гости пришли друзья со своими детьми, можно разыграть импровизированные сценки. Сказка пантомима для детей пользуется популярностью. Родители читают любое художественное произведение, а дети изображают все, что слышат. Для таких пантомим отлично подходят как хорошо знакомые детям сказки, так и новые басни. Можно брать задания из школьного учебника литературы. Таким образом, читать скучные книжки детям будет приятней. А главное, изображая все, что ребенок слышит, он запоминает смысл произведения.

«Элис»

Одна из самых интересных игр для ребят - это Alias. для в которую вложены. Чем же отличается версия для малышей, от игры для взрослых? Тем, что задание на карточке всего одно и оно изображено картинкой. То есть в такую игру сможет играть даже маленький ребенок, который не умеет читать.

Что же нужно делать? Изображать животных, людей и предметы. Например, может потребоваться показать корову, лимон, яблоко, повара или пазлы. Причем в детской версии все это разнообразие нужно передавать без слов и звуков, исключительно жестами и гримасами. В «Элис» можно играть как с покупной игрой, так и с самодельной. Плюс карточек, которые будут напечатаны самостоятельно, в том, что их можно периодически дополнять. Ведь если играть в «Элис» часто, все задания можно быстро запомнить и отгадывать их будет неинтересно.

Гримасы

Примерами пантомимы для детей могут быть демонстрацией забавных рожиц. Например, можно поиграть в изображении эмоции, которая появляется на лице, после того, как съешь: лимон, грушу, клубнику, сахар или облепиху. Но рожицы можно корчить еще и изображая эмоции. Например, ребенок может демонстрировать страх, смятение, радость, боль или вдохновение. Конечно, в эту версию игры лучше играть с детьми дошкольного или школьного возраста. Ведь в этом возрасте ребенок уже должен уметь не только осознавать свои эмоции, но и уметь их демонстрировать.

Крокодил

Одно из самых простых развлечений для детей - пантомима. Слово загадывает ведущий, а ребенок должен показать с помощью действий то, что ему сказали. Старших детей можно научить играть в крокодила без взрослых. А вот малыши не всегда способны придумать задание. Поэтому взрослые могут контролировать и направлять детские мысли в нужное русло. Если ребенок теряется и не знает, что ему загадать, можно шепнуть ему на ушко, чтобы тот вспомнил, что ел на завтрак. Возможно, сложно будет показывать овсянку. Но современные малыши порой бывают умнее, чем о них думают родители.

Очень интересно играть в крокодила в компании, где есть и взрослые, и дети. В такой ситуации ребенок не всегда оказывается в проигрыше. Ведь взрослые его будут жалеть и задавать легкие слова. А вот малыш не будет жалеть своих родителей и родственников.

Снежный ком

Сценарий пантомимы для детей можно сделать из всем известной модернизированной игры.

Первый ребенок тянет задание и выполняет действие, например, трет ладошки друг о друга. Карточка откладывается в отбой. Следующий ребенок тянет свою карточку. Ему нужно повторить действие первого игрока - потереть ладошки - и свое, попрыгать на одной ноге. Третий должен вытянуть карточку, а затем выполнить действия своих товарищей, которые уже вытянули карты. А затем еще и присесть 5 раз. Таким образом, игра будет продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь из детей не сможет выполнить все задания по порядку.

Можно играть в снежный ком и без карточек. В этом случае дети должны просто придумывать задания, а их соседи повторять. Для школьников этот вариант вполне приемлем. А вот детям, которые ходят в садик, лучше дать карточки.

Ежедневные тренировки

Игра-пантомима для детей требует практики. Ребенок будет быстро придумывать действия и задания только в том случае, если у него будет такая практика. Ведь согласитесь, не каждый день родители уделяют внимание своему чаду. А вот если не лениться и практиковать с ребенком эту забавную игру хотя бы 10-15 минут в день, результаты не заставят себя долго ждать.

Польза от пантомим

Как от всякой игры, из гримас и крокодила ребенок может вынести многое. Его актерские навыки будут улучшаться раз от раза. Ребенок быстро сможет изобразить любую эмоцию. Правда, это не всегда идет на пользу родителям. Ведь их чадо может потерять связь с реальностью и порой заигрываться. Нужно объяснить ребенку, где применять свои актерские таланты уместно, а где лучше воздержаться. Ведь никому не хочется, чтобы ребенок устраивал смешные сценки на уроке или в магазине.

Пантомимы позволяют ребенку улучшить память. Ведь, играя в подобные игры часто, хочется не повторяться и приходится запоминать, как в прошлой игре показывали то или иное животное. Особенно хорошо развивают память сказки, которые дети обыгрывают. Ведь здесь практикуется навык делать два дела одновременно. Ребенку приходится тренировать слуховую память. Ведь ему нужно услышать, осознать и придумать, что показать. Если нет времени читать сказки, можно ставить детям аудиокниги. Это будет неплохой подмогой современным родителям.

Пантомимы тренируют воображение. Ведь помимо того, что нужно показать какое-нибудь животное, надо еще и сообразить, как именно это сделать. Причем неинтересно же каждый раз показывать, например, лису одним и тем же способом. Приходится изобретать что-то новое. В такой игре ребенок может натренировать навык быстро справляться со сложными ситуациями. Причем с помощью пантомим он может обращать даже самые сложные жизненные ситуации в шутку. Ведь навык разряжать обстановку бывает просто незаменимым в сложных житейских обстоятельствах.

Пантомима - это особый вид искусства

Пантомима- это особый вид искусства, особый способ существования в искусстве, особый способ общения с миром и людьми.

Пантомима - наш любимый жанр… лирический, смешной, милый, понятный, бессловный, академичный, черно-белый, игривый и игровой, интерактивный, простой, сложный, интимный, редкий, торжественный, не мешающий, востребованный, легкий и сложный, пластичный и такой, каким видите его вы…

«Почему без слов? Потому, что в жизни есть такие тайны, о которых словами не рассказать».

Леонид Енгибаров

Поделитесь с друзьями

Мим-комик дуэт "Он и Она" www.ona-ion.ru









ПАНТОМИМА, театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.

;Элементы пантомимы можно найти во всех примитивных культурах, где мимические сцены являются частью религиозных ритуалов. Как самостоятельный вид театрального искусства пантомима впервые появилась в Риме в эпоху императора Августа (27 до н.э. – 14 н.э.). Греческое pantomimus означало «тот, кто изображает все» и относилось к актеру и виду искусства в целом. Римский танцор Пилад Киликийский первым стал выступать с серьезными сольными номерами, разыгрывая пантомимы на мифологические сюжеты. В отличие от Пилада, его современник и соперник Батилл Александрийский потешал римлян веселыми представлениями. Его любимым персонажем был козлоногий сатир, пляшущий с прекрасными дриадами.

Театр пантомимы So-Tvorenie - Париж, я люблю тебя!

Http://youtu.be/8CFPSg_g-Ak

Как писал греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский (125–180) в трактате « О танце» ( De saltatione ), хорошему мимическому актеру необходимо иметь гибкое мускулистое тело, превосходную память, глубокое знание мифологии, серьезное музыкальное образование. Исполняя пантомиму, актер надевал плащ и шелковистую тунику, доходящую до лодыжек. Его игре аккомпанировал оркестр из свирелей, флейт, кимвалов и труб. Хор рассказывал о происходящем на сцене.

Комната смеха. Клоун-мим театр "МирЛиц"

Http://youtu.be/IK3piix4gpo

Пантомима была модным развлечением при императорском дворе, в царствование Адриана (117–138) актеры занимали придворные должности. Однако в 534, по настоянию императора Юстиниана, танцы и представления были запрещены как безнравственные с точки зрения церковной морали.

Церковные запреты не смогли уничтожить любовь к пантомиме, и в Средние века это искусство сохранилось благодаря странствующим мимам и менестрелям. Пантомима вновь расцвела в 16–18 вв. в импровизированных фарсах бродячих итальянских актеров, получивших название комедии дель арте. Из Италии комедианты отправились через Альпы во Францию, Германию и Испанию, играя на понятном всем языке жестов. Главными героями комедий обычно были распутник Панталоне, старый купец-венецианец; доктор-педант Грациано, знатная дама Коломбина и ее слуги-дзанни (zanni): Арлекин, Пульчинелла и др.

Marcel Marceau - The Tango Dancer

Http://youtu.be/D8brJ1S3VXk

Под влиянием классической мифологии и комедии дель арте Д.Уивер (1673–1760), балетмейстер театра «Друри-Лейн», поставил в 1702 пантомиму. Английская пантомима напоминала скорее театрализованный балет. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, переплетались с баловством влюбленных Арлекина и Коломбины. Такие пантомимы давались в качестве интермедий в антракте трагедий и комедий. Со временем, исчерпав себя как жанр, пантомимы стали основой для водевилей. Сегодня в Англии пантомима – традиционное развлечение на Рождество.


Leonid Engibarov Леонид Енгибаров "Пантомимы"

Http://youtu.be/aNQaYVfu2vY

В 1750 хореограф Ж.Ж.Новер (1727–1807) представил публике драматические балеты (ballets d"action). Он отказался от геометрической выстроенности придворного балета, танцоры его театра доносили мифологические предания на языке жестов. В 1819 Ж.Г.Б.Дебюро вывел на сцену парижского Театра Фюнамбюль (1816–1862) Пьеро, отвергнутого влюбленного, изможденного, бледного, в белом балахоне, ставшего классическим персонажем пантомимы. Атмосфера скромного Театра Фюнамбюль (букв. «канатный плясун») удивительно точно передана в фильме М.Карне Дети райка ( Les enfants du Paradis ,1944).

Марсель марсо без слов

Http://youtu.be/e6On10BXpYQ

Молчат, как известно, и артисты балета. И танцовщик и мим «разговаривают» на

Языке пластического движения. Не означает ли это, что сущность их творчества
одна и та же? Нет, между балетом и пантомимой гораздо больше различий, чем
общности. Балет невозможен вне музыкальных образов, без соответствующей им
танцевальной пластики. В пантомиме же действие, как правило, свободно от
музыкального размера и ритма. Пантомима часто вообще исполняется без музыки.
Если же музыка становится необходимым компонентом того или иного
пантомимического действия, то играет в нем не главную, а подчиненную
роль.
Итак, мы видим, что пантомима существенно отличается и от
драматического и от балетного театров? И отличается прежде всего способом
выражения своих идей. Для мима молчаливое пластическое действие
основное
выразительное средство в создании художественных образов.
Всякое ли
молчаливое действие есть пантомима? Далеко не всякое.

Пантомима "В мире животных" - Надежда Смирнова

Http://youtu.be/qS__CoTlrV8

Представим, что мы сидим у
телевизора. Идет спектакль драматического театра. И вдруг пропал звук. А в это
время на телеэкране актеры продолжают двигаться, жестикулировать, в общем,
действовать. Пантомима ли это? Конечно, нет, - ведь нам в данном случае явно
будет не хватать потерянных слов, безмолвие действия не окажется органичным,
художественным.
Пантомимическое построение требует специально отобранного
действия.

Потрясающий номер!

Http://youtu.be/8WjVja0KYDk

ЛИТЕРАТУРА

Маркова Е. Современная зарубежная пантомима . М., С
Хайченко Е.Г. Метаморфоза одной маски : Джозеф Гримальди. М., 1994

http://www.kstyati.ru/cre_articles/act_pantomime1.html

http://www.whitemask.ru/classic

I. Введение.

Древнее искусство пантомимы - искусство говорить о многом, не произнося ни слова, - переживает в наши дни свою вторую молодость.

Все больше и больше возникает у нас самодеятельных студий и коллективов пантомимы, поскольку специфика пантомимы содержит богатый материал для учебно-тренировочных заданий для студентов, актеров любителей, режиссеров профессионалов, актеров цирка и эстрады.

Прежде чем приступить к такой деятельности, очень важно знать базу, теорию пантомимы. Ведь на этих пластах лежит целая художественная ее ценность. Актер должен в совершенстве владеть своим телом, как художник кистью, чтобы выражать эмоции, переживания через свой инструмент – тело.

Пантомима, на мой взгляд, цельное художественное направление, наряду с драматическим театром, балетом, живописью и т.п. Этот жанр отличается особой гиперболизацией в пластике, мимике и жесте, включая актерское мастерство, когда как, это не драматическое актерское мастерство. Те же актерские достоверности, 1 план, 2 план, шлейф актера – но утрированно и обостренно, в результате чего, создается художественный объем, который выражается в характере персонажей, в фабуле постановки, режиссерской задаче.

Начну курсовую работу с теоретического разбора, раскрывающего суть жанра пантомимы, эстетики пантомимы, а затем их практическое применение в постановочной работе и анализ сделанной работы.



Пантомима.

Пантомима – это одно из самых древнейших видов художественного творчества человека. Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все". Пантомиму называли живописью в движении, рукам приписывался дар пения. Считалось, что жест способен передать неуловимые, почти неосознанные мысли и чувства.

Театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.

Как и любое искусство, пантомима мыслит художественными образами и воспроизводит жизнь не буквально, а с помощью своих специфических средств выражения – жестов. Случайных или ничего не значащих жестов в пантомиме быть не может. Жест должен быть сделан точно и вовремя, он должен быть скуп, но обладать драматической силой.

Пантомима имеет свои особенности, она требует действия, согретого правдой жизни и логикой.

История возникновения пантомимы

Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён.

Это не простое искусство. У него тысячелетние традиции, своя история.

Нищие, бесправные, не имеющие не только права жизни, но и права на смерть (их еще до конца XVIII века запрещали хоронить на городских кладбищах), бродили по миру народные комедианты. Их театральными залами были базарные площади, аудиторией- толпа, собравшаяся у бочек, на которые настилались доски. Под открытым небом расслышать слова трудно, - куда более выразительными в этом случае были движение, жест. Существовало еще одно обстоятельство: народные актеры являлись по самой своей природе крамольниками, им ненавистны были полицейские, торгаши, богачи. Скоморохи всех наций высмеивали ненавистных народу угнетателей. А это куда безопаснее было делать без слов.

Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, против их представлений издавали особые вердикты отцы церкви, их били кнутом и клеймили, но их веселое искусство нельзя было уничтожить. Любовь народа победила суровые законы и страх загробной кары.

Так, переходя из века в век, не только существовала, но и развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арену цирка; появились не только талантливые клоуны, но на праздниках начали ставиться и большие пантомимные спектакли.

В начале XIX века в Англии настолько прославился клоун Джоэ Гримальди, что его стали называть Микеланджело буффонады. Великий трагический актер Эдмунд Кин учился у этого комика мимике. Диккенс написал историю жизни Гримальди. В Париже на подмостках маленького народного театра Канатных плясунов появился совершенно новый тип пантомимного комика. Гаспар Дебюро создал маску печального неудачника, доброго, но неловкого малого в просторном белом балахоне, с лицом, вымазанным мукой. Образ Пьеро стал типом, его рисовали художники, поэты посвящали ему стихи. Дебюро аплодировали Бальзак, Гейне, Беранже; знаменитые драматические актеры приходили в этот театрик учиться. Когда Дебюро умер, на памятнике написали: «Здесь покоится человек, который все сказал, хотя никогда не говорил».

Наиболее известными фигурами в Европейской классической пантомиме были Батист Дебюро (XIX век), Марсель Марсо, Этьен Декру, Жан-Луи Барро, (Франция), Адам Дариус (Финляндия), Борис Амарантов, Леонид Енгибаров, Анатолий Елизаров (Россия).

В начале и середине XX века произошёл очевидный и по сей день, досаднейший раскол в развитии и восприятии искусства пантомимы в Старом Свете и Северной Америке (особенно - в США, где, как ни печально, само слово «мим» («mime») по сей день является если не «ругательным», то, по крайней мере, носит саркастический характер). В то же самое время в Европе, в России (и впоследствии, как ни парадоксально - в СССР) пантомима была трансформирована в более синтетическое искусство и серьёзно использована в театре и в системе театрального образования такими титанами, как А. Арто, Б. Брехт, В. Мейерхольд, А. Таиров, М. Чехов, Ю.Любимов, Е.Гротовский, Е.Барба и многими другими).

В 1950-х годах, в Ленинграде, в ДК Промкооперации (позднее переименованном в ДК Ленсовета) Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы, из которой вышли В. Полунин (театр «Лицедеи»), В.Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и другие. Так же эта студия сильно повлияла на творчество Роберта Городецкого (театр «Лицедеи»). На основе опыта работы в студии Славский опубликовал книгу «Искусство пантомимы» (1962, книга переведена на несколько языков).

В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями, которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша), Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР), и, наиболее значимый - Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР).

М. Теннисон - художник-график, дал искусству пантомимы - новую энергетику, в результате привнесения которой, само действо в его постановке уже почти ничто не связывало с традиционной пантомимой. Единственным, и непреложным качеством, «удерживающим» его искусство в максимальном приближении к «пантомиме» был факт, что слово или звук (не путать с музыкальным сопровождением!) - по-прежнему оставались табу. Но, в отличие от классической пантомимы, краеугольным камнем которой является дивертисмент, состоящий из до блеска отточенных миниатюр (преимущественно комического свойства), в театрах, указанных выше (и в особенности - в театре М. Тенисона) зритель сталкивался с цельным, продолжительном действом, базированным на цельном сюжете, преимущественно аллегорического свойства.

Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс .

Первый (В.Мартынов, Группа Пантомимы при Музее Электронной Музыки, Москва, 1972 - 1974) декларировал импровизацию, основанную на медитативном состоянии артиста, как единственный путь к выразительности .

Второй (Г. Мацкявичюс, Театр Пластической Драмы, Москва, 1972 - 1985) был более «консервативен» и использовал импровизацию, как часть своего творческого метода: провоцируя актера на импровизацию в рамках заданной поэтической (метафорической) темы , он добивался органичного результата, и впоследствии включал этот результат в зафиксированную канву создаваемого спектакля.

Исключительно важно отметить, что молчание актера на сцене в вышеозначенных театрах было не насильственно-привнесённым условием, а неотъемлемым и органическим элементом выразительности.

(К. Станиславский «Работа Актёра над Собой», «зона молчания»)

Отдельно стоит отметить феномен театра клоунады Вячеслава Полунина «Лицедеи». Будучи классическим мимом «по образованию», В. Полунин привнес в пантомиму - элемент клоунады . Это же, несколько раньше, в меньшем масштабе и в противоположной пропорции, делал Леонид Енгибаров, привнёсший элемент пантомимы в сольную цирковую клоунаду.

Как ни парадоксально, в Канаде, (провинция Квебек), основанный в 1984 году Cirque du Soleil, (Ги Карон (Guy Caron), Франко Драгоне (Franco Dragone) интуитивно возродил многие элементы постановочной методики Европейских театров пантомимы 60-х годов. Суть этого возрождения базировалась на синтезе циркового искусства, пластической импровизации, включающей элементы акробатики, гимнастики и хореографии, и цельной ассоциативной канвы, объединяющей весь спектакль.

В США в 70-е годы были осуществлены некоторые попытки возрождения пантомимы на новом уровне и для нового зрителя, но, как, ни печально, даже наиболее значимые из них (San Francisco Mime Troup и Bread and Puppet) - канули в небытие. Это - вполне объяснимо: обилие и разнообразие хореографических театров в США заняло «нишу зрительского интереса» к пластическому искусству, которая была практически свободна 30-35 лет назад в странах Восточной Европы и бывшего СССР, где единственной «дозволенной» формой физического представления был Классический Балет.

Представители современной пантомимы:

- Ваграм Зарян - французский актёр, танцор, режиссёр и хореограф, работающий в жанре современной пантомимы. Он создаёт труппу современной пантомимы - труппа Ваграм Зарян, которая воплощает на сцене произведения Модерн Арта через искусство жестов. Совместно с драматургом Флорентoм Браконом он ставит спектакль «Исповедь», с которым гастролирует в Восточной Европе и на международном фестивале пантомимы в Армении в Цахкадзоре в августе 2010-ого года. За ним следует ещё один спектакль «Илья», поставленный в Париже.

- Джеймс Тьерри - внук Чарли Чаплина, акробат, танцовщик, мим, актер и режиссер. Родители Тьерри - Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерри - являются одними из вдохновителей "Нового цирка", течения, объединяющего на арене драму, театр и традиционные цирковые жанры. Джеймс Тьерри работает в рамках этого направления со своей труппой "La Compagnie du Hanneton". После "Симфонии майского жука" он поставил спектакль «Сияющая пропасть». Джеймса Тьерри прославили шоу, в которых сочетаются театр, цирк и Пантомима.

Эстетика

Эстетика – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.

Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

Следовательно, Эстетика пантомимы - это ее чувственное познание, создающее прекрасное и выражающееся в образах, философствующее явление.

Пантомима является особым видом искусства, своеобразным способом общения с окружающим миром и другими людьми. В переводе с данное слово обозначает "тот, кто все изображает". Таким образом, пантомима - это вид театрального представления, в котором основной смысл происходящего передается жестами, а не словами.

Истоки «немого» искусства

Возникло такое искусство еще в древние времена и было частью языческих обрядов и ритуалов. Театр пантомимы появился в Римской империи в эпоху Августа. Позже, в смутное средневековое время, церковь ввела запрет на пантомиму, однако последняя продолжала свое существование в искусстве бродячих жонглеров, мимов, менестрелей и скоморохов.

Своего расцвета этот достиг в эпоху Возрождения в импровизированной комедии дель арте, в постановках странствующих Первая пантомима - это любовная (бытовая) мелодрама, арлекинада, которая к 19 веку стала излюбленнейшим жанром театров-балаганов Франции.

Театр нового времени

Как театрализованный балет пантомима впервые появилась в 1702 году в лондонском театре Друри-Лейн. На протяжении 18 века она исполнялась как интермедия в антрактах комедий и трагедий. Как танец пантомима стала частью балета-драмы Ж. Ж. Новера.

Как отдельный эстрадный номер «немая» сценка активно развивается в мюзик-холлах и театрах миниатюр Европы в конце 19 века. Позже возникла школа пантомимы в Марселе, которую возглавил Л. Руфф. Впервые на подмостки лондонского театра выходит актер, который в итоге обретет мировую славу, лучший комик немого жанра Ч. Чаплин. В Германии этим видом искусства занимался М. Рейнхардт.

Во второй половине 20 века появляется беспредметная пантомима - своеобразный рассказ с использованием несуществующих, воображаемых предметов. Мим наших дней должен в совершенстве владеть своим телом. Он должен быть универсальным: жонглером, акробатом, драматическим артистом и при этом прекрасно разбираться в языке балета. Притом хороший мим - это прежде всего философ, способный заложить те или иные настроения, мысли, переживания в других людей при помощи одних лишь жестов.

Виды пантомимы

Различают несколько основных видов «немого» искусства:

Танцевальная (зародилась в обрядах и ритуалах древних людей, языческих племен, до сих пор сохраняется у многих народов);

Классическая (истоки можно наблюдать в зрелищах древнегреческой и древнеримской цивилизаций; в ней гармонично объединяются стихи, музыка и действие);

Акробатическая (включает в себя жонглирование, прыжки, различные трюки; берет истоки из восточного театра, активно используется в цирке);

Эксцентрическая (применяется в цирке, в основе лежит какая-либо комичная ситуация, в сценке задействован специальный реквизит).

К цирковой пантомиме также относят батальную, зоопантомиму, водяную и приключенческую феерию с массовыми сценами и спецэффектами. Последний вид - наивысший уровень мастерства.

Существуют два типа этого вида искусства: соло-пантомима - работа одного артиста, и театральная, с участием коллектива актеров, с использованием декораций и сценария.

Жанры пантомимы

По своему жанру пантомима - это комедия, трагедия иди драма, сказка или миф, памфлет или новелла, эстрадная миниатюра. Одним словом, ей подвластно все. Комедия характеризуется сатирическим, юмористическим подходом. Конфликт или борьба персонажей решаются специфически. Гениальным комиком-мимом всех времен признан Ч. Чаплин. В трагедии сюжет заканчивается катастрофой. Трагическая пантомима отмечается серьезностью, выражением противоречий, конфликтностью.

Сказка и миф, как правило, повествуют о каких-то вымышленных героях и персонажах, зачастую наделенных невероятными способностями к магии и колдовству. «Немая» постановка также может носить характер памфлета, выражая отрицание существующих жизненных принципов, политического устройства страны, может иметь черты насмешки, разоблачения. В случае исполнении новеллы мим рассказывает с помощью жестов о каком-либо лирическом сюжете. Это может быть пантомима - игра одного актера, либо целого коллектива мимов.

Пантомима в России

Святки, разнообразные обряды, масленица, а также всевозможные ярмарочные театры и клоунада стали истоками «немого» искусства в России. В начале 20 века в творчестве режиссеров-модернистов появляется драматическая пантомима - это «Кривое зеркало» Н. Евреинова, «Слезы» К. Маржданова, «Ящик с игрушками» А. Таирова, «Шарф Коломбины» В. Мейерхольда.

Первоначальные принципы старой пантомимы театра дель арте переосмысливались, выливаясь с нечто новое, сопровождаясь чтением стихов, музыкой и хореографией. В середине 40-х годов 20 века этот вид искусства увядает, поскольку в приоритете оказывается слово - более понятное массам, не требующее догадок. В цирковых номерах говорящие клоуны пришли на смену мимам-комикам. Но тем не менее в балете пантомима воистину расцветает. Появляются хореодрамы и драмбалеты, в основе которых лежат «немые» сценки, а не чистый танец.