Юрий Любимов: биография, личная жизнь. Юрий Петрович Любимов — биография, личная жизнь режиссера «Я говорила Любимову, что сложившаяся ситуация плохо кончится»

66-й сезон в знаменитом Театре на Таганке завершился громким скандалом. Его основатель и художественный руководитель Юрий Любимов покинул занимаемый пост, упрекая труппу в «лицемерии и ничем не оправданных актерских амбициях». Последней каплей в напряженных отношениях стала невыплата актерам положенного гонорара за гастроли в Чехии. Труппа обвинила Любимова в обмане, он ее — в излишней жадности. В результате Любимов положил на стол заявление: «Я ухожу навсегда!»

Официально Юрий Петрович отстранен от должности с 16 июля. Художественным руководителем Театра на Таганке стал народный артист России Валерий Золотухин. Ушла с поста заместителя директора театра и супруга режиссера Каталин Кунц. Именно ей многие актеры приписывают все беды театра. «Театр сделал один человек и именно благодаря ему он стал знаменит!» — поддержала супруга Каталин, заявив, что Любимов может запретить актерам играть на сцене все его постановки…

«Я говорила Любимову, что сложившаяся ситуация плохо кончится»

— Положение дел ужасное, — печально сообщила «ФАКТАМ» по телефону заслуженная артистка России, вдова Семена Фарады Марина Полицеймако . — Что сказать? Юрий Петрович — мой учитель. Вы понимаете, как я сейчас переживаю все произошедшее. Это так тяжело.. .

— Говорят, конфликт с коллективом Театра на Таганке у Любимова был давно.

— Это правда. А поездка на гастроли в Чехию стала последней каплей. Но ситуацию, которая там сложилась, трудно назвать скандальной, как это пытаются некоторые преподнести. Просто чешские продюсеры, принимавшие наш театр на гастроли, сами как-то проговорились актерам, что им положены еще какие-то гонорары. И тогда один-единственный актер очень корректно спросил у Любимова о деньгах. Причем совершенно спокойным тоном, вот как сейчас я с вами разговариваю. На что Юрий Петрович ответил, мол, больше никаких денег нет, все остальное получите в Москве. Это значит — всего две-три тысячи рублей (около 600-800 гривен. — Авт . ). Актеры стали возражать, говоря, что им известно о гораздо больших суммах. И вот тогда Любимов стал жутко орать, обвиняя всех и вся.

— А актеры действительно отказались играть спектакли в Праге без денег?

— Это чистое вранье! И вообще весь этот скандал раздул сам Любимов.

*Марина Полицеймако и ее муж Семен Фарада много лет были в числе ведущих актеров Театра на Таганке

— Но зачем он ему?

— Знаете, Юрий Петрович очень изменился за последнее время. Он стал совсем другим. И перемены эти произошли с ним в силу семейных обстоятельств .

— Вы имеете в виду его супругу, венгерку Каталин Кунц?

— Ну да! Ведь по сути именно она руководит Театром на Таганке! Каталин ненавидит все русское, считая, что это, простите, говно. Русских она называет свиньями, а нас, актеров, — отвратительными тварями!

— Это Каталин, которая жила и училась в Москве?! Восемь лет прослужившая в вашем театре?!

— Да! Так и есть!

— И Юрий Петрович закрывает на это глаза?

— Сначала мы все терпели эти оскорбления, не хотели расстраивать Любимова, потому что очень его любили. Но в конце концов я лично ему обо всем рассказала, заметив, что это плохо кончится. Это был разговор тет-а-тет. Он мне лишь ответил: «Маша, Катя плохо владеет русским языком». Я возразила: «Юрий Петрович, она прекрасно понимает и знает, с кем и как разговаривает. Все терпят лишь из уважения к вам!» Я говорила это Любимову еще год назад. А в Чехии просто прорвался нарыв. Я туда не ездила, меня ко времени гастролей уже выкинули из спектакля «Добрый человек», но актеры очень живо все мне пересказали.

«Пусть он — гений, но это не дает ему право так поступать с нами!»

— Любимов сейчас довольно воинственно настроен по отношению к актерам, своим постановкам.

— Ужасно… Как он нас теперь «размазывает»! Говорит, что заставит освободить помещение театра и наберет новую труппу! «Я выкину вас всех!» — кричал он нам. Накануне его почти 100-летия это звучит более чем странно. Любимов собирается выкинуть тех актеров, которые помогали ему всю жизнь. И я одна из них!

— Вы ведь пришли в театр на втором году его существования…

— Да, в 1965-м. Любимов только набирал труппу, и я единственная, кто остался в театре из того, первого, набора. Мы все были отчаянно влюблены в Юрия Петровича! А он теперь говорит, что подобную ситуацию с актерами проходил дважды. Вранье! Никто из нас возражать такому мэтру, как он, и не думал! Когда Любимов был вынужден уехать из Советского Союза и восемь лет не мог вернуться, мы постоянно ходатайствовали за него перед властями. Даже Михаилу Горбачеву писали. Записки через иностранцев передавали на Запад… Но больше всего меня возмутило, что в одном из интервью Юрий Петрович обвинил во всем меня! Мол, я — заводила, именно я затеяла этот конфликт. И это после того, как я всегда его защищала и была ему верной…

*Жена Юрия Любимова Каталин Кунц благодаря поддержке мужа сделала в театре головокружительную карьеру — от уборщицы до директора

— Неужели жена имеет на Любимова такое влияние?

— Еще какое! Знаете, когда мужчине уже 94 года, он, конечно, зависим. Особенно от женщины, которая за ним ухаживает. Но это не дает ему право так поступать с нами! Да, пусть он — гений, но убивать детей своих же не позволительно!

— Супруга Любимова занимала в театре довольно влиятельную должность.

— Юрий Петрович сам ее на нее и назначил. Но происходило ее восхождение постепенно. Сначала Каталин просто убирала туалеты. Потом стала его помощницей и наконец директором. В последнее время она открыто говорила, что Любимов — ноль, здесь все, мол, решаю я! Она увольняла актеров, творила произвол. Ой, все это так неправильно…

— Помните ваш последний разговор с Юрием Петровичем?

— Это было на собрании всего коллектива. Очень тяжелый получился разговор. Любимов нас всех обвинял в непокорстве, ему вторила супруга. Тогда мы и решили, что на смену ему должен прийти человек из нашего же коллектива. Все поддержали кандидатуру Валерия Золотухина. Потом выбрали худсовет, людей, которые будут следить за театром во время нашего отпуска. Ведь с понедельника мы отдыхаем. Дай Бог, чтобы не вернулись к закрытым дверям театра. От Любимова теперь можно всего ожидать. Вот такая ситуация, дорогая моя Украина…

ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТОВ»

1964 год . В Московский театр драмы и комедии пришел молодой главный режиссер — артист Театра имени Вахтангова Юрий Любимов. С тех пор театр стал носить имя улицы, на которой и расположен, — Таганка.

Среди ведущих актеров театра были Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Семен Фарада.
Самые знаменитые спектакли в постановке Любимова — «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Гамлет», «Живой», «Владимир Высоцкий».

1984 год. Из-за конфликта с властями Юрий Любимов покидает Советский Союз, его лишают гражданства. Театром руководит его ученик Николай Губенко.

1989 год. С началом перестройки Юрий Любимов вновь возглавляет Театр на Таганке.

30 июня 2011 года. На спектакле «Маска и душа» Юрий Любимов, выйдя к зрителям, объявил, что прекращает работу с труппой театра.

Из официального заявления Юрия Любимова:

«Труппа Театра на Таганке, созданного мною, в последнее время утратила интерес к игре на сцене. А когда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться. Этот распад проявляется в небрежной сценической работе, опозданиях на репетиции и на спектакли, вплоть до неявок, бесконечных отказах от ролей, незнании текста, нежелании являться на тренинги по движению, хоровые занятия. Зато актеры очень дружно приходят на профсоюзные собрания, охотно ведут бесконечные препирательства с дирекцией. Они забывают о том, что их главное предназначение — хорошо играть на сцене. На гастролях в Чехии актеры Таганки в ультимативной форме потребовали выплаты еще не отыгранных ими денег, при том, что им были выплачены и суточные в Москве, и дополнительные 600 крон по приезде. Им надо было срочно «отовариться» (так говорили в СССР), или же сделать «шопинг», как говорят сейчас, — потому что, как сказали они, в Чехии все дешевле… Актеры Таганки, к сожалению, выступили в эстетике бесконечных криминальных сериалов, их вымогательство переводилось просто: «гони бабки».

У меня нет опасений относительно собственного будущего. Я могу работать в любом полушарии. Предложений ставить спектакли у меня достаточно. Захочу — наберу антрепризную труппу…

Когда-то меня выгнало государство, а теперь довели артисты… Зачем мне работать с такой труппой? В конце концов, чего на свете не бывает, — и мужья с женами разводятся. Я свободный человек. А Таганка кончена…»

Из открытого письма артистов Театра на Таганке Юрию Любимову:

« Уважаемый Юрий Петрович!
Вы, как человек творческий, как режиссер, наделенный небывалым воображением, судя по всему, и впрямь отождествили нас с «подонками квартала» из Вашей легендарной брехтовской постановки. « Хамло, быдло, непотребство, подонки, негодяи, подверженные бешеным приступам идиоты », — вот неполный перечень тех званий, в которые в течение одной календарной декады Вы успели произвести Ваших учеников и многолетних соратников от мала до велика. В пылу обуявшего Вас гнева весьма сомнительно выразились и о покойниках. Стоит ли пятнать память Л. Филатова публичными домыслами об интимных подробностях его жизни? Да и В. Высоцкий, которому Вы некогда посвятили выдающийся спектакль, все-таки останется в людском сознании как поэт и артист, а не как Ваш личный домашний информатор…

Ваш сын, получивший благодаря Вам прекрасное западное образование и возможность жить в любой стране мира, всегда может с полным правом и с гордостью сказать: « Мой отец — великий режиссер, составивший славу русской советской культуры, основатель всемирно прославленного театра ». Почему же нашим детям и внукам Вы не уготовили ничего, кроме позорной участи стыдливо отводить глаза, когда им кто-нибудь бросит в лицо: « Вы из семьи тех негодяев, которые развалили прекрасный театр? Тех, кого можно оскорбить, опорочить, смешать с грязью, а они малодушно этого не заметят? Тех, кого можно выкинуть на улицу, как использованную тряпку? Тех, кому можно при всех плюнуть в лицо, а они утрутся и пойдут дальше «кривляться» и заниматься «профессией падших», как Вы изволили обобщить суть актерского ремесла? ..»

Но Вы ошиблись, уважаемый Юрий Петрович, если подумали, что мы, как стадо баранов, жертвенно склонив головы, потащимся на заклание и потянем за собой свои семьи. Это был бы очень плохой и некрасивый конец.

А первый и главный урок, который мы восприняли от Вас, а Вы от одного из Ваших театральных крестных отцов Б. Брехта, сводится к следующему:

Плохой конец заранее
отброшен,
Он должен, должен,
должен быть хорошим!»

Любимовы за копейку удавятся
7 Июля 2011

Хамство Каталин просто не знало предела! - поведал «КП» бывший актер и режиссер Театра на Таганке Эрвин Гааз. - На репетиции во всеуслышание она могла сказать актрисе в возрасте: «У вас ж..па трясется!», «Вы - твари, быдло, б...ди!»

Актеры Таганки больше не могут молчать о самодурстве Любимовых

Скандал с заявлением об уходе из театра худрука Юрия Любимова две недели обсуждает вся страна. В прошлом еженедельнике мы опубликовали интервью Юрия Петровича (), который обвинил артистов в разгильдяйстве и мелочности. (Читайте также: "Любимов ушел. Таганку спасет Золотухин?") А теперь с ответным словом выступают артисты...

Дмитрий Высоцкий: «Я выиграл суд!»

Актер Дмитрий Высоцкий, известный по фильму Чухрая «Русская игра», девять лет проработал в Театре на Таганке. Здесь же играет его жена актриса Лиза Левашова. Актерская пара не понаслышке знает о мстительности четы Любимовых.

По словам Высоцкого, его конфликт с Любимовым произошел из-за ерунды. Высоцкого попросили представить (вместо заболевшего режиссера Чухрая) на Фестивале русского кино в Италии картину «Русская игра», в которой снялся Дмитрий. Для актера предложение было почетным, и он попросил Любимова отпустить его на несколько дней, что вызвало гнев Юрия Петровича и его супруги.

Я улетел в Италию, а по возвращении меня уволили за прогул, - рассказал Дмитрий. - Я бы стерпел это, но в это же время моей жене предложили тоже писать заявление по собственному желанию, а она в этот момент кормила грудью нашего двухмесячного малыша. За жену я решил бороться. Обратился в профсоюз и подал иск в суд. Жену оставили в театре, а я через суд добился, чтобы мое увольнение было аннулировано. Я восстановился и тут же написал заявление на увольнение. Отсудил и деньги, которые мне не выплатили за работу. Однако от театра получил лишь часть денег, от остальных отказался, потому что Каталин сказала артистам, что деньги мне будут высчитываться из их зарплаты...

«К сожалению, с годами отношение к артистам в театре только ухудшалось, - рассказал «КП» нынешний актер Таганки Роман Стабуров. - Юрий Петрович запрещал артистам театра сниматься в кино. Актеры других театров свободно снимаются в кино, становятся знаменитыми, и их не страшит увольнение - они востребованны. Актеры Таганки неизвестны потому, что всегда отказываются от участия в кино. Артисты Таганки воспитаны по-семейному, не представляют жизни вне театра.

Отсюда, кстати, и трагедии... Очень печальная история случилась три года назад с актером Володей Черняевым. У него пошла черная полоса - развод с женой, ухудшение отношений с Любимовым и его женой. Его друг актер Рыжиков - любимец Каталин, выполнявший все ее указания, - начал трепать ­нервы Володе. По желанию Каталин именно ему, близкому другу, стали отдавать Володины роли. Юрий Петрович любит так сталкивать актеров лбами. Это было еще с Владимиром Высоцким, когда его роль он отдал Золотухину. Черняев не смог пережить травлю, ушел в запой, его уволили. А через два месяца после увольнения вскрыл себе вены. Он не понимал, как ему жить без театра...

Самоубийство Черняева мы связываем с его увольнением из театра. Хотя Любимов сказал всем, что не знает, что Черняева уволили. А потом заявил, что не знает, как умер актер... А увольнений и травли актеров было предостаточно. Знаменитого актера Юрия Беляева уволили за то, что он якобы прогулял репетицию, хотя он лично звонил, что не может быть в этот день, попросил замену. Ему сказали: да, хорошо. Когда же он вернулся, то узнал, что уволен за прогул. Беляев подал в суд и по суду вернулся в театр, отсудив 120 тыс. руб. Некрасиво уволили знаменитого Юрия Смирнова, представлявшего собой «золотой фонд» Таганки. Актера Виталия Шаповалова, который еще с Владимиром Высоцким играл, выжила Каталин. Шаповалов стал болеть, сломал шейку бедра. Его обвинили в том, что он покупает больничные, и вышвырнули вон. Бесчеловечно! Знаменитый художник Боровский вынужден был покинуть Таганку - не стерпел хамства Каталин, жены Любимова.

Прозвища для актеров

Хамство Каталин просто не знало предела! - поведал «КП» бывший актер и режиссер Театра на Таганке Эрвин Гааз. - На репетиции во всеуслышание она могла сказать актрисе в возрасте: «У вас ж..па трясется!», «Вы - твари, быдло, б...ди!» Сперва нам казалось, что у нас два полицейских - добрый Любимов и злая Каталин. Но с годами оба полицейских стали злыми. Работать стало невыносимо. Я не могу слышать, как публично оскорбляют старейших актеров. Какой урок тогда получает молодежь?!

Со мной была такая история. Я, как режиссер, долго разминал свой спектакль, в котором Любимов разрешил мне сыграть главную роль. Но в последний момент узнал, что за моей спиной репетирует роль другой актер. Я 25 лет проработал в Таганке, но мое терпение лопнуло, и я написал заявление об уходе. Кстати, бывало я не мог играть по состоянию здоровья - у меня артрит, одна нога короче другой. Но Любимов понес мое медицинское заключение каким-то своим знакомым и сказал, что я изображаю из себя больного! А еще Любимов и его жена взяли манеру придумывать, как на зоне, артистам прозвища и обращаться по ним к актерам: Академик, Маленький, Вредитель, Паровозик. Это нормально?! И это при том, что со мной Каталин вела себя осторожнее, потому что я немец по национальности. Похоже, русских она ненавидит, называет свиньями.

Не полила... искусственные цветы

Каталин - страшная женщина, - рассказала «КП» бывший костюмер театра, попросившая не называть имени. - При мне была история, когда Каталин шла по коридору, увидела цветы в кадке и воскликнула: «Почему цветы не поливают?!» Ей побоялись сказать, что они искусственные. Каталин прибежала к кадровичке и потребовала уволить уборщицу. Позже кто-то осмелился все объяснить Любимову. Надо отдать должное Юрию Петровичу, он позвонил и извинился перед уборщицей, предложив ей вернуться. Но та отказалась. Почему я ушла? Я была самой молодой костюмершей. Кто-то нашептал Каталин, будто у меня роман с актером, в которого влюблена одна актриса. Все это было вранье! Но Каталин потребовала, чтобы я увольнялась. Я не стала унижаться. Когда пришла оформлять документы к кадровичке, в этот же день увольнялись еще двое работников. И вот при мне в кабинет вошла Каталин и спросила кадровичку: «У тебя за день уволились трое!» «Увольняются-то не у меня, а у вас», - попыталась «оправдаться» та. «Пиши заявление об уходе!» - резюмировала Любимова.

Имеют право

Каталин время от времени издает указы, которые достойны пера Салтыкова-Щедрина, - рассказал «КП» актер Стабуров. - Например, она, как замдиректора, издала «Указ о конфиденциальности информации». Актерам запрещается, кроме прочего, говорить с кем-то о... репертуаре театра, который вообще-то вывешен на афишах! И за это, как следует из документа, артистов ждет не только увольнение, но и привлечение к уголовной ответственности! Еще она издала указ о том, что артисты не имеют права ходить через зрительский вход, а только через служебный. Нарушения карались выговорами и последующим увольнением. И вот однажды я попал к ней в немилость. Мне сделали выговор за то, что я якобы вышел не через тот выход. Вообще подобный указ - уже нарушение всего! А я к тому же его не нарушил!.. Я обратился в суд. Каталин привела очевидцев, которые лже­свидетельствовали, что я прошел не там, где она разрешает! Судья и та была поражена подобным авторским указом. В общем, я добился через суд отмены выговора и отмены указа...

Любимову давно не до театра

Понимаете, просто так актеры бы не попросили в Чехии деньги за спектакль, - объясняет Стабуров. - Просто часто за гастроли нам недоплачивали. То Любимов объяснял, что его принимающая сторона кинула, то еще что-то. У нас были основания не доверять.... На гастролях в Киеве как-то Каталин придумала такую экономию: чтобы не тратиться на гостиницу и суточные, она приказала артистам играть спектакль и уезжать в Москву, а потом возвращаться, чтобы сыграть спектакль. И все равно нам недоплатили. Только слышали брань...

Много можно вспомнить мелких пакостей Каталин. Но зерно проблемы вот в чем: Любимов захотел обеспечить свою семью. Его план - разогнать театр и взять в бессрочную аренду помещение в центре города, - говорит Стабуров. - Судьба актеров его давно перестала волновать. Хотя он и так миллионер. Он заявил, что актеры по 50 тыс. руб. получают. Неправда. Я получаю 37 тыс. руб. Надбавок, премий от Любимова мы не видим. Некоторые актеры живут в нищете. Гааз, который 25 лет проработал в театре, живет в коммуналке. А Любимов живет очень богато. Нам известно: у него есть имущество в Израиле, Венгрии, Италии. В Москве он проживает в трехкомнатной шикарной квартире на Пречистенке. На балансе театра числятся несколько квартир, которые используются на нужды семьи. Подчеркиваю, мы выступаем не против Любимова-режиссера, а против Любимова-директора, с этой работой он и его жена не справляются! А сейчас Любимов вывозит из театра имущество, без описи. Говорит, что это его собственность...

Мы будем следить за ситуацией. В данный момент Любимовы улетели в ­Венгрию. А накануне Юрий Любимов уволил жену Каталин с должности своего заместителя.

Обсуждение статьи

Гудрун
Oct 12 2011 1:17AM

Ничего не могу сказать, ни разу не была в этом театре. И не переживаю. А такие разборки повсеместно. Кто наглый и беспринципный, у кого соответствующая наследственность, тот и все забирает (нефть, никель, алмазы, земля, рыба, аэропорты, электросети, ГЭС и т.д.). А мы негодуем, обсуждаем и на этом все. Меня больше беспокоит куда делись 500 тонн обогащенного урана нашего и будет ли Америка бомбить Сирию. Это важно. А что Кунц с мужем сделали перед возвращением на родину свою, меня не интересует вообще.

РОМАН СТАБУРОВ
Jul 10 2011 7:23PM

Официально заявляю - я, артист Театра на Таганке Роман Стабуров, глубоко возмущен данной публикацией Анны Велигжаниной. Около девяноста процентов приведенных ею здесь якобы моих высказываний я не произносил никогда, как то: инсинуации Велигжаниной о смерти Черняева, не обсуждал в беседе с ней своих коллег, а именно: Рыжикова, Золотухина, Беляева, Шаповалова, Смирнова, Гааза. Так же никогда не обсуждал с ней ни гастроли в Киеве, ни гастроли в Чехии (на которых я не был), ни, тем более, финансовое благосостояние семьи Любимовых. Те ничтожные крохи информации, которые выдернуты ей из моего реального интервью, ею безбожно перевраны и поданы в заведомо " желтом" провокационном ключе. В частности, искажен тон и смещены акценты во всем, что касается Каталин Любимовой. Примечательно, что в данной статье нет ни одного предложения, реально произнесенного мною, ибо ни язык статьи, ни построение фраз, ни убожество приведенных речевых оборотов мне, как человеку образованному, сценаристу и литератору, абсолютно не свойственны.

Я связался с редакцией КП. По моему настоянию Данная статья была убрана с сайта. Готовится опровержение. Тем не менее, к своему ужасу, я обнаруживаю, что статью перепостили на нескольких сайтах. В частности - на вашем. Я на грани того. чтобы подать на Велигжанину в суд.

ДАБЫ НЕ УСУГУБЛЯТЬ СИТУАЦИЮ, ПРОШУ УБРАТЬ ЭТУ ПОЗОРЯЩУЮ И МЕНЯ, И АКТЕРОВ, И СЕМЬЮ ЛЮБИМОВЫХ, И САМУ ВЕЛИГЖАНИНУ, СТАТЬЮ С ВАШЕГО САЙТА, ТАКЖЕ ПРОШУ - УБРАТЬ ВСЮ ВЕТКУ ОБСУЖДЕНИЙ И ЗАБЫТЬ ЕЕ КАК СТРАШНЫЙ СОН.

Ужасно грустно, что в погоне за дешевой сенсацией, некоторые журналисты совершенно теряют СТЫД И СОВЕСТЬ.

для подтверждения моей личности со мной можно связаться или через одноклассники, или по мылу: [email protected]

Добродушный
Jul 10 2011 12:46PM

Ну, "русскость" Любимова для меня под заметным вопросом. А кто (или, лучше, "что") он в действительности есть - порядка двадцати лет назад еще сказал Губенко, когда была очередная внутритаганковская мутация.

ВАЛ
Jul 9 2011 6:33PM

Мда, классическое театра и нашей жизни спуталось в один клубок.

Пора обобщить и расследовать почему мы русские такие, воровство даже исключает инстинкт самосохранения - когда для своей же безопасности надо делится с ближним.

Причина наших многочисленных, жестоких и якобы бессмысленных бунтов именно в этом.

И вечно нами командуют записные сволочи.

Северный
Jul 9 2011 12:36PM

Жаль старика. эта тварь румынка-венгерка оболтала его

Пётр
Jul 8 2011 11:24PM

Владимир Мусинский

Jul 7 2011 11:25PM

Вы как не в эрефии проживаете. Ну многое у нас есть и даже Конституция есть.Есть и УК и масса правозащитных структур.Но что толку от них.От начальника самодура они не защитят.Вы можете добиться восстановления на работе но второй раз вас уволят законно. Подберуться.А некоторых строптивых просто закатают. Просто выженное поле от Закона. Уволит Любимов то не возьмут в другие театры.Каста.Не все смелые распоряжаться достатком своей семьи

Пётр
Jul 8 2011 11:17PM

И это при том, что со мной Каталин вела себя осторожнее, потому что я немец по национальности. Похоже, русских она ненавидит, называет свиньями.

Боже.Ну когда Ты Господи наконец дашь нам силы и возможности наказать кроваво всех кто изгаляется над русскими - живя же за счет русских и среди русских.

предатели -кремляди
Jul 8 2011 2:59AM

Молдавско-приднестровское урегулирование: Сдачей Приднестровья Медведев пытается "замолить перед Западом "грех" юго-осетинской войны"

Казалось, что времена Горбачева и Ельцина, насыщенные духом предательства, когда политики всех мастей и уровней перебегали от одной политической силы к другой, более обеспеченной и "продвинутой", когда с "чемоданами" секретных и сверхсекретных документов они "выезжали" на постоянное место жительства в США (как, например, бывший министр МВД, КГБ Вадим Бакатин), бросали союзников на произвол судьбы, предавались лучшие друзья и целые народы, прежде всего, русский народ, миллионы представителей которого оказались не по своей воле на чужбине..., остались далеко в прошлом, в "лихих" 90-х, пишет ИА "Ольвия-пресс". Отнюдь. Оказалось, что сегодняшние реалии политической жизни и представители властной элиты РФ ничуть не лучше

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1422542.html#ixzz1RSlDCwBi

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Т-34
Jul 8 2011 12:36AM

А вы в курсе, что все театры являются бюджетными организациями? И по сути, существуют за счёт налогоплательщиков, т.е. простых людей.

И этим тетралам не надо ничего творить такого, чтобы завлечь публику, заинтересовать её, заставить через билеты спонсировать творчество. Достаточно прийти в высокий кабинет и выклянчить денег, предварительно отобранных у граждан.

А теперь скажите почему люди платят свои деньги а все эти театы гоняют по заграницам или устраивают аншлаги в Москве? Почему эти сранные спектакли в каком нить Мухосранске хрен когда увидишь, а если и увидишь, то халтуру с запасными актёрами. Какого хрена люди содержат этих шутов гороховых, которые ёщё и сверху вниз на них глядят? А теперь эти нахлебники ещё и публично срутся за наши деньги.

Владимир Мусинский
Jul 7 2011 11:25PM

Очень похоже, что гениальный Любимов ещё и гениальный вор.

Ему бы подумать, что богатства на тотсвет он с собой не возьмёт, а грязь за ним и на тот свет потащится.

А актёрам незачем без конца быть "терпилами", есть полиция и прокуратура.

Жизнь советских деятелей искусства отличается своей насыщенностью и неоднозначностью. Среди множества талантливых людей прошлого века в театральной профессии ярким человеком прослыл также и Юрий Петрович Любимов. Биография Юрия ознаменовалась пышными всполохами и многочисленными смутами. Как внутренними, так и внешними.

Но уют и душевное спокойствие к Любимову пришли в его личной жизни, которая, однако, все же не была безоблачной, и ради спокойствия рядом с родным человеком ему пришлось вынести немало сложных жизненных испытаний.

Рождение актера произошло в купеческой семье, его отец владел магазином. Этот предприимчивый человек слыл истинным барином, который не любил себе в чем-либо отказывать, ему была присуща любовь к красивым и дорогим вещам. Торговал он преимущественно различными соленьями, и эта деятельность сделала его по тем временам зажиточным человеком. Юрий Петрович на четверть имел цыганскую кровь, переданную ему его дедом. Мать Любимова была интеллигентной женщиной, имевшей педагогическое образование, и по этой причине посвятившая свою жизнь преподавательской сфере.

Родным городом для Юрия Петровича был Ярославль, но в скором времени его семье удалось перебраться в столицу, где, будучи еще ребенком, ему пришлось наблюдать весьма трагическую картину – его родителей подвергли аресту. Виной всему послужило щегольство его отца, в доме которого находилось немало вещей роскоши, а также огромная, многотомная библиотека.

Его погубил дерзкий нрав, и поэтому все имущество, находящееся в его распоряжении и представлявшее какую-либо ценность, было конфисковано. Так однажды отец Любимова потерял все то, что собирал длительные годы. Юрий фактически оказался предан самому себе, и это в будущем отразилось на его предпочтениях в том, чему он желает посвятить свою дальнейшую жизнь, что, впрочем, повлекло исключительно положительный эффект.

Однако спустя непродолжительный промежуток времени мать Юрия выпустили, и она смогла вернуться к своим трем детям. У Любимова был старший брат Давид и сестра Наташа, горячо им любимые. Все они, закаленные временами сурового НЭПа, мужественно снесли все испытания, какие только могли свалиться на их юные плечи. В этом помогла та сила духа, которая передалась им по наследству.

Зажиточная семья, членом которой был Юрий, не только дала ему возможность самообразования через чтение хорошей литературы, но и выработала в нем стойкость к всевозможным препонам судьбы.

Юрий Любимов на съемках фильма «Робинзон Крузо»

Юрий Петрович вырос буквально на улице, где передряги происходили практически ежедневно, но выработанный годами характер помог будущему актеру добиться уважения среди сверстников и детей немногим старше. Так за ним закрепилось уважение с их стороны, и впоследствии никто больше не смел, чинить с ним разборки. Это еще подкреплялось тем, что Любимов однажды пошел на улицу с пистолетом в руке, что сыграло свою роль.

Юрий Петровича в скором времени полностью поглотила учеба в московской студии, расположенной при Московском художественном театре. При обучении он проявлял явное трудолюбие, и уже спустя год на сцене в своем исполнении он представил первую эпизодическую роль.

С этого момента началась его актерская карьера, Любимова приглашали в разнообразные спектакли всевозможных тематик. Он с особым жаром брался за работу, потому что чувствовал, что именно на этой стезе он сможет найти себя. В будущем его интуиция не обманула. Так в дальнейшем он сыграл в картинах под названиями:

  • «Человек с ружьем»;
  • «Много шума из ничего»;
  • «Принцесса Турандот» и т.д.

К сожалению, спустя небольшой промежуток времени саму студию закрыли. В качестве дипломной выпускной работы Юрию Петровичу предназначалось сыграть в спектакле «Мещане». С этой ролью он справился весьма успешно.

Начало карьеры и первая любовь

После своего выпуска, первой профессиональной работой актера стал театр имени Вахтангова, и два года подряд он был частью труппы этого учреждения. Спокойное время закончилось внезапно, летним воскресным днем 1941 года, но актер не бросил своего любимого дела. После призыва в армию его служба заключалась в том, чтобы давать небольшие концерты и участвовать в различных художественных постановках, дабы солдаты на передовой не теряли боевого духа.

Ансамбль, в котором этот талантливый человек принимал участие, гастролировал везде, где только могла понадобиться моральная поддержка. Несмотря на ужасы войны, Любимов воспылал к своему творческому делу еще больше только потому, что оно приносило пользу. Его концерты внушали бойцам решимость и твердость в сражениях.

Романтическая полоса в личной жизни у Юрия Петровича началась именно в ансамбле. В труппе принимала участие балерина Ольга Ковалева, которая буквально поразила его своим очарованием и грацией. Привлекательная и одаренная девушка быстро заняла место в сердце актера, и даже война не оказалась помехой близкой связи их душ. Недолго думая, влюбленные узаконили свои отношения, а спустя непродолжительный срок их семья пополнилась старшим сыном, которого назвали Никитой.

Супруга практически никогда не ревновала своего мужа, хотя среди женской половины он имел завидную популярность. Казалось, это не мешало их семейному счастью, но эти отношения были недолговечны. Их разрыв произошел спонтанно: Ольга забрала Никиту и уехала в Абхазию. Впоследствии она утверждала, что не было никакого критического момента, который мог подтолкнуть ее к этому решению, но никогда не конкретизировала причину их расставания.

Никита, который рос исключительно в обществе матери, успел проникнуться русским православием. Его твердым намерением впоследствии стало пойти не в обычную школу, а закончить духовную семинарию. В конечном счете, сын пошел по стопам отца, его профессией и любимым делом стала драматургия.

К тому времени Любимову удалось расширить сферу своей творческой деятельности. В том же году ему досталась роль свинопаса в кинематографической картине. После этого он играл в военной драме, а также в комедии, вышедшей уже после Великой Отечественной, носившей наименование «Беспокойное хозяйство». На сцене он буквально забывался, искусство помогало ему на время уйти от гнетущих переживаний расставания с женой.

Послевоенная деятельность в театре и кино

Демобилизация вновь привела его в 1946 году в труппу, в которой он начинал свое актерское ремесло. Театр имени Вахтангова вновь раскрыл перед ним свои двери, и Юрий Петрович целиком и полностью отдал себя неустанной работе, благодаря чему и получил достаточно быстро общенародное признание.

В 1951 году Юрия пригласили в постановку «Много шума из ничего», роль которая приносила актеру одно удовольствие. Во время работы над образом персонажа он сам не раз говорил, что для него были находкой те драматургические аспекты, какие он познал, участвуя в этой картине, потому как они ему глубоко интересны и близки.

За последующее десятилетие самыми значительными работами в области театра для Любимова стали такие постановки, как:

  • «Два веронца» (1952 г.);
  • «Чайка» (1954 г.);
  • «Идиот» (1958 г.).

В этот же период он начинает заниматься преподавательской деятельностью в училище имени Щукина, что давалось ему относительно легко, от матери Юрию Петровичу достались хорошие ораторские навыки. Ученики внимали практически каждому его слову.

Однако посвящая себя одной работе, второму ремеслу Любимов уделял не так много времени. Актерское участие в кино занимало в биографии Юрия не столь весомое место, поэтому в пятидесятые годы он мало снимается, хотя это было обосновано им же самим. Любимов всегда упоминал, что для него игра в спектаклях стояла всегда выше кинематографа, и он скорее предпочтет съемочной площадке уютную театральную сцену.

Руководительство в театре на Таганке

В это время Театр комедии и драмы, располагавшийся на Таганской площади, находился в ужасном упадке, едва держась наравне с другими, более успешными театрами. Юрию Петровичу предложили исправить плачевное положение этого учреждения культуры, и Любимов с удовольствием взялся за дело. В течение активной работы над улучшением состояния театра он смог в короткие сроки добиться смены состава труппы и даже репертуара.

Благодаря Юрию Петровичу, театр изменил не только свое внутреннее положение, но и название. В конце концов, он стал именоваться «театром на Таганке» и поставил свой первый за долгое время спектакль «Добрый человек из Сезуана», что произошло 23 апреля 1964 года.

Интересным фактом оказалось то, что после упорной реконструкции работы театра за безапелляционные и неординарные постановки его в народе стали называть метафорически «островом свободы в несвободном море».

Театральная сцена позволяла зрителям на время покинуть тот суровый мир, в котором они жили, и погрузиться в атмосферу действия иной реальности. Однако власть имущие лица государства не могли пройти мимо некоторых, по их мнению, чересчур дерзких моментов, а потому не упустили возможность позднее сказать об этом самому Юрию Петровичу.

Активная деятельность Любимова на посту руководителя позволила театру стремительно набрать успех и стать одним из ведущих в Москве. Позже Юрий Петрович был назначен режиссером в оперном театре, где первой его работой стала постановка «Под жарким солнцем любви», которая привела в восторг публику в 1975 году на итальянской сцене, а спустя четыре года на ней же дебютировал спектакль «Борис Годунов».

Среди наиболее знаменитых режиссерских работ Любимова значатся следующие:

  • «Много ли человеку надо» (1959 г.);
  • «Послушайте!» по В. Маяковскому (1967 г.);
  • «Мать» по М. Горькому (1969 г.);
  • «Гамлет» У. Шекспира (1971 г.);
  • «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову (1977 г.);
  • «Дом на набережной» (1980 г.) и др.

В биографии Любимова восьмидесятые годы ознаменовались тяжелым периодом его жизни, так как в театре на Таганке длительное время трудился рядом с ним Владимир Высоцкий, и его внезапная смерть стала для актера страшным ударом. Но еще большим разочарованием для Юрия оказался запрет прощальной постановки в честь этого великого человека. За этим трагическим событием последовало изъятие из репертуара и «Бориса Годунова».

Лишение гражданства и работа за границей

Юрий Петрович преумножил свой талант и стал известен не только отечественной публике, но вышел за пределы родной страны. В начале восьмидесятых годов он покидает СССР и играет в спектаклях уже на зарубежной сцене. За территорию любимой страны он выезжает как прославленный режиссер, затем аудитория узнает его в амплуа актера. С этого момента начинается его незримый конфликт с Родиной.

В 1984 году Любимов пребывал в Лондоне, где узнал, что в советском союзе его лишили гражданства, чему причиной была «гражданская позиция, противоречившая политике СССР».

Но Юрий Петрович не остался отверженным и в западных странах. С огромным восторгом он был принят в Израиле, продолжал актерскую деятельность во Франции, Италии, Германии, Финляндии, США и нескольких других государствах. Его успех на чужбине был просто ошеломителен.

Возвращение на Родину

И хотя за границей Любимова признали, в душе он всегда тосковал по Родине, поэтому в 1988 году он возвращается обратно в Москву. Родина встретила актера победителем, это был настоящий триумф для Юрия, и спустя год ему вернули гражданство.

Юрий Петрович продолжил работу в родном театре на Таганке и наравне с этим не оставил деятельность на зарубежной сцене. Даже в достаточно преклонном возрасте Любимов ставил спектакли, не оставлявшие зрителей равнодушными.

Тем не менее, в 2011 году произошел раскол в труппе – разгорелся конфликт между актерами, и по этой причине Юрий был вынужден подать в отставку, но перед этим успел лишить должности художественного руководителя театра на Таганке. Он считал, что тот не имел достаточно навыков для своей профессии.

Биография Любимова повернулась вспять – он возобновил сотрудничество с театром имени Вахтангова, на сцене которого представил публике пьесу Достоевского «Бесы». Успех сопровождал Юрия и в этой работе.

Личная жизнь

Личная жизнь Любимова с его второй женой окутана ореолом таинственности. Это была в некоторой степени загадочная любовь. В театре имени Вахтангова работали Галина и Лариса Пешковы, и обе были очаровательны настолько, что сам актер не смог первое время понять, в какую же женщину в действительности он влюблен, тем более что Галина составляла конкуренцию Людмиле Целиковской, которая была фавориткой Сталина.

Эта любовная история оказалась настолько запутанной благодаря приукрашиваниям коллег, что не имеет определенного финала.

Говорят, что некоторое время Любимов жил сразу с двумя, но, в конце концов, женился на одной из сестер, хотя в сердце дать себе определенный отчет в чувствах так и не смог.

Некоторое время назад Юрий был очарован Людмилой Целиковской. Пятнадцать лет бездетного гражданского брака моментально рухнули, так как Людмила не смогла терпеть рядом с собой появление еще одной женщины, ее чувство соперничества не позволило ей это принять.

Как только страсти улеглись, и наступило затишье, на горизонте появилась Каталина Кунц, венгерка по происхождению, совмещавшая журналистскую деятельность с работой переводчика. И тогда, в шестидесятилетнем возрасте, Любимов, наконец, был окружен уютом домашнего очага и чувствовал себя как в тихой гавани. Детей Любимов и его супруга завели гораздо позже. В 1979 году на свет появился их сын Петр. Со «своей Катей», как актер любил повторять, Юрий прожил до конца своих дней.

Смерть

В один из осенних дней 2012 года Любимова доставили в больницу с сердечным приступом. Довольно быстро ситуация усложнилась, и актер впал в кому, в которой находился целые сутки. Когда же беда миновала, восстановлению сил значительно способствовал летний отдых актера следующим годом.

Однако 2 октября 2014 года оказалось для Юрия Петровича роковым. Его настигла смерть через три дня, был поставлен диагноз острой сердечной недостаточности.

Похороны гениального актера и выдающегося педагога состоялись спустя шесть дней. Его тело нашло свой последний покой на Донском кладбище. Ранее в торжественной обстановке прошла прощальная церемония в театре имени Вахтангова.

Экс-любовница основателя Театра на Таганке впервые раскрыла его интимные тайны

В конфликте Юрия ЛЮБИМОВА с актерами Театра на Таганке виновата его жена Каталин. В этом ее винит почти вся труппа. Напомним, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся за работу $16 тысяч. Мы решили разобраться, какую роль играли любимые женщины в судьбе Юрия Петровича. Широкая публика знала только о двух браках Любимова: предыдущем - с актрисой Людмилой ЦЕЛИКОВСКОЙ и нынешнем - с венгерской переводчицей Каталин КУНЦ.

Целиковская и Любимов поженились в начале 60-х. Знакомы они были давно, вместе учились в Щуке, работали в Театре им. Вахтангова и снимались в картине «Беспокойное хозяйство». Их роман, закончившийся свадьбой, завязался на гастролях в Одессе.
В театральных кругах активно гуляли слухи, что модный режиссер погуливал от красавицы жены. Целиковская, дескать, обо всех догадывалась - сама была не первый раз замужем. И даже простила благоверному роман с актрисой Еленой Корниловой .

Набожный сын

Сейчас Корнилова работает в театре у Николая Губенко , а вплоть до раскола «Таганки» в 1993 году трудилась под руководством Любимова. Только в интервью «Экспресс газете» она впервые решилась признаться в своем тайном романе с Юрием Петровичем.
- Личные отношения с Любимовым в уголке моей памяти остались навсегда, - вздохнула Елена Константиновна. - Но по прошествии лет я о них жалею. Воспоминания вызывают острую боль. Тем более что сейчас я уже давно замужем за музыкантом, есть дочка и даже внучка.
Корнилова считает Юрия Петровича гением, но говорит, что у 93-летнего режиссера былой талант стремительно уходит.

Его последние спектакли не такие яркие и новаторские, как раньше, - продолжает Корнилова. - Помню, с каким восторгом я играла беременную невесту в его ранней постановке «Добрый человек из Сезуана». Однако, как только Любимов познакомился с Каталин, не только я, но и все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А это то, что он всегда проповедует в своем творчестве. По-моему, у Каталин - озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали.
Оказалось, что Елена Константиновна была хорошо знакома и с Людмилой Целиковской.
- Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, - говорит Корнилова. - Кстати, из-за венгерки у худрука испортились отношения и со старшим сыном Никитой. «Мадам» родила мужу Петра, а Никиту отвергла. Раньше тот приходил к отцу в театр, но с появлением Каталин больше не появлялся. Никита - глубоко верующий человек. Я с ним общалась. Например, как-то мы вместе ездили на могилу к моему отцу. Там Никита долго читал молитвы.
Сейчас старшему наследнику Любимова 62 года. В театре уверены, что на протяжении всей жизни Никита, который жил с женой Натальей и тремя детьми в крошечной «однушке», почти нигде на работал. А довольствовался тем, чем ему помогал знаменитый папа. После появления Каталин Любимов продолжал тайно спонсировать великовозрастного ребенка.


Мама Никиты - балерина Ольга Силантьева , - рассказывает Корнилова. - Известный дирижер Юрий Силантьев отбил ее у своего друга Любимова, с которым они вместе работали в Ансамбле песни и пляски НКВД. Ольга, прихватив сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Ну а Любимов утешился в объятиях Целиковской.
- А кто же был первой женой Юрия Петровича?
- Перед Ольгой у Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых . Но он почему-то не любил об этом распространяться.
Театральные старожилы вспоминают, что Любимов долгое время разрывался между Галиной и Ларисой. Говорят, бывали периоды, когда все трое жили под одной крышей. А уж что там между ними происходило - кто теперь вспомнит. Дела давно минувших дней…


Никита Любимов боялся сойти с ума

Мы долго пытались разыскать старшего сына режиссера Никиту. Но так и не смогли этого сделать. Где он сейчас - никто не знает. Во время поисков мы познакомились с поэтессой Галиной ЛАРСКОЙ, за которой сын режиссера по молодости ухаживал.

Я давно не видела Никиту. Наверное, сейчас он служит при одном из храмов, - поведала женщина. - Он всегда был верующим человеком. Но в тоже время очень тяжелым в общении и неаккуратным. Когда приглашал меня к себе в комнату, там был страшнейший бардак. Не знаю, как его жена Наташа, которая, кстати, значительно моложе, с ним живет. Никита часто вел себя странно. Любил поразмышлять, что боится сойти с ума. А иногда признавался, мол, хочет умереть. Одно время он мало спал и сутки напролет читал. Я ему твердила: «Зачем ты себя гробишь?» А он со страшной улыбкой отвечал, дескать, делает это нарочно, потому что надоело жить.

«Нарыв вскрылся!»

Прокомментировать нынешнюю ситуацию в театре на Таганке мы попросили одного из ведущих актеров - Тимура БАДАЛБЕЙЛИ, который служит у Любимова 16 лет:
- Его уход из нашего театра в любом случае неправильный шаг. Это его детище. Он справляется со своими обязанностями. После Любимова будет уже другой театр, но легенда останется. Потом никто не вспомнит про недоплаченные гонорары, оскорбления в адрес артистов. Все, что позволительно Любимову, не позволительно больше никому! Никому, даже его супруге. Есть рамки приличий, этика, границы дозволенного. Но Каталин легко их перешагивает. Ее отношение к артистам - притча во языцех. Она бесчеловечна! Вот на этом фоне и назрел конфликт. Однако ни у одного из артистов не возникало мысли выносить сор из избы. Мы терпели непозволительные чудачества супруги Любимова. Терпели из уважения к нему, но настал предел - и нарыв вскрылся.




был и талантлив и харизматичен. Возможно еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы.

ОЛЬГА КОВАЛЕВА

В конце 40-х годов Юрий Любимов женился на балерине Ольге Евгеньевне Ковалевой. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В 1949 году Ольга Евгеньевна родила Любимову сына Никиту. Но вскоре после рождения ребенка ушла от него к дирижеру Юрию Силантьеву.

Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор. - Вместе с отцом служил и Юрий Петрович Любимов. Моя мама танцевала в этом ансамбле после окончания хореографическое училище Большого театра. После войны ансамбль НКВД расформировали. Любимов служил в театре им.Вахтангова. У них с мамой родился сын Никита - мой старший брат. Так что мама сидела с маленьким ребенком. А Юрий Петрович много снимался, играл на сцене. Он был очень популярным артистом, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто в она взяла Никиту, и уехала с ним в Абхазию. А уже позже она вышла замуж за моего отца.

Кстати, старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию. Но не закончил ее. Он стал литератором, написал пьесу, которая в 80-х годах шла в театре на Таганке. Он по-прежнему очень религиозный человек. Много времени проводит в храме, а летом уезжает в деревню под Великими Луками, где у него дом. И живет там с женой и тремя детьми.

СЕСТРЫ ПАШКОВЫ

Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц, у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в театре Вахтангова. Сестры Пашковы - обе были красавицами, обе популярны, Галина, старшая из сестер, слыла конкуренткой самой Целиковской. Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой... И по некоторым свидетельствам, был момент, когда они даже жили втроем.

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ

С Целиковской Любимов познакомился в театральном училище имени Щукина. Она училась тогда на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». А в начале 60-х стали жить в гражданском браке. Вместе они были более 15 лет. И расстались после того, как Любимов закрутил роман с венгерской переводчицей Каталин.

В отличие от Каталин, предыдущая жена Юрия Любимова – блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара, в значительной степени режиссер обязан именно ей.


Фото: РИА Новости

Несмотря на кинообраз эдакой «попрыгуньи», очаровательной, но недалекой девушки, в жизни Людмила Васильевна была очень образованной женщиной. Много читала, прекрасно знала зарубежную литературу, у нее был хороший вкус, кроме того, она была известна на всю страну. Ее популярность служила «ключом-вездеходом» в самые высоки кабинеты. Как говорят, именно она познакомила Любимова с «правильным» кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом. А он был гением коллективного разума, в совет театра на Таганке пригласил Бориса Можаева, Федора Абрамов, Андрея Вознесенского, академика Петра Капицу...

Людмила Васильевна сочинила поэтическое представление «Товарищ, верь», поставленное на Таганке, - рассказал нам один из создателей театра его директор Николая Дупак. - Целиковская помогла Любимову стать Любимовым. Она знала, кому нужно позвонить в случае, когда над театром сгущались тучи. Чиновники реагировали на ее имя, когда им говорили, что «Людмила Целиковская очень просила помочь Юрию Любимову...»

ЕЛЕНА КОРНИЛОВА

Актрису театра на Таганке с Любимовым связывали долгие годы не только рабочих отношений.

Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет, - рассказывает Елена Корнилова. - Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума.

Мне кажется, Юрий Петрович был очень зависим от окружавших его волевых женщин. Ему не нужна была жена милая, а нужна была женщина с твердым характером. Целиковская была резковата, у нее был большой авторитет и талант. У Каталин тоже жесткий, боевой характер. Если бы не Каталин, наверное, Любимов не прожил бы такую долгую жизнь. Правда без нее эта жизнь могла быть духовно богаче. Возможно, я к Каталин необъективна, считаю, что она привила нелюбовь Любимова к актерам. С нее начались все беды и раздел театра.

КАТАЛИН КУНЦ

Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». В 1978 году Любимов - ему тогда было 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Пётр (сейчас ему 35 лет). Каталин не так давно вспоминала, что когда была беременна, она слушала фуги Баха и смотрела старые фильмы с участием высокого и стройного красавца Юрия Любимова. И в этой мело-кинематографичной атмосфере она мечтала, чтобы родился сын, похожий на ее необыкновенного мужа...

Многие обвиняли жену режиссера Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, явилась причиной скандалов и раскола в труппе. Но это одна точка зрения. Существует и другая. В разговоре со мной актер Таганки Иван Бортник сказал: «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена. Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».

В этих словах есть правда. Лично я помню такой эпизод. Полтора года назад в Большом театре устроили открытую репетицию оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова. Юрий Петрович вышел на сцену, как король: ухоженный, несмотря на свой солидный возраст, стильно одетый, с элегантной тросточкой в руках. Его цветущий вид совсем не вязался с тем обстоятельством, что за несколько месяцев до этой встречи Любимов впал в кому. Его жена Каталин наравне с врачами смогла вывести его из почти безнадежной ситуации. На протяжении почти сорока лет она всегда была рядом. Вот и на той репетиции стояла у Любимова за спиной. Она попросила журналистов близко не подходить к Юрию Петровичу и вообще на него... не дышать в прямом смысле слова. Говорили, что причиной его болезни был грипп. Поэтому надо было оберегать Любимова от микробов и вирусов. Во время короткого интервью она несколько раз протирала антисептиком микрофон и руки Любимову. И когда заметила в глазах мужа усталость, сразу оборвала ненасытных журналистов.

Многие обвиняют Каталин в резкости, в чрезмерном вмешательстве в дела мужа. Но с другой стороны, так защищать его, беречь его силы, здоровье, отсекать ненужные по ее мнению контакты может только очень любящая женщина. Каталин - жесткий человек, ее в театре боялись. Она гоняла и увольняла актеров, нередко называла их обидным словом «быдло». Но, как признают старожилы Таганки, такого порядка и дисциплины, как при ней, в театре никогда в театре не было. Она лично ходила по фойе и гримеркам и платком протирала углы и стены – нет ли пыли. В театре была идеальная чистота, повсюду цветы, какие-то невероятные люстры, ковры - все было очень красиво, но... не вписывалось в эстетику «театра улиц».

Брак Любимова с Каталин был похож на идеальный союз, точно выстроенную жизненную программу, когда жена создает все условия для работы и успеха мужа, печется о его здоровье, продлевает ему жизнь. А он является не только кумиром и Гением, но и кормильцем.